Научная статья на тему 'Поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае'

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Елена Степановна, Бригидина Дарья Владимировна

В статье рассмотрены проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае. Определены основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осипова Елена Степановна, Бригидина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае»

УДК 334.722.1

Осипова Елена Степановна - д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и налогообложения Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-mail: osipovaes2006@rambler.ru

Бригидина Дарья Владимировна - аспирант Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-

mail:brigidina643@rambler.ru

Е.С. Осипова Д.В. Бригидина

E.S. Osipova D.V. Brigidina

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае

В статье рассмотрены проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае. Определены основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в крае.

Support for small and medium-sized businesses in the Khabarovsk Territory

The article focuses on the problems of public support for small businesses in the Khabarovsk Territory. The main factors constraining the development of small business in the territory are defined.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка малого предпринимательства, муниципальные образования.

Keywords: small business, government support for small business, municipalities.

В последние годы вопросы деятельности малого и среднего предпринимательства приобретают в России все большую актуальность. Малый и средний бизнес - это налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создание рабочих мест для населения, а следовательно, и повышение уровня жизни и рост экономики страны. Предпринимательство в России все еще сталкивается с препятствиями, которые мешают его полноценному развитию. Поэтому в составе населения страны предпринимателей существенно

меньше, чем в странах с сопоставимым уровнем социально-экономического развития, и вклад частного сектора в создание рабочих мест, прирост ВВП и другие значимые показатели является небольшим. В России не только невысокий уровень предпринимательской активности, существуют и большие различия по уровню развития предпринимательства между регионами. Об этом говорят и результаты изучения деловой активности населения в регионах России, которые получены лабораторией исследований предпринимательства НИУ ВШЭ в 2011 - 2012 гг. Например, выяснилось, что разброс уровней активности по регионам: от 1,2% (в Карелии) до 10% (в Дагестане). При этом, подавляющее число областей, краев и республик демонстрируют уровень предпринимательской активности ниже среднего, и лишь 11 регионов - уровень от 5,5% до 10%.

Стоит отметить, что среди субъектов Дальневосточного федерального округа, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по числу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по численности занятых на малых и средних предприятиях по итогам 2012 г. Хабаровский край занимает 2 место после Приморского края. Отдаленность региона от крупных промышленных центров обусловливает особую значимость развития малого и среднего бизнеса. Предпринимательская деятельность не только охватывает большинство сфер экономики, но также в сферу его деятельности прямо или косвенно вовлечена большая часть населения края. Кроме того, этот вид деятельности способствует формированию в регионе «среднего класса» и смягчает социальную нагрузку на бюджет.

Анализ структурного распределения малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности показал, что состояние предпринимательства в Хабаровском крае соответствует общероссийской ситуации, и на протяжении последних лет ситуация не была существенно изменена. Сфера торговли и услуг - это часть экономики края, в которой доминируют субъекты малого и среднего бизнеса. Из общего числа малых и средних предприятий порядка 40% занимаются торговлей, около 22% - действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии и др.). Производственный малый бизнес составляет 8,3% от общего числа компаний. Строительством занимаются 15,3% компаний, около 6% - транспортом и связью, 3% - гостиничным бизнесом, 2,3% - работают в сфере сельского и лесного хозяйства.

На сегодняшний день малое предпринимательство сталкивается со множеством проблем, на деятельность бизнеса в крае в значительной степени оказывают влияние существующая в стране экономическая ситуация, а также специфические, обусловленные региональными особенностями проблемы, затрагивающие все муниципальные образования:

• недостаток начального капитала, недостаточная профессиональная подготовка для начала предпринимательской деятельности, отсутствие

собственных средств на развитие бизнеса;

• проблемы доступности ресурсов коммерческих банков, слабое развитие системы микрофинансирования, слаборазвитая система гарантий (поручительств), неразвитые механизмы самофинансирования;

• низкий уровень развития предпринимательства в отдаленных и северных территориях Хабаровского края;

• недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего, в муниципальных районах края;

• наличие административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

• низкий уровень развития системы информационно-консультационного содействия малому и среднему предпринимательству, особенно в отдаленных и северных территориях;

• периодические изменения нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей.

Выводы рейтинга «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010 - 2011», опубликованного в 2011 г. Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», показали низкую оценку предпринимателями Хабаровского края качества условий для развития малого и среднего бизнеса. Рейтинг 40 регионов составлен по результатам опроса более 6000 малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. В основе рейтинга - Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса, состоящий из 5 элементов: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». По результатам исследования, Хабаровский край оказался в числе регионов, замыкающих этот рейтинг. Основные выводы опроса говорят, что, несмотря на то, что 2/3 опрошенных руководителей организаций считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, каждый второй отмечает серьезные проблемы на начальном этапе. Так же представители малого и среднего бизнеса говорят о недостатке квалифицированных рабочих и инженеров. Слабыми сторонами предпринимательского климата были названы высокие тарифы в совокупности с низкой доступностью новых энергетических отраслей. Более половины руководителей организаций также считают, что региональная власть должна уделять больше внимания вопросам развития малого и среднего бизнеса, так как в региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования. Таким образом, становится очевидной актуальность принятия как на региональном, так и на муниципальном уровнях мер для дальнейшего развития предпринимательства.

Принимая во внимание необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в сельских и северных территориях края, приоритетными направлениями поддержки бизнеса являются: инновационная деятельность;

производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; развитие промыслов; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; строительство и производство строительных материалов; предоставление бытовых, транспортных услуг населению; развитие общедоступной сети общественного питания и торговли в сельских и северных районах края; обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

Главными инструментами содействия деятельности бизнеса на муниципальном уровне являются разработка и реализация целевых программ поддержки. Муниципальная программа разрабатывается с учетом экономической ситуации в муниципалитете. При ее разработке также учитываются направления поддержки предпринимательства, реализуемые на федеральном и региональном уровнях.

Мероприятия по содействию развития малого и среднего бизнеса муниципалитетами региона традиционно осуществляются по следующим направлениям:

• нормативно-правовое, организационное содействие деятельности предпринимательства. Данное направление включает в себя совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность бизнеса. Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки; меры, направленные на формирование позитивного общественного мнения о предпринимательстве и пропаганде его общественной значимости;

• информационно-аналитическая поддержка малого и среднего бизнеса. Муниципалитетам нет необходимости самостоятельно оказывать развернутые консалтинговые или обучающие услуги. Эта деятельность должна быть предметом работы специальных предпринимательских структур и объединений, а задачи муниципалитета заключаются в создании условий, способствующих появлению в муниципальном образовании специализированных организаций, оказывающих консультационные, информационные и обучающие услуги;

• создание инфраструктуры поддержки. Серьезным препятствием для эффективного развития бизнеса является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры поддержки. Крупные организации могут создать инфраструктуру самостоятельно: это и учебные центры, и маркетинговые и юридические подразделения. Малый и средний бизнес так действовать не может, но для успешной конкуренции продукции предприниматель должен иметь возможность проконсультироваться у юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта. Предоставлять такую возможность (причем, на доступных условиях) должна инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют объекты инфраструктуры, очевидно, что без содействия региональных и местных

органов власти комплексная работа в этом направлении осуществляться не может;

• содействие сокращению административных барьеров в деятельности предпринимательства. В настоящее время существует ряд административных барьеров вхождения предпринимателей на рынок и деятельности на нем. Как правило, такие барьеры не имеют обоснования с точки зрения законодательства, а нередко и грубо его нарушают. Под административными барьерами деятельности на рынке понимаются любые акты и действия органов власти и управления в нарушение действующего законодательства (или иным образом затрудняющие нормальную работу предприятия). Поэтому особое значение имеют меры по проведению мониторинга административных препятствий, их анализ, а также организация совещаний, «круглых столов», конференций по проблемным вопросам деятельности бизнеса;

• содействие системе имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Это направление предполагает наличие возможности по упрощению доступа субъектов малого бизнеса к муниципальному имуществу посредством развития и совершенствования форм предоставления имущества в аренду;

• оказание финансовой (финансово-кредитной) поддержки малому и среднему бизнесу. Сегодня серьезной проблемой становления и развития предпринимательства является проблема доступа к финансовым ресурсам. Она особенно заметна на этапе создания и начала деятельности предприятия. Недоступность финансовых, в том числе кредитных, ресурсов для малых предприятий сдерживает их развитие.

Говоря о региональном вопросе содействия деятельности малого и среднего бизнеса, стоить отметить, что в 2012 г. в крае была завершена реализация пятой по счету Программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на 2010 - 2012 гг.» (далее -программа). В период 2010 - 2012 гг. меры финансовой поддержки, оказанной в рамках реализации программы, позволили сохранить положительную динамику основных показателей в этом секторе экономики. На развитие малого и среднего предпринимательства из краевого бюджета были выделены свыше 200 млн. руб. и привлечены на условиях софинансирования 550 млн. руб. федеральных средств, малому и среднему бизнесу были выданы 343 займа, что позволило создать 686 новых рабочих мест. Для содействия стартующему бизнесу были проведены пять курсов «Начинающий предприниматель», гранты до 300 тыс. руб. получили 93 начинающих бизнесмена. Были усилены меры поддержки производственно-инновационного малого предпринимательства. В результате субсидирования затрат 9 действующих малых инновационных предприятий края в 2012 г. получили возможность продолжить свои разработки. Тем организациям, которые занимаются промышленным производством, предоставлялись займы на приобретение оборудования под его

залог. Впервые предприниматели смогли воспользоваться субсидией, чтобы внести авансовый лизинговый платеж. В рамках программы в 2010 г. впервые началось предоставление субсидий из бюджета края бюджетам местного уровня на поддержку предпринимательства. За этот период муниципальные образования края на поддержку предпринимательства получили более 21 млн. руб., а в 2012 г. на эти цели впервые были привлечены средства субсидий федерального бюджета [1]. Каждое муниципальное образование получило возможность решать актуальные вопросы развития предпринимательства с учетом своих потребностей (конкретного района, города или поселка), привлекая средства краевого бюджета на условии софинансирования.

В текущем году в Хабаровском крае начата реализация Государственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 гг.». В ее рамках предусмотрено увеличение объемов краевого бюджета на финансирование мероприятий поддержки предпринимательства и расширение направлений для привлечения федеральных средств на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, поддержка предпринимательства должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов деятельности не только субъекта РФ, но и муниципальных образований, поскольку именно на муниципальном уровне в первую очередь отражается деятельность бизнеса; проблемы, возникающие у субъектов предпринимательства, отражаются на развитии инфраструктуры муниципальных образований. К ключевым условиям устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края относятся: финансовое и имущественное положение субъектов малого и среднего предпринимательства, наличие инфраструктуры поддержки, наличие инновационных технологий, обеспеченность квалифицированными кадрами, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию, обеспеченность информацией.

Литература и источники:

1. О Краевой целевой программе «Развитие и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 гг.» : постановление Правительства Хабаровского края от 23.07.2009 г. № 214-пр // Информационно-правовая система Консультант плюс.

2. Об утверждении Государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 гг.» : постановление Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 г. № 124-пр // Информационно-правовая система Консультант плюс.

3. Справка «Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России» [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy

4. [Электронный ресурс] -.-Режим доступа: http://www.habstat.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.