Научная статья на тему 'Методические аспекты выявления ключевых компетенций компании'

Методические аспекты выявления ключевых компетенций компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОМПАНИЙ / МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПАНИИ / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPANIES' KEY COMPETENCIES / COMPANY'S KEY COMPETENCIES IDENTIFICATION TECHNIQUE / COMPETENCIES' DISTINCTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Вера Дмитриевна

В статье представлен обзор проблем, возникающих при использовании концепции ключевых компетенций компаний. Приведены внешние и внутренние отличительные признаки ключевых компетенций; описаны подходы различных исследователей и методический подход автора к выявлению ключевых компетенций компании, апробированный на ряде отечественных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company’s Key Competencies Identification: Methodical Aspects

Review of problems, appearing under the application of companies’ key competencies concept, is presented in the paper. Internal and external distinctive features are outlined; approaches of different researchers are described. Author’s approach to company’s key competencies identification which was testes on a number of domestic enterprises is shown.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты выявления ключевых компетенций компании»

Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Экономика, 1993.

Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Экономика, 1993.

Самуэльсон П. Принципы максимизации в экономическом анализе. М.: Экономика, 1990.

Фридман М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

Рукопись поступила в редакцию 26.11.2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПАНИИ

В.Д. Маркова

В статье представлен обзор проблем, возникающих при использовании концепции ключевых компетенций компаний. Приведены внешние и внутренние отличительные признаки ключевых компетенций; описаны подходы различных исследователей и методический подход автора к выявлению ключевых компетенций компании, апробированный на ряде отечественных предприятий. Ключевые слова: ключевые компетенции компаний, методика выявления компетенций компании, отличительные признаки компетенций.

Концепция ключевых компетенций компаний, появление которой связано с работами Г. Хэмела и К.К. Прахалада, опубликованными в 1990-е гг., по-прежнему вызывает интерес исследователей и практиков. Обзор литературы показывает, что в общих концептуальных дискуссиях и в конкретных эмпирических исследованиях ученые признают методические сложности теоретического определения ключевых компетенций компании и их применения на практике (Hafsi, Thomas, 2005).

Дискуссии ведутся о соотношении таких понятий как ресурсы, способности компании и ее компетенции (Катькало, 2006; Ljungquist, 2007), при этом признано отсутствие общепринятого определения ключевых компетенций компаний (Mooney, 2007). Анализ взглядов различных авторов на ключевые компетенции компаний, в том числе эволюции взглядов Г. Хэмела, представлен в работе (Маркова, 2013).

© Маркова В.Д., 2014 г.

Многие исследователи фокусируют свое внимание на ключевых компетенциях как основном источнике конкурентных преимуществ, пытаясь эмпирически оценить эту взаимосвязь применительно к различным сферам предпринимательской деятельности (Bani-Hani, AlHawary, 2009; Cheng Yung-Hsiang, Yeh Chain-Ya, 2007).

Но, безусловно, основной методической проблемой исследований по-прежнему остается проблема идентификации ключевых компетенций. Ускользающий смысл компетенций исследователи пытаются описать метафорами: у Дюрана - это организационная алхимия и накопленные запасы, Рита МакГрат сравнивает компетенции с тропой, отмечая, что только после того, как компетенции созданы, можно осознать их форму и полезность (Хэмел и др., 2005, с. 290, 326). Видимо, это связано с тем, что компетенции являются эмержентны-ми свойствами компании как сложной системы. Они недоступны непосредственному восприятию исследователей и практиков, плохо понятны и плохо управляемы. Эмержентные свойства систем, как отмечает Дж. Гараедаги, являются результатом непрерывных процессов (применительно к ключевым компетенциям -процессы накопления знаний и опыта - прим. В.М). Такие свойства не поддаются измерению, но можно попробовать понять их как процесс становления в результате взаимодействия нескольких элементов системы (Гараедаги, 2007).

Так, в новосибирской книготорговой компании «Топ-книга» ключевые компетенции были сформированы на основе системы автоматизации учета и логистики (технологии) в сочетании с развитием особых навыков и знаний в сфере управления широким ассортиментом продукции (обучение менеджеров категорий, передача их опыта). Формирование ключевых компетенций, которые мы определили как технологии и экспертные знания компании в книготорговой отрасли, потребовало длительного периода времени и значительных финансовых ресурсов (на приобретение программного обеспечения в области управления ассортиментом, развитие

системы логистики, обучение персонала). Сформированные ключевые компетенции отвечали трем признакам Хэмела-Прахалада, то есть обеспечивали создание дополнительной ценности для потребителей (нужная книга), позволяли дифференцироваться от конкурентов и осваивать новые региональные рынки. Признанием компетенций «Топ-книги» со стороны конкурентов стал тот факт, что конкуренты передавали «Топ-книге» функцию формирования ассортимента своих книжных магазинов. По сути, ассортимент книжного магазина стал стержневым продуктом компании Топ-книга. Однако, амбициозно увеличивая число книжных магазинов по всей стране, компания не смогла справиться с финансовыми потоками и была признана банкротом. Используя метафору дерева применительно к компетенциям компании, можно констатировать, что чересчур разросшаяся крона сгубила все дерево.

Осознавая методическую проблему выявления компетенций и разграничения ключевых и неключевых компетенций, Хэмел и Прахалад определили внешние отличительные признаки ключевых компетенций (тест Хэмела-Прахалада) относительно потребителей, конкурентов и рынков (2002, с. 178-181):

• ценность для потребителей: компетенции определяют особые достоинства конечных продуктов компании и вносят существенный вклад в воспринимаемую потребителями выгоду, которую несут товары компании;

• универсальность: ключевые компетенции обеспечивают компании потенциальный доступ к широкому спектру рынков, являясь своего рода трамплином для прыжка в будущее;

• уникальность навыков, позволяющая дифференцироваться от конкурентов, обеспечивать конкурентоспособность компании. Являясь результатом сложного взаимодействия технологий, навыков, знаний и опыта, ключевые компетенции компании практически не воспроизводимы конкурентами.

Затем к этим трем отличительным свойствам, введенным авторами концепции клю-

чевых компетенций, были добавлены свойства долговечности и устойчивости:

• долговечность ключевых компетенций компании характеризуется степенью их защиты от конкурентов;

• устойчивость определяется степенью «укоренения» ключевых компетенций в корпоративную культуру компании, а также устойчивостью компетенций при отраслевых изменениях.

По мере расширения исследований ключевых компетенций было установлено, что они обладают рядом свойств, которые можно использовать как внутренние критерии проверки правильности (адекватности) их выделения:

• критерий системности: это система навыков и технологий, знаний, опыта и схем взаимодействия компании с партнерами, которая, с одной стороны, обеспечивает извлечение синергического эффекта, а с другой -является трудно копируемой;

• критерий времени формирования: это накопленные компетенции компании, то есть процесс их приобретения является длительным, время накопления не поддается сжатию;

• критерий принадлежности: ключевые компетенции совместно формируются различными подразделениями компании и принадлежат всей компании, а не отдельным товарам, бизнес-единицам или группе людей;

• критерий использования: ключевые компетенции используются в производстве многих продуктов, при этом они не амортизируются со временем, чем больше их используют, тем больше они развиваются и улучшаются, поскольку накапливают в себе дополнительные знания, однако «спящие» компетенции устаревают.

Приведенный выше пример «Топ-книги» показывает также, что для развития компетенций важно иметь собственный источник знаний в компании, применительно к «Топ-книге» - знание рынка и его участников. Связано это с тем, что как подчеркивают Хэ-мел и Прахалад, не рыночные возможности

нового продукта, а создание и преумножение выгод, привлекательных для потребителя, лежат в основе разработки новой ключевой компетенции (2002, с. 175).

Кроме того, для уточнения ключевых компетенций компании было предложено использовать методический принцип от противного: определено, что нельзя считать компетенцией. Компетенция не является продуктом; способностью, которой обладают все конкуренты; единственным умением; чем-то, чем обладает лишь одно подразделение компании.

Однако за время, которое прошли после появления первых работ Хэмела и Прахалада, не выработано универсального подхода к выделению (идентификации) компетенций компании, что лишь усилило критику концепции ключевых компетенций и призывы заняться ее операционализацией (Катькало, 2006, с. 349; Коллис, Монтгомери, 2007, с. 33; Уи-льямс, 2003).

Приходится констатировать, что сформированы лишь некоторые общие рекомендации относительно данного процесса, в частности предлагается:

• организовать работу сотрудников компании по выявлению ее ключевых компетенций в нескольких группах, чтобы обеспечить разнообразие взглядов, при обязательном участии в этом процессе руководителей компании высшего уровня;

• описать все компетенции компании адекватными терминами;

• на основе обсуждений и дискуссий достичь между участниками процесса согласия относительно того, являются ли выделенные компетенции ключевыми, и существует ли связь между компетенциями и воспринимаемой потребителями ценностью (выгодой от приобретения товара), поскольку «компетенции демонстрируют себя потребителям в форме продукции компании и ее атрибутов (Прахалад и др., 2002, с. 367);

• также рекомендуется, чтобы процесс определения компетенций не имел механистического и формального характера.

Далее подходы разных авторов к идентификации ключевых компетенций компаний могут существенно различаться, при этом все они слабо формализуемы и довольно субъективны.

Так, Хэмел и Прахалад пишут (2002), что сочетание ключевых компетенций и функционального (выделено автором), а не продуктового мышления специалистов компании, мышления, позволяющего проникнуть в суть вещей и потребностей клиентов, направляет компанию к неисследованному белому пространству. Тогда как Дж. Дей считает, что функциональные «линзы» не позволяют увидеть ключевые связи между видами деятельности компании (2008).

Сложности идентификации компетенций компании связаны с тем, что они коренятся, по словам Дж.Дэя в глубине организации. Особенно непросто определить компетенции компании, если рассматривать ее с функциональной точки зрения, а не с точки зрения основных процессов. Другая проблема связана с соблазном заменить компетенции компании понятием «сильные стороны». Определение компетенций затрудняет рассредоточенность знаний в компании, а также тот факт, что эти знания официально не формулируются. В компании существуют накопленные в результате технического обучения и длительного опыта знания и навыки сотрудников. Также есть знания, воплощенные в технических и информационных системах компании, кроме того, существуют управленческие системы, ценности и нормы (организационная культура), которые объединяют индивидуальные способности в связанное целое. Однако разобраться в этих внутренних взаимосвязях, а главное оценить их с позиций создания воспринимаемой потребителями ценности, - нетривиальная задача современного менеджмента (Дэй, 2008, с. 80-81).

В. С. Кать кал о считает, то ключевые компетенции компании можно выделить путем анализа спектров продуктов и услуг фирмы и ее конкурентов (Катькало, 2006, с. 350).

По мнению И.Б. Гуркова, выявление ключевых компетенций компании возможно

на основе бенчмеркинга, технологического аудита и политического анализа. При подходе сверху-вниз необходимо провести декомпозицию существующих продуктов в системы операций и анализировать уникальные операции компании, при подходе снизу-вверх, наоборот, выделяются элементы операций, и анализируется, как они постепенно трансформируются в продукты. Комбинированный подход, по его мнению, включает три этапа: бенчмаркинг основных систем компании; выделение в составе систем ноу-хау и «особых отношений»; проверка по тесту Хэмела-Пра-халада (Хэмел, Прахалад, 2006, с. 110-112).

Ф. Гуияр и Дж. Келли отмечают, что процесс отыскания ключевых компетенций включает составление длинных списков технологий и способностей, из которых каждый элемент затем подвергается многократным тестам. По их мнению, проблема выявления компетенций является, прежде всего, поведенческой, а не аналитической. Надо не размышлять, а совместно реализовывать проекты, то есть выявлять компетенции через действие. Сущность такого подхода они определяют следующим образом: «Проектируй по мере продвижения вперед» (Гуияр, Келли, 2000, с. 226).

Одним из способов определения ключевых компетенций компании является выявление ключевых клиентов, характера их потребностей и определение роли компании в удовлетворении этих потребностей. Такой способ позволяет клиенто-ориентированным компаниям получить ответ на вопрос: «Чем мы должны заниматься сегодня и завтра для удовлетворения потребностей клиентов?» Пример такого подхода - от выявления требований потребителей к свойствам продукции и компетенциям компании - приведен в статье В.С. Ефимова и И.А. Ханыкова (Ефимов, Ханыков, 2002). Применительно к компании, работающей в сфере 1Т-технологий, авторы описывают процесс выявления потребительских свойств, их ранжирование на основе многофакторного сравнительного анализа и оценки влияния способностей и компетенций компании на формирование свойств ее про-

дукции. Результатом такого подхода является иерархия ключевых компетенций компании.

З.Н. Варламова (Варламова, 2005) также предлагает начинать процесс идентификации ключевых компетенций компании с установления свойств товаров, представляющих ценность для потребителей, а затем анализировать бизнес-процессы и ключевые активы компании, что и позволит, по ее мнению, определить ключевые компетенции компании.

Однако подход к оценке компетенций с учетом требований потребителей, по нашему мнению, имеет свои ограничения, в частности с его помощью невозможно определить ключевые компетенции инновационных компаний типа Sony, предлагающих продукты, намного опередившие потребности рынка.

Л. Исмагилова и Т. Гилева (Исмаилова, Гилева, 2007) предлагают в качестве стартовой точки выявления ключевых компетенций компании использовать перечень ее нематериальных активов (человеческий капитал, организационный капитал, капитал клиентских отношений), затем экспертным путем составлять ранжированный список ключевых факторов успеха и выделять ключевые бизнес-процессы компании. Используя полученную информацию, авторы предлагают процедуру цепной индексации для выявления ключевых компетенций. Исключение из процедуры выявления компетенций потребительских оценок товаров компании, в которых, собственно говоря, и проявляются компетенции, ставит под сомнение практическое применение предлагаемого подхода.

Интересный методический подход к определению ключевых компетенций компании и оценке их вклада в доходы компании описан в книге Андриссена и Тиссена «Невесомое богатство» (Андриссен, Тиссен, 2004). На условном примере компании «Веселые игрушки» и его нового директора они последовательно рассматривают этапы выделения ключевых компетенций, их тестирования, оценки перспектив развития и т.д. Мы используем материал «Веселые игрушки» в работе со слушателями программы МВА в Но-

восибирском государственном университете в качестве кейса, который облегчает понимание сути компетенций и помогает слушателям оценивать компетенции собственных компаний (это своего рода прототип модели выявления и оценки компетенций компании).

Известен также подход Srivastava ^гту-а81ауа, 2005), который предлагает воспользоваться при выявлении компетенций компаний матрицей, по одной оси которой представлены составляющие, известные как 7S фирмы «МакКинси», по другой - некоторые характеристики компании (эффективность издержек, инновации, связанные системы и пр.).

Анализ подходов к идентификации ключевых компетенций компаний позволил нам понять их ограничения в части практического применения и предложить собственный подход, апробировав его на приборостроительном предприятии

Подход основан на сопоставительном анализе внешних факторов, в том числе ключевых факторов успеха и конкурентных преимуществ, и внутренних возможностей компании и последующей проверке выявленных системных характеристик компании на предмет соответствия отличительным признакам ключевых компетенций. Предлагаемый подход включает в себя несколько этапов, описанных ниже.

Этап 1. Подготовительный.

1.1. Анализ продуктового портфеля компании и выделение товаров-представителей в каждой товарной группе и (или) бизнес-единице компании. В качестве товара-представителя может быть выбран товар, на долю которого приходится наибольший объем продаж в товарной группе (бизнес-единице).

Так, на рассматриваемом предприятии портфель товаров народного потребления включает три линейки продуктов: бытовая техника, медтехника и автотехника, соответственно для дальнейшей работы было взято три товара - мясорубки, ингаляторы, автоматические пуско-зарядные устройства (АПЗ).

1.2. Формирование рабочих групп специалистов компании по определению ее ключевых компетенций. В каждую группу

должны войти специалисты разных служб: НИОКР, производства, продаж и маркетинга, финансовых служб. Определение представителей руководства компании, которые будут участвовать в этой работе.

1.3. Определение регламента групповой работы: место работы, сроки и продолжительность, количество этапов. Важно определить, кто будет модератором (ведущим) групповой работы, предпочтительно, чтобы это был консультант, обладающий знаниями в рассматриваемой области и навыками организации обсуждений. Также важно определить, кто будет выступать экспертами в процессе обсуждений итогов групповой работы. Идеальным представляется вариант, при котором экспертами будут представители руководства компании, а также независимые консультанты.

1.4. Подготовка исходных методических материалов. Это краткие материалы по ключевым компетенциям компаний с описанием критериев оценки компетенций, конкретными примерами компетенций известных компаний (принцип бенчмаркинга), а также формы заданий для работы в группах, таблицы для заполнения и другие необходимые материалы.

Этап 2. Работа в группах по формированию списка возможных компетенций компании (заполнение таблицы).

Товары-представители Характеристики товаров, имеющие ценность для потребителей Компетенции компании

1.

Формирование списка характеристик товаров, которые представляют ценность для потребителей, обычно не вызывает трудностей у работников компаний. Переход от характеристик товара (таких как цена-качество, сервисное обслуживание, дизайн, простота эксплуатации, температурный режим и др.) к возможным компетенциям связан с ответом на вопрос: Какие стороны деятельности предприятия важны для достижения указанных характеристик продуктов?

Первоначальный список ответов в каждой группе формируется в произвольной форме с обязательной фиксацией всех высказываний, например, участники групповой работы указали такие компетенции предприятия как конструирование, точность сборки, культура производства, изготовление пресс-форм, технология литья пластмасс, техника продаж, потенциал развития (инновации), партнерство и т.д.

Этап 3. Обсуждение и выработка согласованного списка компетенций компании.

Каждая группа представляет результаты своей работы, которые фиксируются на доске (флип-чате и пр.) и являются основой для последующего обсуждения и выработки общего списка компетенций компании.

Методическая сложность данного этапа связана с необходимостью уточнения и при необходимости переосмысления зафиксированных в группах компетенций компании, что возможно сделать в процессе обсуждения с обязательным участием экспертов. Отметим, что на данном этапе важны знания экспертов в части компетенций других компаний (принцип бенчмаркинга), их понимание сути ключевых факторов успеха, конкурентных преимуществ и компетенций компаний. Именно носители экспертных знаний могут помочь сотрудникам компании выявить ключевые компетенции компании в процессе групповой работы и итерационного обсуждения.

Сформированный таким образом список компетенций является основой для последующего этапа групповой работы.

Этап 4. Оценка в группах выделенных компетенций компании по описанным выше критериям по пятибальной шкале (заполнение таблицы).

Критерии оценкй"~~—^^ Компетенция 1 Компетенция 2 Компетенция 3

Ценность для потребителей

Уникальность

Универсальность (основа для развития)

Долговечность

Устойчивость

Этап 5. Обсуждение полученных результатов и уточнение компетенций компании.

Обсуждение сформированного и оцененного по указанным критериям списка компетенций компании направлено на то, чтобы понять, действительно ли эти компетенциями являются ключевыми. На данном этапе эксперты призваны внести в обсуждение критические нотки, задать «неудобные» вопросы, посеять сомнения, в частности, могут быть заданы вопросы о том, как соотносятся выделенные компетенции с ключевыми факторами успеха на данном рынке, действительно ли компетенции уникальны и отличают предприятие от конкурентов, нужны ли они при переходе на другую продукцию и пр.

Затем рекомендуется взять тайм-аут для осмысления менеджерами полученных результатов, поскольку в перспективе возможно итерационное повторение ряда этапов групповой работы и обсуждений.

Использование описанной методики в режиме обучающего семинара на крупном приборостроительном предприятии Алтайского края позволило выделить компетенции предприятия, в соответствии с критериями провести уточнение одних компетенций и поставить проблемы относительно других, в частности относительно такой важно компетенции как партнерство (Кузнецова, Маркова, Цомаева, 2013). Отметим, что развитие партнерства открывает перед предприятием возможность доступа к компетенциям других (внешние компетенции) и увеличения масштабов своей деятельности (Прахалад, Рамас-вами, 2006, с. 196).

В несколько упрощенном варианте методика была использована для определения ключевых компетенций ряда компаний малого и среднего бизнеса. Так, у оптово-розничной компании в качестве ключевых компетенций были определены системная интеграция в рамках отраслевой цепочки создания ценности и управление ассортиментом на потребительском рынке (Ь2с). Оценка показала, что эти компетенции имеют ценность для потре-

бителей, универсальны, но, к сожалению, не являются уникальными. В сложных рыночных условиях (видимо, обозначился предел роста данного бизнеса) универсальность компетенций создает возможность развития бизнеса за счет других потребительских товаров с широким ассортиментом (родственная диверсификация).

Интересные моменты выявились при обсуждении ключевых компетенций инновационной компании. Руководство компании считает ключевой компетенцией обладание уникальной технологий нагрева с широким спектром возможных применений (строительство, деревообработка, железная дорога, потребительский рынок). Эта компетенция имеет ценность для потребителей (решение их проблем), уникальна (компетенция уникальна, а копируются продукты компании) и универсальна (до сих пор выявляются новые сферы использования технологии).

Однако последующее обсуждение показало, что поскольку компания продолжает заниматься новыми разработками, то ее ключевые компетенции лежат также в сфере разработки новинок и процессов коммерциализации. В основе этих компетенций лежат творчество, технические знания и навыки, в том числе закрепленные в патентах, навыки и технологии поиска новых возможностей применения новинок, а также управленческие навыки коммерциализации и создания рынка для новинок.

Отметим, что проблема таких инновационных компаний заключается в том, что рано или поздно наступает период «стабильного» бизнеса, когда надо заниматься операционной эффективностью, а это требует иных компетенций.

Ограниченность предлагаемого подхода проявилась при попытках выделения ключевых компетенций компаний сферы услуг, предлагающих клиентам рецепты решений, основанные на знаниях (аудиторские, финансовые, юридические, инжиниринговые и пр. услуги). Видимо, ключевые компетенции таких компаний связаны с умением по-новому

комбинировать знания для предоставления новых и больших выгод клиентам (по сути, индивидуализация услуги), а также с навыками совместного использования знаний для извлечения синергетического эффекта (Эдвинс-сон, 2005, с. 120-125). Однако этот вопрос требует более детальной проработки.

В заключении отметим, что определение ключевых компетенций компании помогает понять потенциал ее развития и создает основу для активного управления самыми ценными ресурсами компании. Сопоставление ключевых компетенций компании и возможностей рынка - это один из способов ограничения набора стратегических альтернатив. Один из авторов концепции ключевых компетенций Г. Хэмел в более поздних работах утверждает, что ключевые компетенции компании и ее стратегические активы (материальные вещи, которыми она владеет и которые являются одновременно и редким, и ценным) формируют «трамплин для прыжка в будущее», являются основой радикальных инноваций (Хэмел, 2007, с. 29).

Литература

Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. М.: Олимп-Бизнес, 2004.

Варламова З.Н. К вопросу идентификации ключевых компетенций фирмы // Вестник Оренбургского госуниверситета. 2005. № 10. С. 13-16. URL: http://vestnik.osu.ru/2005_10_1/3.pdf.

Гараедаги Дж. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск: Гревцов Паблишер, 2007.

Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.

Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006.

Дэй Дж. Организация, ориентированная на рынок. М.: Эксмо, 2008.

Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция компании как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. URL: http://www.dis.ru/library/detail. php?ID=22862.

Исмагилова Л., Гилева Т. Компетентностно-ориенти-рованный подход к формированию стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 9. С. 106-115.

Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд. дом СПГУ, 2006.

Коллис Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия: ресурсный подход. М.: Олимп-Бизнес, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кузнецова С.А., Маркова В.Д., Цомаева И.В. Развитие организационных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности Алтайского приборостроительного завода «Ротор» на рынке ТНП // Регион: экономика и социология. 2013. № 2. С. 324-336.

Маркова В.Д. Ключевые компетенции компании. Стратегический актив, который у вас есть, но который вы не используете. Saarbrucken: Pal-marium academic publishing, 2013.

Прахалад К., Фаэй Л., Рэнделл Р. Создание ключевых компетенций и их использование // Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпи-на Паблишер, 2002.

Прахалад К.К, Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М.: Олимп-Бизнес, 2006.

Уильямсон О.И. Исследования стратегий фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1. № 2.

Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. BestBusinessBooks, 2007.

Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005.

Хэмел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002.

Эдвинссон Лейф. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: Инфра-М, 2005.

Bani-Hani J.S., Al Hawary F. The Impact of Core Competencies on Competitive Advantage: Strategic Challenge // International Bulletin of Business Administration. 2009. № 6. Р. 93-104.

Cheng Yung-Hsiang, Yeh Chian-Ya. Core competencies and sustainable competitive advantage in air-cargo forwarding: evidence from Taiwan // Transportation+Journal, 2007. URL: http://www. thefreelibrary.com/Transportation+Journal/2007/ June/22-p52517.

Hafsi, T., Thomas, H. The field of strategy: in search of a walking stick // European Management Journal. 2005. № 23 (5). Р. 507-519.

Ljungquist U. Core competency beyond identification: presentation of a model // Management Decision. 2007. № 45 (3). Р. 393-402.

Mooney A. Core Competence, Distinctive Competence, and Competitive Advantage: What Is the Difference? // Journal of Education for Business. 2007. № 83 (2). Р. 110-115.

Srivastava S. C. Managing Core Competence of the Organization. Vikalpo // The Journal for Decision Makers. 2005. № 30 (4). Р. 49-63.

Рукопись поступила в редакцию 09.03.2013 г.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА1

Т.В. Коссова, М.А. Шелунцова

Данная статья является логическим продолжением опубликованной в № 3 (58) Журнала за 2012 г. статьи «Социальная ставка дисконтирования в России: методология, оценка, межрегиональные различия». В настоящей статье показано, при каких условиях целесообразно оценивать социальную ставку дисконтирования методом социальной альтернативной стоимости капитала, рассмотрен опыт применения этого метода в других странах, изложена методология и приведены расчеты для России. Выявлено, что данный метод целесообразно применять, когда социально значимая задача может быть решена не только в государственном, но и в частном секторе, а также в случае оценки бюджетной эффективности инвестиционного проекта. В статье обоснована целесообразность учета отраслевых особенностей проектов общественного сектора: представлены соответствующие расчеты и дано объяснение выявленных различий.

Ключевые слова: оценка эффективности государственных инвестиций, инвестиционные проекты общественного сектора, социальная ставка дисконтирования, социальная альтернативная стоимость капитала.

© Коссова Т.В., Шелунцова М.А., 2014 г.

1 В данной научной работе использованы результаты проекта «Влияние мер государственной политики на формирование здорового образа жизни», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.