Научная статья на тему 'Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте'

Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2792
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ / ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ФУНКЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕССЫ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха Виктория Вячеславовна

В статье рассматриваются функции отечественных женских журналов. Изучение функциональных особенностей данного типа прессы в процессе исторической трансформации общества показывает изменение роли, значения женских изданий в социальной общественной структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте»

УДК 070.4 ББК 76.120.4 С 50

Смеюха В. В.

Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры средств массовых коммуникаций Южного федерального университета, e-mail: [email protected]

Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом

контексте

Аннотация:

В статье рассматриваются функции отечественных женских журналов. Изучение функциональных особенностей данного типа прессы в процессе исторической трансформации общества показывает изменение роли, значения женских изданий в социальной общественной структуре.

Ключевые слова:

Женский журнал, женская пресса, функции, трансформация прессы, типологические особенности.

Smeyukha V. V.

Transformation of functional features of female magazines in a historical context

Abstract:

The paper discusses functions of domestic female magazines. The study of their functional features in the course of historical transformation of a society shows that the role and value of female editions in social public structure change.

Keywords:

Female magazine, female press, functions, press transformation, typological features.

Отечественные женские журналы являются одним из активно развивающихся сегментов медиасистемы. Изучение функциональных особенностей женской периодики представляет научный интерес, так как помогает определить роль и значение данного типа СМИ. История и типология женской прессы становились предметом исследования различных авторов [1], но комплексное рассмотрение женских журналов в процессе изменения общества на основе изучения модификации функциональных характеристик изданий, их взаимодействия с институциональными структурами общества не предпринималось.

Историко-типологический анализ женских журналов позволяет выявить их функции, характер расширения спектра функциональных особенностей и определить степень значимости данного явления. Примечательно, что рассмотрение функций СМИ остается в научных кругах полемическим явлением. Вопросу определения функциональных особенностей средств массовой информации посвящен ряд научных работ [2]. Разночтения функциональных основ прессы ведут к выявлению несколько отличающихся друг от друга в количественном соотношении функций СМИ. Однако сравнительный анализ обозначенных трудов позволяет выделить перечень следующих функций прессы: информационную, пропагандистскую, организаторскую, рекреативную, культурно-просветительскую. Рассмотрим изменение функциональных характеристик женских журналов в исторической ретроспективе, при этом необходимо отметить, что модели женских журналов на различных этапах их исторического развития характеризуются рядом функций, однако в рамках данной

статьи внимание акцентировано на превалирующих, определяющих роль изданий, влияющих на тематические, типологические особенности.

Первый отечественный женский журнал появился в последней четверти XVIII в., в это время происходило формирование системы прессы, дифференцировались различные типы изданий: литературные, сатирические, музыкальные, детские, театральные, научно-

литературные, естественнонаучные и др. Обозначенные группы периодики выполняли несколько функций, в частности информировали аудиторию о последних событиях в обществе, представляли новости из различных сфер деятельности, предлагали материалы культурно-просветительской направленности, развлекательного характера. В 1779 г. открылся журнал Н. И. Новикова «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». По замыслу редактора и издателя, женский журнал должен был выполнять две основные задачи: первая определялась функцией развлечения. Вторая задача - воспитание аудитории, повышение ее культурного уровня. Для Н. И. Новикова, известного писателя и журналиста, культурно-просветительская направленность издания являлась главной. Функциональная ориентированность на просвещение - одна из характерных тенденций в развитии периодики второй половины XVIII в. После отмены обязательной службы усилилось стремление дворянского сословия к обучению. В обществе больше внимания стало уделяться литературе, музыке, театру. Вследствие обозначенных социальнообщественных преобразований происходили изменения и в прессе: организовывались издания, освещавшие развитие наук, знакомившие с литературой, различными культурными сферами. Н. И. Новиков открыл журнал, адресованный женщинам, что не было случайностью. В сравнении с мужской аудиторией женская оставалась менее образованной. Можно предположить, что Н. И. Новиковым двигало стремление восполнить нехватку знаний в женской читательской среде посредством выпуска литературного периодического издания. Он был намерен публиковать произведения, способствующие, в первую очередь, духовному, нравственному совершенствованию читательниц. Развлекательное направление в рамках рассматриваемого журнала можно трактовать как получение эмоционального удовлетворения, эстетического наслаждения.

Последующий женский журнал не включал в программу просветительную функцию. Авторы «Журнала для милых» (1804) ограничили модель издания исключительно рамками развлекательного направления, причем реализация рекреативной функции на практике представляла собой публикацию «низкосортных» литературных произведений. Издание не вызвало широкого читательского интереса. В журнале «Кабинет Аспазии» (1815) включение культурно-просветительской функции привело к формированию специальной структуры издания, журнал имел две части. В первую входила сентиментальная поэзия, во вторую -более серьезные материалы (афоризмы, публицистические заметки), целью которых было побуждение читательниц к размышлениям.

Усиление образовательного аспекта в женской прессе произошло в середине XIX в. В 1850 г. А. О. Ишимова открыла журнал для девушек «Лучи» (1850-1860). В нем писательница, литературная переводчица выделила отделы словесности (проза и поэзия), науки и библиографии и «Смесь». В стране по-прежнему оставалась распространенной форма домашнего обучения, однако специальной учебной литературы для женской аудитории не выпускалось, преподавать девушкам «премудрости наук» и одновременно воспитывать их в соответствии с определенными морально-нравственными идеалами было сложно. Издание знакомило читательниц с различными научными отраслями, были размещены статьи по биологии, химии, географии и другим наукам. Кроме того, здесь публиковались материалы, освещавшие вопросы «православного вероучения и нравоучения».

Женское издание В. А. Кремпина «Рассвет» (1859-1862) представило программу, благодаря которой журнал использовался в процессе обучения в образовательных учреждениях. Оно было структурировано на следующие отделы: словесности, исторический и землеописательный, естествознания, изящных искусств, педагогики и библиографии.

В связи с распространением в стране женского образования образовательный элемент

в модели женского литературно-общественного журнала заметно ослаб, издания уже не публиковали курсы научных лекций, однако культурно-просветительская ориентированность изданий не исчезла.

Помимо литературно-общественных женских журналов в стране издавались журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Ваза» (1831-1884), (Русская хозяйка» (18611862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др.. Данные издания специализировались на публикации литературных произведений, модных обозрений, светской хронике, литературной критике, советов по домоводству К концу XIX в.. литературная часть этих журналов приобрела социальный оттенок, в ней появились публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

Примечательно, что женские литературно-общественные журналы XIX в. не пользовались широким спросом, модель издания, в которой размещались только литературные произведения, осталась мало популярной. «Дамский журнал», открытый князем П. И. Шаликовым, имел три раздела: «Литература», «Критика», «Мода», что увеличило к нему интерес со стороны аудитории, вследствие чего журнал издавался на протяжении длительного периода, с 1823 по 1833 гг. Журнал «Лучи» также не ограничивался публикацией научных и просветительских материалов, в отделе «Смесь» помещались советы по рукоделию, домоводству, приложения (узоры для вышивки и выкройки).

Отличительными особенностями массовых литературно-общественных журналов начала ХХ в. были направленность на культурно-просветительскую, развлекательную функции. Издания («Женщина» (1907-1917), «Женское дело» (1910-1916), «Журнал для женщин» (1914-1917) и др.) имели схожую структуру, которая включала разделы литературы, моды, домоводства, рукоделий и раздел, состоявший из рубрик, чьи основные темы были выбраны с учетом фактора массового интереса, концентрировавшегося вокруг тех сфер жизни, с которыми наиболее часто соприкасалась женщина: социальной, семейной, культурной, педагогической, религиозной. В изданиях заметно усилилась информационная функция, освещение женской тематики в условиях активизации социально-политической среды привело к отражению женскими изданиями таких явлений, как развитие феминистского движения, расширение сферы женского образования, распространение женской профессиональной деятельности, изменение российского законодательства в вопросах, касающихся положения женщины и семьи; женская пресса освещала события первой мировой войны, Февральской революция.

Политические женские журналы, выходившие в дореволюционный период, «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.), не получили массового признания, что свидетельствовало о непопулярности в женской аудиторной среде журналов с превалирующей пропагандистской функцией. Массовые литературно-общественные издания предлагали материалы культурной, обучающей (советы по домоводству, рукоделию, уходу за детьми) и развлекательной направленности, что соответствовало интересам аудитории и превращало процесс выпуска женской периодики в экономически выгодное предприятие.

В советский период одной из главных функций прессы стала пропагандистская. Женская периодическая печать явилась одной из составляющих системы партийной прессы, в своем развитии она исключила традиции дореволюционной периодики для женщин и установила собственные типологические модели изданий, характерные для тоталитарного общества. В 20-е гг. в стране стали появляться новые женские журналы, в их основу была положена модель общественно-политического издания, в качестве основной цели данного типа прессы была выдвинута популяризация основ советского строя среди женского населения. В структуре изданий утвердились отделы по коммунистическому воспитанию женщин, освещению их деятельности на производстве и в сельском хозяйстве, жизни зарубежных современниц и раздел беллетристики. Система советских женских журналов подразделялась на центральные издания («Работница», «Крестьянка»), местные и издания на

национальных языках. Частная женская периодика прекратила свое существование. С целью популяризации политических женских журналов был проведен ряд специальных мер. Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей. Однако темы, интересные данному аудиторному сегменту в силу ее природного назначения (женщина-мать, хозяйка), остались в ряду «мало популярных», не освещались и проблемы женской аудитории в личной, семейной жизни, что вело к информационному дисбалансу. На первоначальном этапе своего развития советские женские журналы отказались от публикации информации по домоводству, материалы по медицине, педагогике занимали последние страницы изданий. В 50-х гг. журналы перешли к регулированию общественной ситуации путем формирования морального облика женщины, стали публиковаться материалы о любви, дружбе, счастье. В «Работнице» открылись постоянные рубрики «На моральные темы» и «На темы семейного воспитания». Юным читательницам журналы адресовали рубрики «Подружка» («Работница»), «Девичник «Крестьянки»» («Крестьянка»).

Реформация общества в период перестройки привела к изменению моделей женских изданий. Журналы стали размещать материалы, посвященные межличностным отношениям, приступили к разработке развлекательного направления, появились многочисленные рубрики по домоводству, детские разделы, информация о жизни и творчестве «звезд».

В 90-е гг. активизация развития системы СМИ способствовала сегментации аудитории, для женщин стали выходить различные типы изданий. Читательницы, привыкшие к однообразию и малочисленности женских изданий, проявляли повышенное внимание к новым журналам. Цели и задачи женских изданий стали всецело определяться читательскими интересами: личная жизнь женщины, улучшение ее здоровья и настроения, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимоотношение полов - авторы женских журналов стали обращаться преимущественно к темам, связанным с индивидуальным миром женщины, ее внутрисемейным бытом. На современном этапе рост численности женских журналов свидетельствует не только об увеличении к ним интереса со стороны читательской аудитории, но и о привлекательности женской прессы для рекламодателей. В прессе началось формирование «модных» образов, конструирование которых основано на приобретении модных товаров и услуг. Издания, помимо размещения прямой рекламы, широко практикуют публикацию журналистских материалов в специальных коммерческих разделах и рубриках, где покупка товаров мотивируется жизненной необходимостью и релаксаций. Вследствие чего можно заключить, что в современных женских журналах утвердилась рекламная функция (данную функцию СМИ выделяют Е. П. Прохоров, А. Н. Соколова).

Итак, формирование функциональных особенностей женских журналов, актуализация функционального ряда взаимосвязаны с модификацией деятельности политических, экономических, социальных, культурных институтов общества. В модели женского журнала, сформированной в XIX в., превалировала культурно-просветительская функция, в начале XX в. издатели женской прессы помимо культурно-просветительской составляющей разрабатывали информационную часть издания. Деятельность советского женского журнала определялась пропагандисткой функцией. На современном этапе в женских изданиях культурно-просветительская функция вытеснена развлекательной, а ведение изданиями коммерческой деятельности, являющейся необходимым условием для функционирования медиарынка, привело к развитию рекламной функции, следовательно, модель современного массового женского журнала характеризуется функциональным дисбалансом.

Примечания:

1. Пирожкова Т.Ф. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник МГУ Сер. Журналистика.

1994. № 6. С. 26-34; Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические

особенности // Вестник МГУ! Сер. Журналистика. 1995. № 6. С. 3-12; Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1999. 18 с.; Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 20 с.

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995. 368 с.; Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995. 86 с.; Назаров М.М. Массовая

коммуникация и общество. М., 2004. 428 с.; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993. 558 с.; Соколова А.Н. Логикосемантический анализ кластерных характеристик функций журналистики // Вестник МГУ Сер. Журналистика. 2009. № 6. С. 102-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.