Научная статья на тему 'Проблемы развития положений международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство'

Проблемы развития положений международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
847
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даньшин А.А., Сафронов В.В.

Дается оценка развития норм международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Обозначаются проблемы их дальнейшего развития и определяются возможные пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития положений международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

нее, что и требует скорейшего разрешения проблем очистки околоземного пространства.

Но, как известно, избавиться от загрязнения окружающей среды гораздо сложнее, чем предотвратить его загрязнение. Для сдерживания этого опасного процесса требуется безотлагательная работа, и принятие специальных мер всеми участвующими в освоении космоса государствами.

Библиографические ссылки

1. Памятные даты и знаменательные события. URL: http://www.calend.ru/events/l-27/.

2. Популярная механика. URL: http://www.pop-mech.ru/article/479-kosmicheskiy-musor/.

3. Заочная аэрокосмическая школа МФТИ. URL: http://study.mipt.ru/mod/wiki/view.php?id=66.

© Грачёва М. А., 2013

УДК 341.229

А. А. Даньшин Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА О СПАСАНИИ И ВОЗВРАЩЕНИИ КОСМОНАВТОВ И ОБЪЕКТОВ, ЗАПУЩЕННЫХ

В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Дается оценка развития норм международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Обозначаются проблемы их дальнейшего развития и определяются возможные пути решения данных проблем.

В настоящее время в рамках отрасли международного космического права сформированы правовые институты, регламентирующие межгосударственные правоотношения в части оказания помощи космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, в том числе необходимости организации возвращения космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Формирование данных правовых блоков стало новым шагом вперед на пути создания системы космического права и расширения международного сотрудничества.

В основу правового регулирования данных отношений легло «Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» от 22 апреля 1968 года, принятое в рамках Организации Объединенных Наций.

Согласно данному договору, обязанности государств-участников, в том числе экипажа космического объекта, различных государственных служб, которые непосредственно оказывают помощь, достаточно разнообразны и включают в себя такие действия как:

1) информирование государства, осуществившего запуск объекта о бедствии;

2) предоставление права укрытия космонавтов на станциях и установках другого государства;

3) принятие сигнала бедствия радиостанциями государств-участников;

4) осуществление операций по поиску и спасанию экипажа при высадке в открытое море или другое место не находящееся под юрисдикцией какого-либо государства;

5) оказание иного рода взаимной помощи [1].

Однако, как показывает практика, предусмотренные юридические обязательства государств до настоящего времени по большей части остаются нереализованными по причине отсутствия организационно-

правовой основы, которая бы регламентировала действия государств.

К числу проблем организационно-правового характера следует отнести отсутствие:

1) обеспечения высококачественной непрерывной связи между космическими объектами, между космическими объектами и Землей;

2) обеспечения совместимости пилотируемых космических объектов и средств спасания различных государств;

3) разработки единых правил проведения спасательных операций в космосе.

Перечисленные проблемы нуждаются в настоящее время в специальном международно-правовом регулировании, которое должно быть закреплено межгосударственным соглашением [2].

По этой причине перед мировым сообществом стоит задача о принятии таких норм международного характера, которые бы не допустили такую ситуацию, когда в критических условиях из-за несовместимости оборудования и техники, средств спасания, порядка действий экипажа было бы нельзя оказать помощь персоналу одной из станций на небесном теле.

За долгие годы существования подобного Соглашения, предпринимались попытки регулирования данных вопросов.

Так, в 1972 году между СССР и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Одна из статей данного Соглашения отражала взаимную договоренность сторон о проведении работ по созданию совместных средств стыковки и сближения станций и космических кораблей с целью безопасности полетов в космос.

Помимо этого, в рамках советско-американской программы «Экспериментальный полет «Аполлон» -«Союз»» 1975 года, было принято соглашение о про-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ведении совместного полета космических кораблей с последующей стыковкой на орбите [3].

Как правило, такие соглашения носили двусторонний характер. Попыток создать унифицированную систему спасания и возвращения космонавтов в рамках мирового сообщества до настоящего времени предпринято не было [4].

В юридической литературе по космическому праву уже неоднократно высказывалось мнение о возможности создания международной спасательной службы, задачей которой являлось бы оказание помощи в космосе, а также поиск и спасание космонавтов и космических объектов [5].

Однако все же первым шагом на пути к организации подобных структур, является формирование унифицированной организационно-правовой основы осуществления деятельности в космосе.

Стоит учесть, что для реализации подобного шага потребуется значительное время, т. к. решение о принятии международного акта затронет множество сфер деятельности - начиная от правотворческой, заканчивая внедрением технического оснащения космических

объектов и аппаратов, а так же организацией соответствующей подготовки экипажа.

Библиографические ссылки

1. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Заключено в Москве, Лондоне, Вашингтоне 22.04.1968) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М. : БЕК, 1996. С. 371-373.

2. Малков С. П. Международное космическое право: учебное пособие. СПбГУАП. СПб., 2008. 321 с.

3. Жуков Г. П., Колосов Ю. М. Международное космическое право : учебник. М., 2003. 155 с.

4. Малков С. П. Международное космическое право : учеб. пособие. СПбГУАП. СПб., 2008. 322 с.

5. Линкин В. М. Юрисдикция и контроль над космическими объектами // Международное право. № 3 (53). 15 с.

© Даньшин А. А., 2013

УДК 669.713.7

Д. А. Долидудко Научный руководитель - А. А. Тигашёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЕЛЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Российское законодательство в настоящее время претерпевает много качественных и количественных изменений, которые диктует нам общество и те правила поведения которые в нем сложились. Однако существует и большое количество пробелов и недоработок нашего права, в частности налогообложения космической деятельности. Но именно, космическая деятельность способна существенно развить экономику страны и поднять ее на более высокий уровень качества.

Вторая половина XX века стала для мира временем стремительного развития науки и техники. Важной вехой в этом процессе стало постепенное освоение космоса и совершенствование космических технологий - спутников, пилотируемых космических кораблей и космических станций. Параллельно этому процессу создавалось законодательство по вопросам освоения космоса, как мировое, так и отдельное для каждой космической державы (Россия с США делят первенство в космической гонке). В нашей стране космическая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» [5]. В это закон вносились некоторые поправки (например, в 1997 году), однако суть остается неизменной: государство осуществляет контроль за освоением космического пространства с помощью национальных программ и государственных заказов. Но в настоящее время появляются все новые и новые частные компании, которые занимаются космическими разработками и созданием различной аэ-

В космосе ничего не пропадет.

Станислав Лем

ротехники. Что получает государство от их деятельности, кроме продукции по заказам? [1]

Согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации -в отношении космических объектов. Таким образом, средства дистанционного зондирования, аэрофотосъемки, спутники связи, а в обозримом будущем и частные пилотируемые корабли и станции, оценочная стоимость которых миллионы долларов не несут никакой налоговой нагрузки, в отличие от тех же автомобилей и водного транспорта [6]. А ведь введение даже минимальной налоговой ставки принесет бюджету немалые средства, не говоря уже о дифференцированной налоговой ставке, которая позволит косвенно регулировать развитие космических технологий и поощрять развитие приоритетных отраслей в технике. Реальный пример уже существует. В штате Калифорния США рассматривался закон о признании космических объектов, запущенных на территории штата объектом налогообложения [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.