Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения
Краефест: перспективная рефлексия
I
Непомнящая
Оксана Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Полевского городского округа «Центр развития творчества им. Н. Е. Бобровой», г. Полевской, Свердловская область
Непомнящий
Александр Викторович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Полевского городского округа «Центр развития творчества им. Н. Е. Бобровой», г. Полевской, Свердловская область e-mail: pao-arh@yandex.ru
«Краефест-2021»: опыт участия
Kraefest 2021: Participants' Experience
Аннотация: В статье проведена рефлексия опыта участия авторов во всероссийском краеведческом фестивале в качестве трекеров и руководителей команды школьников. Ключевые слова: «Краефест», краеведческий фестиваль, краеведение, исследовательская деятельность
Abstract. This article is devoted to the reflection on the authors participation experience in the All-Russian local studies festival as student team leaders.
Keywords: Kraefest, the local studies festival, local studies, research activity
В октябре 2021 года авторы статьи приняли участие во Всероссийском краеведческом фестивале, который проходил в Свердловской области, в качестве трекеров и руководителей команды из г. Полевского.
На протяжении 30 лет в городе Полевской (Свердловская область) существует школьный археологический отряд, основным видом деятельности которого является участие в полевых археологических исследованиях, изучение древних артефактов и технологий. В последние года добавился еще один вид деятельности, направленный на популяризацию истории края — социальный коллективный проект.
За 25 лет отношение к исследовательской и проектной деятельности изменилось, мы научились грамотно оформлять, проводить исследование, создавать продукт, представлять работу. Пришло осознание, что исследовательская деятельность — образовательный процесс, во время которого происходит развитие как учащегося, так и педагога. Развитие ребенка осуществляется через личностный контакт с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого учащегося, благодаря среде совместной образовательной деятельности. В Полевском археологическом отряде эта среда создается через полевые выходы и экспедиции, учебные занятия и экскурсии в течение не одного месяца.
В условиях краеведческого фестиваля атмосфера исследовательской и проектной деятельности должна была сложиться между трекерами, наставниками и детьми в течение четырех дней.
«Краефест-2021»: опыт участия
Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович
Наша задача на первом этапе — замотивировать участников краеведческого фестиваля выбрать представленный трек, подбросить интересные идеи, сформировать команду. Для этого нужно было так презентовать территорию, чтобы у юных исследователей зародился не только интерес к ней, но вопросы и желание их разрешить. В результате этого раунда в команду пришли как дети, имеющие цель познакомиться подробно с предложенными направлениями, так и «случайные» ребята разного возраста и уровня подготовки.
Второй этап — работа с замыслом. Толчком к идеям должен был послужить просмотр фильма о городе Полевском («Первый город на Чусовой»). Во время заочного знакомства с новой территорией у юных исследователей, по нашему предположению, могли возникнуть ассоциации со своей территорией, возможно, кто-то мог взять за основу имеющийся опыт.
Уже не раз говорилось о том, что для получения положительного результата при работе над школьным проектом немаловажное значение имеет правильный выбор темы и проблематики проекта. В данном случае можно рассчитывать на полную отдачу в работе над проектом (исследованием) у учащихся.
В процессе просмотра фильма и его обсуждения родились следующие темы проектов: «Археологический парк», видеоролик «Приглашение в Полевской», квест «Страхи Думной горы», «Обустройство Думной горы». Группы были сформированы исходя из желания участников нашего трека. Особенностью групп стало то, что они были разновозрастные и между собой участники были малознакомы, уровень подготовки и опыт разработки проектов у всех разный.
Далее под руководством трекеров составлен план каждого проекта, предусматривающий конечный продукт, а именно: реконструкцию древнего городища на Думной горе, квест для подростков на Думной горе, проект культурного обустройства Думной горы и видеоролик «Полевской для туристов». Участники имели возможность просмотреть литературу, фотоматериалы и другую продукцию по своей тематике. Важным этапом на «Краефесте» стало представление замыслов во время стендовой сессии, на котором у участников была возможность осмыслить, визуализировать свой проект и донести до экспертов идею проекта.
Важно, что удалось выехать в г. Полевской, посетить с экскурсией археологический музей, Думную гору, места действий сказов П. П. Бажова, связать свои замыслы проектов с реальной местностью, топографией и прочувствовать их на местности. После такой поездки проекты стали обрастать деталями, появилось полное понимание реализации и значимости работы.
Последний этап — подготовка стендового доклада и защитного слова — пожалуй, самая напряженная часть, которая
Oksana
Nepomniachtchaya,
Teacher of supplementary education, N. Bobrova Center of Development Creativity, Polevskoy, Sverdlovsk oblast (region)
Alexander
Nepomniachtchy,
Teacher of supplementary education, N. Bobrova Center of Development Creativity, Polevskoy, Sverdlovsk oblast
Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения
I Краефест: перспективная рефлексия
потребовала максимальной концентрации творческих групп в условиях ограниченного времени — одного дня. С помощью трекеров и наставников ребята разбились на подгруппы и отвечали за проработку своего раздела проекта.
Работа над коллективным проектом, по нашему мнению, намного сложнее, чем проектом индивидуальным. В данном случае важно распределить обязанности, но тот факт, что дети мало знакомы между собой, вызвал определенные трудности. Команды старшеклассников, состоящие их 2 человек, показали хорошие результаты, трудности были у команд из 4 человек разного возраста. Не сразу смогли включиться в работу школьники 4-7 классов, возможно, было ошибкой создание разновозрастных команд, так как осмыслить идею проекта на первом этапе им было трудно. Большую работу по созданию единой команды проводили наставники из команды «Каравелла», они помогали ребятам в процессе работы над проектом, их помощь трудно переоценить.
К сожалению, уровень подготовки и опыт работы над проектами у участников был разный. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях допуском к итоговой аттестации является защита индивидуального проекта, уровень понимания технологии работы над проектом — невысокий.
Форма работы, предложенная в рамках краеведческого фестиваля, безусловно интересна. Опыт, полученный всеми участниками мероприятия, трудно переоценить и, конечно, он будет востребован. Ш