Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ТАНЦА В АНГЛИЙСКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ'

ИСТОРИКО-ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ТАНЦА В АНГЛИЙСКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОЛОГИЯ ТАНЦА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РАЗНОСИСТЕМНЫЕ ЯЗЫКИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ / ВИДЫ ТАНЦА / ТЕРМИНООБРАЗУЮЩИЕ СЛОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Байбутаева А.М.

В статье изучены историко-этнолингвистическое освещение терминологической системы танца в английском и таджикском языках с точки зрения сравнительного анализа. При изучение терминологии танца в английском и таджикском языках, в статье прежде всего определены виды танцев исходя из региональной и этнокультурной характеристики. В терминологической системе английского и таджикского языках наряду с исконно английскими и таджикскими терминами также наблюдаются термины заимствованные из других языков. Первоначальным терминообразующими словами послужили сами названия танцев этих двух языков, так как согласно их лексическому значения переопределялась сама суть танца. Наряду с этим каждый танец сопровождался определенными движениями, костюмами, антуражам, что сами по себе пробрели роль термина в каждом танце: Morrisdance - танец Моррис: основные термины танца: baldric- разноцветные повязки танцоров, Fool -«шут» - неформальный второй танцор, beast - ряженный, одетый в костюм животного как: лошадь, олень, баран и других, rushcart-камышовой повязки;Longsworddancing -танец с длинными мечами: «Tommy» - персонаж, парень бегло комментирующий танец и фигуры исполняющие танцорами, «Betty» - «девушка», роль которой исполняет бородатый крупный мужчина в женском одеянии; Hornpipe- танец Хорнпайп: «Hornpipe» Horn -рог, pipe-труба, Jive - танец джайв : шаг (step)→приставка (console) →шаг (step), медленным шагом назад (slowstepback).В таджикском языке также же определена такая тенденция появления терминов танца на основе самой сути танца. Ярким примером выше сказанного может послужит Бухарский стиль танца «ларзон» (букв. - встряхивание ладоней рук), исходя из прямого значения слово «ларзон» появились определённые движения-термины данного танца как: «сари зонубозӣ» - танец колен), «елка кокиш» или «остинбозӣ» - встряхивание плеч,«кажрафтор» - круговые движения, «сари синабозӣ» -танец груди, «кафтларзон» - хождение на коленях,«синаларзон» -встряхивание полусидя справо налево,«кулбанд» - связка мизинцев, «пешонабозӣ» - танец головы, «доманбозӣ» -встряхивание подола, «кафтафшон» - бесконечное встряхивание, «қарс» - хлопки, «қушқарс» - двойной хлопок, «чарх» - волнообразное движение и её варианты: «чархидутарафа», «чархидомон», «чархимиён», «қадам» - шаги и её варианты: «ором қадам», «майдақадам», «жумонда», «кашида», «бишкаста» и тгд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY-ETHNO-LINGUISTIC COVERAGE OF DANCE TERMINOLOGY IN ENGLISH AND TAJIK LANGUAGES

The article studies the historian - ethno-linguistic coverage of the terminological system of dance in the English and Tajik languages from the point of view of comparative analysis. When studying the terminology of dance in the English and Tajik languages, the article first of all defines the types of dances based on regional and ethno-cultural characteristics. In the terminological system of the English and Tajik languages, along with the original English and Tajik terms, there are also terms borrowed from other languages. The initial term-forming words were the very names of the dances of these two languages, since according to their lexical meaning, the very essence of the dance was redefined. Along with this, each dance was accompanied by certain movements, costumes, entourage, which in themselves stole the role of the term in each dance: Morris dance - Morris dance: basic dance terms: baldric - colorful bandages of dancers, Fool - «jester» - an informal second dancer, beast - masqueraded, dressed in an animal costume like: a horse, a deer, a ram and others, rush cart - reed bandage; Long sword dancing - a dance with long swords: «Tommy» is a character, a guy briefly commenting on the dance and figures performing dancers, «Betty» is a «girl», whose role is played by a large bearded man in women's attire; Horn pipe - Hornpipe dance: «Horn pipe» Horn - horn, pipe-pipe, Jive - jive dance: step (step) → prefix (console) → step (step), slow step back (slow step back). In the Tajik language such a tendency for the appearance of dance terms on the basis of the very essence of the dance is also determined. A striking example of the above can be the Bukhara style of dance «larzon» (literally, shaking the palms of the hands), based on the direct meaning of the word «larzon», certain movements-terms of this dance appeared as: «sari zonobozzi» - knee dance), «tree kokish «or» ostinboz - shaking the shoulders, «kazh raftor» - circular movements, «sari synaboz» - breast dance, «kaft larzon» - kneeling, «sina larzon» - shaking half-sitting from right to left, «kulband» - a bunch of little fingers , «peshonaboz» - head dance, «domanboz» - shaking the hem, «kaftafshon» - endless shaking, «vars» - clapping, «ush vars» - double clapping, «charkh» - wave-like movement and its variants: «charhi dutaraf», «charhi domon», «charkhi miyon», «vadam» - steps and its variants: «orom vadam», «maida vadam», «zhumonda», «kashida», «bishkasta» and so on.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ТАНЦА В АНГЛИЙСКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ»

ИСТОРИКО-ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ТАНЦА В АНГЛИЙСКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ

Байбутаева А.М.

Таджикский государственный институт культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде

Историка - этнолингвистическое наследие каждого народ а выражается в разных ссЬ ер ах жизни. Одним из таких ссЬ ер жиз ни каждого народа является культур ная сторона, которая в свою очередь включает в себя великое художественное наслед ие, искусство: изобразительное, танцевальное и муз ыкальное и неповторимые архитектур ные памятники. Танцевальное искусство имеет глубокую историю зарождения, пр и котор ой оно потерпело не мало изменений в течении всего человеческого существования. Выражение р азличных человеческих чувств: радости и горести, гордости и л , л г ль п л ы ж ю э х ,

ы ль ых ж . Т п л ж л лю п ы ж , г ж

п л лю . Вы ж ых ж ых ы ж х лю

выражение симпатии, любви, имитации охоты, войны, вызов дождя в дни засухи. Как известно в древние вр емена люди всегда обращались к Б огам пр и каждой трудности: засухи, во время охоты, ы, ж , э х щ л ь . Т

ы л ль ы , ы п л ж л пл ы л ю х

представителей одной общины. Данные ритуальные танцы при использ овании ритма определенных

ы ль ых п ль ых ж э ль

действовали на участнико в ритуалов.

Пластические выражение чувств в танце способствовало вью ажению человеческих э моций, пр и исполнении определенных жестов, повор отов головы, вз гляда, которая соединилось воедино людей. Стоит отметить, что танец тесно связан с историческими и культурными контекстами. В разные периоды определялись раз ные определения термина «танец». Некоторые предполагали, что танец-это способ выражения глубоких душевных чувств, которое выражается путём телодвижения.

Антр ополог ДжоанКеалииноХомоку дал следующее опр еделение танцу: «танец - это преходящий, мимолётный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела»[97].

Жюли Шарлотта ванКэ мп в своей научной работе дал следующее определение термину танец: «танец - это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определённом стиле или по определённым шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета, коммуникацию или выражение чувств, тем, идей, которому могут

содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет .„»[98].

Культурные традиции человеческого общество наряду с другими проявлениями сопровождается также танцами, тем самым отражая богатое культур ное наследие этого общество. Человеческое развитие способствовало появлению множественного количество видов, стилей и форм танца. С их помощью люди самовыражались, социально общались, осуществляли религиозные ритуальные цер емонии, использ овали как вид спортивных состязаний и пр ед ставляли п л г х х ы ль ы

ль г .

Первобытные движения в танце как: ходьба, бег, исполнение прыжков, повороты, трясение телом и раскачивание способствовали в дальнейшем появлению ещё более пластичных д вижений в других видах танца. Согласно специфической аудитории стали отличатся ботовые (танцы, исполняющие для себя), сценические и культовые (сценические) виды танцев. В сфере бытовых танцев стали выделятся крестьянские и городские виды танцев. Городские виды танца дали базу п ы , ль ы л ы .

Исходя из этой д анности, можно разделить определенные этапы развития танцев в английском ж ы х, ы п л ы ш ы п л ж л

появления того или иного движения в танцах этих двух народностей.

1. К первому этапу развития танца относится древний танец,

ж , г п ль ы л . В э

эпоху существовали разные виды танца как: трудовые, ритуальные, охотничье и воинские. Данные танцы переходили из поколения к поколению, но с определенными изменениями согласно требованиям бота, но иногда в танце сохранялись древние элементы пластики. Природа танца хорошо была воспринята в древней Греции, где она развивалась наряду с музыкой, драмой и живописью. Танцы также яр ко отобразились в др евнегр еческих живописных стелах и

г ых х, г ыл ж ы ы ж лю . С ж

пл л г ж п п л л ы э ющ г л .

2. Ко второму этапу танца относится нар одный танец, который является неотъемлемой частью каждых народных мероприятий. Никакое народное гулянье не обходится без соответствующего

ль г п ж , п ё ю э г г ль . С гл

л ж г , п л ы п , лю п л

п лё ых ж . К х ы , ых п л ль ы

колорит танца,относятся национальные атрибуты танца-народный танцевальный костюм, танцевальные р еквизиты. Развитие уклада социально-культурной жиз ни каждого нар ода отразилось ж х, ы ы ж ы х э х .

3. К третьему этапу развития танца можно отнести бальные танцы, исполнение, которых п ы п шл п ль ых ых л х ы п л п л ых

слоёв общества. Основой данных танцев послужили показ изящных манер, благородной осанки, п ль , ы ыл ъ л ью л г ых п ых лю .

Придворные-благородные танцы дали начало многим изящным танцам, которые исполняются на

льш х ых х г ш ь ю щ пл

исполнения.

О э х л л , ых э п .

4. Балет -как четвертый этап развития танца, который несет в себе определённые суммированные движения, законы и правила исполнения. С течением времени в развитии данного танца возник специальный язык, передающий сложные движения души и тела. Язык танца балет весьма трудный, так как для изучения данного «языка» учатся десятилетия своей жиз ни балерины -танцующая балет (женского род а) и балермн-танцующий балет (мужского пола).

5.Пятый этап р азвития танца обхватывает современный этап, где люд и танцуют вальс, , п, , п л ь , г , , , ш , ж , л г г , п

исполнении которых соблюдается особый стиль и «поддерживается особый разговор» между ющ щ , л ющ ющ .

Р ю п ль ль ы п л , г п

г л г ы п ль Д г В . П ы

ыл п ы, ы п л ь элл , ж ых

л п шл Д Р п . П - « г ,

гл ы х ж г л пл

выразительность человеческого тела, жест, мимика». Театрализация танца в Европе произошла в

ж глё , шп ль х . В э п

п ы п л ь морески - юж ы ль ы ы, ы ль ш

поспособствовали появлению танца балет.

Пар ный круговой трёхдольный австрийский танец -ландлер пр евр атился постепенно в известный вальс.

В конце XIX века появился танец свободный, пластический или ритмопластический танец-«модерн», который исполнялся на специальных танцевальных площадках, баллах и танцевальных

х.

Постепенное историческое развитие способствовало появлению все новых направлений и стилей в танцах как: фольклорные танцы- народные танцы, которые исполнялись прежде всего для себя а потом для зршелей;ритуальные танцы, имевшие символическую ценность, носящий духовный смысл;танец балет- выражающий характер, мысли и страстьтанцующего путём мимических движений, и который с течением времени создал следующие направления: , л , ы ; бальные танцы- « , ы л ж л

г л п л п л льш л ль ых

вечерах (балах)», способствующий появлению танцев лансье,

лендлер, галоп, канкан, полька, мазурка, полонез и танцы вальс-бостон, ту-степ, уан-степ, блюз, фокстрот, квик-степ, чарл-стон возникшие из стран Северной и Южной Америки. Появились разновидности бальных танцев- спортивный бальный танец, которые в свою очередь делятся на 2 прогр аммы: евр опейскую - Standart, Modern или Ballroom:медленный вальс, венский ль , л ы , г п ( ы ы ), л ю -

Latin: самба, ча-ча-ча, посодобль, румба и джайв. Акроб атический танец -вид танца пер ешедшее в п , г ы- п ы ю х п ю

выразительность исполнения сложных акробатических и танцевальных элементов под музыку. А ы свинг - ы ж ы .

Направление эстрадные танцы - разновидность сценического танца, чаще всего танцевальная ю щ л ль ы х .

Танец модерн - од ин из направлений современных зарубежных танцев, который зарождался на г , , ж , пл , п л ью

х щ ы л ы ы.

Streetdance -уличный танец -это разновидность танцевального стиля, который развивался в лю п ы п : ль ых х, ш ль ых х,

парках и ночных клубах. О бычно этот вид танца считается частью культуры района или улицы, где они были созданы представителями этих местностей. Ярким примером уличного танца является brake-dance, который имеет в свою очер едь определенные виды.

Т ж ль г : п э , ы ,

живописью также имеет богатую духовную историю, которая берет своё начало с др евних вр емен. Формирование танцевальных стилей, жанров в таджикском языке основано на творчестве ых , п ж ш С А , А г , П ,

Ир ана, В осточного Туркестана.

О х ы ль - ль г

ж г щ л эп х г ь .

Истор ическое р аз витие муз ыкально-танцевальной традиции таджикского нар ода отражали духов ноль ю ж ь э г . О л ж ых эп х п л ж л музыкально-танцевальные и пантомимические ритуальные представления. Яркими примерами для ыш г г п л ж ь п ы ы г , среднеазиатские танцы с огнем, танцы на ходулях.

Древняя эпоха и эпоха раннего средневековья формировали основные тематические образы музыкального и танцевального искусство на основе эпических, религиозно-обрядовых п л х п ж г . В ль ых х ж ющ л г -

ль ы п ы ж л ых э х г пп, щ ж ,

п л ь щ ы. Т лю л ь г х л г ,

г х «А ы», х п х х ж ых п х. С гл

ы п п л ль ж г

л ш , ых лю л п л ы х ,

исполнение танца под аккомпанемент дойры.

Буддистская культово-р итуальная танцевальная практика хорошо прослеживается во времена Кушанского царство с объявлением буддиз ма государственной религией. Найденные скульптурные изображения музыкантов и танцоров, несмотря на буддийскую тематику, отражали и имели х х эл .

Д г ж ы эл г ль г ж г

считаются - «масхарабозй» -шутовство, действия которого сложились на основе различных видов и жанров народного творчество. Масхарабозы-шуты сымпровизировали текст, спонтанно во время

ы пл , л , п ль л ы эл ы.

Термин «ракс» - танец и описание разных его видов ярко описаны в средневековых художественных памятниках. Яркими примерами вышесказанного могут послужить произведения Низами - «Хамса», «Хисрав и Ширин», произведения НосираХусрава, Аттара, Мавлави, Манучехри, ХоконииШервони, Соиба и многих других, где данный термин отмечен как арабское слово обоз начавшее: «пуёдавидан», «пуёр афтан», «хар акати пуёй»- динамика танца, двигаться в такт. В произведениях поэтов отмечены не только слова «ракс»-танец, «раккос»-танцор, «ракскунон»-танцуя, но и использованы слова «роккосй», «раксон» в значении танцевать, «р аккосхона» в значении место, где исполняются танцы, «раккосот»- танцовщица[9,7].

В начале XX векана территории Бухары, Самарканда,Кирмана, Шахрисабза было распространено особый вид искусство народных профессиональных танцовщиков-созанда. Созанда-жанр национального таджикского музыкально-танцевального искусство и его исполнители. В дальнейшем во дворцах эмиров создавались профессиональные танцевальные ппы, г л ь л л ы созанда п ы п - ы ых .

Танцевальный театр женской половины при дворе бухарского эмира назывался -«урдаи хосагй» (личный гарем), которым руко водила сама мать э мира [5, 21-22].

К п л ль г ж г

п ых п л ж л - , ы , п , г ы п ы,

которое прежде всего опиралось на художественное творчество с разработкой художественного образа. Художественный образ в танце в свою очередь воспроизвел жизненные реалии, э п шл г .

Кл л щ п л п л ю г ( ль л г ),

лю ль г ( ль г ) п ль г ль г .

С гл г ль л ю ль г , ж ы ж

щ ю л : ы г ых , ы Б хш ы

жанр овые танцы, которые отличаются ф ор мой движений, структурой и использованием музыки во время этих танцев.

С гл г ль ы ж г , л ю

г г ль ы п л . Оп ь э , ы ых

регионов не похожи друг на друга. В каждой из них отр ажаются специф ические д вижения каждой э г ппы, лю п ы , ю ,

ль ых , . И х э г , ы г ых

отличаются от танцев нар одов равнин.

К танцам гор ных народов относятся танцы нар ода Каратегина и Дар ваз а, Куляба и Фелгар и, где

ы п л ю п п ы, г , , лы г жж . К

терминологии танца горных народов относятся, прежде всего, названия танцев, которые отражали непосредственно обыденную жизнь горных регионов. Названия танцев как: «Кошукбозй»-танец с деревянными ложками, название танца Уратюбинского района, «Кумбак», «Яксара», «Рогй», «Аспакпаррон»-названия танцев Дарваза, берущее начало из музыки[69,46], Кулябские танцы «О » - , «Р к »- п , «Т к й»- -

тарелкой, «Таблакбозй»-игр а на табле, «Р акси мор» - танец змеи [8,284].

Дл п л Б хш ж п ль ю ы « к , кк »- ,

«р аккос»- танцор, в которых отражается ф илософия, пр ирода танца. Танцы народов Б ад ахшана как и в других районов делятся на мужские виды танца-рацсзримардона и женские танцы-ра^с^ои занона, п г л ж л ю п ющ л г ж г .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С огласно источникам танцевальной терминосистемы оно включает в себя более 17 названий танцев, ы ыл п п л ы ХХ ш г , ш л , ш ,

ш ш х п л л ь ы л ш п л

лл х ж ль п ль г . В э ы

имели сюжетное начало и передали из обр азительные и символические характеристики, к которым относятся :«Ракси кабутар» (танец «Голу бь»), ракси «Ракси укоб» (танец «Орёл»), ракси «С егох» (танец «Тр и ритма»), ракси «Гулгунча» (танец «Бутон»), р акси «Ар авон» (танец «Т ечение»), ракси «Р » ( «П »), к «Р хп » ( «Х г»), к «Ш ш » («Т л »),

ракси «Куза» («Танец с кувшином»), ракси «Кошук» («Т анец с ложками»), ракси «Кад ам» («Танец шагов»), ракси «Бустон» (танец «Цветник»), ракси «Марворид» (танец «Жемчуг»), ракси «Румол» («Т пл »), к « л» («Т »), к «К й» ( «Р л »), к

«Чуп й» («Т п х »), к «Р » («Т п »), к «Д » («Т

косарей»), ракси «Бофанда» («Танец вязальшиц»), ракси «Аспак» («Танец лошадки»), ракси «Пишпак» («Танец со стрелой»), ракси «Нозанини Шугнон» - танец «Кр асавица Шугнана», ракси «Аспакбоз й» - («Танец лошадки»), «Ракс бонай»-(«Танец со флейтой»), «Ракс бо гижжак» -(«Танец

с гижжаком»), «Раке борубоби бадахшонй»- («Танец с Бадахшанским рубабом»), ракси «Рахрои Вахонй»-(«Танец Ваханскийрапо»), ракси «РахпоиРушонй»-(«:Танец Рушанский рапо»), «Чуббозй»-(«Танец с посохом»), ракси «Пойамал»- (танец «Поминальный танец»), ракси «Ракси масхарабозй»-(«Шуточный танец в исполнении двух мужчин»), ракси «Дилак» - («Танец сердечный в исполнении четырёх мужчин»), ракси «Калтакбозй»- («Танец с палками в исполнении четырёх мужчин и многие другие») [17, 224].

Таджикские танцы народов равнин бытуют на территории северного Таджикистана, некоторые из которых, в связи с историческими событиями, исчезли из народной культуры. К этому стилю таджикского танца относятся танцы больше встречающиеся в городе Канибадам и Ходжент и вБустонском, Истаравшанском, Аштском и Зафарабадском районах. К ярким терминам танцевального искусство данного направления относятся следующие танцевальные единицы: «Полкаи Хучандй»- Ходжентская полька, «Ракси мастчохй»-Матчинский танец, «Нагорабазм»-г г , «Б л »- л щ ы , «Р к »- х л х,

«Остинатачунбон»-движение рукавов- наименование согдийских танцев связанные с этнической общностью, послужившие для создание танца или его ареала; «Ракс боруймол»-танец с платочком, «Р к л г »- л г , «Р к п ёл », «К й»- ж ,

«Ш ш й»- л - п п х щ х ль ы

народов равнин; традиционные танцы: «Чорчиллик», «Яккакарсак», «Ирок», «Яллобозй», «^арокбозй» и многие другие [14, 175].

К ж ы ж г ж л ющ ы :

1. Т ль ы ы, ющ п ж ых: «Ш й»- ль (старинный Бухарский танец), «Укоб-базай» (Укоббозй)-танец орла (вид Бадахшанского танца), «Лаклакбозй»-танец аиста, «Ракси лак-лак ва курбока»-танец аиста и лягушки (стариные таджикские танцы), «Ракси кавк»-танец куропатки, «Гургбозй» или «Аргишти гург»-танец волка, «А п й»- , «Р к »- ;

2. Т ль ы ы ж ющ ю ль ь п л г л г региона: «Шибитз»-танец шелкопряд а (танец народа Рушана), «Чеб-базай» -танец с д ер евянными ложками (танец народа Бартангского и Рушанского районов), «Гилимифт» или «Мохутбоф й» -танец выделки сукна(танец народа Хуф а), «Аргишти ошпаз й»- танец приготовление еды (кулябский танец);

3. Религиозные и ритуальные танцевальные единицы: «Ракси сугворй» или «Пойамал»-п ль ы ( г х шл , Р ш г ),

4. Т ль ы ы л х : «Т й»- л ы , «Р й»-п ы ш г (ж У ю г ), «Ч п й»-

ж г п «Ч п - п », хл п ь л ш , «Р ш

кк » л «Д к »- х ж ( ь ш г );

5. Б ы ль ы ы: «Чу й»- п х , «Ш ш й»-л , «К й»- ж , «Н - »- г ы Н ;

6. Танцевальные единицы с музыкальными инструментами: «Ракс бо гижжак»- танец с гижжаком, «Ракс бонай»-танец с флейтой, «Ракс бодутор»-танец с дутаром, «Аргишт бодойира»-танец с дойрой;

7. Единицы предметного танца: «Ракс бочойникупиёла»-танец с чайником и пиалой (танец

У ю ), «Р к ш » (Р к у )- ш ( Р ш г

Шугнанского районов), «Ракси ангуштпона»- танец, исполняющее на ритме созданным на четыр ех пальцах (танец Канибадамского района), «Ракс боруймолча»-танец с платочком, «Кршукбозй»-л ж , «Р к »- ;

8. Единицы шуточных танцев: «Б озйбо мукоми занакй ё аргишти занакин»-танец -шуточная имитация женских движений в танце со стороны мужчины переодетый в женскую одежду (кулябский танец), «Аргишти мардакин»-танец, имитация мужского танца со стороны женщин, «Аргишти масхараб озй»- танец шутов, «^оч-базай» -«Ракси шикам»-танец «большого» живота -шуточный танец толстяка;

9. Единицы комедийных танцев: «Хориш» - имитация чесание тело, которая исполняется в

( А г П ж г );

10.Акробатические и жонглёрные танцевальные единицы: «Тагорабозй» или «Тавокбозй»-л п л ющ х л х п л л ж ых х эл ,

«Чу й»- х л х, «Р к г » - , п пл ых г

л ль , п п л ых х п л х эл

создают определенный звук.

Профессионально-хореографическое танцевальное искусство таджикского народа также является неотъемлемой частью танцевальной сферы, которое опирается на определенные нормы и

каноны. Эти нор мы и каноны сложились в древние времена, и имеют особые социальные функции в современном мир е. Клычева Н.А. р азделяет следующие социофункциональные сф еры бытования в с овр е ме нном мир е:

1. Проф ессиональное хореогр аф ическое искусство светского напр авления, использованное на мероприятиях «дворцово-церемониальной практике» государственного значения, участие п ль ых лл п х.

2. Народно-профессиональное танцевальное исполнение подчиненное всем требованиям и

ы ющ , х ж ы л ж ых ых

празд ников [4, 73].

Современное профессиональное танцевальное искусство таджикского народа развивается по трём направлениям: фольклорно-этнографическому, художественно-композиционному и техническому напр авлениям.

Фольклорно-этнографическое направление танцевального искусство обусловлено тем, что танцевальная культура каждого региона Таджикистана имеет свои этнические особенности, которые определяются географическими, климатическими, природными условиями, в которых сочетаются музыкальная, танцевальная символика каждой этнической группы. Главными носителями этого п л ы ы л ю ль л -э г л , ы ю

с помощью профессиональных балетмейстеров яр кие номера согласно их замыслу. Опираясь на эту данность, понятие «танец» разделяется на две части: «ракс»- «чистый танец», которое неимеет в основе сюжета и «ракси мавзугй»- танец, передающий сюжет, где количество танцующих опр ед елятся в з ависимости от замысла б алетмейстер а [4,75].

Художественно-композиционное направление развития профессионального искусство ж г п л ью п х л , г п л

г п ы п л г х г , ль ых

ых ых х . О э г п л л ж э

цели: воспитание у зрителя чувство красоты, гармонии души и тело. Примерами данного

п л г , п л ж л ж ы, п л ющ

классической музыки: «Шашмаком», «Муночот», «Сокинома» и многих других.

Третье направление развитие профессионального хореографического искусства -техническое, основан на традиционной школе таджикского танца, на технике и сложных технических приёмах как: разных «чархов»-вр ащений на месте, по кругу, по диагонали; «чархимиён»-вр ащений корпуса л л ; «х ш »- ж г п , , лёж . Т х

п л ж г п ль п ю

лучших традиционных пр иёмов танцевальной культуры таджикского народа.

О х э л г х п ль г п

ль л г гл ж ы х п л, ль

х ль х п ж л п л ы , ы

способствовали развитию, появлению все новых танцевальных направлений и стилей. В обеих

ль х, х , ж л ь х - л г п

окружающего мира, выражалось эмоциональное состояние при восприятии этого мира. Далее оно

л л п л ых , л л г ы ж п

э ль г , ж л ль г п л э ю

характеристику каждой этнической группы д анных культур и на ф оне совр еменного этапа раз вития п шл гл ль ы х г п л . В э

щё ы ю , ль п х ж , л п

п х э пы л ы ж . К ль - ль

жизни человечества также прошел свой исторический поэтапный путь к совершенству. С ш л п , п л щ ,

щ ю ы лю , щ ю ы л ь л ж г

жиз ненного пути, в том числе и для раз вития танцевального искусство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимова А. Танцевальное искусство Таджикистана. / А. Азимова.- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.- 47 с.

2. Аюбджанова Ф.Традиционные таджикские танцы (Текст)/ Ф. Аюбджанова - Худжанд, 2000. -96 с.

3. Барсов А. Танцевальный словарь. Перевод с французского. / А.Барсов .- М.,2012.-С.437.

4. Блок Л.Д Классический танец. История и современность. / Л.Д. Блок - М., 1987.-С.343.

5. Буянова Л.Ю. Термин как единица логоса. / Л.Ю. Буянова. - Краснодар, 2002. - 184 с .

6. Буянова Л.Ю. Терминологический словарь корневых гнезд языка науки./Л.Ю.Буянова.- Краснодар, 2005. -С.452.

7. Володина М.П. Теория терминологической номинации. /М.П. Володина.-М., 1997. -С 137с .

8. Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах: Учебное пособие / Б. Н Головин., Р.

Ю. Кобрин.-М., 1987. - 104 с .

9. Гринев C.B. Терминологические заимствования: Краткий обзор современного состояния вопроса/ C.B. Гринев // Вопросы заимствования упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. - М., 1982.-С.76-85.

10. Гринев C.B. Введение в терминоведение . / С.В.Гринев. - М., 1993. - 309 с .

11. Климов A.A. Основы русского народного таниа/А.Л.Климов. -М.,1981.-342с.

12. Клычева Н. А.Основные направления в развитии про фессионального танцевального искусства в Таджикистане . Текст. / Н. Клычева // Паёмномаифарханг. -2001. -№4.- С.56-58.

13. Клычева Н.А Танцевальное искусство таджиков: история и современность. / Н. Клычева-Душанбе, 2019.-542с .

14. Кавракова Н. Состояние и перспективы подготовки специалистов в области хореографического искусства(Текст). / Н. Кавракова //Паёмномаифарханг. - 2001. - № 4. - С. 50-54.

15. Карапетьян А. Э. Термино система таща в английско м и русско м яыках: лексико -семантический и лингво^льтурный аспекты: дис... канд. фил. наук- 10.02.20/ А. Э Карапетьян .-Краснодар, 2008. - C. 159.

16. Лейчик В.М. Обоснование структуры термина как языкового знака понятия/ В.М. Лейчик //Терминоведение . -М., 1994, Вып.2. - С.72.

17. Львов Н. Материалы к истории таджикского театра (текст) / Н. Львов // Труда гос . центр.музея имени А. Бахрушина-М. -Л.: Искусство, 1941 - С.145-161.

18. Народный танец: Проблемы изучения.- СПб., 1991. - С.212.

19. Нурджанов Н. Олами беканори ракси точик. Очерки таьрихи-назарй./ Н. Нурджанов.- Душанбе, 2004 - 340 с.

20. НурджановН. Баьзе масъалахои саньати ракси точик. Матн. / Н. Нурджанов // Шарки сурх - 1961, № 9. - С. 102113.

21. Назаро в М. Санъатихалкиточик. / М. Назаро в.- Сталино бод, 1961 - 292с .

22. Нурджанов Н. Дар олами балет. (Матн)./ Н. Нурджанов.- Душанбе: Ирфон, 1975.- 64 с.

23. Нурджанов Н. Балет. (Матн) / Н. Нурджанов.- Душанбе : СИЭСТ, 1978 - ч. 1 - С.361 - 362.

24. Петров Н. Опыт методики обучения танцам в учебных заведениях и суждения по вопросам, касающиеся танцев. / Н. Петров.- М., 1903.- С. 177.

25. Супсранская A.B., Подо льская Н. В., В асильева Н. В. Общая термино ло гия: В о про сы теории./ A.B. Суперанская, Н. В.По дольская, Н. В. Васильева.- М., 1989. - 246 с.

26. Проценко А. Танцевальное искусство Таджикистана. / А.Проценко.- Душанбе : Ирфон, 1979. - 104 с.

27. Ткаченко Т. Народный танец/ Т. Ткаченко.- М. : Ис^сство, 1954. - 47 с.

28. Ткачева Л.Б. Основные закономерности английской терминологии/ Л.Б. Ткачева.- Томск, 1987. - 198 с .

29. Фомин A.C. Понятие «танец» и его структура/ A.C. Фомин //Народный ганец: Проблемы изучения. — СПб., 1991. - С.60.

30. Эндрюс Т. Магия танца Ваше тело как инструмент силы. /Т.Эндрюс-М., 1996.-547с.

31. https://ru.wikipedia.oig > wiki > Танец

ИСТОРИКА - ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ТАНЦА В АНГЛИЙСКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ

В статье изучены историко-этнолингвистическое освещение терминологической системы танца в английском и таджикском языках с точки зрения сравнительного анализа. При изучение терминологии танца в английском и таджикском языках, в статье прежде всего определены виды танцев исходя из региональной и этнокультурной характеристики. В терминологической системе английского и таджикского языках наряду с исконно английскими и таджикскими терминами также наблюдаются термины заимствованные из других языков. Первоначальным терминообразующими словами послужили сами названия танцев этих двух языков, так как согласно их лексическому значения переопределялась сама суть танца. Наряду с этим каждый танец сопровождался определенными движениями, костюмами, антуражам, что сами по себе пробрели роль термина в каждом танце: Morrisdance - танец Моррис: основные термины танца: baldric- разноцветные повязки танцоров, Fool -«шут» - неформальный второй танцор, beast -ряженный, одетый в костюм животного как: лошадь, олень, баран и других, rushcart-камышовой повязки;Ьощшог<^пащ -танец с длинными мечами: «Tommy» - персонаж, парень бегло комментирующий танец и фигуры исполняющие танцорами, «Betty» — «девушка», роль которой исполняет бородатый крупный мужчина в женском одеянии; Hornpipe- танец Хорнпайп: «Hornpipe» Horn -рог, pipe-труба, Jive - танец джайв : шаг (ste^р)^приставка (console) ^шаг (step), медленным шагом назад (slowstepback).B таджикском языке также же определена такая тенденция появления терминов танца на основе самой сути танца. Ярким примером выше сказанного может послужит Бухарский стиль танца «ларзон» (букв. - встряхивание ладоней рук), исходя из прямого значения слово «ларзон» появились определённые движения-термины данного

танца как: «сари зонубозй» - танец колен), «елка кокиш» или «остинбозй» - встряхивание плеч,«кажрафтор» - круговые движения, «сари синабозй» -танец груди, «кафтларзон» -хождение на коленях,«синаларзон» -встряхивание полусидя справо налево,«кулбанд» - связка мизинцев, «пешонабозй» - танец головы, «доманбозй» -встряхивание подола, «кафтафшон» -бесконечное встряхивание, «царс» - хлопки, «цушцарс» - двойной хлопок, «чарх» - волнообразное движение и её варианты: «чархидутарафа», «чархидомон», «чархимиён», «цадам» - шаги и её варианты: «ором цадам», «майдацадам», «жумонда», «кашида», «бишкаста» и тгд.

Ключевые слова: терминология танца, историко-культурное освещение, классификация, культурное наследие, разносистемные языки, региональное разделение, виды танца, терминообразующие слова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HISTORY - ETHNO-LINGUISTIC COVERAGE OF DANCE TERMINOLOGY IN ENGLISH AND TAJIK LANGUAGES

The article studies the historian - ethno-linguistic coverage of the terminological system of dance in the English and Tajik languagesfrom the point of view of comparative analysis. When studying the terminology of dance in the English and Tajik languages, the article first of all defines the types of dances based on regional and ethno-cultural characteristics. In the terminological system of the English and Tajik languages, along with the original English and Tajik terms, there are also terms borrowed from other languages. The initial term-forming words were the very names of the dances of these two languages, since according to their lexical meaning, the very essence of the dance was redefined. Along with this, each dance was accompanied by certain movements, costumes, entourage, which in themselves stole the role of the term in each dance: Morris dance - Morris dance: basic dance terms: baldric - colorful bandages of dancers, Fool -«jester» - an informal second dancer, beast - masqueraded, dressed in an animal costume like: a horse, a deer, a ram and others, rush cart - reed bandage; Long sword dancing - a dance with long swords: «Tommy» is a character, a guy briefly commenting on the dance andfigures performing dancers, «Betty» is a «girl», whose role is played by a large bearded man in women's attire; Horn pipe - Hornpipe dance: «Hornpipe» Horn - horn, pipe-pipe, Jive - jive dance: step (step) ^prefix (console) ^ step (step), slow step back (slow step back). In the Tajik language such a tendency for the appearance of dance terms on the basis of the very essence of the dance is also determined. A striking example of the above can be the Bukhara style of dance «larzon» (literally, shaking the palms of the hands), based on the direct meaning of the word «larzon», certain movements-terms of this dance appeared as: «sari zonobozzi» - knee dance), «tree kokish «or» ostinboz - shaking the shoulders, «kazh raftor» - circular movements, «sari synaboz» - breast dance, «kaft larzon» - kneeling, «sina larzon» - shaking half-sitting from right to left, «kulband» - a bunch of little fingers, «peshonaboz» - head dance, «domanboz» - shaking the hem, «kaftafshon» - endless shaking, «vars» - clapping, «ush vars» - double clapping, «charkh» - wave-like movement and its variants: «charhi dutaraf», «charhi domon», «charkhi miyon», «vadam» - steps and its variants: «orom vadam», «maida vadam», «zhumonda», «kashida», «bishkasta» and so on.

Key words: dance terminology, historical and cultural coverage, classification, cultural heritage, languages of different systems, regional division, types of dance, term-forming words.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Бойбутаева А.М.— ассистенти кафедраи забощои хорщии Донишкадаи давлатии санъат ва фарщнги Тоцикистон ба номи М.Турсунзода. Сурога:Чум%урии Тоцикистон, 736000, ш.Душанбе, куч.Цомй 30/3. Телефон: (+992 90 2441844), Email: adolatboybutaeva @ gmail.com.

Сведения об авторе:

Байбутаева А.М. -ассистент кафедры иностранных языков Таджикского государственного Института культуры и искусств имени М.Турсунзаде. Адрес: Республика Таджикистан, 736000, г.Душанбе, ул.Джоми 30/3, телефон (+992 90 2441844), Email: adolatboybutaeva@gmail. com.

Information about author:

Boybutaeva AM.—Assistant of the foreign languages department at the Tajik State institute of Art and Culture named after M.Tursunzade. Address: Republic of Tajikistan, 736000, Dushanbe city, 30/3 Jomi street. Phone:(+992 90 2441844), Email: adolatboybutaeva @ gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.