Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
нее, что и требует скорейшего разрешения проблем очистки околоземного пространства.
Но, как известно, избавиться от загрязнения окружающей среды гораздо сложнее, чем предотвратить его загрязнение. Для сдерживания этого опасного процесса требуется безотлагательная работа, и принятие специальных мер всеми участвующими в освоении космоса государствами.
Библиографические ссылки
1. Памятные даты и знаменательные события. URL: http://www.calend.ru/events/l-27/.
2. Популярная механика. URL: http://www.pop-mech.ru/article/479-kosmicheskiy-musor/.
3. Заочная аэрокосмическая школа МФТИ. URL: http://study.mipt.ru/mod/wiki/view.php?id=66.
© Грачёва М. А., 2013
УДК 341.229
А. А. Даньшин Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА О СПАСАНИИ И ВОЗВРАЩЕНИИ КОСМОНАВТОВ И ОБЪЕКТОВ, ЗАПУЩЕННЫХ
В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Дается оценка развития норм международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Обозначаются проблемы их дальнейшего развития и определяются возможные пути решения данных проблем.
В настоящее время в рамках отрасли международного космического права сформированы правовые институты, регламентирующие межгосударственные правоотношения в части оказания помощи космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, в том числе необходимости организации возвращения космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Формирование данных правовых блоков стало новым шагом вперед на пути создания системы космического права и расширения международного сотрудничества.
В основу правового регулирования данных отношений легло «Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» от 22 апреля 1968 года, принятое в рамках Организации Объединенных Наций.
Согласно данному договору, обязанности государств-участников, в том числе экипажа космического объекта, различных государственных служб, которые непосредственно оказывают помощь, достаточно разнообразны и включают в себя такие действия как:
1) информирование государства, осуществившего запуск объекта о бедствии;
2) предоставление права укрытия космонавтов на станциях и установках другого государства;
3) принятие сигнала бедствия радиостанциями государств-участников;
4) осуществление операций по поиску и спасанию экипажа при высадке в открытое море или другое место не находящееся под юрисдикцией какого-либо государства;
5) оказание иного рода взаимной помощи [1].
Однако, как показывает практика, предусмотренные юридические обязательства государств до настоящего времени по большей части остаются нереализованными по причине отсутствия организационно-
правовой основы, которая бы регламентировала действия государств.
К числу проблем организационно-правового характера следует отнести отсутствие:
1) обеспечения высококачественной непрерывной связи между космическими объектами, между космическими объектами и Землей;
2) обеспечения совместимости пилотируемых космических объектов и средств спасания различных государств;
3) разработки единых правил проведения спасательных операций в космосе.
Перечисленные проблемы нуждаются в настоящее время в специальном международно-правовом регулировании, которое должно быть закреплено межгосударственным соглашением [2].
По этой причине перед мировым сообществом стоит задача о принятии таких норм международного характера, которые бы не допустили такую ситуацию, когда в критических условиях из-за несовместимости оборудования и техники, средств спасания, порядка действий экипажа было бы нельзя оказать помощь персоналу одной из станций на небесном теле.
За долгие годы существования подобного Соглашения, предпринимались попытки регулирования данных вопросов.
Так, в 1972 году между СССР и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Одна из статей данного Соглашения отражала взаимную договоренность сторон о проведении работ по созданию совместных средств стыковки и сближения станций и космических кораблей с целью безопасности полетов в космос.
Помимо этого, в рамках советско-американской программы «Экспериментальный полет «Аполлон» -«Союз»» 1975 года, было принято соглашение о про-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ведении совместного полета космических кораблей с последующей стыковкой на орбите [3].
Как правило, такие соглашения носили двусторонний характер. Попыток создать унифицированную систему спасания и возвращения космонавтов в рамках мирового сообщества до настоящего времени предпринято не было [4].
В юридической литературе по космическому праву уже неоднократно высказывалось мнение о возможности создания международной спасательной службы, задачей которой являлось бы оказание помощи в космосе, а также поиск и спасание космонавтов и космических объектов [5].
Однако все же первым шагом на пути к организации подобных структур, является формирование унифицированной организационно-правовой основы осуществления деятельности в космосе.
Стоит учесть, что для реализации подобного шага потребуется значительное время, т. к. решение о принятии международного акта затронет множество сфер деятельности - начиная от правотворческой, заканчивая внедрением технического оснащения космических
объектов и аппаратов, а так же организацией соответствующей подготовки экипажа.
Библиографические ссылки
1. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Заключено в Москве, Лондоне, Вашингтоне 22.04.1968) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М. : БЕК, 1996. С. 371-373.
2. Малков С. П. Международное космическое право: учебное пособие. СПбГУАП. СПб., 2008. 321 с.
3. Жуков Г. П., Колосов Ю. М. Международное космическое право : учебник. М., 2003. 155 с.
4. Малков С. П. Международное космическое право : учеб. пособие. СПбГУАП. СПб., 2008. 322 с.
5. Линкин В. М. Юрисдикция и контроль над космическими объектами // Международное право. № 3 (53). 15 с.
© Даньшин А. А., 2013
УДК 669.713.7
Д. А. Долидудко Научный руководитель - А. А. Тигашёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЕЛЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Российское законодательство в настоящее время претерпевает много качественных и количественных изменений, которые диктует нам общество и те правила поведения которые в нем сложились. Однако существует и большое количество пробелов и недоработок нашего права, в частности налогообложения космической деятельности. Но именно, космическая деятельность способна существенно развить экономику страны и поднять ее на более высокий уровень качества.
Вторая половина XX века стала для мира временем стремительного развития науки и техники. Важной вехой в этом процессе стало постепенное освоение космоса и совершенствование космических технологий - спутников, пилотируемых космических кораблей и космических станций. Параллельно этому процессу создавалось законодательство по вопросам освоения космоса, как мировое, так и отдельное для каждой космической державы (Россия с США делят первенство в космической гонке). В нашей стране космическая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» [5]. В это закон вносились некоторые поправки (например, в 1997 году), однако суть остается неизменной: государство осуществляет контроль за освоением космического пространства с помощью национальных программ и государственных заказов. Но в настоящее время появляются все новые и новые частные компании, которые занимаются космическими разработками и созданием различной аэ-
В космосе ничего не пропадет.
Станислав Лем
ротехники. Что получает государство от их деятельности, кроме продукции по заказам? [1]
Согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации -в отношении космических объектов. Таким образом, средства дистанционного зондирования, аэрофотосъемки, спутники связи, а в обозримом будущем и частные пилотируемые корабли и станции, оценочная стоимость которых миллионы долларов не несут никакой налоговой нагрузки, в отличие от тех же автомобилей и водного транспорта [6]. А ведь введение даже минимальной налоговой ставки принесет бюджету немалые средства, не говоря уже о дифференцированной налоговой ставке, которая позволит косвенно регулировать развитие космических технологий и поощрять развитие приоритетных отраслей в технике. Реальный пример уже существует. В штате Калифорния США рассматривался закон о признании космических объектов, запущенных на территории штата объектом налогообложения [3].