Научная статья на тему 'ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ... О ФЕСТИВАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "КРАЕФЕСТ"'

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ... О ФЕСТИВАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "КРАЕФЕСТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КРАЕФЕСТ" / ФЕСТИВАЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазунова Оксана Владимировна

В статье представлены основные принципы команды Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». Описаны важные отличительные особенности проекта и фокусы команды организаторов, ключевые направления работы краеведческого фестиваля, основные роли в проекте. Представлен Манифест участников и организаторов Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT ALL BEGINS WITH A DREAM. LOCAL STUDIES ASSOCIATIONS FESTIVAL, KRAEFEST

This article illustrates basic principles of the team of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest. The important distinctive features of the project are described as well as the focuses of the organizing team, the key areas of work of the local studies festival and the main roles of the event. There is also a Manifesto of participants and organizers of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest, presented.

Текст научной работы на тему «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ... О ФЕСТИВАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "КРАЕФЕСТ"»

Краефест: перспективная рефлексия

Глазунова

Оксана

Владимировна,

заместитель руководителя федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДО по направлению исследовательское краеведение, г. Москва

e-mail: glazunovaov@ yandex.ru

Oksana

Glazunova,

Deputy Head of Federal Resource Center of Supplementary Education on the Local studies research, Moscow

«Все начинается с мечты... О фестивале краеведческих объединений «Краефест

»

It All Begins with a Dream. Local Studies Associations Festival, Kraefest

Аннотация. В статье представлены основные принципы команды Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». Описаны важные отличительные особенности проекта и фокусы команды организаторов, ключевые направления работы краеведческого фестиваля, основные роли в проекте. Представлен Манифест участников и организаторов Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». Ключевые слова: «Краефест», фестиваль краеведческих объединений, краеведение, проектная работа

Abstract. This article illustrates basic principles of the team of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest. The important distinctive features of the project are described as well as the focuses of the organizing team, the key areas of work of the local studies festival and the main roles of the event. There is also a Manifesto of participants and organizers of the All-Russian local studies associations festival, Kraefest, presented. Keywords: Kraefest, the festival of local studies associations, local studies, project work

«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением» Сергей Павлович Королёве

Как водится, в любом Большом Деле начиналось все с Мечты.

Идея проведения фестиваля родилась в сетевой общественной педагогической лаборатории «Топос. Краеведение» как запускающее и акселерационное событие краеведческого движения молодежи и подростков.

Глазунова Оксана Владимировна

Нам хотелось собрать профессионалов — краеведов из клубов, кружков, отрядов, объединений, которые занимаются актуальными проектами, исследованиями в своем крае, области, городе, поселке — в своем ТОПОСЕ — том месте, которое является для них ценностью, родиной.

Хотелось, чтобы актуальные и значимые результаты этих проектов и исследований стали достоянием не только этих проектных команд. Хотелось, чтобы общественность и администрация заметили исследователей-краеведов, услышали и поддержали, воспользовались результатами исследований, учли выводы и предложения. Потому что не будет никакого развития региона, края, страны без понимания факторов влияния на текущие процессы в жизни своего топоса, бережного отношения к своей родине, комплексного исследования, конструктивного диалога с жителями края.

Слова о воспитании, патриотизме, любви к родине остаются словами, если мы не подкрепляем их конкретными делами. Воспитание — это процесс. Воспитывает не только участие в каком-либо мероприятии, событии. Не менее значимое влияние оказывает среда, коммуникация, признание тебя сверстниками, товарищами, друзьями, уважение взрослых, значимость, актуальность и масштаб влияния поступков, который подросток «оказывает» на пространство вокруг.

Этимология слова «проект» указывает на глубокий смысл такого короткого слова. Слово «проект» происходит от лат. Projectus — «брошенный», прич. прош. от projicere «бросать; выбрасывать вперед». Многие из наших коллег часто используют словосочетание, афоризм, образ «Проект — камень, брошенный вперед», подчеркивая, что настоящий проект — это значимое действие, которые мы оказываем на окружающее пространство. Чем значительнее, важнее пространство, тем больше «кругов по воде» расходится от него, тем большее влияние он оказывает на настоящее и будущее того места, где мы живем.

В сетевой лаборатории «Топос. Краеведение» мы считаем значимым результатом нашей работы возникновение большего числа команд, клубов, объединений, способных стать драйверами развития тех мест, где они живут, команд, способных рождать межрегиональные сетевые проекты, программы, исследования. Одним из показателей успешности работы нашего фестиваля мы считаем создание межрегиональных групп, которые после окончания фестиваля продолжают работать по различным направлениям: исследовательское краеведение, игротехника в краеведении, документальный театр, музейная педагогика, образовательные маршруты, проекты гражданской науки, просветительские проекты.

В фокусе нашей работы — исследовательское краеведение, которое учит задавать вопросы, искать ответы, работать

Трекеры I Всероссийской исследовательской школы «Краефест». Екатеринбург, октябрь 2021

I Всероссийская проектно-исследовательская школа «Краефест». Руководитель школы - И.Н. Шинкаренко. Екатеринбург, октябрь 2021

Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения

Награждение наставников I Всероссийской проектно-исследователь-ской школы «Краефест». Екатеринбург, октябрь 2021

Наставники

Исследовательской школы -выпускники отряда «Каравелла». Екатеринбург

Краефест: перспективная рефлексия

в команде. Именно такие навыки помогают достичь результата. Ориентация на результат — еще один критерий успешности работы на фестивале. Особое внимание мы уделили тому, что оценка работ — это не только оценка экспертов, которые, несомненно, являются профессионалами в направлениях исследовательской и проектной деятельности. В регламентах фестиваля предусмотрено введение самооценки, использование технологии 360, организация обратной связи от других команд, наставников, педагогов (разные типы рефлексии, технология АЗС или научный бой/турнир).

Мы надеемся, что ребята, прошедшие школу «Краефеста», — это будущее нашей науки, культуры и образования — неравнодушные, исследователи, испытатели, созидатели. Невозможно воспитать будущего ученого, который не является исследователем, испытателем, мечтателем. А освоение технологии работы с проектом дает необходимые навыки самоорганизации, умения работать, ориентируясь на дедлайны и конкретные результаты. Нет хорошего проекта без исследования, а хорошего исследования без проекта. При организации работы приоритет отдан не индивидуальным, а групповым проектам, поскольку навык и умение работать в команде — необходимая компетенция успешного и современного человека.

Еще одна особенность «Краефеста» — организация разновозрастных команд. Мы отошли от строгого традиционного разделения «по возрастам». Опираясь на успешный опыт и практики российской и советской педагогики при организации детских объединений, мы увидели возможности сложного разновозрастного клуба и объединения. В такой команде старшие и опытные помогают младшим и менее опытным. Работа в разновозрастной группе готовит к эффективной коммуникации и взаимодействию во «взрослой жизни», являясь своеобразным социальным тренингом/тренажером (ведь на предприятиях, в организациях, корпорациях редко встречаются одновозраст-ные коллективы).

В рамках «Краефеста» мы не просто заявили о краеведении как о междисциплинарном и межпредметном направлении, мы реально организовали междисциплинарные комплексные исследования, проекты, образовательные модули, требующие навыков, знаний и компетенций, которые традиционно формируются в различных предметных областях. Краеведческие треки проводили ведущие специалисты, эксперты и научные руководители: археологи, геологи, экологи, историки, музейные работники, инженеры, ГГ-специалисты, журналисты. Все они — краеВеды: люди, неравнодушные к истории края, разбирающиеся в процессах сегодняшнего дня и ответственно подходящие к будущему.

Глазунова Оксана Владимировна

Трек. От англ. track [trak] — «след, курс, трасса». В физике «трек» — это след, оставляемый в среде движущейся заряженной частицей, в механике «трек» — это линия, вдоль которой движется тело. На фестивале «Краефест» трек — это направление, в рамках которого команда может выполнять свое исследование или проект. Направление выступает некой рамкой для формирования замысла самого проекта или исследования. Сама рамка может быть довольно широкой. Например, трек «Город» — это исследования и проекты в городском пространстве или трек «Экспедиция» — проекты и исследования во время полевых экспедиций и практик. Направление может быть и более узким. Например, «Три кита металлургии» — исследовательский и проектный трек во время экспедиции в г. Полевской Свердловской области. «Семантика городов» — межрегиональное исследование по семантическому анализу названий улиц в различных городах. Фактически трек задает рамки, внутри которых могут рождаться замыслы, идеи самого проекта/ исследования, рамки по используемым инструментам и технологиям, рамки по формам представления результатов работы проектных команд.

Отдельное направление, которое мы выделили в рамках Всероссийского краеведческого фестиваля — это трек «Медиа», или «Пресс-центр». Это не только дань моде, это насущная потребность, необходимость и современная компетенция — умение представления результатов своих работ для друзей, родителей, общественности, управленцев. Важно не только получить результат, но и понять значимость, актуальность. Представить результат своей работы перед общественностью, жителями своего края — это один из необходимых этапов реализации проекта и еще одна востребованная компетенция в современных обстоятельствах. Организация медиасопровождения — это просветительская миссия краеведов. Краевед ответственен за свой край, он может осветить и указать дорогу в будущее, обратить внимание на прошлые и сегодняшние ошибки, выделить точки опоры для программ развития региона.

Всероссийский фестиваль краеведческих объединений — сложный комплексный проект. Выделилось несколько позиций участников фестиваля, которые имеют свою зону ответственности, определенный тип деятельности и определенный круг вопросов, который входит в их зону компетенций. Все эти позиции зафиксированы нами в регламентах и методических рекомендациях для проведения на различных этапах фестиваля: участник команды, наставник команды, трекер (ведущий направления), модератор,организатор.

Педагогические позиции организаторов исследовательской деятельности на «Краефесте»

Наставник— педагогическая позиция участника «Краефеста», необходимая для сопровождения проектной и исследовательской деятельности. В роли наставника могут выступать не только учителя, но и студенты (краеведы, педагоги), старшие и опытные

Награждение участников. Екатеринбург, 2021

Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения

Награждение разновозрастных межрегиональных команд Краефеста. Екатеринбург, октябрь 2021

Краефест: перспективная рефлексия

воспитанники краеведческих клубов и объединений. Наставники помогают организовать процесс внутри команды, выступают старшими товарищами, помогают организовать рефлексию, найти нужных специалистов для консультации.

Модератор дистанционных форматов. Человек, который может организовать живое обсуждение, дискуссию в онлайн-ре-жиме. В современном мире нам важно сочетать дистанционный и офлайн-формат. Иногда мы просто не можем без этого организовать работу, обучение. Такие компетенции могут пригодиться и учителю, и инструктору, и школьнику, и студенту. Мы поняли, что у нас острый дефицит таких специалистов и решили к следующему образовательному марафону подготовиться основательно. Без таких людей мы не сможем полноценно организовать работу в дистанционных форматах. Долой скучные зумы с черными квадратами вместо людей, мы за живое общение, даже если мы разделены расстоянием.

Трекер (научный руководитель). Без него невозможно задать вектор исследования, выйти на глубину и содержание, выйти «за пределы заданного». Трекером может выступать специалист в определенной сфере, который может расширить горизонты, помогает увидеть перспективу, выйти из затруднительной ситуации. Он держит в фокусе выход на результаты качественного исследования или проекта.

Интернет-продюср. Участник «Краефеста», специалист, понимающий, как грамотно упаковать продукты, представить их в со-цсетях, лендингах, сайтах, эффективно наладить коммуникацию внутри групп и между ними, используя современные цифровые инструменты: электронные доски, мессенджеры, приложения, базы данных и прочее. Это люди, не просто владеющие современными цифровыми технологиями, но и погруженные в контекст событий, процессы коммуникации и прочее. Это люди современных медиа. Их задача — не столько PR, сколько сопровождение процессов, удерживание смыслов, позиционирование рамок, обеспечение цифровой «духовной» безопасности участников.

Немного статистики. «Краефест-2021»

• Участники «Краефеста-2021»— школьные проектные команды из 55 регионов нашей страны. См. 1-й форзац обложки.

• В школьном этапе, организованном ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК весной 2021 года, приняли участие 1005 участников. Из 220 команд, заявившихся для участия в Марафоне, 113 команд стали финалистами.

• На федеральном этапе Всероссийского фестиваля краеведческих объединений осенью 2021 года приняли участие 420 школьников; 94 педагога.

• Информационными и организационными партнерами Краефеста-2021 выступили более 50 организаций и общественных объединений.

Глазунова Оксана Владимировна

Манифест участников и организаторов Всероссийского фестиваля краеведческих объединений Краефест

Мы — участники и организаторы Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест».

Мы неравнодушны к своим близким, коллегам, друзьям, к тому месту, где мы живем, к истории — прошлому, настоящему и будущему своего поселка, города, края — топоса. Нам важно, что нас окружает, и мы хотим исследовать, узнавать, создавать и мечтать. Думай глобально, действуй локально!

Мы уважительно относимся к идеям, замыслам и делам участников Фестиваля. Для нас главное — не стать первым, а сделать дело хорошо, качественно и с пользой. Наш Фестиваль мы делаем вместе — и тот, кто уже имеет опыт, и тот, кто только делает свои первые шаги в этом важном и нужном деле — ведении краем, или КраеВедении. Мы — краеВеды. «Краефест» поможет нам найти единомышленников, друзей не только рядом, но и тех, кто живет в других городах, поселках, селах.

Мы используем современные средства коммуникации, современные технологии, чтобы делать качественные проекты, исследования, создавать межрегиональные команды, проводить обсуждения, научные дискуссии, совместные проекты, программы, мастер-классы, образовательные модули.

Мы развиваемся сами и помогаем строить свои образовательные маршруты другим. Для нас актуален принцип «Учимся делая!»

Мы хотим, чтобы на нашей карте эффективных коммуникаций и партнерских программ появилось множество клубов, объединений, кружков, студий, которые занимаются настоящим краеВедением.

Управление и организация Фестиваля основываются на принципах уважения и чести. Каждый участник имеет право на ошибку, но имеет возможность ее исправить. Соблюдение правил, договоренностей — основа честных и доверительных отношений.

«Краефест» — социальный тренажер и опыт самодеятельности, самоуправления и самоорганизации. Мы берем на себя столько ответственности, сколько можем унести, учимся соизмерять свои силы, расширяем горизонты своих возможностей.

«Краефест» — это не столько соревнование, сколько возможность создать площадку и платформу для взаимодействия, коммуникации, сотрудничества на различных уровнях, расстояниях для школьников, педагогов, представителей науки, культуры, предпринимательства, создание сообщества единомышленников-краеведов, способных решать актуальные региональные задачи, проводить комплексные исследования.

Каждый этап «Краефеста», такие как образовательный марафон, дистанционный формат, слет, исследовательская школа — это возможность привлечь, заинтересовать и увлечь в наше движение как можно больше участников среди молодежи и опытных специалистов. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.