11. Усков, С.В. Внедрение личностно ориентированного подхода в обучение курсантов ВУЗов МВД на занятиях по мерам силового задержания / С.В. Усков // Проблемы трудовой и профессиональной подготовки : научный журнал. - Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2009. - В. 04(13). - С. 165-171.
12. Усков, С.В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки в учебных заведениях полиции зарубежных стран и России / С.В. Усков // Научный результат. Педагогика и психология образования: сетевой научно-практический журнал. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 59-73.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Тарасов Дмитрий Юрьевич
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии
И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);
кандидат педагогических наук Зотов Александр Александрович
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии
И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);
кандидат педагогических наук Лаптев Алексей Анатольевич
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии
И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ В АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ, МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В публикации рассматривается использование стратегии в современных педагогических исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования. Даётся краткий анализ исследований в этой сфере, производится их группировка по схожим признакам. Авторы приходят к тому, что ряд направлений профессиональной деятельности не охвачен стратегической моделью, что открывает современным исследователям новые пути.
Ключевые слова: стратегия; педагогические исследования; профессиональные качества; образовательные организации, образовательные учреждения, обучающиеся.
Annоtation. This publication discusses the use of the strategy in modern pedagogical research on the theory and methodology, methodology and technology of vocational education. A brief analyses of research in this area is given, their grouping is made according to similar characteristics. The authors come to the conclusion that a number of areas of professional activity are not covered du the strategic model, which opens up new ways for modern researchers.
Key words: strategy, pedagogical research, professional qualities, educational organizations, educational institutions, students.
Введение. Труды философа, историка, теоретика военного искусства Карла Филиппа Готфрида фон Клаузевица во все времена имели заслуженную высокую репутацию, даже во времена Советского Союза. Будучи иностранным подданным, но преданно служившим Александру I он констатировал что, «Самое трудное - возможно, лучше подготовить победу; это -незаметная заслуга стратегии, за которую она редко получает похвалу» [3]. Трудно возразить, тем боле что, наша эра актуализирует сказанное.
Динамичное время, выпавшее на долю современных учёных подтверждает это каждый день [2], побуждая их интерес к использованию стратегии в актуальных исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. В педагогических исследованиях советского времени понятие «стратегия» рассматривалось крайне редко. Но с начала 90-х гг. XX века оно начинает активно применяться в педагогике, в психологии, в философии.
В научных работах и диссертациях учёные всеобъемлюще внедряют понятие «стратегия», тогда когда речь идёт об индивиде, занимающемся проблемами личностного роста, когда человек прогностически подходит к цели определяющей дальнейшую программу его самореализации, формирует свою мировоззренческую базу. Мы отмечаем, что в педагогических, психологических и философских исследованиях «стратегия» позиционируется в контексте самостоятельного «самостановления и самостроительства» личности.
Освещая признаки феномена стратегии жизни К.А. Абульханова-Славская раскрывает ключевые, определяя их границы. Это способность индивида находить решение в сложной ситуации противоборства идеального представления личности о событии с реальной жизненной ситуацией [1]. Ксения Александровна отмечает эти личностные свойства как особые, дифференцированные от характера индивида и его способностей. Эти умения рассматриваются ей как особые жизненные качества личности, и они отличаются от способностей и характера тем, что их формирование детерминировано активной жизненной позицией и образом жизни индивида. При этом образ жизни человека должен быть коренным образом перестроен, он должен выйти за границы заложенного генетически в личности образа поведения. Личность сама должна создать новые условия деятельности, которых пока нет. Ксения Александровна Абульханова-Славская это определяет как: «Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим реальным человеком» [1].
В педагогике это означает, основанное на доктринальных ценностях своевременное обновление стратегии образования, как актуализация подготовки к профессиональной деятельности и связанно это с личностными диспозициями педагогического работника. В этом ракурсе стратегия разработки актуальных видов профессиональной деятельности выступает способом раскрытия и реализации личности себя в профессии и воплощена она может быть как профессиональная программа индивида. Отметим что «образовательная стратегия» это плотная взаимосвязь и взаимодействие её компонентов. Они включают в себя: включение обучающегося в образовательный процесс не как статиста, но как участника; осуществление постоянного анализа социально - образовательной ситуации в обществе; анализ продвижения к цели образования; соответствие принципам образования его содержательной части [4]. Существенно важным, на наш взгляд, является то, что в данном подходе системообразующим элементом являются и цели образования, и выводы на основе анализа социально-образовательной ситуации. Приведённые выше, позиции признанных и авторитетных учёных свидетельствует о не ослабевающем интересе когорты исследователей к педагогическим стратегиям. Это подтверждается достоверными данными. Так, на основе изучения официальных документов высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации нами был осуществлён анализ актуальных
педагогических исследований за последние 10 лет, использующих стратегию, либо позиционирующих её в своей объектно -предметной области. Нами было выявлено 22 диссертационных исследования находящихся в открытом для изучения доступе. Анализ показал следующее.
Исследованию педагогических аспектов формирования профессиональных качеств у специалистов разного уровня были посвящены 6 исследований:
1. Персонологическая стратегия математического образования будущего учителя. Автор Шелехова Людмила Валерьевна 14мая 2012.
2. Стратегия подготовки специалистов в сфере управления школьным образованием в условиях социального заказа. Автор Иваненко Илона Анатольевна 18декабря 2013.
3. Образование через всю жизнь как стратегия профессионализации библиотечно-информационных специалистов. Автор Шайтанова Наталья Александровна 25 декабря 2013.
4. Концепция формирования конкурентоспособного инженера как стратегия образовательной политики технических университетов. Автор Тимощук Нина Александровна 4 декабря 2019.
5. Педагогическая стратегия развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. Автор Эльмурзаева Румиса Абуязитовна 21 марта 2020.
6. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности. Автор Савченков Алексей Викторович 12 октября 2021.
7. Педагогическая стратегия формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции. Автор Альханов Насрудин Магомедович11 декабря 2021.
Исследованию педагогических аспектов формирования у обучающихся личностных параметров, влияющих на профессиональную деятельность были посвящены 10 исследований:
1. Методика обучения коммуникативным стратегиям взаимодействия студентов направления подготовки (специальности) «Экономика» в процессе изучения иностранного языка (английский язык). Автор Чунихина Анна Александровна 26 марта 2013.
2. Обучение учащихся основной школы учебным стратегиям овладения иноязычной речевой деятельностью (английский язык) Автор Терехова Светлана Александровна 11 октября 2013.
3. Обучение китайских студентов - филологов коммуникативным диалогическим стратегиям на занятиях по русскому языку (начальный этап обучения). Автор Вэй Син 14 мая 2014.
4. Обучение стратегиям информационной деятельности при чтении профессиональных иноязычных текстов. Автор Петрова Елена Валентиновна 25 ноября 2014.
5. Обучение студентов восточного факультета аргументативным стратегиям англоязычного делового дискуса. Автор Дацюк Василиса Витальевна 28 марта 2017.
6. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Автор Коноплянский Дмитрий Алексеевич 19 мая 2017.
7. Обучение студентов неязыковых вузов стратегиям письменного перевода англоязычного юридического дискурса. Автор Базуева Анна Николаевна 6 ноября 2017.
8. Ролевое информационное моделирование как педагогическая стратегия формирования ИКТ-компетенций студентов непрофильных вузов Автор Юнов Сергей Владленович 18 декабря 2018.
9. Обучение студентов стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций в процессе волонтёрской деятельности. Автор Кибальник Алена Вячеславовна 14 июня 2019.
10. Стратегия формирования у студентов педагогического университета ценностного отношения к правовым нормам. Автор Туркаева Лаура Вахитовна 28 ноября 2020.
Исследованию педагогических аспектов совершенствования и развития образовательных организаций и учреждений были посвящены 5 исследований:
1. Стратегия системного развития общеобразовательной школы в современной образовательной ситуации. Автор Короткевич Маргарита Игоревна 30 мая 2012.
2. Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете. Автор Смирнов Алексей Владимирович 15 ноября 2013.
3. Стратегия интеграции мультимедиа технологий в систему языкового образования (на примере обучения французскому языку). Автор Кащук Светлана Михайловна 18 марта 2015.
4. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации. Автор Донина Ирина Александровна 28 мая 2015.
5. Стратегия и механизмы оптимизации управления модернизацией образования в территории. Автор Осипов Анатолий Алексеевич 29 мая 2015.
Результаты краткого анализа актуальных педагогических исследований за последние 10 лет, использующих стратегию, либо позиционирующих её в своей объектно - предметной области представлены на рисунке 1.
Мы можем констатировать, что существенно больший интерес исследователи проявили к исследованию личностных параметров влияющих на профессиональную деятельность - 10 исследований [5, 6, 7]. При этом 8 исследований из 21 посвящены лингвистическим аспектам педагогических стратегий в актуальных исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования.
Колличество педагогических исследований рассматривающих стратегию с 2011-2022гг
■ Исследование педагогических аспектов формирования
профессиональных качеств у специалистов разного уровня
5
г.
■ Исследование педагогических
аспектов формирования у обучающихся личностных параметров, влияющих на
профессиональную деятельность
Исследование педагогических аспектов совершенствования и развития образовательных организаций и учреждений
Рисунок 1. Анализ педагогических исследований использующих стратегию
Отметим что, проводя урок или занятие учитель или преподаватель ведёт обучающихся по тернистому, но интересному пути к знаниям, выступает стратегом, иногда автором своей педагогической стратегии. Молодые учителя, которых, к сожалению всё меньше и меньше в наших российских школах, или молодые педагоги в ВУЗах довольно часто, что свойственно молодости, считают себя оригинальными стратегами в преподавании. В тоже время зрелые и мудрые педагоги, что тоже закономерно, не спешат увешивать себя «лаврами» доктринального педагогического стратега, понимая возможно, что в большей степени педагогическая стратегия подчинена разумному умению выбирать, или сочетать, чем необходимости «выдумывать очевидное». Авторы считают, что стратегическое педагогическое мышление опосредовано качественной и продолжительной педагогической практикой, высоким уровнем образования, доступом педагогического работника к необходимому объёму специальных педагогических знаний, возможностью свободного выбора их применения. Чтобы выбор стратегии педагогом не стал механическим, копировать, накопленный в педагогике опыт он должен рефлексивно, творчески его осмысливая и подвергая сомнению. Преподаватель (учитель) переосмысливая, объективно оценивая ситуацию в дальнейшем выстраивает педагогическую тактику [8, 9]: изучения учебных и методическими материалов; оценки поведенческой, возрастной, образовательной структуры коллективов обучающихся (школьников, студентов, слушателей и т.д.).
Педагогическая стратегия - высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности. Воплощение она находит в принципах, целях и задачах профессионального обучения. Далее происходит практическая реализация педагогической стратегии: через методологию; через сопоставление теоретических постулатов и результатов педагогической практики; через поиск и установление причинно-следственных связей возникших проблем; через уточнение социальной среды обучающихся и подбора педагогических средств воздействия на неё. Отметим что качественная разработка педагогической стратегии залог её эффективности достигаемой правильной подборкой и использованием тактических педагогических прямых и косвенных методов воспитания и обучения современной молодёжи.
В тоже время некоторые «актуальные педагогические стратегии» в основе своей содержат обучение будущих учителей и преподавателей педагогическим приёмам без осмысления их содержания, что порождает у педагогических работников утрату смысла так называемую «бездеятельность сознания». Это приводит к тлетворному разложению истинных ценностей педагогики и деформации профессионального мировоззрения педагогического работника, побуждает использовать стратегии простые, прямые, механистические, быстрые но продуктивные внешне, обосновываемые как прогрессивные способы воздействия на сознания ученика. У ряда учителей они пользуются популярностью, возможно ввиду колоссальной загруженности учителя бумажной работой перекладываемой на него руководством школ.
Это не возбуждает деятельность сознания обучающегося, а генерирует его эмоциональную реактивность. Поэтому главные приоритеты в педагогической подготовке современного преподавателя состоят в создании условий для включения его личностных структур сознания - критичности, мотивирования, смыслотворчества, рефлексии и т.д. в стратегию его преподавания. Это позитивно меняет мировоззрение педагога: он начинает творчески преподавать; начинает видеть и осознавать свою роль и место в обучении; начинает осознавать значимость и силу педагогического воздействия на обучающихся. К педагогу приходит способность видеть личностные особенности учеников, понимание цели образования и его содержания. Ценным аспектом в этой деятельности является появление у обучающихся, способности к необходимой самостоятельности и потребность к самообразованию. Но потребность в этом, как и личностную самоорганизацию обучающегося закладывает в педагогическую стратегию и в последующем формирует педагогический работник.
Выводы. Таким образом, использование стратегии в актуальных исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования, продолжает оставаться актуальным. Мы установили, что с 2011 по 2022 в этой сфере осуществлено 21 исследование, можем констатировать, что существенно больший интерес исследователи проявили к исследованию личностных параметров влияющих на профессиональную деятельность - 10 исследований. При этом 8 исследований из 21 посвящены лингвистическим аспектам педагогических стратегий в актуальных исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования. В то же время большое количество профессий не затрагивалась педагогическими исследованиями по стратегиям в сфере теории и методики, методологии и технологии профессионального образования. Например, дипломатическая профессиональная деятельность, деятельность представителей «творческих и культурных профессий» и другие виды профессиональной деятельности. Эти направления ещё ждут своих исследователей и новых научных поисков.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
2. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю. Теоретические позиции полифункционального педагогического сопровождения курсантов военного образовательного учреждения высшего образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т.9. - №3. - С. 52-73
3. Клаузевиц К.-Ф. Принципы Ведения войны. - М.: Центрполиграф, 2020. - 224 с.
4. Левитас Д.Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. - 2003. - 320 с.
5. Тарасов Д.Ю. Вопросы формирования профессионального мировоззрения военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 54.-3. - С. 205-211
6. Тарасов Д.Ю., Литвиненко Н.М., Лаптев А.А., Ичитовкин С.С., Вопросы организации образовательной деятельности военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-8. - С. 75-84.
7. Тарасов Д.Ю. Особенности профессиональной мотивации студентов на начальном этапе вузовской подготовки: содержание и противоречия // Научное мнение. - 2012. - №11. - С. 106-112
8. Тарасов Д.Ю. Психологическая обеспеченность продуктивной деятельности будущего офицера // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 394-401
9. Тарасов Д.Ю. Теоретические аспекты педагогических профилей военных специалистов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2014 - Т. 14. - №4. - С. 186-189
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Тимкина Юлия Юрьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (г. Пермь);
кандидат педагогических наук, доцент Михайлова Юлия Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (г. Пермь)
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития иноязычной речи обучающихся во время изучения дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. В русле современных подходов к обучению иностранному языку в вузе осмыслению подвергается обучение пересказу профессионально ориентированных текстов. Отмечается, что пересказ текста обладает значительным потенциалом в создании контекста, активизации когнитивных способностей, знакомства с культурными особенностями. Развитие монологической речи реализуется посредством обучения определенным аспектам пересказа. Связность сообщения достигается структурированием текста. Построение структуры включает выявление ключевых идей, употребление вводных фраз последовательности, причинно-следственных связей. Разнообразие речи обеспечивается использованием синонимов и перифраза. Овладение новыми лексическими единицами вкупе с синонимами способствует варьированию единицами при изложении сообщения. Употребление синонимов и перифраза позволяет компенсировать недостаток речевого опыта. Применение метода составления ментальных карт, конспектирования методом Корнелла облегчает извлечение необходимой информации из текста и может служить опорой для монологической речи. Рассматривая пересказ как вторичный текст, отмечается значимость умения обобщения и формулирования выводов. Целенаправленная и систематическая работа по обучению данным аспектам пересказа способствует развитию монологической речи студентов. Проведенная экспериментальная работа показала, что обучающиеся с различным уровнем владения иностранным языком способны составлять связные сообщения на основе исходного профессионально ориентированного текста. Заданные рамки структуры текста, требования к перифразу и употреблению новых слов способствуют созданию сообщения. Устный и письменный пересказ различаются по объему, сложности грамматических структур, что обусловлено трудностью устной речи, но исходя из понимания пересказа текста как передачи содержания, большинство обучающихся продемонстрировало способность передать содержание на уровне построения связного текста.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, монологическая речь, иноязычный текст, пересказ, структурирование сообщения, перифраз.
Annotation. The article is devoted to the problem of the foreign language speech development of students during the discipline "Foreign language" study in a non-linguistic university. In line with modern approaches to teaching a foreign language at the university, comprehension is offered training in the retelling of professionally oriented texts. It is noted that the presence of potential opportunities is retold with the creation of a context, activation of cognitive abilities, acquaintance with cultural characteristics. The development of monologue speech is realized through teaching certain aspects of retelling. Coherence encompasses the structuring of text messages. Structure includes identifying key ideas, using introductory sequence phrases, cause-and-effect relationships. The variety of speech is provided by the use of synonyms and paraphrase. Mastering new lexical units, together with synonyms, contributes to the variation of speech. The use of synonyms and paraphrase allows compensating for the lack of speech experience. Use of the mental maps, taking notes using the Cornell method facilitates the extraction of the necessary information from the text and can serve as a support for monologue speech. Considering the retelling as a secondary text, the importance of the ability to generalize and formulate conclusions is noted. Purposeful and systematic work on teaching these aspects of retelling contributes to the development of students' monologue speech. The conducted experimental work showed that students with different levels of foreign language proficiency are able to compose coherent messages based on the original professionally oriented text. The given framework for the structure of the text, the requirements for paraphrase and the use of new words contribute to the creation of a message. Oral and written retelling differ in volume, complexity of grammar structures due to the difficulty of oral speech, but based on the understanding of text retelling as the transfer of content, most students demonstrated the ability to convey content at the level of a coherent text.
Key words: foreign language education, monologue speech, text, retelling, message structuring, paraphrase.
Введение. В дополнение к общедидактическим походам к обучению (системному, деятельностному, когнитивному, контекстному и другим) вузовская методика обучения иностранным языкам сегодня опирается на положения интегрированного предметно-языкового, социокультурного и коммуникативного подходов. Реализация данных подходов в образовательном процессе предполагает создание условий для активного овладения иностранным языком в сфере будущей