Научная статья на тему 'Культурные индустрии vs креативные индустрии'

Культурные индустрии vs креативные индустрии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1838
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КРЕАТИВ / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ (ТВОРЧЕСКИЕ) ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Морозов Сергей Александрович

В статье рассматривается проблема соотношения концептуальных понятий творческих (культурных) и креативных индустрий в рамках культурологического подхода на основе соотнесения этих феноменов современной культуры с уровнем развития современного российского общества и опыта реализации региональных культурных проектов по развитию современных культурных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные индустрии vs креативные индустрии»

№ 4 (63), 2016

"Культурная жизнь региона" ^

ных стилистических замыслах и одновременно индивидуальных художественных решениях.

В заключение следует отметить, что О.Л. Проститов в своем творчестве продолжает традицию воплощения философской темы-идеи цикличности времени, привнося в нее свое собственное видение.

Литература

1. Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 588 с.

3. Толстая С.М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010. 368 с.

4. Фришман Д.В. Георгий Свиридов. Сборник статей М., 1971.

5. Проститов О.Л. Рукопись. Вокальный цикл для баритона в сопровождении фортепиано на стихи С. Есенина. Л., 1977.

References

1. Velskaya L.L. Pesennoye slovo: Poeticheskoye masterstvo Sergeya Esenina [The lyrics: Poetic skill of Sergei Yesenin]. Moskow, 1990.

2. Losev A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kultura [Philosophy. Mythology. Culture]. Moskow, 1991. 588 p.

3. Tolstaya S.M. Semanticheskiye kategorii yazyka kultury: Ocherki po slavyanskoy etnolingvistike [Semantic search language of culture: Essays on slavonic ethnolinguistics]. Moskow, 2010. 368 p.

4. Frishman D.V. Georgiy Sviridov [Georgy Sviridov]. Sbornik statey. Moskow, 1971.

5. Prostitov O.L. Rukopis. Vokalnyy tsikl dlya baritona v soprovozhdenii fortepiano na stikhi S.S. Esenina [Manuscript. Vocal cycle for baritone and piano to poems by Sergey Yesenin]. Leningrad. 1977.

УДК 168.522 С.А. МОРОЗОВ

КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ VS КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Морозов Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), morozovsakras@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема соотношения концептуальных понятий творческих (культурных) и креативных индустрий в рамках культурологического подхода на основе соотнесения этих феноменов современной культуры с уровнем развития современного российского общества и опыта реализации региональных культурных проектов по развитию современных культурных форм. Ключевые слова: творчество, творческий процесс, креатив, креативная деятельность, культурные (творческие) индустрии, креативные индустрии.

UDC 168.522 S.A. MOROZOV

CULTURAL INDUSTRY VS CREATIVE INDUSTRY

Morozov Sergej Aleksandrovich, Full PhD (philosoph.), Full professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), morozovsakras@yandex.ru

Abstract. The article discusses the problem of the relation of the conceptual notions of creative (cultural) and creative industries within the framework of cultural approach based on the correlation of these

"Культурная жизнь Юга России" 146 ;

№ 4 (63), 2016

phenomena of contemporary culture to the level of development of modern Russian society and the cultural experience of the implementation of regional projects for the development of modern cultural forms. Keywords, creative, creative process, creative activities, cultural (creative) industries.

В современной научной литературе по проблемам современной массовой культуры возникла терминологическая путаница - большинство исследователей отождествляют культурные и креативные индустрии. Концепт «культурные индустрии» был использован М. Хоркхаймером и Т. Адорно в эпоху расцвета индустриального общества в книге «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты» в главе «Культиндустрия. Просвещение как обман масс», вышедшей в свет в 1947 г. в США. В ней среди прочего говорится о всепроникающей индустриализации культурного производства [1, с. 154, 157].

Теоретическое изучение культурных индустрий в работе М. Хоркмайера и Т. Адорно было продолжено в работах французских социологов. В 1962 г. выходит в свет работа Э. Морана «Дух времени» [2], а в 1978 г. - коллективная монография «Капитализм и культурные индустрии» [3]. Позднее сформулированные в этих работах положения были обобщены в 1987 г. в статье Б. Мьежа «Логика работы в новых культурных индустриях [4]. В названных работах культурные индустрии отождествляются с творчеством, и зачастую в них используется термин «креативные индустрии». Это объясняется отчасти использованием авторами положений многотомного труда А. Тойнби «Постижение истории» о роли творческих (креативных) личностей в развитии общества [5, с. 94].

В «Основах государственной культурной политики» 2015 г. к творческим (культурным) индустриям отнесены «промышленный дизайн, индустрия моды, музыкальная индустрия, индустрия кино, телевидение, производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство, средства массовой информации» [6, с. 9]. Культурные индустрии фактически распространяются на производство общества как социально-культурного явления.

Современные определения культурных индустрий проанализированы в содержательных работах Д. Хезмондалша, С. Рудхауза, А.Я. Флиера и М.В. Матецкой [7, 8, 9, 10]. А.Я. Флиер обозначил и различия, сложившиеся в процессе исторического развития между культурным творчеством и унифицированными продуктами и услугами культурного производства: творчество ориентировано на дифференциацию, а культурные индустрии - на интеграцию общества. Эти функции отражают, согласно точке зрения А.Я. Флиера, процессы дивергенции и конвергенции, происходящие в социуме и находящиеся в диалектическом единстве. Однако следует заметить, что культурные индустрии, создаваемые в рамках маркетингового подхода к культурному производству, также дифференцируют общество на различные потребительские сегменты в соответствии с функцией предложения со стороны производителей культурных продуктов [9].

С аргументами М. Хоркмайера и Т. Адорно согласился Н. Гарнэм, предложивший вместе с тем различать культурные и креативные индустрии [11]. Подробную аргументацию в пользу такого отождествления сформулировал Д. Хезмондалш. Во-первых, он связал концепцию креатива с коммодификацией культуры [7, с. 34]. Это вполне справедливо. Именно коммодификация и радикальные технологические изменения в эпоху развитого индустриализма способствовали индустриализации тех сфер культурного производства, которые оказались наиболее востребованными на рынке культурных продуктов и услуг. Во-вторых, Д. Хезмондалш считает, что «культурные индустрии управляют креативностью и распространяют ее» [7, с. 36, 38]. Аргументами в пользу такого методологического подхода послужили положения, сформулированные в работах Дж. Хоукинса «Креативная экономика», К.А. Нордстрема и И. Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк» и Р. Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» [12, 13, 14].

Отечественные филологи рассматривают творчество как «процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности», в то время как под «креативностью понимаются свойства индивида, его способности к продуцированию принципиально новых идей» [15, с. 181].

№ 4 (63) 2016 "Культурная жизнь региона"

Известный британский социолог профессор Уорвикского университета М. Арчер еще в 80-е годы ХХ века писала, что развитие культуры проистекает из настоящего на основании новаторских подходов, аккумулирующих опыт прошлого и использующих все богатство культурного наследия [16, с. XXIV].

Основная проблема видится в том, что креативная экономика и креативный класс взаимозависимы и взаимосвязаны с постиндустриальной экономикой, которая и в развитых странах Запада составляет отнюдь не ведущий сектор экономики, а в России на повестке дня стоит проблема реиндустриализации, хотя и на новой технологической основе.

Поэтому реалистичнее рассматривать отечественные культурные индустрии в качестве важного фактора реиндустриализации современной российской экономики. В конечном итоге творческая деятельность в значительной степени индивидуализирована и проявляется и в обновлении традиционных культурных форм в новых социокультурных условиях в рамках творческих интерпретаций. Креативность является существенной частью творчества, но отнюдь не его синонимом. Поэтому представляется правомерной позиция ряда исследователей, разделяющих содержательно эти два понятия - креативность и творчество.

Литература

1. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М. - СПб., 1997.

2. Morin E. L'esprit du temps. Paris, 1962.

3. Huet A., Ion J., Lefebvre A., Mi-age B. Capitalisme et Industries Culturelles. Grenoble,

1978.

4. Miage B. The Logic at Work in the New Cultural Industries // Media, Culture and Society.

1987. Vol. 9. P. 273-289.

5. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

6. Основы государственной культурной политики. М., 2015.

7. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М., 2014.

8. Roodhouse S. The Creative Industries: Definitions, Quantification and Practice.URL:http://edoc.huberlin.de/conferences/culturalindustries/roodhouse-simon/PDF/ roodhouse.pdf

9. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии. URL: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/

10. Матецкая М.В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях. URL:http://www.hse.ru/data /2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_ 2011.pdf

11. Garnham N. From cultural to creative industries. An analysis of the implications of the «creative industries» approach to arts and media policy making in the United Kingdom // International Journal of Cultural Policy. 2005. Vol. 11. № 1. Р.15-29.

12. Хокинс Д. Креативная экономика. М., 2011.

13. Нордстрем К.А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2005.

14. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005.

15. Шишкина Л.И. Креативность и творчество: соотношение понятий // Управленческое консультирование. 2015. № 4. С. 176-182.

16. Archer M.S. Culture and Agency: The Place of Culture in Social Theory. Cambridge,

1988.

References

1. Horkhajmer M., Adorno T.V. Dialektika prosveshhenija. Filosofskie fragment [The dialectic of enlightenment. Philosophical fragments]. Moskow - Saint Petersburg, 1997.

2. Morin E. L'esprit du temps. Paris, 1962.

3. Huet A., Ion J., Lefebvre A., Miage B. Capitalisme et Industries Culturelles. Grenoble,

1978.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

4. Mmge B. The Logic at Work in the New Cultural Industries // Media, Culture and Society. 1987. Vol. 9. Pp. 273-289.

5. Tojnbi A. Postizhenie istorii [A study of history]. Moskow, 1991.

6. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki [The foundations of the state cultural policy]. Moskow, 2015.

7. Hezmondalsh D. Kul'turnye industrii [Cultural industry]. Moskow, 2014.

8. Roodhouse S. The Creative Industries: Definitions, Quantification and Practice.URL:/ /http://edoc.huberlin.de/conferences/culturalindustries/roodhouse-simon/PDF/roodhouse.pdf

9. Flier A.Ja. Kul'turnye industrii v istorii i sovremennosti: tipy i tehnologii [Cultural industry in history and the present: styles and technologies]. URL:// http://www.zpujournal.ru/ezpu/2012/ 3/Flier_Cultural-Industries/

10. Mateckaja M.V. Kul'turnye industrii kak innovacii v kul'ture, menedzhmente, tehnologijah. URL: http://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_2011.pdf

11. Garnham N. From cultural to creative industries. An analysis of the implications of the «creative industries» approach to arts and media policy making in the United Kingdom // International Journal of Cultural Policy. 2005. Vol. 11. № 1. Pp. 15-29.

12. Hokins D. Kreativnaja ekonomika [Creative economy]. Moskow, 2011.

13. Nordstrem K.A., Ridderstrale I. Biznes v stile fank: Kapital pljashet pod dudku talanta [Business funky: Capital dances to tune of talent]. Saint Petersburg, 2005.

14. Florida R. Kreativnyj klass: ljudi, kotorye menjajut budushhee [Creative class: people who change the future]. Moskow, 2005.

15. Shishkina L.I. Creativity: the ratio of concepts // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015. № 4. Pp. 176-182.

16. Archer M.S. Culture and Agency: The Place of Culture in Social Theory. Cambridge,

1988.

УДК 008:316.42

Е.В. ШПАЛОВА, П.А. ПОЛОМОШНОВ

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Шпалова Елена Владимировна, соискатель кафедры философии и истории Донского государственного аграрного университета (Ростовская область, Октябрьский район, поселок Персиановский, ул. Кривошлыкова, 1), shpalova.elena@mail.ru

Поломошнов Платон Андреевич, доцент кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета (Ростов-на Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), _platon_@list.ru

Аннотация. Анализ взаимоотношения личности и культуры в контексте многообразия дисциплинарных и концептуальных подходов к понятию культуры представляет актуальную проблему современной гуманитарной мысли. Представлено исследование отношений личности и культуры в контексте основных концепций культуры.

Ключевые слова: личность, культура, деятельность, творчество, гуманизм. UDC 008:316.42

E.V. SHPALOVA, P.A. POLOMOSHNOV

CULTURE AND PERSONALITY

Shpalova Elena Vladimirovna, postgraduate student of the Don state agrarian university (Rostov region, Oktyabrsky district, vil. Persianovka, Krivoshlykova str., 1), shpalova.elena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.