DOI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-52-60 УДК 330.322:332.1.(571.6)
А. Л. Домрачев
Инвестиционный климат в региональном измерении
В статье представлен анализ инвестиционного климата как предметной области научного познания: определено понятие, подходы к его оценке. Автор выделяет сущностные критерии оценки инвестиционного климата по направлениям: регуляторная среда, работа институтов для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Проводится анализ объективных и субъективных условий осуществления инвестиционной деятельности, включающей средства, возможности и ограничения, обеспечивающие интенсивность привлечения инвестиций в экономическую систему Хабаровского края. На основе анализа выявленных проблем даны рекомендации по разработке алгоритма по улучшению инвестиционной привлекательности региона, отражающий порядок работы всех заинтересованных субъектов.
Ключевые слова: инвестиционный климат, Хабаровский край, рейтинг, административные барьеры, предпринимательство.
Инвестиционный климат как
предметная область научного познания
В настоящее время развитие экономики региона невозможно без активного инвестиционного процесса. Инвестирование в значительной мере определяет экономический рост территории, увеличение занятости населения. Объем инвестиций зависит от уровня инвестиционного климата конкретной территории.
Инвестиционный климат - это достаточно сложное понятие, которое рассматривается в научной литературе с разных точек зрения. Одни ученые определяют инвестиционный климат как совокупность социально-политических, экономических, правовых факторов на определенной территории, положительных и отрицательных факторов, которые оказывают влияние на предпочтение инвесторов в выборе того или иного объекта инвестирования [Пестряков, 2017. С. 110-116]. Другие исследователи придерживаются деятельностного подхода и определяют уровень инвестиционного климата в зависимости от мер, которые предпринимают органы власти и управления территории в сфере экономики,
влияющих на привлекательность инвестирования [Нешитой, 2015. С. 3-10], или характеризуют инвестиционный климат как состояние инвестиционной среды хозяйственной системы в определенный момент времени, отражающее сложившиеся условия и специфику инвестиционных процессов, интенсивность и эффективность инвестирования в данной системе [Шевченко, 2017. С. 48]. Также инвестиционный климат рассматривается некоторыми авторами с позиций институцио-нализма. Среди отечественных ученых есть и те, кто рассматривает инвестиционный капитал как особую подсистему в институциональной системе экономики, призванную создать предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил общества через активную инвестиционную деятельность [Фоло-мьев, Ревазов, 1999. С. 58].
На наш взгляд, наиболее полное представление о характеризующих признаках понятия «инвестиционный климат» даёт научный подход, согласно которому инвестиционный климат региона можно определить как совокупность объектив-
Александр Леонидович Домрачев - консультант, Правительство Хабаровского края (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56). E-mail: a.l.domrachev@ adm.khv.ru
ных и субъективных условий осуществления инвестиционной деятельности, включающую средства, возможности и ограничения, обеспечивающие интенсивность привлечения инвестиций в экономическую систему региона.
Осуществление планов по улучшению инвестиционного климата невозможно без его оценки. Наибольшее распространение получил подход, определяющий инвестиционную привлекательность как совокупность общественно-политических, природно-хозяйственных и психологических характеристик. В данном направлении методика оценки осуществляется с использованием интегрального показателя надежности инвестиционного климата, для определения которого формируется определенная совокупность частных показателей. Интегральный показатель оценки состояния инвестиционного климата рассчитывается как средневзвешенная арифметическая величина значений частных показателей (финансовые, экономические, политические).
Наиболее полной является методика оценки инвестиционной привлекательности, включающая экономическую и рисковую составляющие. Экономическая составляющая представляет отношение прибыли от инвестиций к вложенным средствам. Рисковая составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска. Преимуществом данной методики является возможность сравнения инвестиционной привлекательности разных регионов страны. Вместе с тем оценка рисковой составляющей носит скорее субъективный характер, поэтому данный подход для объективной оценки инвестиционной привлекательности является не совсем подходящим.
В настоящее время широкое распространение получила методика анализа уровня делового климата, предложенная Агентством стратегических инициатив, которая включает следующие критерии: регуляторная среда (качество предоставления государственных услуг), работа институтов для бизнеса (наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды), инфраструктура и ресурсы (уровень развития инфраструктуры, а также доступности
ресурсов для ведения бизнеса), поддержка малого предпринимательства (различные виды поддержки малого предпринимательства) .
Инвестиционный климат региона
в системе объективных условий и субъективных факторов
Социально-экономическое развитие Хабаровского края также всецело зависит от инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Одним из основных факторов привлечения инвесторов к реализации экономических проектов на территории региона выступает наличие комфортного делового климата. В этой связи первостепенной задачей органов исполнительной власти края является создание реальных условий, при которых инвестиционный процесс будет освобожден от проявлений бюрократии, дополнительных издержек (материальных, организационных и др.) хозяйствующих субъектов.
Хабаровский край относится к числу лидеров экономического развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации, в первую очередь за счет потенциала предприятий, ориентированных на авиа- и судостроение (г. Комсомольск-на-Амуре). Рыночные позиции этих предприятий во многом зависят от государственного заказа, бюджетных средств, что в условиях кризисных явлений выступает дополнительным риском. Актуальность привлечения инвестиционных ресурсов обусловлена диверсификацией доходной части бюджета края, а также задачей по созданию новых современных рабочих мест, необходимостью перевооружения предприятий.
Анализ состояния делового климата в Хабаровском крае свидетельствует о том, что на него оказывает влияние регуляторная среда, отражающая качество предоставления государственных услуг. В данном контексте важным представляется упрощение процедур регистрации предприятий, выдачи разрешений на строительство, процедур по регистрации прав собственности, выдачи лицензий, подключению электроэнергии и др.
В 2015 - 2017 гг. сокращены сроки получения разрешения на строительство в 2 раза (с 200 до 90 дней), количество
процедур - в 2,5 раза (с 32 до 13 процедур). Администрация г. Хабаровска исключила 12 излишних процедур при выдаче разрешения на строительство (было 25). Срок проведения государственной экспертизы проектной документации сокращен с 60 до 45 дней, услуга переведена в электронный вид. Были запущены электронные сервисы для застройщика, позволяющие в электронном виде получить градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) автоматически формирует сведения о земельном участке. На геопортале г. Хабаровска в наглядном виде отображаются участки, выставленные на аукционы, аккумулируется градостроительная документация города и информация об инженерных сетях. Информация о расположении инженерных сетей и сведения о сетедержателях размещается в Единой городской автоматизированной системе инженерных коммуникаций (ЕГАСИК).
В2015-2017гг. сроки технологического присоединения к электросетям сокращены со 125 до 90 дней. В целях сокращения сроков строительства инженерных коммуникаций в Хабаровском крае принят закон, определяющий случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Также реализовано в электронном виде параллельное заключение договоров на подключение к электросетям и заключение договора на поставку электроэнергии. Это позволило сократить срок технологического присоединения на 15 дней. В 2015 - 2017 гг. удалось снизить ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в среднем на 30% - 50% (за счет исключения расходов на развитие существующей инженерной инфраструктуры), а также стоимость подключения к сетям водоснабжения в 23 раза (за счет пересмотра инвестиционной программы предприятий водоснабжения).
В сфере регистрации прав собственности на недвижимость и постановки земельных участков на кадастровый учет сокращен срок регистрации прав на имущество с 10 до 7 дней (при подаче в электронном виде - до 5 дней), срок по-
становки участка на кадастровый учет -с 55 до 35 дней. Реализована одновременная регистрация прав собственности при постановке земельного участка на кадастровый учет.
Благодаря оптимизации, а также внесению изменений в регламенты предоставления услуг, значительно удалось сократить среднее время и количество процедур, необходимых для получения услуги. Следовательно, повысилась удовлетворенность получателей услуги деятельностью уполномоченных органов по предоставлению государственных услуг.
Другим не менее значимым фактором является работа институтов для бизнеса (наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды). Для учета мнения предпринимательского сообщества при подготовке нормативно-правовых актов (далее - НПА) с целью исключения потенциальных барьеров постановлением Губернатора края от 16 июня 2014 г. № 183-пр в крае внедряется процедура оценки регулирующего воздействия. Данная процедура (оценка) распространяется на издаваемые НПА органов власти и управления Хабаровского края, которые затрагивают интересы хозяйствующих субъектов. На протяжении нескольких лет реализации института оценки регулирующего воздействия Хабаровский край входит в число регионов-лидеров федерального Рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации, относится к «высшему уровню» организации и проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ). В 2017 г. Хабаровский край, улучшив свои позиции, занял первое место среди 85 субъектов Российской Федерации.
В 2017 г. подготовлено 156 экспертных заключений об ОРВ проектов НПА края, из них 36 (23%) экспертных заключений являлись отрицательными или содержали описание устраненных в ходе их подготовки замечаний, а именно: в полном объеме процедура ОРВ была проведена по 78 проектам НПА края, из них по 13 проектам НПА края (16,7%) даны отрицательные заключения, по 9 проектам НПА (11,5%) выданы экспертные заключения
с замечаниями; по 78 проектам НПА проведена процедура ОРВ по «упрощенному» порядку, из них по 8 проектам НПА (10,2%) даны отрицательные экспертные заключения; по 6 проектам НПА (7,7%) выданы экспертные заключения с замечаниями.
Для оптимизации процедуры общения хозяйствующих субъектов с органами власти и управления в крае создан специализированный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае. Вместе с тем сайт пока носит скорее информационный характер (на ресурсе размещены все необходимые данные о мерах поддержки, инвестиционных площадках, база лучших практик и др.). Но для повышения востребованности сайт должен быть интерактивным и позволять произвести обращение хозяйствующих субъектов к уполномоченным органам в любом виде (предложение, жалоба, консультация и т. д.).
Для выработки системных мер по улучшению делового климата в крае создан и функционирует Совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края (далее - Совет), который является координационным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия органов исполнительной власти Хабаровского края и широкого круга предпринимателей и выработки предложений по основным направлениям экономической политики края.
В части инвестиционной деятельности совет имеет следующую компетенцию: выработка предложений по организации взаимодействия органов исполнительной власти края и лиц, участвующих в инвестиционном процессе; рассмотрение вопросов и выработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров в развитии предпринимательства, в том числе в части сокращения сроков и упрощения процедуры выдачи разрешительной документации; разработка предложений по приоритетным направлениям развития края; выработка предложений по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию деловой активности на территории края, рассмотрение ежегодных
докладов о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия, подготовленных уполномоченным органом исполнительной власти края, ответственным за внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия; выработка предложений по единым требованиям к основным критериям инвестиционных проектов, поддерживаемых за счет средств бюджета Хабаровского края; рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца и оформляются протоколом. Согласно положению о Совете, по рассмотренным вопросам Совет вырабатывает рекомендации, предложения и утверждает доклады, которые при необходимости могут реализовываться путем принятия постановлений или распоряжений Губернатора края, Правительства края.
Совет является действенным механизмом развития работы заинтересованных органов исполнительной власти в вопросе улучшения инвестиционного климата. Из более чем 30 решений совета исполнено более 95%, сроки исполнения остальных перенесены по объективным причинам в силу необходимости дополнительной проработки.
На наш взгляд, необходимо повышение качества и степени поддержки, оказываемой предпринимателям со стороны органов власти, несмотря на то, что в Хабаровском крае выстроена целостная система поддержки малого предпринимательства. Она представлена следующими субъектами улучшения инвестиционного климата региона: фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, гарантийный фонд Хабаровского края, Дальневосточное агентство содействия инновациям, краевой центр содействия предпринимательству; Агентство инвестиций и развития Хабаровского края и др. Так, например, Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края (далее - фонд) целью своей работы видит увеличение количества успешных предпринимателей, которые начали свое дело при поддержке фонда; прирост числа предпринимателей, которые действуют в приоритетных для края видах эко-
номической деятельности и др.
В первую очередь деятельность фонда связана с традиционными формами кредитования и субсидирования. Общая сумма активов фонда как участника реализации мероприятия программы по предоставлению микрозаймов малому предпринимательству по состоянию на 01.01.2018 г. достигла 465,73 млн руб. Кредитный портфель фонда на 01.01.2018 г. составил 453,02 млн руб. (636 действующих займов). В 2017 г. малому и среднему бизнесу края было предоставлено 348 займов на сумму 414,78 млн руб. Поддержка по программам микрофинансирования фонда позволила сохранить 1763 и создать 349 новых рабочих мест. Приведенные выше показатели превышают значение основных пказателей работы фонда в 2016 г. на 10%.
Другим направлением деятельности фонда является вовлечение муниципальных образований в деятельность по поддержке малого предпринимательства через муниципальные целевые программы. Только в 2015 - 2017 гг. все муниципальные образования получили свыше 60 млн руб. софинансирования из краевого бюджета. Достаточно активно развивается молодежное предпринимательство. На поддержку данного направления выделено и освоено на различные мероприятия в 2015 - 2017 гг. более 20 млн руб. из различных уровней бюджетной системы.
Новым направлением деятельности является создание межмуниципальных некоммерческих организаций. Межмуниципальное сотрудничество - это одна из возможных форм работы органов местного самоуправления смежных территорий, способствующая эффективному решению вопросов местного значения за счет объединения ресурсов двух и более муниципалитетов. Межмуниципальное сотрудничество может быть реализовано в разных формах, в том числе через создание некоммерческих организаций муниципальных образований, в форме автономных некоммерческих организаций или фондов, объединяющих несколько муниципалитетов. В Советско-Гаванском и Ванинском муниципальных
районах сформирована успешная практика создания некоммерческой организации в целях совместного решения вопроса местного значения по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Объединение ресурсов именно этих муниципалитетов при создании общей межмуниципальной организации, направленной на содействие развитию предпринимательства, связано как с территориальной близостью муниципалитетов, так и с общностью экономического пространства, на котором работают субъекты малого и среднего предпринимательства. Действующие бизнесы не связаны границами одного муниципалитета, а ориентируются на объемы рынка и наличие потребительского спроса на товары и услуги на всей территории Советско-Гаванского и Ванинского районов, которые являются одной экономической территорией с общим потребительским рынком.
Кроме вышеназванных институциональных единиц, в Хабаровском крае действует целостная система объектов инновационной инфраструктуры. Всего в инновационной сфере края работают свыше 10 объектов инновационной инфраструктуры, в том числе агентство, технопарк, бизнес-инкубатор [Колесов, 2017. С. 110].
Ключевую роль в инновационной инфраструктуре играет Дальневосточное агентство содействия инновациям, которое учреждено Правительством Хабаровского края. Создание регионального центра комплексной поддержки инноваций позволило сконцентрировать в одном месте компетенции по трансферу технологий, защите интеллектуальной собственности. Для малых инновационных компаний в организации проводится консалтинговая, маркетинговая, инвестиционная и информационная поддержка.
Технопарк Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, созданный в 2011 г., подготовил более 10 инновационных проектов через сеть созданных малых инновационных предприятий. Основными инновацион-
ными направлениями технопарка являются: технология новых материалов; каталитическая переработка углеводородов с использованием нанокатализаторов; разработка и исследование машиностроительных технологий и оборудования; разработка и исследование энергосберегающих технологий и др. Кроме того, наряду с технопарком университета начал свою работу новый бизнес-инкубатор, в котором уже создаются выгодные условия для бизнеса.
Анализируя эффективность мер поддержки субъектов малого предпринимательства, необходимо сопоставить динамику целевых показателей в практической деятельности (табл. 1).
В рамках оценки эффективности деятельности Министерства экономического развития Хабаровского края по поддержке малого предпринимательства отметим абсолютное достижение плановых показателей. По ряду некото-
рых позиций наблюдается превышение фактических значений показателей над плановыми (количество вновь зарегистрированных в результате реализации программы субъектов малого предпринимательства, количество получателей поддержки). Вместе с тем, данный факт не в полной мере отражает потенциал и возможности деятельности. Формированием целевых показателей занимается непосредственно орган управления, и в этой связи, возможно, некоторое занижение этих значений.
По итогам 2017 г. Хабаровский край в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, составленном Агентством стратегических инициатив (далее - АСИ) занял 18 место (2016 г. - 40-е). Всего в исследовании АСИ принял участие 81 российский регион. Оценка выставляется по четырем направлениям: качество и доступность предоставления государственных
Таблица 1
Показатель Единица измерения Значение показателя
2016 г. 2017 г.
План Факт План Факт
Количество вновь зарегистрированных в результате реализации Программы субъектов малого предпринимательства ед. 59 102 нет данных нет данных
Количество получателей поддержки ед. 2550 4270 4270 5195
Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий % 29,7 29,7 29,8 30,1
Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями млрд руб. 337,0 564,78 354,0 670,4
Доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта % 15,6 15,6 17,9 17,9
Результаты деятельности Министерства экономического развития Хабаровского края по поддержке малого предпринимательства в 2015 - 2017 гг.
Источник: документы текущего документооборота Министерства экономического развития Хабаровского края в 2016 - 2017 гг.
услуг, результативность работы институтов для бизнеса, доступность ресурсной базы и качество инфраструктуры, результативность поддержки малого предпринимательства. Очевидна положительная тенденция, которую некоторые эксперты определяют как прорыв. Однако важным представляется постоянное улучшение позиций в рейтинге, так как регионы, у которых наиболее «сильные» позиции, в большей степени привлекают инвесторов2.
Проблемы улучшения инвестиционного климата и пути
их решения Хабаровский край уступает дополнительным возможностям социально-экономического развития, теряя инфраструктурные проекты, доходную часть регионального бюджета. Исходя из итогов рейтинга, и несмотря на положительные сдвиги, хозяйствующие субъекты Хабаровского края сталкиваются со следующими проблемами: излишние требования исполнителей, администраторов услуг, невысокое качество предоставляемых государственных услуг, невысокая доступность кредитных ресурсов, нали-
чие транспортных ограничении, личная заинтересованность представителей органов власти и управления и др.
Для анализа текущего состояния делового климата Хабаровского края, а также эффективности деятельности органов власти, других институциональных единиц по развитию делового климата, важными являются не только объективные статистические показатели и индикаторы, но и субъективные представления непосредственно самих предпринимателей, инвесторов.
На вопрос о том, какая экономическая ситуация характеризует Хабаровский край, подавляющее большинство респондентов (51,3% от числа опрошенных) считают, что экономическая ситуация в регионе не стимулирует никаких изменений.
Опрошенные также определили основные барьеры для развития предпринимательства: нехватка финансовых ресурсов, отсутствие поддержки со стороны государства и др. Экспертами отмечены наиболее важные проблемы, характерные для развития делового климата в регионе (рис. 1).
Рис. 1. Ранжирование проблем, характерных для развития делового климата в Хабаровском крае (в % от числа опрошенных)
2 Экспертный опрос: «Состояние, проблемы и перспективы развития деловой среды в Хабаровском крае». Опрошено 56 экспертов из числа руководителей малых, средних и некоторых крупных предприятий, функционирующих на территории края в январе - феврале 2018 г. Исполнитель А. А. Домрачее.
52% опрошенных экспертов отрицательно оценивают региональную политику по развитию делового климата, 48% -затруднились ответить на данный вопрос. В Хабаровском крае остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров для работы с предпринимателями, наличие трудностей и рутины в регистрации и оформлении бизнеса, некорректная информация о состоянии рынка и др.
Одной из ключевых проблем предприниматели также считают наличие административной нагрузки (мероприятия контрольно-надзорных органов, налоговая нагрузка, административные барьеры ит. п.). Согласно опросу субъектов экономической деятельности в крае, который был проведен научно-исследовательской лабораторией Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС в 2017 г.3, 33,7% опрошенных признали, что за последний год в крае увеличилась административная нагрузка на бизнес, 44,6% респондентов отметили, что нагрузка не изменилась. По мнению опрошенных, административные барьеры влекут рост издержек, упущенной выгоды (49%), повышение рисков приостановки/закрытия бизнеса (45,2%), снижение доверия к государственным органам (34,3%), расширение практики поиска «лазеек» в законах (26,2%). Одним из условий улучшения деятельности предприятий, по мнению респондентов, является переход на электронный формат во взаимоотношениях с госструктурами.
Таким образом, для развития делового климата в Хабаровском крае характерны определенные трудности и проблемы. Для преодоления возникших трудностей представляется необходимой разработка алгоритма по улучшению инвестиционной привлекательности региона, отражающего порядок работы всех заинтересованных субъектов по следующим направлениям: снижение административных барьеров и инфраструктурных ограничений; формирование и продвижение имиджа края как открытого региона с благоприят-
ным климатом для осуществления инвестиционной деятельности; обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой для размещения инвестиционных объектов и др. Деятельность институтов развития, органов власти и управления в рамках разработанного порядка следует максимально сосредоточить по следующим направлениям: создание благоприятной институциональной и нормативно-правовой среды развития инвестиционной деятельности; развитие научно-технического потенциала; развитие человеческого капитала; технологическое обновление и модернизация производств, развитие новых секторов экономики; создание региональной сети рискового финансирования и формирование рынка интеллектуальной собственности.
Список, литературы:
1. Пестряков В. Г. Социально-экономические условия формирования деловой среды региона / / Социальная ин-новатика в региональном развитии: сб. мат-лов четвертой школы молодых ученых. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2017. С. 110-116.
2. Нешитой А. С. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности инвестиционного климата // Финансовый менеджмент. 2015. N° 4. С. 3-10.
3. Шевченко И. В., Жабин В. В. Пути совершенствования методик оценки инвестиционного климата регионов // Региональная экономика. 2017. N° 14 (53). С. 48.
4. Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. N° 9. С. 58.
5. Колесов П. А. Концепция управления развитием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства // Вестник российского государственного университета им. И.Канта. 2017. N° 3. С. 110.
3 Экспертный опрос: «Состояние и проблемы развития предпринимательства в Хабаровском, крае: социологическое измерение». Опрошено 600 предпринимателей Хабаровского края, 201 7 г. Научный руководитель зав. научно-исследовательской лабораторией Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, канд. социол. наук, доцент Ю. В. Березутский.
Библиографическое описание статьи
Домрачев А. Л. Инвестиционный климат как предметная область научного познания// Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3 (84). С. 52-60. DOI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-52-60
AleksandrL.Domrachev-consultant,thegovernmentoftheKhabarovskterritory(56,Str. Karl Marx, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Investment climate in the regional measurement
The analysis of investment climate as a subject domain of scientific knowledge is presented in this article: the concept, approaches to its assessment is determined. The author marks out intrinsic criteria of evaluation of investment climate in the direction the regulatory environment, work of the institutes for business, infrastructure and resources, support of small business. The analysis of objective and subjective conditions of implementation of the investment activities including the means, opportunities and restrictions providing the intensity of attraction of investments into the economic system of the Khabarovsk territory is carried out. On the basis of analysis of the revealed problems recommendations about development of an algorithm about the improvement of investment attractiveness of the region, the reflecting operating procedure of all interested subjects are made.
Keywords: investment climate, the Khabarovsk territory, rating, administrative barriers, business.
References:
1. Pestryakov V. G. Social'no-ehkono-micheskie usloviya formirovaniya delovoj sredy regiona [Socio-economic conditions for the formation of the business environment of the region] // Social'naya innovatika v regional'nom razvitii: sb. mat-lov chetvertoj shkoly molodyh uchenyh. Petrozavodsk: KarNC RAN, 2017, pp. 110-116.
2. Neshitoj A. S. Konceptual'no-metodi-cheskie osnovy kompleksnoj ocenki ehffek-tivnosti investicionnogo klimata [Conceptual and methodological foundations of a comprehensive assessment of the effectiveness of the investment climate] // Finansovyj menedzhment [Financial management], 2015, no. 4, pp. 3-10.
3. SHevchenko I. V., ZHabin V. V. Puti sovershenstvovaniya metodik ocenki investi-
cionnogo klimata regionov [Ways to improve the methods of assessing the investment climate of the regions] // Regional'naya eh-konomika [Regional economy], 2017, no. 14 (53), p. 48.
4. Folom'ev A., Revazov V. Investi-cionnyj klimat regionov Rossii i puti ego uluchsheniya [Investment climate of Russian regions and ways to improve it] // Vo-prosy ehkonomiki [Economic issues], 1999, no. 9, p. 58.
5. Kolesov P. A. Koncepciya uprav-leniya razvitiem regional'noj infrastruktury malogo innovacionnogo predprinimatel'stva [The concept of managing the development of regional infrastructure of small innovative entrepreneurship] // Vestnik rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the Russian State University. I. Kanta], 2017, no. 3, p. 110.
Reference to the article -
Domrachev A. L. Investment climate in the regional measurement / / Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 3 (84). Pp. 52-60. DOI 10.22394/1818-40492018-84-3-52-60