DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.012 УДК 343.9
Сивцов Сергей Андреевич
кандидат юридических наук,
начальник факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Sergey A. Sivtsov
Candidate of Law,
Head of the Faculty of Vocational Training and Additional Professional Education,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
КОРРУПЦИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОИ СИСТЕМЕ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШШ^^Ш
Аннотация. В статье рассматриваются коррупционные проявления в уголовно-исполнительной системе России с криминологической точки зрения, проведен анализ причин и условий совершения корруп-ционныых преступлений и меры профилактики. Приводятся мнения ученых-юристов о понятии коррупции, которое рассматривается как в узком, так и в широком смысле слова. Автором утверждается, что коррупция в большей мере выступает как социальное и криминологическое, чем правовое явление, поэтому рассматривать ее в рамках конкретных совершенных преступлений неверно, необходимо анализировать совокупность противоправных деяний с учетом их особенностей, а также причины и условия их совершения. Автор отмечает, что пенитенциарная преступность делится на две категории: на общеуголовную преступность (преступления, совершаемые осужденными) и иную преступность, основной составляющей которой выступает коррупционная преступность в учреждениях и органах УИС. На основе изучения криминологических научных источников автор предлагает классифицировать факторы совершения коррупционных преступлений сотрудниками УИС: факторы, присущие всем коррупционным преступлениям; и факторы, присущие пенитенциарной коррупции. В представленной статье автором указывается на недостаточность антикоррупционных механизмов. Комплекс предпринимаемых мер противодействия коррупции необходимо совершенствовать и расширять.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции, должностное лицо, меры профилактики, факторы, причины и условия коррупционных проявлений.
Summary. The article examines corruption manifestations in the Russian Penal System from a criminological point of view, analyzes the causes and conditions of corruption crimes and preventive measures. The opinions of legal scholars on the concept of corruption, the content of the concept of corruption are given, it is considered both in the narrow and in the broad sense of the word. The author argues that Corruption acts more as a social and criminological phenomenon than a legal one, therefore it is not correct to consider it within the framework of specific crimes committed, it is necessary to analyze the totality of illegal acts taking into account their characteristics, as well as the causes and conditions of their commission. The author notes that penitentiary crime is divided into two categories: crimes committed by convicts (ordinary crime) and other crime, the main component of which is corruption crime in institutions and bodies of the criminal justice system. Based on the study of criminological scientific sources, the author proposes to classify the factors of corruption crimes committed by the employees of the Criminal Investigation Department: factors inherent in all corruption crimes; and factors inherent in penitentiary corruption. In the presented article, the author points out the insufficiency of anti-corruption mechanisms. The range of anti-corruption measures taken needs to be improved and expanded.
Keywords: corruption, corruption crimes, anti-corruption, official, preventive measures, factors, causes and conditions of corruption manifestations.
Ученые-юристы понятие коррупции рассматривают с диаметрально противоположных точек зрения, в широком и узком смыслах слова. Неоднозначное определение коррупции, приводящееся в их работах, дает нам право говорить о многогранности и сложности рассматриваемого явления.
В узком смысле слова коррупцию принято рассматривать как подкуп, взяточничество; в широком смысле - служебные злоупотребления с целью получения личной выгоды.
CORRUPTION IN THE PENAL SYSTEM: CRIMINOLOGICAL ASPECTS
© 2021 Сивцов С. А.
Н. А. Лопашенко пишет: ©Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, на мой взгляд, не могут расцениваться как коррупционные» [1].
Многие ученые видят суть коррупции в определении ее как социально-политического и социально-экономического явления, негативно влияющего на государственно властные механизмы функционирования. Так, по мнению В. В. Астанина, коррупция - «социально-правовое явление такого разложения отношений в разных сферах управления, которое выражается в подкупе -продажности лиц, использующих служебное положение и связанные с ним возможности» [2, 3].
Большом юридическом словаре представлено такое определение рассматриваемого понятия: «Коррупция (от лат. согтарйо - разложение, подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц» [4].
Коррупция, по нашему мнению, в большей мере выступает как социальное и криминологическое, чем правовое явление, поэтому рассматривать ее в рамках конкретных совершенных преступлений неверно, необходимо анализировать совокупность противоправных деяний с учетом их особенностей, а также причины и условия их совершения.
По мнению З. Б. Дзодзиевой, «в основе коррупции лежит стремление непосредственных носителей власти к обладанию материальными благами и средствами их достижения, что является следствием сформировавшегося у них особого социального интереса, основанного на иных ценностях, чем те, которые служат обществу ориентиром желаемого поведения» [5].
Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция не только породила чудовищные диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость [6].
Широкий спектр представленных научных мыслей лишний раз подтверждает актуальность рассмотрения коррупционной проблемы, распространение и нерешенность, что является следствием влияния многих негативных факторов в функционировании элементов государственно-властного механизма. Влияние коррупционных проявлений на правоохранительные органы страны более ощутимо, чем распространение их в иных органах государственной власти. Особенно остро проблема коррупционных проявлений выделяется в системе исполнения наказаний. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность работников Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) направлена на достижение целей уголовного наказания, а равно на формирование здорового общества.
Следует отметить, что в соответствии с законом профессиональная деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, включает в себя элементы оперативно-розыскной деятельности и режимных мероприятий. Появление признаков коррупционных взаимоотношений в процессе исполнения наказаний на любом уровне порождают коррупционно опасные риски и обусловленные угрозы с сопутствующими материальными убытками и, как следствие, обусловленные понижением авторитета работников пенитенциарного ведомства.
Отмечаем, что коррупционные проявления опосредованно влияют и на состояние безопасности жизни и здоровья как самих работников системы, так и лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы.
Так, подводя итоги деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС России) за 2019 г. директор ФСИН России А. П. Калашников в своем докладе дал оценку ключевым достижениям и проблемам УИС, а также определил основные векторы дальнейшего развития пенитенциарного ведомства: «По итогам года численность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизилась на 37 тысяч человек и составила 425 тыс. Численность подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах снизилась почти на две тысячи человек, составив 98 тыс.» [8].
Положительные тенденции гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики, подтвержденные представленными цифрами, имеют и обратную сторону. В местах лишения свободы происходит концентрация осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Осужденные в основной массе имеют большой криминальный опыт.
В числе основных направлений предстоящей работы А. П. Калашников выделил три направления: «совершенствование работы производственного сектора, развитие профессиональных компетенций сотрудников и реализация антикоррупционного законодательства» [9]. Два последних направления связаны между собой и своим содержанием дополняют друг друга. Чем грамотнее и ответственнее будет сотрудник УИС, чем более квалифицировано он будет подходить к исполнению своих должностных обязанностей, тем эффективнее будет исполнение антикоррупционного законодательства, улучшится общая правоприменительная составляющая в системе исполнения наказаний России.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном суде РФ в 2020 г. было вынесено 12 669 обвинительных приговоров по уголовным делам коррупционной направленности, в 2019 г. - 15 562; в 2018 г. - 16 607. Из представленных данных видно, что количество вынесенных приговоров лицам последние три года снижается. Это может говорить как об общей тенденции снижения количества совершаемых уголовных преступлений в государстве, так и об эффективной государственной антикоррупционной политике.
Одним из элементов государственной антикоррупционной политики является и государственные правоприменительные и исполнительные органы, которым и является уголовно-исполнительная система России.
Реформирование уголовно-исполнительной политики государства предполагает также выработку мер противодействия, которые будут направлены на искоренение коррупционных преступлений в пенитенциарной системе России.
Коррупция, к сожалению, является главным условием существования организованной преступности в пенитенциарных учреждениях.
Пенитенциарная преступность, выступающая как социальное явление, характеризуется следующими специфическими признаками: представляет собой разновидность преступности, видоизменяясь, в ретроспективе проявляется через изменения субъектный состав осужденных лиц, поступающих в учреждения и органы УИС.
Пенитенциарная преступность делится на две категории: на преступления, совершаемые осужденными (общеуголовная преступность), и иная преступность, основной составляющей которой выступает коррупционная преступность в учреждениях и органах УИС.
Вопрос выявления и анализа факторов, обуславливающих совершение коррупционных преступлений, рассматривался достаточно полно в научном сообществе. Приводились примеры разных вариантов классификации детерминант коррупционной преступности.
На основе изучения криминологических научных источников предлагаем классифицировать факторы совершения коррупционных преступлений сотрудниками УИС:
1) факторы, присущие всем коррупционным преступлениям:
- социально-экономические факторы выражаются, прежде всего, в низком уровне дохода сотрудников УИС в сравнении с иными должностными окладами сотрудников правоохранительных органов. Также общегосударственной проблемой выступает огромный разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями общества, появление огромного круга лиц, имеющих свободные деньги, которыми они пользуются для подкупа должностных лиц УИС;
- политические факторы - непотизм и политическое покровительство, которые повсеместно имеют место быть в системе органов государственной власти; отсутствие однообразного подхода к исполнению одних и тех же функций различными субъектами; низкий уровень вовлеченности обычных граждан в общественный контроль над деятельностью государственных органов; отсутствие норм, закрепляющих пожизненное лишение полномочий государственных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения путем совершения коррупционных преступлений;
- правовые факторы, выражаются в несовершенстве действующей политико-правовой системы, ограничивающей коррупцию в системе органов исполнительной власти; противоречивые тексты нормативно-правовых актов, сложный юридический язык, огромные правовые конструкции антикоррупционного законодательства, игнорирование правил составления и согласования проектов, неединообразие в использовании юридических понятий и другие примеры резкого снижения эффективности правоприменительной антикоррупционной системы;
2) факторы, присущие пенитенциарной коррупции:
- профессиональная подготовка сотрудников УИС - в данную категорию факторов мы относим недостатки как в подборе и расстановке кадров, так и профессиональное обучение граждан, впервые принятых на службу в УИС; ненормированный рабочий день, проблемы материально-технического обеспечения, неравномерное распределение нагрузки на личный состав и т. д. На данном этапе функционирования всей системы исполнения наказаний, на наш взгляд, является наиболее острой детерминантой распространения пенитенциарной коррупции;
- профессиональная деформация (выгорание) - в данном случае играет роль срок службы сотрудников, их нахождение в одной должности более 5 лет подряд; пробелы в воспитательной работе с сотрудниками; психологическая помощь; отсутствие перспектив продвижения по службе по разным основаниям, формальное осуществление своих профессиональных обязанностей в итоге приводит к профессиональной деформации личности сотрудников, что в свою очередь является фактором совершения коррупционных преступлений; профессиональная деформация свидетельствует о низкой служебной дисциплине, проявления дисциплинарных проступков, в основе которых лежит правовой нигилизм и низкое правовое сознание сотрудников УИС (в основном - рядовой состав и младший начальствующий состав);
- высокая латентность пенитенциарной преступности - в рамках служебной деятельности имеет место быть сокрытие совершенных коррупционных проступков и со стороны руководителей исправительных учреждений;
- идеология пенитенциарного сообщества - коррупция взаимообусловлена причинной связью между организованной группой осужденных отрицательной направленности и сотрудниками, подпадающими под влияние лидеров из числа осужденных, выполняющих роль организаторов коррупционных преступных схем.
Как видим, факторы совершения коррупционных деяний разнонаправлены, требуют каждый своего узко сконцентрированного научного обоснования и исследования.
Также следует отметить, что некоторые авторы выделяют иные причины совершения коррупционных преступлений работниками УИС. Так, в исследованиях С. А. Боровикова, Н. В. Кузнецовой, С. В. Смеловой выделяются объективные и субъективные причины; нравственные и психологические причины; экономические причины, правовые причины.
Проявляясь в профессиональной деятельности, образуют между собой детерминирующие взаимосвязи и еще больше раскручивают маховик преступлений коррупционной направленности, совершаемых в системе исполнения наказаний. В рамках минимизации причин и условий, способствующих распространению коррупционных проявлений, целесообразно организовывать профилактические мероприятия, нацеленные на лиц, склонных к нарушению антикоррупционного законодательства.
Деятельность по противодействию распространения коррупционных проявлений в системе исполнения уголовных наказаний должна учитывать все стороны взаимоотношений постоянного и переменного состава, заключать в себе комплекс мероприятий, основываясь на понятийном аппарате и специфике уголовно-исполнительных правоотношений.
Библиографический список
1. Лопашенко Н. А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер [Электронный ресурс] // Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. URL: http://sartraccc.rUprint.php?print_file=Pub/lopashenko (18-03).htm (дата обращения: 13.02.2021).
2. Астанин В. В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX в. (криминологическое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 209 с.
3. Астанин В. В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX вв.: диалектика системного подхода. М., 2003. 96 с.
4. Большой юридический словарь / под ред. проф. А. Я. Сухарева. 3 -е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2009. 703 с.
5. Дзодзиева 3. Б. Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ: автореф. дис. . канд. соц. наук. Владикавказ, 2006. 22 с.
6. Азовский С. Ю. Формирование организационно-экономического механизма противодействия коррупции как фактора обеспечения экономической безопасности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 24 с.
7. Доклад директора ФСИН России на коллегии [Электронный ресурс]. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=501182 (дата обращения: 13.02.2021).
8. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2018, 2019 и 2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 13.02.2021).
9. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 567 с.
References
1. Lopashenko N. A. Protivodejstvie rossijskoj korrupcii: obosnovannosf i dostatochnosf ugolovno-pravovyCx mer [Countering Russian corruption: validity and sufficiency of criminal legal measures]. Saratovskij Centrpo issledovaniyuproblem organizovannojprestupnosti i korrupcii [Saratov Center for the Study of Problems of Organized Crime and Corruption]. URL: http://sartraccc.ru/print.php?print_file=Pub/lopashenko(18-03).htm ^^essed: 02.13.2021) [in Russian].
2. Astanin V. V. Korrupciya i bor^ba s nej v Rossii vtoroj polovinyC XVI - XX vv. (kriminolog-icheskoe issledovanie) [Corruption and the fight against it in Russia in the second half of the XVI -XX century (criminological research)]. Moscow, 2001, 259 p. [in Russian].
3. Astanin V. V. Borta s korrupciej v Rossii XVI-XX vekov: dialektika sistemnogo podxoda [The fight against corruption in Russia of the XVI-XX centuries: dialectics of a systematic approach]. Moscow, 2003, 96 p. [in Russian].
4. BoFshoj yuridicheskij slova^ [Big Legal dictionary]. M., 2009, 703 p. [in Russian].
5. Dzodzieva Z. B. Korrupciya kak sociaFnoe i eCkonomicheskoe yavlenie: sociologicheskij analiz. Avtoref. diss. kand. socz. nauk [Corruption as a social and economic phenomenon: sociological analysis. Extended of candidate's of Social Sciences]. Vladikavkaz, 2006, 22 p. [in Russian].
6. Azovskij S. Yu. Formirovanie organizacionno-eCkonomicheskogo mexanizma protivodejstvi-ya korrupcii kak faktora obespecheniya eCkonomicheskoj bezopasnosti. Avtoref. diss. kand ekon. nauk. [Formation of the organizational and economic mechanism of combating corruption as a factor of ensuring economic security. Extended of candidate's of Economic Sciences]. Moscov, 2009, 24 p. [in Russian].
7. Doklad direktora FSIN Rossii na kollegii [Report of the Director of the Federal Penitentiary Service of Russia on the board]. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=501182 ^^essed: 02.13.2021) [in Russian].
8. DannyCe sudebnoj statistiki po delam korrupcionnoj napravlennosti za 2018, 2019 i 2020 g. [Data of judicial statistics on corruption-related cases for 2018, 2019 and 2020]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 ^^essed: 02.13.2021) [in Russian].
9. Penitenciarnaya kriminologiya: uchebnik [Penitentiary criminology]. Ryazan, 2009, 567 p. [in Russian].