Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-143-148 NIION: 2015-0066-5/21-092 MOSURED: 77/27-011-2021-05-291
Пути совершенствования мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития России
Виктория Александровна Лысенко1, Станислав Евгеньевич Вородюхин2,
Виктор Викторович Васильев3
1 2 3 Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия
Аннотация. Понятие коррупции не имеет национальной окраски и государственно-территориальной привязки, но в каждой стране существуют определенные особенности. Данное явление представляет куда большую опасность, чем потенциальные угрозы извне, поскольку оно существует уже здесь и сейчас, прямо перед нами, разлагая общественные и государственные институты. На протяжении всей истории коррупция приспосабливалась к любым политическим режимам. Государство предпринимает решительные меры, направленные на усиление борьбы с этим «социальным злом». Однако, несмотря на принятые меры, уровень коррупции остается на высоком уровне. Проблема противодействия коррупции в РФ на современном этапе приобретает особую значимость, особенно когда все мировое сообщество переживает кризис, который вызван пандемией коро-новирусной инфекции. Авторы в своей статье выделяют основные меры противодействия коррупции, которые уже существуют на современном этапе развития России, а также предлагают новые пути совершенствования мер. В настоящее время все мировое сообщество переживает кризис, который вызван пандемией COVID-19. В связи с этим во всем мире наблюдается тенденция к проявлению коррупционных правонарушений. В своей работе авторы приводят специальные меры, на которые следует обратить особое внимание во время пандемии COVID-19, так как они направлены на противодействие коррупции в наиболее уязвимых сферах общества.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, меры по противодействию коррупции, сотрудники органов внутренних дел
Для цитирования: Лысенко В. А., Вородюхин С. Е., Васильев В. В. Пути совершенствования мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития России // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 143-148. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-143-148.
Original article
Ways to improve measures aimed at combating corruption at the present stage of development of Russia
Viktoriya A. Lysenko1, Stanislav E. Vorodyukhin2, Viktor V. Vasiliev3
1 2 3 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Belgorod, Russian Federation
Abstract. The concept of corruption has no national connotation or state-territorial connection, but in each country there are certain peculiarities. This phenomenon is much more dangerous than a potential threat from the outside, since it already exists here and now, right in front of us, decomposing public and state institutions. Throughout history, corruption has adapted to all political regimes. The state is taking decisive measures aimed at strengthening the fight against this «social evil». However, despite the measures taken, the level of corruption remains high. The problem
© Лысенко В. А., Вородюхин С. Е., Васильев В. В., 2021
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
of combating corruption in the Russian Federation at the present stage is of particular importance, especially when the entire world community is experiencing a crisis caused by the coronavirus pandemic. The authors in their article highlight the main anti-corruption measures that already exist at the present stage of Russia's development, and also propose new ways to improve the measures. Currently, the entire world community is experiencing a crisis caused by the COVID-19 pandemic, and in this regard, there is a tendency for the manifestation of corruption offenses around the world. In their work, the authors cite special measures that should be paid special attention to during the COVID-19 pandemic, as they are aimed at combating corruption in the most vulnerable areas of society.
Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption measures, employees of the internal affairs bodies
For citation: Lysenko V. A., Vorodyukhin S. E., Vasiliev V. V. Ways to improve measures aimed at combating corruption at the present stage of development of Russia // Bulletin of economic security. 2021;(5):143-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-143-148.
Государство предпринимает решительные меры, направленные на усиление борьбы с этим «социальным злом». Однако коррупционные проявления со стороны государственных служащих подрывают доверие населения к власти, снижают авторитет государства в глазах его граждан, поскольку коррупция оказывает отрицательное воздействие на эффективное функционирование государственного аппарата, общества и отдельных граждан в целом.
Доверие населения к власти, как один из принципов ее легитимности, должно быть основано на ее честности и неприятии коррупции, а не на замалчивании сложных проблем и переключении внимания граждан на спорт, патриотизм или ненависть к внешним угрозам безопасности. Коррупция представляет куда большую опасность, чем потенциальные угрозы извне, поскольку она существует уже здесь и сейчас, прямо перед нами, разлагая общественные и государственные институты. На протяжении всей истории коррупция приспосабливалась к любым политическим режимам. Нет никакой уверенности, что недостаток демократии или полная либерализация политических отношений способны повлиять на нее. Коррупция все также остается лишь отражением выбора людей, их эгоизма и безразличия к справедливости. Ее конец может наступить, только когда каждый решит для себя, что хочет видеть Россию действительно сильной демократической страной, могущество которой представляет не военная мощь или необъятная граница, а такие разные и удивительные населяющие ее люди, которые с уверенностью смотрят в будущее, неразрывно связанное с нашей общей родиной.
Понятие коррупции не имеет национальной окраски и государственно-территориальной привязки, но в каждой стране существуют определенные особенности [2; 3; 5; 6; 7; 8; 10].
К. А. Корчагина относит коррупцию к серьезным дестабилизирующим факторам общества [4, с. 107]. Поэтому сейчас как никогда необходимо деформировать общественное сознание в сторону абсолютного порицания коррупции как внутренней угрозы, которую нельзя игнорировать. Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности, так как слож-
ность организации системы коррупционных отношений представляется в коррупционном «разделении труда», где отдельные должностные лица и криминальные субъекты выполняют присущие только им роли, вследствие их положения в государственных структурах, коммерческих предприятиях либо иерархии криминального мира:
- категория лиц, занимающих должность в государственных структурах правоохранительного характера, в том числе сотрудники органов внутренних дел, использующие полномочия для протекции лиц, замешанных в коррупции;
- должностные лица судебных и разрешительных органов, которые лоббируют интересы коррупционных структур;
- финансовые и коммерческие управленцы, подчиненные им лица, использующие возникающие из коррупции возможности для увеличения показателей прибыли.
Отлаженная схема выглядит как устойчивая сеть регулярных коррупционных действий, совершаемых, как правило, одними и теми же лицами. Любой коррупционной схеме необходимо время, чтобы тщательно отладить механизм взаимодействия как по вертикальной иерархии одного органа власти, так и в горизонтальной плоскости между начальствующими субъектами равного положения.
В целях недопущения подобной ситуации в органах внутренних дел предусмотрена система ротации руководителей структурных подразделений в субъектах РФ, предусматриваемая нормативными актами о противодействии коррупции. Необходимыми процедурами проведения ротации являются планирование, совершение подготовительных мероприятий, непосредственно ротация, учет ее результатов и оформление необходимой отчетности. Все указанные процедуры должны быть зафиксированы в соответствующем регламенте. Данная мера оправдывается сменяемостью должностных лиц, когда заинтересованные в корыстных связях лица не могут уставить коррупционную связь на постоянной основе с руководством региональных правоохранительных органов [6, с. 199]. Стоит обратить внимание, что данная
практика не применима к должностным лицам коммерческих предприятий, организаций, учреждений, что приводит к закреплению «теплых мест» у коррупционеров.
Таким образом, институт ротации является относительно новым для отечественной правовой системы, но уже завоевавшим расположение многих экспертов в области противодействия коррупции. Перемещение кадров правоохранительных структур способствует формированию необходимых механизмов профилактики коррупции. Считаем, что необходимо чаще осуществлять ротации кадров во всех без исключения государственных учреждениях.
В своих исследованиях К. Г. Сорокин подчеркивает, что «всфере противодействия коррупции общей приоритетной задачей государства является устранение условий и причин, порождающих коррупцию. Противодействие данному явлению должно начинаться спрофилактики коррупционных тенденций и основываться на предупреждении возможных коррупционных проявлений в государственном аппарате и обществе» [9, с. 21].
Реализация антикоррупционных реформ, так или иначе, проходит через этап планирования, в рамках которого осуществляется накопление и консолидация представлений о наиболее эффективных способах сокращения коррупционных практик и установление определенного набора путей преодоления этого явления, который будет отвечать условиям конкретной страны и нюансам текущих антикоррупционных задач в представлении инициаторов.
Однако стоит обратить внимание, что основной задачей для российского законодателя является поддержание актуальной нормативной базы, наиболее полно отвечающей текущим условиям коррупционности среди государственных органов и общественных учреждениях. Научные исследования по вопросам антикоррупционного поведения служащих и практические наработки должны составлять определенную часть содержания нормативных актов. Законодатель должен учитывать положительный зарубежный опыт, апробируя наиболееактуальные для российской действительности приемы и способы реформирования.
Следует отметить, что в настоящее время развития в России совершенствуется нормативная правовая база по борьбе с коррупцией. В 2008 году был принят Федеральный закон № 273-Ф3 «О борьбе с коррупцией», определяющий основные принципы борьбы с коррупцией, а также организационно-правовые основы предотвращения и противодействия ей. С 2008 года Президент Российской Федерации утверждает Национальный план противодействия коррупции, благодаря которому приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоох-
ранительных органов по борьбе с ней. В 2021 году был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, который направлен на усиление ряда мер по совершенствованию правовой базы в этой области.
В целях совершенствования мер противодействия коррупции на современном этапе развития России стоит обратить внимание на декларирование доходов. Во всем мире контроль над расходами и доходами является принятой нормой. Расходы, как и доходы, играют важную роль в надзоре за антикоррупционной деятельностью правительства, поскольку значительное превышение расходов над доходами указывает на наличие у человека незаявленных средств. Концепция всеобщей декларации давно используется в ряде стран и уже оказала положительное влияние на их экономику.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, утвержденные Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Кроме того, во исполнение пп. «а» п. 2 данного Указа в каждом ведомстве предусмотрены свои перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять указанные сведения. В МВД такие перечни утверждены Приказами от 16.12.2016 № 848, от 14.12.2016 № 838, от 26.06.2013 № 474, от 05.04.2016 № 158.
Дополнительно к приведенным перечням Приказом МВД РФ № 838 утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД, сотрудниками ОВД, федеральными государственными гражданскими служащими системы. Считаем, что было бы целесообразно данные сведения подавать гражданам и в отношении своих совершеннолетних детей.
Для преодоления коррупции в России необходимо принять, на наш взгляд, следующие меры:
- усилить контроль со стороны надзорных органов за исполнением законов и должностных обязанностей всеми государственными служащими; (Значимость указанной меры определяется сущностью самого назначения «контроля». Ведь именно контроль со стороны надзорных органов позволяет выявить недобросовестных сотрудников и работников. В определенной степени служит неким сдержи-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
вающим фактором. Согласно данным пресс-службы Следственного комитета России за минувший 2020 год за преступления коррупционной направленности осуждено более 1 400 сотрудников правоохранительных органов, что свидетельствует о наличии существенного массива коррупционеров в рядах государственных служащих. Расширение инструментария надзорных органов будет способствовать выявлению и привлечению к ответственности коррупционных преступников);
- существенно увеличить заработную плату государственным служащим. Причины, связанные с недостаточно высоким уровнем денежного довольствия, всегда признавались ключевыми коррупционными детерминантами, на фоне современных темпов инфляционных процессов недостаток финансового стимулирования сотрудников ощущается особо остро. Если государственный служащий будет получать заработную плату, позволяющую удовлетворить все потребности, то не будет необходимости получения денежных средств преступным путем. А еще каждый будет дорожить своей должностью и выполняемой работой, ведь вследствие совершенного деяния, сотрудник просто лишиться всех имеющихся благ;
- проводить открытые судебные процессы в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, и полностью исключить им возможность занимать в дальнейшем государственные должности. Дела о коррупционных преступлениях ввиду своей специфики дискредитируют в глазах общественности тот государственный орган, представитель которого оказался на скамье подсудимых. Эта мера имеет превентивное значение для лиц, которые собираются совершить коррупционное преступления. Ведь понимание того, что может произойти с тобой, на примере кого-то другого, должно сыграть сдерживающую функцию. Также эта мера направлена на привлечение широкой общественности к данной проблеме, развитие сознательности граждан. В целях поддержания авторитета государственного аппарата необходимо прибегнуть к одному из средств поддержания доверия общества к суду - открытому судебному разбирательству;
- создать должность федерального омбуд-смена по борьбе с коррупцией. На указанное лицо будет возлагаться функции контроля соблюдения справедливости и интересов определенных граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц, то есть в обязанности, которого входили бы выявление излишних бюрократических процедур, анализ правовых актов, подготовка предложений по улучшению антикоррупционного законодательства и работа с общественностью. Учреждение должности омбудсмена по борьбе с кор-
рупцией - шаг на пути к развитию гражданского общества;
- обеспечить объективное освещение в средствах массовой информации мероприятий государства и общественных организаций по профилактике и борьбе с коррупцией. Данная мера позволит обеспечить эффективное взаимодействие с обществом. Во-первых, широкое освещение антикоррупционных мероприятий позволит повысить уровень сознательности граждан, и обеспечит снижение уровня бытовой коррупции. Во-вторых, обеспечивается повышение уровня, доверив граждан к деятельности государственных органов и желание участия в выработке отдельных предложений по совершенствованию мер. Ключом к борьбе с коррупцией является транспарентность. Чем больше информации становится общедоступной, тем более эффективно неправительственные организации и СМИ могут «изобличать и позорить» коррупционную практику и тем самым способствовать ее искоренению.
Конечно, это лишь часть мер, которые помогут снизить уровень коррупции в РФ, и приведение их в жизнь будет весьма сложным процессом. Это потребует от государства больших финансовых вложений, а также огромных усилий по их нормативному регулированию.
В настоящее время все мировое сообщество переживает кризис, который вызван пандемией коронави-русной инфекции. В связи с этим во всем мире наблюдается тенденция к проявлению коррупционных правонарушений. В свою очередь Группа государств по борьбе с коррупцией выступила с заявлением о необходимости обеспечения прозрачности государственных закупок в наиболее уязвимых сферах.
Представляется целесообразным в целях противодействия коррупции во время пандемии COVID-19 применить специальные меры, направленные на противодействие коррупции в наиболее уязвимых сферах общества:
- создание открытого и прозрачного процесса контрактов, которое сможет ограничить проникновение коррупционных схем;
- обеспечение прозрачности данных, связанных с COVID-19;
- привлечение гражданского общества к контролю за распределением медицинских продуктов и оборудования;
- создание прозрачной системы закупок путем разработки рекомендательных стандартов качества закупаемых и поставляемых медицинских товаров, а также обеспечение прозрачности закупочных процедур с целью избегания завышения цен;
- необходимо также обеспечить прозрачность механизмов подотчетности при получении, распределении и использовании фондов и пожертвований;
- использование цифровых технологий для предоставления услуг и управления цепочками поставок.
Важно отметить, что меры по борьбе с коррупцией должны быть системными, адекватными, организованными и своевременными. Целесообразно учитывать находчивость и коварность коррупционеров и вести против них борьбу с помощью единой антикоррупционной государственной политики.
Таким образом, в целях исполнения одной из целей современной государственной антикоррупционной политики, заключающейся в обеспечении национальной безопасности, максимальной защищенности, комфортности и благополучия ее населения, на территории нашего государства целесообразно применить: 1) некоторые положительные меры из зарубежного опыта в сфере борьбы с коррупцией; 2) для успешного преодоления коррупции на современном этапе развития российского общества необходимо использовать как меры устрашения, так и факторы, способствующие созданию условий нетерпимости граждан к коррупционным преступлениям; 3) процесс борьбы с коррупцией на территории Российской Федерации требует детально проработанной стратегии со стороны государства.
Список источников
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»// Российская газета, № 266, 30.12.2008.
2. Братановский, С. Н. «Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ» : монография / С. Н. Брата-новский. М. : Проспект, 2017. 651 с.
3. Авакьян, С. А. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом : учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С. А. Авакьян, О. И. Баженова, О. А. Ежукова и др. ; отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2016. 568 с.
4. Корчагина, К. А. Коррупция в органах внутренних дел - один из факторов дестабилизации российского общества / К. А. Корчагина // Юрист-Право-ведъ. 2017. № 3 (28). С. 107-112.
5. Малько, А. В. Антикоррупционная политика современной России : от имитации к решительным действиям / А. В. Малько // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 37-43.
6. Павлова, Е. А. Современное состояние, структура и динамика коррупции в органах государственной власти РФ / Е. А. Павлова // Стратегическое управление : теория, практика и проблемы: материалы XIV региональной научно-практической конференции 16 декабря 2016 года. Т. 3. Сборник научных работ. Владимир, Владимирский филиал РАН-ХиГС. 2017. С. 198-203.
7. Иванов С. Б. Противодействие коррупции: новые вызовы : монография / С. Б. Иванов, Т. Я. Ха-бриева, Ю. А. Чиханчин [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабри-ева. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2016. 384 с.
8. Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета // ред. Е. В. Охотского. 3-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2019. 427 с.
9. Сорокин, К. Г. Актуальные вопросы взаимосвязи политики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) с антикоррупционной политикой на пространстве Таможенного союза ЕврАзЭС / К. Г. Сорокин // Таможенное дело. 2013. № 4. С. 21.
10. Амельчаков, И. Ф. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учебное пособие / И. Ф. Амельчаков, В. А. Лысенко, С. Е. Вородюхин [и др.]. Белгород : Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, 2020. 116 с.
References
1. Federal Law No. 273-FZ dated 25.12.2008 «On Combating Corruption» // Rossiyskaya Gazeta, No. 266, 12/30/2008.
2. Bratanovsky, S. N. «Administrative and legal aspects of the fight against corruption in the system of executive power in the Russian Federation» : monograph / S. N. Bratanovsky. M. : Prospect, 2017. 651 p.
3. Avakian, S. A. Constitutional and legal foundations of anti-corruption reforms in Russia and abroad : an educational and methodological complex (textbook) / S. A. Avakian, O. I. Bazhenova, O. A. Yezhukova, etc. ; ed. by S. A. Avakian. M. : Justicinform, 2016. 568 p.
4. Korchagina, K. A. Corruption in internal affairs bodies is one of the factors of destabilization of Russian society / K. A. Korchagina // Jurist-Pravoved. 2017. No. 3 (28). P. 107-112.
5. Malko, A.V. Anti-corruption policy of modern Russia : from imitation to decisive action / A. V. Malko // Legal policy and legal life. 2017. No. 3. P. 37-43.
6. Pavlova, E. A. The current state, structure and dynamics of corruption in public authorities of the Russian Federation / E. A. Pavlova // Strategic management : theory, practice and problems : materials of the XIV regional scientific and practical conference on December 16, 2016. Vol. 3. Collection of scientific papers. Vladimir, Vladimir Branch of the Russian Academy of Sciences-HiGS. 2017. P. 198-203.
7. Ivanov S. B. Anti-corruption: new challenges : monograph / S. B. Ivanov, T. Ya. Khabrieva, Yu. A. Chikhanchin [et al.] ; ed. by T. Ya. Khabrieva. M. : Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation : INFRA-M, 2016. 384 p.
8. Anti-corruption : textbook and workshop for undergraduate and specialist // ed. E. V. Okhotsk. 3rd ed. M. : Yurayt Publishing House, 2019. 427 p.
9. Sorokin, K. G. Topical issues of the interrelation of policy in the field of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime, the financing
of terrorism and the financing of the proliferation of weapons of mass destruction (AML/CFT/FRMU) with anti-corruption policy in the space of the Customs Union of the EurAsEC / K. G. Sorokin // Customs business. 2013. No. 4. P. 21.
10. Amelchakov, I. F. Formation of anticorruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies: a textbook / I. F. Amelchakov, V. A. Lysenko, S. E. Vorodyukhin [and others]. Belgorod : Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, 2020. 116 p.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
B. А. Лысенко - начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент;
C. Е. Вородюхин - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат исторических наук;
В. В. Васильев - профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат исторических наук, доцент.
Information about the authors
V. A. Lysenko - Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
S. E. Vorodyukhin - Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, Candidate of Historical Sciences;
Vasiliev V. V. - Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.