Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА)'

ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пиканина Ю.М.

В статье рассмотрена возможность психологического обеспечения саморегуляции специалистов инженерного профиля, предложена Целевая программа для реализации в рамках профессиональной подготовки инженеров МГТУ им. Н.Э. Баумана. Обоснованы цели, задачи каждого этапа программы. Определены принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования саморегуляции. Обозначены предполагаемые результаты программы по уровням освоения способов саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пиканина Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION PROGRAM OF SELF-ADJUSTMENT OF PERSONAL SUSTAINABILITY OF TECHNICAL SPECIALISTS (THROUGH THE EXAMPLE OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY)

The article considers the possibility of psychological ensuring of self-adjustment of technical specialists and it has proposed Target Program to be implemented in the framework of professional training of engineers in Bauman Moscow State Technical University. There are substantiated goals, objectives of each stage of the program. Principles of organization and conduct of socio-psychological technologies of self-adjustment formation have been defined. In the paper there are denoted intended results of the program by levels of ensuring methods of self-adjustment.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА)»

УДК 159.9 ББК 74.00

Пиканина Ю.М.,

психолог лаборатории психологической поддержки студентов учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА)

В статье рассмотрена возможность психологического обеспечения саморегуляции специалистов инженерного профиля, предложена Целевая программа для реализации в рамках профессиональной подготовки инженеров МГТУ им. Н.Э. Баумана. Обоснованы цели, задачи каждого этапа программы. Определены принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования саморегуляции. Обозначены предполагаемые результаты программы по уровням освоения способов саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, личностная надежность, психофизическое благополучие, здоровьесберегающая деятельность

Pikanina Yu.,

Psychologist of the Laboratory of Psychological Support for Students of Training Center "Health Saving Technologies and Drug Abuse Prevention among Young People" of the Bauman Moscow State Technical University

OPTIMIZATION PROGRAM OF SELF-ADJUSTMENT OF PERSONAL SUSTAINABILITY OF TECHNICAL SPECIALISTS (THROUGH THE EXAMPLE OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL

UNIVERSITY)

The article considers the possibility of psychological ensuring of self-adjustment of technical specialists and it has proposed Target Program to be implemented in the framework of professional training of engineers in Bauman Moscow State Technical University. There are substantiated goals, objectives of each stage of the program. Principles of organization and conduct of socio-psychological technologies of self-adjustment formation have been defined. In the paper there are denoted intended results of the program by levels of ensuring methods of self-adjustment.

Keywords: self-adjustment, personal sustainability, psychophysical well-being, health saving activity

Необходимость разработки и реализации Целевой программы оптимизации саморегуляции специалистов инженерного профиля (далее - программа) диктуется рядом обстоятельств: актуальностью поиска средств, позволяющих специалистам оптимально преодолевать нагрузки, снимать эффекты перенапряжения и адекватно адаптироваться к динамичности жизни [2]. В результате научно-технического прогресса человек все чаще встречается с различными проблемами гипокинезии, гиподинамии и физической детренированности, которые негативно отражаются на его психофизиологических возможностях и здоровье как в быту, повседневной жизнедеятельности, так и в процессе профессиональной деятельности [9]. Обеспечение личностной надежности с помощью

средств саморегуляции поведения и деятельности возможно после специально организованного обучения специалистов в процессе общей профессиональной подготовки [10]. Специалисты, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции, являются наиболее успешными людьми как в профессии, так и в личной жизни [8].

1. Проведенный теоретико-методологический анализ по проблеме исследования, разработанная теоретическая модель саморегуляции как фактора обеспечения личностной надежности и анализ результатов констатирующего эксперимента были положены в основу Целевой программы оптимизации саморегуляции личностной надежности специалистов [17, с. 178-185].

Целью программы является формирование у специалистов инженерного профиля индивидуального стиля саморегуляции на основе получения личного опыта саморегуляции в условиях здоровьесбе-регающей профессиональной среды в интересах оптимизации личностной надежности специалистов.

Индивидуальный стиль саморегуляции является систематизирующим фактором обеспечения личностной надежности в профессиональной деятельности и вне ее, повышения самостоятельности и осознанности в освоении профессиональных навыков, конструктивного взаимодействия в межличностных отношениях [7, с. 172-178].

Основные задачи программы.

1. Формирование у специалистов осознанной мотивации на продолжительное участие в саморазвитии необходимых психологических навыков саморегуляции личностной надежности, индивидуального стиля саморегуляции специалистов инженерного профиля [12].

2. Оптимизация направленности здоровьесбе-регающей профессиональной среды на стимулирование, эмоциональное подкрепление у специалистов саморегуляции собственных внутренних ресурсов психофизического компонента личностной надежности; коррекцию и нормализацию психофизического гомеостаза [15, с. 112-116].

3. Целенаправленное включение в проведение различных просветительских мероприятий (СМИ, волонтерского движения и т.д.), лекций, семинаров, психологических тренингов, оздоровительных мероприятий, направленных на актуализацию обеспечения личностной надежности и предотвращение рисков нарушений [19].

Основные принципы программы.

- Принцип добровольного согласия на участие в Целевой программе.

- Единства диагностики и психокоррекции для обеспечения результативности программы [13].

- Принцип дифференцированного, индивидуального подхода к участникам программы, учет актуального психофизического состояния специалиста, индивидуальных характерологических черт, личного опыта овладения способами саморегуляции [3, с. 5-12].

- Системности и комплексности здоровьесбе-регающих мероприятий, а именно, взаимодействие различных специалистов, имеющих единую цель, гибкую структуру и механизмы обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи обеспечения личностной надежности и являются индикаторами эффективности реализации программы [18].

- Принцип последовательности развития саморегуляции, опирающийся на фундаментальный принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А. Архипов).

Саморегуляция специалиста как деятельность осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях: когнитивном, эмоционально-волевом и операциональном [5]. Формы и методы работы на перечисленных уровнях различаются по своему содержанию и в программе представлены разными блоками. Работа в экспериментальной группе планируется на полгода и включает различные формы групповых и индивидуальных психологических занятий: лекции, семинары, тренинги [16].

1. Когнитивный блок программы включает в себя разъяснение участникам и осмысление ими целей и задач саморегуляции [20, с. 181-187]. Когнитивный уровень продиктован актуальностью проблемы. Это инновации в образовании, связанные с поиском внутренних резервов обеспечения личностной надежности в профессиональной подготовке будущих инженеров с учетом психофизиологических особенностей формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и личностной саморегуляции современной молодежи [4, с. 30-38]. Когнитивный уровень реализуется в просветительской и профилактической деятельности профессионального сообщества через включение в средства массовой информации: газет «Бауманец», «Вузовский вестник», теле- и радио- внутривузовских передачах; на собраниях студенческого актива, административных совещаниях и т.д., информации о возможности использования различных способов саморегуляции как внутреннего ресурса обеспечения личностной надежности инженера.

Мотивация применения саморегуляции для обеспечения надежности создается у специалистов при наличии положительного опыта у значимой (референтной) группы [11]. Поэтому необходимо проводить просветительскую работу с разъяснением способов саморегуляции и возможности применения для саморегуляции поведения [6]. В качестве такой группы может выступать организованная группа волонтеров среди студенческой молодежи МГТУ, необходимо организовывать обмен опытом саморегуляции по принципу «равный равному», который позволяет доступно рассказывать о преимуществах здорового образа жизни и возможностях саморегуляции собственного здоровья. В качестве примерных тем можно предложить обмен положительным опытом по решению различных проблем, таких как отказ от курения, алкоголя, решению социальных вопросов

[17]. Кроме того, актуальность поиска и применения внутренних ресурсов создается за счет востребованности личностной надежности внешними условиями

[18]. Востребованность создается за счет применения обратной связи системы, например, административные меры и санкции референтной группы.

Реализация программы позволит более эффективно использовать потенциал профессиональной

среды, что позволит совмещать образовательную и практическую деятельность с задачами завершения профессионального высшего образования инженеров и формирования их как личностно надежных специалистов.

Мотивационно-смысловая сфера саморегуляции включает себя следующие практические этапы.

- Осознание смысла происходящего и собственных потребностей - регулирование соответствия между смыслом и потребностью [22, с. 15-23]. Управление иерархией ведущих потребностей. Выполнение индивидуальных заданий по составлению временной перспективы, самодиагностики собственных приоритетов, ценностей помогает осознать свои ближние и дальние цели, увидеть мотивационную направленность [21]. Актуализация потребности к самовыражению, саморазвитию и самореализации обеспечивается смысловым уровнем саморегуляции.

- Регулирование ситуационной независимости мотивации, т.е. устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывают решающее влияние перспективные цели и текущие действия, соотносится с ранее принятыми планами и соображениями [14]. Недостаточность ситуационной независимости мотивации приводит к импульсивности, к риску поведения подверженному влиянию внешних обстоятельств [1, с. 67-85].

Во время специально организованных дискуссий на актуальные темы специалистам предлагается потренироваться высказывать и отстаивать собственное мнение и проявлять необходимую гибкость при работе в группах и совместном решении ситуаций [20].

Блок эмоционально-волевой саморегуляции включает в себя коррекцию навыков эмоционально-волевой саморегуляции: управления собственными эмоциями, импульсивностью поведения, регуляции внутренних энергетических ресурсов, исходный уровень которых определяется психофизическим компонентом: особенностями нервной системы, психики, физическим здоровьем в целом; отношение к возможностям саморегуляции для коррекции собственного состояния и поведения.

Позитивное отношение к саморегуляции создается при приобретении положительного опыта применения навыков саморегуляции, который специалист может получить во время работы на специально организованных психологических тренингах. Тренинг является одним из наиболее эффективных способов воздействия на личность, так как с помощью групповых методов позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное поведение (Л.А. Петровская). Возможность использования тренинга для психокоррек-

ции поведения и состояния специалистов отражена в ряде исследований психологов в области психологии труда, таких как В.Л. Марищук, 1982; А.Б. Леонова, 1988; А.С. Кузнецова, 1993; Ю.Е. Маряшин, А.В. Берди-чевский, 2009 и др.

В разработке программы использовался богатый опыт по психогигиене труда и способов реабилитации специалистов экстремальных профессий: Л.Г. Дикая, 2002; В.Л. Марищук, 1982; Ю.Е. Маряшин, 2005; А.Б. Леонова, 1988; А.С. Кузнецова, 1993 и др. Методологическую базу Программы составили работы Х.М. Алиева, 2004; Е.А. Воробьевой, 1998; А.Б. Леоновой, 1987; В.А. Марищука, 1998; Ю.Е. Маряшина, 2005; Г.А. Мысиной, 2010 и др.). Основой комплекса психомоторной коррекции послужила программа телесных психотерапевтов Е.А. Воробьевой, Е.А. Сафро-новой, А.В. Семенович (апробирована на испытуемых разных возрастов), разработка которой была основана на достижениях выдающихся психофизиологов П.К. Анохина, Н.А. Бернщтейна, телесных психотерапевтов В. Райха, А. Лоуэна, Фельденкрайза и др.

На значимость психомоторно-регулирующего тренинга для использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности, для коррекции и восстановления функционального состояния специалистов, сохранения их уровня психомоторного статуса указывали Ю.Е. Маряшин, 2005; Ли Канг Хи, 2005; А.И. Бердичевский, 2011 и др. Цель состоит в том, чтобы развить способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает (метод Фельденкрайза). По Фельденкрайзу, для осознания и изменения движений необходима спокойная работа двигательных участков коры головного мозга. Чем кора активнее, тем меньше мы сознаем тонкие изменения в деятельности. Гармонизируя работу коры и уменьшая уровень возбуждения, можно достичь гораздо более богатого осознания, что позволяет пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, пока мозг и мышцы действовали по старым ограниченным стереотипам. Упражнения по заземлению и центрированию (метод А. Лоуэна) направлены на развитие внутренней устойчивости и чувства уверенности в ситуациях любого уровня сложности.

В Программе методика психомоторной коррекции используется для получения осознанного опыта управления внутренними ресурсами тела, для формирования устойчивости поведения в целом.

Принципы проведения Целевой программы оптимизации саморегуляции для специалистов инженерного профиля:

- комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные, дыхательные, суггестив-

ные, вербальные, невербальные, релаксационные, мобилизирующие и др.);

- индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной системы, адекватности ситуации, с учетом индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности;

- активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в мотивации овладения навыками и самоконтроле сознательного применения соответствующих приемов;

- диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих;

- самодиагностика, т.е. самопознание, осознание и формирование собственных индивидуальных задач.

В программе предусмотрено практическое освоение различных способов эмоционально-волевой саморегуляции на базе Центра психологической поддержки студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, где созданы условия для реализации основного принципа формирования навыков эмоционально-волевой саморегуляции: через осознание собственных эмоций и чувств - приобретение личного опыта самоуправления в благоприятной психологической атмосфере.

Самопознание эмоций происходит через саморефлексию, самоанализ, самодиагностику. На занятиях предусмотрены различные формы групповой работы: социально-психологические тренинги, аутотре-нинги, дискуссии на актуальные темы по вопросам взаимодействия в профессиональном коллективе, в межличностном общении, отрабатываются навыки высказывания собственного мнения, выслушивания мнения других. В программу включена индивидуальная работа: оформление самонаблюдений в виде эссе, дневников по результатам прохождения аудио-и видеотренингов, просмотра тематических фильмов, индивидуальных консультаций.

С целью формирования операционального (личного) опыта регулирования собственного поведения и состояния в программу введены отдельные специализированные блоки: тренинг психомоторной саморегуляции, комплекс тонизирующих физических упражнений, занятия по обучению специалистов аутотренингу, релаксации, визуализации. Для проведения тренинга психомоторной коррекции необходимо просторное, проветриваемое помещение с ковровым покрытием. Периодичность занятий с участниками эксперимента должна составлять не менее 2-х раз в неделю по 1,5 ч. в течение полугода.

В начале каждого занятия по психомоторной саморегуляции проводятся разминочные физические

упражнения, которые способствуют адекватной мышечной нагрузке для активации энергии общего тонуса в целом, для профилактики мышечных зажимов. В процессе выполнения упражнений формируется навык создания собственных образных представлений с элементами идеомоторной тренировки с приемами внушения и самовнушения. За основу этого комплекса взята апробированная на контингенте рабочих микроэлектронного производства программа А.Б. Леоновой и О.Н. Могилевой. Комплекс физических упражнений является средством, необходимым и достаточным для приобретения мышечной массы, иначе «расслаблять будет нечего» (В.Л. Марищук, Ю.Е. Маряшин).

Обучение техникам медитации и релаксации необходимо проводить в специально оборудованном помещении с помощью программ аудио- видеокомплекса «Диснет», в которые включены методики релаксации и мобилизации на основе аутотренинга, позитивного самовнушения, техники визуализации, музыкотерапии и цветотерапии Л.П. Гримака, В.П. Потапова по обучению мышечному расслаблению через ощущения внутреннего тепла, для освоения навыков расширения сосудов внутренних органов, навыков мобилизации, управлению сердцебиением за счет визуализации. Работа техник медитации и релаксации основана на следующем принципе: все системы организма стремятся научить человека быть более расслабленным, более «естественным» как во время отдыха, так и в действии, чтобы устранить ненужное напряжение, которое мы несем, учат позволять телу быть эффективным, вместо того чтобы осваивать бесполезные навыки и наращивать мышцы. Целесообразно осознать отрицательные стереотипы, привычки, которые мешают естественной мудрости, координации, гармонии души и тела.

Индивидуальный стиль саморегуляции предполагает наличие широкого репертуара и адекватных ситуации выбора методов и способов саморегуляции. Формирование индивидуального стиля саморегуляции происходит в результате осознания личностных компесаторных механизмов, рисков личностной надежности и смысловой регуляции собственного поведения и состояния (В.И. Моросанова, В.М. Крук). В соответствии с требованиями внешней среды, собственного актуального психофизического состояния специалиста, личного опыта владения способами саморегуляции становится ведущей определенная функция саморегуляции, для реализации которой и происходит выбор соответствующего метода саморегуляции (таблица 1).

Обучая навыкам саморегуляции, формируя автономный стиль деятельности и высокий уровень субъективного контроля, можно воздействовать на работоспособность специалистов, их активность и эмоциональную устойчивость. Приобретенный опыт це-

Таблица 1

Функции и методы психической саморегуляции

Функции Мотивационно-смысловые методы Эмоционально - волевые методы

Релаксирующая Психотерапевтические техники осознания потребностей, мотивационное консультирование Дыхательные техники, методы мышечной релаксации

Коммуникативная Техники позитивного мышления Психологическая поддержка, техники коммуникативного тренинга, прием «Я-высказывания» и др.

Активирующая Самовнушение, аутотренинг Активизирующие движения, применение массажа и самомассажа

Компенсаторная Изменение направленности сознания; самоисповедь, самоубеждение, достижения в до-суговой деятельности Тонические и сложно координированные движения, арт- терапия, танцевально-двигательные упражнения, физкультура и спорт

Организационная Самоменеджмент НЛП-техники

лесообразно применять в реальной жизненной обстановке, осознанно регулируя свое состояние и поведение адекватно требованиям окружающей обстановки.

Уровень сформированности личного опыта саморегуляции исследуется на четвертом этапе формирующего эксперимента с помощью диагностической батареи, что позволяет корректировать индивидуальные и групповые занятия Целевой программы.

Для анализа результативности программы принимаются следующие критерии уровня владения приобретенными навыками саморегуляции.

Низкий (непродуктивный) уровень использования методов саморегуляции характеризуется низкой общей активностью, переживанием состояния утомления, негативными эмоциями, психическим напряжением, плохим самочувствием, профессиональными неудачами, негативным отношением личности к себе и другим.

Среднему (малопродуктивному) уровню свойственны отсутствие стабильности в саморегуляции, внутреннем алгоритме управления саморазвитием; чередование успехов и неудач в профессиональной деятельности; поверхностные представления личности о собственном потенциале.

Высокий (высокопродуктивный) уровень отличается успешным освоением методов саморегуляции; развитыми психологическими умениями и навыками; эмоциональной устойчивостью; снижением тревожности, агрессивности, внутренней конфликтности, апатичности и раздражительности личности.

После реализации Целевой программы запланирован промежуточный срез и итоговая оценка базовых показателей саморегуляции и личностной надежности специалистов. В случае недостаточности уровня саморегуляции необходима индивидуальная коррекция выбора методики и сроков выполнения заданий программы.

Список литературы

1.Григорьев А.А., Козьяков Р.В. Особенности создания методики исследования эстетической в области литературного творчества // Журнал гуманитарных наук. 2014. № 8.

2. ДикаяЛ.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в условиях экстремальной деятельности: автореф. дис... д-ра психол. наук. - Курск, 2002.

3. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.

4. Козьяков Р.В. Имидж успешного руководителя в представлении менеджеров и рядовых сотрудников // Полиграфист. - 2012. - № 56.

5. Козьяков Р.В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2014.

6. Козьяков Р.В., Орлова Е.А. Корпоративная культура как элемент имиджа организации // Имиджелогия - 2008: имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: материалы VI Международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. - М., 2008.

7. Козьяков Р.В. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика - М.: Директ-Медиа, 2013. - 727 с.

8. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций. - М., 2013.

9. Козьяков Р.В. Психофизиология профессиональной деятельности. - М., 2013.

10. Козьяков Р.В. Психология профессионального общения. - М., 2014.

11. Козьяков Р.В. Психология переговоров. - М., 2014.

12. Козьяков Р.В. Методика формирования социальной активности учащихся. - М., 2014.

13. Козьяков Р.В. Психология. - М., 2014.

14. Козьяков Р.В. Психология имиджа. - М., 2014.

15. Козьяков Р.В. Формирование у подростков и молодежи позитивного имиджа независимой от наркотиков личности как фактор укрепления имиджевой политики России // Имидж национального единства и процветания России: материалы XII Международного симпозиума по имиджелогии, 12-14 июня 2014 г., Севастополь - Москва / под научн. ред. Е.А. Петровой, 2014.

16. Котик М.А. Общие понятия о надежности человека-оператора и законах саморегуляции. - Таллин: изд-во «Валгус», 1974. - 166 с.

17. КрукВ.М. Психологические механизмы обеспечения личностной надежности специалиста // Российский научный журнал. - 2012. - № 4 (29).

18. Маряшин Ю.В. Комплекс психомоторной саморегуляции как средство психофизиологической подготовки и повышения надежности лиц опасных профессий: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб.: СПб. гос. университет, 2005.

19. Моросанова В.И. Психология саморегуляции: учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2012.

20. Миронов А.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (на примере Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана) // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1.

21. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде: учебное пособие. - М.: изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2013.

22. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Психофизическое здоровье будущих специалистов // Человеческий капитал. -2013. - № 9 (57).

Reference list

1. Grigor'ev A., Koz'yakov R. Features for developing a method of aesthetic research in the field of literary creation// Journal of the Humanities. 2014. № 8.

2. Dikaya L. The psychology of self-adjustment of the functional state of the subject in conditions of extreme activity: Synopsis of a thesis of Doctor of Psychology. Kursk, 2002.

3. Konopkin O. Psychicological self-adjustment of voluntary activity (structural-functional aspect) // Issues of Pshycology.1995. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Koz'yakov R. The image of a successful head in the representation of managers and employees // Typographer. 2012. № 56.

5. Koz'yakov R. The development of communicative competence of intended teachers in system of continuous pedagogical education: Synopsis of a thesis of PhD in Psychology. M., 2014.

6. Koz'yakovR., Orlova E. Corporate culture as an element of the image of the organization // Imageology - 2008: The image as a tool of attraction and competitiveness: Proceedings of the VI International Symposium of Imagology / Under the editorship of E. Petrova. - M., 2008.

7. Koz'yakovR. Psychology and Pedagogy. Part 2. Pedagogy. M.: Direct -Media, 2013. 727 p.

8. Koz'yakovR. Methods and techniques of emotions diagnostic. M., 2013.

9. Koz'yakovR. Psychophysiology of professional activity. M., 2013.

10. Koz'yakovR. Psychology of professional communication. M., 2014.

11. Koz'yakovR. Psychology of talks. M., 2014.

12. Koz'yakov R. The methodology of formation of students' social activity. M., 2014.

13. Koz'yakovR. Psychology. M., 2014.

14. Koz'yakovR. Image psychology. M., 2014.

15. Koz'yakovR. Formation of positive image of independent of drug use personality among adolescent and youth as a factor of strengthening of the image policy of Russia // The Image of national unity and prosperity of Russia: Proceedings of the XII International Symposium on Imageology, 12th-14th of June, 2014, Sevastopol - Moscow / Under the scientific editorship of E. Petrova, 2014.

16. Kotik M. General concepts on the reliability of the human operator and the self-adjustment principles. Tallinn: "Valgus" Publishing house, 1974. 166 p.

17. Kruk V. Psychological mechanisms to ensure the personal sustainability of the specialist // Russian scientific journal. 2012. № 4 (29).

18. Maryashin Yu. Complex psychomotor self-adjustment as a means of psycho-physiological training and improving the sustainability of persons of dangerous professions: Synopsis of a thesis of Doctor of Psychology. SBR.: Saint Petersburg University, 2005.

19. Morosanova V. The psychology of self-adjustment: Textbook. SBR.: "Nestor-History" Publishing house, 2012.

20. MironovA. Psycho-pedagogical support of educational process (Through the example of Bauman Moscow State technical University) // World of education - education in the world. 2015. № 1.

21. Semikin G., Mysina G. Health saving technologies and prevention of deviant behavior in the educational environment: Textbook. M.: Publishing office of Bauman Moscow State Technical University, 2013.

22. Semikin G., Mysina G. Psychophysical health of intended specialists // Human capital. 2013. № 9 (57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.