Научная статья на тему 'МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ СИСТЕМНЫХ МЕР?'

МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ СИСТЕМНЫХ МЕР? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ушакова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ СИСТЕМНЫХ МЕР?»

передовому опыту регионов-лидеров: Республики Татарстан, г. Москвы, Самарской, магаданской и Тюменской областей, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного Округа, - автор рекомендовать считает необходимым.

Использованные источники:

1.Данные, опубликованные на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс] URL.: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depInvest/201408263 (дата обращения 06.06.2015)

2.Данные, опубликованные на официальном сайте Администрации МО «город Екатеринбург» [электронный ресурс] URL.: http://www.ekburg.ru/best_city/5362/ (дата обращения: 06.06.2015)

3.Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области [электронный ресурс] URL.: http://smb.gov66.ru (дата обращения 06.06.2015). 4.Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011 -2015 годы": Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1483-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5.Об утверждении государственной программы Свердловской области "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года": Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1333-ПП (ред. от 09.07.2014) . Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6.Об утверждении Областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009 -2011 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 29.07.2008 N 782-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

УДК 32

Ушакова Т.Г. магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ СИСТЕМНЫХ МЕР? Практически с первого дня существования Новой России развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательства являлось и является стратегическим приоритетом экономической политики Российской Федерации и ее регионов.

Ведь именно малый бизнес способен создавать новые рабочие места, увеличивая занятость населения и сокращая уровень безработицы, формировать конкурентную среду, находить новые точки роста,

инновационные и технологические решения, приводящие к диверсификации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности.

В Свердловской области, за десять лет с 1998 года по 2008 год, была принята и реализована масса комплексных средне и долгосрочных меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Преимущественно - программно-целевого характера.

Здесь можно упомянуть и Стратегию социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", и Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2020 годы [1], и многие другие.

В стратегической перспективе программные средства поддержки и развития малого бизнеса давали очевидные положительны результаты: по состоянию на 1 июля 2008 года число субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области составило более 110 тысяч единиц. В 2007 году и первой половине 2008 года продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Тенденции к росту данного сектора отмечались в течение нескольких последних лет за счет обновления законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрения ряда нормативных актов, направленных на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу, принятия определенных меры по устранению административных барьеров и т.д. [2]

Вместе с тем, системы реализованных "в тучные докризисные годы" мер поддержки, как показывали многочисленные исследования и опросы предпринимателей, были, с одной стороны, финансово и количественно избыточными, а с другой стороны, в значительной степени не соотносились с реальными ожиданиями и потребностями предпринимательского сообщества.

К 2009 году - пику мирового финансового и экономического кризиса, указанные положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России и Свердловской области оказались под угрозой нивелирования воздействием целого ряда негативных факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации.

Особенностью 2009 года являлась необходимость учета негативного воздействия последствий мирового финансового кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства. К основным проблемам в Правительстве Свердловской области экспертном сообществе причисляли:

Во-первых, существенное ограничение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам;

Во-вторых, снижение платежеспособного спроса и неплатежи, которые

приводят к сокращению объема производства и минимизации затрат, в том числе посредством сокращения персонала и остановки уже инициированных проектов развития;

В-третьих, административное давление на бизнес;

В-четвертых, опасность массовой безработицы.

В условиях влияния негативных факторов на экономику важное значение приобрела задача выработки комплекса таких мер, которые бы позволили не допустить массовую безработицу, обеспечить сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала предприятий Свердловской области, а также на создание новых рабочих мест и скорейшее возвращение безработных граждан к производительному труду.

Для минимизации влияния на малый бизнес вышеуказанных факторов в 2009 году, в целях преодоления факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике Свердловской области, реализации мер, направленных на скорейшее возвращение безработных граждан к производительному труду, Правительством Свердловской области было разработано и принято Постановление от 26.12.2008 N 1403-ПП "О неотложных мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в 2009 году" [3].

Важнейшей характеристикой Неотложных мер стало:

Во-первых, значительное несовпадение с ранее принятыми в иных государственных программах мероприятий по поддержке малого бизнеса;

Во-вторых, существенно меньшее количество программных мероприятий;

В-третьих, существенно более высокая адресность программных мероприятий;

В-четвертых, существенно меньшее финансовое обеспечение программных мероприятий, при высокой их эффективности;

В-пятых, значительно большее "попадание" в реальные ожидания и потребности предпринимательского сообщества.

В результате Неотложных мер, по данным таблицы 1, Правительству Свердловской области в сложный 2009-й год удалось удержать уровень и качество развития малого бизнеса не просто на докризисном уровне, но и на уровне. сопоставимом с посткризисными 2010-2011 годами.

Таблица 1.

Основные показатели деятельности СМиСП Свердловской области в 2009_2011 гг. [4]_

СМиСП - всего зарегистри ровано(шт ) СМиСП - оборот (тыс. руб) СМиСП -численност ь работников , без внешних совместите лей (чел) СМиСП - среднемеся чная ЗП (тыс. руб) СМиСП -инвестиции в основной капитал (тыс. руб) СМиСП /1000 жителей

01.01.2009 г. 151840 1511548700 861600 14,703 15493000 35,14

01.01.2010 г. 156880 1347447500 686100 14,059 14180900 41,65

01.01.2011 г. 190284 1365729200 610070 16,044 12894400 44,21

01.07.2011 г. 189910 664650000 641900

Несмотря на то, что объём государственного финансирования, направленного на развитие инфраструктуры и проведение мероприятия поддержки СМиСП в 2010 году достиг 1,15 млрд. рублей, в первом квартале 2011 года в Свердловской области осуществляло свою деятельность 189,9 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рис. 1. Динамика представительства СМиСП в Свердловской области в 2009

-2011 г.г [5].

Иными словами, по данным Сверловскстата, количество средних предприятий в посткризисные годы составляло 378 единиц, малых предприятий (без микропредприятий) - 5,9 тысяч единиц и 123,9 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица [6].

Что, в сущности, сопоставимо с 2009 годам, а по некоторым сегментам (например, "средние организации") - даже меньше периода острой фазы кризиса.

Таким образом, в точке экстремума, в период мобилизации

государственная политика в сфере поддержки предпринимателей продемонстрировала чудеса эффективности и адресности при значительно меньших финансовых затратах и административном обеспечении.

По мнению автора настоящей статьи "секрет" заключался в совершенно простых вещах: государство сделало для поддержки бизнеса именно то, что так долго ждало от него предпринимательское сообщество, то что, прямо скажем, было так несложно сделать и лежало на поверхности.

В заключение статьи отметим лишь некоторую, но наиболее показательная, часть Неотложных мер:

Первое: "ввести в 2009 году мораторий на все виды вмешательства федеральных органов исполнительной власти в работу микро- и малых предприятий, включая все виды налоговых и прочих видов проверок, контроля за санитарно-эпидемиологическим и противопожарным состоянием объектов бизнеса микро- и малых предприятий";

Второе: "компенсировать из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выпадающие доходы в случае принятия решения о снижении ставки налога по упрощенной системе налогообложения (объект налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов")";

Третье: "ввести на 2009 год для субъектов малого и среднего предпринимательства беспроцентную рассрочку по уплате начисленного налога на добавленную стоимость и налоговым платежам по упрощенной системе налогообложения; приостановить до конца 2009 года действие выставленных предписаний и требований по уплате штрафов по уже проведенным налоговым и прочим проверкам";

Четвертое: "принять необходимые меры по сдерживанию тарифов и цен на услуги естественных монополий для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году".

Пятое: "Рекомендовать хозяйствующим субъектам, осуществляющим технологическое присоединение к электрическим сетям и подключение к системе коммунальной инфраструктуры (электрическим, тепловым сетям, инженерным сетям водоснабжения и водоотведения), при заключении договоров на присоединение и подключение предусматривать возможность рассрочки по оплате при выполнении указанных работ для субъектов малого и среднего предпринимательства [3] ".

Использованные источники: 1.О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2020 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 03.10.2002 N 12621111 // Собрание законодательства Свердловской области. 2002. N 10. ст. 1261.

2.Департамент малого и среднего предпринимательства Свердловской области. URL.: http://www.uralonline.ru (дата обращения 01.2012.2014) 3.О неотложных мерах по развитию малого и среднего предпринимательства

в Свердловской области в 2009 году: Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2008 N 1403-ПП // Областная газета. N 7. 2009. 14 января.

4.По данным Свердловскстата. URL.: http://sverdl.gks.ru (дата обращения 01.2012.2014)

5.По информации официального сайта в сфере малого и среднего предпринимательства Свердловской области. URL.: http://uralonline.ru/monitoring_razvitiya_predprinimatelstva/statistika_malogo_i_ srednego_predprinimatelstva (дата обращения 01.2012.2014)

6.Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области. URL.: http://smb.gov66.ru (дата обращения 01.2012.2014)

УДК 32

Ушакова Т.Г. магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА На сегодняшний день государственная политика в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений деятельности государства. Предпринимательство в современной экономической модели государства выступает как один из важнейших экономических институтов. Особенно важны с данной точки зрения категории малого и среднего предпринимательства, которые с большей эффективностью позволяют решать не только экономические, но и социальные проблемы. Малый и средний бизнес более мобилен и восприимчив к изменениям, к потребностям рынка. И в текущей сложной геополитической обстановке, связанной с экономическим кризисом, переходом на товары собственного производства, санкциями и ограничениями на ввоз товаров, именно малый и средний бизнес способен в максимально короткие сроки перестроиться под новые условия и решить многие проблемы государства в данной сфере. То есть сейчас предприниматели находятся в уникальных условиях сочетающих большое количество возможностей, связанных с объективными экономическими и политическими процессами, но в тоже время данные условия таят в себе множество рисков. "Устранение диспропорции в отраслевой структуре малого бизнеса и привлечение предпринимателей к реализации национальных проектов - важнейшая задача власти. Сегодня предпринимателям не выгодно работать в приоритетно важных отраслях экономики - промышленности, строительстве, науке, медицине,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.