Новое начало школьного музея. Опыт участия в «Краефесте»
Ясиненко Ирина Валентиновна
Новое начало школьного музея. Опыт участия в «Краефесте»
New Start for the School Museum. Participation Experience in Kraefest
Аннотация. Весенний исследовательский марафон «Краефеста» вдохновил многих участников и стал для них своеобразным акселератором собственных программ развития, проектов, начинаний. В работе представлен пример программы, толчком для развития которой стало участие в марафоне. Ключевые слова: «Краефест», краеведение, школьный музей, исследовательский марафон
Abstract. Kraefest Spring research marathon inspired many participants and became some sort of an accelerator for their own development programs, projects and ideas. The paper demonstrates an example of such initiative.
Keywords: Kraefest, local studies, school museum, research marathon
В феврале 2020 года меня назначили заведующей музей-но-педагогическим комплексом «Мы земляки по Царскому Селу». Входящие в него разделы различны по тематике, содержанию, создавались в разное время разными педагогами. На момент моего назначения музей больше выполнял функцию хранилища предметов, в помещениях которого время от времени проводились экскурсии. Мне сразу стало понятно, что нужно что-то менять: активизировать и разнообразить работу комплекса, привлечь к работе в музее как можно больше ребят. Такую задачу ставило передо мной и руководство школы. С сентября 2020 года школьный музей начал работать по-новому, стали подтягиваться ребята разных возрастов.
Большую роль в активизации нашей деятельности сыграло участие в школьном этапе фестиваля краеведческих объединений «Краефест», организатором которого стала лаборатория «Топос. Краеведение» Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.
Восьмиклассники, активисты школьного музея, выбрали для работы на фестивале треки «Визуальная история» и «Настольная игра с дополненной реальностью». Так образовались две ученические команды. Узнав о том, что «Краефест»
Ясиненко
Ирина Валентиновна,
заведующий музей-но-педагогическим комплексом «Мы земляки по Царскому Селу» ГБОУ школы № 606 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
e-mail: Irina_iasin@ rambler.ru
Irina
Yasinenko,
Head of Museum and pedagogical complex, School № 606, St. Petersburg
Исследователь/Researcher • 1-2/2022
103
Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения
I Краефест: перспективная рефлексия
открывает площадки для взрослых, я предложила коллегам поучаствовать, и у нас организовалась третья команда—учительская.
Это был месяц насыщенной, увлекательнейшей, полной деятельности жизни. Команда, выбравшая для своей исследовательской деятельности визуальные источники, используя методы сравнения и анализа, определила место и приблизительное время фотоснимка из фондов школьного музея, на котором были запечатлены школьники возле памятника В. И. Ленину, не сохранившегося до наших дней. Выполняя это задание, ребята узнали часть истории родного города, которая была им до этого не известна. Работая над заключительным заданием, команда познакомилась с историей Царскосельского железнодорожного вокзала, менявшего свой облик четыре раза. Об этом участники фестиваля рассказали в снятом ими видеоролике.
Вторая ученическая команда пробовала свои силы в создании настольной игры с дополненной реальностью. Нам был предоставлен выбор: создать собственную игру, либо поучаствовать в рамках сетевого взаимодействия в работе над игрой «Колыванская ваза», создаваемой на основе игры лото. Мы выбрали второе, потому что решили для себя, что на примере этой разработки изучим технологию создания настольных игр, затем приступим к созданию собственной игры, основанной на материалах музея.
Изучив множество различных сведений по теме, познакомившись с различными версиями происхождения этого знаменитого шедевра, ребята решили в своей работе придерживаться официальной информации. В результате были разработаны три карточки, содержавшие аргументы и факты, дополненные короткими видеороликами, подготовленными участниками команды. Также ребята предложили свой вариант правил игры.
Работа на «Краефесте» оживила нашу музейную жизнь. Активность ребят не осталась незамеченной. В двери музея то и дело заглядывали одноклассники участников и ребята из параллельных классов: всем было ужасно интересно, что же здесь происходит?
Учительская команда тоже увлеклась работой. Ведущая трека «Образовательная среда как зона поиска, влияния и поддержки» Мария Ленская сумела так организовать работу, что к концу этапа все участники трека стали частью небольшого ро-дительско-педагогического сообщества, активно обменивающегося знаниями и опытом работы. С каждой новой неделей, выполняя задания в рабочей тетради, чувствовалось, как расширяются горизонты сознания, проявляется осознанность в работе и появляется перспектива дальнейших действий.
Проведённая инвентаризация музейного пространства помогла понять, что у нас есть, чего не хватает, что нужно изменить, как ещё можно использовать содержание музея.
Мы сразу же стали задумываться, как включить музей не только в воспитательный процесс, но и в образовательный.
104
Исследователь/Researcher * 1-2/2022
Новое начало школьного музея. Опыт участия в «Краефесте»
I Ясиненко Ирина Валентиновна
Конечно, проще всего проводить на базе музее уроки истории и литературы. У нас даже был опыт включения музея в проведение урока русского языка, на котором музей выступил объектом для написания сочинения по теме «Описание интерьера». Но как объединить содержание, к примеру, урока математики и содержание музея? Как привлечь других учителей-предметников и вовлечь в эту деятельность учеников? Наша команда решила, что лучше это реализовать с помощью проектных работ.
Мы понимали, что при всём богатстве материалов и музейных предметов, которыми располагает наш музейно-педагоги-ческий комплекс, о них мало кто знает не только среди учеников, но и среди наших коллег.
Тогда родилась идея проведения Дня погружения в музей. Проводить это мероприятие решили на параллели восьмых классов. В этот день вместо уроков ребята постепенно погружались в содержание музея: сначала через обзорные экскурсии по разделам, затем через творческое задание (им необходимо было снять видеоролик с рекламой музея), через игру, в ходе которой нужно было разгадать экспонаты и составить фразу из соответствующих букв. При этом действовали они, разделившись на команды.
Затем от игры перешли к делу: учащиеся десятых классов провели информационное занятие «Как работать над проектом» для каждой команды. После этого десять команд совместно с учителями предметниками, изучив предложенную организаторами информацию, начали разрабатывать свои коллективные проекты.
В результате совместной работы появились идеи для реализации проектов: экскурсия в темноте, выставка «Аптекарский огород», настольная игра «Экивоки. Лукоморье», интерактивная карта путешествий А. С. Пушкина, 3D-модель первоначального здания школы, урок «Математика сквозь века», интерактивная книга по сказкам А. С. Пушкина, создание буктрейлера по книжке выпускника школы А. Маринова «Детский дом», создание видеоролика «Новая жизнь старого календаря», рассказывающего о содержании настольного календаря школьника 1941 года, создание интерактивной доски Padlet «Известные люди Царского Села» на английском языке.
День погружения стал стартовым днём для реализации данных проектов. В настоящее время многие из них уже находятся в стадии подготовки. Окончательные результаты по реализации нашей задумки мы подведём в апреле 2022. Но уже сейчас ясно, что это мероприятие стало ярким событием в этом учебном году, оно привлекло внимание, как учеников, так и учителей и родителей нашей школы. Все с нетерпением ожидают итогов.
«Краефест» стал отправной точкой для рождения новых идей, началом нового этапа истории жизни нашего школьного музея. За что огромная благодарность его организаторам! ш
Исследователь/Ре8еаг^ег • 1-2/2022
105