Научная статья на тему 'Значимость занятий физической культуры в социализации личности'

Значимость занятий физической культуры в социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
968
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Растокин Н.А.,

В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на становления здоровой и развитой личности. Определяются факторы, влияющие на социализацию личности. Изучаются личностные качества человека, которые формируются благодаря раскрытию потенциальных возможностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость занятий физической культуры в социализации личности»

проблем и трудностей, которые характерны для разных этапов спортивной карьеры. Например, на начальном этапе спортивной специализации - это несоответствие реального тренировочного процесса с представлениями юных спортсменов о нем и о выбранном виде спорта. На этапе углубленной тренировки - это работа «на результат», связанная с выраженным ростом тренировочных нагрузок. На этапе высших достижений - переход из юношеского спорта во взрослый, спорт становится главным делом жизни. В свою очередь на этапе перехода в профессионалы - это самостоятельная забота о поддержании своей спортивной формы, а на этапе завершения спортивной карьеры (самый психологически сложный этап) - это снижение и отсутствие роста в спортивных результатах.

В-третьих, происходит консультирование спортсмена, а также его тренера. Для этого организовывается доверительный диалог с ними, направление анализа стрессовой ситуации, предложение вариантов, показ последствий того или иного выбора, а также помощь спортсмену в поиске «внутренней опоры» для самостоятельного преодоления трудностей, также консультация тренеров по волнующим их проблемам в психологической подготовке спортсменов.

И, в-четвертых, проводятся лекции и занятия, которые направлены на то, чтобы повысить психологическую грамотность и компетентность спортсменов и тренеров [5].

При проведении таких психопрофилактик и психорегуляций нужно учитывать индивидуальные личностные особенности спортсменов, которые включают в себя черты характера, навыки, способности, их опыт преодоления стресса в предыдущих соревнованиях, цели и задачи, решаемые в конкретных соревнованиях, а также дозирование силы мотива (регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели) [6]. Список использованной литературы:

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

2. Прохоров А.О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР-СЭ, 2004. 64 с.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

4. Журавлев А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: «Институт психологии РАН», 2011. 512 с.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2011. 457 с.

7. Ильин Е.П. Психология спорта: учеб.пособие. СПб.: Питер, 2012. 352 с.

8. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: «МедиаЛабПроект», 2008. 114 с.

© Растокин Н.А., Загретдинова О.О., 2019

УДК 1174

Н.А. Растокин

Студент 1 курса КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: rastokinita@mail.ru Научный руководитель: Е.В. Ореховская Преподаватель КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: yamantaka.j@yandex.ru ЗНАЧИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на становления здоровой и развитой

~ 174 ~

личности. Определяются факторы, влияющие на социализацию личности. Изучаются личностные качества человека, которые формируются благодаря раскрытию потенциальных возможностей человека.

Ключевые слова:

спорт, личность, социализация, здоровье, развитие, физическая культура, физическое воспитание.

Спорт играет важную роль для развития общества, представляя собой самостоятельный вид деятельности человека. Физическая культура воздействует не только на общественное производство, но и влияет на становление человека как личности и развитие межличностных отношений.

Спорт является составной частью общей культуры, которая направлена на то, чтобы укрепить повысить уровень здоровья у человека. Помимо этого, физическая культура отвечает еще и за социальную функцию, воспитывая гармонично развитую личность со всех сторон [6].

Сейчас общество вкладывает больше смысла в понятие спорта, включая в него и общественные, и индивидуальные ценности. Это положительно влияет на развитие физической культуры в целом, позволяя создавать новые направления в общественном мнении, а также давая новые стимулы и мотивации для того, чтобы осваивать спорт.

Еще не так давно ходило мнение, что спортом должны и занимаются только те, кто заинтересован в этом, у кого есть способности и предрасположенность к нему. Однако сейчас именно физические упражнения входят в жизнь каждого человека как неотъемлемая часть образования и здорового образа жизни. Немаловажной задачей для общества является введение в ежедневное расписание людей двигательную активность.

Физическая культура воздействует на все стороны жизнедеятельности человека. Помимо оздоровительного эффекта для всего организма человека, активного времяпровождения, спорт оказывает влияние и на социальную сторону личности. Также физическая культура воздействует на трудовую деятельность, на нравственное и психологическое мышление человека. Во время занятий спортом у человека происходит выработка гормона радости, что оказывает положительное влияние на самочувствие [2].

Личность - это отражение социально значимых черт человека, приобретаемые им во время социализации. Иначе говоря, в ходе различной деятельности человек приобретает определенный опыт на различных жизненных этапах, постепенно создавая свой образ, свою психологическую картину. При регулярных занятиях спортом у личности формируются определенные навыки и качества. Например, различные психические свойства человека создаются при помощи имитации разных жизненных ситуаций во время тренировки.

Раскрывая свои потенциальные возможности, у человека формируются многие личностные качества, среди которых уверенность в собственных силах, решительность, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Считается, что физические способности подвержены развитию в том случае, если человек становится более универсальным с точки зрения увеличения двигательной активности [1].

Спорт - это единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности человека. Во время этой деятельности человек находится в прочной связи с общественной и природной средой. И чем больше эти связи будут универсальными, тем гармоничнее будет развиваться человек со всех сторон.

Выделяют четыре группы функций физической культуры:

1. общее развитие и укрепление организма (во время которого формируются и развиваются физические качества и способности, совершенствуются двигательные навыки, укрепляется здоровье, оказывается сдерживающий эффект на процессы инволюции и пр.);

2. подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышается работоспособность, устойчивость к неблагоприятным условиям труда, гиподинамии, осуществляется профессионально-прикладная подготовка и пр.);

3. удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании свободного времени (это могут быть различные развлечения и игры);

4. раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на максимальном уровне [3].

Формируя личность, спорт помогает человеку наработать себе жизненный опыт, выстроить свою собственную систему ценностей, путем проигрывания различных социальных ситуаций во время занятий спортом.

В настоящее время спорт набирает популярность, увеличивая количество своих последователей, которые активно продвигают идею здорового образа жизни, который укрепляет внутренний дух человека и оказывает положительное влияние на формирование качеств характера.

Здоровый образ жизни воспитывает и формирует сознание здорового человека, учит стойкости и способности преодоления трудностей. Физическая нагрузка помогает контролировать социализацию человека в обществе. При помощи различных соревнований формируется психологическая обстановка, а также вырабатываются личные качества.

Во время тренировок человек учится выкладываться на все сто процентов, отдавая всего себя и организовывая свою жизнь по определенному распорядку.

Из этого следует, что человек может научиться владеть своими эмоциями, например, справляться с волнением, что поможет ему при каких-либо собеседованиях. Чтобы владеть своими эмоциями, человеку нужно взять себя в руки и начать контролировать свой организм. При помощи этого личность достигнет лучших результатов в будущем [7].

Множество людей считает, что спорт оказывает влияние лишь на физические качества человека. Они ошибаются. Ни один спорт не обходится без выработанных стратегий и определенных правил. Например, перед началом тренировки командного вида спорта, нужно рассчитать и определить все ходы игроков, проанализировать схему действий команды соперника. Не совершив определенные мыслительные процессы, игрок не сможет добиться положительных результатов в игре, а уж тем более - принести победу своей команде. Да и на соревнованиях такой человек вряд ли окажется. При большинстве игр, спортсмену нужно помнить множество правил, схем движений, как своей команды, так и команды соперника.

В настоящее время в учебных заведениях уделяется много внимания развитию «интеллектуальных» видов спорта, среди которых такие, как настольный теннис, баскетбол, легкая атлетика и другие. Каждый учащийся должен овладеть основами этих видов спорта, знать не только технику, но и историю развития определенного спорта. Во время занятий физической культурой учащийся социализируется в обществе, посредством командной работы. Спорт учит взаимодействовать с людьми, доверять окружающим.

Психологи выяснили, что среди определенных волевых качеств, необходимых человеку -целеустремленность, решительность и смелость. Именно они оказывают более сильное воздействие на успешную жизнь человека в обществе. Способность зарабатывать, найти друзей, построить семью - всё это человек может достигнуть в процессе формирования определенных качеств. Именно эти качества вырабатываются при занятиях спортом. Человек формирует себя и строит свое будущее, занимаясь спортом. Это говорит о том, что спорт и занятия физическими нагрузками - это не просто тренировка тела, но и подготовка к будущей жизни [4].

Проявление воли показывает то, что человек отдает себе отчет в своих действиях, знает, чего хочет добиться в будущем и может правильно проявить себя в жизни общества. Целеустремленность показывает умение и овладение человеком определенных мотивов.

Такие качества, которые развивают учителя, и преподаватели физической культуры имеют огромное значение для будущего каждого ребенка, школьника и выпускника. Большинство студентов, который полностью проходят, курс физической подготовки становятся взрослой и организованной личностью. Они с легкостью проходят жизненные испытания, занимают ответственные должности, проявляют себя как востребованные работники и профессионалы. Из этого следует, что не стоит недооценивать роль физических нагрузок в учебных заведениях. Занятия спортом - качественный процесс социализации человека.

Подводя итог, можно сказать, что физическая культура вносит свой вклад не только в формирование

физических качеств человека, поддержание здоровья, но и в процесс социализации личности. При правильном физическом образовании, человек научиться мылить отвлеченно, создавать общие положения и действовать, основываясь на них. Однако и этого окажется недостаточно, если человек не научится применять в жизни свои рассуждения и выводы, достигая намеченных целей, посредством преодоления различных препятствий, попадающихся на пути к ним [5]. Список использованной литературы:

1. Малкин В., Рогалева Л. Спорт - это психология / М.: Спорт, 2015. 176 с.

2. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник. М.: Спорт, 2016. 416 с.

3. Татарова С.Ю. Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов. М.: Научный консультант, 2017. 211 с.

4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / 2-е изд., перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 336 с.

5. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. М.: Наука, 2013. 265с.

6. Ильин Е.П. Психология спорта. Спб., 2013. 352 с.

7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / М.: Академия, 2010. 288 с.

© Растокин Н А., 2019

УДК 372.893

Рюшина С.И., учитель истории и обществознания МОУ "Веселолопанская СОШ" Инячина Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Веселолопанская СОШ"

КРАЕВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБШЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация

В школах Белгородской области в рамках программы "Белгородоведение" знакомство с краеведением осуществляется на уроках разных дисциплин. Историческое краеведение - это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческий материал -важное мотивационное средство повышения качества знаний.

Ключевые слова

Краеведение, исследовательский метод, проектная деятельность, патриотизм, служение малой родне.

С чего начинается Родина? С живущих рядом друзей, школы, соседей. История малых мест полна легенд, интересных событий, замечательных людей, судьбы которых переплелись с судьбой Отечества. Краеведение учит внимательному отношению к соотечественникам, бережному сохранению природы, памятников истории и культуры, находящихся рядом, учит быть гражданином своей маленькой планеты: семьи, школы, родного села. Оно воспитывает чувство гражданского долга, патриотизма, верности традициям, учит жить заботами и жизнью своего края. Краеведческий материал на уроках истории и обществознания открывает возможности для самостоятельной работы учащихся, их творчества. Краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но это возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к исследовательской работе. А сбор краеведческого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.