Краефест: перспективная рефлексия
Глазунова
Оксана
Владимировна,
заместитель руководителя федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДО
по направлению исследовательское краеведение, г. Москва
e-mail: glazunovaov@ yandex.ru
Oksana
Glazunova,
Deputy Head of Federal Resource Center of Supplementary Education on the Local studies research, Moscow
Исследовательский марафон Краефеста 2021
Research Marathon of Kraefest 2021
Аннотация. Статья посвящена технологиям проведения Исследовательского марафона в рамках Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». В статье приведены цитаты из регламентов марафона, описание педагогических ролей, манифест участников. Приведены описания 13 треков марафона. Раскрыта значимость внимания к процессу рождения замысла исследования как педагогический прием наставников исследовательских проектов. Представлена концепция зачетных комиссий СОТы (Сетевые Образовательные Товарищества). Ключевые слова: «Краефест», исследовательский марафон, исследовательские треки, технологии проведения исследования
Abstract. The article is devoted to the technologies of conducting a Research marathon within the framework of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest. The article provides quotes from the marathon regulations, a description of pedagogical roles and a manifesto of participants. 13 marathon tracks descriptions are illustrated. The importance of the process of the research idea origin as a pedagogical tool for research projects mentors is revealed in the article. It also presents a concept of examination boards, NEPs (Network Educational Partnerships), and a project defense method, APJ (attack - protect - judge).
Keywords: Kraefest, research marathon, research tracks, research technologies
В 2021 году мы часто вставали перед неразрешимой задачей: как проводить привычные для нас форматы работы с группой, со школьниками в условиях обстоятельств, диктуемых нам предписаниями, связанными с введением ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции? Некоторые мероприятия Фестиваля нам пришлось переносить и уменьшать возможное число участников. А вот школьный этап, как этап работы с замыслом, мотивирующий этап, этап коммуникации и взаимодействия с командами из других городов мы изначально планировали провести в новом формате исследовательского марафона — в формате своеобразного погружения в исследовательскую деятельность, с возможностью получить консультации у профессионалов, независимо от места жительства участника. Эта статья — своего рода обобщение и рассказ о технологиях, людях и событиях, проектах и исследованиях, случившихся на Марафоне-2021.
I Глазунова Оксана Владимировна
Технологии проведения Исследовательского марафона
На одной из встреч с руководителями туристско-краеведче-ской деятельности в регионах мы обсуждали вопрос о том, как сделать так, чтобы в наших краеведческих мероприятиях, проектах, конкурсах, конференциях приняло участие как можно больше подростков, чтобы увлечь темой краеведения, зажечь. Как одна из самых сложных, обсуждалась задача вовлечения тех, кто еще не занимается в краеведческих клубах, кружках, у кого еще нет сильной мотивации на занятия в этом направлении.
Так родилась идея о том, что на школьном этапе важно организовать не мероприятие по отбору лучших, а событие по привлечению многих, которое, как снежный ком, будет затягивать в себя новые команды, клубы, участников, педагогов, родителей, наставников... Фактически, была поставлена задача формирования благоприятной среды для развития краеведения. Для этого важной задачей стало привлечение людей, увлеченных краеведческой тематикой, которые могли бы стать путеводной звездой, маяком и ориентиром и для новичков, и для тех, кто уже давно занимается краеведением. Так возникла тема трекеров — людей, которые задают направление, поддерживают и консультируют во время самого проекта или исследования. Важной особенностью в работе трекеров является то, что они не выступают в роли эксперта-наблюдателя, а занимают активную позицию — сопровождения и консультирования. Эксперты — не судьи, а научные консультанты в процессе выполнения работы школьными командами.
Как же это организовать? Ведь эксперты просто не имеют возможности вести только одну проектную команду. И тогда мы решили разделить позиции эксперта и наставника. На школьном этапе мы предложили, что наставником может выступать педагог, учитель, старшеклассник, студент, родитель. Его задачи — помощь в организации работы самой проектной команды, удержание вместе с командой дедлайна, проведение рефлексии, удержание фокуса внимания на результате.
Постепенно у нас сложился образ проведения школьного этапа в формате Исследовательского марафона. И поскольку такая форма проведения была нова для нас как организаторов, мы предложили модель «Исследовательский марафон» как образовательный модуль-погружение в проектную/исследовательскую краеведческую деятельность.
Началась активная подготовка марафона. У нас появился сайт (ссылка на архив страницы https://kraefest.ru/ marathon) — загрузочная страница-лендинг, где мы разъяснили, что такое исследовательский марафон, как зарегистрировать команду, как стать трекером, как стать наставником.
Краефест: перспективная рефлексия
Из правил проведения Марафона
Наставник
Задачи наставника:
• наставник в составе команды обеспечивает обсуждение промежуточных результатов, заданий, критериев для зачета работы команды;
• помогает выстроить коммуникацию внутри команды и с другими участниками соты;
• наставники в соте выбирают куратора, который представляет соту в треке;
• наставники команд в сотах составляют промежуточные и итоговые протоколы и отсылают их трекеру соты (через куратора).
Наставником команды может выступать педагог, родитель, научный руководитель, куратор, старший товарищ, который поддерживает и направляет команду. Наставник должен быть старше 18 лет в ответственной позиции по отношению к команде и делу, которым она занимается.
Наличие наставника у команды желательно. Один наставник может курировать несколько команд.
Наставник входит в состав команды, участвует в ее деятельности, но не может представлять команду на защите.
Наставник входит в состав зачетной комиссии в соте, к которой относится его команда. Наставник может оценивать любую команду, кроме своей.
Если в соте только один наставник, то он привлекает в состав комиссии независимых наставников из других сот.
Важная задача наставника — обеспечить беспристрастность, конструктивность и продуктивность дискуссии в рамках работы зачетной комиссии.
Как стать наставником?
Зарегистрироваться на сайте, указать контакты команды, если есть.
Участники команд
Задачи участника проектно-исследовательской команды:
• Выбрать трек из заявленных на сайте;
• Зарегистрироваться на сайте Марафона;
• Собрать команду (3-5 чел.);
• Собраться в Соту (группа из 3-5 команд);
• Сделать проект/исследование;
• Получить электронный сертификат участника Марафона, подтверждающий членство в лиге «Начало».
Участники: команды школьные, межшкольные, представители клубов, объединений. Рекомендуется собрать команду из 4-5 человек, но не более 8 человек. Команды, в которых больше 8 человек, необходимо регистрировать как две отдельные команды, разрабатывающие свою тему.
Возможно участие команды, представленной одним участником (индивидуальный проект) при наличии наставника.
Исследовательский марафон Краефеста 2021
I Глазунова Оксана Владимировна
Трекер
Задачи трекера:
• заявляет тему трека, включающую название, краткий анонс (не более 300 знаков), краткий видеоанонс (не более 5 минут) и размещает на сайте Марафона;
• решает вопрос с организаторами об электронном ресурсе, где будут размещены все материалы и задания по треку в открытом доступе для участников Марафона. Ссылка на ресурс выкладывается на странице Марафона;
• формирует программу трека, состоящую из заданий, квестов, образовательного контента. Размещает эти материалы на ресурсе трека;
• анализирует протоколы промежуточных и итоговых работ участников и при необходимости делает комментарии или отвечает на вопросы.
Трекер сопровождает команды на протяжении времени проведения Марафона.
Трекер вправе заявить критерии и формы обратной связи, не противоречащие Манифесту Марафона или воспользоваться предложенными организаторами. Критерии объявляются перед запуском трека на Марафоне. Критерии согласовываются с организаторами (штабом) Марафона и вывешиваются на сайте в разделе «Трек».
Трекер в описании своего направления (анонс) указывает ограничения для участников, если они есть (например, школьная команда, взрослая команда, смешанная команда).
Как стать трекером?
Нужно пожелать стать трекером. Заявить трек, выполнить все требования к трекеру (см. выше) и пригласить участников — команды. Трек считается открытым, если набирается хотя бы одна сота в заявленный трек.
СОТы
Марафон длится почти месяц. За этот месяц каждая команда вместе с трекером и наставником проходит несколько контрольных точек — этапов. В рамках этих этапов на странице треков публикуются задания и образовательный контент.
Зачетные комиссии в рамках Марафона формируются из самих участников конкурса и называются Соты (сокращенно от Сетевые Образовательные Товарищества). Сота состоит из представителей 3-5 команд и хотя бы одного наставника и формируется при входе команды в конкурс. Соты — это основная структура, в рамках которой участники развивают и соотносят с критериями свои проектные идеи. Задача Сот — обеспечить горизонтальность, взаимную поддержку и взаимозачет проектных идей на каждом из этапов Марафона.
В Сотах команды на каждом из этапов обсуждают задания и критерии их зачета, публикуют результаты работы этапа по каждой из команд на своих страницах, проводят зачет и записывают результат каждой команды в протокол.
Краефест: перспективная рефлексия
Этап «Визитка» команды
Первым заданием для Соты становится создание визиток своих команд, рассказывающих об участниках и командах — их целях, интересах и мотивации участия в выбранном треке.
Этап «Замысел»
На этом этапе команды презентуют идею и план реализации своих проектов или исследований.
Этап «Дело»
На финальном этапе команды реализуют свои проекты (или их этапы), рефлексируют о проделанной работе и упаковывают результаты этой деятельности в медиаматериалы.
Все правила, критерии оценки и самооценки исследовательского Марафона-2021 опубликованы в открытом доступе. Каждая команда могла заранее познакомиться с ними и выстроить свою работу таким образом, чтобы получить максимально возможные баллы. Это своеобразный ориентир для команд. Однако мы допускали, что в рамках треков ведущий направления (трекер) мог вносить дополнительные критерии для самооценки, обусловленные спецификой организуемой деятельности.
СОТы — это инструмент социотехники, который был разработан группой игротехников и соци-отехников специально для проведения Марафона. Не все, что мы задумали, удалось осуществить. Основные сложности, с которыми мы столкнулись, выглядят таким образом. Не все школьники и педагоги работают с таким понятием, как самооценка. Даже при наличии четких критериев, которые обычный школьник в любой игре оценивает безошибочно, в ситуации выполнения проекта и исследования возникает запрос на оценку со стороны. Скорее всего, срабатывает эффект перенасыщения и доминирования в жизни школьника и учителя мероприятий, событий и процессов, где учитель и ученик не выступают в субъектной позиции, а являются объектами, не имеющими права принятия решения относительно своего проекта, процесса. Эффект отчуждения от процесса, от результата труда дает негативный эффект воспитания исполнителя, а не созидателя и исследователя. Лишь с течением времени, постепенно, уже на дальнейших этапах проведения «Краефеста»,
мы обратили внимание, как раскрываются школьники и учителя, которые понимают, что у них есть право и на самооценку, и на свободное формирование замысла в рамках заданных тем, самостоятельного выстраивания темпа, выбора инструментов, методов и форм организации деятельности. Мы намерены и дальше развивать тему самоорганизации, самоуправления, самодеятельности.
При дальнейшей организации Всероссийского фестиваля краеведческих объединений мы обязательно будем организовывать курсы повышения квалификации, мастер-классы и тренинги для наставников, ведущих СОТ, трекеров, модераторов. Без этих людей невозможно интересно и профессионально организовать такого рода мероприятия.
СОТы. Из правил проведения Марафона
Сота — это 3-5 команд минимум с одним наставником (но желательно, чтобы у каждой команды был свой наставник). Среди наставников выбирается куратор Соты, который будет помогать командам собираться на встречи, заполнять зачетные ведомости, публиковать результаты этапов проекта, контактировать с организаторами.
При формировании Соты убедитесь, что у вас точно есть общие по графику часы для встреч (например, вы не находитесь в очень разных часовых поясах). Сота считается сформированной, когда участвующие команды договорились о графике встреч и канале коммуникации. Минимальное количество встреч — по одной на каждый этап работы над проектом (то есть минимум три).
Чтобы провести зачетную сессию по этапу, нужно:
• подготовить отчетные материалы и доклад по этапу;
• собрать на встречу хотя бы одного представителя от каждой команды Соты и хотя бы одного наставника.
Как проходит зачет:
• выбирается ведущий, помогающий соблюдать тайминг и порядок сессии, и летописец, записывающий процесс и результаты собрания;
• каждой команде дается время на доклад и на вопросы к нему;
• по итогам доклада и ответов на вопросы каждая команда, кроме команды-докладчика проставляет топы по критериям;
• после всех докладов заполняется форма по этапу с зачетными критериями, предоставленными трекером. На странице Соты публикуются отчетные материалы по этапам и результаты зачета.
В исследовательском марафоне Краефеста-2021 были подготовлены и проведены программы 13 треков. Партнерами при организации треков выступили различные организации, общественные объединения и педагоги. Вот как представляли свои треки ведущие направлений.
Научно-методический сборник «Бескрайний фестиваль»
I Краефест: перспективная рефлексия
Исследовательский марафон Краефеста - это стартовое событие года. За месяц проведения Марафона формируются команды, рождаются замыслы, строятся планы, и команды делают пробные шаги для их реализации. Все последующие события Всероссийского фестиваля краеведческих объединений -это шаги по реализации этих замыслов и представлению результатов для других.
В октябре 2021 года мы впервые провели Всероссийскую исследовательскую школу «Краефест» в Екатеринбурге. Команды, которые до этого были знакомы заочно, смогли встретиться, представить свои реализованные проекты, создать новые межрегиональные команды. В Исследовательской школе эти команды прошли своеобразную школу краеведческого актива и вместе работали над исследовательскими проектами в Свердловской области.
По итогам проведения Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Крефест-2021» был издан иллюстрированный научно-методический сборник, где описаны технологии, собраны «краеведческие референсы» работ участников Краефеста.
Нужно отметить, что своеобразным камертоном, который дает настройку для Фестиваля на целый год, служат темы треков, которые в начале года задают трекеры Исследовательского марафона.
Представление треков марафона и трекеров
Трек «Инвентаризация наследия. Историческое краеведение»
Трекер: Алексеев Дмитрий Александрович, историк-архивист, координатор направления «Краеведение» в ЦАО Москвы, эксперт ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, ГБОУ ДО ФЦДЮТиК, член правления НПЦ «Холокост», автор-куратор проекта «Усадебная культура Москвы и Московской губернии ХУШ-ХХ вв.»
О треке
Мы рассмотрим с вами объект культурного наследия с разных его сторон. С одной стороны, «он же памятник!», а значит, обладает определенными признаками, что отличают его от других зданий. Местные сообщества сами могут повлиять на то, чтобы правовой статус был присвоен объекту, главное — могут инициировать этот процесс. Но, в конечном счете, без личных историй жильцов, биографии архитектора любое здание, пусть даже самое красивое, останется коробкой без эмоционального наполнения. Значит, и эти сюжеты кто-то должен фиксировать.
Нас ждет три недели групповой работы с наставниками и сопровождением команды трека. Нас ждет образовательный контент, уточнения траектории выполнения исследований на точках сборки, ну и, конечно же, источник вдохновения и лейтмотив трека — история обретения Дома Обрабстроя — нового памятника архитектуры на карте столицы.
Ссылка на ролик: https://youtu.be/PHj3FcUQ_LU Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_nasledie
Трек «Визуальная история»
Трекер: Митин Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования Городской станции юных туристов г. Нижнего Тагила Свердловской области. Более 20 лет занимается фотографией и в педагогике активно использует методы и практики, связанные с визуальными источниками.
О треке
Фотография, кино, видеофильм — уникальный источник знаний по краеведению и истории. Как с ними работать, обрабатывать, анализировать, ты узнаешь в треке «Визуальная история».
В краеведении, как и в истории, работа с визуальными источниками играет большую роль. Это связано с самыми различными факторами. Во-первых, увеличивается возможность реализации деятельностного подхода, усиливается познавательный интерес. Во-вторых, оптимизируется работа с историческими понятиями, можно наглядно представить предмет исследования.
Визуальные источники, используемые в краеведении, могут быть самыми разными: картины, рисунки, плакаты, фотографии. В исследовательской деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний, иллюстрируя теоретический материал, помогают при актуализации знаний, их закреплении и проверке.
Варианты заданий могут быть самыми разными: от виртуальной экскурсии по городу или стране до использования источника в качестве аргумента в предложенной дискуссии, от установления типа источника до составления характеристики исторического деятеля.
Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_visual
Реконструкция по фотографиям объектов. Трек «Визуальная история»
Краефест: перспективная рефлексия
Трек «Парк онлайн: решение исследовательских задач на местности»
Трекер: Обухов Алексей Сергеевич и команда «Точки варения», Москва, центр дополнительного образования «Точка варения» Колледжа «26 КАДР».
О треке
Наш трек связан с решением исследовательских задач на местности, которые вы можете попробовать сделать у себя, в своем топосе (конкретном месте нашего общего мира). Мы подобрали для вас исследовательские задания на местности, которые уже реализовывали в рамках проекта «Парк онлайн», а также созданные только что студентами НИУ ВШЭ в рамках майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху».
Задания будут приходить вам в виде видеоинструкции. Некоторые задания при необходимости мы сопровождаем дополнительными материалами. Раз в неделю по субботам будет проходить встреча с одним из педагогов «Точки варения», который поможет провести вам представление и обсуждение полученных результатов, выполненных в командах исследовательских заданий. Возможно, по ходу обсуждения появятся идеи по сопоставительным исследованиям.
Мы считаем, что исследование — это выход за пределы известного, заданного, привычного. И это делать рискованно, но интересно! Изучение мира вокруг себя, который кажется уже известным и привычным, особенно ценно. Ты начинаешь замечать то, что в привычной жизни не видел, хотя рядом с тобой было что-то интересное, уникальное, самобытное. Видеть необычное в привычном — особая способность, которая дает более полное переживание и проживание жизни.
Большие краеведческие исследования не всегда посильны, когда ты только включаешься в этот бесконечный мир познания. Когда же нашу познавательную активность при этом еще и ограничивают обстоятельства (уже год наш мир находится в ситуации пандемии), краеведение становится возможностью выхода из «застенок» в прямом смысле этого слова. В такой ситуации весной 2020 года мы (команда исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», который находится в историческом центре Москвы в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках») предложили учащимся разных школ Москвы и регионов России реализовать задания открытого типа в рамках проекта «Парк онлайн». Сейчас со студентами НИУ ВШЭ мы создаем большой и разнообразный набор заданий открытого типа (без правильных ответов, поисковые, исследовательские, творческие), в том числе для изучения различных объектов и
Глазунова Оксана Владимировна
явлений на местности. Задания мы размещаем на нашем сайте: точка-варения.рф/page10116412.
Нам важно создавать пространство самоопределения и реального действия. Поэтому мы создаем пространство выбора и разнообразия возможностей пробного действия.
Задания будут структурированы по двум содержательным линиям:
1 - социально-гуманитарные исследования про свой Топос (история и современность);
2 - естественно-научные исследования своего Топоса (экология, биология, геофизика, физика в окружающем мире).
В каждой линии будет более 8 заданий (из расчета, что время трека — 4 недели, а на каждую неделю минимально мы предлагаем реализовать по две задачи).
В нашем треке ваша команда сможет выбрать следующие варианты для самореализации:
1 - выбрать одну из линий трека и полноценно его реализовать, решив 8 или более предложенных задач (распределив задачи в команде между собой или делая каждое задание командой сообща);
2 - выбрать обе линии трека, распределив задачи между членами команды, решая те задачи, которые вам будут наиболее интересны (8 или более).
Важно, что итоговую сборку результатов всех ваших мини-исследований на местности в финале трека мы предлагаем сделать в виде странички сайта. Как это делать, записали на видео наши студенты из НИУ ВШЭ — можете сразу посмотреть его по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=iZ8S6G3T_ JM&feature=youtu.be.
Ссылка на ролик: https://youtu.be/6x-ThAFKXEs
Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте):
https://vk.com/kfest_parkonline
Трек «Настольная игра с дополненной реальностью: создаем версионный контент вместе!»
Трекер: Митина Алена Александровна, методист кафедры гуманитарного образования КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования им. А. М. Топорова», Алтайский край.
О треке
Приглашаем вас на трек по разработке новой настольной игры с дополненной реальностью. В Сетевой лаборатории «Игровест» школьники, студенты, педагоги, родители разрабатывают новый контент современной школы и создают продукты, имеющие познавательное значение и коммерческий результат. Настольная игра с дополненной реальностью
I Краефест: перспективная рефлексия
«Аналитик-исследователь» («Царица ваз — Колыванская чаша?»): создаем версионный контент вместе!
Контент игры — яркая страница в истории Алтая, камнерезное дело и создание Колыванской вазы гигантских размеров. Аналитик-исследователь собирает коллекцию фактов, аргументов и формулирует свою гипотезу как ответ на главный вопрос. Что станет дополненной реальностью в нашей игре? Мультимедиаколлекция? Тесты? Новое приложение? Или что-то другое?
В нашей коллекции 17 настольных игр по историческому краеведению Алтайского края. Все разработки открыты в формате «распечатай, разрежь, играй!» Готовы стать экспертом? Знакомьтесь с опытом, создавайте команду, вставайте в наш круг, на наши плечи и смотрите за новые горизонты! Ссылка на ролик: https://youtu.be/I8wWuiHLEn4 Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_igry22
Трек «Селигер. Живая природа»
Трекер: Озеров Александр Григорьевич, начальник отдела развития краеведческой деятельности ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, Москва
О треке
Трек «Селигер. Живая природа» — для тех, кто хочет принять участие в летней экспедиции, которая пройдет на Селигере.
Экспедиция проводится в соответствии с Планом всероссийских мероприятий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» в рамках Всероссийского Фестиваля краеведческих объединений.
В программе экспедиции:
Теоретические и практические занятия по краеведческим программам «Юные туристы-экологи», «Юные краеведы». Занятия по туристской технике, приемам выживания в природной среде.. Занятия по ориентированию.
Занятия по основам оказания первой доврачебной помощи.
Проведение эколого-краеведческих исследований. Разработка краеведческой и экологической тропы. Описание объекта:
Экскурсия в природу. Природная аптека: растения «целители» и «губители».
• Экскурсия в монастырь Нилова Пустынь, в г. Осташков, музей природы в с. Рогожа, пирамиду А. Голода на Волговерховье (по самостоятельному заказу команд).
• Сборка и подготовка байдарок и катамаранов.
• Разработка краеведческой и экологической тропы.
• Конкурс: Эколого-краеведческо-туристский маршрут.
• Соревнования по туристской технике и ориентированию на местности.
• Конкурсы творческих работ: туристских поделок, экологических плакатов, рисунков. Конкурс эрудитов.
• Вечера знакомств у костра. Представление команд туристской песни.
• Праздник «Нептуна». Соревнования по плаванию и управлению байдарками.
• Турниры по мини-футболу, волейболу, бадминтону.
• Полевая конференция по итогам исследований. Защита исследований.
• Работы по восстановлению и благоустройству территории заказника «Троеручица».
Походы по маршрутам:
• д. Светлица — Копанка — Неприе — м. Литва — п-в Коровий — д. Волоховщина — Полоновка — Заплавье — Светлица
• оз. Глубокое — оз. Березовское — р. Княжа — р. Полоновка — Сосницкийплес—Задубье—о. Журавка—Неприе—Светлица
• Кравотынь—Заплавье—Картунскийбор—Березовскийрядок— Собенские озера—Николо-Рожок—п/о. М. Хачин — Светлица Готовиться к этой экспедиции мы начнем прямо сейчас!
Что мы будем делать на этом этапе? Соберем команду и выберем направления своего исследования, сделаем визитку команды, где представим участников и направления исследования. Познакомимся с инструментами, методами исследования, которые понадобятся нам в работе, наметим план исследования и сделаем первые шаги по его достижению.
Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): Иир8:// vk.com/kfest_seliger
Трек «Сельский дом»
Трекер: Головина Мария Владимировна, с. Кемеровская область
Чумай,
О треке
Сибирское село Чумай с вековой историей хранит множество тайн. Сельский образ жизни самобытен и уникален. Каждое село имеет свою ауру и свой дух. Почему? Старинный дом «Арт-Бухта» — это дом с историями о людях в контексте истории России. Как узнать историю рода, села и страны с помощью русской печи, крючка на двери или прялки? Каждый
Краефест: перспективная рефлексия
сельский дом имеет личную историю! В ней история рода, история человека — прикоснись и создай здесь свою историю! Ссылка на ролик: https://youtu.be/F5FpRcjm_kU Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_selskiy_dom
Трек «Семантика городов»
Трекеры: Гольцер Светлана Владимировна, волшебник сре-довой педагогики (учитель русского языка и литературы, к.ф.н, науч. рук. МБОУ СОШ № 83, Умка, Новосибирск);
Кузьминых Екатерина Юрьевна, волшебник средовой педагогики (учитель географии МБОУ СОШ № 83, Умка, Новосибирск).
О треке
Приглашаем вас на трек изучения городских пространств: улиц, домов, рек, парков, площадей, транспортных развязок — всего, что нас окружает по факту нашего рождения в городе.
Мы вам предложим несколько призм, сквозь которые вы заново увидите родные, привычные места:
• язык — прекрасное зеркало городской реальности; исследуя язык города, мы лучше узнаем себя;
• природные комплексы — не только украшение, но и легкие любого города. Изучая их, мы научимся ценить и развивать наши города;
• городские реки — артерии города, порой неухоженные, измученные застройками. Но мы научимся видеть их богатство, щедрость, понимать и ценить — в ваших силах будет восстановить их достоинство и гордость;
• социальные отношения вашего города — портрет, который вы научитесь не только рисовать, но и толковать, он расскажет вам множество интересных историй, а вы расскажете о них миру.
Работать мы будем чаще в игре, но всегда с исследовательским вопросом, практическим опытом, смелым экспериментом. Еще чаще в дискуссии, сотрудничестве с командами, в доверии и построении общей карты смыслов.
Мы приглашаем вас присоединиться к треку, чтобы у вас было больше доверия к себе, своим сверстникам и своему городу. Чтобы ваши смелость и дерзость, ум и творчество носили вас по волнам сомнений и уверенности, что будущее ваших городов в ваших умных руках.
Ссылка на ролик: https://youtu.be/5E2IxCidD6A Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_semantika
Глазунова Оксана Владимировна
Трек «Территории будущего»
Трекер: Чекалова Лика, создатель технологии лабораторий коллективного мышления и работы с будущим Community Learning Labs, руководитель Школы навигаторов, методолог, специалист по дизайну и развитию проектов в сфере образования, эксперт национальной инициативы «Живые города».
О треке
Трек «Территории будущего» сложился на стыке таких дисциплин как футурология, социология будущего (да, есть и такая наука), культурная антропология и урбанистика.
Почему надо собрать команду ? Что вам больше нравится — кабинетные исследования (поиск и анализ информации), полевые исследования (наблюдения за людьми и беседы с ними), визуальные исследования (поиск и систематизация важного с камерой в руках), креативные практики (сторителлинг, концептуализация, макетирование)?
В рамках трека вы сможете взять ту задачу, которая вам больше по душе. А команда нужна, чтобы соединить ваши усилия в общий значимый результат. Ведь результат (продукт) нашего трека будет включать все это.
Как мы будем работать ?
1. Идеи из будущего. Удивительно, но факт: в сложном, быстро меняющемся мире представления о желаемом, о том, к чему хочется стремиться, являются самым твердым. Да-да, самое твердое сегодня — идеи и намерения. Поэтому начнем мы свой путь в будущем, точнее, в желаемом будущем, коллективный образ которого каждая команда создаст самостоятельно (инструкция будет в видеозаписях группы). А результатом этого этапа будут образы «пространств будущего».
2. «Ростки будущего» в настоящем. Отправимся исследовать город и искать «жемчужины» районов — объекты и пространства, которые и визуально, и содержательно «собирают» на себя окружающую среду. Визуальное будем исследовать сами, опираясь на пять составляющих композиции, а мифологию и историю добывать из письменных источников и из общения с местными жителями.
3. Карта «ростков будущего». Нанесем все найденные объекты на общую карту, обнаружим неочевидные связи между ними, создадим образ «сада будущего» — совокупности объектов с наибольшим потенциалом трансформации и связывания городского пространства.
4. Концепты развития. Опираясь на созданный коллективный образ будущего и добытую нами мифологию городских сред, придумаем возможные пути «взращивания» пространства желаемого будущего в настоящем.
Краефест: перспективная рефлексия
А что дальше? Дальше будем искать способы запустить общественные обсуждения наших идей, привлечения активных горожан к этим процессам — и в конечном итоге, пути реализации задуманного. Если хватит энтузиазма, создадим в своих городах акселераторы городских изменений. В этом будем опираться на поддержку и ресурсы Национальной инициативы «Живые города».
Ссылка на ролик:
https://vk.com/kfest_futuгe?w=wall-203m559_12%2Fall Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_future
Трек «Блогерство в краеведение»
Трекер: Якимова Анастасия Дмитриевна, педагог-организатор в КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения», Красноярский край
О треке
Мастерские для тех, кто не знает, как создать блог и с чего начать. Для тех, у кого уже есть блог, и кто хочет развивать его дальше. На треке будут разбираться основы медиапростран-ства, тренды, оформление и продвижение блогов.
Участники и команды, присоединяющиеся к марафону, вправе работать в своем темпе. Итог марафона для всех участников общий. Все участники могут продолжить работать над проектами после окончания марафона вне зачета бонусных баллов.
Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте):
https://vk.com/kfest_bogerstvo
Трек для взрослых «Образовательная среда: зона влияния, поиска, поддержки в учебной и проектной деятельности»
Рекомендуем этот трек для организаторов школьных музеев, педагогов, наставников.
Трекер: Ленская Мария Михайловна, главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед» ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК»
О треке
Мы рассмотрим с вами среду с разных сторон. Ее содержание и форму, ее силу влияния и зону поддержки. Среду, как место встречи и взаимодействия педагога и ученика. Разберемся в том, насколько важно иметь общий язык и как отнестись к новым формам упаковки информации. Соберем опыт простых форм с большими возможностями, создав своеобразную копилку.
Нас ждут дискуссии, обсуждения, практикумы по стори-теллингу, создание новых форм работы со словом (подкасты, падлеты) и многое другое. В результате мы создадим среду, где каждый может найти для себя важное, подобрать уникальные инструменты под запросы.
Ссылка на ролик: https://youtu.be/-wBiQh6hj8I Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_edu_sreda
Трек «Открытые образовательные пространства: программа и сообщество»
Трекер: Родионова Мария Александровна, главный специалист ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, лаборатория «Топос. Краеведение»
О треке
Трек для преподавателей, наставников, организаторов и создателей открытых образовательных сред О чем будем говорить и что практиковать?
• как и чем наполнять открытые образовательные пространства;
• передовые форматы программ для нового краеведения и не только;
• молодежные сообщества: как создавать и развивать;
• голос детей: их запросы к современному образованию;
• базовая грамотность XXI века и место краеведения в ней. Вас ждут полезные материалы от экспертов, разнообразные практические задания, круглые столы и дискуссии, возможность выступить в качестве эксперта в школьном треке.
Ссылка на ролик: https://youtu.be/CRO599A_CYU Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/kfest_open_edu_space
Трек «Промышленный туризм»
Партнерский блиц-трек совместно с Российским движением школьников.
Трекер: Клепикова Евгения Сергеевна, руководитель отдела краеведения Российского движения школьников, проектов «Школьный музей» и «Я познаю Россию. Прогулки по стране».
О треке
Около 250 городов в России являются крупными промышленными центрами. Практически в каждом населенном пункте имеется небольшой завод, фабрика. Достаточно часто промышленные предприятия воспринимаются местными жителями и гостями как раздражающий фактор.
I Краефест: перспективная рефлексия
Но ситуацию можно изменить, немного поработав с отношением к ней, поняв, что для вас открываются большие перспективы развития промышленного туризма в регионе, увеличения турпотока и внимания к нашему родному краю. Видели ли вы Челябинский трубопрокатный завод, который сияет всеми цветами радуги и поражает своим оснащением, современностью и масштабами. А что, если мы поговорим о второй жизни таких предприятий? Например, бывший Хрустальный завод имени Калинина в Москве, который сейчас стал творческой площадкой. И это не редкий случай. Блиц-трек состоит из двух этапов: Разработка квеста
Вам необходимо создать маршрут по всем предприятиям вашего населенного пункта, которые, по вашему мнению, будут интересны туристам. У каждого предприятия вы организуете интерактивную станцию. Каждая станция включает:
• информативный блок: рассказ о предприятии, интересные факты, статистика, знакомство с продукцией.
• практический блок: создание игр, интерактивов и заданий для участников квеста.
Тик-ток челлендж «Дополни реальность»
Вы можете принять участие в Тик-ток челленжде, в котором у вас будет возможность немного пофантазировать и создать картину промышленного туризма в вашем родном городе/деревне/селе. Участники трека могут реализовать свои работы в рамках проекта «Я познаю Россию. Прогулки по стране» и получить дополнительные пять баллов в этом проекте за участие в треке «Промышленный туризм» «Краефеста».
В проекте «Я познаю Россию. Прогулки по стране» участники создают подкасты, аудиогиды, блоги, фото и видеорепортажи по следующим номинациям: промышленный, мифологический, исторический, сельский, природный, культурный туризм.
Если вы увлечены краеведением, хотите привлечь внимание к интересным объектам в вашем регионе, обожаете рассказывать окружающим про уникальные локации или особенности культуры своих родных мест, то вам просто необходимо попробовать свои силы в треке «Промышленный туризм», создать свой маршрут, реализовать его в «Я познаю Россию. Прогулки по стране» и выиграть путешествие по России.
Ссылка на материалы трека (группа ВКонтакте): https://vk.com/questkraefest
Трек «Взгляд на Землю из космоса: загадки и разгадки»
Блиц-трек в партнерстве с ООО «Лоретт»
Трекер: Дорофеева Мария Владимировна, сотрудник компании «Лоретт», г. Москва.
О треке
В 2019 году вышел документальный фильм Би-би-си «Земля: взгляд из космоса» (2019) (ссылка: https://www.kinopoisk.ru/ series/1260294), где широко использованы снимки из космоса: зритель сначала видит явления на поверхности планеты глазами спутников, а после — вблизи, на земле. Таким образом глубоко раскрывается суть происходящих рядом с нами процессов.
Но ведь на планете еще так много неразгаданных тайн и удивительных мест! Мы приглашаем вас вдохновиться идеей и показать мир из космоса и с земли. Бросим вызов «Би-би-си»!
В рамках трека команде нужно будет провести небольшое самостоятельное исследование по космическим снимкам и снять видеоролик. Расскажите о каком-либо интересном объекте, территории или явлении, хорошо заметном на космических снимках, а также объясните (а еще лучше — покажите, сняв на камеру), как это место выглядит на земле и что из себя представляет. Планируется, что на основе двадцати лучших роликов будет снят профессиональный документальный фильм, в котором все подготовившие их команды станут соавторами.
В каждом регионе можно найти необычные (а часто и загадочные) объекты и процессы, видные на снимках со спутников. Можно выбрать любой участок земной поверхности для своего исследования, как на территории России, так и в любой другой стране. Покажите свой взгляд на планету и динамику происходящих на ней процессов с помощью снимков Земли из космоса!
Непонятно, как и где искать спутниковые снимки? Для участников конкурса будут организованы ве-бинары по поиску космических снимков в открытых источниках и по работе с ними. Уже сейчас на сайте «Дежурный по планете» доступны списки учебных материалов и источников общедоступных космических снимков (ссылка: https://onduty4planet.com/links). 1Ш
*