Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратова Л.В., Володарская Е.А.

Статья посвящена анализу психологического феномена креативности личности и ее связи с конкурентоспособностью личности. Описаны различные подходы к исследованию креативности. Определены характеристики креатив- ности, структура, механизмы формирования и развития творческого мышления и индивидуально-психологических особенностей. Представлена связь креативности образовательного пространства вуза как условия проявления творческого потенциала студента и развития его конкурентоспособности в будущей профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратова Л.В., Володарская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A COMPETIVENESS FACTOR OF THE PERSONALITY

The article analyses the psychological phenomenon of the personality creativity and its connection with the personality competitiveness. There are mentioned the various approaches to the study of creativity. In the article there are defined characteristics of creativity, structure, mechanisms of formation and development of creative thinking as well as individual- psychological characteristics. The article is presented the relation of creativity of education space of a higher education institution as conditions for phenomenon of creative potential of a student and development of its competitiveness in the future professional environment.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ»



УДК 159.924.24

Володарская Е.А.,

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник истории организации науки и науковедения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Кондратова Л.В.,

аспирант Московского института психоанализа

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу психологического феномена креативности личности и ее связи с конкурентоспособностью личности. Описаны различные подходы к исследованию креативности. Определены характеристики креативности, структура, механизмы формирования и развития творческого мышления и индивидуально-психологических особенностей. Представлена связь креативности образовательного пространства вуза как условия проявления творческого потенциала студента и развития его конкурентоспособности в будущей профессиональной среде. Ключевые слова: креативность, творческие способности, конкурентоспособность, творческий потенциал, креативная среда вуза

Volodarskaya E.,

Doctor of Psychology, Leading Researcher of the Center for the History of Organization of Science and Science Studies of Institute of the History of the Natural Science and Technology named after S. Vavilov of the Russian Academy

of Sciences

Kondratova L.,

Postgraduate student of the Moscow Institute of Psychoanalysis

CREATIVITY AS A COMPETIVENESS FACTOR OF THE PERSONALITY

The article analyses the psychological phenomenon of the personality creativity and its connection with the personality competitiveness. There are mentioned the various approaches to the study of creativity. In the article there are defined characteristics of creativity, structure, mechanisms of formation and development of creative thinking as well as individual- psychological characteristics. The article is presented the relation of creativity of education space of a higher education institution as conditions for phenomenon of creative potential of a student and development of its competitiveness in the future professional environment.

Keywords: creativity, creative abilities, competitiveness, creative potential, creative environment of higher education institution

Термин «креативность» произошел от латинского слова сгеайо - сотворение, создание. До сих пор не выработано единого определения креативности, хотя большинство ученых указывают на способность личности и группы создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится [20]. Среди других определений можно выделить и более развернутую ее формулировку: «Креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [19, с. 355]. Это особенный тип интеллектуальных способностей, характеризующихся направленностью личности, склонностями, формирующимися на основе задатков и имеющих разный уровень и степень развития, выраженности. Понятие креативности связано с понятиями таланта и гениальности. Изучению способностей посвящены работы таких

отечественных психологов, как Б.М. Теплов, Т.И. Артемьева, В.М. Экземплярский и других.

Креативность - комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения задачи [4]. Креативность может выражаться в создании новых, необычных, оригинальных результатов, в высокоразвитом воображении, эстетическом мировоззрении, независимости, гибкости, динамичности личности, ее открытости новому социальному опыту.

Креативность неразрывно связана с творческим процессом, но в то же время отличается от понятия «творчество». Творчество есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, творчество представляет собой культурно-историческое

явление. Следовательно, можно иметь творческую профессию (писатель, художник и т.д.) и не быть креативной личностью. Креативность проявляется в любых жизненных ситуациях, в которых есть новизна и неопределенность условий и требований, а не только в искусстве. Это не единичная способность, а комплекс интеллектуальных и личностных качеств, жизненных позиций. Творчество, как и некоторые другие социальные аспекты жизни индивидов, находится на вершине развития качественных характеристик антропогенеза [12].

Развитие творчества, креативности личности -путь к тому, чтобы быть успешным, сохранить целостность личности в неопределенной, изменчивой окружающей реальности [11].

Работы Т. Тардифа, Р. Стенберга, Дж. П. Гилфорда, П. Торранса, Х. Гарднера и других исследователей креативности выявили основные параметры этого психологического феномена:

- оригинальность (минимальная частота повторяемости) - способность продуцировать неожиданные ответы и решения [5];

- семантическая гибкость (частота переключений) - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования [6, с. 66-71];

- образная адаптивная гибкость - способность изменить форму объекта для выявления новых признаков и возможностей их дальнейшего использования [7];

- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в не-регламентированной ситуации [8];

- иррелевантность - сложившаяся личная логическая независимость реакции от стимулов [22, с. 52-64].

Основными составляющими креативности являются:

- индивидуальные особенности личности - направленность интересов, уровень интеллекта, широта кругозора, внимание, темперамент, эмоциональность, валидность, динамичность, настойчивость, целеустремленность, воспитанность и т.д. [10];

- жизненный опыт - все богатство накопленных навыков, ощущений, переживаний, влияние внешней среды [9, с. 125-129];

- особенности мышления - объективность, оригинальность, конструктивность, уровень антиципации, собственные аттитюды [21].

Весь комплекс особенностей интериоризации, присущий данной личности, постепенно приводит к стремлению вероятностного прогнозирования. Преобладающие мотивы и мотивационная деятельность личности всегда индивидуальны и основаны на при-родно-генетических задатках собственного социаль-

но-личностного восприятия, комплекса личных черт характера, уровня развитости и направленности интересов и способностей [17].

Характеристики и особенности окружающей среды, ее качественный уровень, совместно с индивидуальными особенностями личности, ее мышлением и жизненным опытом, с детства расширяют условия и возможности своевременного, постепенного, постоянного и всестороннего развития личности ребенка. Осуществление такого процесса возможно посредством развития любознательности и активности. Предоставление возможности самостоятельной деятельности и выявление осознанной направленности в детстве (с третьего года жизни ребенка) содействует развитию самостоятельности мышления ребенка, определению путей самовыражения, проявлению его склонностей и интересов [18].

Стремление личности к определенному виду творчества во взрослой жизни приводит к повышению уверенности к себе, профессиональной состоятельности, развитию интересов и знаний, свободному освоению существующих методик и технологий в результате многокомпонентного подхода, позволяющего посредством использования доступных средств и возможностей продвигаться в различных направлениях в решении насущных задач и проблем от простого к сложному, находить простые решения сложных проблем. Но для этого недостаточно иметь только высокую профессиональную компетентность, необходима еще и внутренняя потребность в решении проблемы и способность к самоконтролю своего психического состояния. Эта потребность удовлетворяется в результате неустанного творческого труда; синтеза, анализа и умелого использования имеющихся духовных и материальных ресурсов. Высокий уровень мотивации достижения и подготовленности в профессиональном и общекультурном развитии приводит к более высокому уровню мышления - его быстроте, гибкости, оригинальности, использованию методов комбинаторики исходя из опыта различных направлений восприятия [16].

Развитие творческих способностей в доступных условиях и приемлемой форме неразрывно связано с развитием воображения и креативности, проявляющихся в заинтересованном осмыслении, проведении экспериментов и опытов, оригинальной аргументации предложения или действия, вербальной и /или практической выраженности замысла и заинтересованном стремлении к получению того или иного реального результата. На практике можно убедиться в правильности выбора, уровне предложения и исполнения, его качестве и действенности (эффективности) креативного решения [13, с. 104-109].

Качество креативности прежде всего связано со способностью выявить пробелы в собственных

знаниях, недостатки объекта, суть дисгармонии в восприятии, устройстве и функционировании объекта с различных точек зрения - эстетической, экономической, технической и т.д. [14, с. 355-357].

Развитие креативности связано с качеством среды общения, характеристиками которой являются социальный статус субъекта; культурный уровень; профессиональная принадлежность; круг интересов; выраженность преобладающего эмоционального фона; определенность шкалы ценностных ориентиров; стремление к самосовершенствованию; пути, средства и цели самовыражения [2].

Психологические характеристики креативного мышления

Интеллектуальными предпосылками креативности выступает креативное или дивергентное мышление [3]. К признакам дивергентного мышления относят веерообразное, расходящееся по разным направлениям мышление; поиск вариантов решения задачи; неожиданность получаемых выводов и результатов.

Для творческого мышления характерно то, что стадии генерирования идей и их критическая оценка разделены во времени; нацеленность на сбор недостающей информации; максимальное расширение видения проблемного поля; использование рекомбинации - представление в новых, необычных сочетаниях существующих знаний, образов; развитое воображение - выстраивание новых отношений между элементами ситуации.

Человеку, обладающему креативным мышлением, свойственна любознательность; стремление к познанию всего нового, неизвестного для него, он ярко проявляет интерес к «объекту» внимания и мнениям других людей, общительность, наблюдательность. «Объектом» внимания может быть и физический объект, и событие, и определенное явление и т.д. Особое внимание уделяется вопросам, касающимся практической стороны использования объекта и его характеристик - материала, свойств, устройства или структуры, области применения, преимуществ, недостатков и т.д. Характер вопросов выдает многосторонность интереса к «объекту», вариативность мышления.

В своих суждениях такой человек старается быть предельно конкретным, четко высказывая свое мнение, отношение и пожелания. Такие высказывания всегда конструктивны, хотя и могут показаться некорректными с точки зрения общепринятого этикета и даже кого-то невольно «задеть». Стиль таких высказываний более приближен к афористическому. Даже при описательной либо характеризующей условный объект реплике можно уловить попытку предложить тот или иной вариант решения проблемы, т.е. обнаружить проявление дивергентного мышления или, при желании, не заметить его.

Внимательное отношение к объекту интереса проявляется в более выраженном умении слушать и слышать, усваивать и перерабатывать полученную информацию по опознаванию, определению и нахождению путей решения данной задачи, проблемы; всестороннему анализу собственных и других вариантов предложенных решений с учетом оптимальных значений, происходит процесс оценки качества идей. В данном случае имеет значение причина возникновения проблемы, ее суть (формулировка), анализ ресурсов и рисков и других, присущих именно данному объекту, факторов, использование новизны взгляда на проблему, оригинальности подхода к ее решению, уникальности метода исполнения при наличии максимально полной и достоверной информации [16, с. 98-104]. Как правило, такая информация сама нуждается в самостоятельной перепроверке.

Переработка исходной информации осуществляется на основе апперцепции, всестороннего личностного восприятия исходя из накопленного жизненного опыта и особенностей индивидуальной комбинаторики и селективного сравнения путем ассоциативной аналогии, метафоры и тому подобными способами конструктивного осмысления как всего объекта в целом, так и его частей, функций и впечатлений, производимых данным объектом. Обобщенное понимание сути проблемы может складываться в целостную картину, если саму ее разбить на части [15, с. 172-178].

Среди личностных качеств творческого человека ярко проявляется уверенность в правильном понимании сути проблемы, независимость и смелость суждений и предложений состоявшейся личности, стремление к достижению практического результата, пусть даже и поэтапно, т.е. с последующими доработками основных составляющих оригинальных идей, подходов и принципов. Спокойное или эмоциональное восприятие критических замечаний от других не может свестись к личной обиде, так как основополагающей целью является решение проблемы, а не личные амбиции. При этом достойная оценка личного интеллектуального вклада в решение проблемы не остается незамеченной, как, впрочем, и безразличное или несправедливое отношение к нему.

Достижение актуальности и оптимальности решения проблемы возможно как с использованием логики, так и с помощью вдохновения, озарения, основанного на всем комплексе осмысления цели, личном опыте, ассоциативном мышлении, эмоциональном состоянии, теоретических и практических знаниях и т.д. Инсайт есть внезапное интуитивное озарение, понимание сути ситуации в новом ракурсе. Характеристики инсайта проявляются в селективном кодировании (отборе из массива информации той, которая имеет ключевое значение); селективном комбиниро-

вании (понимании того, как надо соединить фрагменты информации, чтобы получить новое неожиданное решение); селективном сравнении (выделении связи проблемы с тем, что уже известно, решение по аналогии) [1].

Возможно проявление признаков раздражения при некомпетентном подходе других или попытках людей, далеких от креативного мышления, поучаствовать в процессе. Хотя и в этом случае возможно понимание как присутствия неизбежных помех во имя достижения результата, цели. Креативность в большинстве случаев является проявлением отношения данной личности к объектам ее внимания во многих областях и различных ситуациях.

Можно сделать вывод о доброжелательности и деятельном участии креативного человека, его соучастии и сочувствии, несмотря на, возможно, обманчивые внешние проявления - хмурость, отчужденность, критицизм и т.д. Эти внешние проявления воспринимаются намного легче и проще, чем понимание самой сути высказывания такого человека, его желания разрешить проблему в оптимальном виде и в сжатые сроки.

Но в большей степени креативность человека зависит от целостного отношения к окружающему миру (статистическая компонента) и отдельным процессам (динамическая компонента). И в этом заключается главное отличие креативного человека от других людей. В отличие от обычных людей, у которых превалируют в их поведении мотивы достижения комфортных условий жизни, у креативных людей преобладают качественно иные мотивы (таблица 1).

Как следует из таблицы, для развития креативных способностей личности необходимо сочетание различных факторов: условия внешней среды; положение в обществе, влияющее на условия полноценного развития личности, сложившихся взаимоотношений и характера общения; направленность и соответствие личных и общественных интересов; уровень развития способностей, соответствие их природным склонностям; уровень и направленность мышления; личностные черты характера; мотивация деятельности.

Креативность как качественная способность личности может развиваться в процессе целенаправленной деятельности в условиях личностного роста или внешнего (педагогического) воздействия. Существует ряд теоретико-методологических подходов выявления и развития креативных способностей (А. Осборн, Эд. Де Боно, Т. Бьюзен, У. Гордон и др.).

Конкурентоспособность креативных людей во многом зависит от восприятия и оценки в рамках ближайшего социального окружения (семья, коллеги, друзья, руководители), что обусловлено необходимостью признания значимости таких людей, ценности их деятельности для решения поставленных задач, от

понимания, поддержки со стороны внешнего окружения. При необходимости поиска оптимального решения конкурентоспособность личности резко возрастает.

Креативное предложение требует особого такта и соблюдения ряда обязательных условий для своей реализации, например необходимость коллективного характера принятия решения, привлечение других людей к процессу реализации идеи, формальная фиксация продуктов интеллектуальной собственности в виде свидетельств, патентов и т.д.

Таким образом, уровень и широта креативности личности во многом зависит от качества социальной среды, сформированного запроса на реализацию новой, актуальной и продуктивной мысли, т.е. должны присутствовать условия востребованности ее результата.

Важными психологическими аспектами изучения креативности являются динамика развития креативной личности, влияние социального окружения, критерии оценки значимости вклада в развитие общества, индивидуально-личностные особенности, такие как внимание, воображение, склонности, интерес и другие аспекты личности.

Реализация творческих замыслов должна быть сопряжена с проявлением упорства, настойчивости, целеустремленности, аргументированной убежденности, умением выстраивать продуктивные коммуникативные связи и т.д. В таком случае вероятность практической реализации идеи многократно возрастает.

Инновационная среда Московского физико-технического университета как условие развития креативных способностей студентов

Особое значение для развития креативности имеют особенности социального окружения личности. В частности, для раскрытия творческого потенциала студента в процессе его профессионального становления в вузе очень важны характер отношений «преподаватель - студент», компетенции преподавательского состава, которые выражаются в уровне профессиональной теоретической и практической подготовки; признании среди коллег; стремлении к самообразованию и повышению квалификации; заинтересованности в развитии учащихся и умении системно преподнести необходимые знания, поделиться имеющимся опытом [2, с. 107-114].

Наибольшее значение в развитии учеников приобретает фактор личной заинтересованности преподавателя в их профессиональной состоятельности, желание и умение общаться, обучать и делиться опытом. Данный процесс приобретает характерные черты долговременности, постепенности, качественности, а сами участники учебного процесса - взаимной заинтересованности, ответственности, заинтере-

Таблица 1.

Особенности креативной личности

№ Мотивы и основные черты характера людей с обычным мышлением. Мотивы и основные черты характера людей с креативным мышлением.

1 Собственное благополучие: - социальное положение в обществе; - уровень благосостояния; - спокойный и размеренный ритм жизни; - вопросы восприятия себя окружающими, своего имиджа; - возможность пользоваться всеми благами общественной жизни для своего удовольствия; - повышенная забота о состоянии здоровья. Любознательность, обусловленная интересом к жизни: - Что это? - Для чего нужно? - Где применяется? - Как работает? - Как устроено? Насколько эффективно? Есть ли аналоги? Любопытство, лежащее в основе чувства радости от понимания переживаемого.

2 Мышление, направленное на поддержание собственного положительного имиджа в обществе: - получение престижного образования (в отличие от ценности его качества); - стремление к получению значимой должности на работе, независимо от имеющихся способностей и соответствия ее требованиям; - стремление «отойти» от реального участия в решении поставленных задач, но при этом непременно быть участником команды; - стремление к минимальному уровню ответственности в случае неудачи; - более выраженная направленность на участие в процессе (что возможно без особых умственных усилий), чем нацеленность на результат, что требует приложения определенных усилий. Мышление направлено на повышение уровня эффективности применения и эксплуатационных свойств «предмета интереса». Контроль над верностью направления протекания процесса и оценка соответствия результатов, включая промежуточные, изначальным устремлениям. Важна постоянная возможность осмысления: - Что можно было бы изменить для повышения эффективности? - Области и частота применяемости. - Насколько данные материалы, конструкция, устройство и функции соответствуют цели изготовления и применения? - Насколько технологично в изготовлении и обслуживании? Мышление направлено на вопросы самореализации, самообразования, самосовершенствования, чтобы сделать жизнь интереснее и разнообразнее.

3 Стабильное эмоциональное и психологическое состояние: - избегание проблемных и конфликтных ситуаций; - душевное спокойствие; - чувство удовлетворенности от имеющегося уровня потребления или неудовлетворенности завышенных запросов и т.д. Внутренние качества, черты характера: - инициативность; - смелость; - волевые устремления; - способность к самоограничению, самопожертвованию; - чувство неудовлетворенности имеющимися достижениями; - способность к напряженному и упорному труду; - стремление к новым достижениям.

4 В мотивах выражено стремление к более спокойной и обеспеченной жизни с меньшими затратами сил и средств. Повышение уровня собственного имиджа в обществе, уровня жизни и благосостояния. Здоровое желание жить долго, счастливо и беззаботно. Мотивы выражены в стремлении: - к наилучшему пути самореализации; - понимания сути и значимости аргументов, фактов, явлений и событий; - к самосовершенствованию путем познания; - к достижению результата, цели.

сованности в достижении конечного результата и его качестве. Легкость и эффективность процесса обучения является относительной величиной и зависит от влияния множества отдельных факторов и их сочетания.

Имея большое желание к обучению, выбранной специальности и изначально высокий уровень подготовки (что обусловливается жесткими критериями отбора), абитуриенты МФТИ попадают в интереснейший и насыщенный событиями мир науки. МФТИ занимает, наравне с МГУ, одно из ведущих мест в системе образования страны (в технических областях знаний), а по некоторым параметрам и превосходит его.

За шесть лет обучения у всех студентов МФТИ есть все возможности развить свои креативные способности. Развитие этих способностей происходит в творческой обстановке быстрыми темпами. Это достигается благодаря наличию следующих факторов:

- большой объем учебного материала;

- высокий уровень трудности и разнообразия задач, предлагаемых к решению;

- насыщенный событиями учебный процесс;

- высокий интеллектуальный и культурный уровень окружающей среды (сверстники, старшекурсники, иностранные студенты, профессорско-преподавательский и административно-технический персонал);

- высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, члены которого широко известны в научном и профессиональном сообществе;

- высокий уровень требования к знанию иностранных языков;

- сочетание теоретической и практической подготовки на протяжении всего периода обучения;

- неподдельный интерес к уровню физической подготовки студентов со стороны руководства института;

- самостоятельная научная работа под руководством высококлассных специалистов в различных областях исследований;

- требования к постоянному повышению квалификации профессорско-преподавательского состава;

- разнообразные культурно-массовые мероприятия;

- возможность участия в олимпиадах и конференциях различного уровня по отдельным предметам и направлениям;

- действующая система тьюторской и психологической помощи в первые годы обучения;

- возможность стажировки в зарубежных вузах;

- система помощи в трудоустройстве выпускников вуза (при наличии такой необходимости).

Система МФТИ позволяет не только развивать креативные способности у студентов, но и дает им высокий уровень компетенций, теоретических и практических знаний и навыков, способствующих поиску и реализация перспективных идей, умению распознать и поддержать креативные способности в других людях для достижения поставленной цели.

Таким образом, можно утверждать, что МФТИ создает условия для выявления и развития творческого потенциала студентов, что проявляется, во-первых, в развитии базы знаний и умений, накоплении и систематизации информации, способствующей появлению продуктов творческой деятельности студентов, совершенствовании навыков и умений для самостоятельного творческого поиска. А во-вторых, поддержание атмосферы доверия и поддержки, располагающей к творчеству и открытым, доверительным межличностным отношениям как студентов между собой, так и преподавателей. В итоге студенты не пассивно усваивают транслируемые им знания, а активно пересматривают их, формируя запрос на изменение содержания учебного процесса в соответствии с требованиями рынка труда. Все это проявляется в формировании конкурентоспособности у студентов и выпускников вуза, что, в свою очередь, повышает конкурентные преимущества данного учебного заведения высшего профессионального образования.

Список литературы

1. БогоявленскаяД.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

2. ВолодарскаяЕ.А., КондратоваЛ.В. Конкурентоспособность личности как социальная установка // Российский научный журнал. - 2015. - № 4 (47).

3. ГилфордДж. Психология мышления / Под ред. А.А. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965.

4. Грецов А.Г. Тренинг креативности. - СПб.: Питер, 2008.

5. Козьяков Р.В. Психология переговоров. - М: Директ-Медиа, 2014. - 33 с.

6. Козьяков Р.В. Технология развития коммуникативной компетентности в процессе вузовского обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2007. - № 4.

7. Козьяков Р.В,, Басин М.А. Методы АСПО. - М: Директ-Медиа, 2014. - 17 с.

8. Козьяков Р.В. Психология управления. - М: Директ-Медиа, 2014. - 201 с.

9. Козьяков Р.В., Заварзина О.О., Малахова С.А. Психология доверительной коммуникации // Вестник Московского института государственного управления и права. - 2014. - № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Козьяков Р.В. Практикум по индивидуальному и групповому консультированию. - М: Директ-Медиа, 2014. - 31 с.

11. Козьяков Р.В. Психология профессионального общения. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 24 с.

12. Козьяков Р.В. Психология социальных коммуникаций. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 24 с.

13. Козьяков Р.В. Корпоративный имидж учебного заведения // PR в образовании. - 2005. - № 1.

14. Козьяков Р.В. Фэн-шуй и имидж // Имиджелогия - 2005: Феноменология, теория, практика: материалы III Международного симпозиума по имиджелогии / Под редакцией Е.А. Петровой, 2005.

15. Козьяков Р.В., Орлова Е.А. Корпоративная культура как элемент имиджа организации // Имиджелогия - 2008: имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: материалы VI Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой, 2008.

16. Козьяков Р.В. Стратегии развития корпоративного имиджа // Имиджелогия - 2010: на пути к национальной идее: материалы VIII Международного симпозиума по имиджелогии / Под редакцией Е.А. Петровой, 2010.

17. Козьяков Р.В. Методика формирования социальной активности учащихся. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 75 с.

18. Козьяков Р.В. Психология и педагогика. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 727 с.

19. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

20. Люббарт Т., Муширу К. Психология креативности. - М.: Когито-Центр, 2009.

21. Николаенко Н.Н. Психология творчества. - М.: Речь, 2007.

22. Торшина В.А. Современные проблемы исследования креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

Reference list

1. Bogoyavlenskaya D. Psychology of creative abilities. M.,: Akademiya, 2002.

2. VolodarskayaE., KondratovaL. Personality competitiveness as a social attitude // The Russian Scientific Journal. 2015. № 4 (47).

3. GuilfordJ.P. Psychology of Thinking / Under the editorship of A. Matyushkin. M.: Progress, 1965.

4. GretsovA. Training of creativity. SBR.: Piter, 2008.

5. Koz'yakov R. The psychology of negotiations. M: Direkt- Media, 2014. 33 p.

6. Koz'yakovR. Technology of development of communicative competence in the process of university education // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological science. 2007. № 4.

7. Koz'yakovR., Basin M. The ASPE's methods. М: Direkt -Media, 2014. 17 p.

8. Koz'yakov R. The management psychology. M: Direkt- Media, 2014. 201 p.

9. Koz'yakovR., Zavarzina O., Malakhova S. The psychology of trust communication // Bulletin of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2014. № 8.

10. Koz'yakov R. Workshop on individual and group counseling. M: Direkt-Media, 2014. 31 p.

11. Koz'yakovR. Psychology of professional communication. M.: Direkt-Media, 2014. 24 p.

12. Koz'yakovR. Psychology of social communications. M.: Direkt- Media, 2014. 24 p.

13. Koz'yakovR. Corporate image of an education institution // PR in education. 2005. № 1.

14. Koz'yakov R. Feng Shui and image // Image studies - 2005: Phenomenology, theory, practice: Proceedings of III International symposium on image studies / Under the editorship of E. Petrova, 2005.

15. Koz'yakov R., Orlova E. Corporate culture as an element of image of the organization // Image studies - 2008: The image as a tool of attractiveness and competitiveness: Proceedings of the VI International symposium on image studies / Under the editorship of E. Petrova, 2008.

16. Koz'yakov R. Development strategy of the corporate image // Image studies - 2010: Towards a national idea: Proceedings of the VIII International symposium on image studies / Under the editorship of E. Petrova, 2010.

17. Koz'yakovR. Methods of formation of social activity of trainees. M.: Direkt- Media, 2014.75 p.

18. Koz'yakovR. Psychology and Pedagogy. M.: Direkt-Media, 2013. 727 p.

19. Shorter psychological dictionary / Under the editorship of A. Petrovskiy and M. Yaroshevskiy. M.: Politizdat, 1985.

20. Lubart T., Mushiru K. The Psychology of Creativity. M.: Kogito-Tsentr, 2009.

21. Nikolaenko N. The psychology of creativity. - M., Rech', 2007.

22. Torshina V. Contemporary issues of the study of creativity in international psychology // Issues of Psychology. 1998. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.