ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
A brief analysis of the Tabligi Jamaat in the socio-political life of Kyrgyzstan Kozukulov T.1, Hamdamova D.2 Краткий анализ влияния деятельности Таблиги Джамаат на общественно-политическую жизнь Кыргызстана Козукулов Т. А.1, Хамдамова Д. Х.2
'Козукулов Тимур Алимбекович /Kozukulov Timur — кандидат политических наук,
и. о. доцента, кафедра религиоведения и гуманитарных дисциплин;
2Хамдамова Дилфуза Хамитжановна / Hamdamova Dilfuza — магистрант, теологический факультет, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена актуальному на сегодняшний день дискурсу о движении Таблиг Джамаат в Кыргызстане, о его распространении и деятельности на постсоветском пространстве и влиянии его на развитие религиозной ситуации в Кыргызстане. Также рассматриваются мнения экспертов о том, стоит ли запретить деятельность «Таблиг Джамаат» на территории Кыргызстана и носит ли это движение радикальный характер.
Abstract: the article is devoted to actual discourse in our day about the movement Tabligi Jamaat in Kyrgyzstan. Distribution and their activities in the former Soviet Union and its influence on the development of the religious situation in Kyrgyzstan. In addition, considered the opinions of experts, whether to prohibit of the activity of "Tabligi Jamaat" in Kyrgyzstan and radical movement.
Ключевые слова: таблиг джамаат, даават, муфтият, Кыргызстан, Ислам. Keywords: tablig Jamaat, Da'waat, Muftiyat, Kyrgyzstan, Islam.
Мало кто раньше слышал о «Таблиги Джамаат» - обществе по распространению веры (ТДж, Tablighi jamaat), несмотря на то, что это крупнейшее международное религиозное движение современности возникло еще в 20-годы прошлого века и за небольшой по историческим меркам срок смогло завоевать огромную популярность в мире. О нем ничего не было известно, поскольку его члены не афишировали деятельность своей организации и категорически отказывались от общения с прессой. Это позволило добиться того, чтобы не вызывать подозрений у правительств и восприниматься как чисто пиетическое объединение. Хотя главной своей миссией это движение провозгласило распространение ислама и обращение к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса, оживляя религию в среде народов, традиционно исповедующих ислам. Но после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США и начавшейся затем в мире антитеррористической кампании на страницах газет, журналов все чаще стали упоминать о Таблиги Джамаате в связи с расследованиями многочисленных актов терроризма, совершенных исламскими экстремистами в разных странах мира.
Так что же представляет собой движение Таблиги Джамаат и в чем причины его огромной популярности в разных странах? Каким образом «местечковое» южно-азиатское движение, аполитичное и скрытное, смогло превратиться в мощный транснациональный феномен?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с историей создания организации, с целями, которые она перед собой ставит, и с методами ее работы.
Движение Таблиги Джамаат было основано в Индии в 20-годы прошлого века в местности Меват, неподалеку от Дели, богословом деобандийского направления ислама Мухаммадом Ильясом Кандехлеви (1885-1944).
Его лозунгом были слова: «О мусульмане! Будьте мусульманами!». Основатель движения хотел вернуть в лоно ислама тех мусульман, которых в начале ХХ в. стали активно обращать в свою веру активисты индуизма. После неудачных попыток противостоять язычеству путем расширения сети религиозных школ медресе М.И. Кандехлеви пришел к заключению о том что проповедовать религиозные идеи должны люди, не имеющие духовного сана, странствующие миссионеры-таблиги. М.И. Кандехлеви объединял в джамааты (группа необразованных, но обладающих исключительным энтузиазмом мусульман) не более 10 человек и направлял их с религиозной миссией в города и деревни. Такой метод оказался очень эффективным, и к моменту смерти своего основателя движение таблигов распространилось по всей Индии. Следующему лидеру Таблиги Джамаат, которым стал его
сын Мухаммад Юсуф (1917-1965), удалось существенно расширить поле деятельности и усилить влияние движения.
После раздела Индии Таблиги Джамаат быстро укрепило свои позиции в Пакистане и позднее в Бангладеше, где открылись его новые штабы в Райвинде и Дакке соответственно, хотя и прежняя, в Низамуддине в окрестностях Дели, продолжала действовать. После этого началось активное проникновение организации за пределы Индийского субконтинента. К 1990 г отделения Т. Д. существовали уже в 90 государствах, даже в тех, где практически не было мусульман (например, в Японии) [2, 46-48].
В настоящее время движение распространилось практически по всему миру. Его представители работают в 150 странах мира. По некоторым оценкам, число последователей движения колеблется от 70 до 80 млн. человек [1].
Быстрое распространение движения в традиционно немусульманских регионах совпало с установлением тесных отношений между двумя наиболее воинствующими направлениями радикального ислама - ваххабизмом в Саудовской Аравии и деобандийской школой в Южной Азии. Практическим результатом этого сотрудничества, начало которому было положено в 1962 г., стала та широкая финансовая поддержка, которую Таблиги Джамаат получает сегодня из Саудовской Аравии. Не вызывает сомнений и то, что транспортные расходы многих тысяч нищих миссионеров движения оплачиваются из Саудовских средств. Главной чертой, которая отличает Таблиги Джамаат от других организаций, является то, что ее руководители не стремятся к славе и деньгам. Чубак ажы Жалилов, член совета улемов Кыргызстана, на одной из своих лекций высказался по этому поводу следующим образом: «Таблиги Джамаат» служит народу, при этом они не берут у муфтията ни цента. Если бы наши чиновники работали, как эти дааватчы, наверное, наша страна превратилась бы в одно из самых развитых государств мира».
Это привлекает и женщин. Они тоже начали активно участвовать в движении в 60-е г.г. прошлого века, причем как самостоятельно, так и сопровождая в поездках своих мужей [2, 52].
Вскоре после обретения независимости и в странах СНГ появились бородатые, одетые в пакистанские одежды мужчины, призывающие людей к соблюдению правил и уставов, основанных на примере жизни Пророка Мухаммада. Это члены религиозного движения «Таблиги Джамаат». Первые попытки проникнуть в Советский Союз представители движения предприняли еще в конце 80-х годов прошлого века. Их внимание было направлено в первую очередь на наиболее исламизированные районы Центральной Азии: на Ошскую область в Кыргызстане, на Фергану в Узбекистане, на Туркменистан, на Бадахшан в Таджикистане.
С начала 90-х годов группы миссионеров Таблиги Джамаат стали активно посещать республику Кыргызстан и вести пропагандистскую деятельность. Религиозная пропаганда велась на севере Кыргызстана, считающемся менее религиозным по сравнению с южной частью страны. Постепенно деятельность организации распространилась на все регионы Кыргызстана. Первые проповедники были исключительно иностранцами, прибывшими из Шри-Ланки, Пакистана, Индии. Главной целью миссионеров было ознакомление широких слоев местного населения с основами ислама; их сопровождали местные переводчики, так как проповеди велись исключительно на английском и арабском языках.
В течение короткого времени ряды «таблиговцев» пополнились представителями местного населения, проповедующими на русском и кыргызском языках. Это связано с тем, что Кыргызстан имеет большое количество выпускников религиозных учебных заведений и исламских центров Пакистана и Индии. Это результат методики их работы. А методика работы джамаата достаточно проста - группы миссионеров определяют пункт своего назначения и совершают продолжительные поездки (в настоящее время организация практикует трехдневный, сорокадневный и четырехмесячный вояж с проповедями ислама). Группа около десяти человек, прошедших соответствующее обучение, ведет проповедническую деятельность в мусульманских районах «от двери к двери». Они ведут с людьми беседы на простейшие темы, касающиеся ислама, о важности ритуальной молитвы, о величии Аллаха, о необходимости соблюдения традиций Пророка Мухаммада. Они призывают людей к строгому соблюдению шариата, совершению в обязательном порядке пятикратного намаза, наставляют носить хиджаб, отправлять детей учиться не в школы, а в медресе. Такие группы Таблигов, иногда по 3-5 человек, приезжают в села, останавливаются, как правило, в мечетях, превращая их агитационные центры. К концу срока своего пребывания в мечети таблиги предлагают слушателям попробовать свои силы на этом пути. Так, без денежных посулов и угроз, происходит рекрутирование новых миссионеров. Позднее желающие могут продолжать учебу, поскольку организация располагает разветвленной сетью образовательных учреждений по всему миру, даже в Европе. Таким образом увеличивается количество выездов, особенно среди молодежи и местных дааватчи - пропагандистов, которые хотят увидеть мир, поехав из Кыргызстана туда, где это движение зародилось - в центры Т.Д. в Палестине, Индии и в Бангладеш.
По некоторым подсчетам, численный состав дааватистов колеблется в пределах от 20 до 35 человек, постоянно участвующих в исламском призыве [7].
Ежегодно в ноябре в Пакистанском городе Райванд собираются десятки тысяч человек Таблиги Джамаат на свой всемирный съезд. Такие массовые собрания, называемые «ижтима» проходят каждый год и в других мировых центрах дааватизма - в индийском Бхопале и в столице Бангладеш Дакке. После съездов начинается даават, миссионерыи разъезжаются по всему миру для проповеднической деятельности [2, 52].
В частности, в ноябре прошлого года группа «кыргызских дааватчи» приняла участие в ежегодном всемирном съезде Т.Д., который проходил в городе Райванд в Пакистане и который проходит ежегодно в ноябре. Еще одна группа приняла участие во всемирном съезде в столице Бангладеш Дакке. Здесь, по разным данным, пребывают около 200 граждан КР.
Религиоведы и некоторые международные эксперты отмечали успешность распространения в КР даавата, но в последнее время начали высказываться мнения о том, что подобная пропагандистская деятельность используется для распространения радикальных взглядов. О том, что среди дааватистов начал проявляться радикализм, говорят и представители муфтията на собраниях в регионах. Эксперт в области безопасности Артур Медетбеков тоже не исключают этого. Не в последнюю очередь из-за таких тревог правоохранительные органы пристально следят за каждым шагом духовной организации. «В Пакистане и Афганистане много террористических организаций типа «Алмаджаху», которые вышли из Т.Д.» - говорит он.
Последователи Т.Д., также известные среди населения как дааватисты, заверяют, что их цели заключены только в распространении традиционного Ислама и что никаких других методов, кроме того, который использовал еще Пророк Мухаммед, лично донося до каждого религиозную истину, они не используют.
Они возвращаются на Родину не только со знаниями в области мусульманского богословия, но и с «багажом» религиозных убеждений и учений, противоречащих местному менталитету и традициям, прежде всего исторически сложившемуся Ханафитскому мазхабу.
О численности движения в Кыргызстане и количестве выезжающих в эти страны для религиозного обучения или для даавата имеется разная статистическая информация. Есть информация ДУМК, что в 2011 г. на даават вышли 6270 человек по всей республике, в 2012 году таковых было уже 9313 [6] человек. По некоторым данным, в Исламских религиозных учебных заведениях в центре Пакистана обучается более 50 граждан Кыргызстана [4, 172.]. Посольство КР в Индии, одновременно представляющее интересы нашей страны в Бангладеш не располагает информацией о количестве наших граждан.
В Бангладеш нет никакого контроля со стороны государства, а его учебные программы не согласованы с официальными правительственными органами. Дипломы здесь не выдают. Именно по этим причинам Таблиги Джамаатовцы не могут ответить на трудные мировоззренческие и религиозные вопросы. Также, по их принципам, запрещено вступать в споры с собеседниками. После этого у людей складывается стереотипное негативное отношение к Исламу в целом.
К настоящему времени республика Кыргызстан стала одним из крупных центров Таблиги Джамаат, где, в частности, печатается религиозная литература для распространение в других районах. Численность движения составляет 20-25 тысяч человек, в основном сельская молодежь.
Стоит отметить, что в последние годы при содействии ДУМК кыргызская молодежь стала активно выезжать в религиозные центры Таблиги Джамаат в Бангладеш. По словам заместителя главы ДУМК Кыргызстана Максатбека Токтомушева, оснований для тревоги по факту обучения наших подростков в Бангладеш нет. По его мнению, принципы обучения в этой организации соответствует нашему мазхабу - направлению традиционного ислама. Мнение эксперта по религии Кыдыра Маликова также совпадает с его мнением [3, 69-71].
Уже на протяжении десятков лет складывается парадоксальная ситуация: дааватчи - единственные, кто на идеологическом уровне работает непосредственно с населением и противодействует идеологии религиозных радикалов, доказывает ошибочность их взглядов. Но в последующем, разочаровавшись, определенная часть дааватчи вступает в ряды религиозных радикалов. Из-за этого в первую очередь и возникают определенные разногласия относительно необходимости введения запрета на деятельность Т.Д. на территории республики, так как Кыргызстан является единственным государством; где деятельность этой организации не запрещена, и «мозговым центром Т.Д.» в Центральной Азии.
Религиозное движение Т.Д. впервые было признано экстремистским и запрещено ради безопасности стран СНГ впервые в Узбекистане, а затем в 2006 году - в Таджикистане. В 2009 году Россия также запретила деятельность Т.Д. на своей территории.
Неконтролируемая деятельность Т.Д. все больше беспокоит и казахские официальные религиозные круги, которое в 2013 году добились признания данного движения экстремистким и запрета на их деятельность на территории Казахстана. Казахская сторона и ОДКБ, членом которой является и
Кыргызстан, предпринимали попытки убедить кыргызстанские власти и религиозные структуры в необходимости запрета движения на территории Кыргызстана, так как Кыргызстан может использоваться им в качестве потенциального плацдарма для рассады терроризма и экстремизма в Центральной Азии.
В ответ было заявлено, что Кыргызстан в ближайшее время может запретить Т. Д. вслед за Казахстаном, но ГКНБ и Госкомиссия по делам религии совместными усилиями не удалось это осуществить, в основном из-за того, что движение активно защищает ДУМК. Пользуясь таким патронажем и чувствуя себя благоприятно в сложившийся ситуации, это движение все более расширяет сферу своего влияния.
По словам ДУМК, в отделе даавата и агитации имеется полная информация о джамаатах, ведущих такую деятельность, они ведут надзор за каждым проповедником, выясняя, откуда тот приехал и в какой области или в каком селе находится в данный момент. Если 10 лет назад желающие совершать даваат, иными словами, вести миссионерскую деятельность, не сталкивались с бюрократией, то теперь они должны, как и положено, оформлять документы. Но эксперты сомневаются по поводу того, что ДУМК регистрирует каждого проповедника они отмечают, что ситуация входит из-под контроля. Как сообщает кыргызская служба радио «Азаттык», дааватистов можно увидеть не только в отдаленных селах, но и в местах совершения намаза в «Белом доме». С одной стороны, можно сказать, что это результат поддержки их муфтиятом, а с другой стороны это признак того, что они заручились прямой и косвенной поддержкой государства [8].
Данный вопрос несколько раз поднимался и на уровне парламента. Президент А. Атамбаев предложил проанализировать ситуацию и принять решение исходя из этого. По его мнению, запрещая их деятельность, мы не избавимся от них, это движение может принять радикальные формы.
В 2009 году Совет Безопасности КР рекомендовал Верховному Суду республики рассмотреть вопрос о запрете Т. Д. на территории КР, так как и в совбезе считают, что данная организация опасна и что таблиговцы могут негативно влиять на национальную безопасность.
Сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что весь даават в Кыргызстане проповедует во имя Аллаха. Есть организации, которые под видом ислама призывают ко злу и террору. Нужно тщательно проанализировать их деятельность, если Т. Д. представляет угрозу для нации, соответственно и для соседних стран, следует непременно запретить их деятельность [5, 189-190].
Будет лучше, полезнее, безопаснее, если основы ислама будет нести в массы человек, знающий местную культуру, историю и традицию, нежели проповедник, который всего этого не знает.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Джамаат Таблиг. Режим доступа: http://www.wikipwdia.org.
2. Комиссина Герина. Движение «Таблиг Джамаат»: теория и практика радикализма. //Проблемы национальной стратегии № 1, 2012. С. 46-48.
3. Маликов К. Мусулман жамааттар менен иш алып баруу боюнча теориялык жана практикалык негиздер. Бишкек, 2013. С. 69-71.
4. Мамаюсупов О., Мурзахалилов К., Маматалиев К. Краткий анализ религиозных систем Кыргызстана. Бишкек, 2006. 172 с.
5. Мурзахалилов К., Арынов М. Движение «Таблиги Джамаат в Кыргызстане: Особенности деятельности и возможные последствия для развития религиозной ситуации в респуюлике. // Центральная Азия и Кавказ. Том 13. Выпуск 3, 2010. С. 189-190.
6. Ответ экс-министра, МВД КР Ш.Атаханова председателю Комитета Жогорку Кенеша КР К. Осмоналиеву от 15.02.2013 г.
7. СалиевА. «Джааматы Таблиг» в Киргизии. / www.materik.ru.
8. [Электронный ресурс]: Таблиги джаамат ведут незаконную деятельность в Кыргызстане. Режим доступа: http://rn.gezitter.org.