РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
ДВИЖЕНИЕ «ТАБЛИГИ ДЖАМААТ» В КЫРГЫЗСТАНЕ: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ
Канатбек МУРЗАХАЛИЛОВ
заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики (Бишкек, Кыргызстан)
Миражиддин АРЫНОВ
магистр политологии (Бишкек, Кыргызстан)
Введение
Вскоре после обретения страной независимости в Кыргызстане появились бородатые, одетые в пакистанские одежды мужчины, призывающие людей к соблюдению правил и устоев, основанных на примере жизни Пророка Мухаммеда. Это члены религиозного движения «Таб-
лиги Джамаат», распространившегося в республике с начала 1990-х годов.
Со временем «Таблиги Джамаат» стала самой многочисленной из всех существующих в республике исламских организаций и групп, как местных, так и иностранных. Религиозная пропаганда первоначально ве-
лась на севере Кыргызстана, считающемся менее религиозным по сравнению с южной частью страны1. Постепенно деятельность организации распространилась и на юг республики; фактически последователи «Таблиги Джамаат» начали активно «работать» во всех районах Кыргызстана.
Первыми проповедниками были исключительно иностранцы, прибывшие из Шри-Ланки, Пакистана и Индии2. Главной целью миссионеров было ознакомление широких слоев местного населения с основами ислама; их сопровождали местные переводчики, так как проповеди велись исключительно на английском и арабском языках.
Пакистанские миссионеры считают, что в настоящее время Кыргызская Республика (КР) является регионом, наиболее благоприятным для религиозного проникновения, так как впоследствии она может стать плацдармом для распространения ислама (в том числе и его экстремистских направлений) в Центральной Азии (ЦА)3.
По имеющимся данным, в исламских религиозных учебных заведениях и цент-
1 См.: Ротарь И. Странники в ночи. Пакистанский ислам в Центральной Азии: миссионерство или подрывная деятельность? // НГ-Религии, 20 февраля 2008 [http://religion.ng.ru/problems/2008-02-20/ 6_stranniki.html].
2 Интервью с Р. Эратовым, руководителем отдела «Даават» Духовного управления мусульман Кыргызстана, 15 июня 2009 года.
3 См.: Самарцева Н. Ширма для экстремистов,
или Что скрывается за благими целями «Таблиги Джамаат» по оздоровлению мусульманского общества // ResPublica, 18 июня 2006.
рах Пакистана обучаются более 50 граждан КР4. Однако эти данные далеко не полны: иногда желающие получить религиозное образование отправляются за рубеж по туристическим визам и частным приглашениям без ведома Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) и государственных органов.
Как показывает практика, активизация «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане во многом связана именно с деятельностью выпускников религиозных учебных заведений и центров Пакистана и Индии. Наиболее известными центрами «Таблиги Джамаат» являются медресе в городах Райвинд и Лахор, и зачастую учащиеся из Кыргызстана после обучения возвращаются домой не только с приобретенными знаниями в области мусульманского богословия, но и с «багажом» религиозных убеждений и учений, противоречащих местному менталитету и традициям, прежде всего, исторически сложившемуся хана-фитскому мазхабу.
В течение короткого времени ряды «таблиговцев» пополнились представителями местного населения, проповедующими на русском и кыргызском языках. На сегодняшний день в число местных проповедников входят не только последователи «Таблиги Джамаат», прошедшие обучение за рубежом, но и люди, которые вообще нигде не учились.
4 См.: Мамаюсупов О., Мурзахалилов К., Ма-маталиев К. Краткий анализ религиозных систем в Кыргызстане. Б.: 2006. 172 с.
Состав движения «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане
В настоящее время контингент сторонников «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане достаточно обширен и разнообразен: среди них и люди, занятые физическим трудом или торговлей, и студенты и преподаватели вузов, и бизнесмены, и известные артисты, и даже госслужащие. Некоторые посвящают этому движению значительную часть своего времени, регулярно выезжая в различные районы КР для проведения даавата.
Большую часть последователей «Таблиги Джамаат» составляют этнические кыргы-зы; представители других национальностей встречаются среди них крайне редко.
Можно предположить, что зарубежные «таблиговцы» избрали кыргызов главным объектом своей проповеди потому, что в целом они менее религиозны, чем представители других народов, населяющих республику (узбеки, дунгане, уйгуры, даргинцы, татары).
География участников движения также обширна: в Кыргызстане нет практически ни одного населенного пункта, включая малые села, где последователи «Таблиги Джамаат» не занимались бы миссионерской деятельностью.
Возраст участников движения колеблется от 16 до 70 лет, но основной его контингент составляют лица от 19 до 45 лет; общее число последователей движения определить невозможно.
По мнению К. Маликова5, в Кыргызстане существует около 80 джамаатов (групп мусульман), деятельность которых направлена на распространение и укрепление мусульманской веры.
Казы мусульман Ошской области С. Калыков считает, что на сегодняшний день членами «Таблиги Джамаат» являются около 10 тыс. граждан Кыргызстана; он утверждает, что в принципе не видит в их деятельности ничего плохого6.
Министр образования КР К. Осмоналиев не согласен ни с одним из этих утверждений: ни о численности движения, ни о его «безвредности». «Поскольку они ведут работу, так сказать, в режиме «партизанской войны», о какой статистике может идти речь? Прикрываясь просветительской деятельностью, «Таблиги Джамаат» ведет очень опасную игру»7.
По данным других экспертов, в республике насчитывается около 2 000 дааватистов и более 50 кудама (в переводе с арабского языка — передовики). Сан кудама присваивается тем последователям «Таблиги Джамаат», которые регулярно совершают проповедническую миссию (от 40 дней до 4 месяцев).
Результаты наших исследований8 позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день мусульманское духовенство и активистов страны условно можно разделить на 6 групп:
1) выпускники университета «Аль-Азхар» (Египет);
2) участники «Таблиги Джамаат», прошедшие обучение в Пакистане;
3) последователи отдельных имамов и религиозных авторитетов (они не примыкают ни к одной группе);
4) выпускники медресе «Аль-Бухари» (Бухара);
5) лица, получившие теологическое образование в советский период; они являются приверженцами так называемой «саудовской модели» мусульманской общины;
6) выпускники единственного в стране теологического факультета, патронируемого турецким религиозным фондом «Дианет Вакфы» (т.н. «турецкая модель»).
5 См.: Маликов К. Не исключаю, что во властных структурах Кыргызстана есть деструктивные элементы, которым выгодно раскачивание религиозной лодки // Бишкек — ИА «24^», 14 марта 2009 [www.24.kg/ community/2009/03/14/109065.htm].
6 См.: Ротарь И. Указ. соч.
7 Ким С. Локомотивом движения «Таблиги джамаат» является молодежь Кыргызстана // Бишкек — ИА «24^», 3 апреля 2009 [http://www.24.kg/community/2009/04/03/110935.html].
8 См.: Мурзахалилов К. Ислам в Кыргызстане: становление и перспективы развития. В кн.: Материалы круглого стола «Секуляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет?». Алматы, 2008. С. 179—199.
Согласно выводам сотрудников Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-российском славянском университете, движение «Таблиги Джамаат» имеет четкую организационную структуру и программу действий; для обсуждения вопросов эффективного распространения ислама существуют специальные советы республиканского, областного и районного уровней. В их состав может входить любой гражданин, независимо от возраста, религиозного образования, социального и экономического положения, обладающий опытом и стажем проведения даавата.
Республиканский совет ежемесячно собирается в мечетях Бишкека или г. Кара-Бал-ты; в его работе принимают участие делегаты из различных областей республики, причем любой священнослужитель или рядовой мусульманин могут высказывать свое мнение. На заседания советов зачастую приглашаются представители местного самоуправления или правоохранительных органов9.
Основные направления деятельности
В настоящее время основой деятельности «Таблиги Джамаат» является даават — проповедь, призванная избавить людей от всего «плохого» и приблизить их к «хорошему». Под словами «плохое» и «хорошее» понимаются действия человека, которые либо выходят за рамки предписаний Аллаха и Сунны Пророка, либо соответствуют им. Но проповедническая миссия — лишь одна из составляющих движения.
Даават рекомендуется проводить, начиная с малых сроков. Как правило, в течение полугода или года 5—10 раз совершаются трехдневные дааваты, а затем этот срок продлевается до 40 дней, и далее — до 4-х месяцев. Необходимо отметить, что с 16 февраля 2003 года специальной фетвой Совета улемов мусульман Кыргызстана даават начал осуществляться только с разрешения ДУМК и его структурных подразделений.
В связи с тем, что процесс даавата начал приобретать неконтролируемый характер, вызывая недовольство населения, 10 февраля 2009 года ДУМК разработало и утвердило специальное «Положение об отделе Даават», в котором установило определенные требования к лицам, совершающим даават, а также свод правил, которых они обязаны придерживаться.
Согласно «Положению об отделе Даават» лица, осуществляющие даават, обязаны обратиться в ДУМК за письменным разрешением, а проповедническую деятельность они должны осуществлять под непосредственным контролем казыятов и главных имам-хати-бов районов и городов.
Согласно вышеуказанному положению, лица, намеренные осуществлять даават, обязаны:
■ получить от главного имам-хатиба района (города), в котором они проживают, официальное подтверждение о наличии религиозного образования;
■ иметь справку от органов внутренних дел;
■ получить согласие своих родителей (или членов семьи) на осуществление даа-вата;
9 «Даават» — призыв к исламу. Станет ли он противодействием религиозному экстремизму? // Институт стратегического анализа и прогноза КРСУ [http://www.easttime.ru/analitic/ 1/1/ 78. html].
■ иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
■ не носить иностранную одежду и иметь аккуратный внешний вид.
В положении также затрагивается вопрос о численности лиц, намеренных совершать даават.
Согласно документу ДУМК не несет ответственности за деятельность самовольно сформированных групп, не придерживающихся установленных правил.
Однако положение не работает в полную силу, так как все еще имеют место факты хаотичного и беспорядочного осуществления даавата без каких-либо разрешительных и удостоверяющих личность документов.
В последнее время в Кыргызстане создаются мастура джамаат — группы, состоящие из женщин; они также проводят даават, который в корне отличается от проповеднической миссии «таблиговцев»-мужчин.
В Кыргызстане сторонники «Таблиги Джамаат» последовательно используют одну и ту же методику пополнения рядов движения: непосредственно контактируя с людьми, призывают их к участию в процессе даават.
Влияние на развитие религиозной ситуации в Кыргызстане
В настоящее время в ряде стран постсоветского пространства деятельность движения «Таблиги Джамаат» запрещена. Так, Верховным судом России установлено10, что деятельность структурных подразделений «Таблиги Джамаат» угрожает как межнациональной и межконфессиональной стабильности, так и территориальной целостности РФ.
В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане «Таблиги Джамаат» также подвергается гонениям, так как рассматривается как потенциальная угроза безо-пасности11.
По примеру соседних стран в КР была сделана попытка признать движение «Табли-ги Джамаат» террористическим и экстремистским, о чем свидетельствует исковое заявление Генеральной прокуратуры республики от 3 февраля 2009 года в Первомайский районный суд Бишкека12. Однако через некоторое время Генеральная прокуратура отозвала свое заявление с целью дальнейшего детального изучения деятельности «Таблиги Джама-ат» в Кыргызстане.
В отличие от России и некоторых стран ЦА ни в одной из западных стран, включая США, деятельность «Таблиги Джамаат» не запрещена: ни европейское, ни американское правосудие не нашло повода объявить движение террористическим или экстремистским.
10 7 мая 2009 года Верховный суд России признал «Таблиги Джамаат» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ, посчитав, что она угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности и территориальной целостности страны. 30 июля 2009 года кассационная жалоба последователей «Таблиги Джамаат» о нарушении их права на свободу выражения мнения, вероисповедания и объединения была отклонена, решение суда вступило в законную силу.
11 См.: Верховный суд России запретил исламское движение «Таблиги Джамаат» // НГ-Религии, 20 мая
2009.
12 См.: Генпрокуратура просит суд признать организацию дааватистов «Таблиги Джамаат» террористической и экстремистской // Бишкек — ИА «AKИpress», 3 февраля 2009 [http://www.svodka.akipress.org/ пе-и«:4531/].
В результате возникает закономерный вопрос: на самом ли деле деятельность «Таб-лиги Джамаат» представляет собой угрозу национальной безопасности КР, и распространяет ли оно экстремистские и фанатические идеи? И если да, то в чем же именно заключается негативное влияние «Таблиги Джамаат» на кыргызское общество?
Мнение светских экспертов по этому поводу существенно отличается от мнения исламских богословов: первые считают, что угроза существует, вторые утверждают обратное. Как полагают некоторые авторы, включая авторов этих строк13, в настоящее время деятельность дааватистов не представляет прямой опасности для общества, но она может послужить толчком к формированию фанатичного, радикально-ревностного отношения к религии и к распространению идей религиозного экстремизма среди недостаточно образованной, в том числе и религиозно образованной, части населения, особенно молодежи и женщин.
Той же точки зрения придерживается и О. Мамаюсупов, который отзывается о деятельности «Таблиги Джамаат» как о «факторе, усиливающем распространение идей религиозного экстремизма в результате слияния деструктивных направлений и течений в исламе с дааватистами; тревогу вызывает не столько сам даават, сколько формы и методы, при помощи которых проводится пропаганда ислама, несмотря на то что действует фетва ДУМК о дааватистах14.
Проповеди последователей «Таблиги Джамаат» обращены в первую очередь к молодежи; в них разъясняется, что каждый мусульманин обязан совершать даават. В случае же отказа людей от участия в движении, «таблиговцы» дискредитируют их в глазах окружающих.
Кроме того, подобная ситуация может привести к активизации пропаганды религиозно-экстремистских идей, насаждаемых, в частности, партией «Хизб ут-Тахрир», к распространению экстремистской литературы, проведению мероприятий под предлогом совершения даавата и вербовки сторонников в свои ряды15.
По мнению К. Маликова, в деятельности «таблиговцев» существуют и слабые стороны: внешний вид проповедников, низкий уровень их религиозной грамотности и неурегулированность самого процесса даавата16.
В озвученном 8 октября 2008 года итоговом документе парламентской комиссии по изучению религиозной ситуации в КР, созданной постановлением Жогорку Кенеша КР от 22 мая 2008 года № 409-4 , говорится, что активисты движения «Таблиги Джамаат» располагаются в мечетях, превращая их в агитационные центры. Они призывают людей к строгому соблюдению шариата, обязательному совершению пятикратного намаза и ношению женщинами хиджаба; подобные воззвания порождают фанатизм. Кроме того, дааватисты требуют от местных властей разрешить ношение хиджаба в общеобразовательных школах и ввести раздельное обучение для мальчиков и девочек.
Со временем «Таблиги Джамаат», структурные подразделения которого существуют во всех городах и районах, может стать конкурентом ДУМК; парламентская комиссия назвала деятельность дааватистов «одной из серьезных проблем в религиозной сфере рес-публики»17.
13 См.: Мурзахалилов К., Маматалиев К. Кыргызстан — Религия. В кн.: Центральная Евразия 2005. Аналитический ежегодник. Швеция: CA&CC Press, 2006.
14 См.: Мамаюсупов О. Вопросы (проблемы) религии на переходном периоде. Б.: 2003. 353 с.
15 См.: Мурзахалилов К., Маматалиев К., Мамаюсупов О. Ислам в условиях демократического развития Кыргызстана: сравнительный анализ // Центральная Азия и Кавказ, 2005, № 3 (39).
16 См.: Лымарь А. Кыргызстан стал площадкой, на которой столкнулись интересы разных стран, блоков и идеологий // Бишкек — ИА «24.kg», 30 сентября 2009 [http://www.24.kg/community/62083-abdykadyr-orusbaev-pochemu-by-v-kyrgyzstane.html].
17 Горбачев И. Бес фанатизма // Бишкек — ИА «24.kg», 11 октября 2008 [http://www.24.kg/community/ 2008/10/11/95023.html].
Возникает закономерный вопрос: «Если деятельность «Таблиги Джамаат» действительно может привести к появлению религиозного экстремизма, то что же необходимо предпринять в данной ситуации»?
Как считают некоторые эксперты, чрезмерно жесткие меры могут привести к радикализации «Таблиги Джамаат». Так, К. Маликов полагает, что запрещение деятельности организации содержит в себе определенные риски: она может уйти в подполье. Сейчас в даавате задействованы сотни, а то и тысячи людей, и никто не может дать гарантий, что это движение не радикализируется и не начнет воспринимать государство как врага или же не пополнит ряды экстремистских организаций типа «Хизб ут-Тахрир»18.
Мы тоже не думаем, что в том случае, если суд признает «Таблиги Джамаат» экстремистской организацией, ее представители прекратят свою деятельность. Скорее всего, они уйдут в подполье, прекратив всякое сотрудничество и с ДУМК, и с Госагентством по делам религий, и контроль над деятельностью этой организации, как и в случае с «Хизб ут-Тахрир», будет утерян19.
События, произошедшие в Кыргызстане в апреле 2010 года, в определенной степени повлияли на деятельность движения «Т аблиги Джамаат»; его активность заметно снизилась.
По словам О. Молдалиева, дааватисты, которые до апрельских событий активно вербовали людей в свои ряды, исчезли; их руководители разъехались по своим селам и начали подготовку на местах к будущим парламентским выборам20.
Сегодня абсолютное большинство жителей Кыргызстана выступает с требованиями пресечь деятельность «Таблиги Джамаат». Основными причинами неприятия «таблигов» являются их малообразованность, групповые ночевки в мечетях, а также внешний вид (ношение пакистанской одежды, наличие бороды и т.п.).
Другим объектом критики является активная, зачастую агрессивно-навязчивая проповедническая деятельность, которая, ко всему прочему, может негативно сказаться на ситуации внутри мусульманской уммы и на межконфессиональных отношениях.
В сложившейся ситуации важнейшими задачами являются сохранение стабильности в обществе и укрепление внутриконфессионального согласия.
В условиях исторически сложившегося в Кыргызстане поликонфессионального общества ДУМК должно совместно с государственными органами оказать идеологическое противодействие идеям, чуждым мусульманам республики, и убедить верующих в недопустимости использования ислама в противоправных целях (в том числе и политических).
Заключение
При рассмотрении деятельности «Таблиги Джамаат» довольно сложно совместить относительную скромность намерений, заключающихся во «внедрении» ислама в массы, с радикализацией его последователей, исповедующих довольно-таки фанатические взгляды; подобная исламизации общества в долгосрочной перспективе может привести к росту экстремизма.
Сейчас деятельность «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане сводится лишь к даавату; однако он, безусловно, является инструментом для реализации долгосрочного проекта движения — исламизации общества.
18 См.: Лымарь А. Указ. соч.
19 См.: Груздов Ю. Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? // Общественно-политическая газета МСН, 13 марта 2009.
20 См.: Колбаев Б. В Кыргызстане для стабилизации обстановки необходимо привлекать религиозных лидеров // Бишкек — ИА «24^», 20 апреля 2010 [http://www.24.kg/community/51755-2009/06/11/114819].
Существует широко распространенное мнение, что главная задача даавата — не только проповедническая деятельность: он в первую очередь является религиозным просветительским институтом. Участвуя в даавате, человек получает первоначальные сведения об исламе; в ходе проповеднического «турне» уровень его религиозных знаний с точки зрения духовности и преданности принципам ислама повышается. Зачастую человек, никогда не творивший намаз, после даавата начинает ежедневно совершать пятикратную молитву.
Вероятно, одной из причин популярности даавата среди мусульманского населения республики как раз и является то, что он выступает в качестве религиозно-просветительского института, доступного практически всем независимо от возраста, социального и экономического положения, а также уровня религиозного образования.
Как показывает практика, эффективность даавата заключается также и в его гибкости: каждый желающий может присоединиться к нему в любое время, в любой точке страны и практически при любых обстоятельствах. Именно поэтому число последователей «Таблиги Джамаат» растет в геометрической прогрессии.
«Таблиговцы», как и члены других религиозных групп, стараются не привлекать к себе повышенного внимания общественности и представителей силовых структур. Поэтому вполне вероятно, что со временем в результате деятельности «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане могут появиться предпосылки для формирования «исламской модели управления государством»; просветительская деятельность движения может стать основным инструментом для реализации этой возможности. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что дальнейшая активизация процесса неуправляемого даавата может привести к возникновению очагов религиозной напряженности и создать угрозу обществу и государству, а в отдельных случаях — осложнить общественно-религиозную ситуацию в республике.
В этой ситуации ДУМК необходимо сформировать собственную долгосрочную концепцию развития ислама (с точки зрения национальной безопасности страны и с учетом светского характера государства), полностью соответствующую менталитету и традициям кыргызского народа, а также идеям ханафитского мазхаба. Кроме того, предстоит детально изучить механизмы взаимодействия различных исламских религиозных направлений и их влияние на религиозную ситуацию в странах Центрально-Азиатского региона.
Странам ЦА необходимо проводить серьезные религиоведческие исследования, уделяя особое внимание подготовке богословов с учетом изменений, происходящих в исламской конфессиональной инфраструктуре, что потребует глубокого системного анализа и концептуального подхода.
В сложившейся ситуации необходимо отрегулировать проповедническую деятельность «Таблиги Джамаат»; возможно, следовало бы создать при ДУМК «Центр подготовки дааватистов». Ряд экспертов и представителей духовенства отмечают, что у ДУМК имеется достаточный ресурс для проведения собственного даавата: в настоящее время в КР функционирует более 2 000 мечетей, 53 медресе, 8 исламских институтов и Исламский университет Кыргызстана, где официально работают около 10 000 духовных служителей (казы, имам-хатибы, имамы мечетей, мударисы и другие), не считая студентов, обучающихся в исламских учебных заведениях. Кроме того, в Кыргызстане нет населенных пунктов, в которых не было бы мечети; во всех крупных селах почти на каждой улице есть свой имам.
Своевременное решение всех вышеуказанных задач необходимо для соблюдения стабильности в религиозной сфере республики.