УДК 340.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОСМОНАВТОВ И АСТРАНАВТОВ
К. М. Наумочкина Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: karina-sport@mail.ru
Раскрываются понятия «космонавт», и «астронавт», исследуется правовой статус космонавта и астронавта, принципов международного космического права, а так же анализ прав и обязанностей космонавта и астронавта.
Ключевые слова: космонавт, астронавт, международное космическое право, правовой статус, соглашение, конвенция, государство.
A STUDY ON THE LEGAL STATUS OF COSMONAUTS AND ASTRONAUTS
K. M. Naumochkina Scientific supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: karina-sport@mail.ru
Article aims to disclose the concepts of «cosmonaut» and «astronaut» contains a study of the legal status of cosmonauts and astronauts, principles of international space law, as well as analysis of the rights and obligations of cosmonauts and astronauts.
Keywords: cosmonaut, astronaut, international space law, legal status, agreement, convention, of the
state.
«Звездный час» развития международного космического права пришелся на 60-70 годы ХХ столетия, когда были приняты 5 основных договоров ООН по космосу. Эти договоры и сегодня составляют основу международного космического права. Ими, среди прочего, был регламентирован правовой статус астронавтов (космонавтов) [1]. При этом, как это ни странно, единого четкого определения терминов «космонавт» и «астронавт» международное космическое право до настоящего времени не наработало. Следует отметить, что в англоязычных, франкоязычных и испаноязычных версиях международных космических договоров применяется термин «астронавт», тогда как в русскоязычных текстах - «космонавт» [4], что с первого взгляда свидетельствует об идентичности, взаимозаменяемости указанных понятий.
Идентичность этих терминов, однако, не является полной. В национальных правовых системах все же есть определенные нюансы в их применении. Так, статус «космонавта» сначала в СССР, а впоследствии и в постсоветских государствах предоставляется лицу после осуществления им космического полета. В то же время в США, лицо, только начинающее тренировку по государственной космической программе, уже причисляется к астронавтам. Вопрос этот выходит за пределы теоретических конструкций. В этой связи, например, в соответствии с законодательством Украины на декабрь 2010 г. единственным украинским космонавтом признается Леонид Каденюк, в то же время в международных перечнях астронавтов в позиции «Украина» вмещено две фамилии: дополнительно Надежда Адамчук-Чалая.
Определяя лиц, осуществляющих космические полеты, международное космическое право использует и другие термины: «персонал космического корабля» «экипаж», «лицо на борту космического объекта», наконец - «посланец человечества в космосе» [2].
Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец.
Космонавтом - членом космического экипажа считается:
1) гражданин одного из участвующих в запуске государств;
2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт - член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство - участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами». Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.
В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых а для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
При осуществлении деятельности в космическом пространстве, включая небесные тела, космонавты должны оказывать друг другу возможную помощь.
По общему правилу, над экипажем космического объекта во время нахождения в космосе сохраняется юрисдикция и контроль государства, в регистр которого занесен данный объект.
В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, государства взяли на себя дополнительные обязательства, касающиеся правового статуса космонавтов. В частности, если государство обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел бедствие или совершил вынужденную посадку на его территории или в любом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, оно обязано немедленно информировать власти, осуществившие запуск. Если же идентификация экипажа невозможна или затруднительна, государство обязано сообщить об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств связи, а также отдельно информировать Генерального Секретаря ООН.
Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человечества в космос». По мнению большинства юристов, это положение носит скорее торжественно-декларативный, а не конкретно-юридический характер и не должно толковаться как предоставляющее космонавту наднациональный статус некоего «гражданина мира». Однако в 1990 году юристы России, США и ФРГ разработали проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, в котором данное положение наполняется реальным юридическим содержанием. Международный институт космического права передал этот неофициальный проект Юридическому подкомитету Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях [3]. Согласно этому проекту, термин «экипаж» применяется к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в ходе космического полета. Подразумевается, что на борту космического объекта помимо экипажа могут находиться и другие лица. Проект содержит перечень полномочий командира пилотируемого космического объекта. Государства обязаны в максимально возможной степени обеспечивать безопасность лиц, принимающих участие в исследовании и использовании космического пространства. Одна из статей посвящена оказанию космическими экипажами взаимопомощи в космосе.
Конкретные характеристики правового статуса космонавтов и космических объектов (имеются в виду объекты искусственного происхождения, т. е. созданные человеком, в отличие от небесных тел) зафиксированы в международных договорах.
По Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 года каждый запускаемый в космос объект подлежит регистрации путем занесения в национальный ре-
естр. Генеральный секретарь ООН ведет реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.
Анализ международных договоров позволяет выделить три основных признака, дающих основания отнести лиц к категории «космонавтов», а именно:
1) это лица, находящиеся на борту объекта, запускаемого в космическое пространство;
2) этими лицами совершаются деяния на благо и в интересах всех стран, а результаты таких деяний становятся общим достоянием человечества;
3) возможность распространения на соответствующих лиц определения «посланцев человечества в космосе».
Библиографические ссылки
1. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // Международное космическое право. М., 1987. С. 52-62.
2. Международное космическое право / отв. ред. А. С. Пирадов. М., 1985. 245 с.
3. Колосов Ю. М., Сташевский С. Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. М., 1984.
127 с.
4. Словарь международного космического права. М., 1992. 56 с.
© Наумочкина К. М., 2015