Научная статья на тему 'Креативная методика развития воссоздающей формы воображения в процессе обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе'

Креативная методика развития воссоздающей формы воображения в процессе обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативно-ориентированное обучение / воссоздающая форма воображения / креативное мышление / технология обучения / профессионально-ориентированное общение / аграрное направление / неязыковой вуз / creativity-oriented teaching / a recreative form of imagination / creative thinking / a teaching technology / occupational communication / an agrarian training area / a non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

Статья посвящена анализу и разработке креативного способа развития воссоздающей формы воображения при продуцировании иноязычного высказывания в аграрном вузе. В статье приводится анализ обучения иноязычной речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения устной иноязычной речи для студентов аграрных специальностей с применением креативно-ориентированной методики обучения. Автором статьи представлен методический алгоритм приемов со стороны преподавателя и обучаемых на занятиях по иностранному языку, связанных с технологией развития воссоздающей формы воображения. Методический алгоритм освещает возможности использования креативного мышления на практике. Алгоритм призван оптимальным образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе. Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного способа развития воссоздающей формы воображения в качестве средства и технологии обучения устной иноязычной речи в качестве базисной методической категории, и внедрения ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычной речи студентов аграрного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A creative thinking method of recreative imagination form development when teaching a foreign language speaking in an agrarian university

The present article deals with the analysis and development of the creative way of shaping the recreative form of imagination when producing an utterance in a foreign language within the framework of an agrarian higher education institution. The article analyzes the teaching of speaking in a non-linguistc university. The author of the article has developed a course of teaching oral foreign language speech to students, who major in agriculture, with the use of a creativity-oriented teaching methodology. The author of the article presents the methodological algorithm of techniques on the part of the teacher and trainees at the foreign language lessons connected with the technology of development of the recreative form of imagination. The methodological algorithm highlights the possibilities of using creative thinking in practice. The algorithm is designed to develop the skills of oral occupational communication in the agrarian higher education institution in the most optimal way. The present article is an attempt to develop an original technology based on the consideration of the creative way of developing the recreative form of imagination as a means and technology of teaching the oral foreign language speech as a basic methodological category and its implementation in the process of a foreign language teaching in a non-linguistic university. The teaching model presented by the author of the article can be applied in the process of teaching a foreign language speaking to students of agrarian universities.

Текст научной работы на тему «Креативная методика развития воссоздающей формы воображения в процессе обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе»

УДК 802.0:378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-226-234

ББК 74.48

КРЕАТИВНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОССОЗДАЮЩЕЙ ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

A CREATIVE THINKING METHOD OF RECREATIVE IMAGINATION FORM DEVELOPMENT WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE SPEAKING IN AN AGRARIAN UNIVERSITY

Буковский Станислав Леонидович

Доцент кафедры иностранных и русского языков Института экономики и управления АПК, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К. А. Тимирязева», кандидат педагогических наук E-mail: linguist.method@mail.ru

Bukovsky Stanislav L.

Assistant Professor at the Department of Foreign and Russian Languages, Institute of Economics and management in agribusiness, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, PhD in Education

E-mail: linguist.method@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу и разработке креативного способа развития воссоздающей формы воображения при продуцировании иноязычного высказывания в аграрном вузе. В статье приводится анализ обучения иноязычной речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения устной иноязычной речи для студентов аграрных специальностей с применением креативно-ориентированной методики обучения.

Abstract. The present article deals with the analysis and development of the creative way of shaping the recreative form of imagination when producing an utterance in a foreign language within the framework of an agrarian higher education institution. The article analyzes the teaching of speaking in a non-linguistc university. The author of the article has developed a course of teaching oral foreign language speech to students, who major in agriculture, with the use of a creativity-oriented teaching methodology.

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Буковский С. Л., 2023

Автором статьи представлен методический алгоритм приемов со стороны преподавателя и обучаемых на занятиях по иностранному языку, связанных с технологией развития воссоздающей формы воображения. Методический алгоритм освещает возможности использования креативного мышления на практике. Алгоритм призван оптимальным образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе.

Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного способа развития воссоздающей формы воображения в качестве средства и технологии обучения устной иноязычной речи в качестве базисной методической категории, и внедрения ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычной речи студентов аграрного вуза.

The author of the article presents the methodological algorithm of techniques on the part of the teacher and trainees at the foreign language lessons connected with the technology of development of the recreative form of imagination. The methodological algorithm highlights the possibilities of using creative thinking in practice. The algorithm is designed to develop the skills of oral occupational communication in the agrarian higher education institution in the most optimal way. The present article is an attempt to develop an original technology based on the consideration of the creative way of developing the recreative form of imagination as a means and technology of teaching the oral foreign language speech as a basic methodological category and its implementation in the process of a foreign language teaching in a non-linguistic university. The teaching model presented by the author of the article can be applied in the process of teaching a foreign language speaking to students of agrarian universities.

Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, воссоздающая форма воображения, креативное мышление, технология обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.

Keywords: creativity-oriented teaching, a recreative form of imagination, creative thinking, a teaching technology, occupational communication, an agrarian training area, a non-linguistic university.

Для цитирования: Буковский С.Л. Креативная методика развития воссоздающей формы воображения в процессе обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 226-234. DOI: 10.31862/2218-8711-20234-226-234.

Cite as: Bukovsky S. L. A creative thinking method of recreative imagination form development when teaching a foreign language speaking in an agrarian university. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 226-234. DOI: 10.31862/2218-87112023-4-226-234.

Точное описание воссоздающей формы воображения можно увидеть в работе А. Г. Ма-клакова: «Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Данный вид воображения формирует не только зрительные представления, но и осязательные и слуховые» [1, с. 286].

С. Л. Рубинштейн указывал на то, что «формы воображения сами формируются и преобразуются в процессе творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов» [2, с. 307].

Также С. Л. Рубинштейн отмечал связь воображения с проявлением личности, утверждая, что «воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующим отношении чрезвычайно существенным проявлением личности. Прежде всего для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости и трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного» [2, с. 307].

В этой связи А. М. Руденко и Ю. Н. Ворожко подчеркивают, что «увеличение творческого потенциала или потенциала реализации творческих способностей и возможностей есть одновременно и увеличение потенциала самореализации» [3, с. 64]. Процесс и результаты творческой самореализации утверждают человека в бытии, причем не только в рамках границ его жизни, но и вне этих границ [4, с. 111].

По мнению многих современных ученых, занимающихся вопросами креативности, философской антропологии, экзистенциализма и воображения, факторами, способствующими пробуждению креативности, являются: одиночество [5], освобождение сознания от мифов, стереотипов и предрассудков [6], четкое осознание своего предназначения в жизни [7].

Согласно А. Г. Маслоу, «...следует больше внимания уделять начальной фазе креативности, связанной с вдохновением, а не фазе разработки продукта, пристальнее изучать "первичную", а не "вторичную" креативность» [8].

А. Г. Маслоу также утверждал, что ученые должны акцентировать внимание не на результат творчества, а на «способность человека к импровизации, его гибкость и приспособляемость, способность эффективно справляться с любой неожиданной ситуацией "здесь и сейчас" независимо от того, насколько глобальной она является» [9, с. 140].

По мнению многих ученых, креативность связана с умениями предлагать множество экстраординарных способов решения проблемы [10]. Данные умения демонстрируют сильные социальные черты, результатом которых в значительной степени является образовательная среда [11; 12]. Здесь мнения ученых также расходятся относительно целесообразности данного понятия: одни ориентируют внимание на результате креативной деятельности, то есть «креативность для результата действия» [13], другие рассматривают непосредственно сам процесс экстраординарной деятельности, то есть «креативность для процесса действия» [14; 15].

Креативно мыслящие студенты, по мнению современных зарубежных специалистов по изучению креативного мышления в образовательной среде, получающие опыт в генерировании новых идей при решении проблемных задач в образовательном процессе, демонстрируют лучшие результаты успеваемости. Умения креативного мышления необходимы студентам в цифровую эпоху, поскольку многие ситуации требуют креативных подходов в решении проблемы [16; 17].

На наш взгляд, воображением в процессе обучения иностранным языкам является когнитивно-мыслительный процесс активизации резервов дивергентного восприятия реальной объективной действительности при помощи субъективного способа его реализации в виде использования креативного мышления в качестве средства и технологии решения проблемной учебно-речевой задачи.

Данное определение, по нашему мнению, более точно может передать необходимость применения креативного мышления на занятиях по иностранному языку и точно интерпретировать тесную связь между ним и воссоздающей формой воображения.

Мы рассматриваем следующие базисные методические принципы реализации развития воссоздающей формы воображения при обучении устному иноязычному общению на занятиях по иностранным языкам.

1. Принцип дивергентно-конвергентной дифференциации. Данный принцип рассматривает необходимость разделения и сопоставления мышления на два вида: конвергентное, то есть сугубо логическое, и дивергентное, то есть креативное (творческое), ориентированное на развитие воображения. При сопоставлении двух видов мышления можно выделить преимущество второго, так как избыточное логическое восприятие препятствует появлению творческого решения проблемной задачи. При данном сопоставлении этих видов мышления необходимо привести преимущества дивергентного способа мышления над логическим. В виде преимуществ мы можем привести критерии-компоненты креативного мышления:

• Беглость, то есть скорость продуцирования иноязычного высказывания, а также быстрота решения проблемной речевой задачи.

• Гибкость, то есть способность перехода от одной обсуждаемой темы в другую, а также способность данного перехода в процессе решения проблемной речевой задачи.

• Оригинальность, то есть экстраординарность решения проблемной задачи, а также продуцирования иноязычного высказывания в процессе ее решения, используя вводные речевые конструкции, специализированную лексику, сложные грамматические конструкции, а также демонстрация умений стратегической компетенции.

• Альтернативность, то есть наличие другого способа (способов) решения конкретной проблемной речевой задачи, способствующего активизации воображения и творческого восприятия проблемной задачи и соответствующих способов ее решения.

• Экзистенциальность, то есть наличие научно-философского дискурс-анализа при обсуждении решения проблемной речевой задачи. Данный элемент позволяет рассматривать проблему со всех позиций ее восприятия, учитывая всю противоречивость и амбивалентность ее содержания в рамках научного дискурса, позволяющего использовать на практике лексико-грамматический материал и генерировать неограниченное количество оригинальных идей.

Все вышеперечисленные критерии-компоненты креативного мышления можно рассматривать в качестве критериев оценивания развития воссоздающей формы воображения на занятиях по иностранному языку. Учет данной дифференциации позволить активизировать развитие воображения как неотъемлемой части инструментария методов и приемов решения проблемной учебно-речевой задачи на занятиях по иностранному языку.

2. Принцип учета комбинирования и его экзистенциальной интеграции в лин-гводидактику. Безусловно, комбинирование опыта человека в более необычных мыслительных комбинация является одной из наиболее широко распространенных техник развития воссоздающей формы воображения в психологии. В данном принципе мы учитываем наличие этой технологии в общей психологии с учетом ее теоретического анализа и практического использования в виде методического приема в обучении иностранному языку.

Комбинирование, как известно, является наиболее распространенных способом преобразования действительности в психологии. Данный способ находит свое применение в технической области, проектировании, научной сфере, в области искусства, в художественном творчестве. Исходя из анализа литературы по психологии, мы можем сделать вывод, что комбинирование, в свою очередь, состоит из двух последующих действий:

1. Детальный синтез имеющегося опыта человека с формируемым воображаемым объектом, материализируемым в результат этой деятельности.

2. Этап преобразования имеющегося опыта человека с формируемым воображаемым объектом, материализируемым в результат этой деятельности.

При интеграции данной техники в методику обучения иностранным языкам мы можем рассматривать в качестве воображаемого объекта проблемную речевую задачу, при этом используется соответствующая техника комбинирования опыта обучаемого с воображаемым решение проблемной речевой задачи. В данном случае опыт обучаемого будет рассматриваться в качестве трех критериев-приемов из экзистенциальной философии: природного, социального и личностного бытия. В этой связи мы видим связь комбинирования воображения с содержанием экзистенциальной философии, осуществляемую путем ассоциативной связи. Данную связь можно рассматривать в качестве технологии обучения (табл. 1).

Таблица 1

Содержание комбинирования видов бытия в процессе развития воссоздающей формы воображения

Название вида бытия Содержание комбинирования вида бытия Пример использования воссоздающей формы воображения при решении проблемной задачи

1. Природное бытие Ассоциативная связь между окружающим миром обучаемого и содержанием проблемной задачи Представьте себе, что будет, если в мире останется всего лишь одна с.-х. культура. Какая это будет с.-х. культура, на ваш взгляд (пшеница, рожь, ячмень, рис, овес, кукуруза и т. д.)? Как это отразится на мире в целом с точки зрения экономики, торговли, политики и искусства? Дайте развернутые ответы

2. Социальное бытие Ассоциативная связь между обществом, в котором живет обучаемый и содержанием проблемной задачи Как это отразится на обществе, потреблении, взаимоотношениях?

3. Личностное бытие Ассоциативная связь между личным опытом обучаемого и содержанием проблемной задачи Как это отразится в вашей жизни? Дайте развернутый ответ на данный вопрос, используя лексико-грамматический материал

Критерии оценивания нами представлены в следующей таблице (табл. 2).

Таблица 2

Таблица распределения показателей оценивания развития воссоздающей формы воображения

Показатель 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Беглость Задержка реакции выполнения до 5 секунд Задержка реакции выполнения до 15 секунд Задержка реакции выполнения 30 секунд Задание не выполнено в указанное время

Гибкость Абсолютный переход Значительный переход Частичный переход Отсутствие перехода

Оригинальность Полная экстраординарность Значительная экстраординарность Частичная экстраординарность Отсутствие экстраординарности

Природное, социальное и личностное бытие Абсолютное комбинирование (ассоциация) Значительное (комбинирование (ассоциация) Частичное комбинирование (ассоциация) Отсутствие комбинирования (ассоциации)

Материализация вышеперечисленных принципов обучения представлена нами в нижеприведенном алгоритме приемов преподавателя и обучаемых (табл. 3).

Таблица 3

Алгоритм приемов развития воссоздающей формы воображения на занятии по иностранному языку

Этап Название Деятельность пр еподавателя Деятельность обучаемых

1. Ознакомление Стартовая позиция Представляет материал обучаемым для ознакомления с его содержанием Знакомятся с полученным материалом

2. Установка Теоретико-практическая настройка Настраивает обучаемых на самоанализ для выполнения предстоящей проблемной задачи Слушая преподавателя, настраиваются на самоанализ

3. Закрепление Языковая практика Задает и контролирует выполнение условно-речевого задания в виде краткого во-просо-ответного упражнения в виде практической настройки к выполнению задания Отвечают на краткий вопрос (или серию вопросов) преподавателя, закрепляя лексико-грамматический материал

4. Применение Речевая практика (выход в общение) Задает вопрос (или серию вопросов) по содержанию речевого задания и контролирует его выполнение Отвечают на вопрос (или серию вопросов), используя пройденный лексико-грам-матический материал

5. Рефлексия Подведение итогов Раздает обучаемым карты рефлексии и объясняет способ их заполнения Заполняют карты рефлексии в соответствии с инструкцией преподавателя

Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного способа развития воссоздающей формы воображения в качестве средства и технологии обучения устной иноязычной речи в качестве базисной методической категории и внедрении его в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычной речи студентов аграрного вуза. В процессе исследования были получены следующие результаты:

• Обучение устной иноязычной речи в аграрном вузе будет более эффективно при рассмотрении креативного мышления и воссоздающей формы воображения в качестве средства и технологии.

• Представленные автором принципы обучения позволяют дать детальный анализ проблемы обучения устному иноязычному общению и эффективности применения предлагаемых приемов обучения.

• Представленный автором статьи методический алгоритм действий участников процесса обучения позволяет повысить уровень мотивации и деятельности обучаемых в процессе обучения иностранным языкам в аграрном вузе.

Результаты, полученные в процессе проведения исследования, показали эффективность использования предлагаемой методики обучения.

Список литературы

1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2021. 583 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 713 с.

3. Ворожко Ю. Н., Несмеянов Е. Е., Руденко А. М. Философия самореализации личности в современной культуре: моногр. / под. общ. ред. А. М. Руденко. Новочеркасск: Лик, 2015.

4. Руденко А. М. Философская антропология: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2021. 206 с.

5. Немеров Е. Н. Одиночество как феномен человеческого бытия и фактор творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-1 (47). С. 106-109.

6. Руденко А. М. Природа творческой деятельности: стереотипы и предрассудки // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сб. науч. тр. Шахты: ИСОиП, 2014. С. 36-40.

7. Руденко А. М. Ценностно-смысловые аспекты природы творчества: мифы и реальность // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2014 г.: в 11 ч. Ч. 1. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. С. 130-132.

8. MaslowA.H. Toward a Psychology of Being. Princeton (N. J.): Van Nostrand, 1962. (Rev. ed., 1968).

9. МаслоуА. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2018. 448 с.

10. Enhancing creative thinking in STEM with 3D CAD modelling / C. Carbonell-Carrera, J. L. Saorin, D. Melian-Diaz, J. De la Torre-Cantero // Sustainability. 2019. Vol. 11, Iss. 21. Art. 6036. DOI: https://doi.org/10.3390/su11216036.

11. Nguyen L., Shanks G. A framework for understanding creativity in requirements engineering // Information and Software Technology. 2009. Vol. 51, Iss. 3. P. 655-662. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.infsof.2008.09.002.

12. Sternberg R. J., Karami S. An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity // The Journal of Creative Behavior. 2022 March. Vol. 56, Iss. 1. P. 5578. DOI: https://doi.org/10.1002/jocb.516.

13. HerroD., QuigleyC. Exploring teachers' perceptions of STEAM teaching through professional development: implications for teacher educators // Professional Development in Education. 2017. Vol. 43, Iss. 3. P. 416-438. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2016.1205507.

14. Quigley C. F., Herro D. "Finding the joy in the unknown": Implementation of STEAM teaching practices in middle school science and math classrooms // Journal of Science Education and Technology. 2016. Vol. 25, Iss. 3. P. 410-426. DOI: https://doi.org/10.1007/s10956-016-9602-z.

15. Ozkan G., Umdu Topsakal U. Exploring the effectiveness of STEAM design processes on middle school students' creativity // International Journal of Technology and Design Education. 2021. Vol. 31, Iss. 1. P. 95-116. DOI: https://doi.org/10.1007/s10798-019-09547-z.

16. Tang T., Vezzani V., Eriksson V. Developing critical thinking, collective creativity skills and problem solving through playful design jams // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 37. Art. 100696. DOI: https://doi.org/10.10Wj.tsc.2020.100696.

17. Griffin P., & Care E. (eds.). Assessment and teaching of 21st century skills: Methods and approach. Springer, 2014. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-017-9395-7.

References

1. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya: textbook. St. Petersburg: Piter, 2021. 583 p.

2. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2019. 713 p.

3. Vorozhko Yu. N., Nesmeyanov E. E., Rudenko A. M. Filosofiya samorealizatsii lichnosti v sovremennoy kulture: monogr. Ed. by A. M. Rudenko. Novocherkassk: Lik, 2015.

4. Rudenko A. M. Filosofskaya antropologiya: textbook. Moscow: KNORUS, 2021. 206 p.

5. Nemerov E. N. Odinochestvo kak fenomen chelovecheskogo bytiya i faktor tvorchestva. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014, No. 9-1 (47), pp. 106-109.

6. Rudenko A. M. Priroda tvorcheskoy deyatelnosti: stereotipy i predrassudki. In: Aktualnye problemy gumanitarnykh nauk. Coll. of scient. papers. Shakhty: ISOiP, 2014. Pp. 36-40.

7. Rudenko A. M. Tsennostno-smyslovye aspekty prirody tvorchestva: mify i realnost. In: Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskiy i metodicheskiy aspekty. Proceedings of International scientific-practical conference 31 May 2014. In 11 vol. Vol. 1. Tambov: Konsaltingovaya kompaniya Yukom, 2014. Pp. 130-132.

8. Maslow A. H. Toward a Psychology of Being. Princeton (N. J.): Van Nostrand, 1962. (Rev. ed., 1968).

9. Maslow A. G. Dalnie predely chelovecheskoy psikhiki. St. Petersburg: Piter, 2018. 448 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Carbonell-Carrera C., Saorin J. L., Melian-Diaz D., De la Torre-Cantero J. Enhancing creative thinking in STEM with 3D CAD modelling. Sustainability. 2019, Vol. 11, Iss. 21, Art. 6036. DOI: https://doi.org/10.3390/su11216036.

11. Nguyen L., Shanks G. A framework for understanding creativity in requirements engineering. Information and Software Technology. 2009, Vol. 51, Iss. 3, pp. 655-662. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.infsof.2008.09.002.

12. Sternberg R. J., Karami S. An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity. The Journal of Creative Behavior. 2022 March, Vol. 56, Iss. 1, pp. 55-78. DOI: https://doi.org/10.1002/jocb.516.

13. Herro D., Ouigley C. Exploring teachers' perceptions of STEAM teaching through professional development: implications for teacher educators. Professional Development in Education. 2017, Vol. 43, Iss. 3, pp. 416-438. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2016.12 05507.

14. Ouigley C. F., Herro D. "Finding the joy in the unknown": Implementation of STEAM teaching practices in middle school science and math classrooms. Journal of Science Education and Technology. 2016, Vol. 25, Iss. 3, pp. 410-426. DOI: https://doi.org/10.1007/ s10956-016-9602-z.

15. Ozkan G., Umdu Topsakal U. Exploring the effectiveness of STEAM design processes on middle school students' creativity. International Journal of Technology and Design Education. 2021, Vol. 31, Iss. 1, pp. 95-116. DOI: https://doi.org/10.1007/s10798-019-09547-z.

16. Tang T., Vezzani V., Eriksson V. Developing critical thinking, collective creativity skills and problem solving through playful design jams. Thinking Skills and Creativity. 2020, Vol. 37, Art. 100696. DOI: https://doi.org/10.10Wj.tsc.2020.100696.

17. Griffin P., & Care E. (eds.). Assessment and teaching of 21st century skills: Methods and approach. Springer, 2014. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-017-9395-7.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 08.04.2023 The article was received on 08.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.