Научная статья на тему 'Отечественные женские журналы: история и типология'

Отечественные женские журналы: история и типология Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8569
1187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ / ГЕНДЕР / ИСТОРИЯ ПРЕССЫ / ТИПОЛОГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ / ТИПЫ ЖУРНАЛОВ / THE WOMAN PRESS / WOMAN MAGAZINE / GENDER / HISTORY OF THE PRESS / TYPOLOGY OF THE PERIODIC PRINTING / TYPES OF MAGAZINES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха Виктория Вячеславовна

Статья посвящена историческому становлению отечественных женских журналов, рассматриваются этапы развития, типы изданий, факторы трансформации женской прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home woman magazines: history and typology

The article is sanctified to the historical becoming of home woman magazines, the stages of development, types of editions, factors of transformation of the woman press, are examined.

Текст научной работы на тему «Отечественные женские журналы: история и типология»

УДК 070 ББК 76.024.712

Смеюха Виктория Вячеславовна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра издательского дела, рекламы и медиатехнологий, Кубанский государственный университет,

350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, e-mail: smeyha@yandex.ru

Smeyukha Viktoriya Vyacheslavovna

Candidate of Philology, Associate Professor,

Chair of Publishing Business, Advertisement and Mediatechnologies, Kuban State University,

350018, Krasnodar, Sormovskaya str., 7, e-mail: smeyha@yandex.ru

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ: ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ

Статья посвящена историческому становлению отечественных женских журналов, рассматриваются этапы развития, типы изданий, факторы трансформации женской прессы.

Ключевые слова: женская пресса, женский журнал, гендер, история прессы, типология периодической печати, типы журналов.

home woman magazines: HisTORY AND TYPoLoGY

The article is sanctified to the historical becoming of home woman magazines, the stages of development, types of editions, factors of transformation of the woman press, are examined.

Keywords: the woman press, woman magazine, gender, history of the press, typology of the periodic printing, types of magazines.

Женские журналы образуют сферу, в которой осуществляется функционирование и развитие гендерного дискурса, происходит отражение и создание гендерных норм и стандартов поведения женской, мужской групп. Развитие и становление системы женских журналов связано с изменяющимися представлениями социума о категории женственности, функционально-ролевых характеристиках женского сегмента, что ведет к модификации гендерного дискурса, типологических характеристик изданий.

Рассмотрение развития периодической печати в историческом контексте с одновременным опре-

делением типологических составляющих способствует изучению ее эволюционного характера, выявлению взаимосвязей трансформации типа с социально-историческими преобразованиями, гендерной стратификацией и изменением культурной составляющей гендерных концепций. В процессе исторического описания периодики важным является вопрос составления периодизации. В качестве ключевых факторов определения исторических этапов функционирования периодической печати отечественными исследователями используются соотношения связи истории журналистики с историей общества, социально-политической

парадигмой, культурной формацией. Так, Б.И. Есин в ходе описания истории журналистики и определения этапов ее становления склоняется к мнению, что историческое исследование печати должно отличаться логической последовательностью изложения материала, выявлением превалирующих фактов и событий в сфере периодики, при этом отдельные явления не должны перевешивать в своем значении общие закономерности развития печати [2]. И.В. Кузнецов проводит изучение отечественной журналистики и ее классификацию с учетом исторических событий социального и политического характера [4]. Аналогичного метода исследования придерживается М.М. Козлова: в качестве основных критериев эволюционных этапов истории СМИ она определяет взаимосвязь с историческим общественным процессом, отражение ключевых факторов развития прессы, имеющих значение для дальнейшего ее формирования [3]. О.И. Лепилкина выявляет в истории изучения журналистики два подхода: событийный и структурный. Первый базируется на определении значимых событий, фиксирующих границы исследуемых процессов; второй отражает длительные временные процессы, не подверженные значительным трансформациям [5].

Историко-типологическое исследование отечественных женских журналов целесообразно проводить в рамках трех этапов — дореволюционного, советского и постсоветского. Исторические границы периодов становления женской журнальной прессы были определены с учетом существования периодизации отечественной прессы [1], в основу предлагаемой классификации положен принцип исторического развития российского общества. В становлении российских журналов

определенную роль сыграли различные факторы социально-культурного характера: развитие литературы, культуры, инициация женского движения, однако именно события политической, экономической, культурной направленности имели определяющее значение в ходе типологической трансформации системных характеристик женских журналов.

Дореволюционный этап (1779— 1917). В качестве причин, инициировавших начало развития женской периодики, выступили перемены в социально-общественной и культурной жизни России: в обществе усилилось внимание к литературе, музыке, театру, прессе. В моду входило светское образование, по инициативе императрицы Екатерины II в 1764 г. был основан первый Институт благородных девиц. В женской среде популяризируется чтение литературы. Интерес женского населения к чтению свидетельствовал о том, что появился сегмент аудитории, заинтересованный в получении информации, характер которой обусловливался спецификой жизни и деятельности женщины высшего сословия. Женский журнал предоставил оптимальную возможность воздействия на аудиторию с целью воспитания ее в соответствии с общепринятыми нормами, развития определенных сторон творческого потенциала, образования.

Первый женский журнал открылся в 1779 г., «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» было основано Н.И. Новиковым. Первое женское периодическое издание было литературным, как и другие последующие журналы данного типа, оно выходило в виде сборников поэтических и прозаических произведений. Подготовленный и выпущенный Н.И. Новиковым первый женский журнал заложил тематические и типологические основы

женской прессы. Были обозначены ее функционально-целевые особенности — развлечение и воспитание аудитории; определена тематика, главным предметом которой стала чувственно-эмоциональная сфера деятельности человека; была обозначена структура; в состав редакции рекомендовалось включать авторов-женщин; оформление становилось одним из существенных типологических компонентов: кроме «модных» картинок в журнале были помещены рисунки цветов, все номера оформлялись с помощью виньеток.

В первой половине XIX в. были открыты следующие женские литературные журналы: «Журнал

для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспа-зии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860). История зарождения типа женского литературного журнала отражает планомерное расширение задач прессы и ее тематического спектра. К установленной изначально задаче развлечения добавилась культурно-просветительская функция, что мотивировалось необходимостью улучшения женского воспитания, повышения культурного уровня. Специфика журналов позволила путем отбора литературных произведений как формировать мнение аудитории, так и выражать политику издателей.

Помимо литературных женских журналов стали развиваться женские журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы: «Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831-1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др. Для данных изданий было характерно размещение информации о моде и стиле, домоводстве, рукоделии, литературных произведений. Успешный выход рассматриваемого типа прессы пока-

зал, что наиболее востребованными изданиями являются журналы, адресованные женщине-жене, хозяйке и матери, тем самым была продемонстрирована одна из важнейших особенностей женских журналов — направленность на внутрисемейные, личные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом женщины, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило соответствовать информационным запросам массовой аудитории и, как следствие, вело к длительному периоду существования периодического органа. Тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные вкусы разных слоев населения. Информация, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.

Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине Х1Х-начале XX в. в женской прессе произошли определенные изменения. Рассмотрение крестьянской проблемы выдвинуло ряд тем, связанных с понятием свободы личности, а именно таких, как влияние воспитания и образования на культурно-экономический прогресс, определение возможностей человека, вытекающих из права на самоопределение, саморазвитие, в связи с чем был поднят женский вопрос. Распространение теорий сторонников женского равноправия, формирование отечественного феминизма, популяризация женского образования вели к изменению роли женщины в социуме и отражению названных изменений в прессе. Тип женского литературного журнала был заменен литературно-обще-

ственным, открылись журналы «Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884). Издания уже не ограничивалась задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читательской группы, формирование мировоззрения. В литературно-общественном журнале формируется структура, тематическое содержание разделов и рубрик мотивируется целевой направленностью изданий. Организация педагогического издания для женщин «На помощь матерям» (1894-1904) демонстрирует новую модель журнала, в которой внимание было аккумулировано на формировании педагогического процесса в семье, в издании преобладали материалы научно-популярного характера. В связи с отсутствием женской периодической литературы, изучающей проблемы эмансипации и феминизма, журнал взял на себя задачу по освещению обозначенной темы.

Наблюдались типологические изменения в группе журналов мод, домоводства, рукоделий и литературы: были введены новые разделы и рубрики, увеличивается объем иллюстративного материала. Открывались новые издания: «Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (18631866), «Новый русский базар» (18671894), «Модный свет» (1868-1883) и др. В женской модной прессе расширилась структура: утвердился отдел фельетона — раздел светской хроники. Литературная часть журнала к окончанию XIX века приобрела социальный оттенок, в ней появились публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

В начале XX в. происходит разделение женской прессы на массовую и политическую. Основными при-

чинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов («Женщина» (1907-1917), «Дамский мир» (19071917), «Женское дело» (1910-1918), «Журнал для хозяек» (1912-1918), «Мир женщины» (1912-1917), «Журнал для женщин» (1914-1918)), стали: капитализация общества,

развитие технического прогресса, распространение женского образования, коммерциализация прессы. Издания были рассчитаны на удовлетворение массового читательского спроса; основные темы отражали информационные интересы аудитории, свойственные данному культурноисторическому этапу. Одной из главных целей журналов по-прежнему являлось оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, развлечение посредством получения эстетического наслаждения. Массовая женская периодика в условиях изменения социально-политической обстановки стала формировать новый образ — женщины-гражданки.

Появляются женские общественно-политические журналы («Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.)). Их возникновение свидетельствовало о дальнейшей трансформации образа женщины в общественном сознании и изменении ее роли в жизни социума. Группа политических изданий была немногочисленна.

В начале XX века были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделий, рассчитанные на массовую аудиторию: «Ворт» (19051913), «Домашняя портниха» (19061908), «Парижанка» (1908-1910), «Женский мир» (1909-1911), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910-1914) и др. Благодаря развитию полиграфического производства в них значительно улучши-

лось оформление, издания стали выходить с цветными иллюстрациями.

Советский этап (1917—1991). Смена в стране политического режима повлекла за собой реорганизацию экономических, социальных, общественных и культурных отношений. В складывавшихся условиях ЦК коммунистической партии начинает использовать женскую периодическую печать для осуществления собственных задач. С этой целью по инициативе Центрального комитета и его местных отделов была налажена деятельность сети женских журналов. По причинам экономической и финансовой нестабильности в первые годы советской власти попытки организации специального издания для женщин не предпринимались. В 1918г. вышли перед вынужденным двухлетним закрытием «Журнал для хозяек», «Работница», были изданы последние номера «Женского дела». Роль по обеспечению женского населения информацией агитационнопропагандистского характера временно была возложена на массовые общественно-политические издания. Газеты стали публиковать в виде приложений «Странички работниц» и «Странички крестьянок».

Организация женских журналов советской властью начинается в 20-е гг. В качестве основного типа был утвержден массовый общественнополитический журнал для женщин. Работа женских изданий координировалась специальными партийными постановлениями. По аудиторному признаку в центральной женской прессе выделились общественно-политические издания женщин-партработни-ков («Коммунистка» (1920-1930)), работниц («Работница»), крестьянок («Крестьянка» (с 1922 г.), «Батрачка» (1925-1929)). Помимо центральных политических женских журналов стали выходить местные женские перио-

дические издания. Отделы ЦК ВКП(б) открыли в 1922 г. в Новосибирске «Красную сибирячку», в г. Симбирске и г. Ленинграде — периодические издания под одноименным названием «Работница и крестьянка»; в 1923 г. в г. Туле — «Красную тулячку», в г. Москве — «Делегатку»; в 1925 г. в Ростове-на-Дону — «Труженицу Северного Кавказа». Одновременно стали выходить издания для женщин на национальных языках: в 1920 г. в г. Харькове — «Коммунарка Украины», в 1923 г. в г. Баку — «Женщина Азербайджана», в г. Тбилиси — «Труженица», в г. Тифлисе — «Труженица Закавказья», в 1924 г. в г. Киеве — «Колхозница Украины», в г. Минске — «Работница и крестьянка», в г. Ереване — «Работница Армении», в 1925 г. в г. Ленинграде — «Работница и крестьянка» на финском языке, в 1926 г. в г. Казани — «Свободная женщина», в г. Ташкенте — «Новый путь», в г. Алма-Ате — «Освобожденная женщина», в 1927 г. в г. Ленинграде — «Работница и колхозница» на эстонском языке, в 1928 г. в г. Чебоксары — «Работница». В местной прессе интерпретация партийных установок и работа с женским населением проводилась с учетом особенностей местного производства, истории, обычаев регионов.

В 30-е гг. женская пресса была направлена на освещение политических и экономических процессов, происходивших в стране. Индустриализация и коллективизация становятся главными темами. Произошло изменение целей и задач коммунистического женского движения, а, следовательно, и методов его контролирования. Политика правительства по отношению к женщи-нам-домохозяйкам, движение общественниц способствовали открытию общественно-политического журнала для жен-общественниц — для не-

работающих женщин, принимающих участие в общественной жизни, «Общественница» (1936-1941). В связи с началом Великой Отечественной войны в системе женских журналов произошли структурные и типологические изменения. Приостановили свою деятельность издания союзных республик, закрылся журнал «Общественница».

В 1945 г. при содействии Антифашистского комитета советских женщин и Всесоюзного центрального совета профсоюзов появился журнал «Советская женщина». Открывались республиканские женские журналы и женские издания автономных республик. К началу 60-х гг. в СССР сложилась система женской периодической печати, которая представляла собой совокупность женских журналов, выходивших на центральном, республиканском и автономном уровнях. Таким образом, структура советской женской прессы была основана на территориальном принципе деления и подчинялась руководству партийных структур, контролировавших тематику, проблематику и оказывавших влияние на распространяемые изданиями идеалы, принципы, ценностные ориентации.

В середине 80-х гг. в изданиях наблюдается типологическая модификация. Основными приоритетами в деятельности журналов становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье, что выразилось в появлении приложений для семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские общественно-политические журналы модифицировались в издания для женщины и ее семьи.

Постсоветский период. С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы. По

сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий — оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктурное деление, несмотря на количество изданий, было схожим и определялось тематическим разграничением. Ориентированность журналов на интересы женской аудитории, связанные с ее внешностью, самочувствием, домом, семьей, свидетельствует о том, что данная тематика наиболее популярна, она вытеснила политические и экономические темы. Отечественный рынок СМИ стали осваивать зарубежные медиакорпорации, что привело к распространению и утверждению западных моделей массовых женских журналов.

Разрушение тоталитарной идеологии, переход экономики на рыночные отношения, социальное расслоение населения, свободный обмен опытом с западными государствами способствовали изменению менталитета женской аудитории и выдвижению новых женских идеалов: воспитательницы детей, спутницы жизни, хозяйки, деловой женщины, сексуального партнера; т.е. началась идеологизация личной и внутрисемейной сторон жизни женщины, расширилась популяризация внешних стандартов красоты.

Вопрос о классификации отечественной женской прессы в советской теории журналистики не поднимался. Создание журналов по однотипному образцу исключало многообразие видовых структур, возможный вариант построения системы был пред-

ставлен за счет фактора масштабности распространения.

В теории СМИ разработаны различные структурные классификации прессы (например, по характеру учредителя, региону распространения и др.). М.В. Шкондин дифференцирует периодику по аудиторному признаку [6].

В 90-е гг. отечественными учеными был предложен ряд классификаций женских журналов (Р.М. Ям-польская, Лу Мими, А.В. Жукова). В большинстве случаев авторы использовали схожие в своей основе принципы систематизации женских журналов: по аудиторному и тематическому признакам. Целевая направленность издателей и интересы читательской аудитории в своей совокупности формируют содержательную структуру периодического органа. Таким образом, сочетание двух последних типологических элементов позволяет более точно отразить в системной модели специфику изданий, которая для женских журналов выражается, во-первых, в детерминированной адресованности — женская группа — и тематической специализации — материалы о женщинах и женских интересах. Но при построении структуры женской периодики предстает необходимость в более конкретном изучении как адресата, так и содержательных концепций, в ходе чего происходит их детализация.

Тематическая и аудиторная направленность классификационного метода позволяет выделить среди женских журналов, издававшихся в 90-х гг. XX в., следующие типы изданий:

— социально-бытовые («Работница», «Крестьянка»);

— семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»);

— элитарные («Cosmopolitan», «Elle», «Marie Claire», «Harper's Bazaar»);

— феминистские («Женское чтение», «Преображение»);

— профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь», «Секретарь и офис»);

— религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»);

— журналы для девушек («Штучка», «Cool Girl», «Маруся»);

— специализированные по интересам («Бурда моден», «Диана моден», «Золушка вяжет», «Валентина»).

Несмотря на все затруднения, которые обозначились в процессе становления женской периодики 90-х гг., она утвердилась на общем рынке средств массовой информации России. Развитие прессы в начале нового тысячелетия привело к появлению таких типов, как журналы для матерей, посвященные женскому здоровью, для женщин с невысоким достатком. Вместе с тем прекратил существование тип феминистких журналов. Издания феминистской направленности оказались не востребованными аудиторией. Сегодня проблемами гендерной неравноправности занимаются в основном научные журналы, например, издания «Женщина в Российском обществе» (издается с 1996 г.). Издания феминисток получили развитие в Интернете.

Социально-бытовые журналы в 90-х гг. были представлены изданиями «Работница», «Крестьянка», «Мир женщины». Постепенно издания «Работница» и «Крестьянка» стали приближаться к типу семейно-бытовых изданий. Типологические изменения можно объяснить популяризацией в женском сегменте прессы модели, в которой превалируют следующие сферы «женского мира»: «мода», «личные отношения», «детская педагогика», «домоводство». Обозначенное проблемно-тематическое поле, синтезированное в процессе

объединения пяти основных тематических сфер, стало основным.

Итак, сравнительный анализ историко-типологического реформирования женских периодических изданий показывает, что функционирование женской прессы находится под влиянием культурного, политического, экономического факторов развития общества. Первый способствует становлению многофункциональных изданий, отражающих состояние общественного сознания, традиций. Второй — модифицирует женский журнал в средство распространения политической идеологии. Третий — инициирует развитие массовой женской периодики, рассчитанной на интересы широких читательских структур.

Наиболее популярными моделями женских журналов являются издания культурной направленности — литературные; мод, домоводства, рукоделий и литературы; литературно-общественные, о чем свидетельствует их массовое возникновение на протяжении всего периода развития.

Закрепление и совершенствование традиций женской прессы может происходить в условиях свободного информационно-коммуникативного обмена. При ограничении возможности деятельности печатных СМИ, адресованных женской аудитории, установлении цензуры, введении контроля за СМИ со стороны партийных

структур типологические различия в системе женской прессы нейтрализуются, утверждается единая модель женской периодики, что препятствует удовлетворению информационного спроса и, следовательно, полноценному развитию интересов аудитории.

Особенности содержания женских журналов, их цели, структура складываются под воздействием исторических, экономических, политических, социальных факторов. История развития отечественных женских изданий отражает историю социализации женщины, в связи с чем типологические особенности изданий модифицируются под влиянием социальных факторов изменения роли женщины. В тематическом спектре изданий могут отражаться как многочисленные формы общественного сознания, так и избранные, что придает им литературный, общественный, политический, культурный, медицинский, педагогический, профессиональный, религиозный характер.

Женские журналы формируют определенный образ женщины, ее поведение, мышление. Особенности прессы для женщины позволяют учитывать различные характеристики аудитории (возраст, профессию, семейное положение, социальный статус), что отражается в модели издания и дает возможность наиболее полно освещать интересы читательских групп.

список использованной литературы

1. Боннер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник Ростовского университета. 2000. № 2. С. 50-56; Смеюха В.В. Женская пресса в России начала ХХ века (типологический и проблемно-тематический обзор) // Филологический вестник Ростовского университета. 1999. № 1. С. 5458, Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект. Ростов н/Д, 2011. 188 с., Развитие отечественной женской прессы в конце XVIII первой половине XIX веков // Филологический вестник Ростовского университета. 1998. № 1. С. 64-68.

2. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М., 2000.

3. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2001.

4. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М., 2003.

5. Лепилкина О.И. Вопросы периодизации в историко-журналистской науке // Журналистика: история и современность. Ростов н/Д, 2009. С. 241-245.

6. Шкондин М.В. Системные характеристики СМИ // Средства массовой информации России. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.