Научная статья на тему 'Краеведение в исследовательской деятетельности учащихся на уроках истории и обшествознания'

Краеведение в исследовательской деятетельности учащихся на уроках истории и обшествознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / СЛУЖЕНИЕ МАЛОЙ РОДНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюшина С.И., Инячина Н.В.

В школах Белгородской области в рамках программы "Белгородоведение" знакомство с краеведением осуществляется на уроках разных дисциплин. Историческое краеведение это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческий материал важное мотивационное средство повышения качества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведение в исследовательской деятетельности учащихся на уроках истории и обшествознания»

физических качеств человека, поддержание здоровья, но и в процесс социализации личности. При правильном физическом образовании, человек научиться мылить отвлеченно, создавать общие положения и действовать, основываясь на них. Однако и этого окажется недостаточно, если человек не научится применять в жизни свои рассуждения и выводы, достигая намеченных целей, посредством преодоления различных препятствий, попадающихся на пути к ним [5]. Список использованной литературы:

1. Малкин В., Рогалева Л. Спорт - это психология / М.: Спорт, 2015. 176 с.

2. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник. М.: Спорт, 2016. 416 с.

3. Татарова С.Ю. Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов. М.: Научный консультант, 2017. 211 с.

4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / 2-е изд., перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 336 с.

5. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. М.: Наука, 2013. 265с.

6. Ильин Е.П. Психология спорта. Спб., 2013. 352 с.

7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / М.: Академия, 2010. 288 с.

© Растокин Н А., 2019

УДК 372.893

Рюшина С.И., учитель истории и обществознания МОУ "Веселолопанская СОШ" Инячина Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Веселолопанская СОШ"

КРАЕВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБШЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация

В школах Белгородской области в рамках программы "Белгородоведение" знакомство с краеведением осуществляется на уроках разных дисциплин. Историческое краеведение - это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческий материал -важное мотивационное средство повышения качества знаний.

Ключевые слова

Краеведение, исследовательский метод, проектная деятельность, патриотизм, служение малой родне.

С чего начинается Родина? С живущих рядом друзей, школы, соседей. История малых мест полна легенд, интересных событий, замечательных людей, судьбы которых переплелись с судьбой Отечества. Краеведение учит внимательному отношению к соотечественникам, бережному сохранению природы, памятников истории и культуры, находящихся рядом, учит быть гражданином своей маленькой планеты: семьи, школы, родного села. Оно воспитывает чувство гражданского долга, патриотизма, верности традициям, учит жить заботами и жизнью своего края. Краеведческий материал на уроках истории и обществознания открывает возможности для самостоятельной работы учащихся, их творчества. Краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но это возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к исследовательской работе. А сбор краеведческого

материала является одним из видов поисковой деятельности.

На основе знаний об органах местного самоуправления формируются общие знания о роли демократии в правовом государстве. Изучая в средней школе обществоведческую тему "Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества" проводится отдельный урок-исследование "Органы самоуправления в Веселолопанском сельском поселении". Цель урока: рассмотреть принципы, основные функции деятельности местного самоуправления, его роль в демократическом обществе; пробудить у учащихся желание активно участвовать в решении общественно значимых проблем поселения. На уроке учащиеся работают в группах над изучением Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На такие уроки приглашается глава Веселолопанского сельского поселения. На уроке "Развитие парламентаризма в России" ученица представила результат своей исследовательской работы «Белгородская областная Дума, 2010 год. Перспективы развития». Ко Дню молодого избирателя ученик 11 класса подготовил новое исследование - "20 лет Белгородской областной Думе: история и современность". Проектная деятельность - один из значимых методов в изучении истории и обществознания, активизирует деятельность учащихся. В этом учебном году ученица 8 класса работала над исследованием "История органов самоуправления в Веселолопанском сельском поселении". Интерес и новизна работы заключается в том, что собраны документы, фото, интервью об образовании и развитии Земского собрания поселения с 2006 года. Значение всей этой работы велико!

Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она носит и исследовательский и прикладной, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многопланово по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осознать путь исторического развития, понять связь местного и общего. Что в конечном итоге, способствует определению главных тенденций современности, занять активную жизненную позицию. Исследовательские проекты «Земляки - участники Великой Отечественной войны» - основа для рассказа о героях войны на уроках и внеклассных мероприятиях. А проект "Меня оценят в XXI веке" в номинации "Я помню! Я гожусь!" собрал многочисленные исследования о родственниках учащихся - участниках Великой Отечественной войны, многие из которых жили на территории Белгородской области. Проект содействовал сохранению памяти в семье о тяжелых испытаниях и участия семьи в Победе над Гитлеровской Германией. Исследовательский проект учащихся 4 класса познакомил с заслуженным агрономом Российской Федерации Крупской Лидией Стефановной, проработавшей в 45 лет агрономом.

Одна из страниц краеведения это история возникновения села, история названия улиц. Краеведческий материал обладает огромной воспитательной силой: узнавая больше о селе, людях, ученик проникается гордостью и любовью к малой родине. С творческой работой "Имя героя в названии улицы" познакомились все учащиеся начальной и основной школы, узнали как и почему одна из них носит имя Владимира Колесникова. Эта работа заняла призовое место в муниципальном этапе регионального конкурса творческих работ обучающихся в рамках реализации проекта "Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края ("Белгородоведение")", в номинация "Я люблю тебя, Белгородчина!". С большим интересом ученики 7 класса познакомились с исследовательской работой "Отражение Полтавской битвы в геральдике города Белгорода", "История храмов сел Долбино и Веселая Лопань".

На уроке "Родной край в XVII веке. Экономическое и социальное развитие края" изучение нового материала осуществлялось с применением технологии критического мышления. Для учащихся был подготовлен текст "Основание города Белгорода". Вот фрагмент:" Белгородская крепость была построена на высокой Белой (меловой) горе. У Северского Донца. «Сперва ставили параллельно две стены из больших дубовых столбов, остро затесанных сверху (отсюда и название «острог»). Потом обе эти стены соединялись поперек перегородками, пространство между ними засыпалось землей и камнями. Сверху на стены и башни клали катки, большие круглые колоды, которые скатывались во время боя на врагов».

На этапе "Вызов" был поставлен вопрос: "Что вы знаете об истории основания города Белгорода?" Ребята написали ключевые слова, оставили рисунки, стихи. Затем приступили к заполнению таблицы с тремя колонками: "Знаю", "Узнал", "Хочу узнать". На данном этапе в колонке "Знаю" они пишут все, что знают об основании Белгорода. Они обмениваются мнениями в паре, обсуждают свои знания. На 2 этапе "Чтение с пометками" каждому учащемуся предлагается текст по истории основания Белгорода и задание "Читаем и делаем пометки в тексте". Постепенно заполняются другие колонки "Узнал", "Хочу узнать", куда учащиеся самостоятельно записывают, работая с текстом. Обсуждают данные и заполняют на доске 2 колонки такой же таблицы. Работая с третьей колонкой "хочу узнать", называют то, с чем хотели бы познакомиться при дальнейшем изучении истории родного края.

Нельзя не согласиться с высказыванием Д.И. Копылова: "Мы горячо любим свою Родину - Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать".

Список использованной литературы:

1. Вернадский В.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.,Народное образование. 2001.

2.Дереклёва Н. И. Научно - исследовательская работа в школе. М., 2001.

3.Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2007.

5. Дадыкина И. В. Краеведение - путь к успеху. "История" - приложение к "1 сентября". № 6, 2013.

6. Примерная программа интегрированного курса "Белгородоведение"("Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края ("Белгородоведение")

7. https://studbooks.net

© Рюшина С.И., Инячина Н.В., 2019

УДК 371

О.А. Смычков

Преподаватель Белгородский строительный колледж г. Белгород, Российская Федерация

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье рассмотрены важнейшие составляющие, формирующие здоровый образ жизни студентов. Проанализированы главные проблемы, препятствующие становлению культуры здорового образа жизни молодежи, а также факторы, которые могут быть признаны студентами в качестве стимулов к ее формированию.

Ключевые слова:

здоровый образ жизни, здоровое питание, физическая культура, спорт, студенты, молодежь.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем российского общества является проблема формирования сознания подрастающего поколения в необходимости ведения здорового образа жизни как основы долголетия и физического здоровья. Руководством страны предпринимаются меры, необходимые для повсеместного формирования культуры физического воспитания детей, но этого недостаточно, поскольку повлиять на смену ценностей в их сознании, а именно отказа детей от гаджетов, компьютерных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.