Научная статья на тему 'Креативный подход к работе над произношением на старших курсах языкового факультета в рамках кредитной системы обучения'

Креативный подход к работе над произношением на старших курсах языкового факультета в рамках кредитной системы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОИЗНОШЕНИЕ / ФОНЕТИКА / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CREATIVE APPROACH / PRONUNCIATION / PHONETICS / CREDIT SYSTEM OF EDUCATION / INDIVIDUAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мехринисо Абдугаффаровна

В данной статье автор утверждает, что уровень произносительных навыков и умений студентов старших курсов значительно ниже, чем на других этапах обучения в языковом вузе. С целью повышения качества обучения произношению автор предлагает материалы для работы над навыками произношения студентов. Автор полагает, что предлагаемый творческий подход к отбору материалов над навыками произношения студентов старших курсов, который по своей форме и содержанию отличается от традиционных методов обучения произношению, вызовет интерес и мотивацию, которые считаются незаменимыми стимуляторами деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Мехринисо Абдугаффаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Approach to Teaching English Pronunciation for Upper-Level Higher School Students in the Frameworks of the Credit System of Education

In the present article the author states that the experience shows the pronunciation skill and ability levels of upper-level higher school students being much lower than those of beginning-level students. Therefore, the author offers resources for working on undergraduates ’ pronunciation skills. The author is confident that the offered creative approach to perfecting pronunciation skills and abilities of undergraduate students, which differs from traditional methods of pronunciation training in their form and content, will cause interest and motivation considered as indispensable activitystimulators for students.

Текст научной работы на тему «Креативный подход к работе над произношением на старших курсах языкового факультета в рамках кредитной системы обучения»

— 78 НОМАИ донишгох )

ФИЛОЛОГИЯМ АНГЛИС АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

М.А бдуллаева

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА СТАРШИХ КУРСАХ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА В РАМКАХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: креативный подход, произношение, фонетика, кредитная система обучения, самостоятельная работа

Как показывает опыт работы в языковом вузе, уровень произносительных навыков и умений студентов старших курсов значительно ниже, чем на других этапах обучения в вузе. Для этого существует ряд причин: на старших курсах отсутствует отдельное количество часов по фонетике, цели обучения по ПУПР (практика устной и письменной речи) на 4 курсе полностью отличаются от целей обучения ПУПР на начальных этапах обучения, поскольку на старших курсах упор делается на использование различных средств выражения мысли студентами, на стилистический анализ текстов, а работа преподавателя больше направлена на увеличение объема высказываний студентов, нежели на их верное произношение. Кроме того, в рамках кредитной системы обучения, где продолжительность урока составляет 50 минут, преподаватель не может проводить тщательную коррекцию ошибок в произношении студентов. В результате навыки произношения на старшем этапе не только не совершенствуются, но и теряются студентами. Исходя из вышесказанного, считаем целесообразным разработать творческий подход к работе над произношением студентов на старшем этапе языкового вуза в процессе

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 3~ч79^~

внеаудиторной самостоятельной работы (СРС - самостоятельная работа студента без руководства преподавателя), которая предусмотрена положением Министерства Республики Таджикистан о кредитной системе обучения.

В организации внеаудиторной самостоятельной работы большое значение имеют планирование и четкая организация учебного процесса. К данному процессу нужно подойти творчески. Для студентов-старшекурсников нами рекомендуется наличие плана СРС, включающего в себя помимо заданий по другим дисциплинам, следующие виды работ, направленных на совершенствование произносительной стороны устной иноязычной речи.

1. Выявление ошибок:

Для правильного планирования СРС во время аудиторных занятий (на уроках самостоятельной работы, выполняемой под руководством учителя) во время опроса студента преподавателю необходимо записать в индивидуальной тетради каждого студента типичные ошибки в его произношении. Например, неправильное произношение

звуков г*ш.« Oi. | w |:; ошибки в интонировании и др.

В свою очередь, благодаря современным технологиям, для самоконтроля и самооценивания своих навыков произношения студент может записать на записывающие устройства свое чтение текстов, беседу по ранее пройденным темам, диалоги по описанию ситуаций, чтение стихотворения и сравнить их с заранее записанной речью преподавателя. Преподаватель, в свою очередь, может провести диагностирующий фонетический тест.

2. Отбор заданий:

На следующем этапе студент уже знает о слабых сторонах своего произношения и непосредственно на основе предложений и рекомендаций учителя для него индивидуально отбирается тот фонетический материал для СРС, который для него больше всего подходит в качестве коррективного курса. Нужно отметить, что здесь понадобится мнение не только учителя языка, но и методиста, а в процессе их совместного творческого сотрудничества может быть решена проблема отбора материала.

Учебными ресурсами для работы могут служить тексты из учебника; комплекты книг с аудиодисками; учебные пособия по

— 80 ~С НОМАИ донишгох ^

фонетике; словари; художественные фильмы; радиоканалы; телевизионные каналы, доступные на сегодняшний день у большей части населения страны посредством спутниковых антенн; интернет-сайты на английском языке; и др.

Нами конкретно предлагаются следующие ресурсы для работы над произносительными навыками студентов старших курсов:

1. Учебник, по которому ведется процесс обучения по ПУПР на 1-4 курсах (Practical Course of English под ред. В. Д. Аракина).

2. Комплекты книг с аудиодисками: Jolene Gear and Robert Gear "Cambridge preparation for the TOEFL test”; Mark Hancock "English Pronunciation in Use” (состоящий из трех частей для начального, среднего и высокого уровня владения английским языком).

3. Учебные пособия по фонетике: Rebecca M.Dauer "Accurate English”; David Brazil "Pronunciation for advanced learners of English”; Mazianne Jordan "Phonetics for learners of English pronunciation”.

4. Словари: J.C.Wells "Longman Pronunciation Dictionary”; Daniel Jones "Cambridge English Pronouncing Dictionary”; Norman Lewis "Dictionary of pronunciation”.

5. Художественные фильмы: В учебной программе по практическому курсу английского языка для старших курсов языкового факультета, использующих учебник В. Д. Аракина «Practical Course of English» предусмотрено изучение таких текстов, как «Dangerous Comer» (Опасный поворот), "То Kill a Mockingbird” (Убить пересмешника), "Up the Down Staircase” (Вверх по лестнице, ведущей вниз) и другие, по которым поставлены спектакли и экранизированы фильмы. В качестве самостоятельной работы мы считаем целесообразным индивидуальный и групповой просмотр/ прослушивание данных фильмов на английском языке.

6. Радиоканалы: ВВС - Radio -www.bbc.co.uk/radio; CNN Radio -www.cnnradio.com; Reuters.com.

7. Телевизионные каналы: Russia today; ВВС World; Animal Planet; Discovery Channel; National Geographic; Euronews.

8. Интернет-сайты, где диктором-носителем языка записаны произнесенные слова и фразы на английском языке, т.е. интернетсайты со звуковым воспроизведением:

http ://www.howi sav.com

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 81 “

http://www.fonetiks.org

http://englishinteractive.net/pronunciation.html

http: //www. english-online. org.uk/pronounce/pronounce.htm

3. Апробация и оценивание проделанной работы:

Проделанная индивидуальная работа над произношением может быть апробирована на занятиях, и на наш взгляд, будет эффективно сочетаться с развитием навыков и умений устной речи во всех её формах: подготовленной, условно-неподготовленной и неподготовленной, благодаря чему должен происходить перенос уже более совершенных навыков, приобретенных благодаря самостоятельной работе над произношением.

Оценка усовершенствованным навыкам и умениям произношения может быть дана на основе устных высказываний и письменных тестов. Далее приводим примеры упражнений для проведения оценивания:

1. In the given story there are 12 incorrect words. The correct word is pronounced the same as the incorrect one, but the spelling is different. Correct them using words from the box (Например: Last weak I cent my sun to the shops to bye sum food вместо Last week I sent my son to the shops to buy some food).

2. Listen to the dialogues and fill the missing words.

3. Think of a computer which people speak into and it writes what they say. Imagine that the computer typed the sentences incorrectly. Correct the incorrect phrases using the phrases in the box (Например: It snow good вместо It’s no good; I've never her July before вместо I’ve never heard you lie before; I think I fell train вместо I think I felt rain ИДР-).

4. Circle the word with a different vowel sound (Например: black want, mad, hand).

5. Circle the word if one of the consonant letters is not pronounced (Например: camp, crisp, climb, cost).

Уверены, что предлагаемый творческий подход к совершенствованию произносительных навыков и умений студентов старших курсов, который по своей форме и содержанию отличается от традиционных методов обучения произношению, вызовет интерес и мотивацию, которые считаются незаменимыми стимуляторами

— 82 НОМАИ донишгох 3

деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. О.Э. Михайлова. Методика обучения произношению на специальных факультетах педагогических институтов. -М.: МГПИ им. В. Ленина, 1980

2. А. Михайлов. Самостоятельная работа по иностранному языку. Методические указания для преподавателей и студентов факультета иностранных языков. -Ленинабад, 1986

3. Mark Hancock. English pronunciation in use. -Cambridge University Press, 2004

Креативный подход к работе над произношением на старших курсах языкового факультета в рамках кредитной системы обучения

М.А. Абдуллаева

Ключевые слова: креативный подход, произношение, фонетика, кредитная система обучения, самостоятельная работа

В данной статье автор утверждает, что уровень произносительных навыков и умений студентов старших курсов значительно ниже, чем на других этапах обучения в языковом вузе. С целью повышения качества обучения произношению автор предлагает материалы для работы над навыками произношения студентов.

Автор полагает, что предлагаемый творческий подход к отбору материалов над навыками произношения студентов старших курсов, который по своей форме и содержанию отличается от традиционных методов обучения произношению, вызовет интерес и мотивацию, которые считаются незаменимыми стимуляторами деятельности студентов.

Cl УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 83 “

Creative Approach to Teaching English Pronunciation for Upper-Level Higher School Students in the Frameworks of the Credit System of Education

M. Abdulloeva

Key words: creative approach pronunciation, phonetics, credit system of education, individual work

In the present article the author states that the experience shows the pronunciation skill and ability levels of upper-level higher school students being much lower than those of beginning-level students.

Therefore, the author offers resources for working on undergraduates ’ pronunciation skills.

The author is confident that the offered creative approach to perfecting pronunciation skills and abilities of undergraduate students, which differs from traditional methods of pronunciation training in their form and content, will cause interest and motivation considered as indispensable activitystimulators for students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.