Научная статья на тему 'Формирование системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области'

Формирование системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / СИСТЕМА ГОСУ0 ДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленникова А. Ю.

В статье проводится анализ развития малого предпринимательства в Свердловской облас0 ти, выявляются проблемы и предлагаются меры, направленные на поддержку малого бизнеса и обеспечение благоприятных условий его развития со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Масленникова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области»

Масленникова А.Ю.

Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье проводится анализ развития малого предпринимательства в Свердловской области, выявляются проблемы и предлагаются меры, направленные на поддержку малого бизнеса и обеспечение благоприятных условий его развития со стороны государства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, проблемы малого бизнеса, система государственной поддержки малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства является стратегическим приоритетом экономической политики Российской Федерации. Именно малое предпринимательство способно создавать новые рабочие места, увеличивая занятость населения и сокращая уровень безработицы, формировать конкурентную среду, находить новые точки роста, инновационные и технологические решения, приводящие к диверсификации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности.

Малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44% - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и 30% - работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В уставном капитале малых предприятий доля субъектов малого предпринимательства и физических лиц составляет 98%. В экономике области на долю малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4% объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8% от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. По данным сплошного статистического обследования, результативность

использования ресурсного потенциала в сфере малого бизнеса по основным показателям в 1,5-2 раза выше, чем в экономике области в целом. Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80% субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск. Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости (22 тыс. человек), что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше двух третей от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) - весомым, где его доля соответственно 31% и 44%. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70-99% предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1-3%).

Малое предпринимательство - динамичная форма хозяйствования, здесь интенсивно идут процессы реорганизации, изменения ви-

дов деятельности, создания новых и ликвидации в установленном порядке неэффективных предприятий, что способствует оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

По состоянию на 1 июля 2008 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области составило более 110 тыс. единиц. В 2007 г. и первой половине 2008 г. продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства могут быть заблокированы воздействием целого ряда негативных факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации.

Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства людей.

На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. По оценке авторитетных экспертов, каждый десятый

рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятельности.

У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3% от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды) отмечают 25-30% субъектов малого предпринимательства. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Недостаточно развивается производственная кооперация крупных и малых предприятий, хотя для этого в Свердловской области имеются благоприятные условия, где исторически в индустрии преобладают крупные предприятия металлургии, машиностроения и высокотехнологичного военно-промышленного комплекса.

Отстают от требований развивающейся практики научная разработка проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Не сформированы основы системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств областного и муниципальных бюджетов получают около 12-15% субъектов малого предпринимательства.

Существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при преодолении их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки.

На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Социологические исследования показывают, что каждый десятый предприниматель сталкивается с нече-

Масленникова А.Ю.

Формирование системы государственной поддержки..

стной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг. Мала доля продукции малых предприятии (3,2%), выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относится к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности как способу решения своих финансовых проблем.

После бурного роста в Свердловской области числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 1990-х годов его развитие в последующем затормозилось. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест.

Если не менять государственную политику и не совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства, то в условиях существующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса в Свердловской области окажется исчерпанным. В Свердловской области созрел довольно значительный слой населения, способный при благоприятных экономических и административных условиях заниматься малым бизнесом. Около 250 тыс. человек (оценка по методике Международной организации труда) трудоспособного населения не имеют работы и не заняты в экономике области. Нельзя откладывать решение нако-

пившихся проблем малого бизнеса, так как через несколько лет можно прийти к ситуации, когда цена решения резко возрастет.

Для эффективного роста и развития малого предпринимательства в области со стороны государства должны быть приняты меры, направленные на:

1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;

2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;

3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.

4) сокращение административного воздействия и усиление нормативно-правового регулирования;

5) поддержку жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера.

Целостная государственная политика по созданию благоприятного предпринимательского климата в Свердловской области должна обеспечивать системный подход к решению проблем, равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов при входе в рынок, устранение неоправданных административных барьеров на пути малого бизнеса, общее ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность при усилении государственного регулирования предпринимательской деятельности в части создания стабильных и ясных «правил игры» (общеправовых, общеэкономических, имущественных, земельных). При этом усилится влияние малого предпринимательства на структурную перестройку хозяйственного комплекса области, занятость рабочей силы. При сокращении численности работающих на крупных предприятиях традиционных отраслей тяжелой индустрии малый бизнес опережающими темпами будет развивать социально ориентированные отрасли, активно реагирующие на платежеспособный спрос и восприимчивые к требованиям рынка.

На областном уровне государственная поддержка должна быть ориентирована на формирование целей, приоритетов, принципов и условий поддержки малого предпринимательства, прогнозирование и обоснование перспектив его

развития. Финансовые средства из областного бюджета должны направляться на реализацию мероприятий целевых областных программ поддержки малого предпринимательства, разработку государственных механизмов поддержки, проведение маркетинговых и социологических исследований в масштабах области, формирование и развитие единого информационного пространства предпринимательства, системы подготовки кадров и повышение их квалификации, создание недостающих элементов региональной инфраструктуры содействия малому бизнесу. Реализация предусмотренных мер и механизмов

стимулирования малого бизнеса позволит увеличить вклад малого предпринимательства в экономику области. Рост числа субъектов малого предпринимательства повысит устойчивость, гибкость и адаптивность экономики, создаст основу для формирования массового среднего слоя в обществе. Государственная политика должна целенаправленно содействовать упрощению административных процедур при регулировании развития малого бизнеса, повышению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, более быстрой их адаптации к существующей рыночной среде.

--------------------------- 18.06.2010

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Свердловской области от 3 октября 2002 г. №1262-ПП «О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области па 2002-2020 годы» (с изменениями от 18 июля 2006 г.).

2. Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2008 №1403-ПП «О неотложных мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в 2009 году» // «Областная газета», №7, 14.01.2009.

3. «Основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, сложившиеся в 2008 и 2009 годах. Оценка влияния последствий экономического кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе». Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области. 17.02.2010.

4. Доклад о социально-экономическом положении в Свердловской области в январе-ноябре 2008 года. - Екатеринбург, Министерство экономики и труда Свердловской области, 2008. 50 стр.

5. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (основные положения). -Екатеринбург, Министерство экономики и труда Свердловской области, 2008. 164 стр.

6. Малое и среднее предпринимательство: проблемы и перспективы // Областная газета. Екатеринбург. 02.07.2005.

Сведения об авторе:

Масленникова Анастасия Юрьевна, соискатель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 6404, тел. (3532)372447, e-mail: nek@mail.osu.ru

Maslennikova A.Yu.

Forming of the system of state support and development of small business in Sverdlovsk region The author of this article makes analysis of development of small business in Sverdlovsk region, reveals problems and suggests measures directed on support of small business and guarantee of favorable conditions of its development from the state side.

Key words: small business, problems of small business, system of state support of small business

Bibliography:

1. Resolution of the Government of Sverdlovsk region from October 3, 2002 № 1262-PP «On the concept of public policy support and development of small businesses in the Sverdlovsk region pa during 2002-2020 (as amended on July 18, 2006).

2. Resolution of the Government of Sverdlovsk region of 26.12.2008 № 1403-PP «On urgent measures for the development of small and medium enterprises in the Sverdlovsk region in 2009» / / «Regional newspaper», № 7, 14.01.2009.

3. «The main trends of development of small and medium enterprises in the Sverdlovsk region, established in 2008 and 2009. Assessing the impact of the economic crisis on the development of small and medium businesses in the region. « Committee for Development of Small and Medium Enterprise, Sverdlovsk region. 17/02/2010.

4. Report on the socio-economic situation in the Sverdlovsk Region in January-November 2008. - Ekaterinburg, Ministry of Economy and Labour of Sverdlovsk Region, 2008. 50 pages

5. The strategy of socio-economic development of the Sverdlovsk region in 2020 (guidelines). - Ekaterinburg, Ministry of Economy and Labour of Sverdlovsk Region, 2008. 164 pages

6. Small and medium enterprises: problems and prospects / / regional newspaper. Ekaterinburg. 02.07.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.