Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ ОТКРЫТОГО ТИПА И ИХ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ С РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КРАЕФЕСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ ОТКРЫТОГО ТИПА И ИХ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ С РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КРАЕФЕСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТ / ТРЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилханова Любовь Николаевна, Родькина Наталья Андреевна, Хаматьянова Алия Харисовна

Статья создана по материалам работы педагогической лаборатории Всероссийского краеведческого фестиваля и раскрывает анализ особенностей постановки и визуализации задач открытого типа руководителями площадок (трекерами) на этапе замысла краеведческих проектов, а также эффективности использования задач такого типа при определении проблемы и выборе темы проекта школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF OPEN-TYPE TASKS AND THEIR VISUALIZATION IN WORKING WITH GROUPS OF DIFFERENT AGES WITHIN THE KRAEFEST RESEARCH SCHOOL

The article is based on the materials of the pedagogical laboratory of the AllRussian local studies festival. It also reveals the analysis of formulation and visualization features of open-type tasks by site managers (trackers) at the stage of the idea of local studies projects as well as the effectiveness of using tasks of this type when determining the problem and choosing the project topic by students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ ОТКРЫТОГО ТИПА И ИХ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ С РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КРАЕФЕСТА»

Применение задач открытого типа и их визуализация в работе

с разновозрастными группами в рамках Исследовательской школы Краефеста__

Хилханова Л. Н., Родькина Н. А., Хаматьянова А. Х.

Применение задач открытого типа и их визуализация в работе с разновозрастными группами в рамках Исследовательской школы Краефеста

Application of Open-Type Tasks and Their Visualization in Working with Groups of Different Ages Within the Kraefest Research School

Аннотация. Статья создана по материалам работы педагогической лаборатории Всероссийского краеведческого фестиваля и раскрывает анализ особенностей постановки и визуализации задач открытого типа руководителями площадок (трекерами) на этапе замысла краеведческих проектов, а также эффективности использования задач такого типа при определении проблемы и выборе темы проекта школьниками.

Ключевые слова: задачи открытого типа, визуализация, проект, трек

Abstract. The article is based on the materials of the pedagogical laboratory of the AllRussian local studies festival. It also reveals the analysis of formulation and visualization features of open-type tasks by site managers (trackers) at the stage of the idea of local studies projects as well as the effectiveness of using tasks of this type when determining the problem and choosing the project topic by students. Keywords: open-type tasks, visualization, project, track

В рамках Исследовательской школы Краефеста, проходившей в г. Екатеринбург с 7 по 11 октября 2021 года, педагоги-наставники стали участниками проектно-исследовательской педагогической лаборатории. Нам было предложено поделиться на группы для работы над проектами по следующим направлениям педагогической деятельности:

• наставники в проектной деятельности;

• разновозрастные объединения;

• задачи открытого типа;

• визуализация и упаковка в проектной деятельности. Наша группа из трех педагогов поставила перед собой

цель изучить эффективность применения задач открытого типа на этапе замысла проекта и выдвинула гипотезу о том, что

Хилханова

Любовь Николаевна,

методист, педагог дополнительного образования ГАУ ДО Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей», г. Иркутск

e-mail: lyubovhilhanova@ mail.ru

Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения

Родькина

Наталья Андреевна,

учитель физической культуры, педагог дополнительного образования МБОУ Торопецкого района СОШ №1 Тверской области

e-mail: natnat0711@ yandex.ru

Хаматьянова

Алия Харисовна,

методист Березовского МАУ ДО «Центр детского творчества» Свердловской области e-mail:

[email protected]

I Краефест: перспективная рефлексия

применение задач открытого типа повышает эффективность работы в разновозрастных группах.

В исследовании мы опирались на определение задач открытого типа, данное В. В. Утемовым — это такие задачи, которые предполагают разнообразие путей решения, не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходится преодолевать возникающие препятствия; вариантов решений много, но нет понятия правильного решения [Утёмов 2009; Утёмов 2011].

Вопрос формулировки задач открытого типа и их использования в современной педагогике является чрезвычайно актуальным в связи с тем, что большинство задач, которые педагоги ставят перед учениками, являются закрытыми и не предусматривают творческого, нестандартного подхода, самостоятельного поиска наиболее удачного решения. Не каждый педагог умеет формулировать такие задачи и ставить их перед учащимися. Целевые ориентиры современного образования направлены на то, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно решать возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности задачи, находить креативные способы их решения. В связи с этим, цель исследования, поставленная нами, является актуальной и интересной для каждого участника педагогической лаборатории.

Здесь следует пояснить, как была организована работа треков в Исследовательской школе Краефеста. Всего направлений было шесть, их руководители — трекеры — творческие, активные люди, очень талантливые в своей профессиональной сфере, настоящие краеведы Свердловской области.

Было решено провести опрос среди детей и трекеров, наблюдать за работой проектных команд с целью установить, были ли поставлены задачи открытого типа, как они визуализировались и как на них откликались учащиеся, насколько полезной и эффективной была такая постановка задач перед разновозрастными межрегиональными группами.

Дети распределились по трекам и образовали большие межрегиональные команды, которые в свою очередь разбились по интересам на небольшие проектные группы из нескольких человек. В рамках работы этих групп дети должны были самостоятельно выдвинуть проблему, определить цель и тему проекта, поставить перед собой задачи, найти способы их решения и представить полученный результат.

Как именно на этапе замысла трекеры ставили и визуализировали задачи? Это и стало для нас первым предметом изучения. Для этого использовались методы наблюдения и интервьюирования.

Трек «Сысерть и новая жизнь старых заводов». Савичев Александр в рамках своего трека сразу выдвинул перед ребятами три задачи открытого типа: «А был ли Павел Бажов

Применение задач открытого типа и их визуализация в работе с разновозрастными группами в рамках Исследовательской школы Краефеста

Хилханова Л. Н., Родькина Н. А., Хаматьянова А. Х.

маленьким?», «Есть ли будущее у старого завода?», «Существует ли сысертская кухня?».

Трек «Родной край языком медиа. (Родина русского золота)». Алена Чехомова поставила перед исследователями задачу открытого типа по созданию медиапродукта об одном из исторических мест городского округа Березовский.

Трек «Верхняя Пышма и междисциплинарные краеведческие проекты (Железная эпоха)». Березина Ольга использовала интересную задачу открытого типа в виде «Ленты времени», где вначале детям предлагался рассказ о самых значимых страницах истории Верхней Пышмы и «Железной эпохи» — эпохи создания машин. Далее проектные группы определяли интересующий объект, событие или отрезок времени для проработки и представления в современном цифровом формате.

Трек «Екатеринбург, городские исследования территорий и объектов (Исторический парк и Плотинка)». Бурденков Евгений использовал следующие задания открытого типа: «Что вы можете увидеть в исторической части города Екатеринбург, на «Плотинке» с точки зрения «доброго» и «злого» краеведа?», «Какие из предложенных 50 объектов списка вы оставите для рассмотрения в ходе экскурсии как экскурсоводы?» и «Увидеть невидимое. Как было 200 лет назад и как стало?»

Трек «Город Полевской и археология (Три кита металлургии)» — Оксана и Александр Непомнящие начали свою работу с ребятами показом фильма «Первый город на Чусовой», в ходе просмотра которого юные исследователи сами выбирали заинтересовавшие их краеведческие объекты для реализации будущих проектов.

Трек «Музыкальный Екатеринбург» (Свердловский рок-клуб). Руководитель трека Светлана Толмачева выдвинула перед учениками исследовательской школы Краефеста задачу узнать, как создавался свердловский рок и отмечающий в этом году 35-летие Свердловский рок-клуб? Кто был в его составе? Какова его история?

Обобщая собранные материалы, можно сделать вывод, что большинство задач, поставленных руководителями треков в исследовательской школе, являлись задачами открытого типа.

Далее мы попытались изучить, как поставленные задачи повлияли на выборы тем проектов и исследований, насколько интересно и сложно это стало для школьников. Детям были предложены небольшие анкеты, состоящие из трех вопросов. Участие в опросе приняли 42 человека. Полученные результаты представлены в виде диаграмм.

При ответе на вопрос «Как вы выбирали тему проекта?» мнения респондентов разделились практически поровну:

51% — сделали это самостоятельно;

49% — с помощью трекера.

Lyubov

Khilkhanova,

Supervisor, Teacher of supplementary education of Children Supplementary Education Development Center, Irkutsk oblast (region)

Natalia

Rodkina,

PE Teacher, Teacher of supplementary education of School № 1, Toropetsky rayon (district), Tver oblast

Aliya

Khamatyanova,

Supervisor of Berezovsky Children's Creativity Center, Sverdlovsk oblast

Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения

Краефест: перспективная рефлексия

Формулировка темы стала интересным этапом работы для подавляющего числа детей — 90%, и лишь 10% отнеслись к этому без энтузиазма.

Затруднения при выборе темы проекта испытали 10% опрошенных. Из них на вопрос «Какие?» — 5 человек ответили, что было сложно из массы интересных вариантов выбрать один; 1 человек дал ответ, что хотел выбрать для работы другой трек.

Анкетирование было проведено и среди трекеров исследовательской школы. В опросе приняли участие 7 человек.

На вопрос о целесообразности применения задач открытого типа в разновозрастных группах все единогласно дали утвердительный ответ.

Не испытали трудностей при использовании задач открытого типа 29% опрошенных, а у 71% определенные сложности возникли:

• один участник пояснил, что предложенный контент оказался не совсем адаптирован для детской аудитории;

• сложность вовлечения младших ребят в общую работу отметил один трекер;

• не все понимали смысл и поле исследования — ответ еще одного руководителя исследований.

Обобщая результаты проведенных нами наблюдений, интервью и опросов, можно сделать следующие выводы:

1. На этапе замысла проекта в разновозрастных группах все трекеры применяли задачи открытого типа, используя различные способы их визуализации.

2. При этом большая часть руководителей проектов столкнулась с определенного рода трудностями.

3. Самостоятельно справиться с выбором темы проекта удалось половине опрошенных детей.

4. Подавляющее большинство ребят (90%) это сделали с интересом и без затруднений.

Вышеизложенные выводы позволяют нам сделать заключение о том, что выдвинутая изначально гипотеза подтвердилась, и применение задач открытого типа на этапе замысла проекта действительно повышает эффективность работы в разновозрастных группах. QSR

Литература:

Утёмов 2009 — Утёмов В. В. О творческих задачах и критериях их оценивания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы». — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. — С. 219-223.

Утёмов 2011 — Утёмов В. В. Задачи открытого типа как инструмент формирования инновационного мышления / В. В. Утемов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2509/ (Дата обращения: 08.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.