Научная статья на тему 'Социальная миссия отечественных женских журналов XIX века'

Социальная миссия отечественных женских журналов XIX века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1331
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ / XIX ВЕК / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / NATIVE WOMEN''S MAGAZINES / XIX CENTURY / SOCIAL MISSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломийцева Елена Юрьевна

В статье анализируются отечественные женские издания XIX века сквозь призму выполнения ими социальной миссии по воспитанию, образованию, организации жизни своей целевой аудитории. В позапрошлом столетии женские журналы были по-настоящему социально направленным общественным институтом: эти издания стремились просвещать, развивать, обучать свою читательницу, обогащая её внутренний мир, помогать ей в сложном деле рачительного ведения домашнего хозяйства, информировать о важных для жизни женщины событиях, а позже и приобщать к общественной деятельности, испытанию своих сил на ниве благотворительности и взаимопомощи. В течение XIX столетия представления о социальной миссии журналов трансформировались, но по большому счёту -практически всегда они сопрягались с понятием социальной ответственности и общественного служения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social mission of native women’s magazine of XIX century

The article analyzes the domestic women's edition of the XIX century in the light of the performance of a social mission of education, training, the organization of life of its target audience. In the nineteenth century, women's magazines were truly socially oriented public institution: first of all, these publications have sought to educate, develop, educate their readers, enriching it with the inner world, to help her in the difficult task of prudent housekeeping, inform about important for a woman's life events and later joined to the social activities, test their strength in the field of charity and mutual aid. During the XIX century the idea of the social mission of the log transformed, but by and large almost always they match with the concept of social responsibility and community service.

Текст научной работы на тему «Социальная миссия отечественных женских журналов XIX века»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ШТУДИИ

10.01.00 - Литературоведение

СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ XIX ВЕКА

Елена Юрьевна КОЛОМИЙЦЕВА,

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: [email protected]

В статье анализируются отечественные женские издания XIX века сквозь призму выполнения ими социальной миссии по воспитанию, образованию, организации жизни своей целевой аудитории. В позапрошлом столетии женские журналы были по-настоящему социально направленным общественным институтом: эти издания стремились просвещать, развивать, обучать свою читательницу, обогащая её внутренний мир, помогать ей в сложном деле рачительного ведения домашнего хозяйства, информировать о важных для жизни женщины событиях, а позже и приобщать к общественной деятельности, испытанию своих сил на ниве благотворительности и взаимопомощи. В течение XIX столетия представления о социальной миссии журналов трансформировались, но - по большому счёту -практически всегда они сопрягались с понятием социальной ответственности и общественного служения.

Ключевые слова: отечественные женские журналы, XIX век, социальная миссия.

SOCIAL MISSION OF NATIVE WOMEN'S MAGAZINE OF XIX CENTURY

E. Yu. Kolomiytseva, Full Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of journalism, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected]

The article analyzes the domestic women's edition of the XIX century in the light of the performance of a social mission of education, training, the organization of life of its target audience. In the nineteenth century, women's magazines were truly socially oriented public institution: first of all, these publications have sought to educate, develop, educate their readers, enriching it with the inner world, to help her in the difficult task of prudent housekeeping, inform about important for a woman's life events and later joined to the social activities, test their strength in the field of charity and mutual aid. During the

XIX century the idea of the social mission of the log transformed, but - by and large - almost always they match with the concept of social responsibility and community service.

Key words: native women's magazines, XIX century, social mission.

Сегодня, во времена победившего во всех сферах действительности рынка, постановка вопроса о социальной миссии журналистики по-настоящему, а не «для галочки», важна и своевременна. Понятию «социальная миссия» даётся множество общих и конкретных трактовок специалистами самых разных областей. Обратимся к авторитетным журналистским высказываниям об этом. По результатам научно-практической конференции «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия», прошедшей на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, был выпущен сборник статей и специальный номер журнала «Медиатрен-ды», где читаем: «Под миссией в профессиональной деятельности понимается деятельность, направленная на благо других; какая-либо ответственная роль или задание; призвание, волею судьбы назначенная деятельность» [3]. Известный исследователь и теоретик журналистики М. В. Шкондин на «круглом столе» в Оренбурге сказал: «Социальная миссия журналистики многослойна: образовательная, просветительская миссии, миссия, связанная с формированием и реализацией политики. Роль журналистики не сводится к чему-то одному, она многофункциональна и ведёт к освоению мира» [1]. Опираясь на эти суждения, попробуем обратиться к истории журналистики, там поискав ответы на актуальные вопросы. Наши поиски сосредоточатся на особой нише отечественной периодики - журналах для женщин от момента их возникновения до начала ХХ века.

Словосочетания «женский журнал», «женская пресса» - это названия, не претендующие на термин, во многом спорные, тем не менее они наиболее точно обозначают особый тип СМИ с определённой целевой аудиторией, проблематикой, структурой. Женская пресса, несмотря на своеобразие, развивается в общем русле периодической печати, соответствует общим её параметрам. Более того, на современном этапе это один из наиболее динамично развивающихся сегментов журнальной индустрии, в котором сосредоточены существенные рекламные бюджеты. Запросы читательской аудитории стали основной причиной появления на информационных рынках многих развитых стран за последние годы значительного количества разнообразных женских изданий. Причём, как отмечает Л. Г. Свитич: «Женская аудитория по структуре так же многоуровнева и многопланова, как аудитория в целом: в ней есть разные возрастные группы, группы по профессиональным занятиям, типам интересов и т.п.» [7, с. 158]. Не менее важно и целевое назначение изданий, складывающееся с учётом предпочтений этой аудитории. При этом целевое назначение «вовсе не предполагает обособления женской аудитории, замкнутости в строго очерченных рамках узких "кастовых" интересов. Но женщины должны иметь свою трибуну, своего собеседника и помощника, которые позволяют аккумулировать те элементы их бытия, которые возникают и распространяются в повседневности, становятся более или менее заметными на общем фоне» [7, с. 159].

Прямое отношение к социальной миссии имеют те функции, которые издания выполняют для читателя. Для женской прессы они актуализируются, имея свою специфику:

• познавательно-аналитическая функция - способствует осмыслению аудиторией не только единичных событий и фактов действительности, но и более глубокого, сущностного познания - на уровне особенного и всеобщего - тех или иных явлений и процессов действительности, ведущих к теоретическому освоению аудиторией положения женщин в обществе;

• функция выработки мировоззренческой позиции - формирование и выражение мнений женской аудитории по поводу тех или иных проблем жизни женщин;

• культурно-образовательная функция - обогащение внутреннего мира женщины как самоценной личности достижениями культуры, развивающими её эстетический вкус, воспитывающими её на образцах общемировой культуры;

• рекламная функция -информирование женщин о предлагаемых для них на рынке товарах и услугах;

• рекреативная функция - способствование созданию условий для отдыха женщин, интересного проведения досуга, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления психического здоровья;

• организационно-поведенческая функция - создание на страницах женских изданий моделей поведения, конкретных действий женщины для осуществления той или иной из многочисленных ролей, а также моделей поведения, планов конкретных действий для различных женских групп (возрастных, этнических, региональных, профессиональных и т.п.);

• непосредственно организаторская функция -связана с «выходом» женских изданий на различные социальные институты в своих публикациях [8].

На современном этапе развития рынка СМИ женские журналы ориентируются на определённые слои аудитории, сегментированные с учётом традиционно установившихся семейных ролей женщины (жены, матери, хозяйки); популярных женских профессий (медсестры, секретари, бизнес-леди и другие); духовных интересов (религиозные женщины, образованные и другие); социальных факторов, направленных на улучшение собственного положения (феминистки); с учётом возраста (женщины и девушки), обеспеченности (женщины со средним и высоким достатком) и т.д. Каждый сегмент по-своему видит и выполняет социальную миссию, и корни этого явления кроются в том числе и в истории отечественных женских журналов.

Сегодня при упоминании словосочетания «женские журналы» у большинства слушателей появляется ассоциация с женским «глянцем», который, по сути, является продуктом маркетинговой коммуникации и к качественной журналистике имеет отношение весьма опосредованное. Однако когда-то, на заре возникновения периодики для женщин, подобные издания выполняли прежде всего просветительскую, дидактическую, социально ориентирующую функции.

Начальный этап существования женской периодики - с 1779 года до середины XIX века - не дал большого количества изданий, но заложил главные типологические характеристики будущей прессы для женщин. Первый женский журнал открылся в 1779 году: «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», которое было основано Н. И. Новиковым. Главной его миссией было просвещение соотечественниц. Руководствуясь такими просветительскими целями и считая, что литература и периодика играют важнейшую роль в воспитании,

Н. И. Новиков впервые постарался привлечь к чтению ещё одну группу населения - женщин, полагая, что соответствующая потенциальная аудитория уже сформировалась: появились дамы, разбирающиеся в науках и искусствах, писательницы, поэтессы, переводчицы. Журнал имел ярко выраженную дидактическую направленность, отсюда обилие в нём материалов назидательного характера. Поэтому и заявленным в названии «модам» внимание уделялось своеобразным способом: автор осуждал чрезмерное поклонение одежде, и прилагающиеся к каждому номеру модные картинки были подписаны с заметной иронией - «Щеголиха на гулянье», «Нынешняя уборка по прихоти», «Чепец победы» и т.д. Это было не столько демонстрация модных туалетов, сколько возможность привлечь внимание аудитории дизайном журнала.

В 1791 году появился и первый отечественный журнал, посвящённый непосредственно вопросам моды и переводным рассказам о жизни разных городов,- «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.». Так обозначилось второе направление развития женской прессы - мода, рукоделие и «стиль жизни».

В первой половине XIX века женские журналы начали дифференцироваться по целевому назначению, частью которого как раз и являются представления о социальной миссии, назначении издания, которые исповедовала редакция. Так, стали появляться новые литературные женские журналы - «Журнал для милых» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815) и другие. Такие издания были прежде всего просвещающими, воспитывающими, чуть позже реализовав и развлекательную функцию. При этом на всём протяжении своего развития они вписывались в общий литературный процесс, который в конце XVIII - первой половине XIX века неуклонно двигался от трансформирующегося классицизма и сентиментализма к романтизму. Путём отбора литературных материалов такие издания формировали культурный уровень, мнение, взгляды читательниц. Поскольку в их потенциальную аудиторию могли войти лишь образованные женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, то на страницах этих журналов появлялись именно такие представительницы прекрасного пола, преимущественно из древней истории. Структура журналов включала отделы прозы, поэзии, науки, что придавало им несколько элитарный характер и требовало от издателей тщательной работы над текстом. Кроме того, в это время в женском журнале впервые появилась публицистика и с тех пор начала занимать значительное место в прессе, предназначенной женщинам.

Универсальные по характеру информации издания стремились обогатить свою читательницу сведениями из самых разных сфер действительности. В 1803 году появился журнал «Московский Меркурий» (1803) П. И. Макарова, аттестуемый как «литературный журнал с модами», где издатель попытался разнообразить информацию за счёт попытки организации отдела критики.

В 1816 году начал выходить «Модный вестник» (1816) (издатель П. Зубов). Этот журнал состоял из двух больших частей: литературной, где помещались дамские повести, рассказы и стихи, и раздела моды, где описывались последние новинки

одежды из Парижа, Вены, Лондона. Примечательно, что статьи о моде здесь подавались как основные и располагались на первых страницах.

С 1823 года один из соиздателей «Журнала для милых» П. И. Шаликов стал выпускать собственный «Дамский журнал», выходивший затем в течение 10 лет (1823-1832). До этого у князя Шаликова был опыт издания журнала «Аглая» (1808-1812). В «Дамском журнале» раздел «Литература» поддерживал пришедшее на смену сентиментализму романтическое направление, а в отделе «Мода» помещались обзоры новинок, сопровождавшиеся цветными картинками, корреспонденции из Парижа о модных нарядах, аксессуарах, предметах быта. В этом же журнале впервые появился полноценный раздел «Критика», который включал в себя светскую хронику с описанием культурной жизни Москвы (праздники, музыкальные вечера, балы), небольшие рецензии на новые книги, концерты, журналы (например, доброжелательная оценка альманаха «Полярная звезда»), литературоведческие статьи. Здесь же впервые в женском издании начали обсуждаться вопросы о назначении женщины, о её роли в обществе. Также впервые Шаликов ввёл рубрику «К благотворителям», в которой читательницам сообщались адреса нуждающихся людей, которым они могли бы помочь.

В 1829 году издатель С. Раич (Амфитеатров) выпустил «еженедельный журнал литературы, новостей и мод» «Галатея» (1829-1830), где публиковал собственные переводы прозы, критику, а в поэтический отдел привлёк Пушкина, кн. Вяземского, Баратынского и других. Издание сопровождалось цветными картинками.

Одним из редких журналов-«долгожителей» стал журнал «Ваза» (1831-1884), иллюстрированное издание, открывшееся как «журнал шитья, вышивания, домашней экономии, сельского и городского хозяйства» и редактировавшееся женщинами (в разное время Е. Ф. Сафонова, Ж. К. Гедеонова, Б. И. Сестрженцевич-Богуш). В разделе «Модные новости» он представлял парижскую и петербургскую моду, обозрения одежды, тканей, магазинов, этикета моды («Домашний наряд», «Визитный наряд», «Детский наряд»). Раздел «Работы и рукоделия» предлагал своим подписчицам различные работы для вышивания, при этом по почте вместе с журналом можно было получить выкройки и материалы: канву, шерсть, шёлк, кисею, кружево,- это делалось для привлечения читателей. Существовал и специальный отдел для советов по ведению домашнего хозяйства под названием «Полезные сведения». С 1858 года направленность издания изменилась: «Ваза» становится ещё и литературно-художественным журналом светских новостей.

Изменение в первой половине XIX века аудитории женской прессы способствовало появлению нескольких специальных журналов, посвящённых рукоделию и домашним хлопотам,- «Журнал разного рода шитья и вышивания» (1838-1841), «Гирлянда. Журнал новейших образцов для шитья, вышивания на канве и тамбуре, выкроек и узоров» (1846-1860), «Магазин женского рукоделия» (1847-1857), «Дамский альбом рукодельных работ» (1855-1856). Издатели этих журналов видели своей задачей практическую помощь женщинам в прикладных вопросах.

Несколько особняком стояло возникшее в 1850 году женское издание с образовательной направленностью -«Лучи» (1850). Журнал был ориентирован на молодых читательниц из светского общества и целевым назначением полагал, во-первых, развлекать и приносить удовольствие, во-вторых, нести просвещение и обогащать знаниями, в-третьих, воспитывать нравственные устои. Этим обу-

словлена особая универсальность тематики: издание объединяло литературное и хозяйственно-практическое направления. Помимо традиционных литературного и рукодельного отделов, здесь был открыт отдел науки и библиографии, где читательницам в доступной форме сообщались сведения по ряду серьёзных тем: «Как произошла химия», «Общий взгляд на вселенную», «Составные части цветов», «Шиллер» и другие. Основным автором таких статей был В. Верещагин. Также публиковались рецензии на литературные произведения, преимущественно нравственно-воспитательного и церковно-религиозного характера. По замечанию современной исследовательницы, «журнал поощрял чтение хороших книг и выступал против суетных развлечений света» [6, с. 260].

Во второй половине XIX века усилилось количественное и качественное представительство универсальных изданий, они стали самыми массовыми и востребованными, а информация в них, идя навстречу ожиданиям читательниц, становилась всё более и более разнообразной. Журналы «Северный цветок» (1857-1860), «Модный магазин» (1862-1883), «Модный свет» (1868-1883), преобразованный затем в «Модный свет и модный магазин» (1883-1905), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894) имели в своей структуре отделы литературы, публицистики, библиографии, хроники, где помещались светские и театральные новости. Обязательные хозяйственные отделы содержали советы по домоводству, уборке дома, ведению домашнего хозяйства, кулинарные рецепты, а отделы мод и рукоделий знакомили с зарубежными и отечественными образцами одежды, причёсок, вязания, вышивки и т.п. Под влиянием общественно-политической ситуации в журналы всё активнее проникала информация о женском общественном движении.

Здесь следует отметить, что в середине XIX века под влиянием различных вну-трижурналистских (интенсивная социализация журнальной периодики) и внешних факторов (политических и экономических) в женской прессе произошли определённые изменения. В России начало активно развиваться женское движение, зародился отечественный феминизм, что не могло не сказаться на формировании периодики для женщин: литературный журнал постепенно эволюционировал в литературно-общественный («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (18661868), «Друг женщины» (1882-1884)). Хотя, думается, вполне правомерно назвать такие издания общественно-политическими, с традиционными для такого рода прессы функциями, но с ориентацией на особую аудиторию - женскую.

В данной журнальной периодике актуальным стал новый женский образ умной, образованной, самостоятельной женщины. Издания уже не ограничивались задачей воспитания аудитории, их миссия - изменение менталитета читательниц, пропаганда ценностей женского движения, консолидация женщин, призыв их к активной гражданской позиции. Этой задаче отвечала и обновлённая структура: основными её элементами стали отделы словесности, истории, землеописания, естествознания, изящных искусств, педагогики, библиографии, писем. Главные темы: популяризация научных знаний, освещение и интерпретация важных для женщин социальных событий, воспитание детей, женское образование, труд женщин. Особенно много появилось информации о женском движении.

Следует подчеркнуть, что проблемы женского образования стали настолько болезненны и актуальны в исследуемый период, что инициировали появление

специальных журналов, посвящённых данной проблематике. В 1872 году начал выходить журнал «Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий» (1872-1875), призванный «содействовать ознакомлению общества и родителей с тем, что, как и для чего делается в школе» [7] и преобразованный затем в «Женское образование» (1876-1889). Его издателем и редактором стал В. Д. Сиповский. Появление подобного издания было обусловлено временем: к середине 1870-х годов число женских гимназий в России в общей сложности с прогимназиями превосходит число соответствующих мужских заведений.

Программные статьи «Женского образования» несли концептуальную для издания мысль о том, что «без образования женщин нет народного образования, а без народного образования нет и не может быть истинной свободы, как в нравственном, так и в гражданском смысле этого слова» [2, с. 191]. Журнал включал в себя несколько разделов: «Отдел официальный», где публиковались программы и всевозможные документы, «Отдел неофициальный» с различными статьями, «Педагогическая хроника», «Библиография».

Одной из важнейших задач журнал считал информирование читательниц о новостях в области женского образования, например об открытии Высших женских курсов в Москве, женских учительских школ в Твери, педагогических музеев, о проведении конгрессов и т.д. Особое место занимало освещение проблем медицинского обучения.

Ещё одним журналом подобной направленности стал вышедший в 1894 году в Санкт-Петербурге (издатели А. П. Пешкова-Толиверова и В. П. Воленс) специальный педагогический журнал для женщин «На помощь матерям» (1894-1904), представленный как «педагогическое издание, посвящённое вопросам воспитания детей дошкольного возраста».

Основу журнала составляли статьи о воспитании и образовании детей («О задачах материнского воспитания» (1894, № 1), «Письмо к матерям семейства» (1895, № 1) и другие), библиография педагогической и детской литературы («Обзор педагогических сочинений для матерей» (1895, № 4)), статьи, содержащие практические советы по уходу за детьми, описания игр, физических упражнений, сообщения о деятельности родительских кружков, детских яслей и садов. Публикации подобных материалов способствовало ещё и то, что женщина-мать теперь мыслилась ещё и образованной женщиной, которая занимается самосовершенствованием, что неизменно должно положительно сказаться на семейном быте и проблемах воспитания [4].

Вместе с тем, под влиянием всё возрастающего интереса к так называемому женскому вопросу и споров вокруг роли и положения женщины в обществе, издание считало необходимым освещать деятельность женского движения, всё более и более расширяя присутствие такой информации на своих страницах.

Однако во второй половине XIX века всё же большую часть женской читательской аудитории интересовали те издания, где, помимо «серьёзной» информации, присутствовали материалы развлекательного и прикладного характера, поэтому именно такие журналы преобладали в количественном отношении в данный период. Среди них «Дамский альбом рукодельных работ», издававшийся М. Ста-нюкевич в середине 1850-х годов; журнал «Сандрильона» (1857-1859), который особенно ценили за красивые иллюстрации и полезные советы; «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвящённый женскому хозяйству, рукоделиям и модам»

(1860-1861), выходивший под руководством талантливого редактора Марии Ковалевской; «Русская хозяйка» (1861-1862), «Модные выкройки» (1872-1882); журнал «Женские работы» (1872-1874), издатель Елизавета Сафонова; «Моды и рукоделия» (1875-1880), издательница-редактор Елизавета Ананьева; «Аврора» (1875-1878), женский рукодельно-модный, хозяйственный, иллюстрированный журнал, издававшийся Стефанией Лепковской и редактировавшийся Ольгой Ми-ропольской и Клеопатрой Заикой; «Женский труд» (1880-1882), «Вестник моды» (1885-1916), «Венский шик» (1899-1908), «Модный курьер» (1910-1910).

Таким образом, с момента возникновения и на протяжении всего XIX века, несмотря на дифференциацию и усложнение типологии, отечественные женские журналы в целом мыслили свою социальную миссию в параметрах «разумного, доброго, вечного». Прежде всего эти издания стремились просвещать, развивать, обучать свою читательницу, обогащая её внутренний мир, помогать ей в сложном деле рачительного ведения домашнего хозяйства, информировать о важных для жизни женщины событиях, а позже и приобщать к общественной деятельности, испытанию своих сил на ниве благотворительности и взаимопомощи. Даже в так называемых модных изданиях преобладал прикладной аспект (сделать своими руками, создать самой и т.п.), что, конечно, не имеет ничего общего с современной пропагандой неуёмного потребления и чуть ли не еженедельного обновления гардероба. В течение XIX столетия представления о социальной миссии журналов, безусловно, трансформировались, но - по большому счету - практически всегда они сопрягались с понятием социальной ответственности и общественного служения.

Литература

1. Арутюнян Э. Не врать. Социальная миссия журналистики [Электронный ресурс] // Оренбургская неделя-ОпПпе : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 2013.

- 11 апреля. - Режим доступа: http://www.onlineon.ru/2013-04-11/article/7988/

2. Женское образование. - 1876. - № 1-2.

3. Журналистика: профессия или социальная миссия? [Электронный ресурс] // Медиатренды. Выпуск № 38 : [веб-сайт]. -Электрон. дан. - 29.03.2013.

- Режим доступа: http://www.joum.msu.m/about/mediatrends/7469/?print=Y

4. Литвинова Е. К вопросу о самообразовании матерей // На помощь матерям.

- 1901. - № 6. - С. 233-238.

5. От редакции // Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий.

- 1872. - № 1. - С. 2.

6. Скобло Е. В. Эволюция женской периодики в дореволюционной России // Литературоведение и журналистика : межвузовский сборник научных трудов / [редкол.: Е. Г. Елина (отв. ред.) [и др.]. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

7. Типология периодической печати : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / [М. Е. Аникина и др.] ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 234, [2] с. табл.

8. Ямпольская P. M. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика.

- 1997. - № 4. - С. 3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.