Научная статья на тему 'Проблемы частно-правового аспекта международного космического права'

Проблемы частно-правового аспекта международного космического права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фарафонтова Е. Л.

Источники международного космического права на сегодняшний день не обеспечивают регулирования существующих отношений в полном объеме. В сферу космоса все больше вторгается частный капитал, нормативные пробелы необходимо заполнить новыми, качественно иными правовыми нормами. В статье рассматривается одно из проявлений коммерческого космического рынка оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Космические туристы нуждаются в установлении новых правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы частно-правового аспекта международного космического права»

действие национального права. Но в случае его посадки за пределами территории запускающего государства возникающие при этом отношения между государствами регулируются нормами международного космического права.

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо отдельного государства; это - пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за предела-

ми пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.

Свобода космоса для всех государств в настоящем и в будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса вытекают из принципиальных положений общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. 1 говорится: «Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества».

© Смыкова Ю. И., Кропов А. С., 2010

УДК 347.85

Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНО-ПРАВОВОГО АСПЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Источники международного космического права на сегодняшний день не обеспечивают регулирования существующих отношений в полном объеме. В сферу космоса все больше вторгается частный капитал, нормативные пробелы необходимо заполнить новыми, качественно иными правовыми нормами. В статье рассматривается одно из проявлений коммерческого космического рынка - оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Космические туристы нуждаются в установлении новых правил.

Днем рождения космического права принято считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 г., с момента которой была признана применимость принципов международного права к международному космическому праву. Долгое время последнее рассматривалось как отрасль международного публичного права. К концу XX в. в мировой космонавтике произошли значительные изменения: резко увеличились масштабы международного сотрудничества в области освоения космического пространства, началась стремительная коммерциализация космической деятельности [1]. Активизация частного сектора в указанной сфере выводит космические разработки на новую ступень. Государственные предприятия нередко заключают соглашения с предпринимателями, что обеспечивает эффективное использование ресурсов обоих партнеров и содействует проведению коммерческой деятельности с высоким потенциалом экономического роста [2].

Среди направлений развития частной космической деятельности следует выделить космический туризм. В 2004 г. летчики Майкл Мелвилл и Брайан Бинни провели пилотирование первого в истории частного ракетоплана Space Ship One, созданного авиаконструктором и основатель компании Scaled composites Бертом Рутаном. Они дважды, с переры-

вом в неделю, подняли корабль Рутана на высоту более 100 километров, завоевав приз в 10 млн долларов. Была отмечена огромная разница между стоимостью Space Ship One и сходных по характеристикам государственных проектов NASA. Конгресс США одобрил законопроект, легализующий космический туризм [3]. Американская корпорация «Aerospace corp.», британская фирма «Bristol Spaceplanes Ltd.» и японский научно-исследовательский центр передовых технологий при Токийском университете в своих научно-исследовательских работах привели технико-экономическое обоснование и показали осуществимость космических коммерческих полетов пассажиров уже в скором будущем. В своих исследованиях они пришли к единому мнению: новые конструкции относительно низкостоимостных космических кораблей многократного использования при полете в космическое пространство около миллиона землян в год будут рентабельными при цене пассажирского билета на полет порядка от 10 до 20 тыс. долларов [4]. Космический туризм в будущем обещает стать весьма доходным бизнесом, поэтому борьба за деньги будущих космических путешественников набирает обороты уже сейчас. Проектами строительства собственных космических кораблей занимались более 20 частных компаний из 7 стран мира [5].

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

17 июня 1992 г. Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство и НАСА разработали совместную программу «Мир-Шаттл». Эта программа предусматривала полёты американских многоразовых кораблей «Спейс Шаттл» к российской космической станции «Мир», включение российских космонавтов в экипажи американских шаттлов и американских астронавтов в экипажи кораблей «Союз» и станции «Мир». В ходе реализации программы «Мир-Шаттл» родилась идея объединения национальных программ создания орбитальных станций. В настоящее время Международная космическая станция (МКС) является единственной используемой целью космического туризма. Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз». Ранее полеты в космос обходились туристам в 20-25 млн долл., с июля 2007 г. стоимость космического тура выросла до 30-40 млн долл. Кроме того, была обнародована цена новой услуги -выхода космического туриста в открытый космос -15 млн долл. Полет до Международной космической станции занимает примерно день, столько же требуется для возвращения. На орбите турист проводит, как правило, восемь дней [6].

На данный момент на МКС в качестве туристов слетали семь человек. Один из них - Чарльз Симо-ньи (Charles Simonyi) - слетал даже два раза (последний раз в марте 2009 г.). Седьмой космический турист, владелец «Цирка Солнца» Ги Лалиберте (Guy Laliberte) стартовал 30 сентября вместе с российским космонавтом Максимом Сураевым и американским астронавтом Джеффри Уилльямсом (Jeffrey Williams). Ги Лалиберте пробыл в космосе 10 дней 21 час 17 мин. [7]. Все космические туристы, побывавшие на МКС, осуществляли свою научную программу, проводили сеансы радиосвязи с общеобразовательными учреждениями всего мира, общались со школьниками и студентами. На станции даже состоялась заочная свадьба: космонавт Юрий Маленченко, который находился на станции, женился на Екатерине Дмитриевой из Техаса, которая находилась на Земле [6].

Правовые аспекты использования МКС регулируют 4 соглашения между странами - участниками использования станции. Помимо других вопросов, в указанных документах определено понятие «Космический турист» и разработаны правила участия частных лиц в экспедиции посещения. В частности, такой полёт возможен только при наличии специфических медицинских показателей, психологической пригодности, языковой подготовки, и, конечно, крупного денежного взноса [8].

Государственные компании, оценили не только прямые доходы от туризма, но и новые технологии, созданные в процессе разработки космической техники, которые можно применять и на Земле, перспективу недорогого выведения на орбиту космических аппаратов. Еще одной перспективной областью частного космического бизнеса является отправка в космос грузов и оборудования и вывод на орбиту

спутников различного назначения. В этой области уже есть серьезные достижения [3].

При освоении космоса частными структурами возникают множество частных вопросов коммерческого плана и других, касающихся защиты окружающей среды, интеллектуальной собственности, возмещения причиненного вреда. Так, бизнесмен из Японии Даисуке Эномото , давно мечтавший побывать в космосе, прошел необходимую подготовку и готовился отправиться на Международную космическую станцию. Полет был запланирован на сентябрь 2006 года. Однако вместо него в космос отправилась бизнес-леди из США. Даису-ке Эномото оценил нанесенный ему ущерб в 21 млн долл. [9].

В соответствии со ст. VI Договора по космосу 1967 г., деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства - участника Договора. В этой же статье устанавливается, что государства несут международную ответственность за всю национальную деятельность в космосе [10]. Ни Договоры ООН по космосу, ни соответствующее национальное законодательство не содержат всех необходимых норм для регулирования частно-правовых аспектов коммерческой космической деятельности. Множество вопросов остаются открытыми, а в будущем с развитием космических технологий и с появлением новых направлений соответствующей деятельности, количество таких вопросов только возрастет.

Юристы-международники, специализирующиеся в области международного космического права, уже в течение ряда лет говорят о формировании международного космического частного права. Такое мнение поддерживают и официальные делегации ряда стран в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Россия и ряд других стран) и его Юридическом подкомитете. Но, тем не менее, комплексные научные исследования по данной теме отсутствуют [1].

В основу разработок новых правовых нормы должны быть положены правила национального законодательства государств и положения международных договоров. По мнению заместитель начальника центра системного проектирования ЦНИИМ Михаила Яковлева, в связи с нарастающим трафиком полетов трудно поддающихся контролю малогабаритных космических аппаратов, активизации частно -го капитала в космической деятельности, нарастании активности в области космического туризма и суборбитальных полетов возникнут дополнительные угрозы космической деятельности, если не будут разработаны общепринятые правовые нормы. Деятельность частных компаний должна быть строго лицензирована и подчинена правовым нормам, иначе соображения получения прибыли будут вступать в противоречия с космической деятельностью других стран. По словам Яковлева, международная правовая база для космической деятельности уже в основном разрабо-

тана, и в 2010 г. в ООН будет рассматриваться документ о ее регламентировании [11].

Необходимость в создании частноправовых космических норм давно назрела. Решение вопросов регулировании частноправовых космических отношений даст следующий толчок в развитии освоения космического пространства, что соответствует интересам всего мирового сообщества.

Библиографические ссылки

1. Юзбашян М. Р. К вопросу о формировании международного космического частного права: статья//Московский журнал международного права. 2008. № 2.

2. Яковенко А. В. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях // Дипломатический вестник. 1999. Март. URL: http://www.mid. ru/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c325 67370042ee43/db6a1d0e5bfb23cac325688700443752? OpenDocument.

3. URL: http://www.societe-online.com/topic5973. html.

4. URL: http://www.zn.ua/2000/2675/22831/

5. URL: http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/ russkie_gotovyat_lovushku _proslushka_kanadcami_ sobraniya_sbornoj_rossii_po_hokkeyu/

6. URL: http://carstock.com.ua/Dictionary/%D0%9 C%D0% B5%D0%B6%D0%B4%D 1 %83%D0%BD% D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0% B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC %D 0%B8%D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0 %B 0%D 1 %8F_%D 1%81%D1% 82%D0%B 0%D 0%BD %D1%86%D0%B8%D1%8F.

7. URL: http://astroera.net/content/view/356/9/

8. Космический тур // Последний рубеж. URL: avia.ru.

9. URL: http://www.pravo.ru/interpravo/news/view/ 26180/

10. Ст. VI Договора по космосу 1967 г.

11. URL: http://www.guraran.ru/index.php?mode= 10&submode=30&razdel=3&id=7805.

© Фарафонтова Е. Л., 2010

УДК 51:378

Р. С. Холдин, Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

БОЛЬШИЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ

Малая авиация - перспективная отрасль экономики стран, спрос на малые летательные аппараты изо дня в день растет. По мнению специалистов, около 90 % всех воздушных судов в мире работают в малой авиации, 87 % всех полетов классифицируются как полеты МА. В работе сделан сравнительный анализ положения отрасли малой авиации в западных государствах и России, обоснована необходимость скорейшего развития отрасли в нашей стране, исследованы правовые проблемы Российской авиации.

Термин «малая авиация» в России не определен ГОСТом, но условно охватывает самолеты с максимальным взлетным весом от 495 кгс (килограмм силы - это произведение массы самолета на силу гравитации) до 8600 кгс и числом пассажиров не более 19 человек, вертолеты с максимальным взлетным весом от 495 кгс до 4500 кгс, беспилотные летательные аппараты, а также всю наземную и др. инфраструктуру [3]. К малой авиации можно отнести частную (коммерческая и некоммерческая), деловую, любительскую, спортивную [1]. Для того, чтобы полноценно проанализировать состояние малой авиации в России, рассмотрим ее состояние на примере других стран.

В США эксплуатируется свыше 250 тысяч самолетов малой авиации (МА), 19000 взлетно-посадочных полос и площадок для средств МА. Из 250 тысяч самолетов малой авиации в США личных самолетов - 58 %, бизнес-самолетов - 17 %, учебных - 8 %, корпоративных - 5 %, аэротакси - 2 % [6]. Ежегодный объем всех полетов в малой авиации США, к примеру, 80 % [3]. Развитие малой авиации дает США десятки тысяч рабочих мест - число рабочих мест, задействованных в авиационной отрас-

ли - более 500 000, и это при 250 000 частных летательных аппаратах [6]. По данным интернет ресурса www.aviation.ru чистый доход всех эксплуатантов самолетов деловой авиации в 1997 г. составил 278 млрд долл. Общая стоимость акций эксплуатан-тов достигла 2 трилл [4].

Развитие малой авиации позволит улучшить положение страны. По мнению экономистов развитие авиационной инфраструктуры для малой авиации позволит регионам получать примерно 500 млн рублей в месяц налоговых поступлений [6]. Кроме того, будут созданы рабочие места для лиц, занятых в авиационной промышленности и сотрудников в сопутствующей инфраструктуре. В целом развитие малой авиации позволит сформировать рынок авиационных работ и воздушных коммуникационных услуг в объеме 3,6 млрд руб. в месяц [6]. В ближайшей перспективе использование инфраструктуры малой авиации даст возможность получить, например, к 2015 г. около 95 млрд руб. в год налоговых поступлений. В целом же в ближайшие 7 лет малая авиация позволит сформировать рынок коммуникационных услуг объемом не менее 197 млрд руб. в год [6]. Малая авиация создает дополнительный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.