УДК 339.13
И. Ф. Курухова, М. В. Алатырева Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ
Рассмотрено влияние интернет-технологии на общество и бизнес.
По данным статистики, в последнее время, количество пользователей сети Интернет постоянно растет. Люди все больше проводят времени в Интернете. Причем они туда заходят не только из дома (ноутбук, компьютер), но и с всевозможных устройств (смартфоны, планшеты и т. п.).
На наш взгляд, сейчас происходит плавный переход людей из реальной жизни в виртуальную, поэтому предприятиям будет легче реализовывать свою продукцию через интернет. Следовательно, сейчас очень важны интернет - технологии.
Интернет-технологии - это коммуникационные, информационные и иные технологии и сервисы, основываясь на которые осуществляется деятельность в Интернете или с помощью него [1].
Маркетинг - это система внутрифирменного управления, которая позволяет направлять деятельность предприятия на производство и реализацию товаров (услуг) в соответствии с требованиями потребителей.
Электронный бизнес как система, которая оказывает влияние на все бизнес-процессы в экономике. Она характеризуется несколькими свойствами: происходит существенное увеличение скорости бизнес-операций; расстояние теряет свое значение; исчезает не только расстояние, но и фактор времени.
Эти свойства во многом определяют влияние электронного бизнеса на процессы в экономике, степень ее развития в отдельных странах, а также тенденции в развитии самого электронного бизнеса.
В электронном бизнесе принято выделять следующие модели взаимодействия участников рынка: модели В2С (бизнес - потребитель), В2В (бизнес -бизнес), В2в (бизнес - государство), С2С (потребитель - потребитель), С2В (потребитель-бизнес), в2Б (государство - бизнес+потребитель) [2].
Такое деление является весьма условным, и делается, с одной стороны, для получения академической полноты картины, а с другой стороны, функционирование большинства этих моделей требует специальных организационных решений. Построение успешно функционирующих систем электронного бизнеса основано на: высокой степени интеграции технологий корпоративного управления, ориентированной на реализацию внутренних бизнес-процессов на предприятиях и в организациях; связях с внешней экономической средой; механизмах взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В итоге, по нашему мнению, плюсами влияния интернет-технологии на общество и бизнес являются: доступ к информации; бизнес в Интернете; легкость в общении, быстрая коммуникация; мобилизация Сети. А минусами являются: большая часть жизни в одном помещении; потеря внимания и памяти; понижение ответственности СМИ; отсутствие барьеров (цензура, неформальное общение). Также, на наш взгляд, наблюдаются следующие тенденции: влияние государства на «Рунет» будет усиливаться; политизация «Рунета» будет усиливаться.
Библиографические ссылки
1. Startov.ru: веб студия Startov Company [Электронный ресурс]. URL: http://startov.ru/internet-tehnologii.html.
2. Ryzkov.ru : офиц. сайт В. А. Рыжкова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ryzkov.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=32812:-2012-2013-&catid=ll:2011-12-26-10-30-14&Itemid=6.
© Курухова И. Ф., Алатырева М. В., 2013
УДК 339.138
И. А. Кустов, Ю. А. Шамара Научный руководитель - Н. В. Фёдорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МОДЕЛЬ ВЫБОРА ЯРМОРОЧНО-ВЫСТАВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ»
Рассмотрена специфика продвижения продукции авиакосмической отрасли, проведен анализ выставочной деятельности ОАО «ИСС» за 2011-2012 гг., описана последовательность действий при разработке программы участия предприятия в выставочно-ярморочных мероприятиях.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Ракетно-космическая отрасль сейчас - это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики России. Продукция предприятий космической отрасли является специфической и обладает рядом уникальных свойств. Следовательно, реализация комплекса маркетинга и продвижения, как его элемента, ставится в разряд чрезвычайно сложных задач. Это доказывается тем, что несмотря на впечатляющие научно-технические показатели, за последние 5 лет доля России на мировом рынке космических услуг практически не увеличивается и колеблется в районе 10 %.
Особенностью отрасли является то, что количество потребителей на рынке промышленного потребления гораздо меньше, чем на рынке широкого потребления. Промышленная клиентура хорошо осведомлена о товаре, ценах и продавцах на рынке. Участие в тендерах - один из главных способов привлечения внимания к продукции и получения заказов. В космической отрасли, как правило, на решение о покупке существенно влияют экспертные мнения и рекомендации, а реклама используется как вспомогательное средство. Одним из наиболее эффективных инструментов личных продаж является участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях [1]. Правильно выбранная выставка, тщательно организованная работа на ней и использование достигнутых результатов - незаменимый и относительно недорогой комплекс инструментов маркетинга для любого предприятия [2].
ОАО «Информационные спутниковые системы» им. Решетнева в настоящее время активно наращивает сотрудничество с зарубежными партнерами, участвует в международных тендерах и выставках и стремится стать ведущим поставщиком спутниковых систем в мире [3]. Для разработки модели выбора выставочно-ярморочных мероприятий было проанализировано участие компании в выставках за 2011-2012 годы. Анализ проведен по следующим критериям: статус выставки (всемирная, международная, национальная), степень специализации (универсальная, специализированная, узкоспециализированная), количество посетителей (в том числе профессиональных), суммарные затраты на участие. Учитывая специфику космической отрасли, когда на подготовку и согласование контракта уходит от 6 месяцев, в качестве других показателей для анализа взяты: количество контактов в день, количество перспективных контактов в день (которые влекут переговоры), коэффициент качества контактов (отношение количества перспективных контактов к общему числу контактов), стоимость одного перспективного контакта. В результате анализа сделаны следующие выводы: практически все выставки, в которых компания приняла участие, имеют статус международных, наибольшая доля профессиональных посетителей на узкоспециализированных выставках (более 90%), и, чем выше степень универсальности выставки, тем выше количество контактов в день. Для всех рассмотренных мероприятий характерна прямая зависимость коэффициента качества контактов от доли профессиональных посетителей мероприятия в общем числе посетителей. Высокий коэффициент качества контактов на узкоспециализи-
рованных мероприятиях привел к тому, что стоимость одного перспективного контакта в разы ниже, чем на специализированных и универсальных выставках. Полученные данные наглядно демонстрируют, что именно узкоспециализированные мероприятия имеют наибольшую эффективность.
Таким образом, для создания оптимальной программы продвижения продукции рынки модель выбора выставочных мероприятий должна быть нацелена на охват всех интересующих ОАО «ИСС» рынков и на максимальную эффективность каждого отдельно взятого мероприятия. Кроме этого, она должна ориентироваться на мероприятия, на которых наиболее вероятно установление перспективных контактов.
Модель представляет собой последовательность действий при составлении программы участия в вы-ставочно-ярмарочных мероприятиях. На первоначальном этапе планирования выставочной деятельности проводится анализ информации о существующих выставочных мероприятиях. Производится их классификация по статусу и степени специализации. Далее рассматриваются только выставки, имеющие международный статус или с международным участием.
Затем необходимо провести анализ портрета посетителей выбранных выставок, чтобы он максимально соответствовал портрету потенциальных заказчиков ОАО «ИСС». Поскольку наиболее эффективными являются узкоспециализированные выставки, приоритетными мероприятиями являются те, которые ориентированы на спутниковые телекоммуникации - именно на них присутствует наибольшее число потенциальных заказчиков ОАО «ИСС». Данные мероприятия анализируются на предмет возможности охватить все регионы интересов ОАО «ИСС». К ним относятся Европа, Азия, Ближний Восток и Африка, Северная и Южная Америка. В случае если в регионе проводится больше двух выставок, необходимо провести анализ данных мероприятий по дополнительным критериям. В качестве таких критериев предлагается ввести следующие: соответствие тематики выставки целям компании, соответствие посетителей выставки целевой аудитории компании, соответствие компании профилю экспонента выставки, количество дополнительно представленных регионов интересов на выставке среди посетителей.
Далее необходимо произвести анализ состава участников выставки, экспонентов и посетителей, а также тематики мероприятия. Если мероприятия значительно отличаются друг от друга, то необходимо принять участие в обеих выставках. Если же их можно считать взаимозаменяемыми, то предпочтение следует отдать мероприятию, сопряженному с меньшим количеством затрат.
Если не во всех регионах интересов проводятся узкоспециализированные мероприятия, необходимо принимать участие в специализированных авиационно-космических салонах.
В случае если в регионе проводится больше двух выставок, необходимо провести анализ состава участников и экспонентов, определить, насколько востребовано это мероприятие представителями отрасли. Для этого необходимо проанализировать состав экс-
понентов за последние годы, количество профессиональных посетителей на прошедших выставках. Соответственно, выбрать те мероприятия, которые наиболее соответствуют интересам компании. В случае если какой-то регион останется неохваченным (то есть в нем не проводят в этом году никаких отраслевых выставочных мероприятий), то необходим поиск альтернативных способов контакта с потенциальными заказчиками ОАО «ИСС».
Таким образом, предлагаемая последовательность действий поможет правильно составить программу участия предприятия в выставочно-ярморочных мероприятий. Данная модель способна привести к увеличению числа перспективных контактов при том, что стоимость одного такого контакта будет значи-
тельно ниже, чем в рассмотренном периоде, а значит при сохранении общих затрат компания может наиболее эффективно продвинуть свою продукцию на внешние рынки.
Библиографические ссылки
1. Гусаров Ю. В. Менеджмент рекламы : учеб. пособие. М. : Экономика, 2009. 527 с.
2. Ковалев А. И. Промышленный маркетинг. М. : Благовест-В, 2004.
3. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=l.
© Кустов И. А., Шамара Ю. А., 2013
УДК 339.13
М. С. Могилат Научный руководитель - Д. Н. Суслов Сибирский федеральный университет, Красноярск
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Затронуты проблемы перспектив развития частного бизнеса в сфере космоса и его конкуренции с государственными компаниями. А также прогнозы относительно того, на чьей основе будет строиться дальнейшее освоение космического пространства и ближайших планет.
8 июля 2011 года, на мысе Канаверал в США, шаттл Atlantis стартовал с космодрома с грузом для Международной космической станции (МКС). Это был последний полет американского государственного космического аппарата. Теперь использование шаттлов Endeavour, Discovery и Atlantis будет прекращено, и их место займут космические аппараты частного производства [1].
Такая «коммерциализация» освоения космоса -общая тенденция во всех сферах, касающихся космической индустрии. До недавнего времени космос был сферой деятельности всего лишь нескольких космических держав: России, США и Китая. Однако эта эра подходит к концу. С 2003 года глобальный космический рынок вырос в 2,5 раза - до $200 млрд [1] - благодаря тому, что бизнес активно осваивает всевозможные направления этой индустрии. И зачастую, превосходит государственные проекты по качеству и финансовой эффективности.
Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) выиграла тендер NASA в $1,6 млрд. на перевозку материалов на МКС на своем космическом корабле Dragon. Это первый в истории корабль, разработанный частной компанией. Теперь в течение следующих четырех лет он совершит 12 грузовых перевозок на МКС[2].
Также, по прогнозам американского государственного агентства Federal Aviation Administration, в 20102019 годах ежегодно будет осуществляться по 27 коммерческих запусков частных космических кораблей.
Но останавливаться на космической транспортировке грузов бизнес не собирается. Впереди - перевозка людей. SpaceX планирует адаптировать свой
Dragon для перевозки космонавтов и туристов. За 2010-2012 года, в рамках Commercial Crew Development, NASA инвестировало более $300 млн в проекты по разработке космических кораблей по перевозке людей от пяти частных компаний [3].
Свои предложения есть и у отечественных компаний. например РКК «Энергия», чьей особенностью являются туры на Луну, которые обойдутся в $100 млн. Или компания «Орбитальные технологии», которая планирует к 2016 году вывести на орбиту, по которой вращается МКС, Коммерческую космическую станцию (ККС). Станция может быть использована как лаборатория, или же гостиница для шести космических туристов.
Здесь, тем не менее, необходим основательный анализ и последующая переработка международных правовых норм с тем, чтобы определить степень распространения норм международного космического права на космических туристов, а также степень распространения международного транспортного права на лиц, осуществляющих суборбитальные путешествия в космосе [4].
Отдавая такие проекты и направления в сферу частного бизнеса, NASA преследует свою цель. Агентство просто рационализирует использование собственных средств. США в этой сфере удалось добиться четкого разделения сфер ответственностей - исследование Солнечной системы, планет и астероидов - остается под ответственностью NASA, тогда как частные компании занимаются освоением околоземного пространства и Луны.
С другой стороны, главный конкурент США в освоении космического пространства, Россия, напротив,