16. Developing preschool teachers' professional competencies with regard to forming children's safe traffic participation skills / N.V. Belinova, I.B. Bicheva, L.V. Krasilnikova [et al.] // Espacios. - 2018. - Vol. 39. - № 49. - P. 16.
17. Features of professional ethics formation of the future teacher / N.V. Belinova, I.B. Bicheva, O.V. Kolesova [et al.] // Espacios. - 2017. - Vol. 38. - № 25. - P. 9.
18. Formation of professional readiness of future preschool teachers for pedagogical creativity / S.M. Havryliuk, S.I. Semchuk, S.S. Popychenko [et al.] // Astra Salvensis. - 2019. - Vol. 7. - № 1. - P. 335-353
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник
высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методики
непрерывного профессионального образования Бережнова Людмила Николаевна
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Тарасов Дмитрий Юрьевич
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего
образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала
армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск)
КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЗИЦИОНИРУЮЩИХ СЕБЯ
КАК КОНЦЕПЦИЯ
Аннотация. В публикации осуществляется краткий анализ актуальных диссертационных исследований позиционирующих себя как концептуальные. Производится их группировка по близким сферам научных исследований. Определяется в каких сферах профессионального образования педагогических исследований позиционирующих себя как концепция больше.
Ключевые слова: концепт, концепции, педагогическая концепция, диссертационное исследование, профессиональное образование.
Annotation. The publication provides a brief analysis of current dissertation research positioning itself as conceptual. They are grouped according to close areas of scientific research. It is determined in which areas of professional education pedagogical research positioning itself as a concept more.
Key words: concept, concepts, pedagogical concept, dissertation research, professional education.
Введение. Тридцатое десятилетие второго тысячелетия отмечено в России ростом интереса отдельной когорты молодых исследователей к созданию концептуальных педагогических положений или к созданию педагогических концепций, этим научным интересам на данный момент посвящено порядка 50 диссертационных исследований. Это обусловило наш интерес к этому направлению научных изысканий современных молодых учёных.
Изложение основного материала статьи. Признанные научным сообществом источники дают своё понимание дефиниции «концепция» (лат. Conceptio) - понимается как «система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки явлений, событий; основополагающая идея какой — либо теории; общий замысел, главная мысль» [8, С. 346]. «Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека» [4, С. 366]. «Концепция - система взглядов начто-нибудь; основная мысль» [6, С. 293], множество единых идей и принципов научно - исследовательской деятельности в конкретной области науки [3, С. 75]. Если анализировать концепцию в виде производной понятия «концепт» она предстаёт как отражение «о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание
результатов познания мира в виде неких «квантов» знания»....«формулировка, умственный образ, общая мысль, понятие»
[5, С. 90]. Концепты (отдельные смыслы) объединяют спектр констатируемых (или воображаемых) смыслов сводя их в единый раздел, под определенные выработанные социумом признаки, виды, классы, делая их «строительными элементами концептуальной системы». Последующая эволюция этого понятия привела к появлению и дальнейшему использованию новых терминов. Так под упомянутой нами концептуальной системой (концептуальной структурой) ряд исследователей понимают - «тот ментальный уровень или ту ментальная (психическая) организация, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение»; это система знаний о мире, отражающая познавательный опыт человека, составляющей которой являются отдельные смыслы или концепты (кванты знания)». Концептуализацию некоторые специалисты трактуют и понимают как (понятийную классификацию), - «процесс познавательной деятельности человека, «заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека». Современный период с 2014 года до 2022года включительно отмечен спектром диссертационных исследований педагогической сферы рассматривающих в той или ной плоскости концептуальные основы. Мы можем отметить около пятидесяти таких работ. В частности:
Подготовке профессиональных качеств будущих кадровых резервов (среднее специальное образование, бакалавр, магистр, специалист) было посвящено 14 диссертационных исследований:
1. «Концепция формирования эколого - профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза» - автор Гришаева Ю.М.
2. «Организационно-педагогическая система комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования: концепция, модель, технологии» - автор Денисова О.П.
3. «Концепция и технологии профессиональной подготовки специалиста железнодорожного транспорта в вузе» -автор Овчинникова Л.П.
4. «Концепция формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе» - автор Гущина Г.А.
5. «Концепция развития надпрофессиональной коммуникативной компетентности студентов в вузе» - автор Барахович И.И.
6. «Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России» - автор Владимирова Т.Н.
7. «Аксиологическая концепция ориентации школьников на рабочие профессии» - автор Скрипова Н.Е.
8. «Концепция и педагогическая система формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза» - автор Гулякин Д.В.
9. «Концепция формирования конкурентоспособного инженера как стратегия образовательной политики технических университетов» - автор Тимощук Н.А.
10. «Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации)» - автор Фетисов А.С.
11. «Педагогическая концепция развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации» - автор Лапина Е.В.
12. «Педагогическая концепция становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя» - автор Акимова Л.А.
13. «Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза» - автор Гршаева Ю.М.
14. «Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений» - автор Ду Хуэйцю
15. «Концепция развития предметной деятельности обучающихся в основном общем географическом образовании» -автор Беловолова Е.А.
Исследованию педагогических аспектов связанных с формированием личностно-мировоззренческих конструктов личности было посвящено 7 диссертационных исследований:
1. «Концепция и модель формирования этического сознания будущего учителя» - автор Бездухов А.В.
2. «Концепция формирования технологической культуры субъектов непрерывного образования на основе этноэстетических ценностей» - автор Никитин Г.А.
3. «Концепция и модель развития гражданско-правового сознания студентов вуза» - автор Габидуллин И.Ф.
4. «Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя» - автор Шадрина И.М.
5. «Концепция и модель формирования этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации» -автор Салов А.И.
6. «Аксиолого-педагогическая концепция и модель воспитания нравственности будущего учителя» - автор Гущина А.В.
7. «Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов в образовательном процессе вуза» -автор Солдатченко А.Л.
На исследование различных концептуальных педагогических проблем в сфере спорта было направлено 6 диссертационных исследований:
1. «Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики» - автор Аслаханов С.-А.М.
2. «Педагогическая концепция управления системой двигательных действий лыжников-гонщиков» - автор Гурский А.В.
3. «Педагогическая концепция социального развития студентов в системе адаптивного физического воспитания» -автор Голикова Е.М.
4. «Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта» -автор Михайлова Т.В.
5. «Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта» - автор Двейрина О.А.
6. «Функционально-информационная концепция визуализации процесса физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи» - автор Тихонова И.В.
Ряд авторов занимался изучением педагогических концептуальных методических направлений и школ нами здесь отмечено 5 диссертационных исследований:
1. «Педагогическая концепция «Либерального Образования» Дж. Г. Ньюмена - автор Тимофеева А.А.
2. «Концепция свободного воспитания в «новых» школах Англии: история и современность» - автор Кирьянова А.А.
3. «Курганская научно-педагогическая школа массового медиаобразования: концепция и практика» - автор Юрова Ю.Ю.
4. «Педагогическая концепция преподобного Нила Сорского: духовно-нравственный аспект воспитания» - автор Засельская Т.Л.
5. «Педагогическая концепция преподавания на основе компетентностно-деятельностного подхода» - автор Коломиец О.М.
Лингвистическое направление было затронуто в концептуальных педагогических исследованиях в 4 исследованиях диссертационного уровня:
1. «Лингводидактическая концепция релятивизации национальных стереотипов в процессе иноязычной подготовки студентов языковых вузов» - автор Сорокина Н.В.
2. «Концепция и методика развития иноязычной компетенции студентов вуза на основе активизации их самостоятельности» - автор Чикнаверова К.Г.
3. «Концепция обучения устной переводческой деятельности в системе высшего лингвистического образования на основе интегративного подхода» - автор Аликина Е.В.
4. «Концепция развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте (неязыковой вуз)» - автор Парникова Г.М.
Последнее десятилетие отмечено ростом интереса исследователей к концептуальным основам в петенциарной педагогике это нашло своё отражение в 3 диссертационных исследованиях:
1. «Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола» - автор Вилкова А.В.
2. «Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии» - автор Ковтуненко Л.В.
3. «Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа» - автор Паатова М.Э.
В исследованиях, за рассматриваемый нами период, охватывающих концептуальные педагогические вопросы присутствуют и другие направления 2 диссертации посвящены геронтологическому направлению:
1. «Концепция и технология проектирования интегрированных образовательных программ для взрослых обучающихся» - Бабаева Э.С.
2. «Ресурсно-функциональная концепция геронтообразования Мосина О.А.» - автор Паатова М.Э.
2 диссертационных исследования посвящены проблемам инвалидов и опекунства:
1. «Концепция педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов в инклюзивном профессиональном образовании» - автор Колыванова Л.А.
2. «Педагогическая концепция формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи» - автор Соломатина Г.Н.
1 исследование посвящено воплощению концепции в маркетинговой стратегии образования:
«Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации» - автор Донина И.А.
Выводы. Резюмируя результаты нашего краткого анализа констатируем, что современное российское образование позиционирует необходимость повышения своего уровня, для этого активизирует научную и исследовательскую работу по поиску новых форм, методов, технологий образовательного процесса. В данный момент идёт разработка мер направленных на сохранение его доктринальных духовных, культурных, исторических истоков [1, 2, 7]. В тоже время идёт оптимизация отдельных его аспектов не соответствующих вызовам нашего времени. Всё чаще звучит мнение о необходимости комплексного решения педагогических проблем, исследование которых невозможно без построения и обоснования целостных научных теорий, концепций, учений, систематично раскрывающих ключевые характеристики исследуемых процессов [9,10]. В связи с этим педагогическая концепция остаётся актуальной так как: имеет потенциальные возможности для своего развития, которые определяются: острыми внешнеполитическими вызовами; динамикой нашего времени; латентными не решёнными проблемами, являющимися чрезвычайно актуальными для педагогической науки и практики; возможностью получать актуальные данные об особенностях исследуемых феноменов (выявление новых закономерностей, принципов, условий эффективного функционирования, построение более адекватных методик оценивания эффективности и т. д.); расширением области практического применения уже имеющихся педагогических исследований.
Литература:
1. Бережнова, Л.Н. Принципы разработки организационно-педагогических условий включения студентов вузов России в проектную деятельность / Л.Н. Бережнова, Д.Ю. Тарасов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2015. - Т. 15. - №6. - С. 166-169
2. Бережнова, Л.Н. Теоретические аспекты полифункционального педагогического сопровождения курсантов военного института / Л.Н. Бережнова, Д.Ю. Тарасов // European Social Science Jurnal. - 2018. - №2-2. - C. 100-109
3. Ваганова, В.И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете / В.И. Ваганова. - М.: Прометей, 2005. - 200 с.
4. Валовой, Д.В. Социальный менеджмент: Учебник / Д.В. Валовой. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. - 384 с.
5. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.В. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Аз - Буковник, 1997. - 944 с.
7. Педагогические условия эффективного применения проектной деятельности в воспитательно-образовательной среде военного вуза / Л.Н. Бережнова, Т.В. Сидорина, А.А. Зотов, Д.Ю. Тарасов // Профессиональное образование в современном мире. - 2018. - Т. 8. - №3. - С. 2048-2053
8. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
9. Тарасов, Д.Ю. Особенности профессиональной мотивации студентов на начальном этапе вузовской подготовки: содержание и противоречия / Д.Ю. Тарасов // Научное мнение.- 2012.- №11. - С. 106-112
10. Тарасов, Д.Ю. Использование Стратегии в актуальных исследованиях, по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования / Д.Ю. Тарасов, А.А. Зотов, А.А. Лаптев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-1. - С. 260-263
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Данилова Екатерина Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Носкова Юлия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются теоретико-методические основы формирования ответственности у педагогов дошкольного образования. Авторы рассматривают ответственность педагога как ключевое качество его личностно-профессионального развития, сформированность которого влияет на профессиональные результаты в процессе самообразования и при организации методического управления. Отличительной чертой ответственного педагога определяется активное проявление данного качества на всех этапах профессиональной деятельности и во всех ее видах. Определены требования к методическому руководству с точки зрения проявления педагогами своей ответственности. Показано, что ответственность педагогов в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма предполагает сформированность у них комплекса профессиональных компетенций. Приведен пример поэтапного их формирования и особенности проявления педагогами ответственности на каждом этапе.
Ключевые слова: ответственность, педагог дошкольного образования, личностно-профессиональное развитие, методическое управление, профессиональные компетенции в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.