Научная статья на тему 'Движение «Таблиги Джамаат»: идеология и методы деятельности на примере Кыргызстана'

Движение «Таблиги Джамаат»: идеология и методы деятельности на примере Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4773
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЛИГИ ДЖАМААТ / TABLIGHI JAMAAT / ИСЛАМ / ISLAM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / КЫРГЫЗСТАН / KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егоров Евгений Наильевич

Международное исламское религиозное движение «Таблиги Джамаат» на сегодняшний день не привлекает внимание широкой общественности и является лишь предметом небольшого числа научных исследований. Между тем в долгосрочном плане влияние данного движения на религиозно-политическую ситуацию в отдельных странах нельзя недооценивать. Движение активно подчеркивает свою аполитичность, однако есть основания полагать, что стратегические цели его деятельности неразрывно связаны с политикой и властью. Особую активность «Таблиги Джамаат» проявляет в Кыргызстане крайне нестабильном государстве, но важном союзнике России. В целях выработки адекватного ответа на надвигающуюся угрозу необходимо осмыслить идеологию, связи с международным терроризмом и методы деятельности движения на территории Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tablighi Jamaat Movement: Ideology and Operation Methodson Kyrgyzstan’s Example

Transnational islamic movement “Tablighi Jamaat” is not in the spotlight and its activities are only highlighted by a handful of scholars in the world. But in the long term ”Tablighi Jamaat’s” influence on some countries’ religious and political affairs should not be underestimated. The movement stresses its indifference towards politics, but there are reasons to suppose that ”Tablighi Jamaat’s” strategic goals are political and they are aimed at gaining power. The movement is particularly active in unstable Kyrgyzstan, which is an important Russian ally. In order to find an adequate response to the looming threat it is necessary to comprehend the movement’s ideology, its links to terrorists and modus operandi in Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «Движение «Таблиги Джамаат»: идеология и методы деятельности на примере Кыргызстана»

УДК 323.28

Е. Н. Егоров

ДВИЖЕНИЕ «ТАБЛИГИ ДЖАМААТ»: ИДЕОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА

Международное исламское религиозное движение «Таблиги Джамаат» на сегодняшний день не привлекает внимание широкой общественности и является лишь предметом небольшого числа научных исследований. Между тем в долгосрочном плане влияние данного движения на религиозно-политическую ситуацию в отдельных странах нельзя недооценивать. Движение активно подчеркивает свою аполитичность, однако есть основания полагать, что стратегические цели его деятельности неразрывно связаны с политикой и властью. Особую активность «Таблиги Джамаат» проявляет в Кыргызстане — крайне нестабильном государстве, но важном союзнике России. В целях выработки адекватного ответа на надвигающуюся угрозу необходимо осмыслить идеологию, связи с международным терроризмом и методы деятельности движения на территории Кыргызстана.

Ключевые слова: Таблиги Джамаат, ислам, экстремизм, радикализм, Кыргызстан.

Движение «Таблиги Джамаат» (общество распространителей веры) было основано в 1926 г. в Мевате (Индия) Мауляной Мохаммадом Ильясом Кандахляви (1885-1944). Приблизительное число последователей сегодня в мире — от 70 до 80 млн чел. в 150 странах. Будучи одним из самых значительных и многочисленных распространителей исламской веры, широкому кругу общественности движение не известно. Изучением «Таблиги Джамаат» занимаются лишь ученые-религиоведы, а между тем в долгосрочной перспективе это движение способно оказать существенное влияние на религиозно-политическую ситуацию в мире.

ИДЕОЛОГИЯ

Мауляна Мохаммад Ильяс Кандахляви изначально основал движение «Таблиги Джамаат» с целью противостоять активной проповеднической работе индуистских проповедников, пытавшихся вернуть в индуизм людей, отвернувшихся от него в пользу ислама. К тому же Кандахляви считал, что многие мусульмане являются мусульманами лишь на словах, так как никогда не читали Коран, не ходят в мечеть, не соблюдают пост. Основной целью движения было наставление на путь истинного и чистого ислама мусульман-суннитов. Основной лозунг таблиговцев — «Мусульмане, будьте мусульманами!» (Ahmed, 1991, p. 513).

Мохаммад Ильяс Кандахляви избрал для движения очень успешную тактику деятельности. Он решил, что народ больше склонен доверять простым людям, пусть даже не самым образованным, а не имамам в мечетях. В связи с этим он пришел к выводу о том, что успех движению обеспечат простые миссионеры-та-блиги, не имеющие глубоких знаний, но активные и готовые посвятить делу про-

© Е. Н. Егоров, 2015

поведи ислама часть своей жизни. На раннем этапе существования движения Кандахляви обеспечивал проповедников литературой на простом и доступном языке, где доказывалось, что для мусульманина важнее практиковать нормы ислама в повседневной жизни, а не углубляться в фундаментальные труды исламских ученых.

Если говорить об идеологических основах движения, то они состоят в следующем:

1) «Калимах» — вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, и Мохаммед — пророк

2) «Саляат» — пять ежедневных молитв, необходимых для духовного возвышения над миром греха и освобождения от соблазнов материалистического окружения;

3) «Илм» и «Зикр» — память об Аллахе, поддерживаемая через собрания, на которых верующие слушают проповеди, молятся, цитируют Коран и читают хадисы;

4) «Икрам-и-Муслим» — уважительное отношение к братьям-мусульманам;

5) «Иклас-и-Ният» — изменение своей жизни с молитвами к Аллаху и путем совершения всех своих поступков ради Аллаха;

6) «Тафрик-и-Вакт» — жизнь, основанная на принципах веры и добродетели согласно заповедям пророка, и распространение его учения от двери к двери (Burki, 2013, p. 103).

Особое значение Мохаммад Ильяс Кандахляви придавал распространению сведений об исламе и воспитанию у мусульман стремления к расширению багажа знаний. Кандахляви утверждал, что «над тем, кто выходит в путь за знаниями, 70 000 ангелов простирают свои крылья, а один ученый верующий для сатаны опаснее, чем тысяча простых». Примечательно, что движению присущи и суфийские черты, что выражается, например, в практике зикра, который Кандахляви считал «крепостью для защиты мусульман от сатаны». Он призывал своих сторонников распространять практику постоянного поминовения Аллаха (зикра), так как «Аллах остается с мусульманином до тех пор, пока он произносит зикр» (Aims, Principles, Methods..., http://tablighijamaat.org).

Таблиговцы рассматривают всех мусульман как братьев вне зависимости от принадлежности к тому или иному течению в исламе. Кандахляви призывал ради привлечения людей в ислам жертвовать собой и своим богатством, не требуя ничего взамен и побуждая остальных следовать своему примеру. При этом таблиговцы утверждают, что на пути к даавату не должно быть таких препятствий, как бедность, болезнь, старость, семейные проблемы — мусульманин должен распространять знания об исламе в любом случае, надеясь на награду от Аллаха.

Кандахляви выступал против традиционных методов поиска новых сторонников, таких как распространение листовок и газет; личное общение с каждым мусульманином он считал основой успеха (Ibid.). Однако, несмотря на то что таблиговцы и сегодня основной упор делают на личные беседы с верующими, распространение информации о движении в Интернете ведется достаточно активно.

Вне исламской общины о движении «Таблиги Джамаат» известно крайне мало, причина тому — намеренная отстраненность от участия в политике. Движение всячески избегает вовлечения в политические процессы и культивирует образ организации, занятой исключительно вопросами мирного распространения ислама. Благодаря такому подходу государственные органы занимаются движением неохотно, исследователи также обращают внимание на более агрессивные исламские группировки. В исследовательском сообществе отсутствует единое мнение о «Таблиги Джамаат». Одни призывают полностью запретить его деятельность, другие говорят о недопустимости преследования мирной организации.

Например, эксперт по исламу Грэхэм Фуллер, бывший сотрудник ЦРУ, называет «Таблиги Джамаат» «мирным аполитичным движением, занимающимся проповедью от двери к двери» (Fuller, www.foreignaffairs.com).

Между тем исследователь Марк Габорио считает целью деятельности «Таблиги Джамаат» завоевание мира в духе джихада. По мнению Габорио, движение считает нелегитимными отдельные государства и стремится к воссозданию исламского халифата (Gaborieau, 1999, p. 21).

Байрам Бальчи из Парижского центра международных исследований полагает, что организация никогда не выдвигает никаких политических лозунгов и не ставит себя в оппозицию к существующим режимам, которые с подозрением относятся к «Таблиги Джамаат» из опасений перед возможными политическими амбициями данной структуры; к тому же, по его мнению, власти зачастую не заботятся об изучении идеологии организации, а просто навешивают на нее ярлык радикализма, исходя из того, что «проповедники движения одеты в пакистанские одеяния, а Пакистан воспринимается как рассадник радикальных идей» (Balci, 2012, p. 74).

Верни Либл (бывший сотрудник разведки) придерживается мнения, согласно которому конечная цель распространения ислама проповедниками «Таблиги Джамаат» — установление исламского халифата, устранение демократической формы правления в мире, уничтожение неверных или принуждение их к принятию исламской веры, а также наставление на путь истинного ислама мусульман, нетвердых в своей вере (Liebl, 2009).

Не в пользу «Таблиги Джамаат» говорит сравнение движения некоторыми исследователями с террористической партией «Джамаат-и-Ислами», которая, например, в России признана Верховным Судом (Постановление от 14 февраля 2003 г.) террористической организацией (Единый федеральный список..., www. fsb.ru).

Примечательно, что на деятельность международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат» в России также наложен запрет еще в 2009 г. (решение Верховного Суда РФ от 7 мая 2009 г.) (Перечень некоммерческих организаций., http://minjust.ru).

Чтобы понять идеологические установки «Таблиги Джамаат» и «Джамаат-и-Ислами», нужно взглянуть на историю возникновения обеих организаций. В те времена в Индии были сильны трения между мусульманами и индуистами. «Таблиги Джамаат» было создано в 1926 г. для предотвращения возврата мусульман

в индуистскую веру и для противодействия прозелитизму со стороны индуистов. В 1927 г. главный идеолог «Джамаат-и-Ислами» Абу аля-Маудуди опубликовал свой первый труд на языке урду о священной войне в исламе. Он возомнил себя слугой Аллаха, призванным защищать индийских мусульман от индуистов. Как видно, оба движения начинали с похожих установок. Главной задачей поначалу была защита от индуистов, с течением времени целью обеих организаций стали уже защита мусульман от влияния западной культуры и сохранение их идентичности. Обе организации также придерживаются буквального, фундаменталистского понимания Корана и выступают за присутствие религии во всех аспектах жизни мусульманской общины.

Есть одно существенное отличие между двумя организациями: Мохаммад Ильяс Кандахляви был традиционалистом, он заботился в первую очередь о четком соблюдении мусульманами всех религиозных норм и ничего не говорил о политике; Абу аля-Маудуди считал ислам в первую очередь политической идеологией, с помощью которой «Джамаат-и-Ислами» должна была работать над созданием мусульманского государства. Яблоком раздора между двумя организациями всегда был вопрос о том, что должно быть первоочередной задачей — захват власти для установления исламского порядка или постепенное преобразование взглядов мусульман таким образом, чтобы в долгосрочной перспективе люди сами осознали необходимость создания исламского государства (Gaborieau, 2009, p. 14). Как видно, «Таблиги Джамаат» придерживается в своей идеологии второй точки зрения. Тактика, избранная движением, не может принести сиюминутный успех, но способна привести к цели в будущем, при этом не требует пролития крови и не возбуждает страх перед исламом, чего не скажешь о способе действий радикалов-исламистов. Интересно уточнить, что советуют идеологи «Таблиги Джамаат» мусульманам, живущим в западных странах. Они предостерегают их от жизни в изолированных мусульманских сообществах крупных городов и предлагают демонстрировать всем гражданам государств пребывания преимущества ислама путем ведения здорового образа жизни и совершения добродетельных поступков. Активное участие в жизни общества, общение с немусульманами, интенсивное изучение языка страны пребывания и последующее распространение знаний об исламе — залог успешной интеграции в западное общество и способ завоевания симпатий местных граждан. Руководители «Таблиги Джамаат» предупреждают мусульман, что жизнь в заботах лишь о собственном пропитании при безразличном отношении ко всему происходящему в западном обществе угрожает безопасности самих мусульман, так как возбуждает подозрение к ним и не способствует делу распространения ислама в стране (Message for Muslims..., http://tablighijamaat.org).

Требования интеграции в общество и активной жизни напоминают и о суфийских чертах учения «Таблиги Джамаат», так как суфии также уверены в отсутствии необходимости уединения и отшельничества на пути к Аллаху.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Шесть основных принципов проповеднической деятельности движения «Та-блиги Джамаат»:

1) привлечение в ислам — задача не только богословов, но и каждого мусульманина;

2) проповедник обязан сам идти к людям с проповедью, а не ждать, когда люди посетят его;

3) вопросами финансового обеспечения своей деятельности члены движения должны заниматься самостоятельно, а не искать средства на стороне;

4) для успешной работы необходимо наличие в движении представителей разных слоев населения, а не только зажиточных и успешных людей;

5) основная задача — закрепление исламских убеждений в действующих мусульманах, а не поиск новых;

6) конечная цель деятельности — объединить всех мусульман мира и устранить политические и религиозные противоречия между ними (Gaborieau, 1999, p. 21).

«Таблиги Джамаат» активно подчеркивает свою отстраненность от политики и действительно не декларирует цель установления власти ислама в отдельном государстве, но лишь потому, что цели движения более глобальны и не ограничиваются территорией одного государства. «Таблиги Джамаат» ориентируется на всю мусульманскую общину мира и не признает отдельных государств, для движения весь мир — это мир ислама. Кандахляви говорил, что «группа жителей одного конкретного региона или страны не представляет собой умму (сообщество представителей всех стран и регионов мира). Каждый, кто считает, что существуют свои и чужие уммы, является врагом ислама и в действительности работает на уничтожение исламской уммы. Если мусульмане смогут объединиться, то все оружие мира, включая ядерное, не сможет их победить. Для формирования единой исламской уммы необходимо преодолеть внутренние разногласия и достичь гармонии среди мусульман мира» (Last speech..., http:// tablighijamaat.org).

Формально движение выступает лишь за то, чтобы люди практиковали нормы ислама и жили в соответствии с канонами религии. Чрезмерных требований к верующим движение не выдвигает, требуя лишь читать Коран, Сунну и сборник из семи трудов «Таблиги Низаб». Тем самым подчеркивается приоритет практики ислама, а не обширных знаний о нем.

Таблиговцы зачастую утверждают, что их организация не имеет органов управления и состоит лишь из активных мусульман, решивших посвятить часть своей жизни делу распространения ислама. Однако «Таблиги Джамаат» имеет вполне определенную и логичную структуру органов управления.

Во главе движения стоит амир, ему подчиняются руководители структурных отделений движения, которые также называются амирами. Амиры избираются пожизненно и обычно являются руководителями главных мечетей движения в своих странах. Они создают по своему усмотрению советы старейшин (шуры) для решения наиболее важных вопросов деятельности движения. Важнейшие

советы старейшин из уважаемых членов движения действуют при главной мечети «Таблиги Джамаат» в определенной стране, мечети эти называются мар-казами. Но шура может быть создана и при местной мечети, причем в принятии решений и голосовании по различным вопросам имеют право участвовать и простые прихожане такой мечети.

Марказы, или главные мечети, представляют собой подобие штаб-квартиры движения на определенной территории. В них вырабатывается стратегия деятельности, проводятся обучение новобранцев и проповеднические собрания для населения (Комиссина, 2011, с. 50).

Процесс принятия решений на низовом уровне в движении довольно демократичен, что также способствует успеху его деятельности, так как не отвращает от «Таблиги Джамаат» людей из низов общества. Один из главных секретов успеха «Таблиги Джамаат» как раз и состоит в том, что движение изначально было ориентировано на работу на низовом уровне и проповедь среди простого народа.

На полевом уровне движение состоит из практически не связанных между собой странствующих групп, или джамаатов. Джамаат создается в городской или сельской мечети и состоит обычно из 8 или 15 членов с одними руководителем (амиром), выбираемым членами группы. В группе имеются также оратор и проводник. Амир назначает оратора на каждый случай таким образом, чтобы каждый член группы мог произнести свою проповедь. Проводник отвечает за практические вопросы жизнедеятельности, такие как питание, транспорт и размещение группы в разных деревнях. Длительность каждой миссии может быть совершенно разной — от 3 дней (малая поездка, совершается один раз в течение месяца) до 40 (большое путешествие, совершается один раз в год) и даже 4 месяцев (такое длительное путешествие совершается один раз в течение жизни таблиговца). Продолжительность поездки зависит от той задачи, которую ставит перед собой джамаат.

По прибытии на место назначения члены «Таблиги Джамаат» сначала осведомляются у влиятельных и уважаемых мусульман данного селения, не против ли они того, чтобы проповедники работали в их местности. Получив разрешение, проповедники начинают ходить от двери к двери (практика называется «ха-рудж» — в пути) или собирают группы по изучению ислама в мечети, которая позволит им это сделать.

Таблиговцы никогда не стараются перегрузить человека избыточными знаниями об исламе, они заводят разговоры лишь на простейшие темы вроде важности ежедневной молитвы и необходимости для каждого придерживаться исламских традиций. После того как мусульманин получает в ходе бесед минимальный набор знаний и проявляет при этом интерес к материалу, ему ненавязчиво предлагают самому попробовать выйти к людям с проповедью, и многие соглашаются, притом что никакого принуждения в этом вопросе нет.

Мохаммад Ильяс Кандахляви с самого момента основания движения был против какой-либо централизованной системы финансирования проповеднической деятельности и ведения какой-либо бумажной системы отчетности. В движении всегда подчеркивалась особая роль личности, которая не имела права раскрывать кому бы то ни было подробности деятельности «Таблиги Джамаат».

Деятельность всего движения координируется из штаб-квартир. Одна штаб-квартира находится в Дели, где амиром является праправнук Кандахляви — Мо-хаммад Саад Кандахляви, вторая — в местечке под названием Райвинд, недалеко от Лахора (Пакистан), там амиром является Хаджи Абдул Ваххаб. Также в каждой стране «Таблиги Джамаат» поддерживает свой центр, руководящий деятельностью на определенной территории.

«Таблиги Джамаат» не требует членских взносов для финансирования своей деятельности, средства в основном поступают от руководящих членов организации. Однако исследователи отмечают явную достаточность финансирования, судя по растущему числу мечетей движения (Butt, www.guardian.co.uk).

Наивно полагать, что строительство мечетей организация осуществляет на собственные средства. Исследователи давно говорят о связи движения с саудовскими ваххабитами, выделяющими большие суммы на дело распространения ислама. Ваххабиты неуважительно относятся к другим ответвлениям ислама, но к «Таблиги Джамаат» они относятся терпимо. И это несмотря на то, что таблиговцы соблюдают не все правила ваххабизма (например, молятся в мечетях, где имеются могилы умерших).

Шейх аб дель Азиз ибн Баз, известный ваххабитский деятель XX столетия, в своей фетве признал ошибочность некоторых утверждений таблиговцев, но счел возможной совместную миссионерскую деятельность с движением, для того чтобы направлять его проповедников и руководить ими, наставляя на путь истинный (Fatwa of Shaykh..., http://ummuabdulazeez.com).

В 1978 г. Всемирная мусульманская лига, получающая финансирование из Саудовской Аравии, профинансировала строительство мечети «Таблиги Джамаат» в г. Дьюсбери (Великобритания), которая со временем стала европейским центром движения и его штаб-квартирой на континенте (Alexiev, www.meforum. org).

Многие исследователи говорят о связях движения с международным терроризмом. Члены организации ежегодно собираются на общее собрание (ид-жтему) в Райвинде (Пакистан) и недалеко от Дакки (Бангладеш), причем число собравшихся достигает более миллиона человек. Существуют подозрения, что террористические формирования используют данные собрания для вербовки членов в свои ряды, так как мало где по миру в одном месте собирается такое количество убежденных мусульман.

Руководство «Таблиги Джамаат» всегда отрицало какие-либо связи организации с террористами, но исследователи приводят следующие доводы, говоря о связях движения с международным терроризмом:

1) судя по статистике специальных служб, именно из рядов последователей движения террористы вербуют значительную часть исполнителей терактов в мире;

2) «Таблиги Джамаат» террористы используют для прикрытия подготовки терактов и для укрытия опасных террористов;

3) исследование деятельности «Таблиги Джамаат» позволяет прийти к выводам о том, что показная аполитичность является лишь уловкой и на самом деле политические цели — основные в работе движения.

Когда мусульмане — члены «Таблиги Джамаат» едут в Пакистан на собрания, вербовщики из террористических организаций убеждают их действовать более активно в целях защиты и распространения ислама, порицая «Таблиги Джамаат» за излишнюю аполитичность. Некоторые исследователи отмечают, что прибывающих в Пакистан мусульман вербуют представители таких террористических организаций, как «Харкат-иль-Муджахиддин», «Лашкар-и-Тайба», «Талибан», завлекая их идеями борьбы против неверных (Burton, Stewart, www.stratfor.com).

Внутри «Таблиги Джамаат» также не все довольны отстраненностью организации от политики, в результате чего образовалось по крайней мере одно воинственное ответвление — «Джихад биль Саиф» (джихад с помощью меча) со штаб-квартирой в Таксиле (Пакистан).

В Пакистане активным членом «Таблиги Джамаат» был бывший руководитель Межведомственной разведки страны (Inter-Services Intelligence, ISI) генерал-лейтенант Насир, строивший планы по возрождению ислама в Чечне и Дагестане через деятельность «Таблиги Джамаат». Во время его руководства Межведомственной разведкой большое количество пакистанских, саудовских и иорданских членов «Таблиги Джамаат» были посланы для распространения проповедей в Чечню и Дагестан, а религиозные деятели республик активно вывозились на обучение в Пакистан. В 1995 г., по утверждениям Аркадия Вольского, выступавшего посредником на переговорах с террористами Шамиля Басаева при взятии заложников в Буденновске, Басаев скрылся именно в Пакистане. Еще одним террористом, проходившим подготовку в Пакистане, был Салман Радуев (Raman, www.southasiaanalysis.org).

19 января 2008 г. испанская полиция организовала ряд рейдов на дома, мечети и молельные помещения в Барселоне, в результате которых были захвачены материалы для изготовления самодельных взрывных устройств и арестованы 14 человек. Власти тогда заявили, что арестованные были членами «Таблиги Джамаат». Люди, ответственные за серию взрывов в Лондоне 7 июля 2005 г. (Мохаммед Сиддик Хан и Шахзада Танвер), также в прошлом были активными членам движения. Однако в 2001 г., разочаровавшись в аполитичном «Табли-ги Джамаат», они стали посещать джихадистскую мечеть в пригороде Лондона и вскоре уехали на военную подготовку в Пакистан (Burton, Stewart, www.stratfor. com).

Есть также свидетельства того, что «Таблиги Джамаат» помогает террористам, растворяя их в своей массе и позволяя уйти от внимания правоохранительных органов. Марокканские власти обвиняли движение в том, что радикалы из «Аль-Салафия аль-Джихадия» в распространяемых ими листовках призывали сторонников присоединяться к исламским легальным организациям, таким как «Таблиги Джамаат», с целью скрыться и в то же время влиять на их политику (Alexiev, www.meforum.org).

Таким образом, можно утверждать, что проповеди «Таблиги Джамаат» возбуждают излишний интерес к религии среди мусульман, но при этом не предлагают ответы на многие серьезные вопросы, оставляя их открытыми. Говоря о приниженном положении мусульман во многих странах, проповедники в то же время призывают не вмешиваться в политику. У многих активных и амби-

циозных молодых людей возникает закономерный вопрос: как можно улучшить положение мусульман в мире одними проповедями, если те же проповедники говорят об уничтожении мусульман и притеснении исламской веры западными странами? Не намеренно ли «Таблиги Джамаат» своими проповедями наводит молодых людей на мысли о джихаде, тем самым готовя почву для их вербовки террористами?

«ТАБЛИГИ ДЖАМААТ» В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Первые проповедники «Таблиги Джамаат» появились в центрально-азиатском регионе еще в 1960-1970 гг в результате действия программ студенческого обмена СССР с Индией. Небольшое число студентов из Индии приезжало учиться в советскую Центральную Азию и привозило с собой литературу движения. Однако влияние такого малого числа проповедников на религиозную ситуацию было незначительным. Расцвет деятельности движения в Центральной Азии пришелся на период распада СССР и образования независимых государств. Поначалу движение пользовалось благосклонным отношением властей благодаря своей аполитичности и мирному характеру проповеди. Многие власти предержащие считали, что дезориентированную молодежь нужно занять хоть какой-то идеей и мирная проповедь ислама из уст проповедников «Таблиги Джамаат» способна отвлечь молодых людей от дурных идей.

Если брать распространение движения по странам Центральной Азии, то, например, в Туркменистане благодаря политике властей «Таблиги Джамаат» закрепиться не смог. Наиболее активную деятельность проповедники организации развернули в Узбекистане, в особенности в Ферганской долине. Но в 2004 г. власти Республики, озабоченные масштабами распространения идей движения, запретили его деятельность на своей территории. С тех пор движение работает на территории Узбекистана лишь нелегально. В Таджикистане движение в 2009 г. было запрещено, несмотря на уникальную ситуацию с исламом в стране, когда в Республике до августа 2015 г. легально действовала Партия исламского возрождения Таджикистана. В Казахстане власти не регистрируют «Таблиги Джамаат» официально, но и запрета также нет. Отношения с властями довольно сложные, так как периодически проходят аресты проповедников движения.

Лишь в Кыргызстане «Таблиги Джамаат» имеет полностью легальный статус и власти не препятствуют его деятельности. В августе 2010 г. один из известных деятелей движения Максат Токтомушев был назначен муфтием большой мечети Бишкека, став тем самым вторым по влиянию религиозным деятелем Республики после верховного муфтия. Он же в марте 2014 г. стал верховным муфтием Кыргызстана после скандальной отставки главы Духовного управления мусульман Эгембердиева, обвиненного в неподобающем мусульманину поведении. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что представитель «Таблиги Джамаат» находится во главе всей мусульманской общины Кыргызстана.

Сегодня «Таблиги Джамаат» — самая многочисленная исламская организация в Республике. Поначалу миссионерами были лишь иностранцы из Индии,

Пакистана, Шри-Ланки, проповедовавшие с помощью переводчика, однако довольно быстро движение приобрело местных сторонников, и дела пошли в гору. На начальном этапе таблиговцы в первую очередь обращали внимание на бедноту и молодежь из неблагополучных районов Республики, предлагая им смысл существования и новые идейные ориентиры. Республиканские власти не препятствовали деятельности движения, так как экономическая и политическая ситуация в государстве не позволяла им предложить молодежи работу или дееспособную государственную идеологию, способную отвлечь молодых людей от радикальных исламских идей. Но со временем в ряды движения пришли и студенты, и их преподаватели, и предприниматели. На данный момент в Республике нет ни одного селения, где не было бы последователей «Таблиги Джамаат».

В Кыргызстане, как и в других республиках Центральной Азии, движение культивирует образ аполитичной организации, стараясь не возбуждать подозрений среди органов власти. В интервью один из лидеров движения в Республике на вопрос о политических аспектах деятельности «Таблиги Джамаат» отвечал следующим образом: «Политика разделяет мусульманское общество и является источником споров, поэтому "Таблиги Джамаат" традиционно избегает политики. Кроме того, мы избегаем также и некоторых религиозных споров, например о различиях между мазхабами в исламе и между шиитами и суннитами. Нашей задачей является привлечение людей в веру и стимулирование выполнения ими всех предписаний ислама» (Ба!о1, 2012, р. 66).

Удобным в целях деятельности движения является также то, что оно не имеет никакого имущества и легального статуса, а значит, к нему не могут выдвигаться требования о регистрации в качестве религиозной организации. Фактически это движение последователей, желающих подвигнуть других мусульман практиковать ислам и следовать его канонам. Они собираются в мечетях и устраивают дебаты по религиозным вопросам. Люди, вышедшие на даават (проповедь), всегда останавливаются на постой в местных мечетях.

Чтение Корана, а также религиозной литературы, например книги Мохамма-да Ильяса Кандахляви «Фазаил Амал» («Добродетельные поступки»), используется для побуждения людей к дискуссиям о моральных основах ислама. Члены «Таблиги Джамаат» редко хорошо образованны, зачастую они сами используют выход на даават как способ повысить уровень собственных знаний.

Основа деятельности «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане — даават, т. е. проповедь. В движении имеются четкие правила выхода на даават и организации проповеди. Кыргызстан, например, разделен на 16 хальков (территорий), и из центра каждого халька таблиговцы отправляются на проповедь по вверенной территории. Активисты собираются в главной мечети халька и проводят совет относительно практических вопросов предстоящей миссии. Голосованием таблиговцы выбирают из своих рядов амира — руководителя на период конкретной миссии. Также на совете таблиговцы выбирают так называемого оратора, который будет на протяжении всей миссии произносить проповедь на самые разные темы.

На республиканском уровне ежемесячно проводится меджлис, в котором может участвовать большое количество таблиговцев. На меджлисе решается, какому хальку следует уделить большее внимание в данный момент.

Власти не препятствуют деятельности движения из практических соображений, но пытаются контролировать деятельность «Таблиги Джамаат», для чего открыли в рамках Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) отдел даавата, занимающийся организацией и контролем деятельности групп таблиговцев. С 16 февраля 2003 г. Совет улемов мусульман Кыргызстана специальной фетвой постановил, что даават может проводиться лишь с разрешения ДУМК. В ДУМК с 2009 г. действует специальное Положение об отделе даават — сборник правил по ведению проповеднической деятельности.

Перед выходом на проповедь каждая группа таблиговцев обязана известить отдел даавата о маршруте передвижения, цели миссии, дать детальную информацию об участниках группы, бюджете и предоставить список мечетей, которые группа намерена посетить на своем пути. Отдел даавата выдает письменное разрешение, причем проповедническая деятельность должна осуществляться под полным контролем имамов официальных мечетей.

Однако остается вопрос: в состоянии ли имамы официальных мечетей осуществлять полноценный теологический контроль за деятельностью таблиговцев, когда только 20 % имамов Республики имеют базовое религиозное образование, полученное в медресе и институте? А если имам и обучался когда-то в медресе, то и здесь ситуация не вселяет оптимизм. В Кыргызстане 81 исламское учебное заведение, но ни одно из них не имеет государственной аттестации и утвержденной программы обучения. В медресе и институтах за фундаментальное религиозное образование зачастую выдается заучивание сур Корана (Концепция государственной политики..., www.religion.gov.kg).

Таблиговец, собирающийся участвовать в долгосрочной миссии, должен среди прочего предоставить в отдел даавата:

1) специальную справку, подписанную женой или другим членом семьи, где семья подтверждает наличие средств к существованию в отсутствие кормильца;

2) справку от главного имама района о наличии у него религиозного образования;

3) справку из милиции;

4) личные документы.

Также таблиговец берет на себя обязательство не носить иностранную одежду, что в случае с движением важно, так как таблиговцы предпочитают носить чуждые киргизам пакистанские свободные платья и бороды (Мурзахалилов, Арынов, 2010, с. 188-189).

Власти Кыргызстана пытались объявить «Таблиги Джамаат» экстремистской организацией; например, 3 февраля 2009 г. в Первомайский районный суд г. Бишкека поступило заявление Генеральной прокуратуры Кыргызстана о признании движения экстремистским, но позднее оно было отозвано для более детального изучения ситуации.

Колебания властей по поводу того, считать ли «Таблиги Джамаат» опасной организацией и запрещать ли ее, ярко отражает анализ принимаемых в Республике документов.

7 февраля 2014 г. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О реализации решения Совета обороны Кыргызской Республики о го_ 161

ПОЛИТЭКС. 2015. Том 11, № 1

сударственной политике в религиозной сфере», который, казалось бы, стал символом изменившегося отношения властей к противодействию религиозному экстремизму. В Указе открыто говорится об ошибочности сложившейся в первые годы независимости практики дистанцирования государственных органов от регулирования процессов в религиозной сфере. Президент четко отметил, что позиция невмешательства государства в религиозной сфере была ошибочной стратегией. Особо отмечено, что отдельные имамы на местах поддерживают идеи религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир» и деятельность членов организации «Таблиги Джамаат». Таким образом, та-блиговцы впервые упоминаются на столь высоком уровне наряду с запрещенной «Хизб ут-Тахрир». Президент в своем указе дал поручение разработать новую Концепцию государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2014-2020 гг., а конкретно поручил Министерству внутренних дел проанализировать деятельность «Таблиги Джамаат» и принять решение о целесообразности деятельности движения (Указ «О реализации решения»., www.president.kg).

Однако 14 ноября 2014 г. Президент Кыргызстана подписывает следующий Указ № 203 и утверждает Концепцию государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 гг., в которой отмечается, что в Республике зарегистрированы 68 исламских фондов из Турции, Пакистана, Ирана, арабских стран, ведущих деятельность в сфере религии. Среди проблемных мест названы прозелитизм, информационная безопасность, организация хаджа и религиозный экстремизм. Концепция запрещает использование методов недопустимого прозелитизма. В списке запрещенных в Республике радикальных движений и организаций «Таблиги Джамаат» отсутствует и ни разу в Концепции не упоминается (Концепция государственной политики., www.religion.gov.kg).

Итог колебаниям и сомнениям государственных органов подвели в Государственном комитете по делам религий в 2015 г., выпустив методическое пособие «Государственная политика в религиозной сфере и основные религиозные течения в Кыргызстане». В данном пособии среди положительных черт «Таблиги Джамаат» отмечен пацифистский характер его деятельности и реабилитационная миссия в отношении асоциальных личностей (бывших заключенных и алкоголиков). Авторы пособия делают вывод о том, что лишь по неграмотности и ради личных амбиций некоторые последователи движения переходят на сторону исламистов, а запрет движения в соседних странах политически мотивирован. В пособии четко указано, что движение не представляет опасности для Республики (Чотаев и др., 2015, с. 35).

Как следует из приведенных документов, даже в течение одного года отношение властей к «Таблиги Джамаат» претерпевает значительные изменения.

Если говорить о мнении экспертного сообщества Республики, то оно не в пользу «Таблиги Джамаат». Например, бывший заместитель руководителя Государственного комитета Кыргызстана по делам религий Канатбек Мурзахали-лов считает, что хотя на данном этапе деятельность движения и не представляет опасности для республики, но в дальнейшем при попустительстве его деятельности может стать питательной почвой для формирования фанатичного отноше-

ния к исламу в среде необразованной части населения Кыргызстана, в особенности молодежи и женщин (Мурзахалилов, Арынов, 2010, с. 188-189).

Сегодня уже действующие государственные чиновники заявляют о том, что под именем «Таблиги Джамаат» работают радикалы. Глава Государственной комиссии по делам религий Кыргызстана Орозбек Молдалиев говорит о том, что в столице Республики прикрываются именем «Таблиги Джамаат» и активно работают радикальные исламисты, вербуя в свои ряды мусульман. Очевидно, что позитивное отношение властей Кыргызстана к движению способствует тому, что на него обратили внимание радикальные организации и используют название «Таблиги Джамаат» в качестве ширмы для прикрытия своей деятельности (Молдалиев, www.kabar.kg).

О размахе, который движение приобретает в Республике, говорят цифры. Точной численности движения «Таблиги Джамаат» не знает никто, так как оно формально не имеет членства и не ведет учета последователей, однако некоторые данные все же имеются. По данным ДУМК, в 2011 г. на даават вышло 6270 чел. по всей Республике, а в 2012 г. таблиговцев было уже 9313 чел. Что касается столицы, то в мае 2012 г. из Бишкека в регионы на миссионерскую работу отправились 243 чел., но уже к маю 2013 г. их число выросло до 1325 чел. Эти цифры наглядно демонстрируют быстрый рост числа приверженцев «Таблиги Джамаат» в Республике (Вейцель, www.islamsng.com).

Почему же власти упорно не препятствуют деятельности «Таблиги Джамаат» на территории Кыргызстана? Полагаем, что государственные органы Кыргызстана осознают опасность, исходящую в перспективе от таблиговцев и их деятельности по исламизации населения Республики, но опасаются, что они не в силах будут справиться с движением, которое в случае запрета уйдет в подполье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что если на деятельность «Таблиги Джамаат» будет наложен законодательный запрет, то работа его не остановится, а лишь полностью уйдет из сферы контроля государства. На данный момент власти пытаются упорядочить процесс даавата посредством структур ДУМК, но исследователи не отмечают успехов на этом поприще. Процесс выхода на даават формализован и требует разрешения властей, но многие проповедники игнорируют правила и осуществляют миссионерскую деятельность вне контроля государственных органов. В ситуации, когда конкретных штрафных и карательных санкций за это не предусмотрено и правоохранительные органы не идут на конфликт с многочисленным движением, сложившаяся ситуация была вполне предсказуема. Именно с помощью «Таблиги Джамаат» в Республике полным ходом идет исла-мизация населения, в советские годы не отличавшегося ревностным отношением к религии.

Сегодня власти Кыргызстана используют «Таблиги Джамаат» в качестве громоотвода, полагая, что в ситуации экономического кризиса и безработицы, слабости органов охраны правопорядка и всей государственной системы в целом, а также при отсутствии внятной государственной идеологии данное движение способно отвлечь народ от насущных проблем и недовольства властью, направить его энергию в религиозное русло. В краткосрочной перспективе подобная

тактика может быть успешной. Молодежь и социально незащищенные слои населения уйдут с головой в религию и не будут выходить на демонстрации с требованием смены власти, не способной обеспечить им и их детям достойное существование. Однако по мере более глубокого изучения ислама они узнают о «праведных халифах», «справедливом распределении социальных благ», «правителях, имеющих теплые отношения с неверными в лице Запада», «угнетении мусульман в мире» и иные истины радикалов. Наивно полагать, что население Кыргызстана в религиозном познании навсегда останется на уровне недоучек-таблиговцев, не имеющих религиозного образования и преподающих азы ислама вроде правил намаза. Постепенно у народа возникнет потребность в ответе на возникающие вопросы, в том числе бытовые и социальные, а искать ответы народ будет в религии. Тогда и настанет очередь радикалов, которые объяснят народу, кто виноват в его бедах и что нужно делать. В связи с этим попустительство ползучей исламизации населения в долгосрочной перспективе способно стать серьезным дестабилизирующим фактором развития Республики. Ссылки на слабость правоохранительных органов и опасения перед столкновениями с ушедшими в подполье таблиговцами также несостоятельны. Если государство не способно контролировать движение сегодня, то как оно справится с ним завтра, когда значительная часть населения Республики будет ассоциировать себя с «Таблиги Джамаат»?

Государственные органы Кыргызстана должны выработать последовательную политику в отношении «Таблиги Джамаат», а не менять отношение к движению по несколько раз в течение года. При этом речь не идет о запрете как единственно возможном выходе из ситуации. Как известно, запрещенные движения действительно сложно контролировать, для этого требуются сильные правоохранительные органы и авторитет государства. Кыргызстан же сегодня — одно из самых неустойчивых государств Центральной Азии. К тому же запрещенные организации зачастую примеряют на себя роль мученика в борьбе за ислам и тем самым привлекают на свою сторону большое количество религиозных мусульман.

На данном этапе эффективно было бы повысить роль традиционного Духовного управления мусульман Кыргызстана, отстранившегося от борьбы с чуждыми идеями. В Республике 2362 мечети в структуре ДУМК, которые могли бы взять на себя задачу религиозного просвещения населения. Однако на данный момент задачу имамов взяло на себя движение «Таблиги Джамаат». Чем же тогда занято ДУМК? Складывается ощущение, что официальные имамы признали свою слабость и переложили свои функции на иностранное движение или же, с учетом масштабов проникновения «Таблиги Джамаат» в массы киргизов и религиозные структуры, сами стали частью этого движения. В этом смысле не вызывает удивления факт поддержки высшими религиозными деятелями Кыргызстана деятельности «Таблиги Джамаат». 5 марта 2013 г., выступая на парламентских слушаниях, на тот момент муфтий Кыргызстана Рахматулло ажы Эгембердиев заявил, что движение «Таблиги Джамаат» не представляет угрозы для киргизского общества (Темир, www.vb.kg). Не следует ожидать критики «Таблиги Джамаат» и от действующего верховного муфтия Республики Максата

Токтомушева, который сам до недавних пор был активным участником движения.

Кыргызстан не может больше ссылаться на светский характер государства и отстраняться от контроля за традиционными органами управления мусульманской общиной страны. Сфера религии в ситуации роста террористической угрозы в мире требует пристального внимания государства. Как можно мириться с тем фактом, что лишь 20 % имамов Республики имеют образование, полученное в медресе либо институте? Остальные стали имамами на краткосрочных курсах и не обладают глубокими знаниями. Как известно, способность обоснованно противостоять в религиозных спорах радикальным проповедникам может отвратить от радикалов значительное количество населения, ищущего ответы на сложные вопросы в религии. Кыргызстану следует оказывать государственную поддержку традиционным религиозным институтам. Как известно, если государство не кормит свою армию, то кормить ее начинают враги. А традиционный ислам в данном случае играет роль армии как инструмента по сохранению государства.

Правоохранительные органы также должны получить четкий и внятный сигнал по поводу необходимости жесткого контроля за деятельностью «Таблиги Джамаат». Если государство опасается запрещать движение, то контролировать его оно имеет полное право. Постоянное изменение позиции властей по отношению к движению дезориентирует контролирующие органы, а этим всегда и пользуются подобные, казалось бы, аполитичные движения вроде «Таблиги Джамаат».

Наивно полагать, что в случае успешного распространения движения среди киргизов не встанет вопрос о необходимости внедрения, например, шариата как части правовой системы страны. В дальнейшем требования исламизиро-ванного населения будут расти как снежный ком. «Таблиги Джамаат» в данный момент конкретной опасности не представляет, но очевидно, что в стратегическом плане его деятельность направлена на формирование исламского, а не светского государства. Если власти Кыргызстана желают сохранить светский характер государства, то настало время предпринять усилия в этом направлении. Иначе может оказаться поздно. Россия как союзник Кыргызстана должна также обратить пристальное внимание на ситуацию с исламизацией страны и оказать содействие слабым правоохранительным органам Республики как в плане передачи опыта, так и в финансовом отношении. Позиция, которую избрали нынешние власти Республики, может в будущем привести к потере очередного союзника нашей страны на постсоветском пространстве. Заигрывания с чуждыми Республике иностранными движениями могут привести к тому, что в ситуации возможного противостояния с Талибаном или ИГИЛ значительная часть исламизированного населения Республики может поддаться на проповеди радикалов и встать не на ту сторону в борьбе с терроризмом. Время уходит, пора действовать.

Литература

Вейцель Р. Правда и вымыслы о «Джамаат Таблиг» на примере Кыргызстана // Ислам в СНГ. 2014. 22 янв. www.islamsng.com/kgz/analytics/7471 (дата доступа: 01.07.2015) (Veytsel R. Truth and Fiction about Talighi Jamaat with an Example of Kyrgyzstan // Islam in the CIS. 2014. 22 January. www.islamsng.com/kgz/analytics/7471 (date of access: 01.07.2015)).

Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими // www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата доступа: 01.07.2015) (United Federal List of Organizations, Including Foreign and International, that are Designated as Terroristic According to the Russian Legislation // www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (date of access: 01.07.2015)).

Комиссина И. Н. Движение Таблиги Джамаат: теория и практика радикализма // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 1(6). С. 45-65 (Komissina I. N. Tablighi Jamaat Movement: Theory and Practice of Radicalism // National Strategy Issues. 2011. N 1(6). P. 45-65).

Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы // Правительство Кыргызской Республики. www.gov.kg/?p=45807&lang=ru (дата доступа: 01.07.2015) (The Kyrgyzstan's State Religious Policy Concept for 2014-2020 // Government of the Kyrgyz Republic. www.gov.kg/?p=45807&lang=ru (date of access: 01.07.2015)).

Молдалиев О. В Бишкеке, прикрываясь движением «Таблиги Джамаат», свою пропаганду ведут религиозные радикалы // Кыргызское национальное информационное агентство «Ка-бар». 2015. 15 янв. www.kabar.kg/rus/society/full/88916 (дата доступа: 03.07.2015) (Moldaliyev О. Religious Radicals are Distributing their Propaganda in Bishkek under Cover of the Name of Tablighi Jamaat // Kyrgyzstan's national news-agency "Kabar". 2015. 15 January. www.kabar.kg/rus/society/ full/88916 (date of access: 03.07.2015)).

Мурзахалилов К., Арынов М. Движение Таблиги Джамаат в Кыргызстане: особенности деятельности и возможные последствия для развития религиозной ситуации в республике // Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 13, № 3. С. 185-192 (Murzahalilov K., Arinov M. Tablighi Jamaat Movement in Kyrgyzstan: Characteristics of Activities and Possible Consequences for Religious Affairs' Development in the Republic // Central Asia and the Caucasus. 2010. Vol. 13, N 3. P. 185-192).

Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» // http:// minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret (дата доступа: 03.07.2015) (List of NGO's, for which there is a Valid Court Ruling about their Liquidation or a Ban on Activities According to the Federal Law "On Counteraction Against Extremist Activities" // http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret (date of access: 03.07.2015)).

Темир Э. Муфтий Кыргызстана отвел подозрения от движения «Таблиги Джамаат» // Вечерний Бишкек. 2013. 5 марта. www.vb.kg/doc/219086_myftiy_kyrgyzstana_otvel_podozreniia_ ot_dvijeniia_tabligi_djamaat.html (дата доступа: 03.07.2015) (Temir E. Kyrgyzstan's Mufti Diverted Suspicion away from "Tablighi Jamaat" Movement // Evening Bishkek. 2013. 5 march. www.vb.kg/ doc/219086_myftiy_kyrgyzstana_otvel_podozreniia_ot_dvijeniia_tabligi_djamaat.html (date of access: 03.07.2015)).

Указ «О реализации решения Совета обороны Кыргызской Республики о государственной политике в религиозной сфере» // Президент Кыргызской Республики. 2014. 7 февр. www. president.kg/ru/news/ukazy/3468_podpisan_ukaz_o_realizatsii_resheniya_soveta_oboronyi_kyir-gyizskoy_respubliki_o_gosudarstvennoy_politike_v_religioznoy_sfere (дата доступа: 03.07.2015) (President's Order on the Implementation of the Kyrgyz Republic's Defence Council's Solution on Religious Policies of the State // President of the Kyrgyz Republic. 2014. 7 February // www.presi-dent.kg/ru/news/ukazy/3468_podpisan_ukaz_o_realizatsii_resheniya_soveta_oboronyi_kyirgyizs-koy_respubliki_o_gosudarstvennoy_politike_v_religioznoy_sfere (date of access: 03.07.2015)).

Чотаев З. Д., Турсунбеков З. А., Жумакунов Э. М., Сманова Н. Т., Гайббаева А. Т. Государственная политика в религиозной сфере и основные религиозные течения в Кыргызстане: методическое пособие. Бишкек: ГКДР КР, 2015. 90 с. (Chotayev Z. D., Tursunbekov Z. A., Zhu-

ПОЛИТЭКС. 2015. Том 11, № 1

makunov E. M., Smanova N. T., Gaybbayeva A. T. State Religious Policy and main Religious Groups in Kyrgyzstan: Workbook. Bishkek: GKDR KR, 2015. 90 p.).

Ahmed M. Islamic Fundamentalism in South Asia: The Jamaat-i-Islami and the Tablighi Jamaat of South Asia // Fundamentalisms Observed / eds M. E. Marty, R. S. Appleby. Chicago, IL: Chicago University Press, 1991. P. 510-524.

Aims, Principles, Methods, Expected Benefits and Guidance for Tablighi Jamaat and Dawah Worker by Maulana Yusuf R. A. // http://tablighijamaat.org/index.php/aims-principles-methods-expected-benefits-and-guidance-for-tablighi-jamaat-and-dawah-worker-by-maulana-yusuf-r-a/ comment-28 (date of access: 05.07.2015).

AlexievA. Tablighi Jamaat: Jihad's Stealthy Legions // Middle East Quarterly. 2005. Vol. 12, N 1. www.meforum.org/686/tablighi-jamaat-jihads-stealthy-legions (date of access: 05.07.2015).

Balci B. The Rise of the Jama'at al Tabligh in Kyrgyzstan: the Revival of Islamic Ties between the Indian Subcontinent and Central Asia? // Central Asian Survey. 2012. Vol. 31. Issue 1. P. 61-76.

Burki S. K. The Tablighi Jama'at: Proselytizing Missionaries or Trojan Horse? // Journal of Applied Security Research. 2013. Vol. 8, issue 1. P. 98-117.

Burton F., Stewart S. Tablighi Jamaat: An Indirect Line to Terrorism // STRATFOR: Global Intelligence. 2008. 23 January. www.stratfor.com/weekly/tablighi_jamaat_indirect_line_terrorism (date of access: 05.07.2015).

ButtR. Tablighi Jamaat Mosque Accused of Encouraging Muslim Isolationism // Guardian. 2011. 18 February. www.guardian.co.uk/world/2011/feb/18/tablighi-jamaat-mosque-row (date of access: 05.07.2015).

Fatwa of Shaykh 'Abdul-'Azeez ibn Baaz Regarding the Jamaa'ah at-Tableegh // http://ummuab-dulazeez.com/deviated-sects/matrudiyyah/jamaaat-ut-tabligh/fatwa-of-shaykh-abdul-azeez-ibn-baaz-regarding-the-jamaaah-at-tableegh (date of access: 07.07.2015).

Fuller G. The Future of Political Islam // Foreign Affairs. March/April 2002 Issue. www.foreignaf-fairs.com/articles/2002-03-01/future-political-islam (date of access: 07.07.2015).

Gaborieau M. Transnational Islamic Movements: Tablighi Jama'at in Politics? // ISIM Newsletter 3, July. 1999. Leiden: ISIM, 1999.

Gaborieau M. South Asian Muslim Diasporas and Transnational Movements: TablTghT Jama'at and Jama'at-I IslamT // South African Historical Journal. 2009. Vol. 61, issue 1. P. 8-20.

Last Speech of Hadhrat Maulana Yusof sahib Kandhalvi // http://tablighijamaat.org/index.php/ last-speech-of-hadhrat-maulana-yusof-sahib-kandhalvi (date of access: 07.07.2015).

Liebl V. The Caliphate // Middle Eastern Studies. 2009. Vol. 45, issue 3. P. 373-391.

Message for Muslims in the West // http://tablighijamaat.org/index.php/message-for-muslims-in-the-west (date of access: 07.07.2015).

Raman B. Dagestan: Focus on Pakistan's Tablighi Jamaat // South Asia Analysis Group. 1999. 15 September. www.southasiaanalysis.org/paper80 (date of access: 07.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.