Научная статья на тему 'Государственные и частные космические организации. Проблемы взаимоотношений'

Государственные и частные космические организации. Проблемы взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Могилат М. С., Суслов Д. Н.

Затронуты проблемы перспектив развития частного бизнеса в сфере космоса и его конкуренции с государственными компаниями. А также прогнозы относительно того, на чьей основе будет строиться дальнейшее освоение космического пространства и ближайших планет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные и частные космические организации. Проблемы взаимоотношений»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

понентов за последние годы, количество профессиональных посетителей на прошедших выставках. Соответственно, выбрать те мероприятия, которые наиболее соответствуют интересам компании. В случае если какой-то регион останется неохваченным (то есть в нем не проводят в этом году никаких отраслевых выставочных мероприятий), то необходим поиск альтернативных способов контакта с потенциальными заказчиками ОАО «ИСС».

Таким образом, предлагаемая последовательность действий поможет правильно составить программу участия предприятия в выставочно-ярморочных мероприятий. Данная модель способна привести к увеличению числа перспективных контактов при том, что стоимость одного такого контакта будет значи-

тельно ниже, чем в рассмотренном периоде, а значит при сохранении общих затрат компания может наиболее эффективно продвинуть свою продукцию на внешние рынки.

Библиографические ссылки

1. Гусаров Ю. В. Менеджмент рекламы : учеб. пособие. М. : Экономика, 2009. 527 с.

2. Ковалев А. И. Промышленный маркетинг. М. : Благовест-В, 2004.

3. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=l.

© Кустов И. А., Шамара Ю. А., 2013

УДК 339.13

М. С. Могилат Научный руководитель - Д. Н. Суслов Сибирский федеральный университет, Красноярск

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Затронуты проблемы перспектив развития частного бизнеса в сфере космоса и его конкуренции с государственными компаниями. А также прогнозы относительно того, на чьей основе будет строиться дальнейшее освоение космического пространства и ближайших планет.

8 июля 2011 года, на мысе Канаверал в США, шаттл Atlantis стартовал с космодрома с грузом для Международной космической станции (МКС). Это был последний полет американского государственного космического аппарата. Теперь использование шаттлов Endeavour, Discovery и Atlantis будет прекращено, и их место займут космические аппараты частного производства [1].

Такая «коммерциализация» освоения космоса -общая тенденция во всех сферах, касающихся космической индустрии. До недавнего времени космос был сферой деятельности всего лишь нескольких космических держав: России, США и Китая. Однако эта эра подходит к концу. С 2003 года глобальный космический рынок вырос в 2,5 раза - до $200 млрд [1] - благодаря тому, что бизнес активно осваивает всевозможные направления этой индустрии. И зачастую, превосходит государственные проекты по качеству и финансовой эффективности.

Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) выиграла тендер NASA в $1,6 млрд. на перевозку материалов на МКС на своем космическом корабле Dragon. Это первый в истории корабль, разработанный частной компанией. Теперь в течение следующих четырех лет он совершит 12 грузовых перевозок на МКС[2].

Также, по прогнозам американского государственного агентства Federal Aviation Administration, в 20102019 годах ежегодно будет осуществляться по 27 коммерческих запусков частных космических кораблей.

Но останавливаться на космической транспортировке грузов бизнес не собирается. Впереди - перевозка людей. SpaceX планирует адаптировать свой

Dragon для перевозки космонавтов и туристов. За 2010-2012 года, в рамках Commercial Crew Development, NASA инвестировало более $300 млн в проекты по разработке космических кораблей по перевозке людей от пяти частных компаний [3].

Свои предложения есть и у отечественных компаний. например РКК «Энергия», чьей особенностью являются туры на Луну, которые обойдутся в $100 млн. Или компания «Орбитальные технологии», которая планирует к 2016 году вывести на орбиту, по которой вращается МКС, Коммерческую космическую станцию (ККС). Станция может быть использована как лаборатория, или же гостиница для шести космических туристов.

Здесь, тем не менее, необходим основательный анализ и последующая переработка международных правовых норм с тем, чтобы определить степень распространения норм международного космического права на космических туристов, а также степень распространения международного транспортного права на лиц, осуществляющих суборбитальные путешествия в космосе [4].

Отдавая такие проекты и направления в сферу частного бизнеса, NASA преследует свою цель. Агентство просто рационализирует использование собственных средств. США в этой сфере удалось добиться четкого разделения сфер ответственностей - исследование Солнечной системы, планет и астероидов - остается под ответственностью NASA, тогда как частные компании занимаются освоением околоземного пространства и Луны.

С другой стороны, главный конкурент США в освоении космического пространства, Россия, напротив,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

не собирается увеличивать долю частного бизнеса в космической сфере. С одной стороны, государственное финансирование космической отрасли за последние пять лет выросло втрое, и его объемы продолжают расти. С другой, на фоне мировой тенденции к сотрудничеству с частным капиталом в стратегических отраслях, на российском рынке крупные компании практически отсутствуют.

В некоторой степени, проблемы возникают в случаях недостаточной поддержки и финансирования. Надежды здесь возлагаются на фонд «Сколково», а также на ряд других исследовательских организаций -«Российская венчурная компания», «РОСНАНО», «Внешэкономбанк», которые финансировали коммерческие проекты еще до появления фонда.

Отчасти, это компенсируется тем, что в отличие от американского проекта многоразовых шаттлов-носителей, у России есть определенный, устоявшийся набор ракет-носителей, обладающих таким неоспоримым преимуществом, как низкая цена запуска. И даже частные космические аппараты США, вряд ли будут способны конкурировать с российскими по этому параметру.

Тем не менее, в России осознали потенциальную выгоду от взаимодействия с частниками, и, как видно из Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года, где уже заложено наращивание сотрудничества с коммерческими компаниями космической отрасли [5].

Если США удалось добиться некоего баланса, которые устраивает как государство, так и частный капитал, то России следует более активно формировать экономические союзы с ведущими мировыми произ-

водителями в этой сфере, а также активнее поддерживать собственный частный бизнес, готовый выйти на рынок космических услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что будущее развитие космической индустрии будет в глубокой степени зависеть от частных космических организаций и их взаимодействия с государственными структурами. На примере многих других сфер промышленности и услуг, можно сказать о том, что такая практика способна приносить хорошие плоды, как для развития частного бизнеса, так и для самого государства.

Библиографические ссылки

1. Снежко Е. // Журнал «Инвестгазета». 2011. № 28. Июль.

2. SpaceX wins NASA cots contract to demonstrate cargo delivery to space station. URL: http://www. spacex.com/press.php?page=25.

3. NASA's Commercial Crew Program Progressing for Future of U.S. Human Spaceflight. URL: http://www. nasa.gov/exploration/commercial/crew/ccicap-annou-ncement.html.

4. Бундина А. Коммерциализация гражданского космоса России. М. : Центр политической информации, 2010.

5. Государственная программа Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на перспективу. URL: http://www.federalspace. ru/main.php?id=402.

6. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org.

© Могилат М. С., 2013

УДК 139.13

А. Н. Павленко Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЫБОР ПОРТФЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Раскрывается понятие портфельных стратегий. Рассматривается БКГ анализ как метод выбора портфельных стратегий на примере туристической фирмы.

Портфельные стратегии - это совокупный портфель, включающий планово-управленческие решения по перераспределению корпоративных ресурсов между структурными подразделениями компании для обоснования выгодных сегментов рынка и потенциальных возможностей для каждой хозяйственной единицы [1].

Портфельные стратегии ориентированы на рыночный спрос, а планово-управленческие решения направлены на перспективу развития компании.

Для разработки портфельных стратегий используется матричный метод с анализом хозяйственного портфеля, который проводится с целью определения состояния спроса и предложения, жизненного цикла товара, возможных резервов снижения совокупных затрат для обеспечения прочного положения на рынке.

В общем виде процедура анализа состоит в перекрестном классифицировании каждого направления деятельности по двум независимым параметрам: привлекательности базового рынка, на котором работает фирма, и способности фирмы использовать возможности, имеющиеся на этом рынке. Разработаны различные модели портфельного анализа; все они реализуются в матричном виде и включают в себя различные индикаторы привлекательности и конкурентоспособности. В данной статье мы остановимся на наиболее привлекательном методе - методе Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Преимущество матрицы БКГ заключено в ее наглядности и количественно измеряемых показателях, которые возможно регулировать [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.