Раздел 7. Компаративистика и зарубежный опыт
БАШАН А.В.,
кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 220005, Республика Беларусь, г. Минск, просп. Машерова, 6
BASHAN A.V.,
Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected]
Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Masherov Ave. 6, Minsk, 220005, Republic of Belarus
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация. На современном этапе развития государства коррупционная преступность представляет собой угрозу национальной безопасности. Противодействие коррупции — одна из приоритетных задач всех ветвей государственной власти и управления, институтов гражданского общества, иных субъектов профилактики. В связи с этим автор в ходе научного поиска определяет направления для предупреждения коррупции, исходя из уже устоявшейся системы мер специально-криминологического характера, а также инновационных направлений ее развития. Предлагается акцентировать внимание на разработке и введении антикоррупционного комплаенса в уголовно-исполнительной системе Республики Беларусь. Автор статьи раскрывает процедурные аспекты, которые необходимо реализовать в контексте введения комплаенса, описывает в связи с этим некоторые проблемы и пути их решения; предлагает включение соответствующей нормы права в разрабатываемую концепцию развития уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь.
Ключевые слова: коррупция; преступность; общественно опасный вред; уголовно-исполнительная система; система мер предупреждения; комплаенс.
Для цитирования: Башан А.В. Антикоррупционный комплаенс уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 3 (57). С. 87-92.
ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE OF THE PENAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Annotation. At the present stage of state development, corruption is a threat to national security. Combating corruption is one of the priority tasks of all branches of government and public administration, civil society institutions and other subjects of prevention. In this regard, while conducting scientific research, the author determines the directions for preventing corruption, proceeding from the already established system of measures of a special criminological nature, as well as innovative directions of its development. It is proposed to focus on the development and introduction of anticorruption compliance in the penal system of the Republic of Belarus. The author of the article reveals the procedural aspects that need to be implemented as part of the introduction of compliance. Some problems concerning this process and the ways to solve them are described. The author also proposes to include the relevant rule of law in the concept of the development of the penal system of the Republic of Belarus.
Keywords: corruption; crime; socially dangerous harm; penal system; system of preventive measures; compliance.
For citation: Bashan A.V. Anti-corruption compliance of the penal system of the Republic of Belarus // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2021. No. 3 (57). P. 87-92.
Преступность как социальное и правовое явление влечет наступление негативных последствий для общества в виде нарушения прав, свобод и законных интересов. Ежегодно в рамках мирового сообщества фиксируются
десятки тысяч преступлений, посягающих на различные объекты уголовно-правовой охраны, в том числе на нормальное развитие общественных отношений в сфере прохождения государственной (публичной) службы.
Участники XIV Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и правосудию (г. Киото, Япония, 20-27 апреля 2020 г.) подчеркнули прямую зависимость между эффективностью развития государств и низким уровнем коррупции. Тем самым эксперты обратили внимание на важность разработки и реализации эффективной, скоординированной политики борьбы с коррупцией в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции*. Помимо антикоррупционной политики, отмечена приоритетность национальных предупредительных стратегий, основывающихся на разработке кодексов этики, реализации программ нравственного воспитания и образования, оценке коррупционных рисков и их преодолении.
Соглашаясь с международными экспертами относительно важности превентивных мер, отметим, что противодействие современной коррупционной преступности не может строиться только на устоявшейся системе предупреждения преступности, предусмотренной действующим законодательством.
Государства в рамках национальных практик и инициатив, связанных с разработкой, оценкой и воздействием стратегий противодействия преступности, объективно ориентированы на комплексный подход к их (стратегий) реализации преимущественно в тех сферах, которые потенциально высоко рискованны для влияния коррупции. Анализ количественных и качественных показателей преступности показывает, что поражению коррупцией в Белорусском государстве подвержены сферы управления, здравоохранения, оказания услуг, включая образование и социальное страхование, торговлю. Не является исключением уголовно-исполнительная система (далее - УИС) в целом и сфера исполнения наказаний в частности.
По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, удельный вес коррупционной преступности за последние несколько лет не превышает 2-3 % от всего массива преступлений. Но доля латентных
деяний, по мнению некоторых криминологов, может варьироваться в пределах от 1:10 до 1:20 [1, с. 61; 2, с. 58]. В структуре коррупционной преступности наибольший удельный вес составляют факты взяточничества (около 45,2 %) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (около 30,1 %). Преступления, предусмотренные статьей 424 УК Республики Беларусь, составляют около 19,3 %, другие коррупционные преступные деяния - около 4,5 %**.
Обращаясь к пенитенциарной системе, следует отметить, что единичные факты совершения коррупционных правонарушений (преступлений) имеются и в уголовно-исполнительной сфере. Например, бывший руководитель Республиканского унитарного производственного предприятия «Исправительное учреждение N 5» Управления Департамента исполнения наказаний по Брестской области с марта 2010 г. по март 2013 г. получал систематические «откаты» за то, что содействовал заключению контрактов с одной международной компанией на поставку продукции, то есть лоббировал ее интересы с нарушением порядка проведения тендеров. Размер взятки составил порядка 166 тысяч евро***.
Имеют место также злоупотребления служебными полномочиями, установление неслужебных связей, использование имущества республиканских унитарных предприятий в личных целях. Как правило, выявленные факты не подлежат широкому освещению в силу закрытости, нетранспарентности самой системы.
Очевидно, что совершение преступлений в УИС влечет наиболее значимые негативные последствия, поскольку окончательно подрывает доверие граждан к системе исполнения наказаний. Цели уголовной ответственности не реализуются, а восстановление социальной справедливости априори остается недостижимым.
Вместе с тем по итогам 2020 года в Республике Беларусь отмечено снижение общего количества коррупционных преступлений более чем на 10 % (по срав-
* Конвенция ООН против коррупции: принята Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 окт. 2003 г. // ООН: официальный сайт. 11К1_: http://www.un.org
** Сведения предоставлены Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в динамике с 2014 по 2020 год.
*** По официальным данным Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь.
нению с 2019 годом)*. С одной стороны, можно констатировать уменьшение числа преступлений и лиц, их совершивших. С другой стороны, не исключена возможность увеличения доли латентных коррупционных деяний.
Тем не менее выявление коррупционных преступлений и правонарушений, создающих условия для коррупции, хоть и является одним из элементов механизма противодействия коррупции, но постфактум обладает низким превентивным эффектом. Противодействие криминализации отдельных личностей и невовлечение последних в преступное поведение представляется более значимым для системы мер предупреждения преступности.
Криминологами выработана устоявшаяся система мер предупреждения совершения общественно опасных посягательств, которая включает в себя разноуровневые элементы последней. На общесоциальном уровне происходит санация общественных отношений, повышается культурный уровень нации, нивелируются криминогенные социальные патологии (пьянство, алкоголизм, наркомания и др.). На специально-криминологическом уровне применяется конкретно направленный комплекс мер, устраняющий причины и условия отдельных видов преступности, в том числе и коррупционной, пенальной. На индивидуальном уровне имеет место воздействие на конкретную личность, склонную к противоправной деятельности**.
Не умаляя значимость каждого из уровней профилактической деятельности, обратим внимание на специально-криминологическую систему мер предупреждения коррупции в УИС.
На современном этапе субъектами профилактики применительно к отраслевой сфере регулирования разрабатываются комплексные программы противодействия коррупции. Эти меры носят системный характер и затрагивают различные аспекты прохождения службы: правовые,
* Сведения предоставлены Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
** В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 янв. 2014 г. N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». (См.: Система «КонсультантПлюс. Беларусь»).
этические, организационно-управленческие, идеологические. Указанные направления научным сообществом определяются как антикоррупционный комплаенс учреждения, организации. На актуальность данной темы исследования обращают внимание многие российские ученые, такие как В.В. Астанин, В.М. Шиткова, Э.А. Иванов, Ю.П. Гармаев, и др.
В частности, Э.А. Иванов представляет антикоррупционный комплаенс как процесс управления, который позволяет определять применимые правовые нормы, выявлять и оценивать коррупционные риски, создавать локальные нормы организации с учетом этических принципов и тем самым профилактировать таковые риски [3, с. 15].
В то же время В.В. Астанин, раскрывая понятие и содержание данного направления, обращает внимание на институциональные задачи и конкретные приемы формирования комплаенса в организационном, правовом, методическом, образовательном обеспечении [4, с. 8].
Обобщая имеющиеся научные взгляды на комплаенс и комплаенс-контроль (как форму организации надзорной деятельности в сфере борьбы с коррупцией), отметим, что внедрение рассматриваемого механизма (комплаенса) в организацию или систему в целом включает в себя определенный алгоритм по его претворению, который содержит несколько направлений:
- анализ деятельности и структуры;
- профессиональный отбор сотрудников;
- качественную подготовку кадров с антикоррупционной нетерпимостью;
- повышение квалификации и переподготовку кадров с акцентированием на преодоление рисков коррупционного характера и разрешение конфликта интересов;
- применение этических стандартов поведения при прохождении службы.
При этом создание в организации, компании, системе эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупци-онно опасных сфер деятельности, оценка и управление правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений обеспечивает комплексную защиту от коррупции.
Рассмотрим указанную систему мер более подробно применительно к уголов-
но-исполнительной системе Республики Беларусь. При этом следует отметить, что реализация данного направления в работе являлась приоритетной в контексте осуществления Концепции развития организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД Республики Беларусь (на период с 2016 по 2020 год)* и разрабатывающейся в настоящий момент концепции развития уголовно-исполнительной системы на 2021-2025 годы.
На первом этапе функционирования уголовно-исполнительного комплаенса происходит анализ деятельности и структуры органов и учреждений УИС, который также включает в себя несколько направлений:
- определение видов коррупциоген-но опасных функций (видов деятельности);
- определение должностей с повышенным уровнем рисков коррупционного характера;
- идентификацию ситуаций, связанных с коррупционными рисками, и их разрешение, составление карты рисков и их идентификацию;
- проведение комплекса мер по нивелированию рисков коррупционного характера (превентивная политика учреждения (организации).
На втором этапе происходит качественный отбор кадров. При этом эффективная кадровая политика государства должна строиться и с учетом информации о коррупциогенности должностей государственной службы, что является необходимым условием для разработки и реализации эффективных мер по предупреждению коррупции в целом.
Оценка коррупциогенности должностей различных категорий осуществляется путем анализа правовой, статистической, экспертной и иной информации, характеризующей оцениваемые должности, и выделения в ней с помощью специальных критериев факторов и условий, способствующих совершению указанными лицами и лицами, замещающими данные должности, коррупционных правонарушений и преступлений.
Согласно Рекомендациям по оценке коррупциогенности должностей госу-
дарственной и муниципальной службы в государствах - членах ОДКБ**, членами организации разработаны основные и вспомогательные критерии, которые могут быть учтены при расчете таковой оценки.
Так, в основные критерии оценки включаются следующие показатели:
- отношение должности к сферам деятельности государственных и иных органов, в которых наиболее вероятно проявление коррупции (например, оказание услуг, исполнение наказаний);
- наличие коррупционно опасных функций государственных и иных органов, в которых исполняется должность (например, начальник отдела по закупке);
- наличие особенностей правового статуса должности (например, представитель руководства Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь).
Вспомогательные критерии включают в себя следующие позиции:
- критерии определения сфер деятельности государственных и иных органов, в которых наиболее вероятно проявление коррупции;
- критерии определения коррупци-онно опасных функций государственных и иных органов;
- критерии оценки правового положения (статуса) должности, на основе которых делается вывод о наличии реальных предпосылок для совершения лицами, замещающими данную должность, коррупционных правонарушений.
Кроме того, могут быть учтены:
- аналитические материалы, содержащие обзоры деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов (комиссий по противодействию коррупции);
- информация по результатам проверок достоверности сведений о доходах и расходах служащих (сведения, указанные в декларациях о доходах и имуществе);
- сообщения подразделений (сотрудников), осуществляющих функции обеспечения собственной безопасности;
* В соответствии с приказом МВД Республики Беларусь от 20 июня 2016 г. N 167.
** Утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 13 окт. 2017 г. N 10-3.4 // Парламентская Ассамблея ОДКБ: официальный сайт. 11К1_: http://paodkb.org (Республика Беларусь включена в региональную международную организацию с 1993 г.).
- обращения (заявления, предложения, жалобы) граждан и организаций по вопросам нарушения порядка предоставления услуг или о фактах несоблюдения должностными лицами и специалистами требований к служебному поведению;
- сообщения средств массовой информации и иных информационных ресурсов о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;
- информация, поступившая из общественных, правозащитных и иных организаций.
Работа антикоррупционного компла-енса строится на выделении видов корруп-циогенно опасных функций и должностей, закреплении таковых в соответствующем приказе (по учреждению, отделу), хранении сведений в отделе кадров подразделения, отчетности по нивелированию коррупционных рисков в связи с функционированием УИС - осуществляется периодически (за месяц, квартал, полугодие, год). Сведения могут быть включены в карту рисков с обязательным указанием направлений по их нейтрализации или преодолению.
Кроме того, анализ деятельности и структуры в обязательном порядке включает в себя систематический контроль (компла-енс-контроль) за сохранностью, целевым и эффективным использованием государственного имущества и выделяемых из бюджетов денежных средств путем проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций (отделов, служб).
И далее, с учетом всей совокупности сведений должны строиться отбор и подготовка (переподготовка) кадров для системы УИС. При подборе того или иного кандидата необходимо учитывать, что, помимо профессиональных качеств, он должен обладать и надлежащими личностными чертами, выражающимися в его стрессоус-тойчивости, высоких нравственно-моральных качествах, готовности применять соответствующие этические стандарты службы.
На данный момент в соответствии с квалификационными характеристиками специалиста-выпускника для специальности «Правоведение», специализации «Уголовно-исполнительная деятельность»*
требования к компетентности выпускника Академии МВД Республики Беларусь строятся на приобретении профессиональных знаний в пределах правоохранительной, профилактической и уголовно-исполнительной деятельности [5, с. 274-275].
Вместе с тем одним из ключевых элементов профессиональной подготовки современного сотрудника УИС является привитие навыков антикоррупционной устойчивости и в целом получение знаний в контексте понятия коррупции, системы мер ее предупреждения, формирования навыков преодоления рисков коррупционного характера и разрешения конфликтов интересов.
В настоящее время данное направление успешно реализуется при получении высшего образования на первой ступени и дополнительного образования взрослых (переподготовка и повышение квалификации). Кроме того, начиная с 2020 года введены дополнительные программы повышения квалификации «Противодействие коррупции» и «Организация и проведение процедур государственных закупок» для всех специалистов органов и учреждений УИС.
Последним этапом в претворении антикоррупционного комплаенса является эффективное применение мер этического характера при прохождении службы. Следует отметить неоднозначность в нормативном регулировании этической составляющей отдельных направлений государственной службы. Например, положения Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»**, Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. N 305-З «О борьбе с коррупцией»*** или Правил профессиональной деятельности адвокатов, медиаторов, лиц, оказывающих юридические услуги, занимающихся производством экспертиз, и др., предъявляют требования к этической стороне.
Применительно к служебной деятельности сотрудников ОВД Республики Беларусь разработаны и введены в действие Правила профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь (утверждены прика-
* Утверждены министром внутренних дел Республики Беларусь 29 августа 2017 г.
** Доступ из системы «КонсультантПлюс. Беларусь».
*** Там же.
зом МВД Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. N 67). Данные правила содержат положения о нравственно-психологических особенностях сотрудников ОВД, порядке их отношений с гражданами и коллегами, требованиях при принятии решений.
Как отмечает Т.Г. Терещенко, «...положения правил не противоречат нормам, прописанным в кодексах поведения должностных лиц на уровне стран Европейского Союза и мирового сообщества в целом. Но до сих пор в республике отсутствует единый кодекс этического поведения для должностных лиц (служащих). Представляется, что указанная практика может быть продолжена» [6, с. 166].
Таким образом, определяя приоритетность создания и развития системы уголовно-исполнительного комплаен-са, полагаем возможным нормативное урегулирование данного аспекта путем включения соответствующей нормы следующего содержания во вновь разрабатываемую концепцию развития организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД Республики Беларусь: «Приоритетным направлением развития органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
является анализ деятельности и структуры; совершенствование подбора и расстановки кадров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников (работников) организаций УИС, включая антикоррупционную устойчивость; повышение уровня знаний в сфере коррупции; принятие мер для ее предотвращения, разрешения конфликтов интересов, преодоления рисков коррупционного характера, соблюдения ограничений при прохождении службы; установление правил и стандартов поведения, то есть введение антикоррупционного комплаенса уголовно-исполнительной системы».
Определяя приоритетность развития уголовно-исполнительной системы разработкой и внедрением антикоррупционного комплаенса, необходимо понимать, что это длительный и системный процесс, который нацеливает на качественно новый подход к организации деятельности всех ее структурных компонентов. Но тем самым это позволит достигать реализации целей уголовной ответственности, социальной адаптации (реадаптации) осужденных при повышении экономического потенциала органов (организаций) УИС и минимальных коррупционных рисках.
Список литературы
1. Криминология: учебник / под ред. В.В. Орехова. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 216 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. Москва: Юристъ, 1997. 512 с.
3. Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А. Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации: междисциплинарные аспекты: монография. Москва: Юриспруденция, 2020. 238 с.
4. Астанин В.В. Корпоративный антикоррупционный комплаенс: проблемы и ресурсы практического обеспечения // Российская юстиция. 2017. N 10. С. 5-8.
5. Терещенко Т.Г. Антикоррупционная подготовка работников пенитенциарных служб (на примере Республики Беларусь) // Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов ФСИН-России: проблемы и перспективы развития: материалы межвуз. науч.-практ. конф., Рязань, 8 февр. 2019 г. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 273-277.
6. Терещенко Т.Г. Этизация государственной службы: вопросы принятия стандартов поведения // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2018. № 2. С. 162-167.
References
1. Criminology. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg University, 1992. 216 p. (In Russ.).
2. Criminology. Moscow, Yurist Publ., 1997. 512 p. (In Russ.).
3. Garmaev Yu.P., Ivanov E.A., Markuntsov S.A. Anti-corruption compliance in the Russian Federation: interdisciplinary aspects. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2020. 238 p. (In Russ.).
4. Astanin V.V. Corporate anti-corruption compliance: problems and resources of practical support. Russian justice, 2017, no. 10, pp. 5-8. (I n Russ.).
5. Tereshchenko T.G. Anti-corruption training of employees of penitentiary services (on the example of the Republic of Belarus). Organizational and legal support for the activities of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia. Ryazan, 2019. Рр. 273-277. (In Russ.).
6. Tereshchenko T.G. Etization of public service: issues of adopting standards of behavior. Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2018, no. 2, pp.162-167. (In Russ.).