Научная статья на тему 'Креативные ресурсы стратегической деятельности организации'

Креативные ресурсы стратегической деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережнов Г. В.

Одной из главных задач каждой организации является определение, разработка и поддержание в необходимом состоянии требуемых, в том числе и человеческих, ресурсов, т.е. того, чем организация владеет и что она может использовать в своих целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативные ресурсы стратегической деятельности организации»

волшебная сила... ресурса

креативные ресурсы

стратегической деятельности организации

Одной из главных задач каждой организации является определение,

_разработка и поддержание в необходимом состоянии требуемых,

_в том числе и человеческих, ресурсов, т.е. того, чем организация

владеет и что она может использовать в своих целях.

Бережное Г.В.

д-р экон. наук, профессор Астраханского государственного технического университета

Современная теория ресурсов более органична, чем традиционные теории, и относит к ним все контролируемые фирмой активы, возможности, организационные процессы, информацию, знания и т.д. Структурно ресурсы делятся на:

• материальные (технологии, заводы и оборудование, географическое положение, доступ к сырью);

• человеческие (подготовка кадров, опыт, суждения, интеллект, взаимоотношения и т.д.);

• организационные (формальные системы и структуры, а также неформальные отношения между группами).

Таким образом, предприятие рассматривается как комплекс материальных и нематериальных ресурсов, которые превращаются в единую систему благодаря общей стратегии. Наиболее полно ресурсы представлены в понятии активы (все, чем располагает предприятие). Их делят на три части:

• категории (финансовая, кадровая, физическая, знания, политические (отношения), восприятие, организационные);

• классы (обязательства, капитал, ликвидность, персонал, навыки и умения, оборудование, поставки, запасы, готовая продукция, информация о внешних структурах, о процессах/системах, о явлениях/целях, формальные и неформальные отношения с внешними структурами, восприятие внешних структур, системы, структура и культура предприятия, процессы принятия решения);

'■ивная экономика, 2007,№ 6

• типы (обязательств - по срокам и источникам, персонала - по навыкам и умениям, предприятия - по технологическим процессам и выпускаемой продукции, отношениям с каналами распределения (внутреннее партнерство или трансакции), а также другим функциональным характеристикам)1. Активы в таком понимании представляют собой развернутую структурно-функциональную характеристику предприятия. Это - ресурсный подход к стратегии.

Понятие нематериальные активы включает в себя не только знания о продуктах, технологиях и рынках, которыми располагает предприятие, но и репутацию, и имидж лидера по определенным видам продукции и технологий, капитал брэнда, наработанные процессы и связи с потребителями, организационную культуру. Тем не менее, роль важнейшего ресурса принадлежит знаниям как источнику генерирования ценностей и адаптации производственных технологий, сырья и компонентов до уровня способности разрабатывать и предлагать необходимые виды продукции с нужными функциональными характеристиками и стилевыми решениями.

Разработка (использование) активов - неотъемлемая часть жизни и деятельности любой организации. Стратегическая деятельность предполагает управление программами развития активов финансового, кадрового, физического, интеллектуального (знания), перцептивного (восприятия) и организационного характера. То есть их идентификацию, проектирование, реализацию и мониторинг результатов. Характерной особенно-стью активов является сближение категорий, средств и ресурсов стратегической деятель-

1 См. Фаэй Л. Стратегическое оценивание активов организации // Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 327 - 353.

понятие нематериальные активы включает в себя

не только знания о продуктах,

технологиях и рынках, но и репутацию, и имидж лидера, и капитал брэнда

с людьми, и знаний, связанных

обобщенную базу компетенции, существующую в организации

_ инф

_ геог

Ком

Шев S

про]

комбинация знаний, связанных ности. Их окончательное

слияние произошло в рамках понятия ключевых компетенций (знания, с капиталом, представляет навыки и умения).

Ключевые компетенции есть комбинация технологий (на уровне как «железа», так и обеспечения), коллективного обучения (многоуровневого, многофунк-

ционального), способности распространять информацию (через границы видов бизнеса и

^графические рубежи)2. Комбинация знаний, связанных с людьми, и знаний, связанных с капиталом, представляет обобщенную базу компетенции, существующую ; организации. При этом центральной задачей процесса создания компетенций является получение доступа к новым знаниям, их усвоение и интегрирование множества потоков знаний. Знания, требуемые для достижения статуса мирового класса, и скорость технологических перемен затрудняют любой организации владение более чем пятью компетенциями. Поэтому не удивительно, что организации вкладывают так много средств в создание союзов и другие формы, позволяющие им получить доступ к ресурсам, необходимым для создания желательных для них компетенций. Авторы концепции ключевых компетенций собрали воедино не только средства и ресурсы, но и цели стратегической деятельности. Практически они подменяют понятие стратегии понятием компетенция, заявляя, что в концептуальном виде ключевую компетенцию можно представить в виде трех составляющих:

Ключевая компетенция = Технология х Процесс управления х Коллективное обучение3

2 Прахалад К., Фаэй Л., Рэнделл Р. Создание ключевых компетенций и их использование // Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 363-370.

3 Там же, С. 370.

креативная экономика, 2007,№ 6

Предложенная концепция не является стратегической, поскольку каждый из ее элементов не ориентирован на будущее. Так, в основе развития современных предприятий (и экономики) находятся высокие технологии, которым в современных управленческих теориях отводится роль источника радикальных качественных изменений, двигателя перемен. Собственно технология определяется как единство аппаратного, программного, интеллектуального обеспечения отношений и требуемой для их поддержки сети4. Механизм действия высоких технологий упрощенно состоит в том, что в структуре каждой технологии происходят изменения в самом важном, последнем элементе, что означает переход к достижению новых целей новыми средствами.

Сеть поддержки технологий представляет собой совокупность физических, организационных, административных и культурных структур, которые обеспечивают функционирование технологического ядра и достижение поставленных целей. Развитие возникает в том случае, если технологическое ядро приобретает характер высокой технологии, т.е. изменяет качественное содержание задач, систему взаимосвязей, материальные энергетические и информационные потоки, квалификации, роли, стили управления и координации, организационную культуру.

Однако технология только в своей наивысшей точке подчиняет себе существующие сети поддержки, навязывая им необходимые изменения. По мере взаимодействия с сетью поддержки ядро под ее влиянием приспосабливается, теряя эффект, и превращается в обычную технологию частичных

4 См. Желены М. Управление высокими технологиями // Информационные технологии в бизнесе. - СПб.: Питер, 2002, С. 84.

центральной задачей процесса создания компетенций является получение доступа

к новъм знаниям, их усвоение

и интегрирование множества потоков знаний

я

В'

развитие с позиций

технологического фактора

носит цикличный,

спонтанный характер

и в принципе неуправляемо

, 2007,№ 6

улучшений. Наиболее эффективные версии высокой технологии уже «подгоняются» под ту же самую сеть поддержки. Развитие переходит в фазу частичных усовершенствований, а затем - в традиционную, т.е. сохраняющую статус-кво. Наступает фаза равновесия, которая нарушается появлением новой высокой технологии, и цикл повторяется. Таким образом, развитие с позиций технологического фактора носит цикличный, спонтанный характер и в принципе неуправляемо. Необходимо отметить, что сеть поддержки является активным противодействующим ктором, который в конце концов нейтрализует преобразующий эффект высоких тех-ологий, превращая их сначала в обычные улучшенные технологии, а затем в традиционно- охранительные. Сопротивление связано с тем, что радикальные изменения затрагивают интересы участников действующих организаций, отменяющая технология делает их ненужными.

ая и третья составляющие формулы клю-компетенций (процесс управления и коллективное обучение) практически ведут к утрате стратегии, но главное - обучающиеся организации ориентированы на нечто постоянное и устойчивое. То есть в данном случае не учитывается наличие хаотичных беспорядочных процессов, когда определенная цепь взаимосвязей может привести к совершенно неожиданному исходу (порядок ведет к хаосу, а из хаоса рождается новый порядок). И, наконец, приведенная формула не содержит указания на ресурсы. Г. Хэмел и К. Прахалад предлагают получать новые ресурсы на основе:

• отрыва целей от средств (ресурсов) за счет более эффективной концентрации ресурсов на стратегических целях;

• извлечения знаний из опыта и использования ресурсов других компаний;

• дополнения одного вида ресурса другим, повышения качества изделий;

• стремления к сбалансирован- основным креативным ному развитию в производстве

продукции или оказании услуг, стратегическим ресурсом

а также расширения поставок _

товаров; предприятия являются

• совершенствования маркетин-

га и инфраструктуры сервиса; работники, обладающие • сбережения ресурсов, исполь-

зуя переработку или кооперацию знаниями, компетенциями с ресурсами других компаний;

• восстановления рыночных и навыками ресурсов в кратчайшие сроки.

Способом привлечения новых ресурсов явля- _

ется создание стратегических союзов, особенно в области совместных исследований и разработок. Объявленной целью стратегических _

союзов является получение выгоды от использования конкурентных преимуществ другой _

компании или вида бизнеса, т.е. ее ресурсов 5 . _

Позиция автора настоящей работы состоит в _

том, что компетенции являются специфическим _

видом ресурсов, а не заменой всех остальных. Основным креативным стратегическим ресурсом предприятия являются работники, облада- _

ющие знаниями, компетенциями и навыками, _

а также способностью к их привлечению и _

использованию.

Формирование креативных человеческих ресурсов включает в себя

• планирование будущих потребностей в спе- _

циалистах по количеству и качеству;

• планирование мероприятий в области поис- _

ка или подготовки специалистов;

• стратегию удержания нужных людей;

• стратегию гибкости использования людей в _

организации 6 . _

В современной трактовке человеческие ресур- _

сы должны представлять собой особый вид

ресурсов, которые сейчас занимают проме-

5 К. Кристенсен. Корпоративная стратегия: управление пакетом видов бизнеса // Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 100.

6 Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2002, С.247-264.

я

В'

человеческие ресурсы должны

■ особый

жуточное положение полуресурсов-полусредств. Эта специфика находит свое выражение в парадоксах классификации, относящей сотрудников к материальным ресурсам, а их знания и умения - к нематериальным. Так, Л. Фаэй указывает, что к материальным активам относятся денежные средства, предприятия и оборудование, здания и сотрудники; к нематериальным - знания и набор навыков и умений отдельных сотрудников организации и их групп; отношения с внешними структурами - продавцами, каналами и конечными потребителями; восприятие организации и ее одукции другими людьми (например, потребителями, полагающими, что эта организа-я предоставляет им большую ценность за ,еньги, нежели ее конкуренты) 7. Объединение стратегического знания как одной из форм нематериальных ресурсов с возможностями информационной технологии переводит проблему ресурсов на иной качественный уровень, когда знания, как и другие рсы, приобретаются, создаются, систе-зируются и используются для решения текущих и стратегических задач. Такое объединение лежит в основе создания стратегической и ситуационной «платформ реагирования» на рыночные ситуации в режиме минимизации времени или on-line. Это -принципиально новый подход к решению проблемы ресурсов. Однако этого недостаточно. Нематериальные ресурсы (организационный капитал, человеческий капитал и капитал знаний) в сочетании с поддерживающими системами моделирования, управленческими информационными системами, разработками по искусственному интеллекту создают воз-

сейчас

занимают промежуточное

положение полуресурсов-полусредств

7 Фаэй Л. Стратегическое оценивание активов организации // Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина-Паблишер, 2002, С. 328-329.

креативная экономика, 2007,№ 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можность для постоянной трансформация знаний виртуальной и экспери-

ментальной стратегичес- (ресурсов) в средство создания

кой деятельности в части

формирования средств и новых бизнес-процессов,

ресурсов предприятия.

в стратегической деятель- товаров и услуг представляет

ности это - технологии,

нацеленные на откры- основу стратегической

тие и исследование _

знаний, которые ищут деятельности новые источники знаний, извлекают знания из этих источников и

превращают их в средство решения проблем. _

Трансформация знаний (ресурсов) в средство создания новых бизнес-процессов, товаров и услуг представляет основу стратегической деятельности.

Работники, обладающие знаниями 8, в силу их _

качеств (способность работать виртуально; высокий уровень образования и умственных способностей; полный набор навыков, необходимых для процесса трансформации знаний; уникальность, основанная на индивидуальных

навыках) являются стратегическим ресурсом, _

специалистами, решающими проблемы, сочетающими в себе источники средств и методов решения проблем.

Поэтому замена термина «рабочая сила» на _

«человеческие ресурсы» является лишь при- _

знанием ценности этого ресурса. Однако не _

раскрывает существа, которое, на наш взгляд, состоит в том, что работник, обладающий знаниями, владеет и возможностями постановки или трансформации целей, средств и ресурсов,

т.е. стратегии предприятия. Указанная катего- _

рия работников представляет собой креативный стратегический ресурс предприятия.

8 Витцель М. Работники, владеющие знаниями // Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер, 2002, С. 219-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.