РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
НАУКА: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
КОСМИЧЕСКИМ ТУРИЗМ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА СОТСКОВА
Преподаватель кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, e-mail: olga. sotskova@rambler. ru
Анализируются правовые основания коммерциализации космической деятельности. Особое внимание уделено вопросу о «космическом туризме». Исследуются некоторые правовые международные источники, в том числе Договор о космосе 1967 г.
The article analyzes a legal basis of commercializing the space activities. The focus is on the issue of space tourism. Some international-law documents, including the Outer Space Treaty 1967, are explored.
Ключевые слова: космический туризм, коммерческая деятельность, Договор о космосе
Key words: space tourism, commercial activities, Outer Space Treaty
Международное космическое право - отрасль, традиционно относящаяся к области публичного права. Этот обусловлено тем, что основные международные договоры о космосе были приняты, когда единственными субъектами космической деятельности являлись государства, а сама деятельность носила военно-стратегический и научно-исследовательский характер. Следует отметить, что в 1967 г. ООН разработал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные
В момент подписания Договора о космосе никто не мог и подумать о деятельности в космосе частных компаний, поэтому мы не встретим в его тексте термина «коммерческий». Однако и прямого запрещения на деятельность частных субъектов в космическом пространстве также нет
тела (далее - Договор о космосе). В нем предусмотрена деятельность как государств, так и неправительственных юридических лиц. Причем деятельность последних ведется «с разрешения и под постоянным наблюдением» запускающего государства-участника (ст. VI Договора о космосе). Между тем анализ ситуации, сложившейся в космической отрасли, дает основания пола-
гать, что сегодня ее развитие направлено в коммерческую плоскость. О растущей роли частного сектора в космической деятельности отмечалось на Третьей конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-Ш), состоявшейся в 1999 г.1 Однако, несмотря на большие перспективы коммерциализации космического пространства, существуют правовые вопросы, которые не могут быть урегулированы источниками, принятыми еще в прошлом столетии.
В момент подписания Договора о космосе никто не мог и подумать о деятельности в космосе частных компаний, поэтому мы не встретим в его тексте термина «коммерческий». Однако и прямого запрещения на деятельность частных субъектов в космическом пространстве также нет. Термины «исследование» и «использование» космического пространства, определенные в ст. I Договора о космосе, включают различные виды космической деятельности, в том числе космический туризм.
Сказка, в которой главный советский конструктор космических аппаратов Сергей Павлович Королёв, рассказывал о полетах в космос «по профсоюзным путевкам», стала реальностью. В апреле 2001 г. (спустя ровно 40 лет после полета Гагарина) Россия открыла миру новую эпоху - эпоху космического туризма. Первым космическим путешественником стал американский миллионер Деннис Тито. Хотя с той
НАУКА: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
2015. № 1
поры прошло почти 15 лет, в российском законодательстве не прописаны условия партнерства государства и частного космического бизнеса, критерии и статус отбора космических туристов, их поведение на борту, ответственность и прочие вопросы.
Пожалуй, единственный источник национального права в области регулирования космического туризма - Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» (далее - Закон о космической деятельности). В ст. 20 Закона закреплен правовой статус космонавтов и членов экипажа пилотируемых космических объектов. Однако положение космических туристов этой нормой не регулируется, поскольку в ней речь идет о космонавтах-гражданах России, «выразивших желание участвовать в космических полетах». Вспомним, что первый космический путешественник Деннис Тито - гражданин США. После него на МКС побывали южноаф-риканец Марк Шаттлуорт (2002) и граждане США: Грегори Олсен (2005), Анюше Ансари (2006), Чарлз Симоньи (2007) и Ричард Гэрриотт (2008). По всему миру стали появляться космические турагентства, такие как «Джерман Спейс Шоп», готовые отправить желающих за немалую плату в космос.
Порядок подготовки космонавтов, оплата труда, утверждение программы полета, права и обязанности космонавтов определяются контрактом и являются не чем иным, как условиями их профессиональной деятельности (п. 2 ст. 20 Закона о космической деятельности). Таким образом, в соответствии с российским законодательством ни статус члена экипажа, ни статус космонавта не могут применяться в отношении космического туриста.
Сегодня только в США принят пакет нормативных документов, регулирующих полеты космических туристов и отвечающих состоянию современной космической деятельности2. В 2004 г. были внесены поправки в Закон о коммерческих космических запусках 1984 г. (Commercial Space Launch Amendments Act). В 2007 г. утверждены
Правила Федерального управления гражданской авиации США, в которых перечислены требования, предъявляемые к экипажу и участникам космических полетов. В поправках к Закону 1984 г. дано различие между экипажем и участниками космического полета. В американском законодательстве космические туристы статуса пассажира не имеют. На Римской конференции «Создадим безопасное космическое пространство вместе»3 в отношении участников коммерческих суборбитальных полетов был использован термин «passenger», который позволяет переложить ответственность на операторов космических полетов был и дает космическим туристам необходимую правовую защиту жизни и здоровья.
Коммерциализация - процесс глобальный и неотвратимый. Однако в существующих правовых рамках сложно добиться роста коммерческого рынка космических перевозок. В связи с этим в ряде стран (США, Японии, Китае, Австралии) уже формируется национальное космическое законодательство.
Россия, являясь ведущей космической державой, перенесла в национальную правовую систему элементы космического права СССР, которые не соответствуют требованиям нашего времени. Поэтому перед российским законодателем стоит множество задач (к примеру, лицензирование, страхование, сертификация), которые требуют решения с учетом законодательства каждого государства, запускающего космических туристов.
1 Космос на рубеже тысячелетий: доклад на Конференции о космической деятельности // ЮНИСПЕЙС-Ш: документы и материалы / отв. ред. А. В. Яковенко. М., 2000. С. 46-48.
2 URL: http://edocket.access.gpo.gov/2006/pdf/E6-21193.
pdf.
3 Marciacq J.-B., Morier Y., Tomasello F., Erdelyi Z., Gerhard M. Accommodating Sub-orbital Flights into the EASA Regulatory System // Proceedings of the 3rd IAASS Conference-Rome: Building a Safer Space Together (October 21-23, 2008). Rome, 2008.