Научная статья на тему 'Влияние социально-экономических и политических факторов на развитие отечественных женских журналов в 1918 г'

Влияние социально-экономических и политических факторов на развитие отечественных женских журналов в 1918 г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
382
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ИСТОРИЯ / "ЖУРНАЛ ДЛЯ ХОЗЯЕК" / "ВЕСТНИК МОДЫ" / АУДИТОРИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ТЕМАТИКА / 1918 Г. / WOMEN''S PRESS / HISTORY / "MAGAZINE FOR HOSTESSES" / "MESSENGER OF FASHION" / AUDIENCE / TYPOLOGY / SUBJECT / 1918-

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха В.В.

В статье рассматривается деятельность массовых женских журналов, издававшихся в 1918 г., анализируются типологические особенности, тематическое содержание популярных частных изданий: «Журнала для хозяек», «Вестника моды». Основные методы исследования исторический, типологический, сравнительный, филологический. Автор выявляет проблемы функционирования журналов, связанные с экономическими и политическими трансформациями общества; показывает, как издания посредством изменения тематики не только отображали социально-политические и экономические преобразования, но и стремились к взаимодействию с аудиторией, формировали её идеологические, морально-нравственные характеристики, практические навыки. К 1918 г. закрылись многие периодические издания, редакции которых вели эффективную коммерческую деятельность в дореволюционный период. К экономически эффективной периодике относилась и массовая женская пресса. «Журнал для хозяек», «Вестник моды» издания, которые выходили в 1918 г., несмотря на финансовые убытки их издателей (журналы продолжат свою работу в 1922-1926 гг.). В связи с изменением условий функционирования (ростом цен на бумагу и издательские услуги, ухудшением качества полиграфии, введением государственной монополии на рекламу и др.) редакции женских журналов были вынуждены сократить периодичность, повысить цены на издания. Изменение тематики отображало трансформацию условий жизни населения и его потребностей. Ключевой темой стала политическая: в аналитических публикациях («Журнал для хозяек»), колонке редактора, обращениях от издателя, ответах на письма («Вестник моды») негативно оценивалась политическая дестабилизация общества. Экономический кризис определил интерес изданий к публикации материалов с описанием изменения качества питания, быта, досуга, а также советов по производству в домашних условиях необходимых продуктов. В изданиях сохранились разделы моды и кулинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC WOMEN''S MAGAZINES IN 1918

The article deals with the activity of mass women's magazines published in 1918, typological features, thematic content of popular private publications such as «Zhurnal dlya hozyaek» («Magazine for hostesses»), «Vestnik mody» («Messenger of fashion») are analyzed. The main methods of research are historical, typological, comparative, philological. The author reveals the problems of the functioning of journals connected with the economic and political transformations of society; shows how the editions through the change of subjects not only reflected socio-political and economic transformations, but also sought to interact with the audience, formed its ideological, moral and moral characteristics, practicalskills. By 1918, many periodicals were closed, the editorial offices of which conducted effective commercial activities in the pre-revolutionary period. The mass female press also belonged to the costeffective periodicals. «Zhurnal dlya hozyaek» («Magazine for hostesses»), «Vestnik mody» («Messenger of fashion») publications that were published in 1918, despite the financial losses of their publishers (magazines will continue their work in 1922-1926.). Due to the change in the conditions of functioning (increase in prices for paper and publishing services, deterioration in the quality of printing, the introduction of the state monopoly on advertising, etc.), the editorial offices of women's magazines were forced to reduce the frequency, increase prices for publications. Changing themes reflected the transformation of the living conditions of the population and its needs. The key topic was political: analytical publications («Zhurnal dlya hozyaek»), the editor's column, appeals from the publisher, responses to letters («Vestnik mody») negatively assessed the political destabilization of society. The economic crisis has determined the interest of publications in the publication of materials describing changes in the quality of food, life, leisure, as well as advice on the production of necessary products at home. In the publications of the preserved sections of fashion and gastronomy.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических и политических факторов на развитие отечественных женских журналов в 1918 г»

УДК 070

DOI 10.18413/2075-4574-2018-37-4-623-632

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ В 1918 г.

IMPACT OF SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC WOMEN'S MAGAZINES IN 1918

В.В. Смеюха V.V. Smeyukha

Ростовский государственный университет путей сообщения,

Россия, 344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Rostov State Transport University, 2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Sq., Rostov-on-Don, 344038, Russia

E-mail: smeyha@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается деятельность массовых женских журналов, издававшихся в 1918 г., анализируются типологические особенности, тематическое содержание популярных частных изданий: «Журнала для хозяек», «Вестника моды». Основные методы исследования -исторический, типологический, сравнительный, филологический. Автор выявляет проблемы функционирования журналов, связанные с экономическими и политическими трансформациями общества; показывает, как издания посредством изменения тематики не только отображали социально-политические и экономические преобразования, но и стремились к взаимодействию с аудиторией, формировали её идеологические, морально-нравственные характеристики, практические навыки. К 1918 г. закрылись многие периодические издания, редакции которых вели эффективную коммерческую деятельность в дореволюционный период. К экономически эффективной периодике относилась и массовая женская пресса. «Журнал для хозяек», «Вестник моды» - издания, которые выходили в 1918 г., несмотря на финансовые убытки их издателей (журналы продолжат свою работу в 1922-1926 гг.). В связи с изменением условий функционирования (ростом цен на бумагу и издательские услуги, ухудшением качества полиграфии, введением государственной монополии на рекламу и др.) редакции женских журналов были вынуждены сократить периодичность, повысить цены на издания. Изменение тематики отображало трансформацию условий жизни населения и его потребностей. Ключевой темой стала политическая: в аналитических публикациях («Журнал для хозяек»), колонке редактора, обращениях от издателя, ответах на письма («Вестник моды») негативно оценивалась политическая дестабилизация общества. Экономический кризис определил интерес изданий к публикации материалов с описанием изменения качества питания, быта, досуга, а также советов по производству в домашних условиях необходимых продуктов. В изданиях сохранились разделы моды и кулинарии.

Abstract

The article deals with the activity of mass women's magazines published in 1918, typological features, thematic content of popular private publications such as «Zhurnal dlya hozyaek» («Magazine for hostesses»), «Vestnik mody» («Messenger of fashion») are analyzed. The main methods of research are historical, typological, comparative, philological. The author reveals the problems of the functioning of journals connected with the economic and political transformations of society; shows how the editions through the change of subjects not only reflected socio-political and economic transformations, but also sought to interact with the audience, formed its ideological, moral and moral characteristics, practical

skills. By 1918, many periodicals were closed, the editorial offices of which conducted effective commercial activities in the pre-revolutionary period. The mass female press also belonged to the cost-effective periodicals. «Zhumal dlya hozyaek» («Magazine for hostesses»), «Vestnik mody» («Messenger of fashion») - publications that were published in 1918, despite the financial losses of their publishers (magazines will continue their work in 1922-1926.). Due to the change in the conditions of functioning (increase in prices for paper and publishing services, deterioration in the quality of printing, the introduction of the state monopoly on advertising, etc.), the editorial offices of women's magazines were forced to reduce the frequency, increase prices for publications. Changing themes reflected the transformation of the living conditions of the population and its needs. The key topic was political: analytical publications («Zhurnal dlya hozyaek»), the editor's column, appeals from the publisher, responses to letters («Vestnik mody») negatively assessed the political destabilization of society. The economic crisis has determined the interest of publications in the publication of materials describing changes in the quality of food, life, leisure, as well as advice on the production of necessary products at home. In the publications of the preserved sections of fashion and gastronomy.

Ключевые слова: женская пресса, история, «Журнал для хозяек», «Вестник моды», аудитория, типология, тематика, 1918 г.

Keywords: women's press, history, «Magazine for hostesses», «Messenger of fashion», audience, typology, subject, 1918.

Введение

В начале XX в. отечественные периодические издания становятся массовыми и получают широкое распространение [Корнилов, Короченский, 2003; Коханая, 2016]. Женская пресса была представлена несколькими подтипами изданий: массовыми литературно-общественными журналами, журналами мод, домоводства, рукоделий и литературы, общественно-политическими периодическими изданиями. И если общественно-политические журналы («Женский вестник», «Союз женщин», «Работница») издавались на партийные взносы, пожертвования читательской и сочувствующей аудитории, то литературно-общественные и модные издания превратились в экономически прибыльные предприятия. Исследователь О.А. Симонова пишет о коммерческой эффективности дореволюционных массовых женских журналов следующее: «Противостояние между дамскими журналами основывалось не на идеологической, а на коммерческой почве. Очень популярным у читательниц был «Журнал для хозяек» (1912-1926 гг.), достигший к концу 1912 г. тиража в 50 тыс. экземпляров, а в 1917 г. - уже 185 тыс. Это был ошеломляющий успех, если принять во внимание тот факт, что больший период издания журнала пришелся на военное время, когда доходы населения снизились, а цены на журнал выросли (стоивший в 1912 г. 30 коп., к 1917 г. журнал подорожал в пять раз)» [Симонова, 2015]. Самая дешевая годовая подписка на «Вестник моды» (с минимальным количеством приложений) на 1910 г. обходилась читателям в 5 руб. (всего предлагалось пять вариантов подписки для различных аудиторных групп), в 1918 г. - в 18 руб. Значительную часть доходов издатели женских журналов получали от публикации рекламных объявлений, например, в 1917 г. одна строка текста объявления в «Вестнике моды» стоила 1руб. 50 коп. Таким образом, в начале XX в. отечественные женские журналы были популярным типом изданий и предлагали информацию, учитывающую читательские интересы женщины (гражданки, жены, матери, хозяйки) и отражающую социально-политические и экономические трансформации общества данного периода.

Редакции массовых женских периодических изданий освещали масштабные политические и экономические события, так как, по мнению издателей, данные изменения отображались на жизни женщины и ее семьи. Все издания разместили сообщения о начале Первой мировой войны и затем регулярно следили за ходом военных действий, описывали разработку и введение новых законов, реформирование системы образования, изменение рынка труда и т.д. Журналы информировали о революционных событиях 1917 г. и их по-

следствиях. В 1918 г. немногие женские издания смогли продолжить свою деятельность, что объяснялось экономической ситуацией в стране. 1918 год стал последним годом работы массовых женских литературно-общественных и модных изданий. В начале 20-х гг. из частных изданий смогли продолжить свою деятельность только «Журнал для хозяек» и «Журнал для женщин» (1922-1926), после чего они были закрыты по политическим причинам - в стране начала активно развиваться система политической женской прессы.

Целью данной статьи является изучение деятельности женских журналов, выходивших в 1918 г., который оказался кризисным для их журналистской и коммерческой деятельности. Исторический, типологический, сравнительный, филологический методы исследования позволяют проследить изменения в тематике и типологической структуре изданий, вызванные политическими и экономическими факторами. В советский период ученые уделяли внимание, главным образом, истории большевистских газет и журналов, на современном этапе исследователи проявляют интерес к прессе различных политических партий, а также неполитической периодике, издававшейся в 1918 г., пользовавшейся признанием аудитории и выполнявшей свои важнейшие функции: информационные, социализирующие, просветительские [Шереметьева, 2011; Агеева, 2013; Звягин, Марчук, 2016 и др.]. Несмотря на достаточную степень изученности дореволюционной женской периодики [Симонова, 2008; Минаева, 2010; Крадецкая, 2012; Нестерова, 2015; Подворко, Исаева, 2015; Гусева, Ершова, 2017; Синова, 2017 и др.], издания 1918 г. практически не анализируется в научных работах. В данной статье будут рассмотрены «Журнал для хозяек» и «Вестник моды».

Основная часть

Литературно-общественный «Журнал для хозяек» издавался в Москве А.В. Лобановым с 1912 г. Журнал был двухнедельным, выходил с приложениями по кройке и шитью, кулинарии, детским приложением «Для наших детей». «Журнал для хозяек» выпускал массовую литературу по кулинарии, домоводству. При издании действовали: курсы рукоделий, кройки и шитья, изготовления шляп, рукодельный и косметический отделы, занимавшиеся распространением готовых рукоделий, а также материалов для их изготовления, косметических препаратов зарубежных фирм и собственной лаборатории «Журнала для хозяек». Ухудшение экономических условий в 1917 г. привело к тому, что редакция была вынуждена повысить цену на издание («Издательство "Журнала для хозяек" приносит свою искреннюю благодарность подписчицам журнала, удовлетворяющим его просьбу о доплате за подписку текущего года, вызванную неимоверно тяжелыми условиями издания в настоящее исключительное для всех русских людей время»1 выпускать некоторые номера сдвоенными, задерживать выход журнала («В настоящее время мы озабочены вопросом о создании собственной типографии, но осуществить это в ближайшее время нельзя, благодаря крайней трудности получения машин из-за границы, приобрести же мало-мальски пригодную для нас старую типографию также нельзя, потому что все типографии заняты и, кроме того, ценятся на вес золота»2. В 1918 г. нарушение работы железнодорожного сообщения отразилось на коммерческой деятельности торговых отделов «Журнала для хозяек» - товары стали доставляться подписчицам с большой задержкой, а некоторые почтовые станции совсем прекратили прием посылок.

Журнал мод, домоводства, рукоделий и литературы «Вестник моды» открылся в Санкт-Петербурге в 1885 г. Его издателем стал Н.П. Аловерт, ученик Г.Д. Гоппе. Последний владел крупнейшими российскими журналами моды. Как пишет Т. Ильясов, «в последнее десятилетие XIX века рынок дамских журналов поделили дом Гоппе (уже под управлением его наследников) и Николай Аловерт. Умами и вкусами дам безраздельно

1 От издательства. Журнал для хозяек. 1917. № 14-15. С. 1

2

От редакции. Журнал для хозяек. 1917. № 9. С. 1

правили три их основных издания: "Новый Русский Базар", "Модный Свет" и "Вестник Моды"» [Ильясов, 2017]. В начале XX в. Н.П. Аловерт выкупил у семьи Гоппе модные издания и стал единоличным владельцем серии модных журналов, ориентированных на различные читательские сегменты.

Периодичность «Вестника моды» в разное время составляла от 52 до 24 номеров в год. В объявлении на подписку на 1917 г. редакция указывала, что издание выходит «обыкновенно 48 №№ в год».

В 1917 г. Н.П. Аловерт объединил журналы «Вестник Моды», «Модный курьер» и «Парижская Мода» в издание с единым названием «Вестник Моды. Модный курьер и Парижская Мода».

На протяжении 1918 г. издатель публиковал обращения к аудитории, в которых описывал проблемы, связанные с выпуском журнала: «Отсутствие электрической энергии, при помощи которой работают предприятия по печатанию журнала, вынуждают меня выпустить № 2 двойным № 2-3»3; «новое увеличение всех цен по изданию журнала вынуждает меня сократить объем журнала и выпускать его один раз в два месяца. прибегаю к этой мере с тяжелым чувством, по необходимости»4; «вследствие чрезмерного повышения цен на работы и материалы по печатанию, премии не будут разосланы в этом году»5 -у отечественных издателей женских журналов сложилась традиция высылать постоянным подписчикам «премии» - модные приложения, книги и т.д.

Основные трудности, с которыми столкнулись российские издатели в послереволюционный период, - это рост цен на бумагу, полиграфические услуги, закрытие типографий. Так, в Петрограде количество типографий сократилось с 350 до 120, в Москве - с 300 до 145 [Агеева, 2013].

Введение государственной монополии на рекламу лишило издателей СМИ основного источника доходов. Исследователь Е.А. Агеева отмечает, что в Москве в конце 1917 - начале 1918 гг. рекламный сектор еще не был взят под контроль государственных органов, и пресса продолжила публиковать рекламные объявления. Н.П. Аловерт в № 7-8 (15 июня) за 1918 г. пишет, что «не имеет права давать объявления», хотя еще в начале года заказы на рекламу принимались - стоимость одной строки рекламного объявления выросла с 1 руб. 50 коп. до 3 руб.

Таким образом, несмотря на ухудшившиеся экономические условия, женские журналы продолжили свою работу. Бумажный кризис отразился на качестве бумаги, на которой они печатались. Но издание Н.П. Аловерта по-прежнему выходило с иллюстрациями французских, английских и американских моделей одежды.

Социально-политические и экономические факторы повлияли не только на внешний вид и периодичность женской прессы - менялась ее тематика. В основе отношений редакций дореволюционных журналов с их аудиторией лежала концепция оказания помощи читательницам посредством публикации необходимой информации, советов, ответов на письма. Исходя из этого, периодика не только сообщала о важнейших событиях, но и анализировала их.

Массовая женская пресса начала XX в. не являлась аполитичной. Факт свершения Февральской революции авторы женских журналов оценили положительно: «... мы дожили до настоящего, истинно Великого Праздника, о котором еще месяц назад мы едва могли мечтать. ... Свобода пришла так неожиданно, что в первые дни она казалась сном»6, «Свершившийся государственный переворот сделал Россию свободной страной. Отныне каждый гражданин может свободно пользоваться своими духовными и физическими си-

3 Вестник Моды. Модный курьер и Парижская Мода. № 2. С. 28

4 Вестник Моды. Модный курьер и Парижская Мода. № 4. С. 40

5 Вестник Моды. Модный курьер и Парижская Мода. № 8. С. 48

6 Великий праздник. Журнал для хозяек. 1917. № 6. (25 марта). С.1

лами для личного блага и блага своей родины, чтобы сделать ее могучей и славной»7. Революционные события в изданиях связывались с началом обновлений, которые должны были улучшить качество жизни населения. Однако уже довольно скоро пресса стала указывать на признаки экономической дестабилизации, нарушения привычного жизненного уклада.

После прихода к власти большевиков к экономическому кризису добавился идеологический. Смена власти, классовая борьба, дефицит продовольствия, ухудшение криминальной ситуации трактовались женскими периодическими изданиями и с политической, и с экономической точек зрения.

Традиционно в первых номерах каждого года авторы женских журналов размещали поздравительные письма, обращения от редакций, рождественские рассказы, стихи. Издания за 1918 г. открылись описанием политической и экономической катастрофы, в которой оказалась Россия.

«С новым годом! С новым счастьем, дорогие читательницы!

Никогда не думали, не гадали мы, что в седьмой годовщине нашего существования нам придется обращаться с новогодним приветствием в такой ужасающей обстановке полного разрушения великого и мощного государства Российского.

Злой иронией звучит пожелание нового счастья среди ужасов гражданской войны, голода и небывалой общественной разрухи. ...», - писала редакция «Журнала для хозяек»8. «Вестник моды» также делился трагическими наблюдениями, которые показывали, что у автора нет оптимистической веры в скорейшую нормализацию сложившейся ситуации: «Жизнь, полная лишений, которую мы ведем, будет ли лучше после окончания войны? Мы обносились, наголодались ... »9.

Обратим внимание на противопоставление, присутствующее в обращении к читательницам «Журнала для хозяек»: «великому и мощному государству Российскому» угрожает «полное разрушение». Необходимо отметить, что женские журналы дореволюционного периода проповедовали патриотические настроения, выступали на стороне своей читательской аудитории, мотивировали ее на оказание помощи стране, например, в период Первой мировой войны организовали сбор денежных средств, посылок в помощь армии. О патриотизме редактора «Вестника моды» пишет и Т. Ильясов: «Аловерт. был талантлив, очень деятелен, чрезвычайно амбициозен и патриотичен» [Ильясов, 2017]. И именно патриотическими настроениями можно объяснить функционирование женских журналов в 1918 г., когда коммерческая деятельность прессы становилась все более неэффективной, однако именно в этих условиях редакции не просто продолжали свою работу, а перестраивали ее в соответствии с происходившими событиями. В новогоднем обращении редакция «Журнала для хозяек» подвела итог своей многолетней деятельности: «Если у нашего журнала и есть какая-то общественная заслуга, то эта заслуга, безусловно, состоит в той проповеди жизнерадостности, веры в жизнь, в её свет и счастье, которую мы неустанно вели из года в год во всех наших статьях, рассказах и беседах»10. Тем самым подчеркивалась мысль, что основная цель издания состоит в формировании идеологических, морально-нравственных характеристик аудитории, оказании информационной помощи в кризисных ситуациях.

Первые страницы «Журнала для хозяек» стали занимать статьи, посвященные экономическим и политическим вопросам, - данные темы превратились в основные. И хотя публикации, рассматривающие политическую ситуацию, не стали многочисленными (в

7

Вестник моды. 1917. № 7. (1 марта). С. 97

8

Редакция. 1-е января 1918 года. Журнал для хозяек. 1918. № 1. С.1

9 Н.А. Жизнь после войны. Вестник моды. 1918. № 2. С. 22

10 Редакция. 1-е января 1918 года. Журнал для хозяек. 1918. № 1. С. 1

сравнении с материалами об экономическом положении населения), в них редакция показала свое видение политических перемен и отношение к ним.

В материале «Так было, так будет» автор Д'Альг характеризует информационную политику, формируемую прессой, пишет о цикличности истории и указывает на виновников экономического кризиса. В стране значительно увеличилась численность политических изданий, на страницах которых велась активная пропагандистская работа: «Не мало людей сейчас, читая известия о происходящих событиях, хватаются за голову с беспомощным восклицанием. С ожесточением ищут ответ на этот вопрос в газетах и кончают свои искания не менее беспомощным восклицанием: "Ничего не поймешь! Все по-разному пишут!.. Не знаешь, чему верить!"

Результат естественный, ибо беспартийных газет не существует, а потому не может быть и беспристрастной оценки событий. Одно и то же событие открывает для большевистской газеты радостный розовый горизонт новой эры человеческого развития, а для кадетской - черную бездонную пропасть неизбежной гибели»11. Октябрьский переворот «Журнал для хозяек» не принял, как и вся буржуазная пресса, издание выражало надежду на скорейшую нормализацию политической ситуации, Д'Альг приводит в доказательство исторические факты, связанные с европейскими революциями, и приходит к выводу: «Происходит сейчас революция, и очень ошибаются те, кто думает, что происходит у нас революция небывалая. Было и разложение армии, полное исчезновение дисциплины, избиение командного состава, массовое дезертирство, грабежи.». Автор делает заключение о временности правления большевиков: «Массы будут говорить: "... Так долой же всё новое, давайте нам старое, давайте нам царя, ибо при нем жилось сытнее и спокойнее, при нем хоть порядок был! "

Этим откатом вправо большевики будут окончательно сметены и раздавлены. Они будут уничтожены просто физически».

Издание подвергло критике законы, принятые новой властью, в частности, Декрет о гражданском браке и Декрет о расторжении брака: «.о другой крупной реформе, -установлении гражданского брака и легко достижимого развода, мы не говорим, ибо эта реформа принадлежит к области большевистского законодательства, весьма непрочного и неясного. При самом полном политическом равноправии. женщина окажется в положении далеко не равноправном, с бросившим ее возлюбленным, ибо вся тяжесть содержания ребенка ляжет на нее»12

«Вестник моды» революцию также называл переворотом, который «грозит ослож-нениями»13 (№ 2. С. 21). В отличие от «Журнала для хозяек» издание не размещало аналитических статей - они не были предусмотрены концепцией «Вестника моды», однако здесь регулярно публиковались колонка редактора, обращения от издателя, ответы на письма, а также советы под рубрикой «Смесь», где редакция комментировала происходившее в стране события - главным образом, дефицит продовольствия, изменение образа жизни горожан.

Обозначившийся еще в период Первой мировой войны экономический кризис обострился в 1918 г. Авторы очерков «Петроград на переломе эпох» характеризуют особенности сложившегося продовольственного дефицита следующим образом: «Основным фактором, накладывавшим отпечаток на жизнь города в течение последующих лет, была хроническая нехватка продовольствия. <.> Конечно, такая ситуация сложилась не в одночасье. Перебои со снабжением начались еще в начале 1917 г. Однако тогда это были лишь единичные случаи. По мере углубления хозяйственного кризиса товарообмен между губерниями все более дезорганизовывался, а Гражданская война, первые сражения кото-

11 Журнал для хозяек. 1918. № 1. С. 2-4

12

Д'Альг. Женские задачи. Журнал для хозяек. 1918. № 2. С. 24

13 Вестник моды. 1918. № 2. С. 21

рой прогремели уже в конце 1917 г., еще более усугубила положение» [Яров, Балашов, 2003]. «Журнал для хозяек» инициировал публикацию писем и заметок читательниц, делившихся опытом решения продовольственных проблем и организации семейного питания: «Редакция. просит. женщин и из столиц, и из провинции присылать описания их настоящей жизни, чтобы этими жизненными документами запечатлеть переживаемую

14 т->

эпоху на страницах нашего журнала»14. В размещавшихся читательских материалах отражалась хроника будней домашних хозяек: «Мой рабочий день начинается очень рано, в 5, в 6 часов. Происходит это потому, что каждый день мне нужно достать что-нибудь по карточкам, в очереди: то мясо, то сахару. Вот получишь какой-нибудь 213-й и ждешь уже после открытия лавки часа два, когда до тебя дойдет очередь. Хорошо еще, что существуют эти товарищи-спекулянты, а без них совсем хоть с голоду помирай»15. Редакция отказалась от публикации привычных кулинарных рецептов по причине отсутствия в свободной продаже необходимых продуктов. Так, например, вместо рецепта блинов в журнале был размещен материал «Блины. Вместо некролога», в котором редакция разъяснила причины изменения содержания кулинарного раздела: «.несмотря на строжайший приказ редактора дать рецепт блинов в этом номере журнала, сотрудники кулинарного отдела категорически заявили, что придумать блины без муки и масла они не в состоянии. А раньше-то, при жизни блинов, порция их в ресторане стоила всего 50 копеек»16, в этом же номере были размещены «указания» по «приготовлению теста вообще и печения хлеба».

Напомним, что «Журнал для хозяек» издавался в Москве, однако он освещал и особенности быта жителей Петрограда, где экономическая ситуация была значительно хуже [Бондарев, 2015]. В № 3 вышел материал «Петроград и продовольствие». Автор Т. Хитрово описывает питание, условия жизни, досуг горожан: «.После обеда семья расходится неудовлетворенная: суп из конских костей на манер куриного и котлетки из сухих кореньев или картофельной шелухи обычно не содействуют хорошему настроению. . На смену голодному дню приходит холодная ночь. Я ничего не говорю о развлечениях, -только храбрые ходят в театры и концерты, возвращаясь с которых рискуют если не жиз-

17

нью, то имуществом»1'.

«Вестник моды», издававшийся в Петрограде, в коротких комментариях показывал изменения жизни в городе: «Мы обносились, наголодались.», «наши заботы теперь направленны на то, чтобы не быть ограбленными и убитыми и быть сытыми»18. И если редакция «Журнала для хозяек» сетовала на отсутствие необходимых продуктов для традиционных кулинарных блюд, то издательство «Вестника моды» подготовило серию кулинарных книг: «100 блюд из яиц», «100 блюд из картофеля», «100 кушаний из остатков» и др. В № 7-8 (15 июня) на первой странице журнала были размещены «Полезные советы», в которых рассказывалось о производстве в домашних условиях соленого и топленого масла.

Помимо продовольственного кризиса, горожане испытывали дефицит промышленных товаров: «Еще одной серьезной проблемой для жителей Петрограда, как и других российских городов, стал недостаток одежды. Иностранцев, приезжавших в страну, удивляло и поражало, как плохо были одеты здесь люди» [Яров, Балашов, 2003]. Ответ на вопрос «как случилось, что за несколько лет жители города, претендовавшего на звание европейской столицы, стали так плохо выглядеть» дают историки: одежда обменивалась на продукты питания, те, у кого оставались приличные вещи, боялись выходить в них на

14 Журнал для хозяек. 1918. № 2. С. 7

15 Захарьина А. Как мы жили в 1918 году (письмо матери-хозяйки). Журнал для хозяек. 1918. С. 1-2

16 Журнал для хозяек. 1918. № 2. С. 6

17

Журнал для хозяек. 1918. № 3. С. 4-5

18 Журнал для хозяек. 1918. № 2. С. 21,25

улицу. Особенно в плохом состоянии была обувь горожан - начались перебои в работе городского транспорта, новую обувь приобрести было сложно.

Модные отделы были основными в женских журналах начала XX в., они рассказывали о новинках в сфере моды, формировали модные вкусы и потребности читательниц. С началом Первой мировой войны женские издания периодически публиковали материалы о необходимости изменения отношения к моде в связи с тяжелым положением страны, после Февральской революции журналисты стали ссылаться на рост цен на одежду, косметику. В 1918 г. положение ухудшилось до такой степени, что журналы стали публиковать советы по починке обуви («Очень рада, что вам удалось хорошо починить ботинки, способом, указанном нами»19) и переделке платьев («Переделка старых платьев интересует многих дам, располагающих небольшими средствами для своего туалета»20). «Вестник моды» вплоть до своего закрытия размещал иллюстрации зарубежных моделей одежды, одновременно с этим издание учитывало финансово-экономическое положение своей аудитории: «Нынешние платья отличаются простыми фасонами и скромными отделками. С каждым днем жизнь становится трудней и трудней, приходится отказывать себе в самом необходимом и соблюдать строжайшую экономию. Все говорит за то, что и эту зиму мы

будем иметь очень простые моды и самые незатейливые отделки, не требующие больших

21

расходов»21.

Как отмечалось выше, «Журнал для хозяек» продолжил свою деятельность в 20-е гг. О судьбе Н.П. Аловерта, издателя «Вестника моды», сообщает Т. Ильясов: «С приходом революции Аловерт был вынужден закрыть свои журналы. В последнем выпуске «Вестника моды» он обращается к читательницам с извинениями в том, что не может более доставлять из Парижа иллюстрации из-за сложившейся обстановки. Большую квартиру Аловерта, занимавшую целый этаж в Петербурге на углу Итальянской улицы и Фонтанки, превратили в коммуналку, оставив Николаю Павловичу одну маленькую комнатку. Уже старый человек, он не переставал работать, трудился корректором до восьмидесяти двух лет, когда потерял зрение и последние годы жил, продавая остатки мебели красного дерева» [Ильясов, 2017].

Заключение

Особенности деятельности массовых женских журналов в 1918 г. определялись политическими и экономическими факторами. Редакции были вынуждены сократить периодичность, объем журналов, использовать бумагу невысокого качества. Несмотря на экономические трудности, связанные с ростом цен на бумагу, полиграфические услуги, доставкой изданий подписчикам, женские журналы продолжили традиции в журналистской деятельности, общении с читательской аудиторией, сформировавшиеся в предыдущие годы. Издания поддерживали женскую аудиторию, что выражалось в публикации информации, аналитических статей и комментариев, советов, способствовавших интерпретации важнейших для читательниц событий, формированию их идеологических, морально-нравственных, поведенческих характеристик; изменении тематики в соответствии с информационными потребностями аудитории.

В «Журнале для хозяек» материалы на политические и экономические темы становятся основными. «Вестник моды» также отображает социально-политические и экономические трансформации социума, что прослеживается в обращениях издателя к аудитории, советах. Оба издания не поддерживали смену власти, что мотивировалось экономическим и идеологическим кризисом в стране, нарушившим привычный образ жизни горожан, семейный уклад. Освещали экономическую дестабилизацию жизни горожан: публи-

19 Вестник моды. 1918. № 2. С. 26

20 Вестник моды. 1918. № 1. С. 7

21 Вестник моды. 1918. № 1. С. 16

ковали письма читателей, описывавшие изменение бытовых условий, рациона питания, рост цен на продукты.

В журналах продолжили работу разделы моды и кулинарии, между тем они ориентировались, в первую очередь, на финансовые возможности аудитории, дефицит продуктов и промышленных товаров.

Список литературы References

1. Агеева Е.А. 2013. Московская периодическая печать в 1917-1918 годы: проблемы взаимодействия с новой властью. Гуманитарные науки. Вестник финансового университета, 3 (11): 70-82.

Ageeva E.A. 2013. Moskovskaya periodicheskaya pechat' v 1917-1918 gody: problemy vzai-modejstviya s novoj vlast'yu. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta, 3 (11): 70-82.

2. Бондарев С.В. 2015. Рыночная торговля в Петрограде в 1917-1921 гг. Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. СПб, СПбГУ: 221.

Bondarev S.V. 2015. Rynochnaya torgovlya v Petrograde v 1917-1921 gg. Dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. SPb, SPbGU: 221.

3. Гусева И.Е. Ершова Т.В. 2017. Женская большевистская пресса в 1914-1917 годы. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки, 2 (26): 35-42.

Guseva I.E. Ershova T.V. 2017. ZHenskaya bol'shevistskaya pressa v 1914-1917 gody. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki, 2 (26): 35-42.

4. Звягин С.П., Марчук С.В. 2016. Газеты о состоянии досуга в Мариинском, Щеглов-ском и Кузнецком уездах Томской губернии в условиях гражданской войны (1918-1919). Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 37-1: 113-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zvyagin S.P., Marchuk S.V. 2016. Gazety o sostoyanii dosuga v Mariinskom, SHCHeglovskom i Kuzneckom uezdah Tomskoj gubernii v usloviyah grazhdanskoj vojny (1918-1919). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 37-1: 113-122.

5. Ильясов Т. 2017. История журналов мод в России. Часть 1. От Петровской Ассамблеи до революции в Петрограде. Materiality. Электронный ресурс. URL: https://materiality.info/2017/01/09/magazine-story/ (дата обращения: 2 июля 1918).

Il'yasov T. 2017. Istoriya zhurnalov mod v Rossii. CHast' 1. Ot Petrovskoj Assamblei do revoly-ucii v Petrograde. Materiality. EHlektronnyj resurs. URL: https://materiality.info/2017/01/09/magazine-story/ (data obrashcheniya: 2 iyulya 1918).

6. Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. 2003. История мировой журналистики. М.Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ»: 432.

Kornilov E.A., Korochenskij A.P. i dr. 2003. Istoriya mirovoj zhurnalistiki. M.- Rostov n/D, Iz-datel'skij centr «MarT»: 432.

7. Коханая О.Е. 2016. «Желтая пресса» как элемент массовой культуры. В кн.: Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д, РГУПС: 28-37.

Kohanaya O.E. 2016. «Zheltaya pressa» kak ehlement massovoj kul'tury. V kn.: Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: tradicii i innovacii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov n/D, RGUPS: 28-37.

8. Крадецкая С.В. 2012. Журнал «Союз женщин» (1907-1909): история издания и основные особенности. Вестник Пермского университета. Серия: История, 3 (20): 56-62.

Kradeckaya S.V. 2012. Zhurnal «Soyuz zhenshchin» (1907-1909): istoriya izdaniya i osnovnye osobennosti. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Istoriya, 3 (20): 56-62.

9. Нестерова В.Л. 2015. Культурный мир российской женщины XIX - начала XX вв. на материалах отечественных женских журналов. Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Владикавказ: 33.

Nesterova V.L. 2015. Kul'turnyj mir rossijskoj zhenshchiny XIX - nachala XX vv. na materialah otechestvennyh zhenskih zhurnalov. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. Vladikavkaz: 33.

10. Минаева О.Д. 2012. Журнал «Союз женщин» в борьбе за женское равноправие в России (1907-1908). Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5: 86-96.

Minaeva O.D. 2G12. Zhurnal «Soyuz zhenshchin» v bor'be za zhenskoe ravnopravie v Rossii (1907-1908). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: ZHurnalistika, 5: 86-96.

11. Минаева О.Д. 2010. Журнал «Союз женщин» — зеркало женского движения в России (1907-1908 гг.). Гендер и СМИ, 3: 36—48.

Minaeva O.D. 2G1G. Zhurnal «Soyuz zhenshchin» — zerkalo zhenskogo dvizheniya v Rossii (1907—1908 gg.). Gender i SMI, 3: 36—48.

12. Подворко Н.В., Исаева В.Н. 2015. Историко-типологическое изучение женской прессы. Труды Ростовского государственного университета, 1: 130-134.

Podvorko N.V., Isaeva V.N. 2G15. Istoriko-tipologicheskoe izuchenie zhenskoj pressy. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1: 130-134.

13. Симонова ОА. 2015. Женские журналы в начале XX в.: критика, рецепция, полемика. Женщина в российском обществе, 1 (74): 24—32.

Simonova O.A. 2G15. ZHenskie zhurnaly v nachale XX v.: kritika, recepciya, polemika. ZHenshchina v rossijskom obshchestve, 1 (74): 24—32.

14. Симонова ОА. 2008. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Aвтореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М.: 23.

Simonova O.A. 2GGS. Massovaya belletristika v strukture zhenskih zhurnalov 191G-h godov. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 1G.G1.G1. M.: 23.

15. Синова И.В. 2017. «В свободной России не должно быть прежней женщины-рабы», или о чем писали женские журналы в 1917 г. Женщина в российском обществе, 2 (83): 98—106.

Sinova I.V. 2017. «V svobodnoj Rossii ne dolzhno byt' prezhnej zhenshchiny-raby», ili o chem pisali zhenskie zhurnaly v 1917 g. ZHenshchina v rossijskom obshchestve, 2 (83): 98—106.

16. Шереметьева Д.Л. 2011. Газетная пресса Сибири в период «демократической контрреволюции» (конец мая - середина ноября 1918 г.). Гуманитарные науки в Сибири, 1: 31—34.

Sheremet'eva D.L. 2011. Gazetnaya pressa Sibiri v period «demokraticheskoj kontrrevolyucii» (konec maya - seredina noyabrya 191S g.). Gumanitarnye nauki v Sibiri, 1: 31—34.

17. Яров С., Балашов E., Мусаев В. и др. 2003. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны. М.: 364. Электронный ресурс. URL: https://fictionbook.ru/author/sergeyi_yarov/petrograd_na_perelome_yepoh_gorod_i_ego_/read_online.ht ml (дата обращения: 2 июля 1918).

Yаrov S., Balashov E., Musaev V. i dr. 2GG3. Petrograd na perelome ehpoh. Gorod i ego zhiteli v gody revolyucii i Grazhdanskoj vojny. M.: 364. EHlektronnyj resurs.URL:https://fictionbook.ru/author/sergeyi_yarov/petrograd_na_perelome_yepoh_gorod_i_ego_/rea d_online.html (data obrashcheniya: 2 iyulya 191S).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.