волшебная сила... ресурса
креативные ресурсы
стратегической деятельности организации
Одной из главных задач каждой организации является определение,
_разработка и поддержание в необходимом состоянии требуемых,
_в том числе и человеческих, ресурсов, т.е. того, чем организация
владеет и что она может использовать в своих целях.
Бережное Г.В.
д-р экон. наук, профессор Астраханского государственного технического университета
Современная теория ресурсов более органична, чем традиционные теории, и относит к ним все контролируемые фирмой активы, возможности, организационные процессы, информацию, знания и т.д. Структурно ресурсы делятся на:
• материальные (технологии, заводы и оборудование, географическое положение, доступ к сырью);
• человеческие (подготовка кадров, опыт, суждения, интеллект, взаимоотношения и т.д.);
• организационные (формальные системы и структуры, а также неформальные отношения между группами).
Таким образом, предприятие рассматривается как комплекс материальных и нематериальных ресурсов, которые превращаются в единую систему благодаря общей стратегии. Наиболее полно ресурсы представлены в понятии активы (все, чем располагает предприятие). Их делят на три части:
• категории (финансовая, кадровая, физическая, знания, политические (отношения), восприятие, организационные);
• классы (обязательства, капитал, ликвидность, персонал, навыки и умения, оборудование, поставки, запасы, готовая продукция, информация о внешних структурах, о процессах/системах, о явлениях/целях, формальные и неформальные отношения с внешними структурами, восприятие внешних структур, системы, структура и культура предприятия, процессы принятия решения);
'■ивная экономика, 2007,№ 6
• типы (обязательств - по срокам и источникам, персонала - по навыкам и умениям, предприятия - по технологическим процессам и выпускаемой продукции, отношениям с каналами распределения (внутреннее партнерство или трансакции), а также другим функциональным характеристикам)1. Активы в таком понимании представляют собой развернутую структурно-функциональную характеристику предприятия. Это - ресурсный подход к стратегии.
Понятие нематериальные активы включает в себя не только знания о продуктах, технологиях и рынках, которыми располагает предприятие, но и репутацию, и имидж лидера по определенным видам продукции и технологий, капитал брэнда, наработанные процессы и связи с потребителями, организационную культуру. Тем не менее, роль важнейшего ресурса принадлежит знаниям как источнику генерирования ценностей и адаптации производственных технологий, сырья и компонентов до уровня способности разрабатывать и предлагать необходимые виды продукции с нужными функциональными характеристиками и стилевыми решениями.
Разработка (использование) активов - неотъемлемая часть жизни и деятельности любой организации. Стратегическая деятельность предполагает управление программами развития активов финансового, кадрового, физического, интеллектуального (знания), перцептивного (восприятия) и организационного характера. То есть их идентификацию, проектирование, реализацию и мониторинг результатов. Характерной особенно-стью активов является сближение категорий, средств и ресурсов стратегической деятель-
1 См. Фаэй Л. Стратегическое оценивание активов организации // Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 327 - 353.
понятие нематериальные активы включает в себя
не только знания о продуктах,
технологиях и рынках, но и репутацию, и имидж лидера, и капитал брэнда
с людьми, и знаний, связанных
обобщенную базу компетенции, существующую в организации
_ инф
_ геог
Ком
Шев S
про]
комбинация знаний, связанных ности. Их окончательное
слияние произошло в рамках понятия ключевых компетенций (знания, с капиталом, представляет навыки и умения).
Ключевые компетенции есть комбинация технологий (на уровне как «железа», так и обеспечения), коллективного обучения (многоуровневого, многофунк-
ционального), способности распространять информацию (через границы видов бизнеса и
^графические рубежи)2. Комбинация знаний, связанных с людьми, и знаний, связанных с капиталом, представляет обобщенную базу компетенции, существующую ; организации. При этом центральной задачей процесса создания компетенций является получение доступа к новым знаниям, их усвоение и интегрирование множества потоков знаний. Знания, требуемые для достижения статуса мирового класса, и скорость технологических перемен затрудняют любой организации владение более чем пятью компетенциями. Поэтому не удивительно, что организации вкладывают так много средств в создание союзов и другие формы, позволяющие им получить доступ к ресурсам, необходимым для создания желательных для них компетенций. Авторы концепции ключевых компетенций собрали воедино не только средства и ресурсы, но и цели стратегической деятельности. Практически они подменяют понятие стратегии понятием компетенция, заявляя, что в концептуальном виде ключевую компетенцию можно представить в виде трех составляющих:
Ключевая компетенция = Технология х Процесс управления х Коллективное обучение3
2 Прахалад К., Фаэй Л., Рэнделл Р. Создание ключевых компетенций и их использование // Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 363-370.
3 Там же, С. 370.
креативная экономика, 2007,№ 6
Предложенная концепция не является стратегической, поскольку каждый из ее элементов не ориентирован на будущее. Так, в основе развития современных предприятий (и экономики) находятся высокие технологии, которым в современных управленческих теориях отводится роль источника радикальных качественных изменений, двигателя перемен. Собственно технология определяется как единство аппаратного, программного, интеллектуального обеспечения отношений и требуемой для их поддержки сети4. Механизм действия высоких технологий упрощенно состоит в том, что в структуре каждой технологии происходят изменения в самом важном, последнем элементе, что означает переход к достижению новых целей новыми средствами.
Сеть поддержки технологий представляет собой совокупность физических, организационных, административных и культурных структур, которые обеспечивают функционирование технологического ядра и достижение поставленных целей. Развитие возникает в том случае, если технологическое ядро приобретает характер высокой технологии, т.е. изменяет качественное содержание задач, систему взаимосвязей, материальные энергетические и информационные потоки, квалификации, роли, стили управления и координации, организационную культуру.
Однако технология только в своей наивысшей точке подчиняет себе существующие сети поддержки, навязывая им необходимые изменения. По мере взаимодействия с сетью поддержки ядро под ее влиянием приспосабливается, теряя эффект, и превращается в обычную технологию частичных
4 См. Желены М. Управление высокими технологиями // Информационные технологии в бизнесе. - СПб.: Питер, 2002, С. 84.
центральной задачей процесса создания компетенций является получение доступа
к новъм знаниям, их усвоение
и интегрирование множества потоков знаний
я
В'
развитие с позиций
технологического фактора
носит цикличный,
спонтанный характер
и в принципе неуправляемо
, 2007,№ 6
улучшений. Наиболее эффективные версии высокой технологии уже «подгоняются» под ту же самую сеть поддержки. Развитие переходит в фазу частичных усовершенствований, а затем - в традиционную, т.е. сохраняющую статус-кво. Наступает фаза равновесия, которая нарушается появлением новой высокой технологии, и цикл повторяется. Таким образом, развитие с позиций технологического фактора носит цикличный, спонтанный характер и в принципе неуправляемо. Необходимо отметить, что сеть поддержки является активным противодействующим ктором, который в конце концов нейтрализует преобразующий эффект высоких тех-ологий, превращая их сначала в обычные улучшенные технологии, а затем в традиционно- охранительные. Сопротивление связано с тем, что радикальные изменения затрагивают интересы участников действующих организаций, отменяющая технология делает их ненужными.
ая и третья составляющие формулы клю-компетенций (процесс управления и коллективное обучение) практически ведут к утрате стратегии, но главное - обучающиеся организации ориентированы на нечто постоянное и устойчивое. То есть в данном случае не учитывается наличие хаотичных беспорядочных процессов, когда определенная цепь взаимосвязей может привести к совершенно неожиданному исходу (порядок ведет к хаосу, а из хаоса рождается новый порядок). И, наконец, приведенная формула не содержит указания на ресурсы. Г. Хэмел и К. Прахалад предлагают получать новые ресурсы на основе:
• отрыва целей от средств (ресурсов) за счет более эффективной концентрации ресурсов на стратегических целях;
• извлечения знаний из опыта и использования ресурсов других компаний;
• дополнения одного вида ресурса другим, повышения качества изделий;
• стремления к сбалансирован- основным креативным ному развитию в производстве
продукции или оказании услуг, стратегическим ресурсом
а также расширения поставок _
товаров; предприятия являются
• совершенствования маркетин-
га и инфраструктуры сервиса; работники, обладающие • сбережения ресурсов, исполь-
зуя переработку или кооперацию знаниями, компетенциями с ресурсами других компаний;
• восстановления рыночных и навыками ресурсов в кратчайшие сроки.
Способом привлечения новых ресурсов явля- _
ется создание стратегических союзов, особенно в области совместных исследований и разработок. Объявленной целью стратегических _
союзов является получение выгоды от использования конкурентных преимуществ другой _
компании или вида бизнеса, т.е. ее ресурсов 5 . _
Позиция автора настоящей работы состоит в _
том, что компетенции являются специфическим _
видом ресурсов, а не заменой всех остальных. Основным креативным стратегическим ресурсом предприятия являются работники, облада- _
ющие знаниями, компетенциями и навыками, _
а также способностью к их привлечению и _
использованию.
Формирование креативных человеческих ресурсов включает в себя
• планирование будущих потребностей в спе- _
циалистах по количеству и качеству;
• планирование мероприятий в области поис- _
ка или подготовки специалистов;
• стратегию удержания нужных людей;
• стратегию гибкости использования людей в _
организации 6 . _
В современной трактовке человеческие ресур- _
сы должны представлять собой особый вид
ресурсов, которые сейчас занимают проме-
5 К. Кристенсен. Корпоративная стратегия: управление пакетом видов бизнеса // Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 100.
6 Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2002, С.247-264.
я
В'
человеческие ресурсы должны
■ особый
жуточное положение полуресурсов-полусредств. Эта специфика находит свое выражение в парадоксах классификации, относящей сотрудников к материальным ресурсам, а их знания и умения - к нематериальным. Так, Л. Фаэй указывает, что к материальным активам относятся денежные средства, предприятия и оборудование, здания и сотрудники; к нематериальным - знания и набор навыков и умений отдельных сотрудников организации и их групп; отношения с внешними структурами - продавцами, каналами и конечными потребителями; восприятие организации и ее одукции другими людьми (например, потребителями, полагающими, что эта организа-я предоставляет им большую ценность за ,еньги, нежели ее конкуренты) 7. Объединение стратегического знания как одной из форм нематериальных ресурсов с возможностями информационной технологии переводит проблему ресурсов на иной качественный уровень, когда знания, как и другие рсы, приобретаются, создаются, систе-зируются и используются для решения текущих и стратегических задач. Такое объединение лежит в основе создания стратегической и ситуационной «платформ реагирования» на рыночные ситуации в режиме минимизации времени или on-line. Это -принципиально новый подход к решению проблемы ресурсов. Однако этого недостаточно. Нематериальные ресурсы (организационный капитал, человеческий капитал и капитал знаний) в сочетании с поддерживающими системами моделирования, управленческими информационными системами, разработками по искусственному интеллекту создают воз-
сейчас
занимают промежуточное
положение полуресурсов-полусредств
7 Фаэй Л. Стратегическое оценивание активов организации // Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 328-329.
креативная экономика, 2007,№ 6
можность для постоянной трансформация знаний виртуальной и экспери-
ментальной стратегичес- (ресурсов) в средство создания
кой деятельности в части
формирования средств и новых бизнес-процессов,
ресурсов предприятия.
в стратегической деятель- товаров и услуг представляет
ности это - технологии,
нацеленные на откры- основу стратегической
тие и исследование _
знаний, которые ищут деятельности новые источники знаний, извлекают знания из этих источников и
превращают их в средство решения проблем. _
Трансформация знаний (ресурсов) в средство создания новых бизнес-процессов, товаров и услуг представляет основу стратегической деятельности.
Работники, обладающие знаниями 8, в силу их _
качеств (способность работать виртуально; высокий уровень образования и умственных способностей; полный набор навыков, необходимых для процесса трансформации знаний; уникальность, основанная на индивидуальных
навыках) являются стратегическим ресурсом, _
специалистами, решающими проблемы, сочетающими в себе источники средств и методов решения проблем.
Поэтому замена термина «рабочая сила» на _
«человеческие ресурсы» является лишь при- _
знанием ценности этого ресурса. Однако не _
раскрывает существа, которое, на наш взгляд, состоит в том, что работник, обладающий знаниями, владеет и возможностями постановки или трансформации целей, средств и ресурсов,
т.е. стратегии предприятия. Указанная катего- _
рия работников представляет собой креативный стратегический ресурс предприятия.
8 Витцель М. Работники, владеющие знаниями // Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер, 2002, С. 219-229.