Научная статья на тему 'КРАЙНЕ СРЕДНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ БЕССИСТЕМНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

КРАЙНЕ СРЕДНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ БЕССИСТЕМНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ушакова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАЙНЕ СРЕДНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ БЕССИСТЕМНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

8.Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98. (утратило силу) -Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза. 9.Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 24.11.2009 г. № 953. - Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.

10.0 единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 478. - Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.

11.0 государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 20.10. 2010 г. № 1815-р. - Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.

12.0 перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 1187-р. - Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.

13.Стратегия развития информационного общества [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр - 212. - Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.

УДК 32

Ушакова Т.Г. магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург

КРАЙНЕ СРЕДНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ БЕССИСТЕМНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Министерство экономического развития Российской Федерации проводит ежегодную оценку эффективности деятельности руководителей ФОИВов и глав регионов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса.

Оценка производится в соответствии с Указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 и включает в себя:

- оценку руководителей федеральных органов исполнительной власти по 59 показателям (12 направлениям), 15 федеральных органов исполнительной власти, участвующих в ежегодной оценке

- Оценка глав субъектов Российской Федерации, структурно состоящую из 23 показателей (9 направлений) и 83 субъектов Федерации, участвующих в оценке [1].

Для расчета значений показателей используются несколько независимых источников данных: доклады международных организаций, данные ведомств, результаты социологических исследований.

Последний отчет опубликован в августе 2014 года по итогам 2013 года. Для проведения рейтинговой оценки эффективности глав регионов была сформирована «матрица регионов по развитию инвестиционной среды». В рамках матрицы субъекты РФ были сгруппированы по уровню социально-экономического развития (СЭР), а также по степени достижения целевых значений.

В опросе о комфортности ведения предпринимательской деятельности приняли участие более 5000 предпринимателей из 77 российских регионов. Среди опрошенных 78% представляли малый бизнес. Общая оценка за 2013 год, которую выставили предприниматели, составила 5,6 баллов из 10.

Регионами - лидерами по достижению целевых значений в группе с высоким уровнем СЭР стали: Республика Татарстан, Москва и Самарская область. Лидеры в средней группе: Воронежская и Астраханская области, Республика Мордовия, а также Калужская и Ростовская области. Лидеры группы с низким уровнем СЭР: Республика Марий Эл, Курганская область, Республика Ингушетия, а также Пензенская и Орловская области. [1]

Исследованные автором настоящей статьи итоги оценки эффективности деятельности и глав регионов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса позволяют констатировать крайне средние результаты и показатели Свердловской области по интегральному показателю (см. Рисунок 1).

Рис. 1. Место Свердловской области в матрице регионов по развитию

инвестиционной среды и ПСМиСП

Однако, «топовые» места Свердловская область все же заняла в номинациях «Рейтинг регионов по развитию инвестиционной среды» и «Рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП», что по мнению автора настоящей статьи, не в полной мере имеет отношение собственно к малому бизнесу и предпринимательству.

Также следует напомнить, что в 2011-2012 годах евразийский институт конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационная компания Strategy Partners Group по заказу общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» провели исследование, целью которого было узнать, какой из городов-миллионников наиболее комфортен для развития малого и среднего бизнеса. По результатам исследования второе место в рейтинге занял Екатеринбург.

Одновременно институт провел исследовние бизнес-среды крупнейших регионов Российской Федерации. Рейтинг регионов во многом совпал с рейтингом крупнейших городов. Лидирующие позиции заняли Самарская, Московская, Челябинская области, а также Краснодарский и Ставропольский край. Свердловская область в этом рейтинге заняла скромное 29 место. [2]

Подобные результаты рассматриваемого направления реализации государственной политики, как представляется, не могут считаться удовлетворительными для региона, которые по социально-экономическому развитию много лет входит много лет в когорту лучших субъектов

Федерации, претендуя на звание «третьей столицы России».

Причин наблюдаемого положения дел может быть много - от объективных, до гипотетических и косвенных.

Однако, базовые негативные тренды, по мнению автора настоящей статьи, лежат в бессистемности организации и формирования государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

Согласно текстам регулятивных документов областного Правительства, «на сегодня развитие малого бизнеса в Свердловской области не осуществляется на основе программно-целевых методов....программно-целевой подход позволяет переориентировать политику органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего предпринимательства, развития востребованных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, позволяет целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства».

По данным Портала малого и среднего предпринимательства Свердловской области в настоящий момент политика реализуется через: [3]

1. Программу Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства.

2. Областную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы

3. Подпрограмму "Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" государственной программы Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года".

Внимательный анализ собственно нормативных документов показывает следующее:

1. Программа Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства, поименованная на официальном сайте областного правительства как «действующая», имела «период действия программы: с 2010 г. по 2010 г.».

2. Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы, поименованная на официальном сайте областного правительства как «действующая», утратила силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 16341111, отменяющим ее действие. [4]

3. Подпрограмма"Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" государственной программы Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории

Свердловской области до 2020 года" вообще не имеет никакой содержательной нагрузки, так как интересующей нас сфере государственного управления в ней посвящена пара страниц декларативного текста с невнятными направлениями деятельности. [5]

Отдельного указания заслуживает тот факт, что и предыдущая Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009 - 2011 годы фактически не была реализована, так как действие программы было приостановлено. [6]

Таким образом автор настоящей статьи приходит к выводу о том, что фактически системная реализация государственной политики в сфере развития и поддержки малого предпринимательства на территории Свердловской области не сформировано, организовано бессистемно и (или) практически не ведется.

Красноречивее всего об этом говорят федеральные рейтинги, приведенные в начале настоящей статьи.

В заключение обзора отметим, что красноречивее о ситуации в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области говорят сами региональные чиновники, как будто иронизируя сами над собой. Приведем цитату шести летней давности из названной «брошенной», не реализованной программы: «В предыдущие периоды тезис об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства зачастую носил декларативный характер. В Свердловской области в течение последних лет субъекты малого и среднего предпринимательства могли воспользоваться ограниченным перечнем мер государственной поддержки: консультирование, поручительство фонда поддержки малого предпринимательства (областного или муниципального), микрозайм, компенсационный займ и льготный инвестиционный кредит....Указанные механизмы явно не способствуют мощному развитию малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного, и повышению привлекательности Свердловской области как субъекта Российской Федерации, где можно успешно развивать бизнес.

Таким образом... актуальной становится необходимость выработки и реализации системного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и существенному расширению механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

За прошедшие годы ситуация, к сожалению, практически не изменилась.

Слова о недопустимости подобной ситуации представляются излишними.

Однако, обратиться Правительству Свердловской области к

передовому опыту регионов-лидеров: Республики Татарстан, г. Москвы, Самарской, магаданской и Тюменской областей, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного Округа, - автор рекомендовать считает необходимым.

Использованные источники:

1.Данные, опубликованные на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс] URL.: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depInvest/201408263 (дата обращения 06.06.2015)

2.Данные, опубликованные на официальном сайте Администрации МО «город Екатеринбург» [электронный ресурс] URL.: http://www.ekburg.ru/best_city/5362/ (дата обращения: 06.06.2015)

3.Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области [электронный ресурс] URL.: http://smb.gov66.ru (дата обращения 06.06.2015). 4.Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011 -2015 годы": Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1483-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5.Об утверждении государственной программы Свердловской области "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года": Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1333-ПП (ред. от 09.07.2014) . Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6.Об утверждении Областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009 -2011 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 29.07.2008 N 782-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

УДК 32

Ушакова Т.Г. магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ СИСТЕМНЫХ МЕР? Практически с первого дня существования Новой России развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательства являлось и является стратегическим приоритетом экономической политики Российской Федерации и ее регионов.

Ведь именно малый бизнес способен создавать новые рабочие места, увеличивая занятость населения и сокращая уровень безработицы, формировать конкурентную среду, находить новые точки роста,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.