Научная статья на тему 'Краткая история и основные тенденции женского журнала'

Краткая история и основные тенденции женского журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
803
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткая история и основные тенденции женского журнала»

Секция «Журналистика»

Краткая история и основные тенденции женского журнала

Ю.В. Данилова,

аспирант кафедры издательского дела и редактирования

История развития женских журналов в России специфична, в чем-то схожа с европейской, но при этом имеет свои неповторимые особенности. Первые периодические издания для женщин - «Аглая», «Журнал для милых дам», «Дамский журнал» появились в XIX в. Издание «Аглая» выпускалось ежемесячно в Москве князем П.И. Шаликовым в 1808-1810 и 1812 гг. Авторами журнала были такие литературные деятели, как Ф.Н. Глинка, А.Ф. Мерзляков. На страницах «Аглаи» впервые в России стали публиковать музыкальные ноты: в каждом номере обязательно помещался романс или песня с нотными страничками. Немного иначе выглядел «Дамский журнал», выходивший в 1823-1833 гг. Цель этого издания заключалась в создании русскоязычной версии французских модных журналов. На страницах «Дамского журнала» печатались последние тенденции европейской моды, каждый номер открывался частью романа или повести, печатавшегося «с продолжением», далее шли стихи, эссе, шарады и басни. «Журнал для милых дам» издавался группой молодых людей (М.Н. Макаровым, СИ. Крюковым, И.В. Смирновым) с 1804 г. Журнал представлял собой ежемесячник, содержащий большей частью литературные произведения эротического характера. На страницах издания публиковались произведения, присылаемыми авторами. Можно сказать, что «журнал для милых дам» был первым в России женским изданием, печатающим работы своих читателей. Содержание журнала для своего времени было революционным и переходило все грани дозволенного. Критики того времени так и отзывались об издании: «Милым и в руки давать нельзя, ибо он оскорбляет стыдливость и целомудрие - первейшие украшения милых».

Во второй половине XIX в. происходит отмена крепостного права, активизируется женское движение, выпуск женских журналов ста-

новится выгодным коммерческим предприятием. Появляется около 30 новых изданий, рассчитанных на разную аудиторию. «Московский Меркурий» (1805), «Ваза» - «литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделий» (1832), «Магазин Мод и Рукоделья» (1851), «Лучи» - журнал для девочек (1850), «Ласточка» (1859), «Модный магазин» (1861), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910), «Модный свет» (1868) «Новый русский базар» (1866). Издаются журналы, адресованные профессиональным группам: «Вестник моды для портных», «Модный курьер», «Акушерка» и т. д.

Издатели многочисленных дамских журналов стараются сделать свои «детища» наиболее привлекательными и конкурентоспособными. Одни из них сделают ставку на только что появившуюся модную фотографию, другие - на графическое искусство и имена популярных художников.

В 1908 г. в Москве начал выходить «Художественный журнал мод, рукоделий, хозяйства», «Парижанка», а затем журнал мужских мод «Денди». Рисунки моделей в них создавали известные московские и петербургские художники в начале прошлого века и до 1917 г., тенденции развития российских модных журналов не отличались от мировых. Ситуация на рынке женской периодики резко меняется с приходом советской власти.

В советский период основными женскими изданиями стали «Работница» и «Крестьянка». Кроме того, выходило 17 республиканских, а также иллюстрированные журналы мод. Структура этих изданий была достаточно стабильна.

Журнал «Работница» издается с 8 марта 1914 г. «Работница» была первым большевистским массовым легальным журналом, ставившим своей целью защиту интересов женского рабочего движения. В создании журнала участвовали и в разное время были членами редакции

A.И. Ульянова-Елизарова, Н.К. Крупская, И.Ф. Арманд, А.В. Артюхина,

B.М. Величкина, Ф.И. Драбкина, А.М. Коллонтай, П.Ф. Куделли, З.И. Ли-лина, Л.Р. Менжинская, К.И. Николаева, Е.Ф. Розмирович, К.Н. Самойлова, Л.Н. Сталь и др. Журнал проводил большую работу по идейно-политическому воспитанию женщин и привлечению их к активному участию в государственной и общественной жизни. Журнал был награжден орденом Ленина (1964) и орденом Трудового Красного Знамени (1933).

Журнал «Крестьянка» выходит с июня 1922. Первый номер «Крестьянки» вышел тиражом пять тысяч экземпляров, а в 1973 г. тираж достиг отметки в 6 миллионов 300 тысяч экземпляров. В первом выпуске опубликовано обращение Председателя ВЦИК М. Калинина к читательницам, в котором разъяснялась роль издания в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни страны. На страницах журнала выступали М.И. Калинин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянова,

А.И. Ульянова-Елизарова, A.B. Луначарский, для него писали Демьян Бедный, Максим Горький, A.C. Серафимович, А.Т. Твардовский и другие именитые писатели. Главной темой этих изданий была женщина и ее трудовая деятельность. «...Именно трудовая жизнь была в центре внимания средств массовой информации; женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался, прежде всего, как существо производственно-социальное. Большое внимание уделялось также роли женщины-общественницы, ее активному участию в работе советских, партийных профсоюзных и комсомольских организаций. B тоже время исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали важное место не только в жизни, но и в общественном сознании, и, следовательно, в женской прессе».

B то же время нельзя сказать, что тема моды была не востребована в Советском Союзе. Выпускались тематические журналы: «Мастерские современного костюма» (1919), «Ателье» (1922), «Искусство одеваться» (1928), «Швейная промышленность» (1929). Стоит отметить, что после 1929 г. все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность».

В 50-е гг. журналы мод пережили свое второе рождение. Основными стали «Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа».

Европейские женские журналы были недоступны для читательниц, тем не менее, в Союзе выпускалось 2 международных журнала -«Женщины мира» и советско-индийский журнал «Диалог».

С начала 1990 г. ситуация на журнальном рынке России резко меняется. Появляется множество изданий для женщин, удовлетворяющих практически любые запросы читательниц. В современной России женская периодика занимает первое место среди других типов изданий по тиражам. Таким образом, СМИ - мощное направление современной журналистики1.

В современной России журнальная периодика для женщин -один из самых обширных сегментов отечественного рынка средств массовой информации. Женские журналы отличаются многочисленностью и разнообразием. Нынешняя женская периодика отображает ролевые особенности женщины, ее поведение, ее социальные связи и действия и т. д. Этот сегмент рынка находится в постоянной динамике: одни журналы и газеты исчезают, другие - появляются.

Общие тенденции - уменьшение тиражей, увеличение наи-

1 Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М. : Аспект Пресс, 2007. С. 157.

менований изданий, и в то же время увеличение периодичности изданий. Большая часть изданий для женщин представляют собой еженедельники или ежемесячники. Это связано с новым ритмом жизни современных женщин. Читательницы привыкли получать все незамедлительно, и информацию они стараются получать быстро и легко, поэтому издателям приходится соответствовать новым требованиям рынка. Это приводит к упрощению и укорачиванию статей, ведет к ориентации на чистые факты и поверхностные материалы. Возможность читать в движении, будь то на улице, в общественном транспорте или за обедом в ресторане, - критический фактор успеха очередной информационной революции. Уменьшение размеров мобильного телефона при одновременном увеличении его дисплея в течение многих лет было основным направлением его эволюции. Противоречие заключается в форме: необходимо сочетать мобильность телефона и удобство чтения с экрана. Решив эту проблему, человечество обретет мобильный телефон, который станет одним из основных устройств для получения информации, наряду с компьютером и книгой.

Другая причина неглубокой подачи материала и практически отсутствия политической, экономической, научной и т. д. литературы, предназначенной именно женщинам, - «гламуризация» женской прессы. Быстрый ритм жизни, карьерные возможности молодых женщин уменьшают их интерес к выкройкам и другим характерным атрибутам этого сегмента. Примером может послужить издательский дом Burda. «Вначале опасность нависла над его наиболее успешным проектом - журналом «Лиза», который, начиная с 2009 года, стал стремительно терять аудиторию. Но ряд последовательных управленческих и редакционных решений, предпринятых в ИД «Бурда», выровняли ситуацию. Менее резко, но тенденция сокращения аудитории прослеживается и у старейшего западного бренда на российском издательском рынке - журнала «Burda». Наверное, пришло время изменить формат и ему». Другая причина «гламуризации» журналов - необходимость коррекции структуры рекламных доходов.

Появление множества онлайн-изданий для женщин - еще одна тенденция развития журнального рынка. Происходит перестройка работы традиционных редакций на общий режим работы для онлай-на. Принципы потребления информации изменились и все больше продолжают меняться. СМИ в современном мире все более рассматриваются аудиторией не как заранее упакованные продукты, которые следует лишь употребить, а как специальные места назначения, необходимые к посещению с целью получения имеющейся информации, социального общения или развлечения. Женщины используют Интернет для решения самых различных задач: переписка, знакомства, получение справочной и новостной информации. Появилось множество ресурсов и сетевых

изданий, которые в первую очередь ориентируется на женскую аудиторию. При этом часто женщин не устраивает положение простого пользователя, они сами принимают активное участие в развитии данных проектов. По статистике, издателями большей части женских журналов являются сами женщины.

Однако, ввиду того, что распространение новых технологий в России обычно происходит с опозданием, применение электронной бумаги в стране в ближайшие 5 лет массовым явлением скорее всего не станет, тогда как онлайн-СМИ, в том числе мобильные, будут развиваться бурно. В значительной степени это связано со сравнительно малой емкостью издательского рынка России и естественными проблемами развития качественных каналов связи. К специфическим особенностям российского рынка прессы относятся также поздний приход больших рекламных денег в Интернет, передел рынка между традиционными СМИ (которые сегодня лидируют) и их онлайн-версиями, незначительность развития мобильной связи технологий 3G.

На наш взгляд, наиболее точная и емкая на сегодняшний день классификация тенденций в развитии женских журналов представлена А.В. Жуковой. Она затрагивает следующие процессы:

- расширение диапазона женских изданий (по характеру и

типу);

- появление нового отряда женских журналов, созданных по западным моделям;

- деполитизация женской прессы;

- женские издания являются одним из основных каналов рекламы;

- ориентация на потребительскую социализацию женской

аудитории;

- смещение акцента в сторону формирования образа жизни, имиджа женщины;

- формирование нового взгляда на отношения между полами; женщины занимают едва ли не главенствующую роль в семье, заявляют о своем полноправном участии в жизни общества (в сфере «управления и предпринимательства»);

- ориентация на высокий стандарт жизни: высокий образовательный и профессиональный уровень, здоровый образ жизни;

- стремление к индивидуализации и самореализации, к раскрытию внутреннего потенциала женщины2.

Общая тенденция журналов для женщин такова, что проис-

2 Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: дис. канд. филол. наук. СПб, 1999.

ходит снижение и исчезновение «альтернативной» периодики. Большинство журналов старается придерживаться классической схемы наполнения.

Библиографический список

1. Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, O.A. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М. : Аспект Пресс, 2007.

2. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: дис. канд. филол. наук. - СПб., 1999.

3. ЗасурскийЯ.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. - М. : МГУ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.