Научная статья на тему 'КРАСОТА БУХАРЫ В ЕГО ТАНЦАХ!'

КРАСОТА БУХАРЫ В ЕГО ТАНЦАХ! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
связь / развитие / красота / танец / оживление / душа / набор движений

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эльчинбек Эркинович Юсупов

В этой статье опубликовано сформирование и развитие одного из танцевальных школ Узбекистана. Отличающийся мужественностью и стремительностью движений, обилием различных выпадов, кружений оборотов, стоек, рукоплесканий и других элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАСОТА БУХАРЫ В ЕГО ТАНЦАХ!»

"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / http://oac.dsmi-qf.uz Volume 4 Issue 4 / August 2023

КРАСОТА БУХАРЫ В ЕГО ТАНЦАХ!

Эльчинбек Эркинович Юсупов [email protected] Государственная Академия Хореографии Узбекистана

Аннотация: В этой статье опубликовано сформирование и развитие одного из танцевальных школ Узбекистана. Отличающийся мужественностью и стремительностью движений, обилием различных выпадов, кружений оборотов, стоек, рукоплесканий и других элементов.

Ключевые слова: связь, развитие, красота, танец, оживление, душа, набор движений

THE BEAUTY OF BUKHARA IS IN ITS DANCES!

Yusupov Elchinbek Erkinovich [email protected] State Academy of Choreography Uzbekistan

Abstract: This article published one of the dance schools in Uzbekistan. It is distinguished by masculinity and swiftness of absorption by an abundance of various lunges, whirling turns, racks of applause and other elements.

Keywords: communication, development, beauty, dance, revitalization, soul, set of movements

Узбекский национальный танец необычайно выразителен и олицетворяет собой всю красоту узбекского народа. Главные отличия узбекского танца от других танцев народа Востока - это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых богатая мимика. Различают два вида узбекского танца - традиционный классический и народный фольклорный танец.

Классический традиционный узбекский танец - это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую, и хорезмскую. Каждая из этих школ имеет свои уникальные черты, эстетику и хореографию.

В народном узбекском танце представлены практически все регионы страны, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от

114

ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.

Расскажу вам о Бухарском танце которое имеет многовековую историю.

Бухарский танец сформировался и развивался на территории современной Бухарской области. Здесь можно увидеть удивительное сочетание примитивных форм танца с изящными движениями: на смену резкому движению идет пластичное покачивание, медленное вращение. Одной из особенностей бухарского танца является акцент на верхней части корпуса: рук, плеч, шеи, груди. А также иногда бухарские танцовщицы используют дополнительно два простых музыкальных инструмента во время исполнения своих номеров -«кайрак» (металлические пластины) и «занги» (очень приятные колокольчики) которые надевают в виде браслетов на запястья.

В Бухаре распространены женские танцы, которые исполнительницы танцуют, не поднимаясь с колен «замин бози» (танец земли). Танцовщица исполняет его сидя на коленах, делая наклоны вниз и вверх, встряхивает нежно плечи пальцами рук дотрагивается до земли. Разнообразные движения корпуса, декоративные позы, элементы акробатики, перегибание на мостик, круговращение корпуса, удачно вплетающиеся в ткань остальных движений, делают возможным исполнение такого рода танцев, без передвижения.

Самый сложный вид бухарских танцев это - «Ларзон» встряхивание ладоней рук, танцовщица с различными украшениями на теле танцуют босыми ногами.

Танцовщица встряхивает все части своего тела словно костер во время огня.

Каждое движение имеет свое название и предназначение, Например:

1. резкое падение на колени на землю («саризонубози» - танец колен).

2. откидывание тела в сторону и назад («елка кокиш» или «остинбози» встряхивание плеч).

3. вращение тела в круговую («кажрафтор» - круговые движения «сарисинабози» - танец груди.

4. встряхивание на пальцах ног в положении сидя и стоя («кафт ларзон» -хождение на коленях).

5. «кулибанд» связка рук.

6. «доманбози» встряхивание подола.

7. «карс» хлопки «куш карс» - двойной хлопок.

8. «чарх» вращение и её варианты; «чархи дутарафа», «чархи домон», «чархи миён».

9. «кадам» шаги и её варианты; «ором кадам», «майда кадам», «жумонда», «кашида», «бишкаста».

В Бухаре женщины часто танцуют, украсив свои ноги и руки мельчайшими колокольчиками - занг, которые обыгрываются во время танца.

ПЙта^^Н 115 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

В начале ХХ века были знамениты танцы «Бухоро буйи-буйи», «Талкин», «Уфори баёт», «Сокийномаи баёт», «Гулузорим баёт», «Савти сарвиноз», в исполнении таких лучших танцоров своего времини: Раджаб Али, Джурахан, Эргашча, Нурилло, Ислам Шади, Хамдамхан, Мирзахан, Абдурахим, Искандар,

Мастон.

В мужских танцах и женских придворных танцах встречаются движения вращения на коленях, производимые в один или несколько приёмов - «Чарх-ду-зону».

Резкого разделения движений на специально «женский» и «мужские» почти нет, однако характер исполнения различен. Движения шейных позвонков, плеч, рук, кистей рук, вращения и даже ходы в исполнении женщин - легкие пластичные в исполнении мужчин - энергичные, точные, волевые.

«Интересно, что мастера традиционного танца делят всё бухарское хореографической искусство на три группы «Базм-оро» - танцы профессионалов лирического содержания, «украшающие» пиры богатых людей. «Джура-базм» -комические и лирические танцы профессионалов, помогающие «возникновению хорошего настроения» на дружеских вечеринках в небогатых кругах. «Марокчи» - торжественные танцы профессионалов и любителей, которые исполнялись на городских и сельских площадках в дни всенародных празднеств.»

«Одна из самых ярких исполнительницей песен и танцев своего времени Туфа Пинхасова. Родилась в 1926 году. Талантливая певица и танцовщица изучавшая досконально множество «чархов - усулей всего «Маком Уфари», которые она активно «развивает» во время исполнения. Она типичная исполнительница Больших танцев, в его истинных «площадных» масштабах.

Среднего роста в быту, во время исполнения танца или вокального ауджа она воспринимается величественной. Туфа-созанда исполняет, танцы захватывая зрителей редким темпераментом и внутренней духовной мощью. Но при исполнении любых сложных вихревых верчений, мгновенных остановках в вычурной позе, во время исполнения резких, сухих, «звонких» движений вытянутых рук с угловатым контуром локтевых суставов - она остается обаятельно женственной.

Народная артистка Узбекистана Марьям Якубова, проведшая детство среди придворных дам матери последнего эмира Бухары, в своих воспоминаниях пишет: «....Туфахон ничуть не уступает Амбариашк или Халирхон Керкиги (самые знаминитые придворные танцовщицы-певицы в предреволюционные годы). Она бережно донесла до наших дней искусство Бухары... Мне кажется, далеко не каждый современный профессиональный артист мог бы с ней соревноваться».

116

ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

Туфа Пинхасова несколько лет живет в Нью-Йорке где создала Бухарский этнографический ансамбль песни и танца известный ныне во многих странах.»

В развитие бухарского танца привнесли свою долю и знаменитые мастера среди которых М.Хаимова, Червон-ханум, Исахар Акилов, Маргарита Акилова, Вилоят Акилова, Тухфахон Пинхасова, Олияхон Хасанова. Создания современного сценического бухарского танца сольного, массового, сюжетного, принадлежит Исахару Акилову и далее его развитие Маргарите Акиловой.

1. Источник: Разия Каримова Бухарский танец Ташкент: издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1997.

2. Беседы: с Барно Наматиевой проводила в 1938 году И.Бахта в Бухаре; Л.Авдеева, Е.Недялкова в 1956-1961 годах в Душанбе.

(Материалы, записанные от Наматиевой (род. в 1914 г. в г. Керки училась у Таво-созанда в Бухаре), подтвердили известные бухарские танцовщицы и танцоры: Мазол Абрамова - Миндальхон (род. в 1916 г. в Бухаре;) устоз: Пинхасова, которая была ученицей легендарной танцовщицы прошлого Кундалхон), Б.Мамоновой (род. в 1872 г. в Бухаре, ученица матери) - запись И.Бахты, 1938 г. Уста Таджи - Таджиди Собиров (род. в 1876 г. в Бухаре, учился у отца Усто Сабира) - запись Бахты, 1938 г. Саадулло Саадуллаев (род. в 1883 г. В Бухаре, учился у отца Усто Саадулло) - запись И. Бахты, 1938 г.)

Использованная литература

1. Разия Каримова «Бухарский танец» Ташкент: издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1997.

2. Бухарский танец - «Культура Узбекистана» - Алмалыкские статьи. http :// almalyk . ucoz . ru

3. Бухарский танцы - «Intangible Cultural Heritage of Uzbekistan». http://ich.uz

4. «O'zbek rasqini o'qitish uslubiyoti», Jalilova Sh.Sh.

5. Ансамбль «Бахор» Бухарский танец https :// www . pinterest . ru

6. O'g'iloy Muxamedova «O'zbek raqsini sahnalashtirish amaliyoti» Toshkent «Navro'z» nashriyoti 2019.

7. «O'zbek raqsini o'rganish uslubiyoti», Fazliyeva Z.K

117

ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.