Профессионально ориентированное обучение научной речи бакалавров-иностранцев (на примере аннотирования)
Зайцева Ирина Александровна,
кандидат филологических наук, доцент Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Данное исследование посвящено проблеме реализации профессионально ориентированного обучения бакалавров-иностранцев в неязыковом вузе. Актуальность исследования заключается в описании профессионально ориентированного подхода к обучению иностранному русскому языку в высшей школе, которому в настоящее время отводится ведущая роль в системе образования. На примере аннотирования научного текста показано, как осуществляется формирование профессиональных умений учащегося. Обучение составлению аннотаций позволяет современному студенту свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Ключевые слова: образование, высшее образование, русский язык как иностранный, научный стиль, профессионально ориентированное обучение, аннотация.
о с
U
сэ см о см со
Процессы глобализации и интеграции обусловливают особый подход к образованию в сфере обучения иностранным языкам. Поиск новых форм, методов особо затрагивает профессионально ориентированное обучение. Целесообразной и методически оправданной является профессионально-коммуникативная направленная подготовка по иностранному языку [1, с. 32]. Профессионально ориентированное обучение должно основываться на потребностях студентов и особенностях их будущей специальности, а также на развитии личностных качеств обучаемых, на их знаниях культуры родной страны и страны изучаемого языка.
Профессиональное обучение русскому языку рассматривается в качестве необходимого элемента не только общей, но и профессиональной культуры. Профессиональный русский язык становится средством развития профессиональных умений, что предполагает расширение содержания дисциплины, то есть учёт профессионально-ориентированной направленности учебного материала. Отбор содержания профессионального обучения русскому языку разносторонне и целостно формирует личность студента, готовит его к будущей профессиональной деятельности [2, с. 93].
Одним из необходимых элементов обучения языку специальности на заключительном этапе изучения русского языка студентами-бакалаврами является, на наш взгляд, учебное аннотирование научного текста. С этой целью в программу по дисциплине «Профессиональный иностранный язык (русский язык)» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм», профиль «Международный и национальный туризм», был включён блок соответствующих тем, а также отобрано содержание практических и семинарских занятий, разработана система заданий и упражнений для самостоятельной и аудиторной работы [3]. Данная программа полностью определяет целевое содержание и требования к профессионально ориентированному обучению иностранных бакалавров четвёртого курса экономического профиля.
Безусловно, что на данном этапе обучения «иностранный бакалавр должен уметь в полном объеме решать средствами русского языка коммуникативные задачи, возникающие не только в ситуациях учебно-профессионального общения (на лекции, семинаре и т.д.), но и в ситуациях научно-информационной деятельности (во время подготовки курсовых, дипломных проектов, научных
статей и докладов на русском языке), в основе которой лежит аналитико-синтетическая деятельность по переработке научной информации и передача ее с разной степенью свернутости (в форме резюме, аннотации, реферата)» [4, с. 131; 5].
Обучение аннотированию научного текста является как самостоятельным видом работы, так и подготовкой к овладению навыками реферирования. В рамках занятия студенты должны научиться видеть в тексте смысловые компоненты, располагать их в определённой последовательности, сообщать информацию об объекте в краткой форме. Всё это осуществляется с целью создания вторичных научных текстов.
Методика обучения написанию аннотации строится в первую очередь на многократном обращении к первичном тексту, в нашем случае - научной статье по выбранной специальности. Для начала учащиеся должны уметь внимательно читать текст, выделять в нем основные части (вступление, основная часть, заключение), а также составлять все виды планов текста. Полезным упражнением будет выписывание ключевых слов к каждому пункту плана и последующий пересказ текста-источника целиком или его части. Всеми этими навыками и умениями учащиеся должны владеть с момента изучения особенностей научного стиля на подготовительном факультете. Именно тогда закладываются основы формирования будущих профессиональных компетенций [6; 7; 8; 9]. Приступая к непосредственному изучению темы, учащимся в хорошо подготовленных в языковом плане группах после прочтения первичной информации об аннотации как жанре вторичного научного текста возможно задать вопрос: Как Вы думаете, заменяет ли аннотация основной текст? Такая система подачи материала активизирует мыслительные способности учащихся, а также даёт возможность соотнести представления студентов об изучаемой проблеме. Преподаватель обращает внимание на то, что цель аннотации - помочь читателю быстро ознакомиться с основным содержанием текста-источника и сориентироваться в выборе необходимой литературы. Аннотация даёт общее представление о теме текста-источника, его основной проблематике, вопросах, которые рассматриваются в первичном тексте.
Следующий этап работы над аннотацией -анализ структуры и её содержания на примере текста, соответствующего профиля и специальности. Например, прочитайте образец аннотации. Проанализируйте, какова структура аннотации? Определите языковые средства, с помощью которых составляется аннотация. Обратите внимание на оформление библиографического описания.
Коробейников Д.Ю. Спортивный туризм как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте. - 2018. - http://sci-article.ru/ stat.php?i=1526801674.
Статья посвящена спортивному туризму как неотъемлемой части физического воспитания в системе образовании.
В начале статьи описаны виды спортивного туризма, затем рассказывается о физическом труде как основном средстве физического воспитания, характерном для младших школьников. Даётся краткое описание физических упражнений, благодаря которым происходит всестороннее физическое развитие школьника, а также формирование и усовершенствование определенных физических качеств детей. Далее представлены два комплекса упражнений из спортивного туризма, которые могут использоваться в физическом воспитании младших школьников.
В заключение подчёркивается, что спортивный туризм - это показательное и результативное средство физического воспитания младших школьников.
Статья адресована всем, кто интересуется физическим воспитанием.
Система вопросов для анализа текста аннотации может быть представлена следующим образом:
1. Определите, из каких двух структурных частей состоит аннотация. Какую информацию содержит первая часть, которая называется библиографическое описание?
2. Прочитайте вторую часть, которая является текстом аннотации.
Выделите фрагменты текста аннотации, которые содержат следующую информацию:
- характеристика в общем виде темы текста-источника;
- краткое описание его содержания, то есть перечисление вопросов, которые рассматриваются в первичном тексте;
- адресат источника.
3. Определите тип предложений, которые используются в тексте аннотации (активные / пассивные конструкции).
При анализе текста аннотации преподаватель должен обратить внимание обучающихся на главное: средства компрессии, которые используются для сжатия текста-источника, можно использовать не только для создания вторичных научных текстов, но и для того, чтобы процитировать чужой текст в свой, чтобы сократить время конспектирования текста при его прослушивании или чтении. Учащимся необходимо увидеть, что компрессия текста осуществляется на разных языковых уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. Для этого учащиеся знакомятся с моделью аннотации, которая может выглядеть следующим образом: библиографическое описание, тема, цель и структура текста-источника, проблематика (основные положения и выводы автора текста), оценка аннотируемого текста, адресат текста-источника, краткие сведения об авторе. Затем преподаватель описывает набор языковых средств каждой структурно-смысловой части.
Самостоятельное составление текста аннотации начинается с заполнения аналогичной таблицы по прочитанному тексту. Впервые такая
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
форма работы может осуществляться совместно с преподавателем, таким образом будут сняты трудности и организована групповая работа, дающая возможность каждому участнику процесса внести свой вклад, а также реализовать эмоционально-познавательные потребности. При заполнении таблицы преподаватель акцентирует внимание на том, что аннотация не требует подробного раскрытия проблем, рассмотренных в тексте, а также на то, что некоторые компоненты являются факультативными.
На последующих занятиях работа над аннотацией может быть организована следующим образом. Возможно предложить учащимся задания на сравнение разных вариантов аннотаций для определения как сходства, так и различий, при этом обращается внимание на то, что аннотации могут носить разный характер: справочный, рекомендательный и т.д. В качестве итоговых заданий, контролирующих степень сформированности навыков по составлению аннотаций, а также проверяющих теоретические знания, можно ответить на вопросы: Что такое аннотация? Где можно встретить этот жанр научного текста? С какой целью пишут аннотации? Какую информацию содержит аннотация? Какова ее структура? Почему аннотация - это вторичный научный текст? Можно ли аннотацией заменить первичный научный текст? и т.д. Контрольные задания могут предполагать трансформацию аннотаций из одного вида в другой путём добавления тех или иных компонентов, анализ уже готовых аннотаций и исправление ошибок в них, подбор списка литературы с аннотациями по теме исследовательской работы, а также составление аннотаций к тем статьям, у которых их нет и т.п.
Таким образом, методически грамотно подобранная система упражнений и заданий позволяет эффективно и качественно осуществить обучение письменной научной речи, которая представляет собой значительную часть профессиональной коммуникации. Составление вторичных научных текстов, в том числе и аннотации, развивает навыки учащихся во всех видах речевой деятельности, позволяет подготовиться к написанию первичных научных текстов, которые важны не только в учебной, но и в профессиональной деятельности. Кроме того, понимание того, что такое аннотация, какую информацию она в себе несёт, учит рациональной и продуктивной работе с источниками информации. Все это приобретает особую актуальность в вопросах, связанных с профессионально ориентированным обучением в высшей школе.
Литература
1. Ткачева И.А. Профессионально ориентированное обучение иноязычной речи студентов вузов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. -№ 1. - С. 31-38.
2. Зайцева И.А. Особенности преподавания профессионального русского языка иностранным обучающимся в системе высшего образования // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 2. - С. 89-96.
3. Ганина Е.В., Зайцева И.А., Сатина Т.В. Профессиональный иностранный язык (русский язык). Рабочая программа для студентов 4 курса по направлению 43.03.02 «Туризм», профиль «Международный и национальный туризм». - М.: Финуниверситет, Департамент языковой подготовки, 2019. - 73 с.
4. Пугачев И.А. Интегративная модель профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных бакалавров технического и естественнонаучного профилей: диссертация ... доктора педагогических наук. - Москва: Рос. ун-т дружбы народов, 2016. - 453 с.
5. Пугачев И.А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии. - Москва: РУДН, 2016. - 483 с.
6. Зайцева И.А. Специфика обучению научному стилю речи на этапе довузовской подготовки. В сборнике «Международное образование и сотрудничество»: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - МАДИ, 2017. - С. 177-181.
7. Зайцева И.А. Методические аспекты работы с текстом по специальности на этапе предвузов-ской подготовки. В сборнике «Актуальные проблемы профессиональной коммуникации и обучения языкам»: Материалы Всероссийской научно-практической видеоконференции / Под редакцией Е.И. Бегловой, 2018. - С. 97-102.
8. Зайцева И.А. Формирование языковой компетенции в процессе изучения научного стиля речи на этапе предвузовской подготовки. -В сборнике: Преподавание русского языка как иностранного: опыт и перспективы. - Москва, 2018.- С. 328-334.
9. Зайцева И.А. Научный стиль речи на этапе предвузовской подготовки: некоторые пути решения актуальных проблем. - В сборнике: Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительном факультетах для иностранных граждан / Под ред. Русец-кой М.Н., Колтаковой Е.В. - 2017. - С. 143-147.
PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING OF FOREIGN BACHELORS ' SCIENTIFIC SPEECH (BY THE EXAMPLE OF ANNOTATION)
Zaytseva I.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
This study is devoted to the problem of implementing professionally oriented training for foreign bachelors in a non-linguistic University. The relevance of the study is to describe a professionally oriented approach to teaching foreign Russian in higher education, which is currently assigned a leading role in the education system. The example of annotating a scientific text shows how the formation of professional skills of a student is carried out. Learning how to write annotations allows a modern student to navigate freely in the information space.
Keywords. Education, higher education, Russian as a foreign language, scientific style, professionally oriented training, abstract.
References
1. Tkacheva I.A. Professionally oriented instruction in foreign language speech of university students // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies. - 2013. - No. 1. - P. 31-38.
2. Zaitseva I.A. Features of teaching professional Russian language to foreign students in higher education // Modern pedagogical education. - 2020. - No. 2. - P. 89-96.
3. Ganina E.V., Zaitseva I.A., Satina T.V. Professional foreign language (Russian). The work program for 4-year students in the direction 03.03.02 "Tourism", profile "International and national tourism". - M.: Financial University, Department of Language Training, 2019. - 73 p.
4. Pugachev I.A. An integrative model of professionally oriented teaching of the Russian language to foreign bachelors of technical and natural sciences profiles: the dissertation ... Doctors of pedagogical sciences. - Moscow: Grew. University of Friendship of Peoples, 2016. - 453 p.
5. Pugachev I.A. Professionally oriented teaching of Russian as a foreign language: theory, practice, technology. - Moscow: RUDN, 2016. - 483 p.
6. Zaitseva I.A. The specifics of teaching the scientific style of speech at the stage of pre-university preparation. In the collection "International Education and Cooperation": Collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference. - MADI, 2017. - P. 177-181.
7. Zaitseva I.A. Methodological aspects of working with text on a specialty at the stage of pre-university preparation. In the collection "Actual problems of professional communication and language teaching": Materials of the All-Russian Scientific and Practical Video Conference / Edited by E.I. Beglova, 2018. - pp. 97-102.
8. Zaitseva I.A. The formation of language competence in the process of studying the scientific style of speech at the stage of pre-university training. - In the collection: Teaching Russian as a foreign language: experience and prospects. - Moscow, 2018. - P. 328-334.
9. Zaitseva I.A. Scientific style of speech at the stage of pre-uni-versity preparation: some ways to solve pressing problems. - In the collection: Actual issues of the implementation of educational programs at preparatory faculties for foreign citizens / Ed. Ru-setskoy M.N., Koltakova E.V. - 2017. - P. 143-147.