Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО'

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ОБРАЗ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володарская Е.А., Мещерякова Ю.С., Козьяков Р.В.

Статья посвящена психологической проблеме дисциплинированности как индивидуально-психологического каче- ства военнослужащего. Рассматриваются подходы к анализу этой темы в военной, общей, социальной психологии. Описывается структура и содержание понятия дисциплинированности. Уделяется внимание мотивационной составляющей военной дисциплины. Представлены результаты опроса солдат Вооруженных сил РФ по поводу их отношения к службе в армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL FACTORS OF MILITARY DISCIPLINE OF A MODERN MILITARY SERVICEMAN

The present article is concerned with the psychological issue of discipline state as individually-psychological quality of a military serviceman. There are discussed approaches to the analysis of this topic in Military Psychology, General Psychology and Social Psychology. In the article the structure and content of the conception of discipline state are described. The article author pays attention to motivational component of the military discipline. Survey findings of solders of the Armed Forces of the Russian Federation about their attitude to army service are presented in the article.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО»

УДК 159.9.072

Володарская Е.А.,

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник центра истории организации науки и науковедения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Мещерякова Ю.С.,

аспирантка Московского института психоанализа

Козьяков Р.В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной клинической психологии и инклюзивного образования факультета психологии Российского государственного социального университета

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Статья посвящена психологической проблеме дисциплинированности как индивидуально-психологического качества военнослужащего. Рассматриваются подходы к анализу этой темы в военной, общей, социальной психологии. Описывается структура и содержание понятия дисциплинированности. Уделяется внимание мотивационной составляющей военной дисциплины. Представлены результаты опроса солдат Вооруженных сил РФ по поводу их отношения к службе в армии.

Ключевые слова: военная дисциплина, дисциплинированность, образ военной службы, мотивация

Volodarskaya E.,

Doctor of Psychology, Leading Researcher of the Center for the History of Organization of Science and Science Studies of Institute for the History of the Natural Science and Technology named after S. Vavilov of the Russian Academy

of Sciences

Meshcheryakova Yu.,

Postgraduate student of the Moscow Institute of Psychoanalysis

Koz'yakov R.,

PhD in Psychology, Associate Professor of Chair of Special Clinical Psychology and Inclusive Education of the Faculty of Psychology of the Russian State Social University

MOTIVATIONAL FACTORS OF MILITARY DISCIPLINE OF A MODERN MILITARY

SERVICEMAN

The present article is concerned with the psychological issue of discipline state as individually-psychological quality of a military serviceman. There are discussed approaches to the analysis of this topic in Military Psychology, General Psychology and Social Psychology. In the article the structure and content of the conception of discipline state are described. The article author pays attention to motivational component of the military discipline. Survey findings of solders of the Armed Forces of the Russian Federation about their attitude to army service are presented in the article. Keywords: military discipline, discipline state, image of military service, motivation

Становление личности военнослужащего происходит в определенном социальном окружении, социальных группах, транслирующих ему соответствующий социальный опыт, систему ценностей и норм. Формирование и проявление личности происходит в различных социальных ситуациях, понимание которых дает возможность личности реализовать свой потенциал, быть эффективной. Уникальность, неповторимость личности - это целостность ее характеристик. В условиях значительных социальных

изменений устойчивое постоянство личностных проявлений может снижать продуктивность ее социального поведения. Важным становится изменчивость, динамизм личности, открытость новому.

Служба в Вооруженных силах представляет собой этап процесса социализации, направленный на формирование определенных индивидуально-личностных качеств, навыков деятельности, морально-этических признаков, коммуникативных умений, представлений о себе военнослужащего.

Процесс социализации включает в себя, во-первых, адаптацию, отражающую приспособление и взаимодействие личности с социальной средой, включающее в себя адекватное самоощущение и восприятие окружающей действительности, отношение к себе и окружающей действительности [6, с. 298300]. Во-вторых, это индивидуализация, связанная с критическим отношением к социальным нормам и поведению, желанием выделиться и противопоставить себя окружению [3]. В-третьих, социализация проходит этап интеграции, отражающей желание субъекта «пронести через себя» транслируемый социальный багаж, найти свое место в обществе, реализовать свою социальную сущность [4, с. 152-158].

Институтами социализации военнослужащего выступают те воинские коллективы, в которых солдат входит в новое для него социальное окружение, усваивает воспитательные и образовательные нормы и правила поведения, самоутверждается и проявляет собственную индивидуальность. Усвоение правил и норм поведения осуществляется через психологические механизмы наблюдения, социального научения, а также положительного или отрицательного подкрепления.

Воинская дисциплина есть неотъемлемая составная часть боевого потенциала Вооруженных сил страны. Состояние воинской дисциплины в войсках во многом зависит от дисциплинированности личного состава армии и флота, а также от таких факторов, влияющих на нее, как нравственно-духовная культура солдата. Дисциплинированность военнослужащего отражает, с одной стороны, усвоенную норму соответствующего социального окружения, а с другой - индивидуально-личностную характеристику, способствующую повышению эффективности субъектов данного вида деятельности как отдельного военнослужащего, так и военного подразделения, армии в целом.

Отечественная психология на протяжении нескольких столетий занимается вопросами военной дисциплины. Можно говорить о том, что теория военной психологии развивалась практикующими военнослужащими, труды носили эмпирический характер, содержали множество практических советов, однако не дифференцировали военно-тактические, юридические, исторические, педагогические, социологические и многие другие аспекты феномена дисциплины.

Стоит отметить, что изучение феномена дисциплинированности военнослужащих проводилось не только с точки зрения социальной психологии, но и психологии управления, психологии личности (В.Г. Афанасьев, И.П. Волков, А.В. Воробьев, К. Павли-ца, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов, Ю.П. Степкин и др.).

В настоящее время в общей, социальной, военной психологии и психологии управления насчитывается не более сотни научных работ по проблеме

укрепления трудовой и воинской дисциплины в военных организациях и войсковых частях. Это исследования А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.Г. Демина, М.И. Дьяченко, В.Т. Доценко, В.П. Дворецкого, Р.В. Ко-зьякова [5, 9], А.И. Китова, В.Д. Кулакова, Г.Д. Лукова, В.П. Лазарева, И.В. Лебедева, В.В. Майорова, Е.А. Орлова [8], Е.А. Петрова [14], П.И. Сергеюка, В.А. Соколова, Е.Ю. Стрижова, Я.Я. Юрченко и других авторов.

Постепенно психологические основы дисциплины были обособленны в отдельную область изучения. К настоящему времени сложилось представление о психологических основах дисциплины как о «специфическом комплексе личностных и межличностных структур и процессов психической регуляции, которые обеспечивают нормативное поведение военнослужащих в полном объеме» [12, с. 39].

Значение дисциплины в современной армии трудно переоценить. Развитие науки и техники выводит искусство ведения военных действий на новый уровень. Солдатам необходимо находиться в состоянии постоянной боевой готовности, поскольку современная техника позволяет вести военные действия с невероятной быстротой, требует значительных как физических, так и умственных усилий. В такой ситуации армия может функционировать только при условии жесткой регламентации деятельности, четкой субординации, строгого следования военной дисциплине и беспрекословному выполнению приказов командира. Каждый воин должен активно развивать профессиональные умения и навыки.

Содержание воинского воспитания определено Конституцией РФ, военной присягой и воинскими уставами. В частности, Конституция РФ определяет, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Военная присяга обязывает каждого военнослужащего «достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество» [7].

Воинские уставы в значительной степени регламентируют воинскую деятельность, определяют права, обязанности и ответственность каждого военнослужащего. Согласно Уставу Вооруженных сил РФ «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)» [1, с. 4].

В психологии дисциплинированность понимается как качество личности, включающее в себя привычку к дисциплине, выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность под-

чиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

Дисциплинированность может быть определена как качество личности, которое обеспечивает целеустремленное, устойчивое и организованное в строгом соответствии с нравственно-уставными нормами поведение, основанное на глубоком осознании их общественной, служебной и личностной значимости, их безусловном принятии и поддержке [13, с. 80-85].

В дисциплинированности можно выделить две стороны: внешнюю и внутреннюю. Без сомнения, ведущую роль играет внутренняя, личностно-психоло-гическая сторона, поскольку требования, приказы без их принятия самими военнослужащими не могут стать регуляторами поведения. Исследования свидетельствуют о том, что внешнее требование без смысловой идентификации, без положительного осмысления и включения в иерархию личностных ценностей не преобразуется в мотивы дисциплинированного поведения. Поэтому формировать дисциплинированность - значит, в первую очередь, развивать у военнослужащих мотивы дисциплинированного, уставного поведения, поскольку, как утверждал С.Л. Рубинштейн, «все внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом опосредованно через личность, преломляются через внутренние условия человека» [10, с. 118].

Формирование мотива дисциплинированного поведения - это усиление побуждения следовать модели поведения, зафиксированной в общевоинских уставах. Но так как эта модель не воспроизводит поведение во всех его деталях, а отражает лишь наиболее существенные черты, военнослужащий сам создает для себя мысленную модель поведения. Эта модель субъективна: она соответствует реальным условиям, в которых проходит его работа, а также ранее сформировавшимся у него представлениям.

Внешними показателями дисциплинированности воина является количество нарушений дисциплины, совершаемых им сознательно, в соответствии с его представлениями о границах допустимого поведения. Пределы границ допустимого поведения определяются каждым военнослужащим самостоятельно.

Важным психологическим параметром проявления дисциплинированности как индивидуально-психологического качества личности военнослужащего выступает мотивация следования воинской дисциплине. Выделены такие группы мотивов несения воинской службы, как широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.п.); коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению); индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить

награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.) [2].

Следование дисциплине как субъективной социальной норме продуктивной самореализации военнослужащего опосредовано выражением нравственно-правовой надежности воина.

Проблема мотивации воинской деятельности конкретизирована в выделении уровней дисциплинированности военнослужащего [11]. Показано, что высокий уровень дисциплинированности связан с преобладанием социально значимых мотивов поведения и высоким развитием знаний, умений и навыков. Речь идет о сознательной дисциплинированности. Для солдат со средним уровнем дисциплинированности характерны мотивы подражания сослуживцам и командиру. Устойчивость их поведения значительно ниже, они подвержены психологическому давлению со стороны недисциплинированных военнослужащих.

У тех, кто имеет низкий уровень дисциплинированности, основными мотивами поведения являются боязнь наказаний и стремление к достижению льгот за соблюдение требований уставов.

Особенностями современных социальных условий, в которых проходит социализация военнослужащего, являются быстрота и радикальность социальных изменений, рассогласованность темпа и направлений социальных трансформаций в разных сферах жизнедеятельности общества. Это не может не сказаться на содержании социально-перцептивных характеристик военнослужащих. Цель исследования состояла в выявлении особенностей восприятия солдатами воинской службы и необходимости соблюдения воинской дисциплины.

В качестве методического средства использован метод анкетного опроса, блоки которого были направлены на изучение мотивов несения воинской службы, выполнения приказов командного состава. Также нас интересовал вопрос о том, каким образом военнослужащий объясняет причину нарушения дисциплины, чему или кому приписывает ответственность за ее нарушение. Важными компонентами опроса стало описание особенностей социальных представлений современных российских солдат о чувстве долга, воинском уставе.

Всего в опросе приняли участие 100 солдат -призывников срочной службы (средний возраст от 18 до 23 лет). В большинстве случаев это были военнослужащие со средним и средне-специальным образованием, проживающие в разных областях, сельской местности и г. Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому можно говорить о валидности полученных данных и о возможности выявить общие тенденции в морально-нравственных характеристиках современных солдат.

Результаты анализа показывают, что более половины опрошенных при ответе на вопрос о причинах того, что пошел служить, а не уклонился от воинской службы, ориентировались на внешние детерминанты, такие как «все служат, и я служу», «побоялся уголовного преследования», «не хватило денег и знакомств». Другими словами, речь идет о внешне мотивированной деятельности военнослужащего, что не может не снижать привлекательность этой профессии. Внутренние мотивы выбора профессии военного («это семейная традиция», «это обязанность каждого мужчины») были характерны лишь для незначительного числа опрошенных. Около 50% считают воинскую службу нетрудной и с честью и достоинством переносят ее тяготы и лишения.

Важная информация относительно восприятия военной службы содержалась в ответах на вопрос: «Почему вы выполняете свои обязанности?». Отсутствие рефлексии, анализа проявилось в предпочтении таких вариантов ответов, как «в армии так принято», «не хочу быть хуже сослуживцев», «все так делают», «не желаю получить взыскание». Подобное представление разделяют 32% принявших участие в опросе.

Соответственно, такое пренебрежительное отношение к службе в ряде случаев влекло за собой разного рода нарушения дисциплины, начиная с мелких проступков и заканчивая строгим выговором, 11% призывников нарушали дисциплину, причем только 5% из них испытывали после этого угрызения совести, 4% из них обдумывали свое поведение и совершали проступки не преднамеренно, около 46% шли на нарушения умышленно, оправдывая себя вредными привычками гражданской жизни, 2% не задумывались о случившемся вообще. Не может не волновать и тот факт, что 7% считают требования уставов бессмысленными, нормы морали и этики устаревшими, замечания командиров придирками, не способны воспринимать критику со стороны старших по званию и сослуживцев.

Конечно, не могут не насторожить такие мысли современной молодежи, как «понятия чести и долга устарели», «эти понятия не приносят выгоды», «никто не соблюдает правила, почему должен я?». Обращая внимание на ответы солдат в анкетах, мы заметили, что формирование патриотизма и нравственных качеств определяется опытом детства и ближайшим социальным окружением солдата. Об этом можно судить по людям, которые вызывают уважение у участников опроса и которых приводят в качестве при-

мера для подражания. В основном это близкие родственники, старшие по званию военнослужащие, командиры части.

Таким образом, формирование позитивного имиджа армии в целом, воинской службы, необходимости соблюдения правил воинской дисциплины в частности является важным направлением как военной психологии, так и других прикладных областей психологической науки (социальной, юридической, политической психологии).

Следует выделить возможные критерии воспитания патриотических чувств у молодежи, способствующих конструированию облика современного военнослужащего.

Первым критерием может быть нравственность, нравственная надежность, духовное состояние военнослужащих. Показателями, составляющими этот критерий, являются долг, честь, честность, совесть.

Второй возможный критерий - это отношение к своему Отечеству. Основные компоненты этого критерия: патриотизм, верность и любовь к своему Отечеству, уважение к истории народа, государства и армии, общая культура личности.

Третьим критерием может выступать совокупность индивидуально-личностных качеств военного, а именно: скромность, адекватная самооценка, взыскательность, честолюбие, самоконтроль, саморазвитие и самообразование, соизмерение своих действий и поступков с морально-нравственными устоями общества.

Четвертый критерий - отношение к военной службе, что может проявляться в верности воинскому долгу, профессионализме командного состава всех уровней.

В качестве пятого критерия может быть предложено отношение к воинскому коллективу и другим людям, включающее в себя благородство, доброту, порядочность, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям устава.

На основании того, что дисциплинированность представляет собой личностное качество военнослужащего, можно говорить о необходимости расширения представления о психологической структуре этого феномена за счет включения в него наряду с системой компетенций (профессиональных, индивидуально-психологических, морально-нравственных) и мотивации служения также параметра отношения к службе в армии, конкретизируемого в имидже военной службы.

Список литературы

1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72806/c401b0ba6064c7e607a9ea1b9aeb05e4d7e20fdf/.

2. Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. - М.: ВПА, 1972. - 224 с.

3. Заварзина О.О., Козьяков Р.В., Коро Н.Р., Орлова Е., Рышлякова Н.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - М., 2015. - 548 с.

4. Козьяков Р.В. Психологические особенности межличностных отношений сотрудников вневедомственной охраны // Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения в правоохранительной сфере: сборник научных трудов. РГСУ, 2015.

5. Козьяков Р.В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования: автореф____канд. психол. наук. - М., 2004. - 23 с.

6. Малахова С.А., Козьяков Р.В. Самоэффективность личности как средство для преодоления сложных жизненных ситуаций общения // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б., 2015.

7. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон РФ от 11.02.1993 53-Ф3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: recrut.mil.ru/career/conscription/oath.htm.

8. Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Рышлякова Н.В. Патопсихология. - М.: Юрайт. - 378 с.

9. Психическое здоровье личности: учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология» (бакалавр) / Составитель Козьяков Р.В. - М.: ООО «Директме-диа Паблишинг», 2013. - 96 с.

10. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. - М.: Педагогика, 1959. - 400 с.

11. Стрижов ЕЮ. Психологические условия повышения эффективности деятельности командиров подразделений по формированию дисциплинированности у курсантов вузов: дис.... канд. психол. наук - М., 1987.

12. УтликЭ.П. Психология личности. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

13. Koziyakov R., Kutyanova I., Shekaturova O., Kozyakov R. Factors of stable remission for people with chemical addictions // Вестник Московского института государственного управления и права. -2014. - № 8.

14. Petrova H., Zavarzina O., Kytianova I., Kozyakov R. Social and personal factors of stable remission for people with drug addictions // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - Т. 8. - № 4.

Reference list

1. Disciplinary Regulation of the Armed Forces of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation from 10.11.2007 № 1495. [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72806/c401b0ba6064c7e607a9ea1b9aeb05e4d7e20fdf/

2. D'yachenko M. Psychological analysis of the combat activity of the Soviet soldiers. - M.: MPA, 1972. 224 p.

3. Zavarzina O., Koz'yakovR., Koro N., Orlova E., Ryshlyakova N. Psychophysiology of professional activity: Textbook and practicum for applied Bachelor degree course. M., 2015. 548 p.

4. Koz'yakovR. Psychological peculiarities of interpersonal relationship of officers of private security // Interpersonal contact: Theory, methodology and practice of implementation in law enforcement: Collection of proceedings. RSSU, 2015.

5. Koz'yakov R. The development of communicative competence of the intended lecturers in system of continuous pedagogical education: Synopsis of a thesis of PhD in Psychology. M., 2004. 23 p.

6. Malakhova S., Koz'yakov R. Self-efficacy of the personality as a means to overcome difficult life situations of communication // From the beginnings to the present. The 130th anniversary of set-up of the Psychological Society under Moscow University: Proceedings of the anniversary conference: In 5 volumes / Executive editor Bogoyavlenskaya D., 2015.

7. On military duty and military service: The Federal Law of the Russian Federation 11.02.1993 53-FL. [Electronic resource] - Access mode: recrut.mil.ru/career/conscription/oath.htm.

8. Orlova E., Koz'yakovR., Ryshlyakova N. Pathopsychology. M.: Yurayt. 378 p.

9. Mental health of the personality: Educational-methodical complex of courses of study for students of all modes of attendance on the direction of preparation "Psychology" (Bachelor) // Author Koz'yakov R. М.: LLC «Directmedia Publishing», 2013. 96 p.

10. Rubinshteyn S. The principles and ways of development of Psychology. M.: Pedagogy, 1959. 400 p.

11. Strizhov E. Psychological conditions of improving efficiency of activity of unit commanders on the formation of discipline state of cadets of higher education institutions: Thesis of PhD in Psychology. M., 1987.

12. UtlikE. Personality Psychology. M.: Akademiya, 2008. 320 p.

13. Koz'yakov R., Kutyanova I., Shekaturova O., Koz'yakov R. Factors of stable remission for people with chemical addictions // Bulletin of the Moscow Institute of Public Administration and Law.2014. № 8.

14. Petrova N., Zavarzina O., Kutyanova I., Koz'yakovR. Social and personal factors of stable remission for people with drug addictions // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.