Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
основных положений космической деятельности, предполагающая внесение изменений и дополнений в Закон о космической деятельности и создание ряда самостоятельных законов, дополняющих и развивающих этот «базовый» закон.
Изменения и дополнения, вносимые в Закон РФ о космической деятельности, были ориентированы на комплексное урегулирование многоплановых проблем, относящихся к организации современной космической деятельности. Они были разработаны на основе следующих основополагающих принципов:
- закрепления национальных интересов в области космоса, конкретных целей и задач космической политики в обозримый исторический период, основных принципов осуществления космической деятельности;
- расстановки приоритетов космической деятельности России, вызванных изменениями политической и экономической ситуации в стране и в мире, структуры государственной власти и управления;
- комплексного развития и эффективного использования космического потенциала России в интересах подъема экономики, науки и международного сотрудничества, укрепления национальной безопасности;
- минимально необходимой корректировки существующих положений Закона, которая не была бы связана с потребностью дополнительного финансирования при их реализации.
В новой редакции Закона о космической деятельности были внесены поправки в 27 из 30 статей, уточнены основы космической деятельности, включая:
- принципы руководства и финансирования космической деятельности;
- организацию государственного заказа на проведение разработок, производства и поставок космической техники, развитие инфраструктуры;
- особенности управления и обеспечения безопасности космической деятельности.
Также были внесены изменения, обусловленные необходимостью приведения ряда статей Закона в соответствие с уже принятым на тот момент новым Гражданским кодексом России, Федеральными законами «О Государственном оборонном заказе», «О поставках продукции». Изложены в новой редакции вопросы правового разделения компетенции Федерального органа исполнительной власти по космической деятельности и Федерального органа исполнительной власти по обороне.
В настоящее время подготовлен и находится на различных стадиях рассмотрения ряд проектов федеральных законов в области исследования и использования космического пространства, в числе которых следующие:
- проект Федерального закона «О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства»,
- проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской Федерации»;
- проект Федерального закона «О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации»;
- проект Федерального закона «О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями»;
- проект Федерального закона «О передаче технологий и научно-технических достижений ракетно-космической техники в экономику России» [2].
Библиографические ссылки
1. Российская газета. № 236. 10.12.96.
2. Алексеев Э. А. Космос и космическое законодательство // Космос. Информация. Новые технологии. № 3. 2000. С. 58-59.
© Булгаков А. Ю., Сафронов В. В., 2010
УДК 629.78
Р. П. Ермохин Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОСМИЧЕСКИХ ЭКИПАЖЕЙ
Безопасность космических полетов прежде всего зависит от надежности используемых технических средств, правильности принимаемых решений, должного медико-биологического обеспечения. Определенную роль в повышении безопасности космических полетов и правовой охране-жизни и здоровья космонавтов может сыграть международное космическое право. Ныне действующие правовые нормы в этой области относятся главным образом к оказанию возможной международной помощи космонавтам, терпящим бедствие в космическом пространстве, а также в случае их аварийного приземления на чужой территории.
На нынешнем этапе освоения космоса, когда международные космические полеты, как правило, непродолжительны, внутригосударственное право может четко разграничить права и обязанности членов экипажа и наделить командира корабля
специальными властными правами и полномочиями в целях выполнения полетного задания, обеспечения безопасности персонала, поддержания дисциплины и порядка на борту корабля. В России в настоящее время приняты следующие наименова-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ния должностей в составе космических экипажей: командир корабля, бортинженер, космонавт-исследователь [1].
Хотя число людей, совершивших космические полеты, уже превысило сотню и непрерывно растет длительность пребывания человека в космосе, полеты в космос еще далеки от того, чтобы стать будничным делом. Опасности и риск, связанные с космическими полетами, огромное напряжение умственных и физических сил, которое требуется от космонавтов, и, наконец, общечеловеческое значение выполняемой ими миссии объясняют, почему в Договоре по космосу космонавты характеризуются как «посланцы человечества в космос» (ст. 5). Отсюда не вытекает, однако, ни признание человечества или космонавтов субъектами международного права, ни лишение космонавтов их гражданской принадлежности, ни придание космонавтам какого-либо наднационального статуса. Практика свидетельствует, что космонавты, совершая полеты даже в составе международных экипажей, выступают в первую очередь как представители определенных стран, что не умаляет общечеловеческого значения их деятельности по освоению космоса. Данное положение ст. 5 договора следует рассматривать в тесной связи с другими его статьями, где речь идет об охране жизни и здоровья космонавтов как во время их пребывания в космосе, так и при аварийной посадке на Землю. Именно в этих целях государства-участники Договора по космосу обязались рассматривать космонавтов как посланцев человечества в космос, и именно в этом контексте упомянутое положение договора может иметь определенные юридические последствия.
Из рассматриваемого положения Договора по космосу вытекают юридические обязательства, которые прямо зафиксированы в договоре. Исследование и использование космического пространства должны осуществляться на благо и в интересах всех стран, как это зафиксировано в ст. I Договора по космосу. Определение космонавтов как посланцев человечества в космос, с одной стороны, налагает на них обязательства не заниматься деятельностью, несовместимой с интересами всего человечества, а с другой стороны, обязывает государства принимать все возможные меры для охраны их жизни и здоровья.
Статья 5 Договора по космосу предусматривает, что «при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств - участников Договора». Взаимопомощь, о которой говорится в приведенной статье Договора по космосу, подразумевает как совершение активных действий по оказанию помощи тем, кто терпит бедствие, так и предоставление им возможности укрыться на космическом корабле или станции другой страны [2]. В п. 1 ст. 10 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небес-
ных телах 1979 г. говорится: «Государства-участники принимают все возможные меры для охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на Луне».
На повышение безопасности космонавтов направлено, и обязательство участников Договора по космосу незамедлительно информировать друг друга или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст. 5). Речь идет о таких явлениях, как, например, солнечные вспышки и связанное с ними резкое изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременная информация такого рода может иметь важное значение для принятия мер безопасности: отсрочка полета, возвращение космонавтов на Землю, запрещение выхода в открытый космос и т. д.
Действующие нормы международного космического права наиболее детально регламентируют вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае их вынужденной посадки за пределами запустившего их государства [3]. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. и Договор по космосу 1967 г. (ст. 5) обязывают государства принимать все возможные меры для спасания и оказания необходимой помощи экипажу космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Такому экипажу должны быть обеспечены безопасность и незамедлительное возвращение «государству, в регистр которого занесен их космический корабль» (ст. 5. Договора по космосу) или «представителям властей, осуществивших запуск» (ст. 4. Соглашения о спасании).
Если потерпевший аварию экипаж космического корабля окажется в открытом море или на территории, не принадлежащей никакому государству, например в Антарктиде, то в соответствии с Соглашением о спасании государства, которые в состоянии это сделать, должны оказать, в случае необходимости, помощь в проведении операций по поискам и спасанию такого экипажа [4] .
Библиографические ссылки
5. Рубанов А. А. Взаимосвязь гражданского права России и международного космического права: Вопросы теории // Государство и право. 2006. № 4. С. 82.
6. Международное космическое право ; под ред. А. С. Пирадова. М, 1997. С. 75.
7. Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций, 1989. С. 21.
8. Бордунов В. Д., Марков В. Н. Космос. Земля. Право, 1998. С. 148.
© Ермохин Р. П., Сафронов В. В., 2010