Научная статья на тему 'ПИПЛ - ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ТОПОС. КРАЕВЕДЕНИЕ"'

ПИПЛ - ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ТОПОС. КРАЕВЕДЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / ПИПЛ / "КРАЕФЕСТ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленская Мария Михайловна

В статье представлен опыт работы проектно-исследовательской педагогической лаборатории (ПИПЛ), ставшей специальным взрослым треком Всероссийской проектно-исследовательской школы «Краефест-2021». Рассмотрены основные идеи, значимые для организаторов в работе проектно-исследовательской педагогической лаборатории, проведена рефлексия опыта, полученного педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIPL - PROJECT AND RESEARCH PEDAGOGICAL LAB TOPOS.KRAEVEDENIE

The article presents a work experience of the Project and research pedagogical lab, PIPL, which has become a special adult track of the All-Russian project and research school Kraefest 2021. The main ideas that are significant for organizers in a work of the Project and research pedagogical lab are illustrated as well as reflections of an experience teachers gained.

Текст научной работы на тему «ПИПЛ - ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ТОПОС. КРАЕВЕДЕНИЕ"»

Ленская Мария Михайловна

ПИПЛ — Проектно-исследовательская педагогическая лаборатория «Топос. Краеведение»

PIPL - Project and Research Pedagogical Lab Topos.Kraevedenie

Аннотация. В статье представлен опыт работы проектно-иссле-довательской педагогической лаборатории (ПИПЛ), ставшей специальным взрослым треком Всероссийской проектно-иссле-довательской школы «Краефест-2021». Рассмотрены основные идеи, значимые для организаторов в работе проектно-исследо-вательской педагогической лаборатории, проведена рефлексия опыта, полученного педагогами.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, обучение педагогов, ПИПЛ, «Краефест»

Abstract. The article presents a work experience of the Project and research pedagogical lab, PIPL, which has become a special adult track of the All-Russian project and research school Kraefest 2021. The main ideas that are significant for organizers in a work of the Project and research pedagogical lab are illustrated as well as reflections of an experience teachers gained. Keywords: project and research activity, teacher training, PIPL, Kraefest

Ленская

Мария Михайловна,

главный редактор видеожурнала «Говорю как краевед», педагог, сказкотерапевт, соруко-водитель проектно-иссле-довательской педагогической лаборатории ПИПЛ Всероссийской проек-тно-исследовательской школы «Краефест-2021», г. Санкт-Петербург e-mail:

masha.lenskaya@mail.ru Maria

Lenskaya,

Editor-in-Chief of the video magazine Govoryu kak kraeved, Professor, Fairy tale Therapist, Co-Director of the Project and research pedagogical lab, PIPL, All-Russian project and research school Kraefest 2021, St. Petersburg

ПИПЛ — это аббревиатура словосочетания «проектно-исследовательская педагогическая лаборатория» или «проблемно-исследовательская педагогическая лаборатория». В «Краефесте» задумана как отдельный трек (направление) для взрослых.

Всегда несколько обидно для педагогов, которые на местах постоянно работают со школьниками, сопровождают их проекты, исследования, приезжать на крупные соревнования, турниры, олимпиады и называться печальным словом «сопровождающие». Как будто не было ежедневного кропотливого труда, бессонных ночей, переживаний. Да, твои подопечные попадают к опытным ученым, исследователям, краеведам. Но как хочется всегда подсмотреть, хотя бы краем глаза, как идет эта самая «крутая подготовка», может чему-то и самому поучиться, взять в свою педагогическую копилку... Обычно в рамках

Краефест: перспективная рефлексия

федеральных, международных этапов это не всегда получается сделать. Поэтому одной из задач нашей команды организаторов была подготовка программы для педагогов, которые привезли региональные команды. ПИПЛ — это программа для педагогов в рамках Исследовательской школы.

Вторая задача, которую ставили организаторы — это организация школы наставников исследовательских проектов. Для этого была специально разработана программа повышения квалификации, которая подразумевала не теоретический курс — «как надо делать проекты», а практикоориентированный — для того чтобы организовать проектную или исследовательскую деятельность, нужно самому делать и уметь делать проекты или исследования. По-другому никак. Ребята остро чувствуют фальшь, некомпетентность. Мы, рады, что педагоги, которые приехали на «Краефест», подхватили нашу идею, смело включились с нами в работу лаборатории, привнеся свой опыт, свои идеи.

Могла ли я представить, что снова не просто увижу очень близкую и важную для меня аббревиатуру, но и буду работать вновь в Проектно-Исследовательской Педагогической Лаборатории? Такой эмоциональный посыл связан с тем фактом, что именно ПИПЛ в самом начале моей педагогической работы задал основные ценностные рамки, которые актуальны и сейчас. Тогда, в конце 90-х годов в Москве, работая в составе объединения разновозрастных отрядов, в составе ПИПЛа, я не представляла, каким важным этапом станет для меня эта работа.

Что же такое сейчас для меня ПИПЛ? Почему его возрождение в рамках «Краефеста» так значимо? Конечно, это не связано только с ностальгией. Я еще и еще раз убедилась в том, что работа педагога навсегда связана с процессом обучения. Учитель больше всех... учится. И если он способен каждый раз, проходя обучение, не обнулять свои прежние результаты и опыт, умеет ставить себя в позицию исследователя, первооткрывателя, то этот учитель способен развиваться сам и развивать своих учеников.

Позиция исследователя — это одна из базовых структур в жизни человека. Она делает его гибким, способным видеть новые вызовы, замечать изменения окружающей среды. Это ли не важно для педагога? Отсутствие привычки наблюдать делает жизнь человека серой. Приведу всем известный литературный пример:

«В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое.»

Для учителя, который во многом является ведущим, умение видеть в обыденном новое — это базовая компетентность. Исследователь вооружен и развивает у себя наблюдательность (безоценочную — в первую очередь, констатацию ежедневных изменений), удивление (одну из базовых реакций, способной поддерживать в человеке высокую стрессоустойчивость, коммуникабельность) и умение видеть частное и целое. Если все

Ленская Мария Михайловна

это переложить на работу в классе: наблюдательный учитель способен отделить сиюминутную реакцию от поведения ученика в целом, способен радоваться изменениям и поддерживать высокий уровень энергии, способен ценить индивидуальность каждого, не принижая важности коллектива. Получается портрет идеального учителя? Думаю, да! И в данном случае идеал — это то, к чему можно стремиться.

Продолжу про ПИПЛ. Теперь обращу свое внимание на слово «проект». Модное слово. Во многом замыленное, отягощенное инструкциями и ненужностями. Начиная работу ПИПЛа на «Краефесте», мы работали с этим понятием, чтобы отделить наносное и услышать, как отзывается в человеке это слово. Что оно несет? Дает ли это радость? Придает ли работе важности и нужности, способно ли собрать воедино разные идеи в группе? Проект — только продукт? Проект может быть частью исследования? Есть ли виды деятельности, где проект является основообразующим? Это неполный пакет вопросов и кейсов, которые мы озвучивали и обсуждали.

Прежде чем я опишу работу ПИПЛ, немного задержусь еще на слове «лаборатория». Для меня это место, сообщество людей, которые находятся все вместе в одном процессе поиска. Да, конечно, у любой лаборатории есть руководитель, который видит и ведет основное направление. Но существенным признаком лаборатории я считаю тот момент, когда каждый участник может высказать свое мнение, выдвинуть гипотезу, доказать ее или опровергнуть. Работа в лаборатории — это практика партнерства.

Вернемся от терминологии к ПИПЛ на «Краефесте». Задумывая его, мы, конечно, предполагали высокие результаты. Мы основывались на том, что к нам приедут самые активные, смелые учителя — и мы не ошиблись в своих предположениях. У нас собралась небольшая группа педагогов (12 человек), которые в рамках Исследовательской школы были объединены в отдельный трек. Руководители региональных команд в первый день представившие свои команды, были собраны в ПИПЛ. При том, что сами региональные детские команды были переформированы и собраны в шести треках в межрегиональные, разновозрастные проектные группы. Новые сформированные команды сопровождали ведущие направления (трекеры) и их помощники (наставники) — сборная команда из старшеклассников и студентов разновозрастного отряда Каравелла и медиастудии «Громко».

Планируя работу ПИПЛа, мы придерживались «золотого правила» в обучении: если ты учишь каким-то методам, то именно они и должны лежать в основе собственного учебного процесса образовательной траектории. Если мы учим наблюдательности, то сами это практикуем.

Отдельно коснемся групповой динамики — так интересно видеть, как растет, развивается, изменяется группа. Как выделяются лидеры, как формируются цели и центры сборки вокруг

Краефест: перспективная рефлексия

важных и актуальных вопросов. И самое ценное — мы видим, как рождается доверие. В основе этого процесса всегда лежит честность. Нас, как ведущих ПИПЛа, очень порадовало то, как честно и открыто педагоги начали говорить о проблемах и трудностях. Для учителя это не просто, его ахиллесова пята — этот «ореол совершенства». Поэтому важно было создать атмосферу, среду и для педагогов, где можно было безопасно сказать о том, что волнует. Мне кажется, нам удалось это в том числе и потому, что команда руководителей лаборатории была уникальной. В ее состав вошли: Лариса Крапивина — командор отряда Каравелла, кандидат педагогических наук, журналист, общественный деятель, Куваева Диана — психолог, тренер, методист, разработчик курсов по сопровождению проектной деятельности и я, Ленская Мария, главный редактор видеожурнала, педагог, сказкотера-певт. Наша команда смогла на своем примере показать, как индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны могут работать на одну цель. Мне кажется, что та открытость, с которой мы общались друг с другом, уважение, способность слушать, чувство юмора — все это повлияло на атмосферу.

Мы построили работу ПИПЛа в той же логике и с теми же реперными точками, что и работу всех треков. Таким образом педагоги и их ученики прошли важный, одинаковый по структуре опыт построения проектно-исследовательской работы. При этом учитывался уровень первоначальных запросов. Это повлияло не только на результаты работы лаборатории, но и на отношения между учителями и учениками. Еще раз можно упомянуть равенство как партнерство. Мне кажется, для ребенка очень важно видеть, что учитель (да и родитель, по большому счету) учится. То есть он — не единица совершенная и постоянная. Раз он учится, значит он чего-то не знает, значит его всемогущество и недоступность становятся меньше. И это уменьшение дистанции не об неуважении. Как раз наоборот, человек прошедший все этапы исследовательской школы, работая в едином высоком темпе, безусловно оценит работу другого. Как трогательно заботились дети о своих учителях! Как внимательны были учителя, какой у них был интерес к работам учеников, как много они открыли друг в друге, увидев с новой точки зрения, забыв про привычные паттерны поведения. Это помогло перейти на новый этап в отношениях всем. И это важный результат ПИПЛа.

Самым сложным этапом, по моему мнению, стал этап замысла. Именно для учителей. Вот где пришлось прокладывать путь между стереотипами, привычными сценариями. Мне кажется, что на этом этапе сработали несколько факторов, один из которых — разновозрастные учительские команды. Преимущества работы в разновозрастной команде, о которых нам так много рассказала Лариса Крапивина, и то, что мы видели в работе команд у ребят — все это сработало и в ПИПЛе. Мы видели, как непросто было коллегам найти и поставить общий исследовательский

Ленская Мария Михайловна

вопрос. Как важно было каждому быть услышанным, как помогал опыт одних, как помогала смелость других.

Еще одной особенностью в работе ПИПЛа была многозадачность. И тут у учителей не было форы... Мы ставили очень сложные цели — и найти поле исследования, и подобрать методы, и упаковать замысел в метафору. И я с гордостью смотрела на команды, которые представляли свои замыслы, используя все вызовы. Это было безумно интересно, это вызывало отклик у коллег.

От замысла к делу в Исследовательской школе — очень быстрый путь. И здесь учителям пришлось пройти самое сложное, на мой взгляд, испытание — им пришлось стать наблюдателями! Наблюдать — не вмешиваясь в чужой педагогический процесс. Наблюдать, в том числе за своими учениками в этом процессе. Наблюдать, не отходя от своих задач и вопросов. Это настоящий вызов и отличная настройка этой опции! Все справились. И день, когда все путешествовали и наполняли проекты содержанием, стал самым ярким.

Трудно на самом деле сказать, что было самым-самым. Потому что каждый из этапов был новым в основе своей. Как подвести итог, если по-настоящему тема только-только раскрыта? Как представить результаты замысла и первичных наблюдений? Как уйти от желания придать лишний вес простому и неполному исследованию или проекту? Это тоже испытание. Такие «медные трубы».

Что получилось? Если подойти математически: четыре межрегиональные разновозрастные команды в составе ПИПЛ, с постановкой четырех разных актуальных задач для исследований и проектов: «Открытые исследовательские задачи в проектно-ис-следовательской деятельности», «Визуализация и упаковка краеведческого материала», «Роль наставника в проектно-исследова-тельской деятельности», «Эффективность использования метода работы разновозрастных команд в проектах и исследованиях». Все эти темы достойны отдельной и серьезной проработки. Все команды прошли все этапы работы над проектом, заложенные в формате исследовательской школы «Краефеста». Были проведены лекции, семинары, тренинги, мини-игры. Помимо основной темы мы проработали такой важный этап, как рефлексия, каждый вечер завершающая работу ПИПЛа через разные формы подведения итогов, как индивидуальные, так и групповые.

Опыт первой Проектно-исследовательской Педагогической Лаборатории убедителен. Нам показалось важным продолжить работу в ПИПЛе, не только в обучающем процессе (например, на курсах повышения квалификации, которые запланированы лабораторией Топос на 2022, 2023 год), но и в качестве группы, сообщества, которая может нести в себе эффект камня, брошенного вперед. И круги по воде, мы верим, неизбежно дадут волну., ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.