Научная статья на тему 'ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ЭТАПА КРАЕФЕСТА 2022'

ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ЭТАПА КРАЕФЕСТА 2022 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / "КРАЕФЕСТ" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ленская Мария Михайловна

В статье проведена рефлексия дистанционного этапа Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». Приведены основные выводы экспертного обсуждения статистики работ, глубины и актуальности поднятых тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE REMOTE ROUND OF THE KRAEFEST 2022

This article reflects on the remote round of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest. The main outcomes of the expert discussion of statistics, depth and relevance of the topics are described.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ЭТАПА КРАЕФЕСТА 2022»

Краефест: перспективная рефлексия

Ленская

Мария Михайловна,

главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», педагог, сказкотера-певт, соруководитель проектно-исследова-тельской педагогической лаборатории ПИПЛ Всероссийской проек-тно-исследовательской школы «Краефест-2021», г. Санкт-Петербург e-mail:

masha.lenskaya@mail.ru Maria

Lenskaya,

Editor-in-Chief of the video magazine Govoryu kak kraeved, Professor, Fairy tale Therapist, Co-Director of the Project and research pedagogical lab, PIPL, All-Russian project and research school Kraefest 2021, St. Petersburg

Итоги дистанционного этапа «Краефеста-2022»

The Results of the Remote Round of the Kraefest 2022

Аннотация: В статье проведена рефлексия дистанционного этапа Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». Приведены основные выводы экспертного обсуждения статистики работ, глубины и актуальности поднятых тем. Ключевые слова: фестиваль краеведческих объединений, «Краефест», исследовательские работы, краеведение, дистанционный этап

Abstract. This article reflects on the remote round of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest. The main outcomes of the expert discussion of statistics, depth and relevance of the topics are described.

Keywords: the local studies associations festival, Kraefest, research papers, local studies, online tour

2021 краеведческий год прошел под флагом большого многоступенчатого события — Всероссийского фестиваля краеведческих объединений Краефест. Каждая из ступеней имела свои цели и задачи. Так школьный весенний исследовательский марафон собрал межрегиональные команды вокруг интересных тем — треков. За небольшой период команды смогли прикоснуться к темам исследований через работу с замыслом. Основной движущей силой этого этапа стал поиск. Ребята искали темы, ставили открытые вопросы, делали первые шаги. Этот весенний этап можно сравнить с посадкой семян. Логично, что следующий этап должен содержать уже более глубокие и основательные проекты и исследования, в том числе полевые работы. Краеведение без этого теряет всякий смысл. Дистанционный формат Краефеста — это не онлайн-замена полевым исследованиям и экспедициям, а сетевое взаимодействие участников летних полевых и городских исследований и экспедиций, позволившее упаковать и представить свои локальные, региональные работы.

«Краефест» стал экспериментальной площадкой не только для участников, но и для нас, ведущих. Мы рассматривали и искали интересные форматы, позволяющие участникам и организаторам проявлять себя и достойно нести просветительскую миссию краеведов.

Ленская Мария Михайловна

Дистанционный формат Всероссийского фестиваля краеведческих объединений проходил в два потока: летний и осенний.

Первый поток объединил команды, которые во время летних каникул отправились в полевые и городские экспедиции, походы. Заявившись на этом этапе, все они могли представить итоги своих работ, представить свою команду и цель работы/ исследования в видео-визитке. А итоговые результаты своей работы оформить в виде статьи. Интересным опытом стали прямые эфиры с командами на Топос-канале, где команды из разных регионов знакомились с проектами и исследованиями, задавали друг другу вопросы, и даже могли найти очень близкие для себя темы.

Второй поток объединил те команды, которые проводили свои исследования или в последний месяц лета, или в начале осени.

В дистанционном формате приняло участие 250 школьников, территориальный охват от Карелии до Республики Саха, от Красноярского до Краснодарского края. Можно выделить несколько основных направлений исследовательских работ и проектов: военно-патриотическое (6 команд), экологическое (9 команд), краеведческое (история родного села, города, история отдельных объектов, судьбы выдающихся земляков (11 команд), и новое направление, связанное с современными медиа-форматами (1 команда).

Мы провели несколько встреч с экспертами, которые позволили нам не только посмотреть на статистику работ, но и обсудить глубину и актуальность поднятых тем, поразмышлять о том, что получилось и что не получилось из задуманного. Далее приведем некоторые выводы и проблемы, которые, на наш взгляд, наиболее актуальны.

Один из ключевых параметров, характеризующий качество выполненной работы, очень важный и трудно измеряемый — это «живость» работы. Этот параметр может показаться очень ненаучным, но мы ставим одной из задач проведения «Краефеста» уход от стандартных, официальных форматов к живому, актуальному, обновленному краеведению. Мы говорим о краеведении, как о движущей силе, как о драйвере территории. И поэтому все эксперты говорили о том, как важно, чтобы тема для проекта или исследования была для ребят настоящей, живой, чтобы она их зажигала. Почему этот критерий трудно выявить? Тут есть несколько подводных камней. И все они, как нам кажется, лежат в области выбора темы, упаковки итоговой работы и в том, сколько процентов этой работы реально сделали дети. Не отодвигая и не принижая наставников и педагогов, мы видим, что иногда привычка сделать работу «правильной, научной, взрослой» играет плохую роль. Ярко выделяются именно те работы, где видно участие ребят — их легко отличить

Краефест: перспективная рефлексия

по стилю написания, по эмоциональным цитатам, по ярким выводам. Или, например, мы замечали, что внутри выбранной темы ребята ставили перед собой актуальный для себя исследовательский вопрос. Он мог показаться в чем-то наивным, слишком простым, но именно это и дало бы работе импульс. Не всегда такие вопросы были поддержаны. Поэтому нам кажется, что работа с педагогами, ведущими мероприятия о проек-тно-исследовательской деятельности (семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации на темы эффективного использования открытых вопросов, технологий работы с замыслом) может задать тот импульс, который станет движущей и мотивирующей силой для участия школьников в краеведческой проектной и исследовательской работе, поможет выработать индивидуальную траекторию каждому участнику, позволит объединить ребят с похожими интересами в команду.

Выбор темы для исследования или проекта — наиважнейший фокус работы наставника исследовательских проектов. Можно отметить несколько аспектов, сравнивая работы. Некоторые из них были более наукообразными, особенно это касается экологических исследований — ребята исследовали не только флору и фауну родных мест, но и сами методы, выбирая те из них, которые могли бы дать реальный эффект и принести пользу. Некоторые работы краеведческой направленности носили системно-аналитический характер. Ребята собирали материал и оценивали влияние градообразующих предприятий, событий на историю места. Те команды, которые выбрали экспедиционный формат, посвященный военному историческому наследию, наиболее полно смогли показать командную работу, показали взаимодействие в группе. Были работы, которые выделялись, например, оригинальностью выбранной темы (работа об истории районного пионерского штаба), или продолжительностью и системностью в исследовательской работе (лонгитюд по экологическому исследованию). Во многих работах мы видели задатки комплексного краеведческого исследования.

Еще одна проблема, сформулированная и обозначенная экспертным советом дистанционного этапа «Краефеста» в том, что участники часто путают проектный и исследовательский форматы. И с точки зрения постановки целей и задач, и по подобранным методам исследования, и по сделанным выводам. В одних работах мы видели несостыковки между поставленными целями и методами исследования, в других — неопределенность мешала выстроить путь к результату.

Дистанционный формат выявил не менее важную проблему, возникающую при организации проектной работы — это проблема представления результатов и оформления работы. В Регламенте дистанционного этапа предлагалось представить работу в виде статьи. Как мы увидели, этот формат

Итоги дистанционного этапа Краефеста 2022_

Ленская Мария Михайловна

представления работы имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что такой формат дает большую свободу, позволяет сохранить ту самую «живость» проекта, показать самое важное. Однако эксперты отметили, что те команды, которые только начинают свою исследовательскую работу, стараются «выиграть» за счет качественного оформления, в том числе медийными продуктами: фотографиями, видео и т.д. Для команд, которые представляют более комплексные или глубокие данные, скорее подойдет формат научной статьи-отчета. Для таких команд экспертиза нужна в форме критики, поиска зон развития, экспертной помощи.

Несомненно, в будущем, в рамках «Краефеста», мы выделим время для знакомства участников Фестиваля с многообразием форм представления результатов работ: научные статьи, публицистика, журналы, выставки, лендинги, сайты, блоги. Такие форматы позволяют привлекать к краеведческой работе тех, кому интересно данное направление деятельности. Это позволяет сделать команду более современной, познакомить других со своими открытиями, находками.

Явной находкой для «Краефеста» были прямые эфиры, которые проходили с командами-участниками дистанционного этапа. Мы увидели, что этот опыт нужно продолжать, потому что в живом разговоре можно было услышать участников, увидеть их эмоции и услышать рассказы очевидцев, особенно если разговор не сводился к «рапорту» и не велся как статистический отчет. Живой диалог между несколькими командами, обмен опытом, интересные вопросы друг к другу помогали командам увидеть значимость того, что они делают, проявлять уважение к другим темам и исследованиям, видеть перспективу в развитии и даже в общих маршрутах исследований.

Эксперты отметили также, что необходимо запланировать консультации по подготовке и оформлению результатов работ (отчеты, статьи), особенно для туристических групп, в которых основными часто являются туристические, а не краеведческие задачи.

Все эксперты отметили необходимость иметь чувство меры при копировании или пересказе в отчете или статье справочного материала из открытых источников. Некоторые работы были излишне перегружены, не хватало живых фотоотчетов, выводов, авторского текста.

Одной из популярных тем в работах стали экскурсионные маршруты, тропы, квесты. Здесь тоже есть перспектива в подготовке такого рода проектов: работа с целевой аудиторией, составление маршрутного листа, точек осмотра, сопровождение экскурсии, внедрение новых технологий (например, аудиогид, QR-коды, VR/AR-технологии).

При анализе работ эксперты говорили о том, что важно и нужно идти в сторону предоставления части исследования

Краефест: перспективная рефлексия

как отчета о работе. Это позволит тем командам, которые проводят многолетние исследования или проекты, получать экспертизу не как оценку, а как возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, тем самым продвигать работы на новый уровень (своего рода «кандидатский» формат, более серьезный, научный).

В перспективе на будущий год в направлении дистанционного формата «Краефеста»: круглые столы, обучающие сессии по формам представления результатов и наполнению работ, поиску новых форм в анализе, экспертизе, системы обратной связи, в том числе с использованием взаимной оценки команд.

Организаторы и эксперты дистанционного этапа «Краефеста» благодарят учителей, наставников, команды за активность, эксперимент, поддержку и краеведческое неравнодушие. «Краефест» — это не про оценки. «Краефест» — это про диалог, про перспективы, про развитие, про край. ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.