Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В АРТ-БИЗНЕСЕ'

КРЕАТИВНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В АРТ-БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / организационная культура / арт-бизнес / creativity / organizational culture / art business

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.В. Кудинова, Р.С. Лаво, С.А. Морозов

Статья посвящена теоретическим аспектам организационной культуры в современном артбизнесе. Арт-бизнес в современном российском обществе стал одним из важных направлений в области креативных индустрий. В силу изменений традиционно сложившихся форм организации деятельности арторганизаций, в условиях сформировавшегося в результате трансформации административно-командной экономики конкурентного сектора социально-культурной деятельности в области креативных индустрий, развития арт-бизнес проектирования, важное значение приобретает креативность в выборе стратегии развития, создании организационной корпоративной культуры, роли фактора креативности в арт-бизнесе. При этом необходимо иметь в виду, что не всякая творческая деятельность креативна – в массовой культуре в сфере тиражирования культурных продуктов креативность может ограничиваться как предпочтениями потенциальных потребителей, образующих целевые аудитории. Этап зрелости жизненного цикла таких арт-проектов стабилен и относительно длителен во времени. В то время как креативные решения, основанные на использовании адхократической организационной культуры, опирающейся на автономность творческих структур и предполагающих инновационные решения, продвигает инновационные решения в арт-бизнес продуктах и услугах, и позволяет реализовывать краткосрочные решения, которые могут иметь сокращенный жизненный цикл и не наносить значительного ущерба арт-организациям в случае невостребованности на конкурентном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AND ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE ART BUSINESS

The article is devoted to the theoretical aspects of organizational culture in modern art business. Art business in modern Russian society has become one of the most important areas in the field of creative industries. Due to changes in the traditionally established forms of organizing the activities of art organizations, in the conditions of the competitive sector of socio-cultural activity in the field of creative industries formed as a result of the transformation of the administrative-command economy, the development of art-business design, creativity in choosing a development strategy, creating an organizational corporate culture, the role of the factor of creativity in the art business. It should be borne in mind that not every creative activity is creative – in mass culture in the field of replicating cultural products, creativity can be limited as the preferences of potential consumers who form target audiences. The stage of maturity of the life cycle of such art projects is stable and relatively long in time. While creative solutions based on the use of an adhocratic organizational culture, based on the autonomy of creative structures and offering innovative solutions, promotes innovative solutions in art-business products and services, and allows the implementation of short-term solutions that may have a shortened life cycle and do not cause damage. significant damage to art organizations in case of lack of demand in a competitive market.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В АРТ-БИЗНЕСЕ»

4. Dorozhkina T. V., Shcherbakova E. S., Levushkina E. A., Sorokodumova O. N. The use of the logistics potential of the region in customs activities: Kaluga Region / / Russian Economic Bulletin. 2019. Vol. 2. No. 6. pp. 172-176.

5. Kruglov V. N. Features of innovative development of territories//Bulletin of the educational Consortium of the Middle Russian University. Series: Economics and Management. 2018. No. 11. pp. 54-55.

6. Neparko M. V., Galstyan N. A. Prospects and trends in the development of customs and logistics clusters in Russia / / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 1 (42). pp. 232-236.

7. Petrushina O. M., Merkulova A. I., Ter-Oganesyan K. A. On the issue of customs logistics features // Bulletin of the Kaluga University. 2020. No. 4 (49). pp. 14-16.

8. World Bank Report on the logistics development of the world's countries. - [Electronic resource]. - Access mode : https://lpi.worldbank.org.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11347

А.В. Кудинова - к.и.н., зав. кафедрой арт-бизнеса и рекламы, доцент, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», kafrekpr@hotmail.com,

A.V. Kudinova - Ph.D., head. Department of Art Business and Advertising, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture", kafrekpr@hotmail.com;

Р.С. Лаво - д.ф.н., профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования, доцент, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», la-voroza@rambler.ru,

R.S. Lavo - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture",lavoroza@rambler.ru;

С.А. Морозов - д.ф.н., профессор кафедры арт-бизнеса и рекламы, профессор, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», morozovsakras@yandex.ru,

S.A. Morozov - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Art Business and Advertising, Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture", morozovsakras@yandex.ru.

КРЕАТИВНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В АРТ-БИЗНЕСЕ CREATIVITY AND ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE ART BUSINESS

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам организационной культуры в современном арт-бизнесе. Арт-бизнес в современном российском обществе стал одним из важных направлений в области креативных индустрий. В силу изменений традиционно сложившихся форм организации деятельности арт-организаций, в условиях сформировавшегося в результате трансформации административно-командной экономики конкурентного сектора социально-культурной деятельности в области креативных индустрий, развития арт-бизнес проектирования, важное значение приобретает креативность в выборе стратегии развития, создании организационной корпоративной культуры, роли фактора креативности в арт-бизнесе. При этом необходимо иметь в виду, что не всякая творческая деятельность креативна - в массовой культуре в сфере тиражирования культурных продуктов креативность может ограничиваться как предпочтениями потенциальных потребителей, образующих целевые аудитории. Этап зрелости жизненного цикла таких арт-проектов стабилен и относительно длителен во времени. В то время как креативные решения, основанные на использовании адхократической организационной культуры, опирающейся на автономность творческих структур и предполагающих инновационные решения, продвигает инновационные решения в арт-бизнес продуктах и услугах, и позволяет реализовы-вать краткосрочные решения, которые могут иметь сокращенный жизненный цикл и не наносить значительного ущерба арт-организациям в случае невостребованности на конкурентном рынке.

Abstract. The article is devoted to the theoretical aspects of organizational culture in modern art business. Art business in modern Russian society has become one of the most important areas in the field of creative industries. Due to changes in the traditionally established forms of organizing the activities of art organizations, in the conditions of the competitive sector of socio-cultural activity in the field of creative industries formed as a result of the transformation of the administrative-command economy, the development of art-business design, creativity in choosing a development strategy, creating an organizational corporate culture, the role of the factor of creativity in the art business. It should be borne in mind that not every creative activity is creative - in mass culture in the field of replicating cultural products, creativity can be limited as the preferences of potential consumers who form target audiences. The stage of maturity of the life cycle of such art projects is stable and relatively long in time. While creative solutions based on the use of an adhocratic organizational culture, based on the autonomy of creative structures and offering innovative solutions, promotes innovative solutions in art-business products and services, and allows the implementation of short-term solutions that may have a shortened life cycle and do not cause damage. significant damage to art organizations in case of lack of demand in a competitive market.

Ключевые слова: креативность, организационная культура, арт-бизнес. Keywords: creativity, organizational culture, art business.

В современной управленческой науке используются различные понятия, обозначающие культуру организации как системного целого. Подробный обзор определений корпоративной культуры содержится в вышедшей сравнительно недавно монографии А.В. Пеша, что позволяет авторам не рассматривать подробно в целом сходные подходы и формулировки, отличающиеся, главным образом, степенью детализации раскрытия термина [1]. Несмотря на различные вариации формулировок этого понятия - от корпоративной культуры, сформулированной в западной науке, до организационной культуры и культуры организации, слоившихся в отечественных экономической науке и социологии управления, в основе всех определений лежит предложенная еще Т. Парсонсом матрица AGIL, которая понимается им как «совокупность действий, направленных на удовлетворение ...потребностей системы»[2]. Раскрывая содержание предложенной им матрицы Т. Парсонс выделил ее функции - адаптации к динамике внутренней и внешней среды, целедостижения; интеграции и поддержания нормативно-ценностной модели построения организации как системы [3].

Под корпоративной культурой в современных работах по теории управления фирмой понимается приведенное в работах профессора кафедры финансов Йельской школы менеджмента Г. Гортона и доцента этой же кафедры А. Зентифиса: «культура как ценности, нормы, обычаи, традиции, символы и язык, которые разделяются сотрудниками фирмы и которые управляют их коллективным поведением»[4, 5].

Анализируя модели корпоративной культуры в арт-бизнесе необходимо обратить особое внимание на адхократическую модель, которая основана на мобильности и нестандартных, динамически изменяющихся адаптивных управленческих решениях, нацеленных на творческое решение возникающих проблем и разработке уникальных решений [6].

Под влиянием развертывавшейся во второй половине ХХ века научно-технической революции американский ученый Д. Белл в работе «Грядущее постиндустриальное общество», изданной в 1964 г., предположил, что главным источником и ресурсом развития становится знание, генерерируемое новым «классом знания» [7]/ В 1968 году американский экономист П. Дракер сделал вывод: «Основным экономическим ресурсом - «средствами производства», если воспользоваться термином экономистов - является не капитал, не естественные ресурсы, не труд. Им стало и останется знание». [8]

В 1970 г. Э. Гулднер в работе «Будущее интеллектуалов и восхождение нового класса» оперирует понятиями «новый класс» и «интеллектуалы». Выделяя новый класс интеллектуалов, он включает в его состав гуманитарную и техническую интеллигенцию, представителей так называемых «свободных профессий», подчеркнув, что именно они контролируют сферу культурного производства, и привилегированное положение в обществе определяется их ролью в передаче знаний. [9]

В 80-90 е годы ХХ века британские социологи обратили внимание на качественные изменения в сфере потребления, которые привели к тому, что «в производстве все большее значение приобретает не столько информационная насыщенность, сколько дизайн-насыщенность и растет важность процесса создания дизайна на фоне уменьшения важности процесса производства как такового». [10] А социолог Д. Чейни объявил, что «творческая энергия, задействованная в формировании и поддержании новых моделей социальных связей, -это, если глубоко вдуматься, форма дизайна». [11]

Характеризуя изменения в экономике и процессах потребления и потребительской культуре в новых условиях постиндустриального мира М. Физерстоун обратил внимание на два качественно новых явления, отличающих ее от индустриальной эпохи: во-первых, социальный процесс использования товаров и услуг с целью социальной интеграции или социальной дифференциации; во-вторых, потребление превратилось в постиндустриальной экономике в творческий процесс, в котором желание и миф становятся частью потребления, чтобы доставить эстетическое или эмоциональное удовольствие, что позволило определить экономику постиндустриального общества как экономику эмоций, экономику впечатлений или «культурную экономику» [12].

По мнению С. Лэша и Дж. Урри в эпоху постомодернистской экономики во все большем объеме производятся не материальные объекты, а знаки: «В основном это знаки двух типов. Они либо имеют преимущественно когнитивное содержание, а потому представляют собой постиндустриальные или иноформационные товары, либо обладают эстетическим - в самом широком смысле - содержанием и являются постмодернистскими товарами» [10]. Р. Райх полагал, что ведущее положение в информационном обществе займут «symbolic analysts» - «знаковые аналитики», связанные с обработкой информации [13].

Т. Питерс, Дж. Питерс, Дж. Гилмор, К. Смит, К. Нордстрем, Й. Риддерстрале, Р. Райх и другие ученые выделили в продуктах и услугах гуманитарные компоненты: во-первых, инкорпорированный искусственный интеллект; во-вторых, промышленный дизайн; в-третьих, интеграция с конечным потребителем; в-четвертых, обеспечение переосмысления коммуникаций и логистики; в-пятых, расширение спектра услуг; в-шестых, восприятие продуктов или услуг как источника эмоций и гедонизма [14, 15-18].

А Я. Кузьминов отметил, что «Креативный класс - это не только инженеры или, допустим, представители балета. - Это более широкая группа людей, получивших качественное образование и занятых созданием нечто нового, что приносит пользу окружающим. В инновационной экономике основным двигателем обновлений выступают не министры, не президент, а та масса работающих людей, которая занята созданием нового» [19].

Р. Флорида относил к ядру креативного класса как доминантного источника поступательного развития современного общества: «людей, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыки и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания» [20] Кроме ядра креативного класса Р. Флорида относил к креативному классу лиц интеллектуального труда, «работающих в бизнесе и в финансах, праве, здравоохра-

нении» [20]. Р. Флорида считает, что «в экономике наших дней креативность - это масштабная и непрерывная практика. Мы постоянно модифицируем и улучшаем всевозможные продукты, процессы и операции, по -новому подгоняя их друг к другу». [20]

Р. Флорида предложил выделять креативный капитал, который отличается большей степенью индивидуализации по сравнению с социальным капиталом индивидов. Ссылаясь на работы Р. Парка из Чикагского университета, вышедшие в начале прошлого века, [21, 22] он полагает, что именно индивидуализация является одной из предпосылок креативности. Прочные традиционные социальные связи, являющиеся ядром социального капитала, препятствуют развитию креативности, создавая фон одобрения/неодобрения в рамках доминирующих нормативных повседневных социальных практик. [23] Кроме того, креативный класс в трактовке Р. Флориды мало связан с прикладными аспектами тиражирования инновационных продуктов.

Из приведенных концептуальных положений Р. Флориды становится очевидным, что он смешивает несколько видов продуктивной активности людей в различных сферах деятельности. Есть сферы деятельности, которые требуют четкого исполнения сформулированного в том или ином виде алгоритма деятельности - в архитектуре это создание типовых проектов зданий и сооружения, в образовании - соблюдения образовательных стандартов, в музыке - это исполнение музыкальных произведений в соответствии с рамками жанра, в праве - соответствие нормативно-правовым нормам, в медицине - протоколу лечения заболевания и т.п.

Творчество соответствует воплощению взаимодополняющих качеств человеческой личности, и выражается в способности воплощать в реальной деятельности знаний, индивидуальных эмоционально аранжированных способностей в процессе наиболее полной реализации персональных возможностей по созданию новых форм и видов материальных и духовных объектов на основе интуитивного самовыражения в предмете деятельности.

В отличие от творчества креативность реализуется в поиске альтернатив существующему порядку деятельности, подчиненного сложившейся в процессе предшествующей деятельности в данной сфере или вновь созданной новаторской практике. Креативность проявляется в адаптивном целенаправленном поиске оптимального для данного момента варианта достижения цели и соответствует требованиям оригинальности, инновационно-сти и валидности решения поставленных задач по поиску наиболее приемлемой стратегии деятельности [25].

Р. Флорида полагает, что креативный класс опирается на индивидуализм и поэтому во многом является результатом самомотивации, Непременным условием развития креативного класса Р. Флорида назвал ««Развитие новых условий труда, стилей жизни, форм общения между людьми и соседскими сообществами, которые, в свою очередь способствуют творческой деятельности» [20], а также высокую степень мобильности, то есть отсутствие укорененности в корпоративной культуре. [20] Это качество, безусловно необходимое для временных проектных коллективов, но абсолютно не подходит для бизнес-проекта, который окупается не за 3 года и теряет интерес к нему коллектива креативных разработчиков.

Такая ориентация на постоянный поиск новых проектов приводит к разбалансировке интересов арт-бизнес структуры и группы проектантов. Особенностью арт-бизнеса является опора на репутацию доверия потенциальны потребителей в целевых группах, а это требует гораздо более длительного развития проекта в рамках арт-бизнес структуры.

С другой стороны, предприниматели, работающие в сфере арт-бизнеса, заинтересованы в краткосрочных трудовых отношениях для поиска инновационных идей в проектной деятельности в штат, а превращая их в новый интеллектуальный прекариат, в отличие от работающих в рамках трудовых договоров творческих работников, которые имитируют креативную деятельность в относительно стабильных арт-бизнес структурах, а фактически воплощают в тиражируемый продукт творческой индустрии результаты креативной деятельности фри-лансеров, решающих конкретные проектные задачи.[26-28] Эти проекты направлены на быструю окупаемость, соответствие модных тенденциям, как правило заимствованным в зарубежной практике. Они имитируют успешную творческую деятельность, привлекают массовые целевые аудитории, потому что позволяют людям почувствовать себя частью глобальной массовой культуры. Они рассчитаны на использование современных мультимедийных технологий, которые позволяют заменить участников спецэффектами и технологическими новинками, приковывающими к себе внимание участников и зрителей. Или содержат в себя элементы когнитивного разрыва со сложившимися традициями, что позволяет сосредоточиться не на эстетических качествах творческого проекта, а на создаваемом его образно-художественными свойствами когнитивном диссонансе у зрителей и критиков. Эффекты этого когнитивного диссонанса позволяют легко закрыть данный проект и начать реализовывать новый, который, согласно закона присоединения Т. Веблена, будет с еще большей ажитацией ожидаться целевыми аудиториями массовой культуры.

Источники:

1. Пеша, А.В. Формирование корпоративной культуры организаций сферы обслуживания / А.В. Пеша. - М.: Бук, 2017. - 220 с.

2. Rocher, G. Talcott Parsons and American Sociology / G. Rocher. - New York: Barnes & Noble, 1975.- 186 p.

3. Paulsen, M.B., Feldman, K.A. Toward a Rekonceptualization o Sholarship: A Human Action System with Functonal Imperatives // Journal of Higher Education. - 1995. - Vol.66. - рр.615-640.

4. Gorton, G. B., Zentefis, A.K. Corporate Culture as a Theory of the Firm / G.B. Gorton, A.K. Zentefis // NBER Working Paper. - 2020. - № 27353

5. Gorton, G. B., Zentefis, A.K. Social Progress and Corporate Culture / G.B. Gorton, A.K. Zentefis // NBER Working Paper. -2020. - №. 25484.

6. Окатов, А.В., Соловьев, Д.А. Понятие и виды корпоративной культуры / А.В. Окатов, Д.А. Соловьев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - Т.3. - Вып.3 (11). - С.35 - 47.

7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Академия, 2004. - 788 с.

8. Друкер, П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества / П.Ф. Друкер ; [пер. с англ. и ред. Б. Л. Глушака]. - М.: Вильямс, 2007. - 322 с.

9. Guldner, E. The Future of the Intellectuals and the Rise of the New Class / E. Guldner. - Chicago: University Press of Chicago, 1974. -121 p.

10. Lash ,S., Urry, J. Economies of Signs and Space / S. Lach, J. Urry.- London: Sage Publications Ltd, 1994/ - 368 p.

11. Chaney, D. Lifestyles / D. Chaney. - London: Routledge, 1996.- 316 p.

12. Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism / M. Featherstone.- London: SAGE Publications Ltd, 1991. - 313 p.

13. Reih, R. The Work of Nation: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism / R. Reih. - New York: The Free Press, 1991.-XII, 339 p.

14. Пресс, М., Купер, Р. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя / М. Пресс, Р. Купер. - Минск: Гревцов паблишер, 2008. - 352 с.

15. Peters, T. Liberation / T. Peters. - London: Knopf, 1992. - 834 p.

16. Pine, J. The Experience Economy: work is theatre and every business a stage / J. Pine. - Boston: Harvard Business School Books, 1999. - 254 p.

17. Smith C. Creative Britain / C. Smith.- London: Faber and Faber, 1998. - 170 p.

18. Нордстрем, К, Риддерстрале, Й. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта / пер. с англ. [П. Павловский] / К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. - СПб.: Питер, 2002. - 284 с.

19. Колганова, Л.В. Креативные классы в России. 3 мая 2010 г. [Электронный ресурс] / Л.В. Калганова // URL: http://www.proshkola.ru/user/ (дата обращения: 27.07.2012).

20. Флорида, Р. Креативный класс. Люди, который меняют будущее / Р. Флорида. - М. Классика- XXI, 2007. - 421 с.

21. Park, R.E. The City as a Social Laboratory / R.E Park // Robert E. Park On Social Control and Collective Behavior / R.E. Park // Selected Papers. Ed. and with introduction by Ralph H. Turner. - Chicago - London: Phoenix Books, The University of Chicago Press, 1967. P. 3-18.

22. Park, R. Human Migration and the Marginal Man / R. Park // The Classic Essays on the Culture of Cities. Ed. Richard Sen-nett. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1969. - pp. 131-142.

23. Uzzi, B. Social Structure and Competition in Interfirm Networks: The Paradox of Embeddedness / B. Uzzi // Administrative Science Quarterly. - 1997. - № 42. - pp. 35-67.

24. Челомбицкая, М.П. Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества / М.П. Чемболицкая // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.- 2008. - № 5 (147). - С.22-25.

25. Лакодин, В. Люди без будущего: самозанятые, контрактники, фрилансеры [Электронный ресурс] / В. Лакодин// Портал «TexTerra» // URL: https://texterra.ru/blog/lyudi-bez-budushchego-samozanyatye-kontraktniki-frilansery.html (дата обращения: 28.07.2021).

26. Стэндинг, Г. Прекариат: новый опасный класс. Перевод с английского Н. Усовой. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 328 с.

27. Тощенко, Ж. Т. Прекариат - новый социальный класс / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2015. - № 6. - С. 3-13.

Referencec:

1. Pesha, A.V. Formation of corporate culture of service sector organizations / A.V. Pesha. - M .: Buk, 2017 .- 220 p.

2. Rocher, G. Talcott Parsons and American Sociology / G. Rocher. - New York: Barnes & Noble, 1975.- 186 p.

3. Paulsen, M.B., Feldman, K.A. Toward a Rekonceptualization o Sholarship: A Human Action System with Functonal Imperatives // Journal of Higher Education. - 1995. - Vol.66. - рр.615-640.

4. Gorton, G. B., Zentefis, A.K. Corporate Culture as a Theory of the Firm / G.B. Gorton, A.K. Zentefis // NBER Working Paper. - 2020. - № 27353.

5. Gorton. G. B., Zentefis, A.K. Social Progress and Corporate Culture / G.B. Gorton, A.K. Zentefis // NBER Working Paper. -2020. - №. 25484.

6. Okatov, A.V., Soloviev, D.A. Concept and types of corporate culture / A.V. Okatov, D.A. Soloviev // Bulletin of the Tambov University. Series: Social Sciences. - 2017. - Vol. 3. - Issue 3 (11). - p. 35 - 47.

7. Bell, D. The coming post-industrial society / D. Bell. - M .: Academy, 2004 .- 788 p.

8. Drucker, P.F. The era of rupture: guidelines for our changing society / P.F. Drucker; [per. from English and ed. BL Glushak]. -M .: Williams, 2007 .- 322 p.

9. Guldner, E. The Future of the Intellectuals and the Rise of the New Class / E. Guldner. - Chicago: University Press of Chicago, 1974. -121 p.

10. Lash, S., Urry, J. Economies of Signs and Space / S. Lach, J. Urry.- London: Sage Publications Ltd, 1994/ - 368 p.

11. Chaney, D. Lifestyles / D. Chaney. - London: Routledge, 1996.- 316 p.

12. Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism / M. Featherstone. - London: SAGE Publications Ltd, 1991. - 313 p.

13. Reih, R. The Work of Nation: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism / R. Reih. - New York: The Free Press, 1991.-XII, 339 p.

14. Press, M., Cooper R. The Power of Design: The Key to the Heart of the Consumer / M. Press, R. Cooper. - Minsk: Grevtsov publisher, 2008.- 352 p.

15. Peters T. Liberation / T. Peters. - London: Knopf, 1992. - 834 p.

16. Pine, J. The Experience Economy: work is theatre and every business a stage / J. Pine. - Boston: Harvard Business School Books, 1999. - 254 p.

17. Smith C. Creative Britain / C. Smith. - London: Faber and Faber, 1998. - 170 p.

18. Nordstrom, K, Ridderstrale, J. Funky business: capital dances to the tune of talent / per. from English [P. Pavlovsky] / K. Nordstrom, J. Ridderstrale. - SPb .: Peter, 2002 . - 284 p.

19. Kolganova, L.V. Creative classes in Russia. May 3, 2010 [Electronic resource] / L.V. Kalganova // URL: http://www.proshkola.ru/user/ (date of access: 27.07.2012).

20. Florida, R. Creative class. People who are changing the future / R. Florida. - M. Classic - XXI, 2007. - 421 p.

21. Park, R.E. The City as a Social Laboratory / R.E Park // Robert E. Park On Social Control and Collective Behavior / R.E. Park // Selected Papers. Ed. and with introduction by Ralph H. Turner. - Chicago - London: Phoenix Books, The University of Chicago Press, 1967. P. 3-18.

22. Park, R. Human Migration and the Marginal Man / R. Park // The Classic Essays on the Culture of Cities. Ed. Richard Sen-nett. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1969. - pp. 131-142.

23. Uzzi, B. Social Structure and Competition in Interfirm Networks: The Paradox of Embeddedness / B. Uzzi // Administrative Science Quarterly. - 1997. - № 42. - pp. 35-67.

24. Chelombitskaya, M.P. Creativity as a factor of personality self-realization in the context of society's globalization / M.P. Chembolitskaya // News of higher educational institutions. North Caucasian region. Social Sciences. - 2008. - No. 5 (147). -P.22-25.

25. Lakodin, V. People without a future: self-employed, contract workers, freelancers [Electronic resource] / V. Lakodin // Portal "TexTerra" // URL: https://texterra.ru/blog/lyudi-bez-budushchego-samozanyatye- kontraktniki-frilansery.html (date of access: 28.07.2021).

26. Standing, G. Precaria: A New Dangerous Class. Translated from English by N. Usova. - M .: Ad Marginem Press, 2014 .- 328 p.

27. Toshchenko, Zh. T. Precaria - a new social class / Zh. T. Toshchenko // Sociological research. - 2015. - No. 6. - S. 3-13.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11348

А.В. Кудинова - к.и.н., зав. кафедрой арт-бизнеса и рекламы, доцент, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», kafrekpr@hotmail.com,

A.V. Kudinova - Ph.D., head. Department of Art Business and Advertising, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture", kafrekpr@hotmail.com;

Р.С. Лаво - д.ф.н., профессор кафедры кафедрой музыковедения, композиции и методики музыкального образования, доцент, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», lavoroza@rambler.ru,

R.S. Lavo - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture",lavoroza@rambler.ru;

С.А. Морозов - д.ф.н., профессор кафедры арт-бизнеса и рекламы, профессор, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», morozovsakras@yandex.ru,

S.A. Morozov - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Art Business and Advertising, Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture", morozovsakras@yandex.ru.

АДХОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В АРТ-БИЗНЕСЕ ADHOCRATIC MANAGEMENT MODEL IN THE ART BUSINESS

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы применения адхократической модели организационной структуры управления в арт-бизнесе. Анализируется концептуальный подход к эффективности предпринимательской организации, использующей адхократическую модель организационной культуры управления. Раскрывается специфика понимания эффективности такой организации как внедряющей инновационные разработки в практику и за счет этого получающей конкурентные преимущества. В стратегии такого концептуального подхода доминирует ориентация на изменяющуюся турбулентную внешнюю среду, которая требует быстроты принятия решений в условиях высокой степени риска и неопределенности позиций на конкурентных рынках. Это делает необходимым поиск оптимального сочетания уровня централизации и автономии как в разработке краткосрочной стратегии, так и принятия решений с высоким уровнем рисков. В статье рассматриваются преимущества адхократической модели построения структуры организации в арт-бизнесе и возникающие при этом риски.

Abstract. The article discusses topical issues of the application of the adhocratic model of the organizational structure of management in the art business. The conceptual approach to the effectiveness of an entrepreneurial organization is analyzed using the adhocratic model of the organizational culture of management. The specificity of understanding the effectiveness of such an organization as introducing innovative developments into practice and thereby gaining competitive advantages is revealed. The strategy of such a conceptual approach is dominated by an orientation towards a changing turbulent external environment, which requires quick decision-making under conditions of a high degree of risk and uncertainty of positions in competitive markets. This makes it necessary to find the optimal combination of the level of centralization and autonomy both in the development of a short-term strategy and in decision-making with a high level of risk. The article discusses the advantages of the adhocratic model of building the structure of the organization in the art business and the risks arising from this.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: арт-бизнес, адхократическая модель управления.

Keywords: art business, adhocratic management model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.