^^АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. f АДМИНИСТРАТИВНАЯ у | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ А
КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕРЫ
БОРЬБЫ С НЕЙ
CORRUPTION AS A SOCIAL PHENOMENON AND MEASURES
TO COMBAT IT
УДК 342.5
С.Е. ВОРОДЮХИН,
кандидат исторических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) vorodyuhin-stani@mail.ru
STANISLAV E. VORODYUKHIN,
Candidate of Historical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в последние годы коррупция стала целым феноменом, потрясшим все общество. Масштабы, особенность и изменчивость коррупции - последствие общественно-политических, финансовых, общественных и других трудностей становления государства. Целью данной статьи является изучение причин возникновения коррупции как негативного социального явления, а также раскрытие мер по профилактике коррупции и минимизации ее негативных последствий в стране в целом и в органах внутренних дел в частности. Проблема противодействия коррупции в Российской Федерации на современном этапе приобретает особую значимость. Участие институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной деятельности повышает ее эффективность. Сегодня выработана целая система мер предупреждения коррупции, базирующаяся на различных положениях российского законодательства. Однако, несмотря на принятые меры, уровень коррупции остается высоким. Автор считает, что в связи с этим необходимо повышать эффективность реализации предусмотренных законодательством мер социального контроля. Особое внимание в статье уделено сравнительному анализу Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы и Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы. Борьба с коррупцией должна быть комплексной программой с использованием экономических, правовых, социальных и моральных методов воздействия. В статье также отмечается, что не менее важны специальные антикоррупционные меры в сфере образования. Автор приходит к выводу, что именно от успехов противодействия коррупции в органах внутренних дел в немалой степени зависит успех противодействия коррупции в масштабах всей страны.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, меры по профилактики коррупции, минимизация коррупционных негативных последствий.
Для цитирования: Вородюхин С.Е. Коррупция как социальное явление и меры борьбы с ней // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 42-47. .
Abstract: in recent years, corruption has become a whole phenomenon that shook the entire society. The scale, peculiarity and variability of corruption is a consequence of socio-political, financial, social and other difficulties of the formation of the state. The purpose of this article is to study the causes of corruption as a negative social phenomenon, as well as to disclose measures to prevent corruption and minimize its negative consequences in general, and in particular in the internal affairs bodies. The problem of combating corruption in the Russian Federation at the present stage is of particular importance. The
participation of civil society institutions in the implementation of anti-corruption activities increases its effectiveness. Today, a whole system of measures to prevent corruption has been developed, based on various provisions of Russian legislation. However, despite the measures taken, the level of corruption remains high. The author believes that in this regard, it is necessary to increase the efficiency of the implementation of social control measures provided for by the legislation. Particular attention in the article is paid to a comparative analysis of the National Anti-Corruption Plan for 2018-2020 and the Plan of the Ministry of Internal Affairs of Russia on Anti-Corruption for 2018-2020. The fight against corruption should be a comprehensive program using economic, legal, social and moral methods of influence. The article also notes that special anti-corruption measures in education are no less important. The author comes to the conclusion that the success of countering corruption throughout the country depends to a large extent on the success of countering corruption in the internal affairs bodies.
Keywords: corruption, anti-corruption, measures to prevent corruption, minimization of negative corruption consequences.
For citation: Vorodyukhin S.E. Corruption as a social phenomenon and measures to combat it // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4. P. 42-47.
Коррупция в новейшее время обрела такие
масштабы, что уже к середине прошлого столетия приняла характер глобальной проблемы. К выводу о необходимости согласованных действий, направленных против коррупции, в том числе международной, пришло мировое сообщество в лице Организации Объединенных Наций.
В последние годы коррупция стала целым феноменом, потрясшим все общество. Масштабы, особенность и изменчивость коррупции - последствие общественно-политических, финансовых, общественных и других трудностей становления государства. Она всегда возрастает, когда государство находится на переходном этапе либо в первоначальном периоде модернизации.
Проблема противодействия коррупции в Российской Федерации на современном этапе приобретает особую значимость. Участие институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной деятельности повышает ее эффективность [4; 7; 8]. Именно высокий уровень взаимодействия институтов гражданского общества и сотрудников органов внутренних дел может способствовать колоссальному снижению уровня коррупции в нашей стране.
Причин существования такого негативного социального явления, как коррупция, несчетное множество. Основная мотивация совершения такого преступления - простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей совершать такие действия, заставляя их забывать о моральных принципах. Другие основные причины:
- низкий уровень образованности, социальной ответственности;
- низкий доход, отсутствие возможностей роста и самореализации;
- дисфункция правовой и судебной систем;
- профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
- низкий уровень правовой грамотности населения;
- интересы обеих сторон, вовлеченных в коррупционный акт.
Более подробный анализ причинного комплекса коррупционной преступности дает в своих работах профессор Ю.М. Антонян [1, с. 335]. В качестве наиболее важных причин коррупции автор выделяет экономические, политические и психологические.
В составе экономических причин называются инфляционные процессы, проникновение организованной преступности в легальный бизнес, огосударствление экономики, материальная необеспеченность мелкого чиновника, отсутствие эффективной рыночной конкуренции. Все вместе это позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не трудом, а путем подкупа.
В составе политических причин - непомерное число чиновников, проникновение в органы государственной власти и в органы местного самоуправления преступных элементов, коррупция в правоохранительных органах и др.
В составе психологических причин - игровая мотивация (азарт), круговая порука среди коррупционеров, их внутренняя готовность к подкупу [3, с. 53].
В России на современном этапе развития общества мы наблюдаем активизацию деятельности различных общественных и государственных структур, занимающихся проблемами коррупции. Государство принимает решительные меры по усилению борьбы с этим «социальным злом». Проявления коррупции со стороны чиновников подрывают доверие общества к власти, авторитет государства в глазах граждан снижается,
поскольку коррупция негативно сказывается на эффективном функционировании государственного аппарата. Угроза коррупции заключается не только в экономических потерях, которые приводят к снижению качества жизни населения, но и в негативном влиянии на результативность сотрудников, работников и служащих государственных учреждений, понижении качества управления общественной жизнью.
Стоит отметить, что в настоящее время в России сформирована нормативная и организационная основы противодействия коррупции, которые отвечают международным стандартам. В них заложен серьезный профилактический антикоррупционный потенциал, уже отчасти проявивший себя. Однако, несмотря на принятые меры, уровень коррупции остается высоким. В связи с этим необходимо повышать эффективность реализации предусмотренных законодательством мер социального контроля.
Совершенствование деятельности по противодействию коррупции следует связывать в первую очередь с мобилизацией сил и средств всех без исключения субъектов, а также с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных и иных мер, которые будут направлены на развитие необходимых механизмов, реализуя которые получится серьезно уменьшить уровень данного социально негативного явления в нашей стране.
Неблагоприятно сказывается отсутствие всеохватывающего общественного контроля за органами государственной власти независимых специалистов по вопросам разрешения конфликтов и противоречий, вызванных коррупцией. Данный фактор неразрывно связан с отсутствием доверия у граждан к властным структурам [5, с. 107].
Ликвидировать коррупцию и связанную с ней преступность полностью невозможно, но государству и обществу по силам до минимума ограничить ее масштабы. По мнению П.А. Кабанова, «противодействие коррупции на территории Российской Федерации - непрекращающийся процесс сдерживания коррупции в рамках допустимых границ, достаточно сложный по содержанию и длительный по срокам» [2, с. 878].
Большинство ученых отмечают, что противодействие коррупции представляет собой систему мер, которая постоянно совершенствуется, при этом меры формируются посредством оценки эффективности уже накопленного опыта.
В своих исследованиях К.Г. Сорокин подчеркивает, что «в сфере противодействия коррупции общей приоритетной задачей государства является устранение условий и причин, порождающих коррупцию. Противодействие данному
явлению должно начинаться с профилактики коррупционных тенденций и основываться на предупреждении возможных коррупционных проявлений в государственном аппарате и обществе» [8, с. 21].
Действительно, наиболее эффективными способами борьбы с коррупцией выступают предупреждение возможности ее возникновения либо устранение любых предпосылок для ее развития. Представители научного сообщества обращают внимание «на необходимость формирования у сотрудников органов внутренних дел нетерпимости к коррупционным проявлениям».
Коррупционные деяния, совершаемые в системе государственного управления, особенно опасны. Государственные служащие используют свои полномочия для совершения действий, запрещенных законом, принимают решения в личных отношениях в областях, не входящих в их компетенцию, выполняют свои обязанности только за дополнительное материальное вознаграждение и др. В результате таких действий возникает недоверие общества к властям, органам и представителям. Борьба с коррупцией -стратегическая задача Российского государства, решение которой способствует успешному социально-экономическому развитию, укреплению государства, гражданского общества и общественного порядка.
Следует отметить, что борьба с коррупцией должна происходить путем совершения целенаправленных, систематических действий. И лучше всего эти действия совершать силами одного органа, который бы собрал в себе перспективные наработки имеющихся органов, а также положительный опыт других государств.
Создание специализированного органа позволит аккумулировать высококвалифицированный кадровый потенциал, реализация которого приведет к появлению новейших методик выявления и расследования коррупционных проявлений, приобретению навыков и умений, необходимых для борьбы с таким сложным явлением, как коррупция.
По своему содержанию профилактика коррупции представляет собой не что иное, как комплекс превентивных мер, цель которых -предотвратить появление новых проявлений коррупции, их количественные и качественные изменения.
Профилактика коррупции должна быть основана на использовании положительного потенциала общества, демонстрировать процесс его саморегуляции. Правовые начала, на которых она основана, сводятся к возрождению духовных ценностей, гуманизации и др.
Сегодня выработана целая система мер предупреждения коррупции, базирующаяся на различных положениях российского законодательства. Например, Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» предусматривает образование Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273«О противодействии коррупции» сказано, что профилактика коррупции в Российской Федерации осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрения в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении него иных мер юридической ответственности, непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об иму-
ществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрения в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развития институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции1.
Профессор Е.В. Охотский выделяет 4 основные группы мер по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений:
1) правовые;
2) информационно-координационные;
3) контрольные;
4) репутационные [5, с. 312].
В настоящее время руководством МВД России предусмотрены системные меры профилактики по противодействию коррупции, охватывающие все этапы службы сотрудника - от поступления в полицию до увольнения в отставку. В должностные обязанности всех руководителей включены требования по проведению с каждым сотрудником индивидуально-воспитательной работы.
Грамотное, творческое сочетание воспитательных мер с усилением контроля за поведением сотрудников полиции на службе и в быту, своевременное решение всех вопросов их социальной защищенности, безусловно, приведет к наилучшему результату, но при одновременной угрозе применения жестких карательных мер. Действует институт поручительства при поступлении кандидатов на службу в полицию, при направлении на учебу в ведомственные образовательные организации, при назначении на вышестоящие руководящие должности.
Специальные меры профилактической направленности содержатся в Национальной стратегии и предусмотрены в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы, в том числе через создание во всех органах государственной власти и местного самоуправления
1 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О проти-
водействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
специальных подразделений по профилактике коррупционных и иных корыстных правонарушений. Национальный план является системным документом программного характера, направленным на борьбу с коррупцией и ее предупреждение, утверждаемым Президентом Российской Федерации сроком на два года.
С каждым разом Национальный план противодействия коррупции предусматривает «детальную настройку» на основе пошагового анализа правоприменительной и судебной практики, в том числе разбор типовых ситуаций, связанных с конфликтом интересов, подготовку методических рекомендаций по привлечению к ответственности и т.д. Планом предусмотрено активное внедрение компьютерных технологий для анализа и обработки представляемых деклараций.
Особое внимание уделено противодействию коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок, в том числе усилению борьбы с хищениями.
Национальный план предусматривает ряд мер по противодействию коррупции:
- обеспечение проведения ежегодного повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
- выявление личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- использование современных технологий в работе по противодействию коррупции;
- унификация форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции в федеральных государственных органах;
- повышение эффективности деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правона-рушений2.
Важным нормативным правовым актом в противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации является План МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы.
Проанализировав данный План, можно сделать вывод, что его положения основываются на Национальном плане и частично дублируют его основные тезисы. В соответствии с Планом МВД России по противодействию коррупции на
2 Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 27. Ст. 4038.
2018-2020 годы к мерам противодействия относят:
- разработку и реализацию мер по повышению эффективности контроля за соблюдением лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- расширение видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации, если в отношении такого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;
- совершенствование порядка осуществления контроля за расходами;
- участие представителей МВД России в работе ежегодных семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и профилактике коррупционных и иных правонарушений3.
Борьба с коррупцией должна быть комплексной программой с использованием экономических, правовых, социальных и моральных методов воздействия. Другими словами, для снижения уровня коррупции необходимо, чтобы дача или получение взятки были экономически невыгодными, карались законом, а действия должностных лиц должны контролироваться общественностью.
Не менее важны специальные антикоррупционные меры в сфере образования. Требуется специальная подготовка сотрудников полиции, чтобы научить их антикоррупционному мышлению и поведению в отношении коррупции. В ведомственных образовательных организациях системы МВД России в настоящее время разработаны программы, решающие следующие основные задачи:
- обучение курсантов и слушателей навыкам и способностям анализировать и оценивать данные о состоянии коррупции в полиции, прогнозировать ее, обнаруживать ее причины и разрабатывать меры по борьбе с ней;
- получение общего представления о состоянии коррупции в полиции;
- формирование потребности в борьбе с коррупцией и неприятие коррупции как средства достижения личных или служебных целей [6, с. 65].
Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденным Положением о Министерстве является ос-
3 План МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (утв. МВД России 30.08.2018 № 1/10044) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
новным субъектом борьбы с преступностью. Составным и неотъемлемым элементом этой борьбы является противодействие коррупции. Это противодействие ведется по двум направлениям: борьба с коррупцией в органах внутренних дел и борьба с коррупцией в масштабах всей страны.
Таким образом, совершенствование деятельности по противодействию коррупции следует связывать в первую очередь с мобилизацией сил и средств всех без исключения субъектов, а также с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных и иных
мер, которые будут направлены на развитие необходимых механизмов, реализуя которые получится серьезно уменьшить уровень данного социально негативного явления в нашей стране. Проблема противодействия коррупции в Российской Федерации на современном этапе приобретает особую значимость. Участие институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной деятельности повышает ее эффективность. От успехов противодействия коррупции в органах внутренних дел в немалой степени зависит успех противодействия коррупции в масштабах всей страны.
Литература
1. Антонян Ю.М. Криминология: учебник для академического бакалавриата. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 388 с.
2. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве II Aдминистративное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 878-884.
3. Касперович Ю.Г. Особенности личности сотрудника органов внутренних дел, совершающего преступления коррупционной направленности II Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 52-55.
4. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) I СА Aвакьян, О.И. Баженова, ОА Ежукова [и др.]; отв. ред. СА Aвакьян. - Москва: Юстицинформ, 2016.
- 568 с.
5. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета !под ред. Е.В. Охотского. - 3-е изд.
- Москва: Юрайт, 2019. - 427 с.
6. ИщукЯ.Г., Руденко А.С., Чистотина О.Н. Противодействие коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие. -Рязань: Коняхин A.ß. (Book Jet), 2017. - 84 с.
7. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография I С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, ЮА Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. - Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРA-M, 2016. - 384 с.
8. Сорокин К.Г. Aктуальные вопросы взаимосвязи политики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД!ФТ!ФРОМУ) с антикоррупционной политикой на пространстве Таможенного союза EврAзЭС II Таможенное дело. 2013. № 4. С. 19-30.
References
1. Antonyan Yu.M. Kriminologiya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. - 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Yurait, 2015. - 388 s.
2. Kabanov P.A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnoi propagandy kak pravovoi kategorii v rossiiskom regional'nom antikorruptsionnom zakonodatel'stve II Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 9. S. 878-884.
3. Kasperovich Yu.G. Osobennosti lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del, sovershayushchego prestupleniya korruptsionnoi napravlennosti II Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2013. № 1 (52). S. 52-55.
4. Konstitutsionno-pravovye osnovy antikorruptsionnykh reform v Rossii i za rubezhom: uchebno-metodicheskii kompleks (uchebnoe posobie) I S.A. Avak'yan, O.I. Bazhenova, O.A. Ezhukova [i dr.]; otv. red. S.A. Avak'yan. - Moskva: Yustitsinform, 2016. - 568 s.
5. Protivodeistvie korruptsii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i spetsialiteta Ipod red. E.V. Okhotskogo. - 3-e izd. - Moskva: Yurait, 2019. - 427 s.
6. Ishchuk Ya.G., Rudenko A.S., Chistotina O.N. Protivodeistvie korruptsii v organakh vnutrennikh del: uchebnoe posobie. -Ryazan': Konyakhin A.V. (Book Jet), 2017. - 84 s.
7. Protivodeistvie korruptsii: novye vyzovy: monografiya I S.B. Ivanov, T.Ya. Khabrieva, Yu.A. Chikhanchin [i dr.]; otv. red. T.Ya. Khabrieva. - Moskva: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii: INFRA-M, 2016.
- 384 s.
8. Sorokin K.G. Aktual'nye voprosy vzaimosvyazi politiki v oblasti protivodeistviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, finansirovaniyu terrorizma i finansirovaniyu rasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya (PODIFTI FROMU) s antikorruptsionnoi politikoi na prostranstve Tamozhennogo soyuza EvrAzES II Tamozhennoe delo. 2013. № 4. S. 19-30.
(статья сдана в редакцию 28.09.2020)