Научная статья на тему 'Коррупция в таможенных органах как угроза их информационной безопасности'

Коррупция в таможенных органах как угроза их информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в таможенных органах как угроза их информационной безопасности»

КОРРУПЦИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК УГРОЗА ИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Табаков А.В.

В настоящей работе, посвященной изучению проблемных вопросов обеспечения информационной безопасности таможенных органов, исследуется одна из её внутренних угроз - коррупция. Автором рассмотрены особенности и детерминанты коррупционной активности на современном этапе информатизации таможенного дела, показана специфика деструктивного воздействия коррупционеров на объекты информационной инфраструктуры таможенных органов. Исходя из заключения о необходимости оценки таможенной коррупции как существенной многофакторной угрозы информационной безопасности, предложены меры комплексного характера по вытеснению коррупционных проявлений из таможенной среды в рамках повышения информационной защищённости таможенной системы

In the present work devoted to studying of outstanding problems of ensuring information security of customs authorities, one of its internal threats - corruption is investigated. The author describes the features and determinants of corrupt activity at the present stage of informatization of customs sphere, the specificity of the destructive effects of corruptionist on the property of the information infrastructure of customs authorities is showed. Based on the conclusion about the need to assess customs corruption as a significant multivariate information security threat, the ways of integrated nature of the displacement of corrupt practices in the customs environment in the framework of improving the information security of the customs system are proposed

Ключевые слова: информация, информатизация, информационная безопасность таможенных органов, коррупция, угроза информационной безопасности

Keywords: information, informatization, information security of customs authorities, corruption, information security threat

Современный этап социального развития характеризуется возрастающей ролью информационной среды, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений1. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, определяет параметры развития различных социальных и государственных институтов и при этом существенно влияет на состояние политической, экономической и других составляющих безопасности государства; в целом национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждённая Президентом России 9 сентября 2000 г. (№ Пр-1895, п. 1).

С учётом данного значения информации, которое в ходе научно-технического прогресса будет только возрастать, и всеобщей компьютеризации, в настоящее время задан вектор развития системы государственной власти, для обозначения которого вполне подходят недавно введённые в оборот термины «электронная Россия» и «электронное Правительство»2. В деятельность федеральных органов государственной власти интенсивными темпами внедряются современные информационные технологии с целью повышения эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные и телекоммуникационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций3. По существу создаётся новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

В этом смысле не является исключением система таможенных органов Российской Федерации: в их модернизации также выбраны ориентиры, основанные на приоритете современных информационно-телекоммуникационных технологий. Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р, в целях реализации новых подходов в работе таможенных органов запланированы следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования: внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации; создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации; создание операционного центра для обработки информации и принятия решений; совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами. Разработчики упомянутой Концепции отмечают, что информационные технологии позволят улучшить показатели эффективности

2 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65; Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р.

3 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р.

деятельности таможенной системы, создать систему комплексного учёта и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, повысить качество информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере. Концепцией предусматривается внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности4. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации в части положений о внедрении в их деятельность современных информационно-телекоммуникационных технологий в принципе согласуется с международно-правовыми нормами и международными стандартами, определяющими параметры развития таможенной системы и критерии качества таможенного администрирования. Например, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать передачу её в электронном виде5.

В Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года и в Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», фактически заменивший указанный кодекс после образования Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и вступления в силу союзного таможенного

4 Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утверждённая приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192, п. 4.

5 Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», Приказ ГТК России от 27.05.2004 № 619 «Об проведении организационно-технических мероприятий по внедрению электронной формы декларирования», Приказ ФТС России от 24.05.2007 № 646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащённость для применения электронной формы декларирования», Приказ ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"», Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» и др. Техническая документация по электронному декларированию представлена на официальном сайте ФТС России. -URL: http://www.customs.ru.

законодательства, не случайно включены главы, посвящённые использованию информационных систем и информационных технологий в таможенном деле. Глава 7 «Информационные системы и информационные технологии» Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определяет порядок и цели создания и использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, требования к программным и техническим средствам, предназначенным для обработки содержащейся в указанных системах информации, понятие и перечень информационных ресурсов таможенных органов, процедуру предоставления информации, составляющей эти ресурсы, заинтересованным лицам. Отдельная статья (101-я) посвящена вопросам защиты информации таможенными органами. Хотя правовые нормы рассматриваемой главы закона носят крайне обобщённый характер, а многие кроме того содержат бланкетные диспозиции, выведение правового регулирования информационных отношений в сфере таможенного дела на уровень закона само по себе говорит об осознании законодателем исключительной важности процесса информатизации таможенной системы на современном этапе. Такие новеллы должны приветствоваться.

В развитие приведённых базовых нормативно-правовых положений в последние годы активно осуществляется информатизация процессов таможенного администрирования и таможенного оформления. Для целей управления процессами таможенной деятельности введена и функционирует Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, состоящая из организационно упорядоченной совокупности массивов документов и информационных технологий, реализующих, в том числе с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникационной связи, информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов. Происходит массовый переход на электронное декларирование товаров и транспортных средств, в том числе через Интернет6. Подключаются информационные системы общего пользования, находящиеся в ведении ФТС России, её территориальных органов и подведомственных ей учреждений, предназначенные

6 Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», Приказ ГТК России от 27.05.2004 № 619 «Об проведении организационно-технических мероприятий по внедрению электронной формы декларирования», Приказ ФТС России от 24.05.2007 № 646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащённость для применения электронной формы декларирования», Приказ ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"», Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» и др. Техническая документация по электронному декларированию представлена на официальном сайте ФТС России. -URL: http://www.customs.ru.

для двустороннего информационного обмена в электронной форме между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Работает портал электронного представления сведений7. На правительственном уровне запланирован ряд мероприятий по переходу на предоставление государственных услуг в области таможенного дела и исполнение государственных функций в электронном виде таможенными органами Российской Федерации8, и эти планы реализуются9. Перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых ФТС России гражданам и организациям, постоянно расширяются.

На фоне всеобщей информатизации происходит объединение информационных систем государственных органов на ведомственном, межведомственном, международном уровнях. Наметился процесс интеграции информационных систем таможенных органов с информационными системами других государственных органов (налоговых и др.). Открыло новые горизонты в области информатизации таможенного дела и вместе с тем поставило на повестку дня новые вопросы формирование Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках ЕврАзЭС. Объединённая информационная среда и качественный информационный обмен между союзниками являются обязательными условиями эффективного функционирования таможенно-интеграционного образования. В этой связи информатизации таможенного дела и, в частности, таможенного администрирования, осуществляемого во вновь созданном Таможенном Союзе, страны-участницы уделяют большое внимание. Задачи развития информационно-телекоммуникационных технологий и информационной инфраструктуры единого таможенного пространства поставлены в один ряд с такими немаловажными задачами, как унификация таможенного законодательства, формирования общего рынка и др. В настоящее время создаётся интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного Союза, концепция которой утверждена Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного Союза) на уровне глав правительств10.

7 Электронное представление сведений ФТС России - URL: http://edata.customs.ru.

8 Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»; распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

9 Требования к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», изложены на официальном сайте ФТС России. - URL: http://www.customs.ru.

10 Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного Союза) на уровне глав правительств, от 19.11.2010 № 60 «О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза и первоочередных мерах по ее реализации» // Официальный сайт комиссии Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. - URL: http://www.tsouz.ru;

Модернизацию таможенной системы, направленную на улучшение информационного обеспечения её деятельности, разумеется, следует рассматривать как позитивный процесс, адекватный общим тенденциям развития информационной среды, о которых мы писали выше. Вместе с тем ускоренное движение в сторону «электронных таможенных органов» (парафраз по аналогии с «электронным правительством») актуализирует риски, связанные с появлением новых угроз информационной безопасности таможенной системы. В настоящей работе проведено аналитическое исследование одной из таких угроз информационной безопасности таможенных органов, под которой понимается состояние защищённости национальных интересов государства в информационной сфере деятельности указанных государственных органов11.

Процесс информатизации таможенной сферы имеет, так сказать, оборотную сторону: наряду с положительными изменениями проявляются и негативные последствия, такие, как активизация противоправной деятельности, связанной с использованием информационно-телекоммуникационных систем в преступных целях. Интенсивное внедрение в работу таможенной системы информационных технологий и повышение «веса» информационных ресурсов является детерминирующим фактором криминальной активности, выражающейся в несанкционированном доступе к компьютерным сетям и базам данных таможенных органов, незаконных модификации и копировании содержащейся в этих базах информации, передаче конфиденциальной служебной информации сторонним лицам.

Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза от 21.09.2010 // Официальный сайт комиссии Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. - URL: http://www.tsouz.ru; Технико-экономическое обоснование создания и функционирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза // Официальный сайт комиссии Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. - URL: http://www.tsouz.ru; Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного Союза от 21.09.2010 // Официальный сайт комиссии Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. - URL:: http://www.tsouz.ru.

11 Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом ФТС России от 13.12.2010 № 2401). Подробнее о нормативно-правовом регулировании информационной безопасности таможенных органов см.: Кожуханов Н.М. Специфика правового регулирования информационной безопасности таможенных органов / Н.М. Кожуханов // «Единое окно», обмен данными, межведомственное и государственно-частное сотрудничество при упрощении процедур торговли: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва, 7-8 апреля 2011 г. - М., 2011. - С. 127-131; Его же. Проблемы разграничения правовых категорий в сфере обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов // Юриспруденция. - М.: Издательство РГГУ, 2010. - № 2 (18). - С. 63-67; Абрамов А.М., Кожуханов Н.М. Проблемы правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности // Юриспруденция. - М.: Издательство РГГУ, 2010. - № 3 (19). - С. 39-44.

Противоправные деяния в информационной сфере деятельности таможенных органов достаточно разнообразны, но из наиболее распространённых можно выделить две основные группы.

Первая группа посягательств направлена на незаконное предоставление создаваемой и используемой таможенными органами информации ограниченного доступа лицам, заинтересованным в её коммерческом использовании, как правило, представителям бизнеса - участникам внешнеэкономической деятельности, операторам рынка «околотаможенных» услуг (таможенным представителям, владельцам складов временного хранения и таможенных складов и др.). Находящаяся в распоряжении таможенных органов служебная информация, отражающая показатели внешнеэкономической деятельности, таможенного администрирования и таможенного контроля (данные таможенной статистики, индексы таможенной стоимости, профили рисков и др.), имеет большую экономическую ценность, поскольку позволяет оптимизировать маркетинговую (в том числе ценовую) политику коммерческой фирмы, правильно выбрать тактику и стратегию конкурентной борьбы, существенно снизить коммерческие расходы, прежде всего, связанные с таможенной очисткой. Вспомним высказывание, приписываемое Натану Ротшильду: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», - этими словами он охарактеризовал высочайшую значимость достоверной оперативной информации для принятия правильных решений, продемонстрировав эту значимость на личном примере определения верной экономической стратегии. С переходом в фазу так называемого информационного общества, роль информации в экономике и, в частности, во внешнеэкономической сфере заметно выросла. Информация стала незаменимым средством планирования и управления бизнесом и, что примечательно, - ликвидным товаром. В этой связи субъекты предпринимательской деятельности проявляют постоянную заинтересованность в информационной подпитке.

Вторая группа правонарушений связана с неправомерной модификацией информации, содержащейся в электронных базах данных таможенных органов. Такие правонарушения представляют наибольшую опасность. Риск причинения ущерба государственным интересам здесь выражается не только и не столько в самом изменении упомянутой информации, требующем восстановления, сколько в преступных результатах, достигаемых путём этих изменений. Как правило, модификация информации баз данных таможенных органов осуществляется с целью совершения таможенных преступлений -уклонения от уплаты таможенных платежей, контрабанды. Экономический ущерб, наносимый такими посягательствами, весьма значителен.

В связи со спецификой объекта посягательств на объекты информационной инфраструктуры таможенных органов в криминальные отношения часто включаются должностные лица, в силу своего служебного положения имеющие доступ к информационно-телекоммуникационным системам и

служебным информационным ресурсам. Что касается правонарушений, связанных с неправомерной передачей служебной информации, то их совершение практически невозможно без участия таможенников, имеющих доступ (санкционированный или несанкционированный) к данной информации. Учитывая устойчивый платежеспособный спрос на такую информацию в бизнес-среде, чиновники со своей стороны оказывают помощь в её получении, разумеется, не на безвозмездной основе. Недостаточная защищённость информационных систем таможенных органов против коррупционных проявлений оставляет риск утраты информации ограниченного доступа.

Рассматривая правонарушения второй группы, следует уточнить, что внедрение в информационную систему таможенного органа - в те блоки, которые имеют выход в Интернет-пространство, - и последующая модификация компьютерной информации возможны путём так называемого «взлома», осуществляемого без привлечения коррупционеров. Однако принимаемые меры по защите служебной информации и повышению устойчивости информационных технологий к деструктивным программно-техническим воздействиям снижают эффективность атак злоумышленников на оборудование, программное обеспечение и информационные ресурсы таможенных органов, доступные из сети Интернет. В такой ситуации они вынуждены склонять к криминальному сотрудничеству таможенников, имеющих право доступа к базам данных или, по крайней мере, имеющих возможность проходить в помещения, где находится соответствующая компьютерная техника, реализующая доступ к защищаемым информационным ресурсам (автоматизированные рабочие места пользователей, абонентские пункты доступа и пр.).

Таким образом, на сегодняшний день сложился криминогенный детерминирующий комплекс, обусловливающий активное участие должностных лиц таможенных органов в совершении посягательств на объекты информационной инфраструктуры таможенной системы. Изучение материалов уголовных дел и служебных проверок подтверждает высокую долю служеб-но-коррупционной составляющей в рассматриваемой противоправной деятельности в информационной сфере.

Так, по сообщению Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России), опубликованному в 2005 году, Управление собственной безопасности федеральной службы предотвратило попытку незаконной передачи гражданскому лицу информации из Центральной базы данных сотрудником одного из управлений. 1 июля 2005 года при передаче дискет с информацией ограниченного распространения и получении за это денежного вознаграждения задержаны как сотрудник ФТС России, имевший официальный доступ к базе данных, так и покупатель информации, в действиях которого усматриваются признаки уголовно наказуемого деяния (дача взятки должностному лицу). По этому поводу в сообщении отмечалось следующее: «Развитие информационных систем и информатизация таможенных технологий в последние годы

является одним из приоритетных направлений развития таможенной службы. Учитывая тот интерес, который в последнее время проявляют к базам данных государственных организаций разного рода мошеннические структуры, Управление собственной безопасности ФТС России уделяет повышенное внимание охране защищённой таможенной информации и баз данных от внутренних и внешних угроз, свидетельство чему - данное задержание. Доступ к подобного рода информации недобросовестных участников ВЭД с неблаговидными целями может нанести реальный урон экономическим интересам государства. Управление собственной безопасности и впредь будет пресекать все попытки несанкционированного доступа, копирования и передачи вовне информации, охраняемой Федеральным законом»12.

Однако, несмотря на проводимую работу по предупреждению, выявлению и пресечению подобных преступных посягательств, они продолжают совершаться с завидным постоянством. Приведём ещё несколько примеров.

Выборгский городской суд Ленинградской области вынес приговор в отношении начальника отдела телекоммуникаций и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники Выборгской таможни Олега Журавлёва и начальника отдела эксплуатации и администрирования локальных вычислительных сетей информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления Александра Каренина. Согласно сообщению, опубликованному на официальном сайте Генпрокуратуры Российской Федерации, они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 272 (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации) и ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 194 (пособничество в уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере) Уголовного кодекса Российской Федерации. Установлено, что Журавлёв и Каренин, действуя в интересах третьих лиц, в феврале-марте 2004 года произвели несанкционированный доступ к комплексной автоматизированной системе таможенного оформления и серверам таможенного поста многостороннего автомобильного пункта пропуска «Торфяновка» Выборгской таможни. После этого они внесли изменения в электронную базу данных, удалив записи о перевозке партии товаров (трикотажных изделий) из Финляндии через таможенную границу России. В результате в таможню назначения не поступила информация об автомашине с грузом, что позволило избежать уплаты таможенных платежей на сумму более 2 миллионов 770 тысяч рублей. Суд поддержал позицию государственных обвинителей прокуратуры Ленинградской области и приговорил названных лиц к трём годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года каждого; кроме того, суд лишил их права в течение трёх лет занимать должности в таможенных и иных правоохранительных органах. На сайте

12 Официальный сайт ФТС России - URL: http://www.customs.ru.

98 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (42) 2012

прокуратуры отмечалось: «Судебное разбирательство по уголовному делу длилось более двух лет. В ходе расследования были привлечены в качестве специалистов сотрудники Федеральной таможенной службы Российской Федерации, была проведена экспертиза, требующая длительных и наукоёмких исследований. Это первый приговор в Российской Федерации в сфере уклонения от таможенных платежей с незаконным использованием компьютерной информации»13. Время показало, что, увы, не последний.

В другом случае 17 декабря 2009 года приговором Дорогомиловского суда Москвы за неправомерный доступ к компьютерной информации и превышение должностных полномочий осуждён старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России полковник таможенной службы Дмитрий Васильевич Новиков. Как сообщило Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, следствием и судом установлено, что в августе 2009 года Новиков Д.В. без ведома и вопреки воле сотрудника отдела мониторинга и анализа Службы оперативного мониторинга Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России, которому предоставлен доступ к Центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, завладел паролем для его учётной записи, затем осуществил неправомерный доступ к указанной базе данных и последующее её копирование на внешний носитель информации. 5 августа 2009 года Новиков Д.В. продал за 1 400 долларов США третьему лицу скопированную базу данных. Преступник был задержан с поличным. По данному факту было возбуждено уголовное дело № 7/767. В ходе расследования данного уголовного дела было установлено, что Новиков Д.В. действовал в составе организованной преступной группы, которая продолжительное время занималась хищением информации из БД ЕАИС таможенных органов с последующей незаконной передачей заинтересованным лицам за денежное вознаграждение под видом продажи программного продукта «Эксперт-ВЭД». Доказательства, собранные Юго-Западным следственным отделом на транспорте г. Москвы, признаны судом достаточными для вынесения приговора сотруднику таможенных органов по совокупности двух уголовно-наказуемых деяний: он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации, совершенный с использованием своего служебного положения) и ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), и приговорен к двум с половиной годам лишения свободы условно14.

13 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: http://genproc. gov.ru; официальный сайт Прокуратуры Ленинградской области. - URL: http://www.prokuratura-lenobl.ru.

14 Официальный сайт Московского межрегионального следственного управления на транс-

Аналогичный случай: 30 апреля 2009 года Красноярским следственным отделом Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по материалам отдела собственной безопасности Красноярской таможни возбуждено уголовное дело № 55029 по ч. 2 ст. 272 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации») в отношении Суетина Владислава Анатольевича. Названный сотрудник таможенного органа через свой служебный компьютер осуществил неправомерное копирование с сервера таможенного поста информации, содержащей банковские реквизиты участников ВЭД и иные сведения конфиденциального характера. Незаконное копирование было произведено путём записи файлов на личный переносной накопитель. 26 мая 2010 года указанное уголовное дело было рассмотрено в Канском городском суде Красноярского края; решением суда Суетин В.А. был признан виновным в совершении преступления по ч. 2 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, совершенный лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети) и приговорён к 200 часам обязательных работ15.

В 2005 году выявлены факты «взлома» используемой таможенными органами компьютерной системы учёта «АИСТ РТ-21» и внесения изменений в базу данных с целью совершения контрабанды. Как сообщила Прокуратура Санкт-Петербурга, в период с мая по июнь 2005 года организованной группой лиц был осуществлен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации в зоне деятельности Выборгской таможни и последующее оформление в Северо-Западной акцизной таможне в режиме «выпуск для внутреннего потребления» 27 транспортных средств общей стоимостью более 13 миллионов рублей. В процессе перемещения автомашин через таможенную границу Российской Федерации должностным лицам таможенного органа в подтверждение уплаты таможенных платежей были представлены подложные банковские квитанции. В целях введения в заблуждение сотрудников таможенного органа (СЗАТ) неустановленными лицами был произведен несанкционированный доступ в компьютерную систему учёта АИСТ РТ-21, в которой были незаконно внесены изменения в электронный вид банковских платежных документов. По указанной схеме состоялось контрабандное перемещение через таможенную границу Российской Федерации легковых автомобилей, в том числе BMW X 5 (трёх автомобилей), Lexus RX 300 (шести автомобилей), Audi Allroud (двух автомобилей), Mercedes Benz S55 AMG, а также девяти грузовых седельных тягачей Renault Premium и Freightliner. По данным фактам в январе 2006 года прокуратурой города возбуждено уголовное дело

порте Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. - URL: http://mmsut.ru/ novosti; официальный сайт ФТС России. - URL: http://www.customs.ru; см. также: Ведомости. -URL: http://www.vedomosti.ru.

15 Официальный сайт ФТС России. - URL: http://www.customs.ru.

по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188 (контрабанда, совершенная организованной группой лиц, с обманным использованием документов), ч. 2 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации)16.

Во всех описанных выше ситуациях, как мы видим, осуществлялся нелегальный доступ к электронным базам данных таможенных органов. Считаем уместным оговориться, что утечка служебной информации благодаря коррумпированным сотрудникам может происходить и без воздействия на электронные ресурсы. Примеры этому из следственно-судебной практики имеются. Так, Мурманским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации установлено, что в течение апреля 2007 года главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Поморского таможенного поста Архангельской таможни Юлия Кузьмина умышленно, из корыстных побуждений передавала служебную информацию об индексах таможенной стоимости товаров директору по развитию таможенных услуг ЗАО «Белмортранс». За свои услуги она получила в качестве взятки денежное вознаграждение в 3 000 рублей и две коробки алкогольных изделий общей стоимостью более 2 500 рублей. Ломоносовский районный суд Архангельской области признал Кузьмину виновной в совершении преступления, предусмотренного частью первой ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение должностным лицом взятки), и приговорил её к уголовному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей в доход государства. Обвинительный приговор суда вступил в законную силу17.

Подобные преступные деяния, не будучи связанными с нелегальным доступом к компьютерной информации, также представляют собой угрозу информационной безопасности таможенных органов. Но с учётом означенного тренда развития современного информационного общества, ведущего к примату электронного документооборота в таможенном деле и виртуализации публично-правовых отношений в данной области, в настоящей работе акцент делается на исследовании тех видов противоправной деятельности коррупционной направленности, которые сопряжены с нелегальными операциями именно с компьютерной информацией.

Итак, информация и связанные с ней элементы инфраструктуры таможенных органов стали объектом совместной криминальной деятельности

16 Официальный сайт Прокуратуры Санкт-Петербурга. - URL: http://prokuratura.sp.ru; см. также: Информационное агентство «Росбалт». - URL: http://www.rosbalt.ru/2006/02/03/242622.html; Деловой Петербург. - 6 февраля 2006 г.

17 В Архангельске таможенник осуждён за взятки // Официальный сайт Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. -URL: http://www.nwidt.ru/read/411.

коррупционеров от власти и от бизнеса, осуществляемой на постоянной, взаимовыгодной основе. Если проводить классифицирование данной деятельности в соответствии с делением угроз информационной безопасности на внутренние и внешние, то посягательства «внешних» нарушителей, совершаемые в сговоре с «внутренними» (должностными лицами таможенных органов), следует рассматривать как комбинированную угрозу информационной безопасности таможенной системы. Угроза такого типа представляется весьма серьёзной. Сращивание в коррупционных отношениях криминально ориентированных представителей бизнеса с представителями чиновничьего аппарата придаёт системный характер противоправной активности, подрывающей информационную безопасность таможенных органов.

Изучение тенденций информатизации таможенного дела, выражающихся в активном внедрении информационно-телекоммуникационных систем и повышения значимости информационных ресурсов таможенных органов, позволяет сделать неутешительный прогноз о вероятном увеличении количества информационных правонарушений, в том числе высокотехнологичных, совершаемых с участием таможенников. Уже сейчас по ряду признаков можно судить о широкой распространённости правонарушений данной категории. Так, практически у каждого таможенного представителя имеется информация ограниченного доступа о так называемой «проходной» таможенной стоимости и актуализированных профилях рисков, что свидетельствует о бесперебойном, несмотря на отдельные задержания, описанные выше, функционировании канала утечки служебной информации таможенных органов. Участие таможенников в совершении рассматриваемых правонарушений повышает их социальную опасность и вместе с тем резко снижает вероятность выявления, усложняет их расследование, раскрытие и превенцию18.

Высокая латентность исследуемой противоправной деятельности и наносимый ею существенный материальный и нематериальный ущерб государственным интересам требуют оценки коррупции в таможенных органах как достаточно опасного феномена, проявляющегося в информационной сфере. Автором на конкретных примерах было продемонстрировано, что коррупция, сопряжённая с использованием должностного положения для несанкционированного доступа к информационным ресурсам таможенных органов и нелегального использования служебной информации, выступает фактором угрозы информационной безопасности. На текущий момент данная внутренняя угроза является едва ли не более опасной, чем внешние угрозы, исходящие от «сторонних» лиц, предпринимающих попытки доступа к используемым в таможенных органах информационным системам и деструктивного

18 Повышенная общественная опасность использования служебного положения для неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации учтена законодателем при конструировании квалифицированного состава преступления со специальным субъектом, уголовная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 272 УК РФ.

воздействия на их элементы. Вместе с тем, как было показано выше, эта угроза зачастую приобретает смешанный, комбинированный характер: должностные лица работают «в тандеме» с криминально ориентированными субъектами экономической деятельности, и такое взаимодействие придаёт повышенную опасность рассматриваемой криминальной активности. Выступая в рядах «пятой колонны», коррупционеры подрывают основы информационной безопасности таможенной системы изнутри, фактически сводя «на нет» эффективность всех принимаемых мер по её обеспечению. Реализация проектов в области информационной безопасности, в частности, осуществление программно-технических и организационных мероприятий, направленных на повышение защищённости информационных систем таможенных органов, в конечном итоге упирается в пресловутый человеческий фактор.

Справедливости ради нужно отметить, что на высшем государственном уровне осознана большая опасность угрозы, которую несёт в себе проникновение криминальных элементов в информационно-телекоммуникационные системы государственных органов. Данная проблема прямо означена в ряде нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере информации, информационных технологий, защиты информации и обеспечения информационной безопасности.

В действующей Доктрине информационной безопасности Российской Федерации 2000 года (далее - Доктрина)19, служащей основой для формирования государственной политики в данной области, особое внимание уделено вопросам обеспечения информационной безопасности в экономической сфере; авторы Доктрины прямо указали: «Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации». С учётом указанного значения информационной безопасности в экономике и той роли, которую играет таможенное дело в регулировании внешнеэкономических отношений, следует относиться и к проблеме обеспечения информационной безопасности таможенных органов.

В качестве одной из составляющих национальных интересов России в информационной сфере в Доктрине указана защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развёрнутых, так и создаваемых на территории страны; обращено внимание на необходимость в этих целях повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем органов государственной власти (п. 1 Доктрины). Одним из внутренних источников угроз информационной безопасности Российской Федерации

19 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом России 9 сентября 2000 г. (№ Пр-1895).

разработчики Доктрины считают неблагоприятную криминогенную обстановку, характеризующуюся сращиванием государственных и криминальных структур в информационной сфере, получением последними доступа к конфиденциальной информации (п. 3). Выше мы привели конкретные примеры, подтверждающие справедливость такого утверждения.

Среди объектов, наиболее подверженных воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономики, в п. 6 Доктрины названы система государственной статистики (к ней относится и таможенная статистика внешней торговли, которая ведётся таможенными органами), информационные и учётные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики, системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства. Далее в Доктрине отмечается, что в системах сбора, обработки, хранения и передачи означенной информации наиболее опасны противоправное её копирование и искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности. Речь идёт, прежде всего, о таможенных органах. В некоторых примерах, приведённых нами ранее, была показана величина ущерба, причиняемого подобными посягательствами на ведомственные базы данных указанных органов.

В пункте 6 Доктрины также отмечается, что в каждой из сфер общественной жизни имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой защищаемых объектов, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения информационной безопасности должны использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние данной безопасности. Руководствуясь приведёнными доктринальными положениями о необходимости учёта специфических особенностей той области, в которой проводятся мероприятия по обеспечению информационной безопасности, следует совершенствовать систему защиты объектов информационной инфраструктуры таможенных органов.

В развитие нормативных положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, разработан отдельный блок нормативных документов, регламентирующих деятельность по обеспечению информационной безопасности, в частности, определяющих меры

защиты компьютерной информации20. Утверждены положения о структурных подразделениях информационно-технической службы таможенных органов, в том числе о подразделении информационной безопасности и технической защиты информации21. Показательно, что первая Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации (на ближайшую перспективу до 2000 года и на период до 2010 года) была утверждена ещё в 1998 году, то есть до принятия упомянутой Доктрины22. Впоследствии Федеральной таможенной службой Российской Федерации принимались новые Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов на период до 2010 года23 и на период до 2020 года24.

Однако во всех указанных документах, хотя и обозначается внутренняя угроза информационной безопасности таможенных органов, связанная с несанкционированным доступом и нелегальным использованием служебной информации должностными лицами указанных органов, но стратегия противодействия этой угрозе отсутствует. Как в старых концепциях, так и в новой отсутствуют положения, определяющие основные направления борьбы с коррупционными проявлениями, представляющими реальную угрозу информационной безопасности таможенных органов. Положения Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации», как отмечалось нами, имеют обобщённый характер и даже не выделяют конкретные угрозы информационной безопасности таможенных органов.

Этот изъян нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности необходимо устранять, причём срочно. На подзаконном уровне необходимо вводить в действие новые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по вытеснению коррупции в области информационных отношений с целью защиты информационных активов таможенных органов.

20 Приказ ГТК России от 20.01.2004 № 51 «Об обеспечении информационной безопасности при работе с информационно-вычислительной сетью общего пользования», Приказ ФТС России от 30.10.2006 № 1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования», Приказ ФТС России от 07.10.2010 № 1866 «Об утверждении Положения по обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена в таможенных органах Российской Федерации», Приказ ФТС России от 02.02.2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа.

21 Приказ ФТС России от 20.12.2010 № 2484 «Об утверждении типовых положений».

22 Приказ ГТК России от 31.12.1998 № 906 «О концепции информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации».

23 Приказ ФТС России от 19.09.2006 № 900 «О решении, принятом на заседании Коллегии ФТС России, о Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года».

24 Приказ ФТС России от 13.12.2010 № 2401 «Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года».

Полагаем, что разработкой концепции обеспечения информационной безопасности, представляющей собой базовый, основополагающий документ, ограничиваться нельзя. На данном этапе информатизации таможенного дела необходима детальная регламентация отношений в информационной сфере. Такая регламентация может быть нормативно закреплена в утверждаемых на федеральном уровне стандартах информационной безопасности таможенных органов25. В рамках проводимой стандартизации деятельности по обеспечению данной безопасности представляется целесообразным создать отраслевую модель её угроз. В эту модель предлагаем отдельным блоком ввести исходные данные по актуальным для таможенной системы угрозам информационной безопасности, связанным с несанкционированным доступом должностных лиц таможенных органов в используемые последними информационные системы и деструктивными воздействиями на их элементы. Здесь же необходимо концептуально определить специальные меры по превенции, выявлению и пресечению подобных посягательств.

В целом подавлению коррупции в таможенных органах как внутренней угрозы их информационной безопасности нужно уделять гораздо больше внимания, чем это делается сейчас, и начинать оптимально именно с определения антикоррупционной стратегии и формирования правовых основ антикоррупционной политики. Активизируя работу по вытеснению коррупции из таможенной среды, следует согласиться с тем, что данная правоохранительная задача - архитрудная, а полная ликвидация коррупции в России - на данном этапе развития социума, скорее, утопия. Оставаясь реалистом, нужно осознавать, что таможенная система вообще является уязвимым объектом для коррупционного воздействия. Даже не вникая в глубинные причины коррупции в сфере таможенного дела, лежащие в области деформаций социально-экономического базиса и человеческой ментальности, можно обнаружить совокупность коррупциогенных обстоятельств, обусловливающих высокий риск коррупциализации таможенной системы: разрешительный характер перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; сложность таможенных процедур; высокая экономическая значимость (как для государства, так и для участников ВЭД) административных решений, принимаемых таможенными органами, и неадекватный этой значимости уровень материального стимулирования (оплаты труда и др.) должностных лиц; предоставляемый им широкий предел усмотрения при реализации властных полномочий и обусловленная этим большая степень субъективизма при принятии решений; недостаточная транспарентность таможенного администрирования; неэффективный (хотя и близкий к тотальному) контроль

25 В качестве примера здесь могут служить стандарты обеспечения информационной безопасности организаций банковской системы, принятые Центральным Банком Российской Федерации (см.: Распоряжения ЦБ РФ от 26.01.2006 № Р-27; от 28.04.2007 № Р-347 и № Р-348; от 11.11.2009 № Р-1190; от 21.06.2010 № Р-705 и др.).

за деятельностью таможенных органов; релятивация морально-этических ценностей государственной службы; толерантность к коррупционным проявлениям в таможенной среде вплоть до неформальной оценки их в качестве нормы служебного поведения, а отнюдь не социальной девиации, и пр.

Отмеченные обстоятельства многократно осложняют борьбу с коррупционными проявлениями в таможенной среде, в том числе в сфере информационных отношений с участием таможенных органов. Но это не умаляет важности такой борьбы для достижения цели повышения информационной безопасности указанных органов, а, наоборот, обусловливает необходимость приложения особых усилий к разрешению проблемы обеспечения контроля над деструктивным поведением коррупционеров, объектом посягательств которых являются таможенные информационные системы.

Конечно, в плане вытеснения коррупции из отношений в сфере таможенного дела за прошедшее десятилетие и особенно в последние годы сделано немало, и работа на указанном направлении продолжается. Осуществляется модернизация нормативно-правовой базы таможенного регулирования с учётом необходимости устранения коррупциогенности таможенно-правовых актов, происходят кардинальные изменения в практике таможенного администрирования, направленные на обеспечение его соответствия потребностям мировой экономической системы по параметрам прозрачности, простоты и унифицированности таможенных процедур, разрабатываются и вводятся административные регламенты и стандарты служебного поведения, минимизирующие риск коррупциализации таможенной системы, проводится активная воспитательная и профилактическая работа среди кадрового состава таможенных органов. В центральном аппарате ФТС России создано специализированное управление по противодействию коррупции26. Антикоррупционная работа в таможенных органах идёт на фоне реализации общегосударственной политики по вытеснению данного антисоциального явления из административно-правовых отношений, обновлённой, а лучше сказать - полностью пересмотренной в последнее время.

Однако в условиях современного информационного общества криминалитет, как правило, развивается опережающими темпами. Поступательное движение по пути научно-технического прогресса, ведущее к практически полной информатизации и автоматизации таможенного дела, оказывает действительно преобразующее воздействие не только на систему таможенного администрирования, но и на криминальную активность, сопряжённую с коррупционным воздействием на должностных лиц таможенных органов и с соответствующим коррупционно мотивированным поведением последних. Таможенная коррупция постоянно мимикрирует, появляются новые формы

26 Приказ ФТС России от 01.08.2011 № 1570 «О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России».

коррупционных отношений, связанных с объектами информационной инфраструктуры таможенных органов, в криминальную среду внедряются новые информационно-технические средства и информационные технологии, что существенно осложняет борьбу с данным антисоциальным явлением и, соответственно, снижает уровень информационной защищённости таможенных органов.

Расширение спектра и мультипликация коррупционных проявлений в таможенной и «околотаможенной» сферах и распространение сопутствующего им делинквентного поведения приводит к малоутешительному выводу о неэффективности принимаемых правоохранительных мер. В связи с отмеченной выше системностью таможенной коррупции и устойчивостью её детерминант определённые успехи в борьбе с ней можно ожидать только при условии применения адекватного данному феномену системного подхода к решению задачи снижения коррумпированности таможенных органов до уровня, позволяющего обеспечить их информационную безопасность (до социально приемлемого уровня).

Формирование нормативно-правовой базы противодействия коррупции в рамках обеспечения информационной безопасности таможенных органов, о необходимости чего мы писали выше, - это первый важный шаг, но отнюдь не последний. Практика показывает, что основные сложности возникают на стадии претворения в жизнь правовых предписаний. Как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Поэтому наряду с совершенствованием юридического обеспечения антикоррупционной деятельности и информационной безопасности следует проводить комплекс организационных, программно-технических, кадровых и иных мероприятий, направленных на «купирование» коррупционных угроз информационной безопасности таможенных органов.

В связи с комплексностью, многоаспектностью рассматриваемой проблемы, имеющей информационно-технические и сугубо криминальные (коррупционные) стороны, важно оптимизировать взаимодействие между основными подразделениями соответствующей функциональной направленности - Главного управления информационных технологий ФТС России и структурных подразделений информационно-технической службы нижестоящих таможенных органов, с одной стороны, Управления по противодействию коррупции ФТС России и подчинённых ему подразделений собственной безопасности в структуре региональных таможенных управлений, с другой стороны. Поскольку число субъектов противодействия коррупционным угрозам информационной безопасности таможенных органов не исчерпывается названными «ведущими» подразделениями, следует обеспечить надлежащее взаимодействие всех задействованных в данной работе структурных подразделений (оперативно-розыскных, оперативно-технических, оперативно-аналитических, информационно-технических и др.).

Здесь необходимо задействовать все ресурсы таможенной системы, в том числе внештатные. В частности, нужно активизировать работу созданного Совета по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации - постоянно действующего внештатного органа ФТС России по проведению государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе защиты сведений, составляющих государственную тайну, в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России27. Совету следует акцентировать внимание на рассматриваемой нами проблеме актуализации коррупционной угрозы информационной безопасности таможенных органов. Полагаем, что названный орган должен участвовать в организации аудита информационной безопасности, направленного на проверку уровня защищённости эксплуатируемых таможенными органами информационно-телекоммуникационных систем от угроз данного типа.

Видится целесообразным ориентировать состав всех упомянутых подразделений на активизацию правоохранительной деятельности по линии предотвращения коррупционно обусловленных посягательств на объекты информационной инфраструктуры. Однако, полагая бессмысленным давать рекомендации в стиле «усилить и углубить», считаем необходимым отметить особую важность системности этой деятельности, ибо коррупция - явление системное, а проблема коррупционной угрозы информационной безопасности, как было показано, - комплексная. Противодействие данной угрозе должно быть адекватным, то есть отвечающим её качественным (системным) свойствам.

Следует учитывать описанную выше интеллектуализацию криминальной активности в информационной сфере. Реакцией на эту тенденцию должно стать повышение грамотности должностных лиц таможенных органов, в функциональные обязанности которых входит пресечение посягательств на объекты информационной системы, в том числе осуществляемых действующими сотрудниками. Для повышения интеллектуального уровня правоохранительной деятельности в этой области требуется проводить систематическое профильное обучение в рамках специализированных программ повышения квалификации28, снабжать должностных лиц методическими рекомендациями, отражающими вопросы обеспечения информационной безопасности таможенных органов, в частности, методикой оценки рисков нарушения данной безопасности в результате должностных злоупотреблений. В плане методики

27 Приказ ФТС России от 29.07.2008 № 924 «Об утверждении Положения о Совете по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации».

28 Программа обучения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и работников учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам обеспечения информационной безопасности утверждена приказом ФТС России от 07.06.2008 № 710. Данную программу следует постоянно корректировать с учётом динамичного развития информационных отношений в области таможенного дела.

главную роль, как известно, играет наука, и потому здесь открываются новые направления научно-исследовательской деятельности.

Происходящая интеграция информационных систем и расширение информационного взаимодействия на межведомственном и международном уровнях, о чём мы писали выше, ставит новые задачи в области обеспечения информационной безопасности, поскольку объединение этих систем закономерно повышает степень их открытости. Существующая бессистемность защиты данных в рамках интегрированных информационных систем и слабая координация деятельности в области информационной безопасности, осуществляемой в общегосударственном и международном масштабах, способствуют потерям важной служебной информации в результате противоправных действий, в частности, имеющих коррупционную «окраску». Особенность данных систем, развёрнутых на обширных пространствах и эксплуатируемых разными по ведомственной и государственной принадлежности субъектами информационного обмена, состоит в том, что негативные последствия сбоев в работе отдельных элементов могут привести к быстрому развитию системного кризиса и нанести значительный вред государственным и надгосударственным интересам. Для снижения риска подобных негативных последствий требуется исключить ведомственную разобщённость в обеспечении целостности и конфиденциальности информационных активов, оптимизировать взаимодействие таможенных и иных государственных органов в области защиты информационных систем от криминальных посягательств, в том числе имеющих коррупционную «составляющую». Предстоит большая работа по внедрению стандартов обеспечения безопасности информационных ресурсов и информационного трафика в рамках функционирующего Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Представляется, что в совокупности с иными мерами, направленными на нейтрализацию коррупционно обусловленного деструктивного воздействия на информационно-телекоммуникационные системы таможенных органов, реализация наших предложений будет в определённой мере способствовать повышению информационной защищённости таможенной системы Российской Федерации. Использование предлагаемого системного подхода к обеспечению информационной безопасности таможенных органов позволит поддерживать её на необходимом и достаточном уровне в долгосрочной перспективе в формате современного информационного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.