Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ'

КОРРУПЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джафаров Наваи Камилович, Багдасарова Анаид Эдуардовна

Предмет исследования в настоящей статье составляет феномен коррупции как угрозы экономической, национальной и финансовой безопасности РФ. Представлен анализ содержания понятия коррупции, ее форм выражения в государственно-властных структурах; рассмотрено современное состояние коррупционных проявлений в Российской Федерации. Обосновывается вывод о необходимости совершенствования и конкретики законодательных актов, направленных на борьбу с коррупцией в части терминологического аппарата, мер борьбы и противодействия. Определяя основополагающие векторы модернизации действующего законодательства в области исследуемой проблематики в рамках национального права, авторы делают упор на изучение статистических данных, доктринальные взгляды на исследуемое явление; предлагают собственное видение решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джафаров Наваи Камилович, Багдасарова Анаид Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A GLOBAL PROBLEM OF THE STATE-POWER SYSTEM

The subject of research in this article is the phenomenon of corruption as a threat to the economic, national and financial security of the Russian Federation. The article presents an analysis of the content of the concept of corruption, its forms, and the current state of corruption manifestations in the Russian Federation. The conclusion that it is necessary to improve and specify legislative acts aimed at combating corruption in terms of terminology, measures to combat and counteract is substantiated. Defining the fundamental vectors of modernization of the current legislation in the field of the studied issues within the framework of national law, the authors focus on the study of statistical data, doctrinal views on the phenomenon under study; offer their own vision of solving the identified problems.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-63-67 NIION: 2015-0066-1/22-211 MOSURED: 77/27-011-2022-01-410

Наваи Камилович Джафаров1, Анаид Эдуардовна Багдасарова2

1 2 Московский Авиационный Институт (МАИ) Национальный Исследовательский Институт,

Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Предмет исследования в настоящей статье составляет феномен коррупции как угрозы экономической, национальной и финансовой безопасности РФ. Представлен анализ содержания понятия коррупции, ее форм выражения в государственно-властных структурах; рассмотрено современное состояние коррупционных проявлений в Российской Федерации. Обосновывается вывод о необходимости совершенствования и конкретики законодательных актов, направленных на борьбу с коррупцией в части терминологического аппарата, мер борьбы и противодействия. Определяя основополагающие векторы модернизации действующего законодательства в области исследуемой проблематики в рамках национального права, авторы делают упор на изучение статистических данных, доктринальные взгляды на исследуемое явление; предлагают собственное видение решения выявленных проблем.

Ключевые слова: коррупция, феномен коррупции, государство, власть, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство

Для цитирования: Джафаров Н. К., Багдасарова А. Э. Коррупция в Российской Федерации как глобальная проблема государственно-властной системы // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 63-67. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-63-67.

Original article

Navai K. Dzhafarov1, Anaid E. Bagdasarova2

1 2 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The subject of research in this article is the phenomenon of corruption as a threat to the economic, national and financial security of the Russian Federation. The article presents an analysis of the content of the concept of corruption, its forms, and the current state of corruption manifestations in the Russian Federation. The conclusion that it is necessary to improve and specify legislative acts aimed at combating corruption in terms of terminology, measures to combat and counteract is substantiated. Defining the fundamental vectors of modernization of the current legislation in the field of the studied issues within the framework of national law, the authors focus on the study of statistical data, doctrinal views on the phenomenon under study; offer their own vision of solving the identified problems.

Keywords: corruption, corruption phenomenon, state, government, anti-corruption, anti-corruption legislation For citation: Dzhafarov N. K., Bagdasarova A. E. Corruption in the Russian Federation as a global problem of the state-power system. Bulletin of economic security. 2022;(l):63-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-63-67.

© ,3,^a$apoB H. K., EargacapoBa A. Э., 2022

Коррупция в Российской Федерации как глобальная проблема государственно-властной системы

as a

Corruption in the Russian Federation global problem of the state-power system

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблема коррупции - тема особо актуальная для России, так как данное социально-правовое явление дестабилизирует обстановку как по РФ в целом, так и в ее отдельных субъектах, вызывая огромные экономические потери, а также нарушая эффективную работу различных государственно-властных структур, требуя от государства решительных мер противодействия.

В разделе II. пункта 12 части 18 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [4] в качестве основной угрозы суверенитету и экономической безопасности РФ назван достаточно высокий на сегодняшний день уровень коррупции в стране, а основной задачей (раздел III. пункта 16 части 15) - борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

Общероссийский показатель зарегистрированных коррупционных преступлений за последние три года остается практически стабильным от 30,5 до 31 тыс. (2018 г. - 30 495, 2019 г. - 30 991, 2020 г. -30 813).

Однако, за семь месяцев 2021 года согласно официально опубликованным данным сайта Генпрокуратуры РФ было зафиксировано 24,5 тысячи коррупционных преступлений [6], что представляет собой абсолютный рекорд за последние восемь лет. Вместе с тем такие статистические данные существенно разнятся с реальным количеством совершенных преступлений. Так, по словам экспертов почти 95 % преступлений, тем либо иным образом связанных с коррупцией, являются латентными [5].

Являясь высоко латентными, данный преступный сегмент оказывает негативное влияние на весь государственный аппарат в целом, пронзая практически весь комплекс взаимоотношений населения с государственными структурами, причиняя вред либо создавая угрозу его причинения и иным общественным отношениям (общественной безопасности, собственности и др.). Тем самым представляя повышенную общественную опасность.

По утверждению специалистов, исследующих данный негативный феномен современности, наиболее коррумпированными областями являются: бюрократический аппарат, правоохранительные и судебные органы, органы ГИБДД, налоговые службы [15].

Законодателем понятие «коррупции» сформулировано в ч. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. [3] путем технического перечисления деяний, имеющих коррупционных характер. Это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки

законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

В современной доктрине права отсутствует единство взглядов на определение термина «коррупция». Для уяснения сущностного значения данной категории обратимся к воззрениям авторитетных исследователей.

Аккумулировав точки зрения ученых последних лет на проблему понятийной нагрузки, можно прийти к выводу, что в науке коррупция рассматривается в нескольких значениях:

- как социально-правовое явление широкого масштаба [11];

- в качестве системы противоправных посягательств уголовно-правового характера [12];

- как особая совокупность противоправных деяний, имеющих гражданско-правовой, административный, служебный, уголовно-правовой характер [8].

В свою очередь, авторы сходятся во мнении, что само понятие коррупции объединяет в себе следующие группы преступных посягательств:

- деяния коррупционной направленности, которые следует признать основными;

- сопутствующие деяниям коррупционной направленности;

- так называемые «околокоррупционные» преступления.

Представляются достаточно интересными суждения авторов об обособлении в рамках действующего УК РФ отдельной главы с названием «Преступления коррупционной направленности» [7].

Вместе с тем законодатель пошел по иному пути. Полагаем, такой подход связан, прежде всего, с самой сущностью исследуемого социально-правового явления коррупции, находящего проявление в различных сферах жизнедеятельности (скажем, образования) и государственного (муниципального) управления; каждая из которых имеет свой особый объект преступного посягательства.

В данном вопросе мы поддерживаем позицию авторов считающих, что «набор отдельных случаев коррупционного поведения, типологизированных в двух группах (первая содержит закрытый перечень уголовно-правовых деяний, вторая - неконкретизированный объем коррупционных деликтов) делает термин «коррупция» расплывчатым, противоречащим дефинитивным правилам законодательной техники» [13; 9].

Кроме того, на наш взгляд, не совсем верным, при формировании дефиниции «коррупция», исходить из теоретических воззрений только лишь в области уголовного права, несмотря на то, что такой термин

JURISPRUDENCE

широко используется в различных областях научных знаний.

Полагаем, что коррупция - это осознанный взаимный двусторонний акт, подразумевающий использование государственно-властными органами, их должностными лицами, а также представителями управленческого персонала коммерческих и некоммерческих организаций и иными лицами своего служебного положения или определенного статуса, с одной стороны, и физических или юридических лиц, обратившихся для удовлетворения своих интересов к таким субъектам, с другой, имеющий целью незаконное извлечение выгод имущественного либо неимущественного характера, противоречащий законным интересам как всего общества и государства, так и отдельных субъектов права.

Данное определение вполне может претендовать на вхождение в научный оборот, поскольку в нем наиболее полно отражены все характерные признаки исследуемого негативного социально-правового явления.

Вместе с тем не только сама легальная дефиниция «коррупции», но и ныне предусмотренные меры по борьбе с ней нуждаются в дальнейшем реформировании, что предопределено их очевидной неэффективностью.

Действующее законодательство в своем сегодняшнем виде оказалось не способным должным образом защитить всю сферу общественных отношений жизнедеятельности общества и государства, выступающими объектами посягательств в исследуемой сфере, в целом нуждается в совершенствовании, требуя, в том числе и научных разработок.

В п. 2. ст. 1 273-Ф3 [3] противодействие коррупции определено как деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по трем направлениям:

- профилактика коррупции,

- борьба с коррупцией,

- и минимизация и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Однако российский законодатель не выработал единый кодифицированный нормативный акт федерального уровня, содержащий единый перечень мер противодействия коррупции, а также определяющий их сущностное содержание.

Само же понятие «меры противодействия коррупции» представляет собой простую их классификацию. Находит свое развитие в научных изысканиях, в частности в трудах Ф. Г. Кулуевой [10], Е. С. Червонной, К. А. Тишкова [14] и др.

Технико-юридический анализ научных публикаций и законодательных актов в области противодействия коррупции позволяет обозначить следующие

юридически значимые выводы и практические предложения:

- всю систему мер по борьбе с коррупционными проявлениями следует подразделить на две группы, а именно: уголовно-правовые и административно-правовые;

- административно-правовыми мерами противодействия коррупции следует считать предусмотренную на законодательном уровне совокупность элементов воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления, имеющие своей целью профилактику и борьбу с коррупционными проявлениями, ликвидацию и минимизацию таких последствий.

Среди таких мер предлагаем выделить: антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов; планирование антикоррупционной стратегии; антикоррупционный мониторинг; антикоррупционную пропаганду и просвещение; антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности; антикоррупционные требования к служебному поведению.

Кроме того, нам представляется целесообразным, используя положительный опыт зарубежных стран в исследуемом контексте, реформировать систему государственных органов по борьбе с коррупцией, внести следующие дополнения в антикоррупционное законодательство РФ:

- учредить единую федеральную систему государственных органов по борьбе с коррупцией путем создания специализированного суда антикоррупционной направленности; уполномоченного по противодействию коррупции;

- разработать и принять ФЗ «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов».

Таким образом, приходим к выводу о том, что обеспечение коррупционной безопасности, в том числе посредством усовершенствования действующего законодательства соответственно, - одна из приоритетных задач современного правового государства, коим является РФ; вместе с тем, такая задача должна разрешаться комплексно, т. е. включать в себя усовершенствование и прозрачность деятельности органов государственной власти, а также повышение уровня правосознания граждан путем воспитания в них нетерпимости к любым проявлениям коррупционных действий.

Список источников

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ, с изменениями,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

одобренными в ходе общероссийского голосования

01.07.2020) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 24.11.2021).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.11.2021).

3. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 26.05.2021) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 24.11.2021).

4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 24.11.2021).

5. Аналитическая справка «О работе в сфере профилактики коррупционных проявлений. Гласность в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации». Доклады, отчеты, статистическая информация Режим доступа: https://epp.genproc.gov. ru/web/proc_cfo/activity/combating-corruption/library/ methodic/review (дата обращения: 24.11.2021).

6. Правовая статистика. Сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения:

24.11.2021).

7. Бесчастнова О. В., Мухамбетов Р. М. Уголовно-правовая сущность коррупционного преступления // Научные вести. 2018. № 5. С. 37-43.

8. Вашкевичус В. В. Сущность коррупции и методы борьбы с коррупцией в России // Студенческий вестник. 2020. № 27-1 (125). С. 45-46.

9. Койнова Е. С. Коррупция как угроза экономической безопасности : оценка восприятия коррупции и пути совершенствования антикоррупционного законодательства // Россия и регионы мира : воплощение идей и экономика возможностей. Материалы XI Евразийского экономического форума молодежи. В 3-х томах. Екатеринбург, 2021. С. 241-243.

10. Кулуева Ф. Г. Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции // Наука, техника и образование. 2020. № 1 (65). С. 71-75.

11. Логунова Ю. В. Понятия «коррупция» и «административно-правовые меры противодействия коррупции» в российской правовой доктрине и законодательстве // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право. 2021. № 8. С. 120-125.

12. Мырзалиев М. Б., Султаналиева А. К. Понятие коррупции и факторы ее проявления // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2021. Т. 21. № 7. С. 100-104.

13. Тархова Я. Р. Понятие коррупции и противодействия коррупции // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 12 (51). С. 477-480.

14. Червонная Е. С., Тишков К. А. Развитие концепции противодействия коррупции в РФ (по результатам сравнительного анализа национальных планов противодействия коррупции в РФ) // МНСК-2019. Государство и право. Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. 2019. С.54-55.

15. Шарапова И. Д. Современное состояние и перспективы развития экспертной профилактики при противодействии коррупции // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 2. С. 235-238.

References

1. The Constitution of the Russian Federation on December 12, 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of December 30, 2008, № 7-FKZ of December 30, 2008, № 2-FKZ of February 05, 2014, № 11-FKZ of July 21, 2014, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // [Electronic resource]. Access mode: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 24.11.2021).

2. The Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 01.07.2021) (with amendments and additions, effective from 22.08.2021) // [Electronic resource]. Access mode: http://www.pravo. gov.ru (accessed: 24.11.2021).

3. On combating corruption : Federal Law № 273-FZ of 25.12.2008 (ed. of 26.05.2021) // [Electronic resource]. Access mode: http://www.pravo. gov.ru (accessed: 24.11.2021).

4. On the Strategy of Economic security of the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 № 208 [Electronic resource]. Access mode: http://www. pravo.gov.ru (accessed: 24.11.2021).

5. Analytical report «On the state of work on the detection of corruption crimes, investigation and prosecutor's supervision of criminal procedural activities of law enforcement agencies in the fight against corruption for 2020». Access mode: http://genproc.gov.ru/anticor/ (accessed: 24.11.2021).

6. Legal statistics. Website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http://www.genproc.gov.ru (accessed: 24.11.2021).

7. Beschastnova O. V., Mukhambetov R. M. Criminal-legal essence of corruption crime // Scientific news. 2018. № 5. P. 37-43.

8. Vashkevichus V. V. The essence of corruption and methods of combating corruption in Russia // Student Bulletin. 2020. № 27-1 (125). P. 45-46.

JURISPRUDENCE

9. Koynova E. S. Corruption as a threat to economic security : assessment of corruption perception and ways to improve anti-corruption legislation // Russia and the regions of the world : the embodiment of ideas and the economy of opportunities. Materials of the XI Eurasian Economic Youth Forum. In 3 volumes. Yekaterinburg, 2021. P. 241-243.

10. Kulueva F. G. The national strategy for combating corruption and the national plan for combating corruption // Science, technology and education. 2020. № 1 (65). P. 71-75.

11. Logunova Yu. V. The concepts of «corruption» and «administrative and legal measures to combat corruption» in the Russian legal doctrine and legislation // Modern Science : actual problems of theory and practice. Series : Economics and Law. 2021. № 8. P. 120-125.

12. Myrzaliev M. B., Sultanalieva A. K. The concept of corruption and the factors of its manifestation // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2021. Vol. 21. № 7. P. 100-104.

13. Tarkhova Ya. R. The concept of corruption and anti-corruption // Alley of Science. 2020. Vol. 2. № 12 (51). P. 477-480.

14. Chervonnaya E. S., Tishkov K. A. Development of the concept of anti-corruption in the Russian Federation (based on the results of a comparative analysis of national anti-corruption plans in the Russian Federation) // MNSK-2019. State and law. Materials of the 57th International Scientific Student Conference. 2019. P. 54-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sharapova I. D. The current state and prospects for the development of expert prevention in countering corruption // Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. № 2. P. 235-238.

Информация об авторах

Н. К. Джафаров - старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии» Московского Авиационного Института (МАИ) Национальный Исследовательский Институт;

А. Э. Багдасарова - доцент кафедры «Государственное управление и социальные технологии» Московского Авиационного Института (МАИ) Национальный Исследовательский Институт, кандидат юридических наук.

Information about the authors

N. K. Dzhafarov - Senior Lecturer of the Department of public administration and social technologies of the Moscow Aviation Institute (National Research University);

A. E. Bagdasarova - Associate Professor of the Department of public administration and social technologies of the Moscow Aviation Institute (National Research University), Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования 15.02.2022; принята к публикации 01.03.2022.

The article was submitted 16.12.2021; approved after reviewing 15.02.2022; accepted for publication 01.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.