Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И ТИП ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И ТИП ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / ВОСПИТАНИЕ НАРКОЗАВИСИМЫХ / СОЗАВИСИМОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козьяков Р.В., Кутянова И.П., Заварзина О.О.

Приведены результаты сравнительного исследования уровня самооценки, копинг-стратегий матерей и их формы отношения к своим детям с проявлениями зависимости от психоактивных веществ и матерей, дети которых не потребляют ПАВ. Полученные данные могут быть использованы при про- ведении семейной психотерапии или разработке профилактических или коррекционных программ для зависимых от ПАВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козьяков Р.В., Кутянова И.П., Заварзина О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS OF MOTHERS AND THE TYPE OF CHILD-REARING PRACTICES WITH MANIFESTATION OF DEPENDENCE ON PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The results of a reference-controlled study of self-assessment level, coping strategies of mothers and their forms of attitude towards their children with manifestations of dependence on psychoactive substances and the mothers whose children do not use psychoactive substances are led in the article. The obtained data can be used when conducting family therapy and by the development of preventive and intervention programs for psychoactive substances dependants.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И ТИП ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»

УДК 159.9.07

Заварзина О.О.,

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой специальной, клинической психологии и инклюзивного образования Российского государственного социального университета

Козьяков Р.В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной, клинической психологии и инклюзивного образования Российского государственного социального университета

Кутянова И.П.,

кандидат психологических наук, руководитель Центра реабилитационных программ Национальной ассоциации реабилитационных центров

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И ТИП ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Приведены результаты сравнительного исследования уровня самооценки, копинг-стратегий матерей и их формы отношения к своим детям с проявлениями зависимости от психоактивных веществ и матерей, дети которых не потребляют ПАВ. Полученные данные могут быть использованы при проведении семейной психотерапии или разработке профилактических или коррекционных программ для зависимых от ПАВ.

Ключевые слова: зависимость от психоактивных веществ, воспитание наркозависимых, созависимость, воспитательные установки, предрасположенность, стрессоустойчивость

Zavarzina O.,

Doctor of Medicine, Professor, Head of Chair of Psychology for Special Needs, Clinical Psychology and Inclusive Education of the Russian State Social University

Koz'yakov R.,

PhD in Psychology, Associate Professor of Chair of Psychology for Special Needs, Clinical Psychology and Inclusive Education of the Russian State Social University

Kutyanova I.,

PhD in Psychology, Director of Center of Rehabilitation Programs of the National Association

of Rehabilitation Centers

PERSONALITY TRAITS OF MOTHERS AND THE TYPE OF CHILD-REARING PRACTICES WITH MANIFESTATION OF DEPENDENCE ON PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The results of a reference-controlled study of self-assessment level, coping strategies of mothers and their forms of attitude towards their children with manifestations ofdependence on psychoactive substances and the mothers whose children do not use psychoactive substances are led in the article. The obtained data can be used when conducting family therapy and by the development of preventive and intervention programs for psychoactive substances' dependants. Keywords: dependence on psychoactive substances, education of drug-dependants, codependence, educational attitudes, disposition, stress resistance

РШ

Несомненным является доказательство влияния наследственности и типа воспитания на формирование зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) и наркотиков.

Зависимость от наркотиков оказывает негативное влияние не только на потребителей ПАВ, но и их родителей и близких [1, 4, 5, 7, 9]. Семьи зависимых лиц психологически становятся вовлеченными в особенности употребления алкоголя и наркотиков. Этот феномен описан как явление созависимости [2, 3, 6, 8, 10, 11, 14, 17]. Вместе с тем недостаточно изученными являются личностные психологические особенности матерей и выбранный ими тип воспитания детей с проявлениями зависимости от психоактивных веществ [12, 13, 15, 16].

Цель настоящего исследования состояла в изучении используемых в семьях алкоголе- и наркозависимых методов воспитания и своеобразие личностных особенностей их матерей.

В ходе исследования приняли участие матери двух групп. В первую группу в количестве 21 человек вошли матери, у которых дети обнаруживали проявления зависимости от ПАВ и наркотиков. Вторую группу составили матери, у которых дети не потребляли ПАВ и наркотики. Женщины этих групп, в возрасте от 46 до 51 года, имели от 1 до 3 детей.

Методы исследования

Для исследования типов семейного воспитания использовалась анкета, разработанная авторами и включающая 58 вопросов. Всего в анкете выделялось три раздела:

• количественные показатели семейных систем, отражающие обобщенные демографические характеристики;

• типы отношений в семье родителей матерей зависимых лици особенности их воспитания;

• исследование особенностей собственных семей матерей лиц с зависимостями.

Оценка личностных особенностей проводилась с использованием методик самооценки «Тест жизнестойкости», «Личностный дифференциал». Полученные результаты исследования сопоставлялись с данными, полученными в контрольной группе, участницы которой являлись матерями здоровых лиц.

Результаты исследования. Установлено, что среди матерей неблагополучных лиц 43% получили высшее образование, 33% имеют среднее специальное образование, 24% получили среднее образование. 90% взрослых воспитанников опрашиваемых женщин неблагополучной группы были перворожденными детьми в семье. В неблагополучной выборке отмечено 52% наркозависимых, 28% имеющих зависимость от алкоголя, у 20% проявлялись формы смешанной зависимости.

По проявлению длительности потребления алкоголя и наркотиков 14% - дети со стажем употребления алкоголя и наркотических веществ от 1 до 5 лет, а 38% зависимых детей имели стаж употребления от 5 до 10 лет; 48% имели стаж употребления от 10 до 20 лет.

Значительная часть взрослых воспитанников обследованных женщин на момент исследования имели стаж употребления алкоголя и ПАВ более 10 лет. 48% матерей знали о случаях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем со стороны их детей, большинство обследованных женщин - 52% - долгое время (от 1 до 9 лет) не располагали информацией о фактах употребления детьми наркотических веществ и алкоголя.

В неблагополучной выборке отцы в 14,3% случаев не проживали в семье, а в 33,3% случаев изначально жили с семьей, но впоследствии умерли, в 28,6% случаев дети воспитывались матерью, общение с отцом носило эпизодический характер. В 23,8% случаев семья была полной. В благополучной выборке отец в 4,5% случаев жил в семье, но впоследствии

от

умер, в 50% случаев отец не проживал с семьей, однако поддерживал общение с ребенком, в 45,5% случаев отец проживал с семьей.

В неблагополучной выборке наблюдается высокий уровень смертности отцов по сравнению с теми, которые проживают в благополучной семье. Характеризуя длительность общения с отцами в неблагоприятной выборке можно отметить следующее: 33,3% отцов контактировали с детьми только в период до 5 лет, а 9,5% - общались с детьми в возрасте 5-10 лет, 9,5% - имели близкие отношения с детьми в период 10-20 лет, а 47,6% отцов поддерживали контакты с детьми старше 20 лет. В благополучной выборке 9,1% отцов контактировали с детьми до 5-10 лет; 36,4% - общались с детьми до достижения ими возраста 10-20 лет, а 54,5% отцов поддерживали контакты с детьми старше 20 лет.

В неблагополучной выборке, по результатам обследования, наблюдается больший процент отцов, которые контактировали со своими детьми менее 5 лет.

Соотношение количества разводов в благополучной и неблагополучной выборках практически равное: 47,6% - в неблагополучной выборке и 50% - в благополучной.

Типы семейного воспитания детей зависимых от ПАВ представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Традиции матерей зависимых и здоровых лиц в родительской семье

№ Особенности взаимодействия с ребенком: Неблагополучные Благополучные Р

1 Совместные с родителями каникулы были часто 4,4 5,8 0,02

2 Родители редко обвиняли друг друга в воспитательных ошибках 4,8 6,7 0,0002

3 Редкие конфликты между родителями 4 5,4 0,01

4 Ясные представления о воспитании у родителей 4 4,8 0,05

5 Частые противоречия в требованиях родителей по отношению к ребенку 4,2 3,2 0,05

Приведенные результаты дают основание считать, что матери зависимых лиц реже, чем матери здоровых, проводили каникулы совместно со своими родителями. Бабушки и дедушки, по оценкам матерей зависимых лиц, чаще обвиняли друг друга в воспитательных ошибках и конфликтовали между собой, чем родители матерей здоровых людей.

Показатели, отражающие типы воспитания матерей в исследуемых семьях, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели, отражающие особенности типов воспитания в исследуемых семьях

Мамы респонденток Мамы респонденток

неблагополучной группы благополучной группы

Каникулы с родителями часто 4,4 5,8

Родители обвиняли друг друга редко 4,8 6,7

Конфликты между родителями редко 4 5,4

Ясные представления о воспитании 4 4,8

часто

Противоречия в требованиях редко 4,2 3,2

□ш

Матери здоровых детей чаще отмечали, что их собственное воспитание проходило в условиях сформированных последовательных представлений о воспитании, и требования к ним были непротиворечивыми. Матери, воспитывающие детей с зависимым поведением, отмечали противоречивые требования к собственному воспитанию.

Типы отношения родителей к матерям в исследуемых группах представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Взаимоотношения в семьях родителей исследуемых групп

Родители респонденток неблагополучной группы Родители респонденток благополучной группы

Желанный ребенок для отца 5,2 6,5

Желанный ребенок для матери 5,5 6,5

Общение с матерью интересное 4,8 5,7

Приведенные данные показывают, что матери неблагополучных детей реже были желанными детьми обоих родителей, общение их с собственными матерями было менее интересным и содержательным, чем общение в семьях, где в последующем родились и воспитывались здоровые дети.

Изучение значимых различий форм воспитания, которые применяли дедушки зависимых и здоровых лиц, показало, что в неблагополучной выборке отцы матерей наркозависимых чаще использовали негативные формы воспитания, подавляющие личность: критику, наказание, приказы-требования, чем в благополучной группе (таблица 4).

Таблица 4.

Формы воспитания, которые применяли дедушки по отношению к матерям зависимых и здоровых лиц

Отцы респонденток Отцы респонденток благополучной

неблагополучной группы группы

Критика 3,5 2

Наказание 2,6 1,6

Приказ-требование 3 1,7

Изучение типов воспитания в семьях матерей, участниц исследования, представлено в таблице 5.

Таблица 5.

Формы воспитания, которые применяли бабушки по отношению к матерям зависимых и здоровых детей

Мамы респонденток Мамы респонденток

неблагополучной группы благополучной группы

Косвенное внушение 3,8 2,4

Критика 4,2 3

Приказ-требование 3,8 2,3

Обвинения 2 1,1

□Ш

Установлено, что бабушки зависимых также значительно чаще использовали негативные формы воспитания: косвенное внушение, критику, приказы-требования, обвинения, чем бабушки здоровых людей. Родители матерей, воспитывающих детей с зависимостями, реже, чем родители матерей здоровых лиц, пытались воспитать умение находить компромиссные решения (р=0,03).

Изучение различий в семейных традициях матерей здоровых и зависимых лиц представлено в таблице 6.

Таблица 6.

Особенности традиций в собственных семьях матерей в благополучных

и неблагополучных группах

Мамы неблагополучных детей Мамы благополучных детей

Разговоры «по душам» 3,9 5,5

Гости в доме 2,8 4

Каникулы с ребенком 5,3 6,3

Праздники 3,7 4,9

Кружки, секции 4,8 5,6

Приведенные данные дают основания полагать, что в неблагополучной выборке матери гораздо реже разговаривали с детьми «по душам», гораздо реже проводили с детьми каникулярное время, реже приглашали гостей и устраивали праздники, а также реже отправляли детей в секции и кружки. Между тем матери благополучных лиц использовали в целом более разнообразный спектр воспитательных форм воздействия в отношениях со своими собственными детьми, чем матери неблагополучных лиц: косвенное внушение, уговоры-просьбы, убеждение. Эти виды форм воспитательного воздействия применялись матерями неблагополучных групп очень редко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большинстве случаев после развода у испытуемых из выборки благополучных лиц проявлялось более терпимое и позитивное отношение к своим бывшим мужьям, в отличие от участниц исследования неблагополучных групп.

Изучение значимости различий по тесту жизнестойкости показало, что по многим характеристикам теста у зависимых матерей в целом проявлялась более низкая стрессоустой-чивость, более частое проявление депрессивных расстройств по сравнению со здоровыми матерями. Матери зависимых лиц в гораздо меньшей степени получали удовлетворение от собственной работы, в меньшей степени испытывали радость от жизни, интерес к выполняемой деятельности по сравнению с матерями здоровых лиц (психологическая характеристика «вовлеченность»), в более сильной степени чувствовали себя отвергнутыми по сравнению со здоровыми матерями здоровых людей (психологическая характеристика «контроль»).

Показатели, выявляющие индивидуально-личностные характеристики матерей здоровых и зависимых лиц отражены в таблице 7.

Матери зависимых лиц в гораздо меньшей степени были убеждены, что соревнование, инициатива и личный выбор позволят им повлиять на результат происходящего (психологическая характеристика «принятие риска»), у них в гораздо меньшей степени отмечается готовность к восприятию всего нового, они в более сильной степени чувствуют свою беспомощность (психологическая характеристика «жизнестойкость») перед необходимостью перемен в жизни, чем матери здоровых лиц.

□ш

Таблица 7.

Различия в индивидуально-личностных особенностях матерей здоровых

и зависимых лиц

Неблагополучные Благополучные

Вовлеченность 32,1 38,4

Контроль 21,5 27,5

Принятие риска 12,1 16

Жизнестойкость общая 65,7 82

Обследование уровней самооценки исследуемых показало, что у матерей зависимых лиц в меньшей степени отмечается чувство уверенности в себе, собственной силе, в большей степени проявляется раздражительность, усталость, чем у матерей благополучных детей.

Заключение

Установлены специфические особенности факторов семейного воспитания, оказывающих влияние на развитие химической зависимости. К таким факторам относят недостаточно содержательное и объемное общение отца с детьми, авторитарная установка матери, проявление в воспитательных установках такой особенности, как направленность на социально одобряемые качества, недостаток внимания к воспитанию качеств, помогающих преодолевать конфликты и трудные жизненные ситуации, недостатки в содержательной организации досуга ребенка, недостаток искренности в общении с ребенком. К факторам, влияющим на развитие зависимости, относят недостаток четкости представления о целях воспитания, противоречивость и непоследовательность воспитательных воздействий родителей.

Изучение особенностей уровней самооценки исследуемых показало разницу этого показателя: у матерей зависимых лиц в меньшей степени проявляется уверенность в собственных силах, в гораздо большей степени отмечается усталость и раздражительность, чем у матери благополучных лиц.

Важными положительными ресурсами матерей зависимых воспитанников является сохранность когнитивной сферы, рассудительность, стремление познавать новое и быть современными. Эти позитивные ресурсы надо использовать для построения психо-коррекци-онной работы с созависимыми матерями.

В выборке благополучных матерей чаще проявляется воспитательное влияние отцов: отец способствовал развитию уверенности в себе, целеустремленности, доброжелательности, решительности, умению идти на компромисс. Полученные данные могут быть использованы при разработке профилактических программ или при проведении семейной психотерапии с лицами, склонными к злоупотреблению ПАВ.

Список литературы

1. Ананьева Г. Семья: химическая зависимость и созависимость. Работа с созависимостью: методические материалы к семинару «Семья и профилактика наркомании» (Казань, 2000 г.). Казань: Отечество, 2000. С. 36-40.

сш

2. Березин С.В.,ЛисецкийК.С. Наркомания глазами семейного психолога. СПб., 2005. С. 92-183.

3. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. СПб., 2008. С. 70-355.

4. Заварзина О.О., Козьяков Р.В. Образовательные технологии позиционирования имиджа здоровой личности в подростковой среде, склонной к зависимостям, как ответ на вызовы современного мира // Имидж образования - вызовы современного мира: материалы первой международной конференции / Под научной редакцией проф. Е.А. Петровой. 2015. С. 90-99.

5. Заварзина О.О., Дручинин П.В., Козьяков Р.В. Психотерапевтическая беседа с подростками на стадии суицидальных замыслов и намерений // Вестник Московского института государственного управления и права. 2014. № 8. С. 117-124.

6. ЗоринаЛ.М. Созависимость и пути ее преодоления. Казань: «Новое Знание», 2002. - 56 с.

7. Исланова Н.Н. Социально-психологическая работа с созависимыми членами семей, имеющих наркозависимых детей. Казань, 2007.

8. Козьяков Р.В., ПоташоваИ.И. Особенности подготовки психолога по работе с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 151-177.

9. Козьяков Р.В., Кутянова И.П., Заварзина О.О., Щекатурова О.М. Факторы устойчивости ремиссии лиц, имеющих химические зависимости // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 4 (126). С. 113-120.

10. Орлова Е.А. Патопсихология: учебник для студентов вузов / Е.А. Орлова, Р.В. Козьяков, Н.С. Козьякова. Серия «Основы наук». М., 2011.

11. Орлова Е.А. Патопсихология: учебник для студентов вузов / Е.А. Орлова, Р.В. Козьяков, Н.С. Козьякова. Серия «Бакалавр. Базовый курс». М., 2012.

12 Петрова Е.А. Жизненная стратегия как категория современной психологической науки // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 1 (123). С. 44-48.

13 Петрова Е.А., Петров А.И. Жизненные стратегии как предпосылка конкурентоспособности личности, их психологическая диагностика // Ученые записки Российского государственного социального университета 2011. № 7 (95). С. 185-191.

14. Шкурко Н.М. О профессиональном имидже социального работника // Вестник академии права и управления. 2014. № 36. С. 208-210.

15. Шкурко Н.М., СоловьеваЛ.В. Специальная психология и педагогика в инклюзивном образовании: НИЦ МИГУП. С. 390-402.

16. Mezzich J., Zinchenko Y., Pervichko E., Krasnov V., Kulgina M. Person-centered approaches in medicine: clinical tasks, psychological paradigms, and the postnonclassical perspective // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. T. 6. № 1. С. 95-109.

17. Veraksa A.N. Symbolic mediation in cognitive activity // International Journal of Early Years Education. 2011. Т. 19. № 1. С. 89-102.

18. Veraksa A.N. Symbol as a cognitive tool // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. T. 6. № 1. C. 57-65.

19. Zinchenko Y., Pervichko E. The methodology of syndrome analysis within the paradigm of «qualitative research in clinical psychology» // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. T. 5. С. 157-184.

Reference list

1. Anan'eva G. The family: Chemical dependence and codependence. Working with the codependence: Methodological materials for the workshop "Family and prevention of drug dependence" (Kazan, 2000). Kazan: Otechestvo, 2000. P. 36-40.

□Ш

2. Berezin S., Lisetskiy K. Drug dependence through the eyes of the family psychologist. SBR., 2005. P. 92-183.

3. Emel'yanova E. The crisis in codependent relationships. SBR., 2008. P. 70-355.

4. IslanovaN. Socio-psychological work with codependent family members with drug-dependent children. Kazan, 2007.

5. Koz'yakovR., Kutyanova I.,Zavarzina O., Shchekaturova O. Factors of sustainability of remission of persons with chemical dependence // Proceedings of the Russian State Social University. 2014. № 4 (126). P. 113-120.

6. Koz'yakovR., Potashova I. Peculiarities of training of a psychologist working with families raising children with disabilities // Economy and socium. 2014. № 3-2 (12). P. 151-177.

7. Mezzich J., Zinchenko Y., Pervichko E., Krasnov V., Kulgina M. Person-centered approaches in medicine: clinical tasks, psychological paradigms, and the postnonclassical perspective // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. T. 6. № 1. С. 95-109.

8. Orlova E. Psychopathology: Textbook for students of higher education institutions / E. Orlova, R. Koz'yakov, N. Koz'yakova. Series "The principles of sciences". M., 2011.

9. Orlova E. Psychopathology: Textbook for students of higher education institutions / E. Orlova, R. Koz'yakov, N. Koz'yakova. Series "The Bachelor. Basic course". M., 2012.

10. Petrova E. Life strategy as a category of modern psychological science // Proceedings of the Russian State Social University. 2014. № 1 (123). P. 44-48.

11. Petrova E., Petrov A. Life strategies as a background for the competitiveness of the individual, their psychological diagnostics // Proceedings of the Russian State Social University. 2011. № 7 (95). P. 185-191.

12. Shkurko N. On the professional image of social worker // Bulletin of Academy of Law and Management. 2014. № 36. P. 208-210.

13. ShkurkoN.,Solov'evaL. Special psychology and pedagogy in inclusive education: The Scientific-Publishing Center of the Moscow Institute of Public Administration and Law. P. 390-402.

14. Veraksa A.N. Symbol as a cognitive tool // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. T. 6. № 1. C. 57-65.

15. Veraksa A.N. Symbolic mediation in cognitive activity // International Journal of Early Years Education. 2011. Т. 19. № 1. С. 89-102.

16. Zavarzina O., Druchinin P., Koz'yakovR. Psychotherapeutic conversation with adolescents at the stage of suicidal ideas and intentions // Bulletin of the Moscow Institute of Public Administration and Law. 2014. № 8. P. 117-124.

17. Zavarzina O., Koz'yakov R. Educational technology of positioning the image of a healthy personality in adolescent environment who prone to dependencies, as a response to the challenges of the contemporary world // The Image of education - the challenges of the contemporary world: Proceedings of the 1st international conference / Under the editorship of Professor E. Petrova, 2015. P. 90-99.

18. Zinchenko Y., Pervichko E. The methodology of syndrome analysis within the paradigm of «qualitative research in clinical psychology» // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. T. 5. С. 157-184.

19. Zorina L. The codependence and its ways to overcome. Kazan: "New Knowledge", 2002. P. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.